712567
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

  "ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ"

 Сведения об образовательной организации

 

ПОЛОЖЕНИЕ     о школьном лесничестве «Березка»

1.  ВСТУПЛЕНИЕ

 Школьное лесничество - добровольное объединение учащихся  МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово, создаваемое в целях воспитания у учащихся заинтересованного бережного отношения к природе, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на восстановление и рачительное использование ресурсов лесных экосистем и ландшафтов, расположенных в лесной зоне, расширения и углубления знаний и практических навыков в области лесоводства, ботаники, географии растений и др.

 2.  ЗАДАЧАМИ школьного лесничества являются:

 образовательные:

-   изучение леса как природного биогеоценоза;

- экологическое образование школьников с использованием достижений современных биологических, географических и технических дисциплин, лесной экологии, лесного хозяйства, практики постоянного пользования лесом с учетом концепции устойчивого развития общества и природы;             

- приобретение навыков совместной опытно-исследовательской работы   обучающихся, ученых-экологов и специалистов лесного хозяйства в области изучения закономерностей функционирования и динамики лесных экосистем, оценки экологического состояния сообществ и их биологического разнообразия;

- оказание практической помощи в деле сохранения и восстановления лесных ресурсов страны в районе расположения школы.

    воспитательные:

- воспитание у обучающихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач пою и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;

профориенационные:

- подготовка к осознанному выбору профессии, через совместную деятельность работников лесного хозяйства при учатстии в проведении лесохозяйственных мероприятий;

 агитационно-пропагандисткие:

- проведение лесоохранной агитации и пропаганды.  

Это   могут быть мероприятия по охране лесов от насекомых-вредителей леса (выявление очагов заболеваний), участие в посеве и посадке лесных пород деревьев, кустарников, сборе, хранении и посеве семян полезных для леса и лекарственных растений, в выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых пород, экологической пропаганде с целью приумножения  лесных богатств и сокращения экстенсивных  методов их использования, участие в создании природных заказников и заповедников.

 3.    ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

 3.1. Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:

 - Конститацией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

-Федеральным законом от 10 июля 1992 года  № 3266-1 " Об образовании";

-Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ;

 -Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82- ФЗ "Об общественных объединениях";

- другими нормативно-правовыми актами ;

- настоящим положением о школьном лесничестве.

3.2. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 7-10 классов по совместному решению  дирекции школы  и администрации лесохозяйственного предприятия .

3.3. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесничествах лесохозяйственных  предприятий.

3.4. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно-производственным планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и руководителем лесохозяйственного предприятия. В план  включены основные разделы:

       - теоретическая и практическая подготовка,

       - опытническая и исследовательская работа,

       - эколого-воспитательная, культурно-массовая и спортивная работа.

3.5.  Содержание работы школьного лесничества  соответствует задачам воспитания и обучения, производственной деятельности базового предприятия, заданиям по исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, учителей.

    3.6. Члены школьного лесничества могут привлекаться к выполнению следующих мероприятий:

      - посадка и посев леса, уход за лесными культурами, лесосеменными плантациями, закладка питомников, дендрологических участков, уход за ними, выращивание посадочного материала, озеленения населенных пунктов и т.д.

      -участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса насекомыми-вредителями и болезнями.

      - осуществление экологического мониторинга территории школьного лесничества.

      - охрана полезных птиц, насекомых, зверей, сбор кормов для зимней подкормки, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек.

      - сбор лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых пород, восстановление хозяйственно-ценных, лекарственных, редких и исчезающих растений.

      - выявление и охрана памятников природы.

      - изучение природы, проведение тематических экскурсий, походов, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы по заданию ученых, специалистов научно-исследовательских учреждений, опытных станций, заповедников.

      - организация музеев и уголков природы.

      - пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках, викторинах и т. д.

3.7. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение учебного года члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время.

    4. РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

4.1. Общее руководство организацией работы школьного лесничества осуществляется совместно образовательным учреждением и лесохозяйственной организацией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

4.2.Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляет педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

 Руководители школьного лесничества несут ответственность за организацию и постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда его членов, соблюдение ими правил техники безопасности и охраны труда; обеспечивают необходимые условия для труда и отдыха членов школьного лесничества.

5. ОБЯЗАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

 5.1.  Директор образовательного учреждения :

- выделяет педагогического работника, ответственного за работу школьного лесничества;

- создает все необходимые условия  для работы школьного лесничества;

- несет ответственность за организацию работы школьного лесничества, создание безопасных условий труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий для быта и отдыха;

- утверждает план работы школьного лесничества, они в равной степени   - создают условия для успешного выполнения всего комплекса работ в соответствии с учебно-производственным планом работы школьного лесничества,

- поощряет членов школьного лесничества (по представлению органов самоуправления школьного лесничества)

- при необходимости направляет учителей для проведения воспитательной и оздоровительной работы с членами школьного лесничества.

6.     УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ

 6.1.  Высшим  органом самоуправления школьного лесничества является общее собрание  его членов , которое проводится не реже двух раз в год.

6.2. Общее собрание членов школьного лесничества:

     - избирает из своего состава Совет школьного лесничества, лесничего, помощников лесничего, мастеров леса, лесников. В состав Совета также педагог и представитель лесохозяйственного предприятия - специалист лесного хозяйства, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью школьного лесничества,

      - обсуждает и принимает план работы,

     - обсуждает вопросы технологической дисциплины членов школьного лесничества,

     - утверждает условия соревнования между звеньями,

     - утверждает вопросы о приеме и исключении из членов школьного лесничества.

6.3. Совет школьного  лесничества:

      - руководит деятельностью школьного  лесничества,

      - совместно с лесохозяйственным предприятием и администрацией школы участвует в разработке проекта учебно-производственного плана работы на год,

     -  организует соревнования между звеньями, периодически подводит итоги выполнения принятых обязательств,

      - организует спортивно-массовую и культурную работу  в период летнего времени,

      - входит с предложениями в администрацию школы и лесохозяйственного предприятия об улучшении организации труда  и быта в школьном лесничестве, поощрение лучших звеньев - победителей в соревновании.

      - обсуждает работу и в необходимых случаях поведение отдельных членов лесничества,

      - отчитывается о работе на общем собрании членов школьного лесничества.

 Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в летний период и двух раз в месяц в остальное время.

6.4. Лесничий и помощник лесничего  отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режимов труда и отдыха, дисциплины, выполнение обязательств.

 Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке в лесничестве, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, мобилизует лесников и других членов лесничества на выполнение обязательств, следит за соблюдением установленного режима дня, дисциплины и техники безопасности.

 Текущей работой обхода руководит лесник. Он распределяет работу между членами школьного лесничества, следит за ее выполнением, учитывает производственный труд, организует соревнования и взаимопомощь.

 7. ОХРАНА ТРУДА

 7.1. Члены школьного лесничества должны проходить обучение по технике безопасности в виде вводного и первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки и повседневного инструктажа на рабочем месте, ежеквартального повторного инструктажа и ежегодного курсового обучения. Обучение проводится соответствующими специалистами лесного хозяйства и территориальных природоохранительных органов Минприроды России.

     Члены школьного лесничества допускаются к работе после проверки их знаний по технике безопасности. В этих целях по окончании обучения специальная комиссия, назначенная приказом руководителя, проверяет усвоение программного материала устным опросом каждого лица.

  При применении труда школьников должны соблюдаться требования по охране труда, предусмотренные действующим законодательством.

   Рабочий день членов школьного лесничества не должен превышать 4 часов, а общая продолжительность труда в период летних каникул - двух - трех недель.

  7. 2. Учителя, специалисты лесного хозяйства, экологи, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового и природоохранного законодательства, правил, норм, инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

  

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

________________________   Шафиков И.Р.

«16» января 2012   г.

План работы школьного лесничества "БЕРЕЗКА" на 2012 год

№п/п

   Месяц

                                             Виды работ

1

Январь

Проведение общего собрания членов школьного лесничества. 

2

 

Подготовка нормативной документации для обеспечения деятельности школьного лесничества. 

3

 

Фотоконкурс «Волшебница – зима»

 

Февраль

 

1

 

Выбор темы исследовательской работы, подготовка методики плана ее проведения.

2

 

Познавательная игра для школьников «Что? Где? Когда?» 

3

 

Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы.

4

 

Акция «Кормушка»

 

Март

 

1

 

Участие в заочном этапе экологического форума «Зеленая планета». 

2

 

Организации и проведение акции «День птиц»:

-конкурс рисунков;

-фольклорный праздник «Грачиная каша» 

3

 

Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской работы. 

 

Апрель

 

1

 

Конкурс «Мы любим тебя, лес». 

2

 

Проведение опытно- исследовательской работы в соответствии с планом. 

3

 

Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе». 

4

 

Акция «Живи, родник!»

5

 

Изготовление скворечников. 

 

Май

 

1

 

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории в соответствии с проектом и производственным планом. 

2

 

Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в Великой Отечественной войне  

3

 

Оформление экологической тропы. 

4

 

Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ. 

 

Июнь

 

1

 

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров. 

2

 

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом. 

3

 

Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы. 

4

 

Проведение конкурса «Знай и умей». 

 

Июль

 

1

 

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом. 

2

 

Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы. 

3

 

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров. 

 

Август

 

1

 

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров. 

2

 

Выступление агитбригады школьного лесничества. 

3

 

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом. 

4

 

Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы. 

 

Сентябрь

 

1

 

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров. 

2

 

Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы.  

3

 

Выставка- конкурс букетов цветов, композиции лесных материалов. 

 

Октябрь

 

1

 

Обработка и оформление материалов по проведенной опытно-исследовательской работе

2

 

 Вечер для малышей «Войди в лес другом». 

 

Ноябрь

 

1

 

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом. 

2

 

Изготовление кормушек. 

 

Декабрь

 

1

 

Подведение итогов работы школьного лесничества за год. 

2

 

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом. 

3

 

Организация и проведение выставки «Мы- школьное лесничество» 

  

Общие сведения о работе школьного лесничества

МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

За 2012 год



Учебно-производственная база ШЛ:

-закрепленная за ШЛ площадь лесфонда - 2 га

-лесохозяйственная техника (назвать какая) – 0 ед.

-лагерей труда и отдыха (ЛТО) - 1ед.

Производственные показатели выполненных обучающимися в ШЛ объемов лесохозяйственных работ:

Посадка лесных культур - 2 га.

Уход за посадками  - 2 га.

в т.ч. в лесопитомниках  - 0.08 га.

Выкопка и увязка сеянцев – 0 тыс.шт.

Собрано семян деревьев и кустарников (желуди)- 100 кг.

Собрано шишек хвойных деревьев – 100 кг.

Собрано лекарственного сырья(рябина) - 150кг, липовый цвет -5 кг.

Высажено деревьев для озеленения- 1200шт

Высажено кустарников для озеленения – 100 шт.

Заложено парков и аллей -0 шт./га

Заложено защитных полос -1 шт./га

Суммарный объем выполненных работ - --

Участие членов ШЛ в природоохранных мероприятиях:

Предотвращено случаев пожаров - нет

Предотвращено случаев лесонарушений -нет

Изготовлено и установлено кормушек для диких птиц и животных -20 шт

Изготовлено и развешено искусственных гнездовий – 15 шт

Учтено и паспортизировано муравейников -  0 шт

Создано и работает учебных экологических троп-1 шт.

Создано и работает уголков живой природы – 1 шт.

Кол-во выпускников ШЛ в 2012 году - 17чел.

Из них: остались работать в лесном хозяйстве - нет

  • поступили в лесные ВУЗы -1
  • поступили в лесхозтехникумы -1
  • поступили в ПТУ лесного профиля -нет
  • поступили в биолого-экологические заведения -3чел.

             

 

 

Программа "Школьное лесничество"

 МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

муниципального района Бижбулякский район РБ

 

1. Информационная карта

1.1. Программа “Школьное лесничество”.

1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.

1.3. Адрес: Российская Федерация, Республика Башкортостан, муниципальный район Бижбулякский район, с.Аитово, ул.Школьная , 4.

1.5. Структура программы:

  • теоретическая часть – 150 ч;
  • практическая часть – 132 ч;
  • исследовательская часть – 28 ч.

1.6. Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.

1.7. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно­исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–7­х, а также в 8–10­х классах.

2. Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, по лесоведению;
  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
  • осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

3. Отличительные особенности программы

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-­творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-­исследовательских работ.

Программа составлена на основании положения о школьном лесничестве, трехстороннего договора с лесным хозяйством Бижбулякского  района и национальным парком .

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в национальном парке, с Бижбулякским лесхозом, экологическими организациями округа, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

4. Тип и вид программы

4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–16 лет.

4.2. Статус – объединение.

4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

4.4. Состав группы – постоянный.

4.5. Срок реализации программы – 5 лет.

5. Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в лес, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий – 2 часа в неделю.

6. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностно­смысловых, учебно-­познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке; • практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом слетеконкурсе экологов-лесоводов”, научно­практических конференциях школьников “Шаг в будущее”;

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.

7. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно­-практические конференции “Шаг в будущее”;

• пресс­конференции “Войди в лес с другом”;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологическая спартакиада;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

• научно-­исследовательская работа учащихся.

8. Содержание программы

8.1. Основы лесоведения и лесоводства – 150 ч:

• Мой край. Легенды и рассказы старожилов.

• Природно­культовые объекты Бижбулякского заказника.

• Лес – богатство родного края.

• Основы лесоведения и лесоводства.

• Лесной биоценоз, его охрана.

• Лесная подстилка – “одеяло почвы”.

• Дары леса.

• Мелодии леса – птицы.

• Звериными тропами. Охотники ­старожилы.

• Парад лесных ягод.

• Грибное лукошко.

• Лесная аптечка.

• Лес и здоровье человека.

• Роль леса. Биосферное значение леса.

• Культура общения с природой.

• Традиции народа по охране леса.

• Народные промыслы.

• Мой любимый уголок леса.

• Писатели и поэты Бижбулякского района о лесе.

• Рубка леса. Очистка мест рубки.

• Посади свое дерево.

• Полезные насекомые леса.

• Подведение итогов работы.

 8.2. Исследовательская и практическая работа – 32 ч:

• геоботаническое описание лесного массива;

• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

 • учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

• наблюдения за хвое­ листогрызущими насекомыми;

• исследовательская работа «»;

• исследовательская работа  «»;

• исследовательская работа «».

8.3. Опыты в школьном лесничестве – 130 ч:

• правила очистки лесов и лесных насаждений;

• подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

• размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

• определение грунтовой всхожести семян березы в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

• проведение учета животного мира на закрепленном участке;

• создание кабинета лесничества; 

• создание зеленой зоны вокруг школы.