Броненосцы типа "Император Александр II". Броненосцы типа «Император Александр II Энергетическая установка и ходовые качества

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889 года, а фактически - летом 1891 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа . Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили , брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С. О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами № 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы № 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

Ходовые качества корабля оказались вполне удовлетворительными. На испытаниях он развил большую скорость, чем предусматривалось проектом, и сохранял возможность достижения близких к ней значений на протяжении примерно 15 лет. Конечно, очень быстро 15-узловая скорость оказалась недостаточной, но это связано не с недостатками «Александра II», а с быстрым прогрессом кораблестроения в конце XIX - начале XX века. Мореходные качества не были блестящими - высота борта для этого была всё же недостаточной, - однако для службы на Балтике их вполне хватало, да и в океане корабль ходил вполне успешно.

С учётом умеренного водоизмещения можно сказать, что на момент проектирования «Император Александр II» представлялся довольно неплохим кораблём. Однако быстрый технический прогресс вкупе с традиционным русским долгостроем сделали его устаревшим уже к моменту вступления в строй, а к концу XIX века его боеспособность была уже весьма ограниченной несмотря на качественно сделанный корпус и неплохое состояние машин: фактически он годился лишь в корабли береговой обороны. Наиболее целесообразным было его использование в качестве учебного судна, что и имело место на практике.

Источники

  • В. В. Арбузов. Броненосец «Император Александр II»
  • А. Б. Широкорад. Корабельная артиллерия российского флота 1867-1922 г. «Морская коллекция» № 2 за 1997 год.
"Броненосец "Император" Александр II" Арбузов Владимир Васильевич

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛЪ линейнаго корабля "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II" 1916-й г.

Въ теченіи 1916 года, съ 1-го Января по 31-е Декабря, линейный корабль "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЬ II" находился въ кампаніи, въ составе судовъ Учебно-Артиллерійскаго Отряда Балтійскаго флота.

Съ 1-го Января по 5-е Мая, стояли на якоряхъ и швартовахъ y вестовой стенки Николаевскаго дока Средней Кронштадтской гавани.

Съ Января месяца до Мая, кадровая команда ежедневно разводилась на судовыя работы: такелажныя – плетеніе матовъ, кранцевъ и шкентелей; на приведеніе и содержаніе корабля въ должной чистоте и порядке. По утрамъ за исключеніемъ праздничныхъ дней, производилась команде гимнастика на верхней палубе корабля или въ батарейной – въ зависимости оть условій погоды. Кроме этого кадровый составъ разъ въ неделю ходилъ въ десантные ученія. Сигнальщики три раза въ неделю, съ подъема флага и до обеда, занимались семафоромъ, ратьеромъ практическимъ сигналопроизводствомъ.

Переменный составъ ежедневно высылался на занятія въ классы артиллерійскихъ унтеръ-офицеровъ и комендоровъ, согласно расписаній по Учебно-Артиллерійскому Отряду, въ свободное оть занятій время, несъ общую корабельную службу и одинъ разъ въ неделю, совместно съ кадровымъ составомъ ходилъ въ десантыя ученія.

По праздникамь очередныя отдеяенія команды увольнялись на берегъ гулять, a оставшимся на корабле устраивались игры и показывался кинематографъ.

Въ конце Апреля месяца, былъ принять полный запасъ угля и боевыхъ припасовъ и 5-го Мая, линейный корабль "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II" вышеяъ на прбоу перебранныхъ машинъ и уничтоженія девіаціи къ Толбухину маяку, после чего въ этотъ-же день ушелъ въ "Біорк-э" для прохожденія практическаго курса стрельбъ съ учениками-комендорами.

Согласно расписанія и плана стрельбъ Учебно- Артиллерійскаго Отряда, линейный корабль "ИМПЕРАТОРЬ АЛЕКСАНДРЪ II", три раза въ неделю выходилъ въ море на дневныя стрельбы, a подъ конецъ кампаніи, было пять выходовъ на ночную стрельбу, на которой пробовались и демонстрировались ученикамъ комендорамъ осветительные снаряды.

Въ якорные дни, какъ постоянный, такъ и переменный составы, два раза въ неделю обучался управленію шлюпками и ходилъ въ десантныя ученія. Кадровый составъ ежедневно, за исключеніемъ праздниковъ, разводился на работы по кораблю. Разъ в неделю, на корабле устраивалась проверка боевой, пожарной и водяной тревогъ; пожарная-же тревога производилась и ночью на ходу. Еженедельно переменный составъ высылался на пулеметную стрельбу на островъ "Суденъ-Сари". Лeтомъ команде разрешалось купаться при благопріятной температуре воды и погоде.

За летній період времени, линейный корабль "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II", четыре раза грузилъ уголь и три раза ходилъ въ Кронштадть, для пріема боевыхъ припасовъ и угля.

Летнія десантныя ученія производились на берегу подъ руководствомъ и непосредственнымъ наблюденіемъ, Подполковника по Адмдмиралтейству БЕКА 2-го, на которыхъ, какъ офицеры, такъ и команда – изучали пріемы веденія наступленія, рытью и устройству окоповъ – обороне местности, отступленію и вообще къ условіямъ боевой обстановки въ зависимости оть условій и профиля местности.

Линейный корабль "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЬ II" летомъ два раза выходилъ на опытную стрельбу ныряющими снарядами и пробу трубокъ системы Инженера КАРЛИНСКАГО.

9-го Іюля при постановке на якорь на рейде "Біорк-э-Зундъ", противъ банки "МАНДЕРЛОДА", на маломъ ходу былъ отданъ правый якорь и благодаря плохой сварки звеньевъ, канатъ лопнулъ на 15 саженяхъ. Были спущены водолазы и судовыми средствами якорь былъ поднять.

11-го Сентября линейный корабль "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II" возвратился съ практическихъ стрельбъ въ Кронштадть и сталъ на якоря и швартовы y вестовой стенки Николаевскаго дока Средней Кронштадтской гавани.

15-го Сентября былъ выходъ на пробу трубокъ системы Инженера КАРЛИНСКАГО; линейный корабль "ИМПЕРАТОРЬ АЛЕКСАНДРЪ II" ходшгь къ Толбухину маяку, где было произведено пять выстреловъ ныряюшими снарядами съ новыми трубками, после чего возвратился въ Кронштадтъ на зимовку.

Съ 15-го Сентября по 31-е Декабря стоялъ y Николаевскаго дока въ Средней Кронштадтской гавани.

Въ теченіи года еженедельно Г.г. офицеры корабля читали лекціи команде по спеціальностямъ и общеобразовательнымъ предметамъ.

15-го Сентября былъ поднятъ Контръ-Адмиральскій флагъ Начальника Учебно-Артиллерійскаго Отряда, Контръ- Адмирала ОДИНЦОВА.

Кадровый составъ команды ежедневно, съ 15-го Сентября разводился по судовымъ работамъ на приготовленіе вещей къ дефекту и на приведеніе поддержаніе корабля въ чистоте и порядке.

Переменный составъ высылался въ школу артиллерійскихъ унтеръ-офицеровъ и комендоровъ, согласно расписаній по Учебно-Артнллерійскому Отряду.

Командиръ линейнаго корабля "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II

Из книги Учебник по ТРИЗ автора Гасанов А И

1.2 Исторический очерк создания методов изобретательского творчества А давно ли возникла у человека потребность делать изобретения?Когда в студенческой аудитории спрашиваешь, какая профессия самая древняя, то слышишь реплики: «ну, конечно же… мол, это всем известно…» В

Из книги "Броненосец "Император" Александр II" автора Арбузов Владимир Васильевич

ЗАКЛАДКА БРОНЕНОСНАГО КОРАБЛЯ "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II" 18-го сего іюня, въ начале одиннадцатаго часа утра, Ихъ Величества Государь Императоръ и Государыня Императрица съ Ихъ Императорскими Высочествами Государемъ Наследникомъ Цесаревичемъ Николаемъ Александровичемъ,

Из книги Мир Авиации 2000 01 автора Автор неизвестен

Из книги Русские речные флотилии за 1000 лет автора Черников Иван

Строевой рапортъ Командира экадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II отъ 25-го Ноября 1898 года. 19-го сего Ноября въ 8 часовъ утра при помощи буксирныхъ пароходовъ и заведенныхъ перлиней, не имея паровъ, началъ втягиваться въ докъ. Въ 10-мъ часу начали выкачивать воду

Из книги автора

Строевой рапортъ командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II отъ 2 декабря 1898 г. 27-го Ноября спешно заканчивались работы y подводной части, съ расчетомъ на другой день утромъ вывести броненосецъ изъ дока. Къ полудню окраска подводной части была окончена,

Из книги автора

Строевой рапортъ командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II от 9-го Декабря 1898 г. 3-го Декабря, по окончаніи погрузки угля, насколько возможно, броненосецъ былъ приведенъ въ порядокъ. 4-го и 5-го Декабря продолжали приборку: мыли белье и брезенты. Конопатка

Из книги автора

Строевой рапотъ командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II от 16-го Декабря 1898 г. Время присоединенія ввереннаго мне броненосца къ эскадре находится только въ зависимости отъ окончанія работь по машине. Работы эти оказались гораздо сложнее и

Из книги автора

Командиръ Эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II 28-го Декабря 1898 года. РАПОРТЪУспешное выполненіе работь вь 42-хъ дневную стоянку ввереннаго мне броненосца въ Пола, могло быть достигнуто такъ быстро, только благодаря тому содействію и вниманію, какое мне было

Из книги автора

Из книги автора

Строевой рапортъ Командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II" отъ 15-го января 1899 г. 29-го Декабря, по уходе изъ бухты Наваринъ крейсера 1-го ранга "Герцогь Эдинбургскій" подъ флагомъ Вашего Превосходительства, мною были отправлены на берегъ

Из книги автора

Строевой рапортъ Командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II отъ 5-го февраяя 1899 г. 29-го Января производилъ стрельбу метательными минами съ пароваго катера. Въ 10 час. утра вместо ушедшаго въ Таранто для перемены котловъ итальянскаго крейсера III класса

Из книги автора

Строевой рапортъ Командира эскадреннаго броненосца "ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ II оть 12-го Марта 1899 г. Въ продолженіи первой недели великаго поста и трехъ дней второй недели команда ввереннаго мне броненосца и миннаго крейсера "Посадникъ" говела Свободная оть говенія команда

Из книги автора

Часть 2. Стандартный многоцветный камуфляж 1916–1918 гг ТРЕХЦВЕТНЫЙ КАМУФЛЯЖЛетом 1916 г. в германской авиации был введен трехцветный камуфляж - первый, который может уже с полным основанием считаться именно камуфляжем, в противоположность одно- и двухцветной защитной

Из книги автора

Глава 18 Урмийская и Ванская озерные флотилии 1916–1917 гг 31 января 1916 г. приказом О I начальника штаба Верховного Главнокомандующего на Кавказском фронте сформирована Урмийско-Ванская озерная флотилия. Главное назначение флотилии на Урмийском озере - подвоз фуража и

Из книги автора

Глава 19 Пинская флотилия 1916 г Флотилия создана в феврале 1916 г. Перед флотилией были поставлены задачи: нести сторожевую и разведывательную службу, а также минировать реку и охранять железнодорожные мосты. К концу марта флотилия была укомплектована офицерами (120 чел.) и

Из книги автора

Глава 20 Флотилия озера Мястра 1916–1917 гг Флотилия создана 9 октября 1916 г. по инициативе 1-й армии. Комплектовалась морским полком особого назначения. Начальник флотилии - лейтенант Ольшевский. Корабельный состав: 2 моторных катера (рис. 20.1) (по одной 37-мм пушке, моторы и

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

(28,28 км/ч)

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически - летом 1891 года.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение

    ✪ Научно-популярный фильм "Дмитрий Донской. Во славу Русского флага!"

    ✪ Разведопрос: Павел Перец про покушение на Витте и про Матильду Кшесинскую

    ✪ Максим Приданников о российском императорском флоте

    ✪ "Джигит". Истории затонувших кораблей. Андрей Лукошков

    Субтитры

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа . Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили , брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С. О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами № 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы № 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год. войска. На зиму корабль вернулся в океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки . Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа .

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

Ходовые качества корабля оказались вполне удовлетворительными. На испытаниях он развил большую скорость, чем предусматривалось проектом, и сохранял возможность достижения близких к ней значений на протяжении примерно 15 лет. Конечно, очень быстро 15-узловая скорость оказалась недостаточной, но это связано не с недостатками «Александра II», а с быстрым прогрессом кораблестроения в конце XIX - начале XX века. Мореходные качества не были блестящими - высота борта для этого была всё же недостаточной, - однако для службы на Балтике их вполне хватало, да и в океане корабль ходил вполне успешно.

С учётом умеренного водоизмещения можно сказать, что на момент проектирования «Император Александр II» представлялся довольно неплохим кораблём. Однако быстрый технический прогресс вкупе с традиционным русским долгостроем сделали его устаревшим уже к моменту вступления в строй, а к концу XIX века его боеспособность была уже весьма ограниченной несмотря на качественно сделанный корпус и неплохое состояние машин: фактически он годился лишь в корабли береговой обороны. Наиболее целесообразным было его использование в качестве учебного судна, что и имело место на практике.