Черниговское княжество. Географическое положение

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-1.jpg" alt=">Черниговское княжество. Географическое положение. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-2.jpg" alt="> Географическое положение Черниговского княжества от Днепра и вдоль р. Оки. Его границы"> Географическое положение Черниговского княжества от Днепра и вдоль р. Оки. Его границы на юге пересекались с Переяславским княжеством, на востоке - с Муромо-Рязанским, на севере - со Смоленским, а на западе - с Киевским и Турово-Пинским. Также через Черниговское княжество проходил главный торговый путь Руси из Киева в северо-восточную Русь.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-3.jpg" alt=">Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по"> Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также “Сновская тысяча” с г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с Новгород- Северским (см. : Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как государственное целое. В. К.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-4.jpg" alt=">Герб. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-5.jpg" alt=">➲ Князья Черниговские: ➲ Мстислав Владимирович Храбрый (1024- 1036) ➲ Святослав"> ➲ Князья Черниговские: ➲ Мстислав Владимирович Храбрый (1024- 1036) ➲ Святослав Ярославич (1054- 1073) ➲ Всеволод Ярославич (1073- 1076) ➲ Владимир Всеволодович Мономах (1076- 1077) ➲ Борис Вячеславич (1077) ➲ Всеволод Ярославич (1077- 1078) ➲ Олег Святославич (1078) ➲ Владимир Всеволодович Мономах (повторно) (1078- 1094) ➲ Олег Святославич (повторно) (1094- 1096) ➲ Давыд Святославич (1097- 1123) ➲ Ярослав Святославич (1123- 1127) ➲ Всеволод Ольгович (1127- 1139) ➲ Владимир Давыдович (1139- 1151) ➲ Изяслав Давыдович (1151- 1154) ➲ Святослав Ольгович (1154- 1155) ➲ Изяслав Давыдович (повторно) (1155- 1157) ➲ Святослав Ольгович (повторно) (1157- 1164) ➲ Святослав Всеволодович (1164- 1180) ➲ Ярослав Всеволодович (1180- 1198) ➲ Игорь Святославич (1198- 1202) ➲ Олег Святославич (1202- 1204) ➲ Всеволод Святославич Чермный (1202- 1210/12 с перерывами) ➲ Рюрик Ростиславич (1210/12- 1212). По версии Зотова Р. В. , Рюрик Ольгович (1206- 1215 с перерывами). ➲ Всеволод Святославич Чёрмный (повторно) (1212- 1215) ➲ Глеб Святославич (1215- 1217) ➲ Мстислав Святославич (1217- 1223) ➲ Михаил Всеволодович (1223- 1234). По версии Горского А. А. , в 1223- 1226 Константин Ольгович.) и другие.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-6.jpg" alt="> Черниговское княжество. *Чернигов-один из крупнейших русских городов *Мощное боярство, опирающееся"> Черниговское княжество. *Чернигов-один из крупнейших русских городов *Мощное боярство, опирающееся на вотчинное земледелие *Свой епископ, величественные храмы, монастыри *Сильные дружины у князей *Торговые связи черниговских купцов простирались по всей Руси и за ее пределами. Они торговали даже на рынках Лондона

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-7.jpg" alt="> Внешняя политика ➲ *Черниговское княжество издавна включало в свой состав"> Внешняя политика ➲ *Черниговское княжество издавна включало в свой состав земли вплоть от Таманского полуострова, которые затем стали местом половецких кочевий. ➲ *Особые отношения с половцами. (Олег Святославович дружил с ними, половцы помогали ему в борьбе с В. Мономахом)

Русь Ярослава Мудрого была огромной по площади (по представлениям того времени) империей, и после ее распада вследствие феодальной раздробленности некоторые новые княжества сами стали сильными экономическими и политическими единицами. Одним из них было Черниговское княжество.

Географическое положение черниговского княжества

Черниговские земли лежали северо-восточнее киевских, на левом берегу Днепра. Это была в основном лесная зона, с большим количеством рек (Десна, Сейм), умеренным климатом, удобная для проживания и занятия земледелием. Густые леса и значительные расстояния отделяли Черниговщину от степной зоны, где жили кочевники, и в значительной мере защищали от разрушительных набегов (известно, что степняки-кочевники боялись леса и предпочитали не углубляться в него).

Черниговское княжество захватывало земли современных России, Украины и Белоруссии. Его соседями были Муромо-Рязанское, Турово-Пинское, Переяславское и Смоленское княжества. Особенности расположения способствовали экономическому развитию, и в княжестве было немало городов: Чернигов, Брянск, Новгород-Северский, Стародуб, Путивль, Козельск.

Результат ошибки Мудрого

До смерти князья в Чернигове появлялись только временно (в частности, некоторое время там правил Мстислав Храбрый, брат Ярослава). Но сам Ярослав завещал Чернигов по своей смерти сыну Святославу. Это решение мудрого князя положило начало феодальной раздробленности Руси, а Святослав через своего сына Олега стал родоначальником черниговской династии Ольговичей.

Как и другие территории, до монгольского нашествия Черниговщину потрясали междоусобицы. Причинами могли быть как попытки местных правителей распространить власть на чужую землю, так и претензии соседей на богатый Чернигов. Так, в 1205 году после смерти «буй-тура» Романа Мстиславича Ольговичи претендовали на Галицкое княжество, но были убиты. А Михаил Всеволодович (последний черниговский князь перед нашествием монголов) некоторое время держал под контролем Новгород и даже Киев.

Также внутренние разборки шли между двумя ветвями наследников Святослава Ярославича – Ольговичами и Давыдовичами. В результате княжество быстро начало дробиться дополнительно (появились Брянское, Стародубское, Курское, Новгород-Северское и другие княжества).

Во время нашествия монголов князь Михаил отказался послать помощь своему родственнику Юрию Рязанскому (это к нему ездил за помощью Евпатий Коловрат), а сам «пересидел» опасное время в Венгрии. Однако некоторые удельные владения, формально зависевшие от черниговского князя, храбро сражались. В частности, крошечный Козельск получил от монголов почетное прозвище «злой город» и удержал второе место по продолжительности обороны после Киева (хотя был раз в 10 меньше).

После этого земли княжества оказались в разных государствах – под контролем монголов и Литвы. Но формально оно просуществовало до 1401 года, когда было окончательно упразднено литовцами.

Богатые земли

Черниговщина считалась одним из самых богатых регионов Руси. Ее земля и хорошая увлажненность способствовала росту зерновых. Обширные леса и водоемы предоставляли хорошие возможности для промыслов – охоты, сбора грибов и ягод, бортничества, рыбной ловли.

Большое значение для экономики Черниговского княжества имело расположение на торговых путях (в частности, рядом со знаменитым маршрутом «из варяг в греки»). Поэтому торговля превратилась в одно из основных занятий местного населения и стимулировало рост городов. Горожане занимались и ремеслами – работой по дереву, оружейным и ювелирным делом, обработкой кожи. Результаты часто шли на продажу.

Черниговская земля считалась очень комфортной для проживания с точки зрения русичей. Однако феодальные дрязги привели к ее захвату врагами и исчезновению черниговской государственности.

Чернигово-Северская земля представляет равнину, которая чем ближе к Днепру, тем низменнее, а на северо-востоке она постепенно поднимается и незаметно переходит в Алаунскую возвышенность. Последняя начинается собственно на верховьях главных днепровских притоков, именно: Сожи, Десны с Семью, Сулы, Псела и Ворсклы. По всем этим верховьям проходит водораздельная возвышенность, отделяющая их от притоков верхней Оки и верхнего Дона. Низменную, ровную поверхность Приднепровской полосы нарушают только речные ложбины и множество примыкающих к ним извилистых оврагов, которые легко образуются вешнею водою в рыхлой черноземно-глинистой почве. Между тем как южная часть этой полосы напоминает близость степи, северная имеет довольно много болот, озер и лесу; а на нижнем течении Сожи характер природы почти не отличается от влажного Припятского Полесья. Прилегающая к водоразделу часть Алаунского пространства имеет характер сухой возвышенной плоскости, взволнованной пригорками и долинами, обильно орошенной текучими водами и богатой густым лесом.

Всю эту широкую полосу от среднего Днепра до верхнего Дона и средней Оки занимали сплошные славянские племена, а именно: северяне, жившие по рекам Десне, Семи и Суле, Радимичи – по Сожи и Вятичи – по Оке. Наш первый летописец говорит, что племена эти еще в IX веке отличались дикостию своих нравов, что они жили в лесах наподобие зверей, ели все нечистое, имели по нескольку жен; последних похищали, впрочем, по взаимному согласию, во время игрищ, происходивших между селениями. Мертвых сожигали на большом костре, потом собирали кости в сосуд и насыпали над ним курган, причем совершали тризну, или поминальное пиршество. По словам летописца, радимичи и вятичи пришли с своими родоначальниками из земли ляхов; отсюда можно заключить, что эти два племени имели свои отличия в говоре; вероятно, они более приближались к северной группе русских Славян, тогда как Северяне примыкали к южнорусскому говору.

В Северской земле рассеяно множество языческих могильных курганов, которые, кроме сожженных трупов, заключают в себе принадлежавшие покойникам разнообразные предметы домашней утвари, вооружения и убора. Эти предметы убеждают нас, что, вопреки словам летописца, в том краю еще задолго до принятия христианства находились уже значительные начатки гражданственности; что здесь господствовало предприимчивое, воинственное население. Остатки тризны, каковы кости рыб, барана, теленка, гуся, утки и других домашних животных, а также зерна ржи, овса, ячменя, не только свидетельствуют о земледелии, но и указывают на некоторую степень зажиточности. Все это противоречит приведенному выше известию о дикости Северян, обитавших в лесу и пожиравших все нечистое. Многочисленные городища, т.е. земляные остатки укрепленных мест, ясно говорят о том, что население умело оградить себя от беспокойных соседей и упрочить за собою обладание страною открытою, мало защищенною естественными преградами.

Два главные средоточия Северянской земли, Чернигов и Переяславль, упоминают в договоре Олега наряду с Киевом. Следовательно, к началу X века это были уже значительные торговые города, происхождение которых восходит к векам еще более отдаленным. По разделу Ярослава I, подтвержденному на Любецком съезде, княжение Черниговское досталось роду Святослава, а Переяславское сделалось отчиною в потомстве Всеволода Ярославича или его сына Мономаха.

Владения Черниговских князей в конце XII и начале XIII века – в эпоху наибольшего обособления – приблизительно имели следующие пределы. На востоке, т.е. на пограничье с Рязанью, они шли по верхнему течению Дона, откуда направлялись к устью Смядвы, правого притока Оки, и оканчивались на Лопасне, ее левом притоке. На севере они сходились с землями Суздальскою и Смоленскою, пересекая течение Протвы, Угры, Сожи и упираясь в Днепр. Эта река служила гранью Черниговского княжения от Киевского почти до самого устья Десны. Левый приток последней, Остер, отделял его на юге от Пзреяславского удела; а далее на юго-востоке Чернигово-Северская земля сливалась с Половецкою степью.

В Черниговском княжестве существовал такой же удельно-волостной порядок, как и в других русских областях, т.е. наблюдалось обычное право старшинства при занятии столов, и нарушение этого права вызывало иногда междоусобия. Впрочем, последние встречаются здесь реже, чем в иных землях Руси. По старшинству столов за Черниговом следовал Новгород-Северский, и в течение XII века мы не раз видим следующее явление. Новгород в соединении с другими уделами, лежавшими между Десною и Семью, каковы особенно Путивль, Рыльск, Курск и Трубчевск, обнаруживает наклонность выделиться из общего состава Черниговских владений и образовать особое, собственно Северское княжение, под властию младшей линии княжеского рода; подобно тому, как в первой половине этого века от Чернигова отделилась область Рязанская. Однако разные обстоятельства, особенно географическое положение и энергия некоторых северских князей, успевших не только завладеть Черниговским столом, но и перейти отсюда на великий Киевский, воспрепятствовали такому выделению и обособлению.

Обладание Черниговом некоторое время колеблется между двумя отраслями Святослава Ярославича: Давидовичами и Ольговичами. Последние в качестве младшей линии наследуют собственно удел Новгород-Северский; но это честолюбивое племя не довольствуется второстепенною ролью. Известно, что Всеволод Ольгович не только изгнал из Чернигова своего дядю Ярослава (Рязанского), но потом занял и самый Киев, предоставив Черниговскую область Владимиру и Изяславу Давидовичам, а Северскую – своим братьям Игорю и Святославу. Младшие, в свою очередь, стремятся по следам старшего брата. Игорь, добиваясь великого стола, погиб жертвою киевской черни; а Святослав, после сражения на Руте, только потому не занял Чернигова, что Изяслав Давидович успел ранее его прискакать туда с поля битвы. Однако он достиг своей цели с удалением Изяслава Давидовича в Киев. Вскоре затем и самый род Давидовичей пресекся. Ольговичи остались владетелями всей Чернигово-Северской земли. Тогда не замедлило повториться прежнее явление: род Ольговичей двоится на старшую, или Черниговскую, линию и младшую, или Северскую. Последняя снова не успевает обособиться благодаря преимущественно тому, что старшие родичи стремятся постоянно за Днепр в Киев, и иногда очищают Чернигов для младшей линии. Таким образом, Новгород-Северский довольно долгое время служит как бы переходным столом, т.е. переходною ступенью в Чернигов.

15 февраля 1164 г. скончался в Чернигове последний из сыновей Олега Гориславича, Святослав. Старшинство в роде Ольговичей принадлежало теперь его племяннику Святославу Всеволодовичу, князю Новгород-Северскому. Но бояре черниговские желали доставить свой стол старшему сыну умершего князя Олегу Стародубскому (известному нам по московскому свиданию 1147 г.). Вдовая княгиня, сговорясь с боярами и епископом Антонием, три дня таила от народа смерть своего мужа; а между тем отправила гонца за своим пасынком Олегом в его удел. Все соучастники присягнули на том, чтобы до его приезда в Чернигов никто не извещал Святослава Всеволодовича. Но между присягнувшими нашелся клятвопреступник, и это был сам епископ. Тысяцкий Юрий даже не советовал брать с него клятву, как с святителя и притом известного своею преданностию покойному князю. Антоний сам захотел поцеловать крест. А вслед затем он послал тайком грамоту в Новгород-Северский к Святославу Всеволодовичу с известием, что дядя умер, дружина рассеяна по городам, а княгиня находится в смущении со своими детьми и оставшимся от мужа великим имуществом; епископ приглашал князя поспешить в Чернигов. Летописец объясняет такое поведение епископа только тем, что он был грек, т.е. подтверждает распространенное в то время мнение о нравственной испорченности византийских греков. Следовательно, повторялось то же явление, которое произошло после битвы на Руте: Чернигов должен был достаться тому из двоюродных братьев, кто ранее в него прискачет. Получив грамоту Антония, Святослав Всеволодович немедленно отправил одного из сыновей захватить Гомель-на-Сожи, и разослал своих посадников в некоторые черниговские города. Но сам он не поспел вовремя в Чернигов; Олег предупредил его. Тогда князья вступили в переговоры и начали "ладиться о волостях". Олег признал старшинство Святослава и уступил ему Чернигов, а сам получил Новгород-Северский. Спор о волостях, однако, скоро возобновился, потому что старший князь, вопреки условию, не наделил как должно братьев Олега, будущих героев "Слова о полку Игореве", и дело доходило до междоусобия северских князей с черниговскими. Епископ Антоний, преступивший клятву из усердия к Святославу Всеволодовичу, недолго ладил с этим князем. Четыре года спустя он, как известно, был лишен епископии за то, что воспрещал Черниговскому князю вкушать мясо в Господские праздники, которые приходились на середу или пятницу.

Когда Святослав Всеволодович после долгих стараний добился, наконец, великого Киевского стола и поделил Киевскую область со своим соперником Рюриком Ростиславичем, он передал Чернигов родному брату Ярославу. Около того же времени (в 1180 г.) скончался Олег Святославич, и главою младшей линии Ольговичей остался родной его брат Игорь, который и получил в удел Новгород-Северский. Известны его подвиги в борьбе с Половцами, и особенно поход 1185 г., предпринятый совокупно с братом удалым Всеволодом Трубчевским, сыном Владимиром Путивльским и племянником Святославом Ольговичем Рыльским – поход, столь прославленный неизвестным нам северским поэтом.

Нельзя сказать, чтобы Ярослав Всеволодович с большою честью занимал старший Черниговский стол; так, в оживленной тогда борьбе южнорусских князей с Половцами он не обнаружил ни энергии, ни охоты. Летопись, вопреки обычаю, даже не нашла ничего сказать в похвалу этого князя, упоминая о его смерти под 1198 годом. Представитель младшей ветви, Игорь Северский, получил теперь старшинство в целом роде Ольговичей и беспрепятственно занял Черниговский стол, но ненадолго: в 1202 году он скончался, не достигши еще преклонных лет. Тогда Чернигов снова переходит к старшей ветви, именно к сыну Святослава Всеволодича, Всеволоду Чермному. Этот беспокойный, честолюбивый князь, верный стремлениям старшей линии, как известно, после упорной борьбы добился Киевского стола; но потом был изгнан оттуда союзом князей волынских и смоленских. При появлении татар мы находим в Чернигове его младшего брата Мстислава; а в Северском уделе княжили потомки знаменитого Игоря Святославича и супруги его Евфросинии Ярославны Галицкой. Мы видели, какой трагический конец имела их попытка наследовать землю Галицкую, когда там пресеклось мужеское колено Владимирка. Только старший Игоревич, Владимир, успел вовремя бежать из Галича.

Таким образом, несмотря на родовые счеты, возводившие иногда младшую линию Ольговичей на Черниговский стол, история, однако, вела к некоторому обособлению Новгород-Северского удела, пока татарский погром не нарушил естественного хода в развитии Чернигово-Северского края. Впрочем, этому обособлению мешало и самое положение Северской области; вся юго-восточная половина ее лежала на пограничье с Половецкою степью и должна была постоянно бороться с хищными кочевниками. В борьбе с ними удалые северские князья совершили много подвигов; но при этом они нуждались в деятельной поддержке своих старших родичей. Мы видели, как после поражения северского ополчения на берегах Каялы только энергичные меры главы Ольговичей, Святослава Всеволодовича Киевского, спасли Посемье от грозившего ему погрома.

Ядро Чернигово-Северской земли составлял угол, заключающийся между Десною, с одной стороны, и ее притоками Остром и Семью – с другой, а также примыкающая к нему полоса правого Подесенья. Если будем подниматься вверх по Десне от ее низовьев, то первые черниговские города, которые здесь встречаем, назывались Лутава и Моравийск. Они были расположены на правом берегу реки, как и другие подесенские города, потому что правый ее берег обыкновенно господствует над левым. Лутава находилась почти насупротив Остерского устья, а Моравийск несколько выше ее. Последний известен нам по миру, заключенному здесь в 1139 году после жестокой войны между Мономаховичами и Ольговичами. Вообще оба названных города упоминаются обыкновенно по поводу междоусобий этих двух княжеских поколений из-за Киевского стола. Находясь на прямом судоходном пути между Киевом и Черниговом, они, вероятно, принимали деятельное участие в торговом движении. Это географическое положение их объясняет, почему они нередко служили местом княжеских съездов при заключении мира, а также оборонительного или наступательного союза. Но то же положение подвергало их частым неприятельским осадам и разорениям во время междоусобий черниговских и киевских князей. Однажды (в 1159 г.) Изяслав Давидович, временно владевший Киевом, разгневался на своего двоюродного брата Святослава Ольговича, которому уступил Чернигов. Он велел сказать Святославу, что заставит его уйти обратно в Новгород-Северский. Услыхав такую угрозу, Ольгович сказал: "Господи! видишь смирение мое. Не желая проливать кровь христианскую и погубить отчину, я согласился взять Чернигов с семью пустыми городами, в которых сидят псари и Половцы; а он с своим племянником держит за собою всю волость Черниговскую, и того ему мало". Первым из этих пустых городов Святослав назвал Моравийск; но в его презрительном отзыве о них видно несомненное преувеличение.

Поднимаясь далее вверх по Десне, мы пристанем к стольному Чернигову, который красуется на ее правом берегу, при впадении в нее речки Стрижня. От устья этой речки направо вниз по Десне, на расстоянии нескольких верст, идут довольно значительные береговые холмы, оставляя небольшую луговую полосу, заливаемую вешнею водою. Это так называемые Болдины горы, по гребню которых и раскинулся самый город, с своими двумя древнейшими монастырями. Внутренний город, или "детинец", огороженный валом и деревянными стенами, был расположен на довольно плоском возвышении, ограниченном с одной стороны долиною Десны, с другой – Стрижня, а с остальных сторон лощинами и оврагами. Лицом он был обращен к Десне или к своей судовой пристани. С противоположной стороны к нему примыкает город "внешний", или "окольный", иначе называемый "острог"; последний был опоясан земляным валом, который одним концом упирался в Стрижень, а другим в Десну. Ворота этого окольного города, обращенные к Стрижню, судя по летописи, назывались "Восточными". Остатки еще третьего окружного вала, отстоящего на значительное расстояние от города, подтверждают, что насыпка валов долго служила в Южной Руси обычным способом защиты от соседних народов, особенно от хищных кочевников, которых набеги в те времена простирались не только до Чернигова, но и далее его к северу. Внутри этого последнего вала, вероятно, находились загородные дворы, княжеские и боярские, а также подгородные хутора, огороды и пастбища. В случае нашествия степной конницы за этими валами укрывались, конечно, окрестные сельские жители с своими стадами и хлебными запасами.

Главную святыню Чернигова и главное его украшение составлял изящный соборный храм Спаса Преображения, построенный, если верить преданию, на месте древнего языческого капища. Храм этот есть современник Киевской Софии и даже несколькими годами старше ее. Основание ему положено Мстиславом Тмутараканским. При кончине сего князя стены собора, по словам летописи, были сложены уже на такую вышину, что человек, стоя на коне, едва мог достать рукою верх, следовательно, сажени на две. Вероятно, он был заложен года за два, вскоре после удачного похода Мстислава с братом Ярославом на ляхов: поход этот (предпринятый в 1031 году) окончился завоеванием Червонной Руси. Может быть, и самый храм задуман в память сего славного события, подобно Киевской Софии, которая спустя лет пять заложена в память великой победы Ярослава над Печенегами. Построение Спасского собора, по всей вероятности, докончено племянником Мстислава и его преемником Святославом Ярославичем. Мы знаем обычное желание русских князей быть погребенными в храмах, ими самими построенных. А в Спасском соборе погребены не только Мстислав Владимирович, но и Святослав Ярославич, хотя последний скончался, занимая великий стол Киевский.

Архитектурный стиль, кладка стен и украшения Черниговского собора совершенно те же, что и главных киевских храмов; бесспорно, его строили также византийские зодчие. По своему основному плану и трем алтарным полукружиям он более подходит к киевской Десятинной церкви, нежели к Софийской; но много уступает в размерах и той, и другой. Число верхов, или куполов, по-видимому, не превышало обычных пяти. Киевскую Софию он напоминает своею вежею, или круглою башнею, которая примыкает к северо-западному углу здания, т.е. по левую сторону главного входа. Эта вежа заключает в себе каменную витую лестницу, ведущую на полати храма, или на хоры, назначавшиеся для женского пола и особенно для княжеского семейства. Как и в Киевском соборе, хоры огибают три внутренние стены, т.е. за исключением восточной, или алтарной. Восемь стройных колонн из красноватого мрамора, по четыре на северной и южной сторонах, поддерживают эти полати; восемь других колонн меньшего размера составляют верхний ярус, т.е. обрамляют хоры и, в свою очередь, поддерживают верхи храма. Стенное расписание, по-видимому, исключительно составляла фресковая иконопись. Незаметно, чтобы стены алтаря и предалтария когда-либо украшались мозаичными изображениями. Мозаика в те времена была на Руси весьма дорогим украшением, доступным только главнейшим храмам первопрестольного города.

В Спасском кафедральном соборе, кроме его строителей Мстислава и Святослава, погребены: сын последнего Олег, внук Владимир Давидович и правнук Ярослав Всеволодович, а также киевский митрополит Константин, соперник известного Климента Смолятича. Любопытно следующее известие. В 1150 году, когда Юрий Долгорукий временно занимал Киевский стол, союзник его Святослав Ольгович взял из киевского Симеонова монастыря тело своего брата Игоря, убитого киевлянами, и перенес его в родной Чернигов, где оно было погребено, по словам летописи, "у святого Спаса втереме", следовательно, не в самом соборе, а в его пристройке. И действительно, на южной стороне храма видно основание какого-то здания с абсидом, или алтарным полукружием. Может быть, это и был упомянутый терем, т.е. небольшой придельный храм с покоем, предназначенным удовлетворять каким-либо нуждам кафедрального собора или епископии.

Главный княжеский дворец стоял тут же неподалеку от св. Спаса. На восточной стороне последнего находилась каменная церковь во имя архангела Михаила, основанная Святославом Всеволодичем, когда он сидел на Черниговском столе. Тот же князь, очевидно, усердный храмоздатель, построил и другую церковь на княжем дворе, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; она отстояла от св. Спаса несколько далее, чем св. Михаил, и ближе к берегу Стрижня. В этой Благовещенской церкви в 1196 году был погребен двоюродный брат ее основателя Всеволод Святославич Трубчевский, известный Буйтур "Слова о полку Игореве". Летопись замечает по сему поводу, что он всех Ольговичей превосходил добротою своего сердца, мужественным характером и величественною наружностию. Погребение Всеволода совершили с великою честию епископ и все черниговские игумены, в присутствии "всей его братьи Ольговичей". Владимир Мономах в "Поучении детям" вспоминает, что однажды, в бытность свою князем Черниговским, он угощал у себя на Красном дворе отца своего Всеволода и двоюродного брата Олега Святославича, причем поднес отцу в дар 300 гривен золота. Не знаем, где находился этот Красный двор: был ли он то же, что главный княжий терем в детинце, или, что вероятнее, особый загородный дворец.

Почитание и прославление двух князей-мучеников началось в Чернигове так же рано, как и в Киеве. Между тем как Олег Святославич докончил каменный Борисоглебский храм, начатый его отцом в Вышгороде, а Владимир Мономах сооружал такой же под Переяславлем, черниговский храм во имя этих мучеников, по всем признакам, был построен старшим братом Олега, Давидом. Он был соименником св. Глебу, в крещении Давиду, и любопытно, что Черниговский храм назывался не Борисоглебским, как везде, а Глебо-Борисовским. При нем был устроен и монастырь. Давид Святославич, известный своим кротким, незлобивым характером и благочестием, погребен здесь, конечно, как его основатель. Тут же нашел успокоение и сын его Изяслав Давидович, неудачный князь Киевский, своим беспокойным нравом и честолюбием составлявший противоположность отцу. Был в самом городе и женский монастырь во имя Параскевы Пятницы, может быть, основанный княжною Предиславою, сестрою того же Давида Святославича; по крайней мере известно, что она скончалась монахиней. Храм св. Параскевы своими высокими арками, столбами и куполом и теперь еще напоминает характер византийско-русской архитектуры домонгольской эпохи. Но главное место между черниговскими монастырями всегда занимали обители Ильинская и Елецкая. Обе они расположены на Болдиных горах: Елецкая – возле самого города, посреди садов и огородов, а Ильинская – в расстоянии от него около двух верст, на крутом лесистом обрыве в долине Десны. Происхождение Ильинской обители предание приписывает св. Антонию Печерскому и относит его именно к тому времени, когда Антоний вследствие клеветы подвергся гневу великого князя Изяслава Ярославича и нашел покровительство у его брата Святослава в Чернигове. Здесь он поселился также в пещере, которую сам ископал в Болдиных горах, и около него не замедлила собраться пещерная братия. После его возвращения в Киев Черниговский князь построил над этими пещерами монастырский храм во имя св. Илии. Следовательно, происхождение черниговского Ильинского монастыря было одинаковое с Киево-Печерским. Тому же князю Святославу предание приписывает и основание Елецкой обители с главным храмом в честь Успения Богородицы, может быть, также по примеру Печерской в Киеве. Елецкий Успенский храм и доселе сохраняет общие архитектурные черты с Киево-Печерским. Как Спасский кафедральный собор, так и упомянутые монастыри были щедро наделены землями, разными угодьями и доходами от своих благочестивых основателей и их преемников.

Вершины Болдиных гор усеяны могильными курганами языческих времен. Из них по своим размерам в наше время выдавались особенно два кургана: один подле Елецкого монастыря, носивший название "Черной могилы", а другой подле Ильинского – "Гульбище". Предание народное связывало их с памятью о своих древнейших князьях. Недавно произведенные раскопки извлекли из них предметы вооружения, охоты, домашнего быта и разные украшения, сильно испорченные огнем, но в некоторых образцах сохранившие следы изящной работы, отчасти греческой, отчасти восточной. По всем признакам эти курганы действительно скрывали в себе останки русских князей или вельмож, сожженных на костре вместе с их оружием и утварью согласно с обычаями языческой Руси. Что же касается до окрестностей Чернигова, то в эпоху домонгольскую они, по-видимому, изобиловали поселками и хуторами. Из ближних сел, судя по летописи, самым значительным было Боловес или Белоус; оно лежало на западе от Чернигова за так называемым "Ольговым полем", на речке Белоус, правом притоке Десны. На этом Ольговом поле обыкновенно располагалась станом та неприятельская рать, которая во время княжеских междоусобий поступала к Чернигову с Киевской стороны .


Кроме названных выше сочинений, путешествий, словарей, карт и прочих трудов, обнимающих Европейскую Россию или значительную ее часть, для Черниговской земли укажем еще следующие пособия: "Историко-Статистическое описание Черниговской епархии" (преосв. Филарета). 7 книжек, Чернигов. 1873 г. (См. "Заметки" на этот труд Н. Константиновича в Записках Черниговского статистического комитета. Кн. 2. вып. 5.) "Черниговская губерния" подполк. Домонтовича. СПб. 1865. и "Калужская губерния" подполк. Попроцкого. СПб. 1864 (матер, собран, офицерами генер. штаба). "Извлечение из археологического путешествия по России в 1.825 г." Свиньина (Труды Об. Ист. и Др. ч. III. кн. 1). "Книга Большого Чертежа". М. 1846. "Описание рек Черниговского наместничества" в 1785 г. и "Описание рек Черниговского наместничества" в 1781 г. Пащенка (то и другое в Записках Черниг. стат. ком. кн. 2. Вып. 1–4). "Топографическое описание Черниговского наместничества в 1781 году" А. Шафонского. (Издан. Судиенко. Киев. 1851.) Любецкий синодик в Чт. О. И. и Д. 1871. кн. 2. "Древние земляные насыпи" Самоквасова (Древняя и Новая Россия. 1876. 3 и 4). "Северянские курганы и их значение для истории" его же. (Труды Третьего Археологического съезда. К. 1878.) О том же его рассуждение. (Известия Археол. Общества. СПб. 1878.) В 1878 году в Чернигове на берегу речки Стрижня в подмытой почве обнаружились остатки храма, и раскопки, произведенные Самоквасовым, открыли в нишах фундамента большое количество гробов. Очевидно, под этим храмом находилась усыпальня. Вероятно, это и была церковь Благовещения, в которой погребен буй-тур Всеволод Святославич. П. Голубовского "История Северской земли до половины XIV столетия". Киев. 1881. Монография проф. Багалея "История Северской земли до половины XIV ст.". К. 1882. Его же "Ответ" на рецензию названной монографии г. Линниченка. Харьков. 1884. Исследование Зотова "О Черниговских князьях по Любецкому Синодику и о Черниговском княжестве в татарское время". (Летоп. Археол. Комиссии. IX. СПб. 1893).

>> Чернигово-Северское княжество

На левом берегу Днепра (Левобережье) расположилось Чернигова-Северское княжество. Оно было большим и могучим. Его земли занимали нынешние территории северо-восточной Украины, юго-восточной Беларуси и западной России. Границей между Черниговским и Киевским княжествами считался Днепр. Северо-восточные владения Черниговского княжества доходили до Москвы. На юго-востоке черниговские земли граничили с половецкой степью, что вынуждало местных князей часто воевать с половцами. С другой стороны, черниговские князья неоднократно вступали с ними в союзы, заручались их поддержкой в междоусобных столкновениях и даже могли породниться. Так, в 1094 г. Олег Святославич с половецкой ордой напал на Чернигов и захватил его. Ценой такого союза было разграбление половцами Черниговской земли. Женой Олега Святославича, прозванного Гориславичем, была дочь половецкого хана Осалука.

Черниговское удельное княжество сформировалось ещё в XI в., когда Ярослав Мудрый посадил там своего сына Святослава. Новгород-Северское княжество было образовано решением Любечского съезда. Политическое развитие Черниговского и Новгород-Северского княжеств в XII - первой половине XIII вв. было связано с деятельностью сыновей Святослава Ярославича. Олегу досталось Новгород-Северское, а Давиду - Черниговское княжество.

Формально новгород-северские князья подчинялись Чернигову, но фактически они нередко проводили самостоятельную политику. Если черниговские князья династии Давидовичей ориентировались на Киев, то новгород-северские князья династии Ольговичей хотели отделения от Киева и поэтому вступали в союзы с его политическими противниками. Земли княжеств часто становились ареной междоусобных столкновений и к середине XIII в. распались на многочисленные мелкие уделы.

В Черниговской земле было 46 городов. Самыми крупными среди них были Чернигов, Новгород-Север- ский, Путивль, Курск, Рыльск и другие. Крупнейшие города стояли на Десне.

Фрагмент мозаичного пола в Благовещенской церкви Чернигова. 1186г. Реконструкция Ю. Асеева

Серебрянная чаша XII века

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Современная фотография

Строительство этого собора было начато в 30-е годы XI в. при княжении Мстислава Храброго.

В интерьере собора сохранились до наших дней мраморные фрагменты колонн византийского происхождения. В соборе похоронены некоторые черниговские князья, в частности, вероятно, и князь Игорь один из главных героев «Слова о полку Игореве»

Чернигов был важным политическим и экономическим центром Руси. Это - большой город, защищённый двумя линиями оборонительных валов. Его окружали сёла, феодальные замки, боярские и княжеские усадьбы. В городе сходилось много дорог, имевших военное и экономическое значение. Так, с Киевом Чернигов соеди¬няли две дороги. Большое значение имели дорога на север - к Любечу, Стародубу. Из города также выходила дорога, ведшая в степь за пределы Руси. Всё это способствовало тому, что Чернигов стал важным центром тор¬говли и ремесла. В городе изготавливали оружие, ювелирные изделия, орудия труда, изделия из дерева и многое другое. Об экономическом росте Чершнова свидетельствует также интенсивное строительство, которое велось на протяжении XII - в начале XIII вв. Здесь был построен один из лучших соборов древней Руси - Борисоглебский. Михайловская и Благовещенская церкви, украшенные разноцветными глазурованными плитками, мозаиками, фигурной плинфой, свидетельствовали о высоком мастерстве местных зодчих. Вызывала восхищение современников стройная, украшенная орнаментами, выложенными из кирпича, Пятницкая церковь.

Борисоглебский собор в Чернигове. Современная фотография

Апсида - полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене церковного или античного здання.

В записную книжку эрудита
Юрьева божница - это условное название апсиды и фрагмента стены Михайловской церкви (1098 г.), не сохранившейся до наших дней. Божница принадлежит к переяславской архитектурной школе. Это - единственный памятник переяславской монументальной архитектуры дошедший до наших дней. Названа по имени князя Юрия Долгорукого. Упоминается в летописи около 1151 г. В 1240 г. пострадала от набегов монголов.
Строение состоит из плинфы с вкраплением красного местного песчаника. Техника кладки с использованием цемеикового раствора (смеси истолчённого кирпича и извести). Плинфа тёмно-красного и жёлтого цветов, кое-где на её рёбрах видны характерные клейма мастеров, повторяющие клейма древнерусских памятников Чернигова. Божница покрыта металлической крышей. Значительный интерес представляет стенопись апсиды, принадлежащая к школе киевской монументальной живописи XII в. Настенная живопись размещена в три яруса. Выполнена она между 1098-1125 гт., колорит рисунков выдержан в тёплых тешах с преобладанием красного и охристого цветов.

1. Почему на землях черниговского княжества построена церковь переяславской архитектурной школы? О чём это свидетельствует?

Юрьева божница. Памятник древнерусского зодчества, расположенный в г. Остёр Козелецкого района Черниговской области

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Черниговское княжество

Чернигов. Пятницкая церковь XII века

ЧЕРНИГОВ, город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских летописях под 907. В X-XII вв. Чернигов был крупным ремесленным и торговым городом. В 1024-36 и 1054-1239 - столица Черниговского княжества (в 1037-53 в составе Киевской Руси). В 1239 разрушен монголо-татарами. Во 2-й пол. XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского. После победы московских войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. В 1611 его захватили поляки, и по Деулинскому перемирию 1618 он отошел к Польше, в составе которой был центром т. н. Черниговского княжества, а с 1635 - Черниговского воеводства. Население города принимало активное участие в освободительной войне 1648-54. С изгнанием из города польско-шляхетских войск (1648) Чернигов - место дислокации Черниговского полка. После воссоединения Малороссии с Россией (1654) Чернигов - в составе Русского государства, в 1782 - центр Черниговского наместничества, с 1797 - Малороссийской, а с 1802 - Черниговской губ. В XIX-XX вв. крупный промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Спасо-Преображенский собор (ок. 1036), Ильинская церковь редкой бесстолпной конструкции (2-я пол. XII в.).

Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также “Сновская тысяча” с г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с Новгород-Северским (см.: Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как государственное целое. В.К.

Чернигов - один из древнейших городов Восточной Европы и славянского мира, крупнейший центр Южной Руси и современной Украины. Возникнув в эпоху раннего средневековья (конец VII в.), он на протяжении многих столетий был вторым городом Киевской Руси. В 1992 г. Чернигов отметил свое 1300-летие.

Впервые на Черниговщине человек появился более ста пятидесяти тысяч лет назад. На северо-востоке области (г.Новгород-Северский, п.Чулатов и др.) археологами обнаружены многочисленные памятники Мустьерской эпохи древнекаменного века. Интереснейшим памятником этого периода является уникальная стоянка первобытного человека позднего палеолита, обнаруженная украинскими археологами в 1908 году у села Мезин, на р. Десне, в нескольких километрах южнее города Новгород-Северского. Здесь выявлены одни из первых в истории человечества музыкальные инструменты, выполненные из морских раковин и костей мамонтов. Здесь же были найдены меандровые изображения, расписанные красками на кувшинах и домашней посуде. Подобный меандровый узор через многие тысячелетия появится у древних греков и римлян.

Поселение первобытного человека почти того же времени, что и Мезинская стоянка, обнаружено недалеко от г.Славутича, где ныне проживают Чернобыльские энергетики. Эта стоянка в историю вошла под названием Пустынки и находится в 1,5 км. от села Мнёв, на левом берегу Днепра. Здесь древние жители выполняли обмен своих товаров, приезжая, как с правого берега Днепра, так и с левого, а также с верховьев Днепра и его притоков. Видимо и название села Мнёв (мена, обмен)сохранилось до наших дней. Само поселение представляло несколько десятков деревянных жилищ, установленных в два ряда, образуя улицу-канал, по которому на лодках можно было подъехать к любому дому и отовариться. Дома, словно на курьих ножках, стояли на высоких деревянных сваях, тем самым жители могли избежать затопления от полноводных весенних паводков буйного Днепра.

А в районе поселка Навозы (бывшее Днепровское), что в нескольких километрах от г.Славутича на Днепре, археологами были обнаружены останки первобытных крокодилов:

В конце VII в. на древней земле племени "севера, север" (северян) иранского происхождения, на Елецких холмах, что рядом с Болдиными высотами, где ныне Вечный огонь воинам павшим в войне 1941-45гг., был заложен град Чернигов, позднее ставший столицей княжества.

Черниговское княжество было самым крупным по территории древнерусским княжеством, занимающим площадь, равную 400 тыс.кв. км - это 14 современных Черниговских областей или площадь современной Великобритании.

Границы Черниговского княжества охватывали земли от Днепра на западе до Москвы на востоке, от Южной Белоруссии до Тамани с Тмутараканским княжеством на Черном море.

Черниговщина-Северщина была одной из самых населенных территорий среди двенадцати древнерусских княжеств. Здесь располагалось более пятисот городов и поселков, непреступных замков Средневековой Руси, где проживало почти полмиллиона человек. Черниговщина с южной и восточной стороны соседствовала с Диким Полем, где кочевали многочисленные степные народы (печенеги, половцы, тюрки).

Постоянная опасность со стороны столь агрессивных и беспокойных соседей воспитала в черниговцах воинственный дух. Они знали, как надо было биться с дикими племенами, поэтому многие древнерусские князья часто прибегали к помощи черниговцев-северян по захвату новых земель, а наемным черниговцам доставались не малые богатства порабощенных народов. Так расплачивались с наемниками чужие князья:

Черниговская православная епархия, приняла христианство в 992 году, спустя четыре года после крещения Киева, и была самой многочисленной по прихожанам, а количеством христианских храмов и монастырей она не уступала Киевской епархии, где находился Патриарх Всея Руси.

По преданиям города Чернигова и польским хроникам первым князем Чернигова, якобы, был князь Черны, который, еще до принятия христианства погиб в битве с древлянами под стенами Чернигова. Его же дочь Черна (Царна), из-за которой, собственно и была битва, узнав о смерти отца, своего защитника, покончила с собою, чтобы не достаться древлянам. Там, где погиб князь Черны, был насыпан огромный курган высотою 15 и диаметром почти 40 метров. Когда зажигали костер на его вершине, то огонь было видно на 30 км. в округе. Со временем этот курган стали называть "Черная могила", т.е. могила Черны.

Расположен он во дворе современного административного здания по ул. Пролетарская, 4, напротив Елецкого женского монастыря. Этот курган является одним из сохранившихся курганов в бывшем Союзе со времен языческой Руси. Его раскопками в конце ХIХ в. занимался археолог-энтузиаст Самоквасов Д.Я., который пришел к выводу, что способ захоронения, структура холма полностью совпадает с греческими захоронениями времен Троянской войны.

Князь Черны, к сожалению, это ничем не доказанная красивая легенда, не более. Иначе мы бы имели определенный источник или версию возникновения названия города Чернигова. До сих пор это историческая загадка.

Борьба за Чернигов и Северскую землю продолжалась на протяжении всей ее истории, уж очень лакомым кусочком была Черниговщина с ее основной рекой, красавицей Десной.

Первым летописно известным Черниговским князем был сын Владимира Крестителя от знаменитой Полоцкой княжны Рогнеды Мстислав Владимирович Тмутараканский по прозвищу "Храбрый". Герой поединка с касожским князем Редедей. К сожалению, до сих пор мы не знаем точно, кто является матерью Мстислава, есть предположение, что ею была и чешка Адель (Адиль). И вообще о Мстиславе Черниговском мало исторических сведений, хотя летописцы о нем отзываются как о достойном продолжателе ратной славы Киевского князя Святослава, деда Мстислава, отца Владимира Крестителя. Этих слов вы не найдете о его старшем брате Ярославе Мудром, который своим норовом и амбициями развязал первую гражданскую войну в Киевской Руси, отказавшись платить своему отцу Владимиру Крестителю налоги от правления в Великом Новгороде.

В 1024г. Мстислав разбил под селом Малый Листвен, что не далеко от поселка Черниговской области Репки, войско своего брата Ярослава Мудрого и тем самым разделил Киевскую Русь на два государства - Правобережную Русь со столицей в Киеве и Левобережную Русь со столицей в Чернигове.

В год 1024 Мстислав закладывает Спасо-Преображенский собор, как кафедральный собор столицы Левобережной Руси - города Чернигова. Ныне этот Спасский собор является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на 12 лет, а Новгородская София - на два десятилетия.

Спасский собор Чернигова, который ныне расположен на древнем княжеском дворе (Вал), по сей день вызывает восхищение. Здесь прослеживается архитектурный стиль начальной Руси, далеких Византии и Индии. Его две башни, к сожалению, принявшие столь странный для православия католический остроконечный вид после сильного пожара в конце ХVIII века, выполняли роль часов, но не кварцевых, а солнечных.

Священники с точностью до пяти минут по ним могли определитьвремя начала богослужения. Оконные ниши, на левой башне-колокольне, непосредственно являлись часами. Они расположены таким образом, что солнечный свет большие ниши заполняет ровно за один час, а которые поменьше - за полчаса, за 15 и пять минут. Действительно, каким образом звонарь определял, когда надо бить в колокол время утренней службы, обедни и вечери. По солнечным часам в непогоду трудно определить точное время.

Но не долго Чернигов был столицей Левобережной Украины. Загадочная смерть сначала взрослого сына Мстислава Евстафия, а затем таинственная гибель от расстройства живота после охоты (сгорел за три дня) в 1036 году и самого Мстислава, позволили Ярославу Мудрому захватить все земли Великой Руси в одни свои руки.

Только через 18 лет, в 1054 году, в год великого раскола (схизмы) в христианской церкви, в Чернигове был посажен первый официальный князь Святослав Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого. Правил он в Чернигове почти 20 лет. За это время город стал прекрасно укрепленной крепостью. Был построен Елецкий монастырь с величественным Успенским собором.

Успенский собор Елецкого монастыря, XI век

В 1069 году в Болдиных горах великий черниговец, уроженец Любеча, первый русский монах, отец русского монашества, основатель Киево-Печерской лавры, Антоний Печерский (в миру Антипа) закладывает Черниговские Антониевые пещеры, тайны и загадки которых и сегодня продолжают волновать многих ученых.

Перед входом в эти пещеры, имеющие протяженность около четырехсот метров под землей, на глубине до 12 метров, где круглый год постоянная температура +10+12 градусов С и почти 100 процентов влажность воздуха, при Святославе была построена одностолповая Ильинская церковь, не имеющая по времени и архитектуре мировых аналогов. Пещеры и церковь, в несколько перестроенном виде, сохранились до наших времен и действуют.

Вот уже более тридцати лет служащие и сотни посетителей Черниговских пещер наблюдают загадочные явления, происходящие в недрах пещер, на глубине почти 12метров, рядом с подземной церковью Николы Святоши:

Ежегодно, 18-го февраля русская православная церковь празднует день памяти Елецкой Черниговской иконы Божией Матери. Весьма интересна история этой удивительной и первой в русском Православии чудотворной иконы.

Во времена правления Святослава Ярославича в Чернигове было чудесное явление иконы Божией Матери на одной из елей Елецкой горы. И произошло это в 1060 году. Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте закладывать Успенскую церковь. Но приключения чудесной Елецкой иконы только начинались.

В истории русской церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому и была названа - "Неувядаемый цвет" Елецкой Божьей Матери Успенского монастыря города Чернигова и являющейся великим достоянием и святыней не только Черниговской епархии и всей Черниговщины, но и всей мировой православной христианской церкви в целом.

Первая Елецкая икона, якобы, исчезла в дни татарского погрома в Чернигове осенью 1239 года. Хотя есть предание о том, что успели ее замуровать в каменную стену Успенского собора. Затем она была изъята из стены и опять выставлена на своем месте в Успенском соборе.

В 1579 году святую икону взял в свой дом прямой потомок Черниговского князя Святослава Ярославича (рода Ольговичей) князь Барятинский. Но в 1687 году окольничий (второй высший боярский чин), князь Даниил Барятинский, будучи командиром Новгородских полков, взял святыню с собою в Крымский поход.

Возвращаясь домой после тяжелых боев, князь Даниил смертельно заболел и, находясь недалеко от Харькова, передает икону Харьковскому Успенскому собору. В советское время икона бесследно исчезает.

Но наш Чернигов не остался без своей святыни. Еще в 1676 году братья Матвей и Никита Козелы привезли в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ святой Елецкой Богоматери. По какой цене сговорились не известно, но черниговец Константин Мезопета покупает у братьев эту икону и 11 января 1676 года дарит ее Елецкому монастырю.

В 1930 году, по распоряжению советской власти, эта икона была передана в Государственный Черниговский исторический музей им. В.В.Тарновского (из коллекции которого в основном и был создан этот музей), где и находилась до 1941 года. Игуменья монастыря хотела снять копию иконы и передать ее в музей, но музей потребовал оригинал.

В 1941 году во время бомбежек Чернигова, пожары не миновали и музей, где на пепелище брошенных исторических ценностей, неизвестная женщина подобрала чудом уцелевшую деревянную икону и передала ее в Троицкий Ильинский монастырь Чернигова.

После войны икона опять была взята в Черниговский исторический музей. В музее я неоднократно видел как к этой иконе приходили верующие христиане и, падая ниц перед святыней, молились перед нею, не обращая внимания на удивленные взоры посетителей.

Наконец, городские власти 1-го апреля 1999 года передают Елецкому монастырю на временное пользование Елецкую икону. Не мало сил и мудрости приложили в получении своей святыни митрополит Черниговский и Нежинский Антоний и игуменья Елецкого Свято-Успенского женского монастыря матушка Амвросия (в миру Иваненко).

Современные искусствоведы провели экспертизу иконы и установили, что она действительно относится к 90-м годам ХVII в., т.е. это есть та икона, которая была подарена Елецкому монастырю черниговцем Мезопетой. Слава тебе Мезопета!

Икона написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных двумя деревянными шпонками. Общая длина иконы 135 см., ширина 76 см., толщина досок 3 см.

Интересна и композиция иконы, имеющая как богословский смысл,так и иконографию самой истории появления святыни в далеком 1060 году.

На Болдиных горах находятся два уникальных языческих кургана - "Безымянный" и "Гульбище", где были выявлены останки воина-гиганта, который имел почти полутора метровый стальной меч, весом более десяти килограммов. Но им еще и работать в бою надо было. Так какой же силищей обладал его хозяин?

А недалеко от этих курганов вы можете увидеть множество больших и маленьких курганов, их более двухсот. Это курганы, под которыми еще в языческие времена были погребены черниговцы.

Около двадцати лет в Чернигове правил великий князь Владимир Мономах, сын Всеволода, внук Ярослава Мудрого, пока его не призвали к себе киевляне в 1113 году, чтобы усмирить восстание горожан против евреев-ростовщиков.

Именно Черниговский князь Владимир Мономах был инициатором первого съезда русских шести князей в городе Любече в 1097 году. Здесь было принято, что междоусобицам наступил конец, каждый держит вотчину свою, здесь все присягнули сообща идти против поганых половцев.

Похоронен был Мономах не в Киеве, а в любим Чернигове, в Спасском соборе.

Черниговский князь Давид в 1120-х годах закладывает на языческом капище православный Борисоглебский собор, что на Валу, рядом со Спасским собором. В Борисоглебском храме похоронен первый украинский просветитель и создатель украинского книгопечатания, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (захоронение сохранилось).

Так же в годы правления Давида был заложен монастырский комплекс и церковь Параскевы Пятницы (ныне на территории монастыря располагается Черниговский украинский драматический театр, а площадь перед ним называется Красной площадью города). Во время войны фашисты разбомбили церковь Пятницы, этот памятник Черниговской архитектуры. Только усилиями архитектора Барановского, который в свое время спас от уничтожения большевиками собор Василия Блаженного в Москве, после войны была восстановлена Пятницкая церковь, ровесница "Слова о полку Игореве".

А герой этого удивительного произведения князь Игорь одно время даже был Черниговским князем, где он просидел как мышь тихо после неудачи с половцами в 1185 г., тогда он еще был Новгород-Северским князем.

Осенью 1239 года Чернигов пал под ударом татарских полчищ.

На протяжении почти трех веков о Чернигове летописи молчат. Пока Черниговщина не попала под власть Литвы и Речи Посполитой. В 1503 году большая часть Черниговщины вошла в состав Московской Руси. Литовцы и польская шляхта покинули Чернигов. Но хрен оказался не слаще редьки. Летом 1606 года из Черниговского Путивля, где некогда плакала Ярославна по своему князю Игорю,

огромная армия восставших казаков, черниговцев, под руководством Ивана Болотникова, устремилась в Москву. Восстание было подавлено, но в Московии задумались о свободолюбивом черниговском народе.

Вскоре Москва отдала Черниговщину опять полякам, мол, от греха подальше. Вот тут уж шляхта вспомнила всё украинскому народу, пока не пришел Богдан Хмельницкий. Среди ближайших сподвижников Богдана был первый Черниговский полковник Мартын Небаба со своим Черниговским полком лихих казаков.

В 1696 году именно черниговский казачий полк под командованием наказного гетмана Якова Лизогуба ворвался в турецкую крепость Азов. Петр Первый от восторга перед героизмом черниговцев наградил их всех и особо Якова Лизогуба. По возвращении домой в Чернигов Яков Лизогуб на средства собранные участниками Азовского похода строит Екатерининскую церковь в Чернигове в стиле украинского барокко.

Не менее известен и участник Полтавской битвы, полковник черниговского полка Павел Полуботок, на смелость и умение воевать которого так рассчитывал Петр Первый, и черниговцы не подвели царя.

В 1679 г. на Болдиных горах был заложен архиепископом Черниговским Леонтием Барановичем Троицкий собор по проекту немца из Вильно (ныне г.Вильнюс, столица Литвы) Иоанна Баптиста. А в 1775 г. была построена великолепная 58-метровая колокольня по проекту Растрелли, автора Зимнего дворца в Петербурге.

В 1700 г. в Чернигове был построен Коллегиум, где наукам обучались дети богатых черниговцев. Готовили их к государственной службе. Позже будет открыт подобный Царскосельский лицей под Петербургом.

При императрице Елизавете граф Потемкин неоднократно посещал Черниговщину. Именно на Черниговщине в селе Лемеши, что рядом с Козельцом, в местной церкви он услышал пение прекрасного юноши Алексея Розума, сына Разумихи, который днем пас коз, а вечером подрабатывал на клиросе. Юноша немедленно был доставлен в Петербург пред ясны очи императрицы.

Так началась молниеносная карьера до фельдмаршальского жезла фаворита Елизаветы Петровны черниговца, графа Алексея Григорьевича Разумовского и его брата Кирилла, который будет Президентом Петербургской Академии наук, покровителем Ломоносова, последним гетманом Левобережной Украины.

Черниговцы были активными участниками Декабрьского восстания 1825г., но не на севере, а на юге империи. Восстание Черниговского полка, организованное Муравьёвым-Апостолом С.И. и Бестужевым-Рюминым М.П., которое началось 29 декабря 1825г. в селе Трилесы. Затем более тысячи солдат и офицеров захватили город Васильков Черниговской губернии. Но под Белой Церковью были разбиты правительственными войсками 3-го января 1826г. В июле 1826г. руководители Черниговского восстания были казнены в Петропавловской крепости Петербурга.

В селе Вороньки, что недалеко от г.Бобровицы на Черниговщине, последние годы после амнистии 1856 года, прожили, а затем здесь же были погребены декабрист Сергей Григорьевич Волконский и его удивительная жена - Мария Николаевна Волконская, дочь генерала, героя 1812 года Николая Николаевича Раевского.

Именно 20-летняя Мария Волконская стала героиней Некрасовской поэмы "Русские женщины", именно Мария Волконская, бросив теплый дом, дворянское звание, малолетнего сына, поехала на каторгу в Сибирь за мужем, где провела с ним самые тяжкие для него годы в рудниках, а это 30 лет на чужбине, в полуголодном краю. Славные были времена и люди!..

Троицкий Ильинский мужской монастырь:

В правом нефе Троицкого собора выставлена рака Черниговского архиепископа, святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского, небесного покровителя Чернигова. Около его святых останков многие тысячи больных людей были исцелены и тому есть масса свидетельских показаний. По сей день на территории Елецкого монастыря сохранился деревянный домик, которому более трехсот лет и где жил великий Феодосий.

На современной территории Троицкого монастыря расположено одно из немногих на Украине духовных училищ по подготовке церковных регентов - руководителей церковных хоров. Здесь же размещается Управление Черниговской епархии, которую возглавляет архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний. В настоящее время, к сожалению, украинская православная церковь переживает очередной раскол.

Так же на территории Троицкого монастыря ныне размещается часовня Щербины Григория Степановича,

уроженца Черниговщины, 1868 - 1903 гг., российского дипломата, знавшего 16 языков, в Москве закончившего Лазаревский институт восточных языков. Работал в Турции, Египте, Албании, а в 1902 году был назначен консулом в Митровицу (Сербия), где и был убит в 1903 году албанским фанатиком. Щербина Г.С. был членом Российского географического общества, докторскую диссертацию защищал на турецком языке.

У Троицкого собора установлен бюст погребенного здесь Глебова Леонида Ивановича. В украинской литературе он считается как наиболее талантливый баснописец (по-украински - байкар).

Также рядом с Троицким собором погребена генерал-майорша, княгиня Софья Ивановна Прозоровская,

урожденная Скоропадская, родившаяся в 1767г. и скончавшаяся в 1833г. Она была родственницей жены генералиссимуса Суворова А.В. Варвары Ивановны.

Софья Ивановна происходила из древнего дворянского рода Скоропадских. Ее дед Иван Ильич был гетманом Левобережной Украины, участником Северной войны.

В 1820 году потомок гетмана Скоропадского, Иван Михайлович Скоропадский, покупает село Тростянец Ичнянского района Черниговщины, где создает огромный регулярный парк не хуже Петергофских под Петербургом. К нему приезжали ученые, любители природы почти со всего света и привозили с собою новые саженцы для столь удивительного парка, который раскинулся на площади более двухсот гектаров. Здесь же расположен семейный склеп Скоропадских. А последний из рода Скоропадских, генерал-адъютант российского царя, Павел Петрович Скоропадский в 1918 году был объявлен гетманом Украины. Но он так и не стал "щирым украинцем", он не справился с обязанностями гетмана, - Украина не стала самостоятельной и независимой страной вплоть до 1991 года.

На Болдиных горах, на отвесном склоне похоронен Маркович Афанасий Васильевич - украинский фолькролист и этнограф, который был женат на не менее знаменитой писательнице М.О. Вилинской (Марко Вовчек). Собирает народные песни, присказки. Написал музыку к пьесе Котляревского "Наталка Полтавка".

Там же на Болдиной горе, над Ильинской церковью, похоронена чета Коцюбинских - Михаил и его жена Вера Дейша. Михаил Коцюбинский - выдающийся украинский писатель, общественный деятель, основоположник современной украинской литературы.

Несколько слов хочу рассказать о Любече, замечательном городе, впервые упомянутом Нестором в "Повести временных лет" под 882 годом, что на 25 лет раньше, чем Чернигов.

Долгие годы Любечем владел граф Андрей Милорадович, отец Михаила Милорадовича, генерал-губернатора Петербурга, героя 1812 года, смертельно раненого Петром Каховским 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге во время декабрьского восстания. Именно в Любече родилась мать Владимира Крестителя Малуша, а ее брат былинный богатырь Добрыня стал наставником и отцом малолетнего Владимира.

По сей день в Чернигове бытует легенда, что от Чернигова и Любеча до Киева были выкопаны подземные ходы, по которым жители города в лихие времена уходили от врага.

В заключении хочу сказать, что Чернигов, являясь уникальным историческим городом, никогда не претендовал на первенство в русской истории, а тем более в новейшей истории, хотя на то есть все права. Ведь сегодняшний Президент Украины Кучма Л.Д. родом из Черниговщины, из села Чайка, что недалеко от города Новгород-Северска.

Черниговщина стала родиной российского скульптора Мартоса Ивана Петровича, автора памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Российский живописец Ге Николай Николаевич, также родился на Черниговщине и часто приезжал сюда для поиска вдохновения. Илья Репин неоднократно посещал Чернигов и его пригороды, где пытался найти живых прототипов своих героев картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Город Чернигов имеет какую-то необъяснимую ауру, ибо события 26-го апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в первые дни не коснулись его. Действительно, если посмотреть на карту радиоактивных осадков первых пяти дней после 26 апреля 1986 года, то можно увидеть, что зараженность Чернигова минимальна по сравнению с другими областями, особенно Киевской.

Груздев Вячеслав Борисович

Князья Черниговские:

Черниговское княжество

В Черниговском княжестве утвердилась династия князей потомков Святослава Ярославича.

Мстислав Владимирович 1024-1036

Святослав Ярославич 1054-1073

Всеволод Ярославич 1073-1076

Владимир Всеволодович Мономах 1076-1077

Борис Вячеславич 1077

Всеволод Ярославич 1077-1078

Олег Святославич 1078

Владимир Мономах (вторично) 1078-1094

Олег Святославич (вторично) 1094-1097

Давыд Святославич 1097-1123

Ярослав Святославич 1123-1126

Всеволод Ольгович 1126-1139

Владимир Давыдович 1139-1151

Изяслав Давыдович 1151-1154

Святослав Ольгович 1154-1155

Изяслав Давыдович (вторично) 1155-1157

Святослав Ольгович (вторично) 1157-1164

Олег Святославич 1164

Святослав Всеволодович 1164- 1177

Ярослав Всеволодович 1177-1198

И горь Ярославич (возможно) 1198

Игорь Святославич 1198-1202

Олег Святославич 1202-1204

Всеволод Святославич Чёрмный 1204-1210/12

Рюрик Ростиславич 1210/12-1214

Всеволод Святославич (вторично) 1214-1215

Давыд Ольгович 1215

Глеб Святославич 1215-1219

Мстислав Святославич 1219-1224

Михаил Всеволодович 1224-1226

Олег Святославич 1226

Михаил Всеволодович (вторично) 1226-1235

Мстислав Глебович 1235-1239

Ростислав Михайлович ок. 1240

Михаил Всеволодович (в третий раз) ок. 1240

Андрей Мстиславич 1246

Всеволод Ярополкович 1246-1261

Андрей Всеволодович 1261-1263

Роман Михайлович Старый 1263-1288

Олег Романович кон. XIII в.

Михаил Дмитриевич кон. XIII в. - нач. XIV в.

Михаил Александрович перв. пол. XIV в.

Роман Михайлович Младший 7-1370

Дмитрий-Корибут Ольгердович ок. 1372-1393

Роман Михайлович (вторично) 1393-1401

Ликвидация удела Великим княжеством Литовским.

Уделы Черниговского княжества

Черниговские Князья. (генеалогическая таблица).