Биография муса. "биография и история жизни мусы джалиля"

Лореш Юлия

Представленный материал можно использовать в качестве дополнительного на уроках литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приваленская средняя общеобразовательная школа»

Азовский немецкий национальный район

Омская область

Реферат

«Муса Джалиль: жизнь и судьба».

Выполнила:

Ученица 7 класса

Лореш Юлия

Учитель: Авдонькина Ирина Анатольевна

с. Привальное - 2016

Введение _____________________________________________3

Глава I. Довоенный период

  1. Дореволюционные и 20 – е годы_____________________5
  2. 30-е годы_________________________________________9

Глава II. Война и поэт – герой

  1. До плена_________________________________________11
  2. В плену__________________________________________13

Глава III. Судьба поэта после смерти_____________________17

Заключение ___________________________________________19

Литература ___________________________________________20

Введение

Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества, он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.
В данной работе я хочу остановиться именно на трагической судьбе поэта-героя. Эта тема, хотя и кажется изученной, но требует постоянного осмысления. Поэтому, как есть "вечные темы" в общечеловеческой истории, так появляются "вечные темы" в судьбе каждого народа, к которым просто необходимо возвращаться постоянно, чтобы не потерять нить истории.
Муса Джалиль и его судьба не остаются узкой темой для татарской литературы и татарского народа. Его произведения переведены на многие языки мира, а его судьбе посвящают работы далеко за пределами Татарстана и России. Не случайно известный французский писатель Луи Арагон в книге "Советские литераторы" (Париж, 1955) посвятил Мусе Джалилю отдельную главу. В борьбе татарского поэта против фашизма Луи Арагон видит важность этого поединка как освобождения и других народов от порабощения. "Он погиб за всех нас - и французов, и чехов. Муса Джалиль... Вы, забывшие красные полотна на колоннах и стенах Франции, повторяйте его имя...".


При написании работы мною использован богатейший материал из воспоминаний Гази Кашшафа - друга и соратника Мусы Джалиля, а также работы известного исследователя творчества и судьбы поэта Рафаэля Мустафина.

При исследовании судьбы поэта трудно пройти мимо воспоминаний его дочери и высказываний отдельных писателей. Кроме всего, мною была использована и автобиография Мусы Джалиля "Мой жизненный путь".

Конечно же, ещё одним, и, на мой взгляд, главным источником для раскрытия темы явились стихи Мусы Джалиля.

Представленная работа состоит из трёх частей. В первой описывается довоенная жизнь поэта, во второй - его трагическая судьба во время Великой Отечественной войны. В третьей – судьба поэта после смерти.

Глава I. ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД

1. Дореволюционные и 20-е годы
Как писал сам Муса Джалиль в своей автобиографии "Мой жизненный путь", "я родился в 1906 году в деревне Мустафино бывшей Оренбургской области в семье Мустафы Габдельджамиля" .
Мустафино - небольшая деревня, относящаяся в настоящее время Шарлыкскому району Оренбургской области. Как поэтично отмечает один из самых крупных исследователей жизни и творчества поэта Рафаэль Мустафин, родная деревня, ее поля, реки, с детства знакомые картины, восходы и закаты, краски весны и осени - все они останутся спутниками поэта. Родные места, природа, сам воздух этой стороны будут вдохновлять его всю жизнь.
Мустафа-абзый - отец поэта - с 7 лет служил в магазине Усмановых в Шарлыке. Там же он окончил медресе, выучил арабский язык, научился говорить и по-русски. После женитьбы, собрав все свои сбережения, заняв у бая денег, Мустафа-абзый открыл в своей деревне маленькую бакалейную лавку. Он не очень любил сельский труд, и время от времени пропивал свой достаток. А после, уже в Оренбурге, за неуплату долгов он попадет в долговую тюрьму и полностью разорится.
Мать поэта - Рахима-тути - была небольшого роста, с черными волосами. Муса очень походил на нее. Характер у нее отличался уступчивостью и мягкостью. Она постоянно внушала детям уважение к труду и хлебу.
Летом 1913 года многочисленная семья Мустафы-абзый, распродав хозяйство, переезжает в Оренбург. Здесь они поселились в подвале медресе "Хусаиния" рядом с библиотекой "Белек" (Знание). Вскоре именно там будет постоянно пропадать маленький Муса, а чуть позже он начинает свое образование в медресе "Хусаиния".
Годы в Оренбурге не были, конечно же, легкими, но они отличались простотой и для Мусы стали годами накопления первых знаний. Уже здесь будущий поэт проявляет себя прилежным поведением и лидерскими наклонностями. Так, несколько лет спустя он открывает в медресе газету среди своих одноклассников, где было указано "редактор и издатель Муса Джалиль".
Наступил 1917 год. В ноябре 1917 года генерал Дутов захватывает власть в Оренбурге, и до января 1918 года в городе устанавливается военная диктатура. В июне 1918 году при поддержке белочехов Дутов снова захватывает власть, и только в январе 1919 года Оренбург становится полностью и окончательно освобождается от белогвардейцев.
Со второй половины 1919 года Муса Джалиль делает свои первые опыты в поэзии. Первые его стихи отличались особой романтичностью.
Вскоре у поэта умирает отец, и Джалиль вынужден вернуться в Мустафино. Здесь он создает организацию под названием "Красный цветок", которая являлась предтечей организации революционно настроенной молодежи.
В феврале 1922 года в деревне Мустафино была создана комсомольская организация, руководителем которой становится Муса Джалиль. Как отмечал он сам: "... В 1920-21 годах в нашем районе было много кулацких бунтов, выступлений бандитов. Их деревенских комсомольцев против бандитов были организованы отряды добровольцев-коммунаров. Я, вступив в один из этих отрядов, участвовал в борьбе с этими бандами" .
После года активной жизни в Мустафино Муса Джалиль оказывается в Казани. Осенью 1923 года он поступает на татарский рабфак.
В 1925 году в серии библиотеки МОПРа Татарии вышел первый сборник Мусы Джалиля под названием "Барабыз" (Идем). Книга была посвящена международным событиям.
А 3 июня 1925 года Муса Джалиль заканчивает Казанский татарский рабфак и получает свидетельство о завершении полного курса по отделению техники. Диплом рабфака позволял писателю поступить практически в любой вуз, но Джалиль решает отдохнуть в своей деревне.
На самом деле Мусу беспокоит положение семьи: брат Ибрагим был призван в армию для борьбы с басмачами в Средней Азии, позже увез туда и свою семью; старшая сестра Зайнаб уехала учиться в Казань. В Мустафино остались мать и младшая сестра; они испытывали большую нужду в те непростые годы.
Как пишет один из биографов и друзей Мусы Джалиля Г.С. Кашшаф, "родная деревня живет оживленной, шумной жизнью. Слышны песни, веселые игры молодых. Друзей детства почти не осталось: кто, спасаясь от голода, подался в Ташкент, а кто не выдержал тяжелые годы..." .
В эти годы Муса постоянно превращается в певца родной природы, но реалии жизни не могли оставить его в покое. В те времена расцвел НЭП, усилилось влияние баев-кулаков, враждебно настроенное духовенство запугивало бедноту. Муса начинает работать корреспондентом и становится комсомольским активистом. Комсомольских ячеек тогда еще было мало, и часто собирались комсомольцы со многих деревень послушать инструктора. И вот в 1926 году Муса Джалиль становится одним из таких инструкторов.
Прошла еще одна зима. Весной 1927 года Мусу избирают делегатом Всесоюзного комсомольского совещания. Так незаметно протекли два года. И вот Джалиль по дороге на совещение окончательно решает поступать в Московский университет и 17 июня подает заявление на литературный факультет. На Всесоюзном комсомольском совещании его избирают членом Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ. А позже, 5 августа 1927 года ЦК ВЛКСМ отзывает Мусу Джалиля для работы в журнале "Кечкенэ иптэшлэр" (Младшие товарищи). Муса переезжает в Москву.
После переезда в Москву Муса сразу же включается в напряженную работу. Ему приходилось вести большую организаторскую и творческую работу. Он работает в редакции журнала "Кечкенэ иптэшлэр", а несколько позднее Татбашбюро утвердило его представителем ЦК комсомола в отделе Совнацменьшинств Наркомпроса РСФСР. В январе 1928 года Джалиля, помимо его основной работы, назначают членом редколлегии журнала "Яшь эшче" (Молодой рабочий), а также и редколлегии журнала "Ударниклар".
В 1927-28 годах Муса Джалиль руководит интернациональным кружком в Татарском клубе им. Х. Ямашева. И литературный кружок при Центральной детской библиотеке долгие годы вел также Муса. Вся эта работа, требовавшая массу времени и внимания, не освобождала Мусу от обязанностей студента университета.

2. Тридцатые годы.
19 июня 1931 года Мусе Джалилю выдали свидетельство за № 1961 о том, что «М. Джалиль закончил редакционно-публицистическое отделение по циклу критики факультета литературы и искусства Московского государственного университета».
В 1932 году журнал "Октябрь балалары", в котором он работал, закрывается. Под названием "Пионер калэме" он переводится в Казань. Муса переходит на работы в редакцию центральной татарской газеты "Коммунист" заведующим отделом литературы и искусства.
"В 1932 году, - вспоминал позже Джалиль, - я работал 3-м секретарем МАПП (Московской ассоциации пролетарских писателей) и руководил татарской секцией" .
В эти годы Джалиль мечтает стать профессиональным писателем. Его тянет в большой творческой работе, в душе назрели большие планы и масса образов, готовых излиться в песнях и стихах. Он не хочет отрываться от Москвы, хотя его настоятельно приглашают в Казань.
И вот он решает съездить в Казань, чтобы взять творческие заказы. Но, приехав в Казань, Муса Джалиль увлекся совсем другим.
В это время правительство Татарской республики приняло постановление об открытии в Казани Татарского театра оперы и балета. Встал вопрос о репертуаре театра. Писатели и композиторы предлагают возглавить это дело Мусе.
В Москве состоялось совещание татарских писателей. На совещании участвовали Фатхи Бурнаш, Ахмед Файзи, Ахмед Ерикеев. Все в один голос нашли нужным поручить это дело Джалилю. Вскоре Муса загорелся работой студии. Он подбирает для студийцев оперные партии, работает над репертуаром театра.
После окончания университета Муса жил у товарищей или на частных квартирах. Он всегда мечтал о своей комнате, где мог бы работать ночами, никому не мешая. И эта мечта осуществилась. Ему дали десятиметровую комнату в Столешниковом переулке.
Только в начале 1939 года Муса Джалиль вместе со студией Татарской оперы приезжает в Казань. Днем и ночью идут репетиции, то и дело собираются длительные совещания.
В 1939 году трудящиеся Казани избрали Мусу Джалиля в городской Совет депутатов. На пригласительном билете на встречу депутата с избирателями был напечатан отрывок из стихотворения, написанного в1934 году:

Как вдохновенно трудится народ,
Социализма воздвигая зданье!
Я знаю: камнем жизнь моя войдет
И прочно ляжет в основанье.

Работа кипела, но приближались годы Отечественной войны, которые станут для поэта еще одним и уже последним испытанием.

Глава II. ВОЙНА И ПОЭТ-ГЕРОЙ
1. До плена
В день начала войны Гази Кашшаф, Ахмет Исхак и Муса Джалиль всю ночь просидели в тесном семейном кругу. И тогда Муса произнес фразу, которую не раз вспоминали впоследствии: "После войны кого-то из нас не досчитаются..." .
Муса Джалиль сразу же попросился на фронт. Но его попросили подождать. 13 июля, уже после состоявшейся премьеры оперы "Алтынч", Муса получил повестку. Его направили в формировавшийся в Татарстане артиллерийский полк "конным разведчиком", а попросту говоря - ездовым.
Но на одной из постановок опер командование узнало, что Джалиль - автор либретто оперы "Алтынч", известный татарский поэт, бывший председатель Союза писателей, депутат горсовета. Его хотели демобилизовать, но он снова категорически отказался.
В последних числах июля Муса получил назначение на курсы политработников. Но даже после курсов его оставили в резерве. Джалиль обращался к Александру Фадееву, чтобы ему разрешили уйти на фронт. Ему предлагали работать в русских фронтовых газетах, но поэт хотел работать именно в национальной фронтовой прессе.
В конце концов Джалиль, несомненно, добился бы назначения в национальные части, но у него, по-видимому, не хватило терпения. В последних числах февраля 1942 года с первой же командой офицеров-резервистов он уехал на Волховский фронт.
В ночь с 23 на 24 июня 59-я стрелковая бригада получила приказ пробиваться с боями в направлении деревни Тероемец-Курляндский. Прорыв должен был возглавить третий батальон, за которым шли остальные подразделения. Ввиду важности задачи, батальон усилили группой политработников и офицеров из штаба армии, среди них был и Муса.
В одиннадцать часов началась атака. Немцы ответили ураганным огнем. В первых рядах шли командиры и политработники. Когда батальон поднялся в очередную атаку, Панькова ранило в ногу (Паньков часто писал в газету "Отвага" и был родом из Чувашии. Джалиль и Паньков считали себя земляками). Взвалив себе на плечи Панькова, Муса пополз правее, где кусты были погуще, а огонь не таким губительным. В это время из кустов застрочил пулемет. Оставив Панькова на месте, Муса пополз к пулемету. Сквозь грохот Паньков услышал чей-то крик, и ему показалось, что это кричит Муса. В следующее мгновение около Пенькова что-то рухнуло, его оглушило, и он потерял сознание. По мнению Панькова, именно в это утро, 24 июня, раненый Муса и попал в плен.
Салих Ганеев рассказал, что осенью 1942 года встретился с Джалилем в одном из лагерей для военнопленных, и Муса сам поведал ему о том, как попал в плен. Это произошло, по словам поэта, 26 июня. Все предыдущие попытки прорваться из окружения не удались. Решили пробиваться сколонной машин по настильной дороге. Муса ехал на редакционной машине, но немцы обнаружили колонну и открыли огонь. Под колесами машины разорвалась мина; большинство попутчиков Джалиля убило, а сам он был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он пришел в себя, кругом уже были немцы.
Ганеев перевязывал поэта и говорит, что осколок раздробил Мусе ключицу и левая его рука висела на перевязи. На груди Джалиля был плохо зарубцевавшийся шрам пулевого ранения. Пуля ударила недалеко от сердца, но лишь царапнула рикошетам по ребрам.

  1. В плену .
    В сентябре 1942 года в числе других военнопленных Джалиля перегнали в лагерь под Двинском.
    В последних числах октября или в самом начале ноября 1942 года Мусу Джалиля привезли в польскую крепость Демблин. В 1941-1942 годах здесь содержались одновременно от 120 до 150 тысяч военнопленных, в основном, из Советского Союза.
    Прибывших загоняли в нетопленные крепостные казематы - без нар, без постелей, даже без соломенной подстилки. Многим приходилось проводить ночь под открытым небом, а морозы в ноябре достигали 10-15 градусов... Каждое утро похоронная "капут-команда" подбирала 300-500 окоченевших трупов.
    К концу ноября 1942 года в лагере Демблин начались перемены в лучшую сторону: к военнопленным стали относиться лучше. В этих переменах была своя закономерность: военнопленных начали сортировать по национальностям. В Демблин стали собирать в основном татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов. Немцы используют идеи Гаяза Исхаки и все чаще говорят о создании на оккупированной территории самостоятельного государства "Идель-Урал".
    Далее четких свидетельств о судьбе Джалиля нет. Известно только, что Ганееву Муса предложил не напрашиваться, но, если гитлеровцы предложат, согласиться работать в татарском комитете в Берлине или в редакции газеты "Идель-Урал", чтобы "взорвать легионы изнутри".
    Вот как описывает данный поступок Р. Мустафин: "Согласиться "сотрудничать" с немцами Джалилю и его товарищам было нелегко. Об этом можно судить хотя бы по стихотворению Джалиля "Не верь!":

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: "Изменник он! Родину предал", -
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей?" .

В феврале все друзья Джалиля - Алиш, Саттар, Булатов и Шабаев - перешли в открытый лагерь, в Вустрау. Затем их перевели в Берлин.
В конце февраля 1943 года в лагере Вустрау распространилась весть: первый батальон Волго-татарского легиона, отправленный на Восточный фронт, перебил немецких офицеров и перешел к белорусским партизанам.
Где-то в начале или середине марта 1943 года Джалиль приезжает в Берлин и начинает работать в учреждении, которое называлось довольно неопределенно - "Татарише Миттельштелле", т.е. Татарское посредничество. Работая в подобном учреждении, Джалилю приходилось ездить по разным лагерям. Он использовал свои поездки для развертывания подпольной работы. Он ездил в Деблин и несколько раз в лагерь возле Едлино.
В конце 1943 года он снова приезжает в Едлино. Он привез новую установку подпольного центра: поскольку после восстания в первом батальоне гитлеровцы не решались больше посылать на фронт части Татарского легиона, было решено поднять восстание в самом легионе, соединиться с расположенными неподалеку Армянским легионом и польскими партизанами и с боями пробиваться навстречу наступающим частям Красной Армии.
Официально Джалиль приехал для постановки силами музыкальной капеллы своей новой музыкальной комедии "Шурале". Разрешение он получил в Берлине. Под видом репетиции они провели совещание.
Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11августа всех "артистов" вызвали в солдатскую столовую и арестовали. Уже позже выяснится имя предателя - Ямалутдинов. Она стала известна только в 1946 году, когда первая тетрадь Джалиля вернулась на родину. Там был список подпольщиков, а внизу шла жирная черта и написано: "Предатель - Ялалутдинов, из Узбекистана". После ареста подпольщиков бросили в камеру смертников (каменный мешок) в Дрезденской тюрьме.
По мнению голландца Тиммерманса, сидевшего с Джалилем в одной камере, они расстались с поэтом в конце января - начале февраля 1944 года. Из последнего вынесенного письма Абдуллы Алиша известно, что суд должен был состояться 7 февраля.
По воспоминаниям очевидцев известно, что дела подпольщиков и всех тюремщиков Шпандау рассматривал генерал Фромм. Но после покушения на Гитлера, участником которого был генерал-полковник Фромм, его место занял Гиммлер. Это случилось 20 июля 1944 года. Именно Гиммлер приговорил татар к смерти, отказал им в помиловании.
Тиммерманс рассказывает, что в августе 1944 года ему довелось встретиться с Джалилем еще раз в тюрьме Шпандау. Здесь поиски Шайхи Маннура и других исследователей творчества Мусы Джалиля вывели к сокамернику-итальянцу Ланфредини. Именно через него смогли узнать точную дату казни поэта. Это - 25 августа 1944 года.
"Документы дают возможность уточнить время казни. Судя по записям, все патриоты были обезглавлены на гильотине в течение получаса - с 12 часов 06 минут до 12 часов 36 минут 25 августа. Казни следовали одна за другой с интервалом в три минуты" .

ГЛАВА III. СУДЬБА ПОЭТА ПОСЛЕ СМЕРТИ
25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения Мусы Джалиля. В этот день на страницах "Литературной газеты" впервые была напечатана подборка стихотворений Джалиля из Моабитской тетради. Так, о подвиге "татарского Фучика" заговорил весь мир.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А еще через год Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь".
Тогда перед писателями встала задача создания книги о поэте. Первым за это дело взялся Гази Кашшаф. Именно ему Муса в своем литературном завещании поручил сбор, редактирование и издание всего своего творческого наследия. Результатом долгих поисков Гази Кашшафа стал первый труд о поэте "Муса Джалиль. Очерк жизни и творчества".
В поисках приняли участие также писатели Александр Фадеев, Константин Симонов, Илья Френкель, татарские писатели Шайхи Маннур, Риза Ишмурат, Ахмет Исхак, Наки Исанбет и другие. С объемистыми монографиями о творчестве Джалиля выступили критики Роберт Бикмухаметов и Нил Юзеев.
В татарской литературе есть множество произведений, посвященных Мусе Джалилю. Объемный роман Шайхи Маннур "Муса", два известных драматических произведения - драма Н. Исанбета "Муса Джалиль" и Р. Ишмората "(Бессмертная песня)".

Заключение.

Несмотря на то, что исследованием жизни и судьбы Мусы Джалиля занимались и занимаются исследователи, до сих пор в этой драматической истории остаются белые пятна. Очень многие свидетели путали даты (по мнению того же Р. Мустафина), имена. Некоторые просто могли сочинять истории и являться лжесвидетелями истории.
Все же судьба Мусы Джалиля в целом разгадана. В том, что он не мог сотрудничать с немцами, доказано бесспорно. Но в остальных местах даже в документальных повествованиях присутствуют элементы художественного творчества.
Например, в практически документальной книге Р. Мустафина о военном периоде жизни Мусы Джалиля описывается судьба того самого Ямалутдинова, который и явился предателем подпольщиков: "Там его встретил улыбающийся Гаяз Исхаки. Он о чем-то поговорил с эсэсовцем. Тот достал из-под сиденья легионерскую книжку и ремень Ямалутдинова и вернул их ему.
Затем Ямалутдинов поехал с Исхаки в Берлин. Жил сначала в городской квартире, потом на загородной даче Исхаки, отдыхал, ходил в кино и рестораны" .
Это еще доказывает, что после присуждения Джалилю всех наград и после получения невероятного признания имя поэта стало символом и идеологическим оружием. В приведенном отрывке, который является полной выдумкой хотя бы потому, что Исхаки не сотрудничал с режимом Гитлера, подстрочно ведется пропаганда против государства "Идель-Урал". Автором этого проекта задолго до прихода к власти Гитлера явился Гаяз Исхаки. Книга была издана во Франции в 1934 году.
Трагическая судьба Мусы Джалиля от подобного рода его использования не становится менее героическим. И как его творчество навсегда прописалось в истории татарской поэзии, так его имя вписано в героическую историю борьбы человечества с гитлеровским режимом.

Литература.


1. Кашшаф Г.С. По завещанию Мусы Джалиля. Перевод с татарского Р. Хакимова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984. - 224 с.
2. Мустафин Р. Муса Джалиль. Жизнь и творчество (довоенный период). - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 383 с.
3. Мустафин Р. По следам героя-поэта: Книга-поиск. - Казань: Татарское книжное издательство, 1973. - 368 с.

Моабитские тетради - листы истлевшей бумаги, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит, где и погиб поэт в 1944 году (казнен). Несмотря на смерть в плену, в СССР после войны Джалиля, как и многих других, считали предателем, было заведено розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников, хотя все прекрасно понимали, что поэт - казнен. Джалиль был одним из руководителей подпольной организации в фашистском концлагере. В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников. Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан. Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом. «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», - напишет он в письме домой. «На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года. Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг - и выстрела нет!Мне изменил мой пистолет…»

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост №6 на окраине города. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Крепость была обнесена несколькими рядами колючей проволоки, установлены сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. В Демблин собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты. В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия. Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники вели подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри». В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении безопасности уже имелось солидное досье. Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,
он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
и, суету мирскую забывая,
я вновь хочу, не ведая преград,
писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован уже в СССР и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс, через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в этом музее. До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям.

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы МГБ (НКВД) открыли розыскное дело. Его жену вызвали на Лубянку, она прошла через допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные. Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В.Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти»

Муса Мустафович Джалиль (Джалилов) родился 2(15) февраля 1906 года в деревне Мустафино, ныне Оренбургской области, умер 25 августа 1944 года в Берлине.

Родился в семье бедного крестьянина. В 1931 окончил литературный факультет МГУ. Был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ (1931-32).

В 1939-41 ответственный секретарь СП Татарской АССР. С 1941 в Советской Армии.

В 1942 тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (1956).

Джалиль выступил в печати в 1919. В 1925 вышел первый сборник стихотворений и поэм «Мы идём». Стихи «Пройденные пути» (1924-1928), «Ударник-партизан» (1930), «Письмоносец» (1940) и другие посвящены комсомолу и трудовым подвигам.

Джалиль воспевал дружбу и интернационализм («О смерти», 1927, «Джим», 1935, и др.). Он написал либретто опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941; Государственная премия СССР, 1948) и «Ильдар» (1941).

Стихи 1941 полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: «Из госпиталя», «Перед атакой», «Письмо из окопа» и др. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами: «Мои песни», «Не верь», «После войны» и др.

Более ста стихотворных произведений - свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов «Моабитская тетрадь» Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957). В 1968 о Джалиль был создан фильм «Моабитская тетрадь».

Муса Джалиль - известный татарский поэт. Каждый народ гордится своими выдающимися представителями. На его стихах воспитано не одно поколение истинных патриотов своей страны. Восприятие поучительных историй на родном языке начинается с пелёнок. Моральные установки, заложенные с детства, превращаются в кредо человека на всю его жизнь. Сегодня его имя известно далеко за пределами Татарстана.

Начало творческого пути

Настоящее имя поэта - Муса Мустафович Джалилов. Оно мало кому известно, так как он называл себя Муса Джалиль. Биография каждого человека начинается с рождения. Родился Муса 2 (15) февраля 1906 года. Жизненный путь великого поэта начался в глухой деревушке Мустафино, что расположена в Оренбургской области. Мальчик родился в бедняцкой семье шестым ребёнком. Мустафа Залилов (отец) и Рахима Залилова (мать) делали всё возможное и невозможное, чтобы воспитать детей людьми, достойными уважения.

Назвать детство тяжёлым - значит не сказать ничего. Как и в любой многодетной семье, все дети стали рано принимать посильное участие в поддержании хозяйства, выполнении чётких требований взрослых. Старшие помогали младшим и отвечали за них. Младшие учились у старших и почитали их.

Рано проявил тягу к учёбе Муса Джалиль. Краткая биография его обучения укладывается в нескольких предложениях. Он старался учиться, мог чётко и красиво выражать свои мысли. Родители отдают его в «Хусаинию», медресе в Оренбурге. Божественные науки шли в вперемешку с изучением светских предметов. Самыми любимыми дисциплинами мальчика стали литература, рисование и пение.

Тринадцатилетний подросток вступает в комсомол. После окончания кровавой гражданской войны Муса занимается созданием пионерских отрядов. Для привлечения внимания и доступного объяснения идей пионерии пишет стихи для детей.

Москва - новая эпоха жизни

Вскоре он получает членство в Бюро Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ и по путёвке отправляется в Москву.

Московский Государственный Университет принимает его в свои пенаты в 1927 году. Мусса становится студентом литературного отделения этнологического факультета. В 1931 году МГУ переживает реорганизацию. Поэтому он получает диплом писательского факультета. Продолжает сочинять все годы обучения поэт Муса Джалиль. Биография его написанными в студенчестве стихами изменяется. Они приносят популярность. Их переводят на русский язык и зачитывали на университетских вечерах.

Сразу после получения образования его назначают редактором детских журналов на татарском языке. В 1932 году работает в городе Серов. Пишет произведения во многих литературных жанрах. Композитор Жиганов Н. создаёт оперы на основе сюжетов поэм «Алтын Чэч» и «Ильдар». В них сказания своего народа вложил Муса Джалиль. Биография и творчество поэта вступают в новую эпоху. Следующая ступень карьеры в Москве - заведующий отделом литературы и искусства газеты «Коммунист» на татарском языке.

Последние предвоенные годы (1939-1941) в жизни Мусы Джалиля связаны с Союзом писателей Он назначен ответственным секретарём, заведует писательской частью Татарского оперного театра.

Война и жизнь поэта

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь страны и изменила все планы. 1941 год становится переломным и для поэта. Сознательно просится на фронт Муса Мустафович Джалиль. Биография поэта-воина - вот путь, который он выбирает. Он отправляется в военкомат, просится на фронт. И получает отказ. Настойчивость молодого человека вскоре даёт желаемый результат. Он получил повестку и был призван в Красную Армию.

Его посылают на полугодовые курсы политруков в маленький городок Мензелинск. Получив звание старшего политрука, отправляется, наконец-то, на передовую. Сначала Ленинградский фронт, затем Волховский. Всё время среди солдат, под обстрелами и бомбёжками. Отвага на грани с героизмом вызывает уважение. Он собирает материал и пишет статьи для газеты «Отвага».

Любанская операция 1942 года трагически обрывает писательскую карьеру Мусы. На подступах к деревеньке Мясной Бор он получает ранение в грудь, теряет сознание и попадает в плен.

Герой - всегда герой

Тяжкие испытания или ломают человека, или закаляют его характер. Как бы ни переживал о позоре пленения Муса Джалиль, биография, краткое содержание которой доступно читателям, говорит о неизменности его жизненных принципов. В условиях постоянного контроля, изнуряющей работы и унизительных издевательств он пытается противостоять неприятелю. Ищет соратников и открывает свой «второй фронт» для борьбы с фашизмом.

Первоначально писатель попал в лагерь. Там он назвался чужим именем Муса Гумеров. Обмануть немцев удалось, а вот своих поклонников - нет. Его узнали даже в фашистских застенках. Моабит, Шпандау, Плетцензее - вот места тюремного заключения Мусы. Везде он оказывает сопротивление захватчикам своей родины.

В Польше Джалиль оказался в лагере недалеко от города Радом. Здесь он организовал подпольную организацию. Распространял листовки, свои стихи о победе, поддерживал других морально и физически. Группа организовывала побеги военнопленных из лагеря.

«Пособник» фашистов на службе Отечеству

Фашисты пытались переманить пленённых солдат на свою сторону. Обещания были заманчивыми, но самое главное - появлялась надежда остаться живым. Поэтому решается воспользоваться шансом Муса Джалиль. Биография вносит коррективы в жизнь поэта. Он решается войти в состав комитета по организации подразделений предателей.

Гитлеровцы надеялись, что народы Поволжья восстанут против большевизма. Татары и башкиры, мордва и чуваши должны были, по их замыслу, сформировать националистический отряд. Выбрано было и соответствующее название - «Идель-Урал» (Волга-Урал). Такое имя получало государство, которое должно было быть организовано после победы этого легиона.

Планам фашистов не удалось сбыться. Противостоял им небольшой подпольный отряд, созданный Джалилем. Первый отряд татар и башкир, отправленный на фронт под Гомелем, повернул оружие против своих новых хозяев. Точно так же закончились все другие попытки фашистов использовать отряды военнопленных против советских войск. Гитлеровцы отказались от этой идеи.

Последние месяцы жизни

Концлагерь Шпандау оказался роковым в жизни поэта. Нашёлся провокатор, который доложил о готовящемся заключёнными побеге. Среди арестованных оказался Муса Джалиль. Биография вновь делает крутой поворот. На него указал предатель как на организатора. Распространяемые им стихи собственного сочинения и листовки призывали не падать духом, сплотиться для борьбы и верить в победу.

Одиночная камера тюрьмы Моабит стала последним пристанищем поэта. Пытки и сладостные обещания, камера смертников и мрачные мысли не сломали стержень жизни. Его приговорили к смерти. В тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 года приговор приведён в исполнение. Сооружённая в Берлине гильотина оборвала жизнь великого человека.

Неизвестный подвиг

Первые послевоенные годы стали чёрной страницей для семьи Залиловых. Мусу объявили предателем, обвинили в Поэт Константин Симонов сыграл роль истинного благодетеля - способствовал возвращению доброго имени. Ему в руки попала тетрадь, написанная на татарском языке. Именно он перевёл стихи, автором которых был Муса Джалиль. Биография поэта меняется после их публикации в центральной газете.

Более сотни стихотворений татарского поэта оказались втиснуты в два небольших блокнота. Их размеры (с ладонь) были необходимы для укрывания от ищеек. Они получили общее название от места содержания Джамиля - "Моабитская тетрадь". Предчувствуя близость последнего часа, Муса передал рукопись своему сокамернику. Бельгиец Андре Тиммерманс сумел сохранить шедевр.

После освобождения из застенков антифашист Тиммерманс увёз стихи на свою родину. Там в советском посольстве он передал их консулу. Таким окружным путём попало на родину свидетельство героического поведения поэта в фашистских лагерях.

Стихи - живые свидетели

Первый раз стихи увидели свет в 1953 году. Они были выпущены на татарском - родном для автора - языке. Через два года повторяется выпуск сборника. Теперь уже на русском языке. Это было похоже на возвращение с того света. Доброе имя гражданина было восстановлено.

Муса Джалиль посмертно в 1956 году был удостоен звания "Герой Советского Союза", через двенадцать лет после казни. 1957 год - новая волна признания величия автора. Его наградили Ленинской премией за получивший популярность сборник «Моабитская тетрадь».

В своих стихах поэт как бы предвидит будущее:

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал», —
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.

Его уверенность в том, что справедливость восторжествует и имя великого поэта не канет в лету, поражает:

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Увековечивание имени

Сегодня имя поэта известно в Татарстане, по всей России. Его помнят, читают, восхваляют в Европе и Азии, Америке и Австралии. Москва и Казань, Тобольск и Астрахань, Нижневартовск и Новгород Великий - эти и ещё многие города России внесли великое имя в наименования своих улиц. В Татарстане посёлок получил гордое имя Джалиль.

Книги и фильмы о поэте позволяют понять смысл стихов, автором которых является татарский мастер слова Муса Джалиль. Биография, кратко для детей и взрослых изложенная, нашла отражение в оживших образах художественной киноленты. Фильм имеет то же название, что и сборник его героических стихов, - «Моабитская тетрадь».