Анализ 6 8 главы капитанская дочка. Анализ произведения «Капитанская дочка» (А

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Терентьевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по теме:

Разработала: учитель русского языка и литературы В.А. Полещук

Прокопьевский район

2011 г.

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  2. А.С. Пушкин «История Пугачева».
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.
  2. Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
  1. Биография А.С. Пушкина.
  2. Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
  3. История создания произведения.
  4. Исторические личности в произведении.
  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица, в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

  1. Жанр произведения.

В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.

Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

  1. Герои произведения.
  1. Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
  2. Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
  1. Анализ I-II главы.
  1. Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
  2. Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
  3. Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
  4. Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
  5. Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
  6. А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
  7. Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.

Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

  1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
  2. Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
  3. Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
  4. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
  5. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
  6. Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
  7. С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?

Рассказ о встрече с Зуриным.

  1. Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
  2. На кого похож Зурин? На Бопре
  3. Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
  4. Почему II глава называется «Вожатый»?
  5. Объясните смысл эпиграфа.
  6. Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
  7. Как реагирует бродяга на барский подарок?
  8. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
  9. Что такое милосердие?
  10. Почему Гринева застал буран в степи?
  11. Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
  12. Какое значение имеет сон Гринева?

Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

  1. Блиц – опрос.
  1. Имя отца Гринева? Андрей Петрович
  2. Служил при графе? Минихе
  3. Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
  4. Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
  5. Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
  6. И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
  7. Был нанят француз мосье Бопре.
  8. Который в отечестве своем был парикмахером.
  9. В Пруссии солдатом.
  10. А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
  11. Батюшка вошел на урок географии.
  12. В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
  13. А Бопре? Спал на кровати сном невинности
  1. Встреча с героями.

Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?

  1. Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
  2. Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
  3. Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
  4. Ветреный, беспутный. Бопре.
  5. Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
  6. Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
  1. Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.

«4» - назвать, из какого эпизода вещь.

«5» - рассказать эпизод.

  1. Придворный календарь.
  2. Топор.
  3. Бильярд.
  4. Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
  1. О чем говорят цифры?

9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.

17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.

100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.

40 – вожатый был лет 40-а.

40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.

XI. Итоги.

  1. В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
  2. Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
  3. Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,

Домашнее задание: Главы III – V.

Неспокойная совесть

Безмолвное раскаянье

Напился и проиграл 100 р.


Сержант гвардии

Главный герой романа Петр Андреевич Гринев вспоминает. Родился он в семье мелкого помещика. Отец Гринева – отставной офицер. Еще до рождения сына он приписал его сержантом к Семеновскому гвардейскому полку.

Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу Архипа Савельича, чтобы тот воспитывал маленького барина. Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться в охотничьих собаках. В двенадцать лет для Пети выписали француза-учителя Бопре. Но тот пристрастился к водке и не пропускал ни одной юбки, совсем забыв про свои обязанности.

Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился прямо на урок. Пьяный француз спал, а Петя мастерил из географической карты воздушного змея. Разгневанный отец выгнал француза. На том учеба Пети закончилась.

Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу. Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю в Оренбург. Вместе с Петей едет и Савельич. В Симбирске на постоялом дворе Гринев знакомится с гусарским ротмистром Зуриным, который учит его играть в бильярд. Петр напивается и проигрывает военному сто рублей. Утром он едет дальше.

Глава II

Вожатый

По дороге к месту службы Гринев и Савельич сбиваются с пути. Одинокий странник выводит их к постоялому двору. Там Петру удается рассмотреть провожатого. Это чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и самого разбойничьего вида. Он вступает с хозяином постоялого двора в странный разговор, полный иносказаний.

Гринев дарит провожатому свой заячий тулуп, поскольку чернобородый практически раздет. Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и обещает век помнить доброту молодого барина.

На следующий день Гринев прибывает в Оренбург и представляется генералу, который, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость под начало капитана Миронова.

Глава III

Крепость

Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Она представляет собой деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой. Капитан Иван Кузьмич Миронов – седой старик, под началом которого проходят службу около сотни старых солдат и два офицера. Один из них – пожилой одноглазый поручик Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин, сосланный в это захолустье за дуэль.

Петра поселяют в крестьянскую избу. Этим же вечером он знакомится со Швабриным, который в лицах описывает семейство капитана: его жену Василису Егоровну и дочь Машу . Василиса Егоровна командует и мужем, и всем гарнизоном, а Маша, по мнению Швабрина, ужасная трусиха. Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, которая видится ему бесконечной и скучной.

Глава IV

Поединок

Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда муштрует солдат, но пока не может добиться, чтобы они отличали «лево» и «право».

Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А Швабрин нравится ему все меньше. Алексей всех высмеивает, плохо отзывается о людях.

Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его чувства. Он советует вместо стихов подарить Маше серьги и уверяет, что сам испытал правильность такого подхода.

Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Алексей вызывает юношу на дуэль. Петр просит Ивана Игнатьича стать секундантом. Однако старый поручик не понимает такого жестокого выяснения отношений.

После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов. Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со шпагами в руках, их арестовывают солдаты во главе с поручиком.

Василиса Егоровна заставляет дуэлянтов примириться. Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил отказ. Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на девушку.

На другой день противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать такой достойный отпор. Петру удается потеснить офицера, но в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и получает ранение в грудь.

Глава V

Любовь

Рана серьезная, Петр приходит в себя только на четвертые сутки. Швабрин просит прощения и получает его от соперника. Маша ухаживает за Гриневым. Петр, воспользовавшись моментом, объясняется ей в любви и узнает, что девушка также испытывает к нему нежные чувства. Гринев пишет письмо домой, в котором просит родительского благословения на брак. Но отец отказывает и грозится перевести сына в другое место, чтобы не дурил. В письме также говорится, что матушка Гринева слегла.

Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то, что не сообщил о ранении. Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал генералу. Теперь юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей.

Узнав, что родительского благословения не будет, Маша отказывается от свадьбы.

Глава VI

Пугачевщина

В начале октября 1773 года приходит сообщение о пугачевском бунте. Несмотря на все предосторожности и попытки Миронова оставить это в тайне, слух распространяется мгновенно.

Капитан посылает урядника Максимыча в разведку. Через два дня тот возвращается с известием, что движется огромная сила. Среди казаков поднимается волнение. Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту. Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его место.

События развиваются стремительно: урядник бежит из-под караула, казаки недовольны, схвачен башкирец с воззванием Пугачева. Допросить его не удается, поскольку у пленного нет языка. На совещание офицеров врывается Василиса Егоровна с плохими известиями: взята соседняя крепость, офицеры казнены. Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской крепости.

Решено отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург.

Глава VII

Приступ

Утром Гринев узнает, что казаки покинули крепость и насильно увели с собой Юлая. Маша выехать в Оренбург не успела – дорога перекрыта. Уже на рассвете появились возле крепости казацкие и башкирские дозоры. По приказу капитана их отгоняют выстрелами из пушки, но вскоре появляется основная сила пугачевцев. Впереди – сам Емельян в красном кафтане на белом коне.

К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника. Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем. Казаки перебрасывают через частокол голову Юлая прямо к ногам Миронова. Капитан велит стрелять. Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются прочь.

Начинается штурм крепости. Миронов прощается с женой и благословляет перепуганную Машу. Василиса Егоровна уводит девушку. Коменданту удается выстрелить из пушки еще раз, затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку. Но солдаты не следуют за командиром. Нападающие врываются в крепость.

Гринева связывают и приводят на площадь, где пугачевцы сооружают виселицу. Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом и солью. Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского дома и принимает от пленных присягу. Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются. Их тут же вешают.

Доходит очередь до Гринева. С удивлением он узнает в кругу мятежников Швабрина. Петра подводят к виселице, но тут в ноги Пугачеву падает Савельич. Слуге удается вымолить помилование, и Гринева освобождают.

Из дома выводят Василису Егоровну. Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева беглым каторжником. Старуху убивают.

Глава VIII

Незваный гость

Гринев пытается узнать о судьбе Маши. Оказывается, что она лежит в беспамятстве у попадьи, которая выдает девушку за свою тяжелобольную племянницу.

Гринев возвращается в свою разграбленную квартиру. Савельич объясняет, почему Пугачев вдруг пощадил юношу. Это – тот самый провожатый, которому молодой офицер пожаловал заячий тулуп.

Пугачев посылает за Гриневым. Юноша приходит в комендантский дом, где обедает с мятежниками. За трапезой проходит и военный совет, на котором бунтовщики решают идти на Оренбург. После все расходятся, но Гринева Пугачев оставляет для разговора наедине. Он снова требует присягнуть на верность, но Петр отказывается. Гринев не может обещать, что не будет воевать против Пугачева. Он – офицер, поэтому обязан выполнять приказы своих командиров.

Честность молодого человека подкупает предводителя бунтовщиков. Пугачев отпускает Петра.

Глава IX

Разлука

Утром самозванец выступает из крепости. Перед отъездом к нему подходит Савельич с перечнем добра, которое отняли у Гринева бунтовщики. В конце списка упоминается заячий тулуп. Пугачев гневается и отшвыривает бумагу. Он уезжает, оставив Швабрина комендантом.

Гринев бросается к попадье, чтобы узнать о состоянии Маши. Ему сообщают, что девушка в горячке и бредит. Петру приходится оставить любимую. Ни вывезти ее, ни находиться в крепости он не может.

С тяжелым сердцем Гринев и Савельич бредут пешком в Оренбург. Внезапно их нагоняет бывший казацкий урядник Максимыч, который ведет отличную башкирскую лошадь. Это Пугачев велел подарить молодому офицеру лошадь и бараний тулуп. Гринев с благодарностью принимает дар.

Глава Х

Осада города

Петр прибывает в Оренбург и докладывает генералу о происшедшем в крепости. На совете принимается решение не выступать против самозванца, а оборонять город. Петр тяжело переживает, что не может ничем помочь Маше.

Вскоре появляется войско Пугачева, начинается осада Оренбурга. Гринев часто выезжает на вылазки. Благодаря быстрой лошади и везению, ему удается оставаться невредимым.

В одной из вылазок Петр сталкивается с Максимычем, который передает ему письмо от Маши. Девушка пишет, что Швабрин забрал ее из дома попадьи и принуждает стать женой. Гринев просит у генерала роту солдат, чтобы освободить Белогорскую крепость, но получает отказ.

Глава XI

Мятежная слобода

Гринев собирается бежать из Оренбурга. Вместе с Савельичем он благополучно выезжает в сторону Бердской слободы, занятой пугачевцами. Петр надеется объехать слободу в темноте, но натыкается на отряд дозорных. Однако ему удается уйти. К несчастью, задерживают Савельича.

Петр возвращается, чтобы вызволить старика и тоже попадает в плен. Пугачев сразу узнает Гринева и расспрашивает, зачем молодой офицер покинул Оренбург. Петр рассказывает, что хочет освободить сироту, которую обижает Швабрин.

Пугачев гневается на Швабрина и грозится его повесить. Советник самозванца беглый капрал Белобородов не верит рассказу Гринева. Он считает, что молодой офицер – шпион. Неожиданно за Петра вступается другой советник Пугачева – каторжник Хлопуша. Дело едва не доходит до драки, но самозванец усмиряет советников. Пугачев берется устроить свадьбу Петра и Маши.

Глава XII

Сирота

Прибыв в Белогородскую крепость, Пугачев требует показать ему девушку, которую Швабрин держит под арестом. Алексей оправдывается, но самозванец настаивает. Швабрин приводит Пугачева и Гринева в комнату, где на полу сидит измученная Маша.

Пугачев спрашивает у девушки, за что ее наказал муж. Маша возмущенно отвечает, что скорее умрет, чем станет женой Швабрина. Пугачев недоволен обманом Алексея. Он велит Швабрину выписать пропуск и отпускает молодую пару на все четыре стороны.

Глава XIII

Арест

Гринев и Маша отправляются в путь. В крепостях и селениях, захваченных восставшими, им не чинят препятствий. Проходит слух, что это едет кум Пугачева. Пара въезжает в городок, в котором должен стоять большой отряд пугачевцев. Но оказывается, что это место уже освобождено. Гринева хотят арестовать, он врывается в комнату, где сидят офицеры. К счастью, во главе гарнизона – старый знакомый Зурин.

Петр отправляет Машу с Савельичем к своим родителям, а сам остается в отряде Зурина. Вскоре правительственные войска снимают осаду с Оренбурга. Приходит известие об окончательной победе. Самозванец схвачен, война окончена. Гринев собирается домой, но Зурин получает приказ арестовать его.

Глава XIV

Суд

Гринева обвиняют в предательстве и шпионаже в пользу Пугачева. Главный свидетель – Швабрин. Гринев не хочет оправдываться, чтобы не втягивать в судебное разбирательство Машу, которую вызовут как свидетельницу или даже пособницу.

Петра хотят повесить, но императрица Екатерина, пожалев его престарелого отца, меняет казнь на вечное поселение в Сибири. Маша решает броситься в ноги императрице и просить о помиловании. Она едет в Петербург.

Остановившись на постоялом дворе, девушка узнает, что хозяйка приходится племянницей придворному истопнику. Эта женщина помогает девушке попасть в сад Царского Села, где Маша встречает важную даму. Девушка рассказывает свою историю, и та обещает помочь.

Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.

Подлинная ли эта «солдатская песня», как назвал ее издатель, предваряя ею главу III записок, которая поименована Гриневым «Крепость»? Или здесь заявляет о себе знаменитый пушкинский протеизм, его блистательное владение мастерством стилизации? На эти вопросы мы ответить не сможем: текст этой «солдатской песни» в допушкинских изданиях до сих пор не разыскан. Отметим, однако, как перекликается добродушная непритязательность быта и нравов обитателей «фортеции» (так на иноязычный лад в петровское и несколько поздние времена называлась крепость) с тем же добродушием и с той же непритязательностью, какие подметил Петруша у обитателей Белогорской крепости. Первый же солдат — «старый инвалид», которого встретил Петруша в доме коменданта (а из «стареньких инвалидов» состояла немалая часть войска крепости), «нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира», явно не сетуя на судьбу, заставляющую его щеголять подобным разноцветьем. И Василиса Егоровна, жена капитана Миронова, коменданта крепости, по-доброму, по-хорошему встретит сообщение Гринева о том, что его отец владеет тремястами крестьянских душ: «Ведь есть же на свете богатые люди!» «А у нас, мой батюшка, — продолжит она, и мы не услышим в ее голосе никаких оттенков зависти, — всего-то душ одна девка Палашка: да, слава Богу, живем помаленьку».

А обстановка в доме Мироновых? Украшения, которые хозяева повесили на стену своей комнаты? «…На стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Как много говорит этот набор о семейной чете! Ясно, почему был забран в стекло и в рамку и вывешен на всеобщее обозрение не капитанский, но просто офицерский диплом. По той же самой причине, по которой собственноручное письмо Екатерины II к отцу Гринева, содержащее «оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова», тоже оказалось у наследников Петра Андреича «за стеклом и в рамке», — как предмет семейной гордости. И Мироновым было чем гордиться. Их глава семейства вышел «в офицеры из солдатских детей». Не как Петруша, с рождения записанный в гвардию сержантом только из-за своего происхождения (из дворян) и потому — согласно тогдашнему порядку чинопроизводства — переведенный в армию прапорщиком. Нет, Миронов получил офицера (а значит, и дворянство) за ратные подвиги!

Не говорю уж о Мироновых, которые не дожили до окончательного покорения Очакова и потому тоже вряд ли задумывались о предикативности своих лубков!

А ведь как раз в контексте «Капитанской дочки» особенно прояснено, что обе эти картинки отражают вехи военной биографии капитана Миронова. Очаков — свидетельство его участия в походе под командованием фельдмаршала Миниха. Пародийный лубок, изображающий взятие невзятой крепости, удостоверяет, скорее всего, что к ее осаде Иван Кузьмич отношения не имеет. Да и Василиса Егоровна это засвидетельствовала. Не только в разговоре с Гриневым в 1772 году. Она и через год снова подтвердит, что в начатой, как мы помним, в 1757 году Семилетней войне ее муж не участвовал, когда заговорит о боевой надежности Белогорской крепости: «Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем».

Я не могу согласиться с теми многочисленными комментаторами «Капитанской дочки», кто считает, что второй эпиграф к третьей главе — из «Недоросля», как пометил его издатель, — неточен только потому, что Пушкин записал его по памяти. «Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

Но, всматриваясь в текст третьей и других глав «Капитанской дочки», где появляется Василиса Егоровна, видишь, что «батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое ее обращение к собеседнику, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина так же, как и Княжнина: никакого упоминания о персонаже пьесы, из которой цитирует, и максимальная приближенность своего эпиграфа к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.

С этой точки зрения особым смыслом наполнятся и строчки из другого эпиграфа к главе — из «солдатской песни», которую мы уже цитировали: «А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку». Придумал ли их издатель или они существуют независимо от него, но он соотнес их, в частности, с тем местом записок Гринева, где Василиса Егоровна рассказывает о своей дочери: «…Маша трусиха. «…» А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж не палим из проклятой пушки». «Звать на пирог», по В. И. Далю, и значило в старину звать на именины. Что же испугало Машу на именинах матери? Пушечная пальба? Но в седьмой главе романа пушка Белогорской крепости уже выстрелит в настоящего врага. И Маша на вопрос капитана Миронова: «Что, Маша, страшно тебе?» — ответит: «Нет, папенька… дома одной страшнее».

«Тому два года», — сказала Василиса Егоровна о тех своих именинах. А незадолго до этого она же рассказывала Петруше: «Швабрин Алексей Иванович вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство». Был, стало быть, Швабрин на ее именинах. О том, какие чувства испытывает к нему Маша, она сама скажет в следующей, четвертой главе Гриневу: «Я не люблю Алексея Ивановича. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх».

Забежим вперед. Для пятой главы записок Гринева Пушкин тоже подобрал два эпиграфа, причем второй из народной песни:

Если лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь!

В своем месте мы укажем на связь этого эпиграфа с текстом, с той же Марьей Ивановной. Сейчас же обратим внимание на то, что начинается эта народная песня словами, по которым она и названа: «Вещевало мое сердце, вещевало». Скорее всего, поэтому и выбрал ее для эпиграфа издатель: у Маши Мироновой — вещее сердце. От пушечной пальбы, как выясняется, она в обморок не упадет. Напугал ее на именинах матери именно Швабрин. Чем? Возможно, уже одним своим присутствием, своим существованием. И хотя месяца за два до Петрушиного появления в Белогорской крепости Швабрин сватался к Маше, ощущение этого страха у нее не исчезло. А, быть может, только укрепилось. Ведь ее страх тесно переплетен с гадливостью по отношению к Алексею Ивановичу: «Он очень мне противен…» А это значит, что ощущает Маша Швабрина не просто как врага, но как врага заклятого, «лютого» (если вспомнить эпиграф к главе III).

Анализ главы III («Крепость») в романе «Капитанская дочка»

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в...
  2. Сочинения по литературе: Семья капитана миронова в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает...
  3. В главе VI Гринев расскажет об казацком бунте. А мы, отметив, что хозяин умета, по словам Гринева, был «родом яицкий...
  4. При рассмотрении образа капитана Миронова исследователи, стремясь подчеркнуть художественную удачу Пушкина, обычно ссылаются па мнение Гоголя. Высоко ценя «Капитанскую дочку»,...
  5. Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма...
  6. Пугачев вошел в роман поэтически — из «тайного места», из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный...
  7. Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление «проникнуть в тайности современности» . Как...
  8. Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он «безмолвствует», видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и...
  9. По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству историческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это последнее...
  10. Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных — таков первый вывод, сделанный автором «Истории Пугачева». Оттого становилась ясной коренная...
  11. В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии,...
  12. Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется,...
  13. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  14. Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано...
  15. Стремление человека к счастью закономерно. Но верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои...
  16. Социологизм мышления Пушкина не мог не внести кардинальных изменений в структуру художественного произведения и прежде всего в понимание сущности и...
  17. Пушкин — «взыскательный художник», очень строго относившийся к тому, что писал, но о двух своих вершинных творениях, как поэта-стихотворца,- романе...
  18. Повесть А. С. Пушкина » Капитанская дочка «, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и...

Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru «Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в повести». (Анализ 6 – 14 глав) (2 урока) (8 класс) Цели: - выявление художественной идеи повести, состоящей в утверждении умения оставаться внутренне свободным перед лицом исторических потрясений, нравственных испытаний; - формирование навыка анализа эпического произведения в единстве формы и содержания, работы со статьями учебника и иллюстрациями к повести; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления понятий «внутренняя свобода» и «зависимость от обстоятельств». «Пугачёвщина» - Названия глав чётко отражают их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии шестой главы? Каково лексическое значение суффикса –щин? Это суффикс со значением отрицательной оценки активно используется в наименованиях общественнополитических течений, явлений социального или морально-этического плана. «Пугачёвщина» - это не только беззакония, творимые Пугачёвым и его помощниками, это жестокость и насилие, порождённые восстанием. Смысл эпиграфа к VI главе Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. Песня Призыв к серьёзному восприятию страшных событий, потрясших Россию. Подумай и ответь… На крепость надвигаются войска Пугачёва. Об это свидетельствуют факты, сведения, слухи, тревожные настроения, охватившие население крепости. Охарактеризуйте реакцию различных персонажей на надвигающиеся события (по материалам 6 главы). Перескажите подробно 6 главу Поведение капитана Миронова Понимание своей ответственности и стремление сделать всё возможное перед неотвратимой опасностью. Подумай и ответь… - В течение всего повествования образ Пугачёва связан с символикой снега. Как вы понимаете выражение «свалиться как снег на голову»? Свалиться как снег на голову – значит появиться неожиданно. Пугачёв свалился как снег на голову России. - Страшный буран, из которого появляется Пугачёв, происходит в самом начале сентября, что не вполне правдоподобно. Почему Пугачёв появляется впервые из снежного бурана? Буран символизирует разгул страстей в душе человека. Пугачёв рождается из стихии, ведёт её за собою и в то же время подчиняется её безличной власти. Подумай и ответь… В Белогорской крепости, взятой Пугачёвым, снежный буран заметает все пути, а в Оренбурге, находящемся 40км от него, ещё угасает осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой. - Какое символическое значение имеет эта деталь? - Какие пословицы, связанные со словом солома вы знаете? «Кабы знать, где упадёшь, то соломки бы постелил». Пугачёв связан с символикой зимы, а дворянский мир – с символикой увядания, осени, на смену которой неизбежно приходит холодная зима. Дворянство хочет «подстелить соломку», закрыться от снежного бурана, который несёт за собой Пугачёв. Подумай и ответь… Каким представил себе Пушкин членов совета: генерала, чиновников? Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва? «Военный совет в Оренбурге». Художник А.Иткин. Глава VII. «Приступ» Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте: жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства. А Белогорская крепость обречена сдаться врагу. Обратимся к иллюстрациям Опишите подробно эту сцену «Прощание Маши с отцом». Художник С.Герасимов. Подумай и ответь… Как ведёт себя капитан Миронов во время приступа крепости? Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка, Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка, Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго, И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка, Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Ещё петельку шелковую. Плач Василисы Егоровны Слова плача перекликаются с эпиграфом: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою ты сложил свой живот». Предсмертные слова Василисы Егоровны можно рассматривать не только как обвинение разбойнику Пугачёву, но и власти: «…сгинул от беглого каторжника!» Народ на стороне восставших «Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооружённый своими тупыми ножницами, резал у них косы. Они отряхивались, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку.» Подумай и ответь… Каким перед читателями предстаёт Пугачёв во взятой им Белогорской крепости? Почему всё происходящее Гринёв называет комедией? «Суд Пугачёва». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Суд Пугачёва». Художник С.Герасимов. Обратимся к иллюстрациям «На площади ставили наскоро виселицу». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками». Художник П.Соколов. Обратимся к иллюстрациям «Один из них держал под шапкою лист бумаги, у другого на копье воткнута была голова Юлая». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Очередь была за мною». Художник С.Герасимов. Подумай и ответь… - В каких эпизодах Пугачёв раскрывается до конца, сбрасывает маскарадный костюм? - Прочтите по ролям фрагмент главы «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась» до конца главы. Каким предстаёт Пугачёв в данном эпизоде? Обратимся к иллюстрациям «Гринёв у Пугачёва». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Песня про виселицу». Художник П.Соколов. Подумай и ответь… - Охарактеризуйте эпизод «Прощение Савельича» (9 глава). Какие чувства вызвал у вас этот поступок? - Из каких побуждений Пугачёв принимает реестр Савельича и даже жалует тулуп и полтину? «Реестр барскому добру, разграбленному злодеями». Художник А.Иткин. Подумай и ответь… - Какие стороны характера Пугачёва открываются в этих эпизодах? Важнейший принцип создания образа Пугачёва – превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. «Реестр барскому добру, разграбленному злодеями». Художник А.Иткин. Образ Емельяна Пугачёва «Маски» Пугачёва Эпизоды Авантюрист Упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне («лучше жить тридцать лет, чем триста лет питаться падалью») Самозванец Золотая бумага, которой оклеены стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задаст Гринёву по пути в Белогорскую крепость, - мог бы с ним потягаться король прусский «Фёдор Фёдорыч». Человек Готовность поучаствовать в вызволении гринёвской невесты из лап дворянинапугачёвца Швабрина; предложение стать посажённым отцом на их свадьбе. Обратимся к иллюстрациям «Они меня тотчас окружили, и один из них схватил лошадь мою за узду». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Гринёв у Пугачёва в Бердской слободе». Художник С.Герасимов. Подумай и ответь… - Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва? - Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина? - Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва в начале 12 главы. - Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву? - Всегда ли Пугачёв волен поступать так, как он этого хочет? Несмотря на то что Пугачёв – вождь, он не всегда волен поступать по своему усмотрению. Подумай и ответь… - На основании письма Маши Мироновой к Гринёву охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. Составьте рассказ о судьбе Маши Мироновой в плену у Швабрина, вводя слова и обороты, передающие её чувства, надежду. - Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки (глава 11)? - Охарактеризуйте состояние и поведение Гринёва в начале 12 главы. Обратимся к иллюстрациям «Освобождение Маши». Художник А.Иткин. Обратимся к иллюстрациям «Освобождение Маши». Художник П.Соколов. Подумай и ответь… - С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста 13 главы. - Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события. Арест – расплата за связь с Пугачёвым, которая неизбежно ожидает героя. Это новое испытание чести для дворянина. - Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе с тем и самым надёжным». Как вы относитесь к его решению? Подумай и ответь… - Подробно передайте содержание сцены суда. - Кто явился причиной новой неприятности Гринёва? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным? Швабрин выдвигает ложные обвинения в адрес Гринёва. - Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чём вы видите причину такого поведения? Швабрин находится в плену своего собственного страха и своей душевной подлости. Подумай и ответь… Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого – это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё? Дайте развёрнутый ответ. «Маша Миронова у императрицы». Художник А.Бенуа. Подумай и ответь… Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Значит ли это, что девушка считает решение суда справедливым? Если нет, то почему она так формулирует свою цель? «Маша Миронова у императрицы». Художник П.Соколов. Подумай и ответь… Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва? «Маша Миронова у императрицы». Художник П.Соколов. Подумай и ответь… Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва? Истинный правитель, по мысли Пушкина, утверждает в стране не произвол, а правосудие. В конце концов Екатерина осуществляет его и по отношению к Гринёву. Екатерина действует, основываясь на фактах, утаённых Гринёвым от Следственной комиссии, но открытых императрице Марьей Ивановной. «Маша Миронова у императрицы». Гравюра А.Янова. Подумай и ответь… - Как Екатерина продемонстрировала своё расположение к отцу Петруши? - В чём имел возможность убедиться Гринёв-старший, получив такое письмо? Домашнее задание Подготовиться к письменной работе. Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г 1. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428632b1.jpg 2. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428657e0.jpg 3. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a6426.jpg 4. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42864caa.jpg 5. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428c8cae.jpg 6. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42864c5a.jpg 7. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a6334.jpg 8. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428646f6.jpg 9. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428a6749.jpg 10. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428654a9.jpg 11. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=428ce051.jpg 12. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42865c96.jpg&percenta= 13. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42027d00.jpg&percenta= 14. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42898563.jpg&percenta= 15. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/428ce4fd.jpg&percenta= 16. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/495679b6.jpg&percenta= 17. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/495658ac.jpg&percenta= 18. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/428cebf0.jpg&percenta= 19. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/49565c03.jpg&percenta=

  1. В главе VII Маша обращается к отцу за бла-гословением — «бледная и трепещущая», а в гла-ве VIII в разгромленной комнате Маши из-за шка-фа выбирается Палаша, тоже «бледная и трепе-щущая». Как объяснить такое повторение эпите-тов?
  2. Такое повторение эпитетов помогает пе-редать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости.

    Бедные девушки были потрясены и не могли ни оценить обстановку, ни найти нужную манеру поведения в столь не-обычных обстоятельствах, и их реакция на происходящее была совершенно одина-кова.

  3. В связи с чем Петруша пишет: «Я изумился», и чуть позже: «Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств»? Чему он изумился и о каком «сцеплении обстоятельств» идет речь?
  4. Только в тот момент, когда Савельич спросил Петрушу: «А узнал ли ты, су-дарь, атамана?» — Гринев изумился и оценил «странное сцепление обстоя-тельств», которому он был обязан своему спасению. Только тогда он узнал в своем спасителе вожатого, с которым его свел буран в степи.

  5. Найдите описание размышлений главного героя, которые говорят читателю о том, как долг и чувство боролись в сознании помилованного Пу-гачевым Гринева. Удалось ли ему принять сколько-нибудь самостоятельное решение, или судьба все решила сама?
  6. Самое трудное решение Гриневу при-шлось принимать, когда Пугачев спросил его: «Или ты не веришь, что я великий го-сударь?» Гринев смутился: «Признать бро-дягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непроститель-ным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели… Я отве-чал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в те-бе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую». Так не судьба все решила сама, а Гринев нашел достойный ответ.

  7. Опишите первое застолье Пугачева, которое увидел Гринев. Какую роль в этом описании зани-мает облик самого Пугачева?
  8. В центре застолья находится сам Пуга-чев. Его портрет очень важен для понима-ния событий, а не только поступков героя.

    «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепо-го». В общении со своим окружением он демократичен и прост. Мы видим руково-дителя среди его сподвижников, и он не подавляет окружающих.

  9. Почему хор казаков, исполнявших разбой-ничью песню «Не шуми, мати зеленая дубравуш-ка…», потряс Петрушу «каким-то пиитическим ужасом»?
  10. Вот что написано в повести: «Их гроз-ные лица, стройные голоса, унылое выра-жение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Мы видим, что создавало тот «пиитиче-ский ужас», который вызывал у него как слушателе этот стройный хор обреченных людей. Материал с сайта

  11. В связи с чем Петруша написал: «И еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту»?
  12. Напомним, что эти слова повествовате-ля написаны в скобках и находятся вну-три размышлений Гринева о том, как от-ветить Пугачеву. «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту мину-ту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Так, сам Петруша даже в ту опасную минуту осознавал значительность собственных ре-шений и надолго это запомнил.

  13. Когда Пугачев говорит: «Казнить так каз-нить, миловать так миловать»?
  14. Эти слова Пугачев произнес после того, как был удивлен искренностью Гринева. Это была одна из последних реплик Пуга-чева в их разговоре.

  15. Прочтите последнюю фразу главы VIII: «Я по-следовал его совету…» Как она характеризует Гри-нева?
  16. Это одна из фраз, которые характеризу-ют Гринева как смелого, уверенного в сво-ей правоте, уравновешенного человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы на вопросы к тексту капитанская дочка 4 главы
  • капитанская дочка 14 глава суд план события
  • ответы на вопросы по 8 главе "капитанская дочка"
  • капитанская дочка цитаты пугачева
  • вопросы к 8 главе капитанской дочки