Закрытый иконостас. Как устроен иконостас в православном храме

Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.
Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы , Московская область.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Состав иконостаса: третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Состав иконостаса: четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.


Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино , Москва.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

алтарная преграда, своего рода стена с установленными в определенном порядке иконами, в православном храме отделяющая алтарную часть от помещения для молящихся.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИКОНОСТАС

(греч. Eikon - образ и stasis - место стояния) - перегородка в православном храме с рядами (чинами) икон, отделяющий алтарную часть от основной части храма. Иконостас развился из алтарной преграды, существовавшей уже в раннехристианских храмах. Это был низкий парапет или своего рода пор-тик (обычно из мрамора) с несущими архитрав колон-ками, с проходом в алтарь в центре. Считается, что первый алтарь на Руси был создан Феофаном Греком на рубеже

XI–XV веков в Благовещенском соборе Московского Кремля. Чины располагались в строгой последовательности: нижний ряд - местный чин, который стал основой русского иконостаса. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Божьей матери в центре и иконами ветхозаветных пророков, согласно христианской экзе-гезе предвосхитивших Боговоплощение. Около сере-дины XVI в. возник следующий чин - праотеческий, который состоит из икон праведников дозаветной церкви, начиная с Адама и «Троицей Новозаветной» на середине ряда. Иконостас, таким образом, стал образом церкви Небесной и Земной. Кроме чинов в православ-ном иконостасе посередине всегда находятся двустворчатые двери, называемые Царскими воротами.

До середины XVII в. вся композиция иконостаса именовалась деисус, что свидетельствовало об исклю-чительной роли этого чина в формировании и осмыс-лении иконостаса как единого образа моления за человечество. Во второй половине XVII в., в период реформы русской церкви, термин «деисус» вытесняется термином «иконостас». С конца XVII в. иконостас принимает свою окончательную форму, которая сохраня-ется и в настоящее время.

Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Состоит из притвора , средней части и алтаря .

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть . В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть , где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом . Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя , слева — Богородицы . Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона , то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери . Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков , в пятом — святых праотцев , то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами . Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами .

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник . И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — , на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье , так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница , обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица , в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест . Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место , которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест . Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник . Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом ). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило . Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ.

Как рос иконостас

Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он будет возведен. «Иконостас — это часть архитектурного облика храма, — говорит Лариса Гачева . — Создание иконостаса начинается с изучения архитектуры, истории, стиля того храма, куда он будет помещен. В идеале иконостас должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. В древности иконостас проектировали архитекторы. Сейчас не так много церковных архитекторов, поэтому бывает, что образ иконостаса делают иконописцы или монументалисты, которые проектируют всю систему росписей храма, но в любом случае конструкцию иконостаса должен разрабатывать или конструктор, или архитектор».

Выбор у тех, кто создает иконостас, огромен. Конструкции иконостасов и состав икон в нем изменялись множество раз.

Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой или завесой относятся к IV веку. В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон». В центре ставился крест. По сторонам алтаря обычно помещались иконы Христа и Богоматери. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, — деисисом (от греч. «прошение, моление» — композиция из трех икон: в центре Христос Вседержитель и к нему в молитве обращены: слева Богородица, справа Иоанн Креститель. — Ред. ). Иногда по бокам от деисиса размещался ряд праздничных икон (например, в монастыре святой Екатерины на Синае), иногда к деисисному чину прибавлялись отдельные иконы святых.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские образцы. Но это было не всегда возможно, например, в деревянных храмах, которых было большинство, не делалась настенная роспись, вместо нее увеличивалось количество икон в иконостасе, алтарная преграда росла.

Пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России в первой половине — середине XVII века. Он состоит из местного ряда, деисиса, праздников, пророческого и праотеческого рядов. Самый известный пример — иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостасы XV-XVII веков называют тябловыми. «Тябло» — это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним. Позднее появились вертикальные столбики между иконами.

Поскольку пятиярусные иконостасы полностью закрывали всю восточную стену, в храмах Ростова Великого алтарь стал отделяться сплошной каменной стеной, прорезанной проемами врат, иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами.

Стиль нарышкинского барокко украсил иконостасы объемной резьбой. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. В барочных храмах иконостас превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон. Такой иконостас напоминает чудесный райский сад, где пребывают святые (такой, например, можно увидеть в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих храмах Ярославля).

Для классицистических храмов XVIII -XIX веков характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме, при этом иконографическое содержание таких иконостасов минимальное (особенно ярко это проявилось в петербургских храмах).

Какой иконостас выбрать?

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма».

Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда».

Что послать в космос?

«Высокий русский иконостас - это одно из великих прозрений православного народа и православного миросозерцания, - считает протоиерей Сергий Правдолюбов. - Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

Просто видеть Престол и предстоящего, как теперь принято у католиков, лицом к народу священника - этого недостаточно. Иконостас гораздо ближе простому человеку, который должен понять, что именно мы совершаем на литургии, и иконостас ему помогает.

На иконе «О Тебе радуется» предстоящий народ изображен без нимбов (с нимбами только Иоанн Предтеча и Иоанн Дамаскин), там даже маленькие дети есть. На этой иконе Богородица обычно окружена не полным кругом (символ вечности), а разорванным. Сфера идет сверху, а внизу, где стоят люди, она разорвана. И вечность спускается к нам, простым людям. Если эта икона изображается на западной стене (это редко, но бывает), то лик святых перетекает в стоящих прихожан, а восточная стена - это иконостас, снова лик святых. Здесь наглядно видно, что Церковь - единая, это люди, которые молятся здесь, и святые, и призванные к святости.

В Ферапонтовом монастыре на северной стене находится фреска «О Тебе радуется», а икона с тем же сюжетом стоит в иконостасе рядом с Царскими вратами. При входе в храм помещены два песнотворца. Получается, что изображение «О Тебе радуется», этот «модуль пространства», многократно повторен. Мы видим этот образ и сбоку, и прямо перед собой, рядом с Царскими вратами. Мы смотрим на него, и он является изображением нас самих. Мы стоим внизу, и перед нами алтарь, Престол Божий. Эта икона является прекрасным символическим изображением всего человечества. Ее можно в космос посылать для других цивилизаций. Иконостас является также образом всей нашей истории».

О прошлом говорят праотеческий и пророческий ряды. В праотеческом ряду располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном - предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. В пророческом ряду помещены иконы ветхозаветных пророков, держащих свитки с цитатами из их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Евангельские события показывает праздничный ряд. Местный ряд - это настоящее, он приближен к нам, в нем находится храмовая икона. Иконостас говорит и о будущем: деисис, когда Церковь молит Христа-Судию за человечество, показывает момент второго пришествия Христа и Страшного суда.

Всякий раз, заходя в храм, мы останавливаемся перед иконостасом. Мы можем не обратить внимания на роспись купола или фрески на колоннах, но не увидеть иконостас невозможно. При этом если искусствоведческих исследований о нем много, то единственным трудом, раскрывающим его смысл, остается книга отца Павла Флоренского «Иконостас», написанная почти сто лет назад.

Ирина РЕДЬКО

09:10 2012

Устройство православного храма (II). Иконостас


Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния).


Иконостас не был изобретением какого-либо ответственного лица или творческого деятеля, также это не явилось результатом волевого усилия правителя или церковного пастыря. Иконостас стал носителем религиозного опыта множества поколений разных народов, их поисков оптимального устроения культового здания для реализации главной цели религии — восстановления связи с Творцом, прерванной грехопадением первых людей, восстановления богообщения. И потому ни одно определение иконостаса, в том числе и предлагаемое нами, не может включить всей полноты значения и функций иконостаса. Они неотделимы от истории православного храма, ведущей свое начало с ветхозаветных событий, церковной практики (богослужения, таинств церкви), от церковного искусства (смысла и назначения иконы, ее иконографии и других особенностей).


В основу иконостаса легли три идеи , родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.



Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и другие
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. XV–XVII вв.


Схема рядов:


А. Местный ряд;


Б. Пядничный ряд;


В. Деисусный чин. Около 1405 г.;


Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.;


Д. Пророческий ряд;


Е. Праотеческий ряд


Схема расположения икон : 1. Саваоф; 2. Богоматерь на престоле; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Преполовение; 7. Крещение; 8. Преображение; 9. Воскрешение Лазаря; 10. Вход в Иерусалим; 11. Тайная вечеря; 12. Распятие; 13. Положение во гроб; 14. Сошествие во ад; 15. Вознесение; 16. Сошествие Св. Духа; 17. Успение; 18. Василий Великий; 19. Апостол Петр; 20. Архангел Михаил; 21. Богоматерь; 22. Христос Вседержитель;. 23. Иоанн Предтеча;. 24. Архангел Гавриил; 25. Апостол Павел; 26. Иоанн Златоуст; 27. Никола, с клеймами чудес; 28. Богоматерь Тихвинская, с клеймами чудес; 29. Архангел Уриил.


Северная алтарная дверь ; 30. Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях; 31. Рама от иконы «Богоматерь Донская» с изображением праведных жен; 32. пас на престоле; 33. Благовещение Богоматери, с клеймами Акафиста. Храмовая икона ; 34. Иоанн Предтеча, Апостол Петр и Алексей Человек Божий; 35. Архангел Рафаил.


Южная алтарная дверь ; 36. Спас с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, с клеймами притч; 37. «Четырехчастная» икона. 38–39. Праотеческий ряд икон; 40–41. Пророческий ряд икон; 42–43. Ряд таблеток-миней; 44. Никола Можайский; 45. Спас поясной; 46. Воскрешение Лазаря.




Первая , древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Такие помещения существовали в сакральных строениях еще в дохристианский период во всех культурах, у разных народов.


Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии . Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника , которому позволялось входить туда только один раз в году . Здесь хранился Ковчег Завета . Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.



Четырехрядный иконостас Преображенской церкви Кижского погоста. Реконструкция


В православном храме Святому Святых соответствует алтарь . До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.


Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога — тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.


Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя, испускающего дух: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых — свое сердце — прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека — с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».



Трехрядный иконостас





Двухрядный иконостас


Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.


Задача для христианского мира не простая. Тайна Божественного Творчества и спасения открылась и вместе с тем остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли таинство евхаристии — тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное — где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих — молитв, совершения таинства церковного?


Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению — это значит возвращаться вспять, от благодати — к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.



В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся.


Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и — испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».


И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.



Интерьер храма монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь)


Так включается третья идея иконостаса — иконы как окна в духовный мир . Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.


В таком именно виде, должно быть, иконостас перешел из Византии на Русь и так существовал до XV в., когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма. Иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперед, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризницу, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.


В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас . Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата. На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.


Другие врата, северные и южные , несут на себе изображения архангелов или святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими , потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз, а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, он проходит через Царские врата.


В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.



Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).


Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя , а слева — Божией Матери с младенцем . Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус .


Над местным рядом располагается деисусный (деисисный) (от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя . Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых , поэтому этот ярус иногда называют апостольским .


Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.


Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников — пророков , через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.


Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.


Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря».


В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) — символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.


Иконостас Исаакиевского собора
XIX в. Санкт-Петербург


В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда , с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, в древние времена помещались даже изображения языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, стремились к его познанию.



Иконостас , как и весь алтарь, находится на возвышенном месте , которое выдается в среднюю часть храма и называется солея .


Установленные правила и сформировавшиеся традиции в устроении православных храмов строго соблюдаются, однако в определенных рамках допускаются и различия (не принципиальные), обусловленные особенностями конкретного храма, поэтому каждый православный храм по-своему уникален как внешне, так и внутренне.


Православный храм может иметь дополнительные алтари , образующие приделы храма , соответственно каждый алтарь имеет свой иконостас .




Латинские храмы тоже бывают богато украшенными.
На снимке знаменитый золотой алтарь кафедрального собора в Севилье, в Испании.