Что делать если записался на ненужное цт. Что делать, если "завалил" цт

Уже не первый год ЦТ вызывает массовую панику как у выпускников школ, так и у родителей и учителей. Если послушать их, то для сдачи централизованного тестирования необходимо чуть ли не несколько лет готовиться, корпеть над учебниками и думать только о предмете.

Я решил сдать ЦТ и узнать, сколько можно получить баллов, вообще не готовясь к предмету и не особо его зная. Выбрал биологию. Почему? Все просто: учебник биологии я перестал открывать уже в старших классах — мои семь баллов в аттестат мне поставили "за глазки". А тестирование я хотел сдать именно так — имея лишь общую эрудицию и пытаясь интуитивно выбирать ответы, пытаясь найти максимально правдоподобные.

В пятницу вечером мне пришел результат моего ЦТ. И оказалось, что я набрал 33 балла из 100. Да, с одной стороны — совсем немного. Но! Средний балл ЦТ по биологии среди выпускников школ — около 33 баллов. А многие из абитуриентов, сдающих тестирование для поступления, то есть те, кто должны относиться к нему серьезно, не набирают и порога результатов — 15-20 баллов.То есть я, человек, который не открывал учебник по биологии уже больше десяти лет и никогда в жизни не учивший все эти определения, задачи и прочее, смог написать тестирование лучше, чем часть абитуриентов, только что закончивших школу и действительно желающих продолжить обучение в университете с биологическим профилем.

О чем это говорит? Явно не о сложности ЦТ — оно достаточно простое и, кажется, если бы я месяц потратил на повторение школьной программы, то написал бы биологию гораздо лучше. О какой сложности может идти речь, если мне хватило любви к передачам Discovery и National Geographic для написания тестирования на уровне среднего выпускника школ?

Говорит это все о традиционной "абыяковости" абитуриентов. Чтобы "провалить" ЦТ и не набрать порог баллов или и вовсе получить 0 (а такие есть!) нужно быть человеком, не имеющим вообще никакого представления о мире, природе и том, чем птицы отличаются от грибов.

Ну, а тот самый "рядовой" выпускник средней школы, набирающий по биологии около 33 баллов — о чем думает этот человек? Явно не о том, что нужно хорошо написать ЦТ и успешно поступить в университет — ведь такой же результат можно получить вообще без подготовки и мотивации.

Сейчас мне кажется, что все ругают ЦТ ради оправдания собственного "ничегонеделания". Чтобы потом можно было сказать: "Да, я плохо написал тестирование, но это потому что сложные и нелогичные вопросы".

Может, я и не прав. Но иначе объяснить то, что (повторяю) без подготовки и никогда не уча биологию я смог сдать на уровне среднего абитуриента — не получается.

Результаты централизованного тестирования из года в год становятся все хуже. Министерство образования знает о проблеме, но даже не пытается ее решить, предпочитая играть роль благополучного семейства.

2+2=???
После оглашения результатов централизованного тестирования 2014 года, эксперты вновь заговорили о кризисе белорусского образования. Сложно поверить, но 40% участников ЦТ по математике (25 тысяч человек) не смогли набрать даже 15 баллов из ста возможных.

Скептики уверяют: еще годик-другой и во время вступительной кампании абитуриентов будут просить сложить детскую пирамидку или составить собственное имя из кубиков. И найдутся люди, которые с треском провалят задание! Кто виноват и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «Ежедневник» попробовал найти вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом, который уже более двадцати лет помогает старшеклассникам подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Проблема в том, что… проблемы не существует

Говоря о проблемах белорусской системы образования, Евгений отмечает: главная проблема состоит в том, что никто не желает признать наличие проблемы. По словам Ливянта, в нынешнем году российские абитуриенты тоже не смогли блеснуть знаниями – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ – это российский аналог ЦТ) тоже были не ахти какие. Но власть не стала закрывать глаза на очевидную проблему:
– Сразу же последовала реакция российского президента. Как результат – готовятся реформы: меняются программы, меняются учебники, меняется система обучения учителей, – рассуждает Евгений. – У нас же считается, что никаких проблем как бы и нет. А зачем искать решение для того, чего в природе не существует? Только после того, как у нас официально признают, что в системе образования наступил кризис, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки.

Действительно, в Беларуси чиновники в сфере образования подготовили традиционный радужный рапорт. Министр образования Сергей Маскевич утверждает, что «ежегодно выпускники демонстрируют стабильно высокие результаты». Комментируя результаты централизованного тестирования по физике и математике, министр заверил, что среднее значение баллов абитуриентов такое же, как в прошлом году.

Главное – правильно заполнить бумажки

Еще одна проблема, по словам Евгения Ливянта, – это фантастическая бюрократия в системе образования, которая парализует ее работу. Учителя не могут спокойно работать: они вынуждены постоянно держать в голове, как правильно заполнить сотни бумажек. Ведь именно по этим бумажкам, а не по реальным знаниям учеников, любая проверка станет оценивать их работу.

Евгений также отмечает, что социальный статус педагогов упал как никогда низко: «Учителя сейчас как каста неприкасаемых в Индии, они – изгои. Если я хочу мотивировать ученика усерднее заниматься, то говорю ему: «Да ладно, можешь особо не стараться. Твоих баллов хватит для того, чтобы в педагогический поступить!» Слово «учитель» превратилось в синоним слова «неудачник».

Обучают или мучают?

Школьные учебники вызывают неподдельный ужас у всех. Педагоги слабо представляют, как доступно объяснить очередной параграф, перегруженный терминами. Родители с высшим образованием комплексуют из-за того, что уже после пятого класса не могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. А дети безропотно пытаются пробиться через тернии к звездам.

– Смешно слушать постоянные оправдания чиновников: мол, мы – молодое государство, поэтому пока наши учебники неидеальны… Уже больше двадцати лет мы печатаем собственные учебники для того, чтобы в скором времени отправить десятки миллионов экземпляров в макулатуру и… тут же заняться выпуском новых!

Единственным значительным достижением белорусской системы образования Евгений считает создание профильный классов. Даже в самых заурядных школах на каждой параллели был хотя бы один класс, где собирали детей, которые хотели и могли учиться. Это позволяло в большем объеме давать им необходимые знания. Ученикам профильных классов репетиторы были нужны гораздо в меньшей степени, нежели нынешним школьникам. Увы и ах – реформа 2008 года уничтожила эту замечательную задумку. Сейчас принято решение о том, чтобы вернуть профильные классы. Однако воссоздать что-то заново гораздо тяжелее, чем разрушить это в одночасье.

Какие «фишки» европейского школьного образования Беларусь может перенять у соседей?

«Ошибочно думать, что можно позаимствовать пару «фишек» европейской системы образования и у нас все резко наладится», – уверен Евгений Ливянт. Однако он считает, что Беларуси стоит изучить опыт европейский стран, особенно тех, которые близки к нам и географически, и ментально, например, Польши и Эстонии. Эти страны сделали просто колоссальный рывок в системе среднего образования. И польское, и эстонское школьное образование сейчас очень котируется в Европе. Еще один положительный пример, который приводит специалист, – Финляндия, где конкурс на педагогические специальности составляет 5-7 человек на место. Ознакомившись с европейскими методиками, можно будет разработать комплекс мер, рассчитанный на несколько лет, который бы подходил конкретно для Беларуси. Нельзя не отметить и значительный прогресс систем среднего образования России и Грузии.

А как за границей?

Анна Иване, директор Рижской белорусской школы имени Янки Купалы (Латвия):

– Обучение длится двенадцать лет, учебный год в Латвии разделен не на четыре четверти, а на два семестра. Обязательно выделяется неделя для научно-исследовательской деятельности – школьники разрабатывают различные научные, творческие проекты. Помимо этого, в программу заложено две образовательные экскурсии в год. В конце обучения школьники сдают пять государственных экзаменов: есть обязательные для сдачи предметы, а есть те, которые выпускники могут выбрать самостоятельно. Результаты этих экзаменов используют и для поступления в ВУЗ – еще раз пересдавать все не надо. Не скажу, чтобы латвийская система школьного образования так уж сильно отличалась от белорусской – многие наши дети поступали в белорусские университеты, и никаких сложностей у них при поступлении не возникало.

Пятрас Адамкус, учитель (Литва):

– В средней школе изучают как общеобразовательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Зависят они от выбранного школьниками профиля: гуманитарного, технического, технологического или художественного. Выпускники сдают четыре экзамена: литовский язык – обязательный, остальные три можно выбрать.

Алесь Зарэмбюк, белорус, проживающий вместе с семьей в Польше:

– Есть общенациональный учебный план, где прописано, сколько часов какой предмет ученики должны изучать. Но директора школ сами решают, как распределить нагрузку. Предположим, в гимназии ученики должны изучать физику два года. Они могут следовать один за одним, а могут быть и разделены. Скажем, в одной гимназии физику ученики будут учить на первом и втором курсе, во второй – на втором и третьем, в третьей – на первом и третьем. Если говорить о домашних заданиях, то в каждой школе посреди недели выделяют свободный день – моему сыну Якубу, к примеру, по средам никогда не задают заданий на дом. Считается, что важно дать ребенку отдохнуть, сделать для него небольшой перерыв среди учебной пятидневки. Выпускники польских лицеев находятся в более выгодном положении, чем их белорусские сверстники. Если в Беларуси на ЦТ разрешается сдать только три предмета, а потом уже решать, куда с таким ограниченным «набором» пройдешь, то в Польше абитуриенты могут сдавать хоть все предметы из школьной программы. К тому же, полученные сертификаты действительны на протяжении всей жизни, а не только во время вступительной компании нынешнего года.

Верно ответивший на шесть из 30 вопросов тестирования абитуриент получает 55 баллов, хотя раньше – не более 15–25. И это не единичный случай.

Новую систему оценки централизованного тестирования (ЦТ) чиновники на текущей неделе. По новой методике уже считают баллы на репетиционном тестировании (РТ), а следующим летом ее используют и для оценки знаний десятков тысяч абитуриентов. Однако уже сегодня к ней появилось много вопросов.

Баллы в два раза выше

Известный минский репетитор по физике и математике Евгений Ливянт попросил своих учеников сделать “скриншоты” результатов репетиционного тестирования – где видно количество правильных ответов и итоговый балл. И обнаружил очень странную тенденцию.

Так, сдававший второй вариант по физике абитуриент ответил лишь на шесть вопросов из 30. Итоговая оценка – 55 баллов, что почти в два раза выше средних результатов по предмету на ЦТ-2018. Такой же результат получил еще один абитуриент – ответил на семь вопросов и получил 55 баллов.

Результаты РТ по физике

“Для сравнения: в 2015 году на математике абитуриент правильно ответил на 15 вопросов. Итоговый балл – 41. Сегодня один ответил на 12 вопросов и получил уже 55”, – пояснил педагог.

Единичным случаем такие результаты назвать нельзя: в “коллекции” Ливянта уже достаточно результатов, в которых при небольшом количестве верных ответов стоят неожиданно высокие баллы.

Результаты РТ по математике

“Думаю, что баллы выросли на 20–30 пунктов за одно и то же количество решенных задач… Некоторым за 18 верных ответов дали по 68 баллов, хотя еще летом на ЦТ оценка была бы в два раза ниже”, – обратил внимание он.

Ученики рады, учителя – нет

“Ученики, которые уже получили результат репетиционного тестирования, радуются, как и родители. Кто-то говорит: “Евгений Борисович, вы потрясающий педагог, за полтора месяца так “подняли”… Да не поднял я, в том и дело. Другие вообще бросают заниматься – думают, что и так наберут достаточное количество баллов. Третьи вообще переключаются на более “страшные” предметы, ту же физику, увидев свои результаты. Но они не отдают себе отчета в том, что проходные баллы в следующем году буквально взлетят”, – предупредил педагог.

С проблемой, уверен Ливянт, столкнутся и выпускники прошлого года, которые хотели пробовать поступить с сертификатами ЦТ-2018 – они не выдержат конкуренции, если огромное количество абитуриентов легко наберет достаточно большие баллы.

“В самой худшей ситуации окажутся лучшие ученики: чтобы получить 90–100 баллов, нужно по-прежнему сделать почти все. Однако те, кто раньше набирал по 20–30 баллов, смогут рассчитывать на 50–70”, – предупредил он.

Ливянт отметил: у педагогов, уже столкнувшихся с результатами подсчета баллов по новой системе, паника – многие дезориентированы и не знают, что делать.

Зачем такая система?

Если подобные результаты будут приходить и дальше, вопрос со справедливостью такой оценки знаний отпадает окончательно, уверены педагоги. Однако у Ливянта есть версии касательно того, зачем эту систему вводят.

“За что критикуют сильно Минобразования? За низкие “пороговые” баллы, у нас они на уровне в 15–20, хотя в том же Казахстане – 60. Теперь у всех баллы пойдут вверх, и пороговые у нас тоже можно так поднять – до 50. Сказать, что все хорошо”, – уверен он.

“Дьявол” может крыться и в проблеме с проходными баллами на ряд специальностей, на которые регулярно также обращают внимание педагоги и журналисты.

“Проходные баллы на педагогические специальности, в силовые вузы, на многие технические и аграрные специальности очень низкие – на уровне в 120 баллов из 400. Теперь же они вырастут как минимум до 250. По сути, система ЦТ если не уничтожена, то находится на грани уничтожения из-за новой методики начисления баллов”, – предупредил Ливянт.

Что важнее: способности, трудолюбие или везение? Ребята, которые сдали ЦТ на 100 баллов, поделились рецептом своего успеха.


Цэтэшная Золушка

Екатерину Безушко из деревни Новая Веска Столбцовского района в шутку называют цэтэшной Золушкой. И правда, нечасто бывает, чтобы ученица маленькой сельской школы (в этом году всего 11 выпускников) набрала 100 баллов по русскому языку, и это без репетитора:

– Нам очень повезло с учителем – Натальей Петрушенко. Каждую субботу на факультативе по русскому языку готовились к ЦТ: решали тесты, разбирали ошибки. Уложиться в один урок нереально, поэтому мы нередко задерживались и на два, и на три часа: преподаватель распускала нас только тогда, когда убеждалась, что все всё поняли. В результате на испытании меньше 60 баллов никто не набрал!

Школьница верила в хороший результат, но на максимальный балл не рассчитывала, ведь на последнем репетиционном тестировании у нее было немногим больше 70.

– Наверное, в тот день сошлись все звезды: задания были понятными, я правильно прочитала все условия, ничего не напутала в бланке.

К английскому и математике Катя готовилась с репетиторами: дважды в неделю ездила на электричке в Столбцы, а это почти час дороги в одну сторону.

– Своими результатами осталась довольна: по математике – 70 баллов, по английскому – 92. Собираюсь подавать документы на экономический факультет Белгосуниверситета. Выбираю между специальностями «Менеджмент» и «Финансы и кредит».

На вопрос, как получить 100 баллов, Екатерина отвечает:

– Вы должны быть готовы к тому, что за максимальный результат нужно заплатить большую цену, причем рассчитываться придется сном, свободным временем. Сейчас, когда экзамены уже позади и можно с чистой совестью выйти на прогулку или почитать книжку, я понимаю, как сильно мне этого не хватало.

Хотела взять реванш

Наталья Ткачева , выпускница березовской средней школы № 1, – олимпиадница со стажем: два года подряд она привозила диплом второй степени с республиканской олимпиады по белорусскому языку.

– В этом году тоже делала ставку на олимпиаду, но, увы, даже не прошла в финал. Моя учительница Елена Романюк, видя, как я расстроена, сказала: «Значит, ты должна взять реванш – получить 100 баллов на ЦТ!» Так оно и вышло.

Школьница считает, что своим результатом на 45 процентов обязана трудолюбию, на 45 – природным способностям и на 10 – везению.

– Удача очень важна. После экзаменов продолжаю решать тесты для себя, и у меня каждый раз проскальзывают одна-две погрешности. Даже удивительно, что на ЦТ я ни в чем не ошиблась. Хотя одноклассники были уверены во мне даже больше, чем я сама. Они спрашивали: «Ну что, сколько баллов набрала – 100 или не 100?» Другого результата они и не ждали.

Остальные тесты Наталья тоже написала хорошо: английский – на 87, математику – на 86, обществоведение, к которому готовилась сама, – на 75. Если учесть, что средний балл аттестата у нее тоже 100, у девушки есть все шансы поступить на бюджет в Белорусский государственный экономический университет, на факультет международных экономических отношений, – все как она мечтала.

– Ребятам, которые будут сдавать ЦТ в следующем году, я бы посоветовала не тратить время на то, что их отвлекает: на интернет, бездумное сидение ВКонтакте. И не надеяться только на репетитора: даже самый лучший из них ничем не поможет, если дополнительно не работать самому.

А шоколадку проспорили

Минчане Максим и Артем Лозовские – близнецы. Они вместе учились в Лицее БГУ, вместе собираются поступать на факультет прикладной математики и информатики Белгос­университета и на ЦТ сдавали один и тот же набор предметов: русский, математику, физику. По математике Максим набрал 100 баллов, Артем отстал всего на три очка – у него 97.

Братья считают, что шанс получить сотню был у обоих:

– На втором репетиционном тестировании оба написали на 100 математику, а на третьем – физику. Даже поспорили со своим репетитором: если наберем по математике 200 баллов на двоих, он нам дарит 40 шоколадок. А если нет – мы ему одну. Что ж, придется идти в магазин…

Несмотря на внешнее сходство (репетитор стал различать парней только к концу учебного года), тактика выполнения заданий у братьев разная. Артем более уравновешенный: если какая-то задача не получается, он может отложить ее в сторону, а затем, успокоившись, к ней вернуться. А Максим действует напролом: если что-то застопорилось – будет решать, пока не решит.

Способности к техническим наукам у близнецов с детства. Хотя в родне математиков не было: отец – юрист, мама – врач.

– Наверное, дело в том, что с нами рано начали заниматься: точно знаю, что таблицу умножения мы с Максимом выучили еще до школы, – вспоминает Артем. – А когда нам было лет пять, папа принес домой плакат с числами: сотня, тысяча, миллион, миллиард. Я смотрел на него и старался представить, как может выглядеть, например, тысяча тысяч.

В хорошем знании математики есть много плюсов, уверяют абитуриенты:

– Самый главный бонус – умение мыслить логически. Если знаешь этот предмет, гораздо легче даются физика, химия, даже история: привыкнув работать с цифрами, без проблем запоминаешь даты. Ну и в магазине можно быстро сдачу сосчитать.

Что посоветовать ребятам, которые не сильны в математике, но тем не менее собираются ее сдавать? Делайте упор на часть А: если выполнить ее без ошибок, можно набрать баллов 40. Если в части Б необходимо уметь анализировать, то в А нужно просто знать. И выполняйте как можно больше тестов: в них много похожих задач, так что раньше или позже вы уловите алгоритм и научитесь решать их правильно.

С тестирования вышла последней

У Анны Демиденко из Жлобина 100 баллов по химии.

– Я предполагала, что напишу тест хорошо, так как много лет углубленно занимаюсь химией – участвую в олимпиадах, научно-практических конференциях. Но перед объявлением баллов все равно переживала, накануне даже поплакала от волнения. Когда увидела на мониторе свой результат, сразу же начала звонить родителям, сестрам. И конечно же, своему преподавателю – учителю химии средней школы № 10 Ирине Карабан, которая ведет у меня этот предмет с седьмого класса.

Два с половиной часа, предназначенные для выполнения заданий, Анне еле-еле хватило.

– Я выполнила тест за час с хвостиком, а потом начала все перепроверять, по второму кругу решать задачи. Когда глянула на часы, с ужасом поняла, что едва успеваю заполнить бланк. Из аудитории вышла самой последней.

Другие предметы абитуриентка тоже написала хорошо: 80 баллов по русскому, 79 – по биологии.

– Но для поступления на бюджет (Анна мечтает стать студенткой фармацевтического факультета Белорусского государственного медицинского университета. – Прим. авт.) этого может не хватить. Поэтому буду просить в своем районе целевое направление.

На вопрос, пригождались ли ей знания химии в обычной жизни, Аня с улыбкой вспоминает:

– Однажды решила сделать в квартире генеральную уборку. Причем подошла к ней с научной точки зрения: стала думать, из чего состоит налет на чайнике, на ванне и какую реакцию необходимо провести, чтобы его убрать. В результате родители были в шоке: «Как ты это сделала?» Я на это только посмеялась: «Вот видите, как выгодно, когда дочка – химик!»