Что такое исторические источники: примеры и виды источников. Массовые источники, их определение Какие проблемы возникают

Одна из главных проблем источниковедения и в целом гуманитарного знания это понятие источника. Действительно исторический источник выступает как единый объект разных наук о человеке и обществе. Он создает основу для междисциплинарных исследований, для объединения гуманитарных наук.

Теория источника, удачными своими достижениями обогащающая практику работы историков и специалистов-гуманитариев, раскрывает природу, сущность, специфику отражения действительности, особенности информации и само понятие источника. Последнее во многом является отправным моментом в осмыслении всего остального. Конечно, определение изучаемого объекта, не раскрывает всей глубины события или процесса, тем не менее, является существенным элементом его познания.

Стоит согласиться с утверждением историка и источниковеда Льва Николаевича Пушкарева , что любое определение всегда относительно. Оно вряд ли может охватить все многообразие источников, все их признаки и свойства. К тому же каждое определение не идеально, не в состоянии исчерпать наших представлений об источнике и уж тем более не может заменить его изучение.

Более того, понимание и определения источника не могут оставаться застывшими, раз и навсегда данными. Они развиваются в унисон с развитием самой науки и общества в целом. Действительно, с углублением и конкретизацией наших знаний, изменяются и представления об изучаемом объекте. Причем, чем свободнее общество и наука, тем очевиднее и плодотворнее эти изменения.

Как свидетельствует история источниковедения, то есть сам процесс развития этой науки, определений источника накопилось множество. Разные исследователи по-разному объясняли понятие «исторический источник». Нередко в одно и то же определение вкладывали разное понимание употребляемых терминов.

Вообще, вопрос об источнике как основе исторических исследований, по мнению Л.Н.Пушкарева, встал в России во второй четверти XVIII века. Многие считают, что исторические знания начинают превращаться в науку именно в эпоху глобальных социальных преобразований Петра I. В частности, это выразилось в том, что существенно активизировался процесс собирания и издания важнейших источников. Прежде всего, летописей и судебников.



Само понятие источника еще не было выработано. Определений пока не существовало. Они возникли значительно позже. Однако уже первые труды по отечественной истории давали перечни и краткую характеристику использованных материалов, например тех же летописей. Это стал делать Василий Никитич Татищев в своей «Истории Российской с самых древнейших времен», а через некоторое время Михаил Васильевич Ломоносов в его исторических работах и прежде всего «Древней Российской истории».

Сам термин, то есть слово источник, а точнее словосочетание «источник русской истории» был введен в науку германским и российским историком Августом Людвигом Шлецером . В 1761 г. по приглашению академика Герхарда Фридриха Миллера он приехал в Россию. В 1761-1767 гг. работал в Императорской Академии наук. Как известно, был одним из авторов так называемой «норманнской теории» возникновения русской государственности. Вел научную полемику с М. В. Ломоносовым.

В 1765 А.Л. Шлецер стал почетным академиком, в том числе за изучение и публикацию русских летописей. Надо отметить, что он отводил себе роль первооткрывателя русской истории, который должен перенести в Россию те приемы критики исторических источников, которые уже были освоены на Западе. Вернувшись в Германию, этот историк написал работу «Опыт изучения русских летописей», где как раз впервые и использовал термин «источник», по-немецки guelle.

Казалось бы, введенное в научный оборот, слово это приживалось в отечественной науке довольно долго. Как считают современные историографы, обобщающие труды по русской истории появившиеся в XVIII веке, обходились без него.

Активно и осмысленно этот термин стал употребляться отечественными учеными с начала XIX в., но пока без разъяснений и определений. В частности, историк Николай Михайлович Карамзин в своем знаменитом, многотомном труде «История государства Российского» написал специальный раздел, который назвал «Об источниках Российской истории до XVIII века».

Считается, что в 30-60-е годы XIX столетия слово, а за ним и понятие «источник» широко внедрилось в практику преподавания истории в высших учебных заведениях России. Это было крайне важно, поскольку привело к тому, что молодые исследователи изначально стали задумываться над проблемой исторического источника, причем как практическими, так и теоретическими ее аспектами. Кстати, об отличии источника от научной литературы впервые довольно четко сказал Константин Николаевич Бестужев-Рюмин , глава Петербургской исторической школы во введении к курсу «Русская история», но и он не дал никакого определения.

Пожалуй, только к концу XIX века историки вплотную подошли к выработке определения исторического источника. Причем, как иностранные, так и отечественные ученые. Соответственно, именно в это время происходит формирование источниковедения как особой исторической дисциплины. Действительно, коль скоро складывается определенной направленности понятийный аппарат, то начинает оформляться и наука.

Теория источниковедения получила свое отражение прежде всего в работах немецкого историка, профессора Эрнста Бернгейма. Он в 1889 году написал книгу по методологии истории, которую назвал «Учебник исторического метода» и дал одно из первых определений исторического источника. По мнению Э.Бернгейма, источник это материал, из которого наука черпает познание .

Причем, он подчеркивал, что исторический источник и по происхождению, и по использованию связан с человеческой деятельностью. Она воплощается в труде автора, написавшего текст, и познавательной работе историка, этот текст изучающего. К тому же деятельность эта, как подчеркивал Э.Бернгейм, предопределена «внутренними причинами», иначе говоря «психической причинностью», то есть сознанием, мышлением, чувствованием, эмоциями, волей людей.

Таким образом, источник он воспринимал и оценивал как порождение духовной среды, в которой он возник, как результат психической деятельности человека. На наш взгляд, уже здесь начинают формироваться элементы и зачатки подхода, который современные исследователи назовут культурологическим.

Несомненный и весьма ощутимый вклад в развитие теории и практики источниковедения внес яркий, оригинальный историк Василий Осипович Ключевский . В 1894 году он начал читать курс лекций по источниковедению студентам Московского университета, в котором проработал практически всю жизнь, будучи профессором, а затем и действительным членом Академии наук.

Конечно, главным трудом жизни В.О.Ключевского стал «Курс русской истории» в 5-ти частях, однако и проблемам источниковедения он уделил большое внимание, прекрасно понимая, что без исторического источника работа историка немыслима. Естественно, курс лекций, посвященный теории источника, не мог обойтись без определения изучаемого объекта.

В.О.Ключевский дал образное, и даже красивое толкование исторического источника. Это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ. Информацию именно этих двух групп источников он считал наиболее полезной и применимой для изучения событий и явлений прошлого. А вот, в частности, к устным свидетельствам относился весьма скептически.

Возможно, в рамках современного источниковедческого и исторического знания подобное определение выглядит несколько жестким и не полным. Поскольку за гранью источников остаются тогда такие давно признанные группы источников, как этнологические, лингвистические, устные и другие. Вместе с тем, думается, стоит признать, что самыми востребованными и емкими по информации являются для историков именно письменные и вещественные источники. Поэтому в центре внимания источниковедения как науки преимущественно оказываются письменные материалы.

В конце XIX – начале XX вв. многие историки, и западные и отечественные, разделяли идеи позитивизма. Не вдаваясь в различные аспекты этого сложного философского направления, отметим лишь, что позитивизм это учение, объявлявшее единственной основой истинного знания конкретные науки.

Историки-позитивисты приравнивали исторические факты к фактам точных, эмпирических наук. И во многом исходили из того, что, коль история сродни конкретным наукам, то исторический процесс познаваем, а работа историков вполне объективна при условии правильного отношения к источникам.

Позитивистами, как считает О.М.Медушевская и ряд других исследователей, были два знаменитых французских историка Шарль-Виктор Ланглуа и Шарль Сеньобос . Прочитанный ими в Сорбонне курс лекций, имевший целью дать студентам знание о том, что представляет собой и чем должно быть изучение истории, лег в основу книги "Введение в изучение истории". Она была написана в 1897 г. и вышла в свет в 1898 г. Книгу эту заметили и оценили не только во Франции, но и в других странах, в том числе и в России. Авторитет ее среди историков был весьма высок.

Можно согласиться с утверждением тех, кто считает, что работа Ш.В.Ланглуа и Ш.Сеньобоса не только выразила свое время, но содержит знание, не потерявшее свою ценность до сих пор. Эти ученые были не только теоретиками, но и практиками, не только знали, как изучать историю, но и умели это делать. Отсюда, видимо, ясность и доступность изложения, понятная и профессиональным исследователям и неискушенным в разговоре об источниках читателям, что, к сожалению, является большой редкостью для подобного рода публикаций.

В литературе же понятие исторического источника обычно рассматривается как более широкое, чем понятие документа. Даже среди письменных источников далеко не все имеют статус документов, не говоря уже о существовании вещественных, устных, этнологических и других материалов.

Вместе с тем, заслуга Ш.В.Ланглуа и Ш.Сеньобоса состоит в том, что они поделились своим уникальным опытом, показали, как овладеть мастерством историка, как отделять в документе ложное от истинного. Причем, не занижая уровень сложности самого процесса, показали это просто и увлекательно. Их идеи, несомненно, были шагом вперед, однако позитивистский подход, направленный преимущественно на беспристрастное констатирование фактов, не давал пока возможности изучать источник целостно, системно.

В отечественной и западной науке в конце XIX – начале XX века появились так называемые расширительные трактовки источника. Сегодня, то есть в начале XXI века такой подход сформулирован, как уже отмечалось, С.О.Шмидтом, но у него были предшественники. В частности, в 1899 году историк и юрист из г. Казани Николай Павлович Загоскин в работе по истории права по сути дела впервые дал определение, охватывающее все многообразие источников. По его словам, все то, что способно послужить нам средством к познанию минувшей жизни народа тем самым приобретает значение источников к познанию истории этого народа .

Одна из первых попыток широкого толкования источника принадлежит немецкому историку Алоизу Майстеру, который в 1906 году в своем труде «Основные характеристики исторического метода» сделал вывод, что источник это все то, из чего мы можем почерпнуть историческое познание.

Расширительную трактовку источника предлагали также знаменитые французские историки, лидеры школы «Анналов», названной по имени издаваемого ими журнала – Люсьен Февр и Марк Блок . Исторический источник они связывали со «следами» всякой деятельности людей и рассматривали историю как науку, охватывающую социальные, психологические, моральные, религиозные, политические, экономические и иные аспекты жизни человека в прошлом и настоящем. Например, Л.Февр отмечал, что изобретательность историка позволяет ему использовать все – слова, знаки, пейзажи, черепицу, формы земледелия, сорные травы, сбруи, экспертизы камней геологами ... . И далее продолжал - словом, необходимо использовать все то, что было у человека, зависело от человека, служило человеку, выражало человека, обозначало присутствие его деятельности, его вкусы и формы его бытия.

Вряд ли стоит оспаривать тот факт, что в России предреволюционного, досоветского периода сложилось цельное и систематическое учение об источниках. И, пожалуй, главную роль в этом сыграл один из наиболее разносторонних историков конца XIX – начала XX века Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский . Удивительно, что в равной степени он был замечательным историком, философом, юристом, экономистом, математиком. Научные заслуги ученого были должным образом оценены. Он стал профессором Санкт-Петербургского университета, в возрасте 36 лет был избран в действительные члены Императорской Академии Наук.

Несомненно, это был человек и исследователь европейского склада, хорошо знавший современную ему историческую и философскую мысль Германии, Франции, Англии, старавшийся развивать и творчески применять ее в своей научной деятельности. Будучи западником, он считал Россию европейской страной, проходящей сложный путь становления своей культуры и науки.

С 1906 г. в Санкт-Петербургском университете был введен обязательный курс "Методологии истории", который поручили читать Александру Сергеевичу. Видимо, в ходе преподавания были апробированы и отточены взгляды его на источник, позже изложенные в фундаментальном труде «Методология истории»(1910-1913). Можно сказать, что исследователь создал оригинальное, во многом новаторское учение об источниках и практически доказал его научную состоятельность.

Действительно, занимаясь отечественной историей, А.С.Лаппо-Данилевский изучал самые разные источники – летописи, законы, акты, статистику, воспоминания. И на практике показал, как работают его теории, подходы, способы исследования, изложенные в «Методологии истории». Вообще, несомненно, что ученый создал научную школу, идеи которой поддержали и стали применять многие историки, правоведы, юристы России и Запада.

А.С.Лаппо-Данилевский представил свое видение исторического источника. По его мнению, это всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением. Для понимания источниковедческой концепции историка важно и такое его высказывание – каждый источник есть индивидуализированный результат творчества данной общественной группы или данного лица.

Таким образом, ученый воспринимал источник как результат человеческой деятельности, и считал, что он способен отразить жизнь лишь субъективно, сквозь призму своей психологии. Александр Сергеевич был представителем исторического идеализма, т.е. такой трактовки истории, которая ее движущую, творческую силу видит в человеческом сознании, в духовной стороне жизни.

Носителем этого движения и развития, считал историк, является человеческая личность, проявляющая себя в индивидуальном и коллективном. Поэтому в основу изучения источников он ставил принцип признания чужой одушевленности и связанную с ним процедуру психологического истолкованию изучаемых текстов – интерпретацию.

Надо признать, что теория источниковедения А.С.Лаппо-Данилевского, предложенные им способы изучения источников до сих пор сохраняют свою актуальность и востребованы в исторической науке и в гуманитарном знании в целом. А в свое время отечественные и западные исследователи хорошо знали его взгляды и оценивали их весьма высоко. В частности, Шарль-Виктор Ланглуа в одном из писем А.С.Лаппо-Данилевскому писал, что считает его, лучшим, самым знающим историком науки.

К сожалению, в советской историографии на многие годы закрепилось равнодушное, и даже негативное отношение к методологическим изысканиям ученого. Сообразно политическим тенденциям времени, он осуждался как буржуазный историк и источниковед. Однако справедливость восторжествовала и в современной отечественной науке, несомненно, ощущается интерес к личности и книгам этого уникального и высокопрофессионального историка.

Вообще, в разные годы советского периода источниковедение, в том числе и в плане поиска определений исторического источника, развивалось по-разному. Пожалуй, до конца 1920-х годов еще сохранялась определенная преемственность молодой советской науки с западной и отечественной дореволюционной. Однако вскоре сообразно политической ситуации и идеологии того времени многие научные связи были прерваны. Наступило время изоляции и самоизоляции, что в целом негативно сказалось на уровне развития источниковедения и вообще гуманитарного знания.

Но наука не существует на пустом месте и при всех негативных условиях и тенденциях все же вольно или невольно опирается на достижения предшественников. Поэтому в качестве определения понятия «исторический источник» и в советское время использовались такие термины как «материалы», «фактические материалы», «остатки», «следы прошлого».

В 1930 году историк Г.П.Саар в своей работе «Источники и методы исторического исследования» привел новое более широкое понятие источника. Выглядело оно так – материалы, по которым мы можем изучать прошлое человеческого общества, называются историческими источниками.

Далее следовало существенное дополнение, с современной точки зрения несколько политизированного толка – если говорить об исторических источниках вообще, то все, созданное человеческим обществом, как в области материальной культуры, так и идеологии, является историческими источниками. В дальнейшем Г.П.Саар уточнил и дополнил свое определение, отметив, что стоит включать в число источников географические условия, климат, почву, социальные болезни и т.д. Конечно, подобное понимание однозначно можно отнести к числу расширительных трактовок источника.

Через год, в 1931 г. вышла книга автора С.Н.Быковского «Методика исторического исследования», где он отважился дать свое видение источника. На наш взгляд, для определения оно несколько многословно, но с содержательной и поисковой точки зрения довольно интересно. По мнению этого советского историка, историческим источником «вообще» или историческим источником в широком смысле служит всякий памятник прошлой жизни. В более узком и специальном смысле источником следует считать памятник прошлой жизни, независимо и хронологически впервые, по сравнению с другими, дошедшими до нас памятниками, отражающий тот или иной исторически факт, событие или явление или же, хотя бы какую-либо деталь исторического факта, события или явления.

Историк, оценив всю сложность и многообразие источников, попытался разграничить понятие источника и события, источника и первоисточника, то есть материала, появившегося в момент или очень близко к событию. Это важные и принципиальные замечания учитывают особенности источников, несомненно, влияющие на отношение исследователей к ним. Таким образом, при всей политико-идеологической несвободе, царившей в исторической науке, были исследователи, внесшие свой ощутимый вклад в теорию и практику источниковедения.

Известный историк Борис Дмитриевич Греков, в 1934-37 гг. читавший лекции по русской истории на историческом факультете Ленинградского государственного университете, сделал определенный шаг вперед в уточнении термина «источник». Он пояснил, что исторический источник в широком понимании термина – это буквально все, откуда мы можем почерпнуть сведения об интересующем нас предмете, т.е. все, что служит средством исторического познания . Будет ли это письменный документ или предание, или вещественный памятник – все равно, раз он используется нами в качестве средства для изучения – это будет исторический источник .

Пожалуй, наиболее распространенным и популярным в отечественной науке 1940-70-х годов, стало определение источника, предложенное крупным советским историком Михаилом Николаевичем Тихомировым. Он был академиком АН СССР, профессором Московского государственного университета, заведующим кафедрой источниковедения, деканом исторического факультета. Область его научных интересов была чрезвычайно широка. Это история России с древнейших времен до XIX века, целый ряд вспомогательных исторических дисциплин, а также источниковедение.

М.Н.Тихомиров читал курс лекций по источниковедению для студентов МГУ, результатом которого стал учебник «Источниковедение истории СССР» в двух томах, первое издание которого появилось в 1940 году. Затем от неоднократно переиздавался. В первом томе содержался обзор отечественных письменных источников с древнейших времен до конца XVIII века, во втором - критика источников XIX века.

Конечно, автор не мог обойти вниманием теоретические проблемы источниковедения, включая вопрос об определении исторического источника. Первый том учебника он начинает именно с этого. По словам историка, под историческим источником понимают всякий памятник прошлого , свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. - одним словом, все остатки прошлой исторической жизни.

С подачи Михаила Николаевича в работах тех лет для определения источника утвердился термин «памятник», конечно, в обобщающем смысле данного слова. Да и слово «остатки» тоже стало часто встречаться в размышлениях и рассуждениях ученых.

В 1960-70-е годы XX в. целый ряд историков и философов обратились к проблеме источника. Среди них были известные к тому времени исследователи В.И.Стрельский , С.М.Каштанов , М.А.Варшавчик , А.П.Пронштейн , С.О.Шмидт , Л.Н.Пушкарев и другие. Последний в 1975 году написал монографию «Классификация русских письменных источников по отечественной истории», в которой не только рассмотрел вопрос о классификации источников, но проанализировал и само понятие «исторический источник».

Л.Н.Пушкаревым был четко сформулирован ряд важных положений, раскрывающих социальную природу источника и обсуждавшихся в то время в науке. Вот некоторые из них. Каждый источник представляет собой сложное общественное явление. Это объект, созданный человеком на основе субъективных личных образов реального объективного мира.

Отличительная черта источника – непосредственное отражение действительности. То есть между источником и реальной действительностью стоит только сознание автора источника. Любой источник, отображая действительность, сам является ее частью. Это означает, что он не только содержит в себе сведения о фактах, но и сам всегда и одновременно является историческим фактом.

Историки, а тем более источниковеды, разрабатывающие теорию источника, всегда осознавали, что его важнейшее свойство и главное качество – информационность. Источник – носитель информации. Задача же историка состоит в том, чтобы научиться извлекать эту информацию, используя разные способы, определенные методы.

Особое внимание на проблему информационности источника исследователи обратили в 1980-е годы. Соответственно и в свое понимание источников стали включать информационный ракурс. В то время в исследовательской и учебной литературе чаще всего использовались определения предложенные Александром Павловичем Пронштейном, профессором Ростовского университета, и доктором исторических наук, известным источниковедом Варшавчиком Марком Акимовичем .

А.П.Пронштейн в своей книге «Источниковедение в России: Эпоха феодализма» утверждал, что историческим источником можно считать все продукты деятельности людей, которые содержат в себе информацию о реальной жизни общества в единстве непосредственного и опосредованного отражения; свидетельствуют о закономерном процессе развития человеческого общества; и, будучи вовлечены в сферу исторического исследования, служат средством исторического познания .

Определение, данное М.А.Варшавчиком, сформулировано несколько проще, но от этого оно, на наш взгляд, только выигрывает – исторический источник это материальный носитель исторической информации, возникший как продукт определенных общественных отношений и непосредственно отражающий ту или иную сторону человеческой деятельности .

Слово «материальный » в данном случае означает, что источником является только объект, доступный для наблюдения, стабильный и суверенный, то есть отдаленный от исследователя и не зависящий от него. Акцент на то обстоятельство, что любой источник отражает «ту или иную » сторону жизни и деятельности также крайне важен.

Историк подчеркивает здесь, что в силу своей природы источники фрагментарно фиксируют реальность. И только взятые в совокупности и тем более логично и качественно отобранные под изучение какой-либо проблемы они могут показать системную, цельную картину события, явления или процесса. И важнейшая задача исследователей, в том числе и студентов, пишущих курсовые и дипломные работы, формировать емкую и разностороннюю источниковую основу изучения своей проблемы.

В 90-е годы XX века преподаватели Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) во главе с О.М.Медушевской и С.О.Шмидтом осуществили толкование понятия «исторический источник» с культурологической и расширительной позиций.

Суть этих подходов уж раскрывалась нами. Здесь же еще раз напомним, что каждый из этих подходов имеет своих предшественников. И это тем более очевидно, если проследить, как западные и отечественные исследователи вырабатывали и трактовали понятие исторического источника в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

Исторический источник – любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс, привлекаемый историком для познания прошлого. Последняя часть этой фразы – ключевая. Именно используемый историком объект может быть историческим источником, поскольку только историк обладает приемами изъятия из этого объекта информации.

Работа с историческим источником включает три этапа:

анализ (раскрытие информационных возможностей источника с критических позиций);

синтез (оценка источника как историче­ского явления, определение его места в ряду подобных феноменов).

Субъективность источника. Источник является частью человеческой культуры, уже поэтому он субъективен. В связи с этим сначала нужно узнать, при каких обстоятельствах и благодаря кому источник – когда-то – часть той реальности, которую мы изучаем – появился на свет. Поэтому историк рассматривает социальные условия, при которых источник мог появиться, старается составить психологический портрет автора источника, представить его цели, оценить степень достоверности источника. Этот этап – этап интерпретации – подробно рассмотрен в работе известного русского историка и социолога А.С. Лаппо-Данилевского «Методология истории». Для решения задач интерпретации А.С. Лаппо-Данилевский предлагает использовать методы психологического истолкования, технический, типизирующий, индивидуализирующий . Рассматривая источник, историк всегда должен помнить о том, что источник этот создан человеком, а значит, он не отражает событие таким, каким оно было на самом деле. Событие это таково, каким его видел автор источника и каким его хочет видеть исследователь. Современный историк, по сути, даже не интерпретирует событие, а интерпретирует интерпретацию этого события, сделанную до него. Соответственно, необходимо к источнику относится критически, рассматривать его «в той исторической среде, где он возник», как говорил А.П. Щапов. А как реконструировать эту среду, как не по тем же источникам? Источники могут быть испорчены, утрачены, сфальсифицированы, и всегда они – субъективны. Чем глубже в прошлое смотрит историк, тем меньше у него шансов объективно интерпретировать это прошлое, поскольку меньше самих исторических источников, а имеющиеся письменные источники, как правило, являются копиями (хотелось бы верить, что точными) более древних. Маленький пример: самый древний список Повести временных лет, на основе которой интерпретируют чуть не всю древнюю политическую историю Руси до XII века, известный русский историк С.М. Соловьев датировал XIV веком. Даже если мы составим представление о прошлом, проанализировав критически все имеющиеся в нашем распоряжении источники, нет никаких гарантий, что в скором времени не будет найден другой источник по интересующему нас вопросу, который опровергнет наши выводы.


Существует много вариантов классификации исторических источников. Наиболее употребительный из них – выделение категорий источников по способу кодировки и хранения информации:

вещественные – различные материальные останки человеческой культуры (сооружения, орудия труда и оружие, украшения и т.д.);

изобразительные – от наскальных рисунков до современных кинолент и дисков;

устные – легенды, сказки и т.д.;

поведенческие – обычаи, игры и т.п.;

фонические – звуковые записи.

Все письменные источники можно с известной степенью условности разделить на три группы :

литературные (летописи, повести и сказания, мемуары, письма, дневники, периодика, публицистика);

юридические (договоры, законодательные акты, делопроизвод­ственные документы);

экономико-статистические (обзоры, отчеты, своды данных).

Видовая классификация письменных источников. Одним из вариантов классификации письменных источников является деление их на виды . В этом случае признаком выделения является цель, которая ставится перед документом. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников. Видов источников выделяется великое множество: письма, акты, оформляющие права собственности, летописи, чертежи, мемуары, докладные записки, сборники законов и т.д. и т.п. Виды письменных источников распадаются на бесчисленные подвиды. Все это создает определенные неудобства при синтезе исторического источника, поэтому принято выделять виды для какой-либо эпохи. Так, например, источники по истории России имперского периода можно разделить на следующие виды: публично-правовые акты; частно-правовые акты; публицистика; делопроизводственные документы; периодика; мемуары; эпистолярные источники; личные дневники и т.д.

Письменные отечественные источники по истории России в источниковедении представляется возможным разделить на три части – по периодам: источники XI-XVII вв.; источники XVIII-XIX вв.; источники ХХ в. Каждый из этих периодов относительно исторических источников имеет свои особенности.

Первый период – XI-XVII вв. – характеризуется малочисленностью источников. Из тех же, что известны, приоритетное значение имеют летописи (хронографы). Кроме летописей, важнейшими письменными историческими источниками этого периода являются законодательные памятники (Русская правда в различных редакциях, Судебники, судные грамоты, Соборное Уложение), оригинальная литература (воинские повести, сказания, послания, поучения, жития святых), публицистические произведения (главным образом – XVI-XVII вв.).

Русские летописи. Первый период начинается в XI в., т.к. к этому времени относятся первые датированные письменные источники по истории Древней Руси относятся к XI в. Древнейшей русской летописью считается Повесть временных лет (ПВЛ), написанная, как думают, монахом Печерского монастыря Нестором в XII в. на основе не сохранившихся летописных сводов XI в. большинство русских летописей (в настоящее время известно более двухсот летописей) начальной составной частью своей имеют ПВЛ. ПВЛ доводит описание исторических событий до начала XII в. (1110-1118 гг., в зависимости от списка ). Оригинал ПВЛ не сохранился, дошедший до нас древнейший список (копия) был изготовлен в XIV в. При изготовлении списков их авторами в летопись вносились изменения, поэтому очень трудно определить, каков был первоначальный текст (это справедливо и по отношению к другим летописям). На сегодняшний день наиболее полными считаются Лаврентьевский и Ипатьевский списки ПВЛ (названные так по летописям, частью которых они являются), называемые также второй и третьей редакциями ПВЛ.

Летописание XII–ХV вв. дошло до нас фрагментарно. Среди хорошо сохранившихся – летописи Галицко-Волынской земли (Ипатьевская и др.), Владимиро-Суздальского княжества (Лаврентьевская и др.), Новгорода, Пскова, Москвы. Очень мало известно о летописании, например, Рязани и Полоцка. Поздние русские летописи (XVI-ХVII вв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. В это время на Руси существовала уже единая общерусская летописная традиция, связанная с царской канцелярией (Лицевой свод, Никоновская лтопись).

Для периода XVIII-XIX вв. характерны кардинальные отличия от предыдущего этапа в плане характеристики исторических источников. Перестают писаться летописи и жития, но появляются мемуары, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, периодическая печать, статистика, существенно меняется характер нормативно-правовых актов и делопроизводственных материалов. Значительно увеличивается количество источников. Главная черта периода – появление источников, изначально предназначенных для публикации.

Нормативно-правовые акты XVIII-XIX вв. Один из основных видов источников по периоду XVIII-XIX вв. – законодательные акты и примыкающие к ним материалы делопроизводства . Сложность, связанная с этими источниками, состоит в том, что тогда не существовало устоявшихся форм нормативно-правовых документов, да и само понятие закон не было сформировано. Формальным признаком закона со времен Петра I оставалась императорская подпись, но это правило уже в XVIII в. нарушалось «объявленными указами», а в XIX в. также и законами Государственного Совета, одобряемыми словесно. Начиная с XVIII в. заметно стремление государства детально регламентировать жизнь общества и частную жизнь подданных. Также, нормативно-правовые акты подлежали публикации и обнародованию, поэтому ни один другой источник не может соперничать с ними по степени распространенности.

Все многообразие законодательных актов XVIII-XIX вв. делится на несколько основных видов: манифесты (исключительно важные законодательные акты, например, – Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г.); указы (рядовые законодательные акты, отличаются разнообразием); уставы (специальные законодательные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности, например, – Воинский устав 1716 г.); регламенты и учреждения (законодательные акты учредительного характера, определявшие организацию, состав, компетенцию и регулирующие деятельность государственных учреждений, например, – Генеральный регламент 1720 г.). В отдельный вид можно выделить акты, связанные с проведением крестьянской реформы 1861 г. – уставные грамоты и выкупные акты . Делопроизводственные материалы делятся на государственное делопроизводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводствоакционерных компаний и т.д. Государственное делопроизводство, как самое объемное, в свою очередь подразделяется на судебно-следственное, военное, дипломатическое, документы, обеспечивающие реализацию управленческих решений и документооборот .

Источники ХХ вв. еще более многочисленны. Сохраняются те же виды письменных источников, что и на предыдущем этапе, однако выделяются особенности, связанные с ними. В законодательстверастет значение международных договоров, в статистикепереписи как способ получения статистических данных преобладают над остальными, в периодической печатигазетная периодика преобладает над журнальной, сама периодическая печать сращивается с публицистикой. Основная же черта всех письменных источников ХХ в. – унификация форм .

Особенности источников советского периода. Значительная часть ХХ в. в России приходится на советский период. Источники советского времени имеют свою специфику. Главная из них – тотальная идеологизация . Специфика советских законодательных актов проистекает из общей особенности советской политической системы – отсутствия разделения властей. Важное значение для характеристики советской эпохи имеют документы КПСС (документы высших органов партии; документы лидеров КПСС (произведения В.И. Ленина); произведения других лидеров КПСС), агитационные документы. Периодическую печать советского периода делят на три четыре группы: партийная печать (главное издание – «Правда»); советская печать (основное издание – «Известия»); печать общественных организаций (основные издания – «Труд» (профсоюзы), «Комсомольская правда» (комсомол)); научные издания академий наук и высших учебных заведений. Несмотря на детальный контроль коммунистической партии, выходили и неподцензурные материалы, являющиеся очень интересной группой источников этого периода. К ней относится т.н. самиздат , а также альтернативная печать (в последние годы существования СССР).

Итак, историки для реконструкции прошлого пользуются историческими источниками. Поскольку исторический источник всегда субъективен, существуют особые методики извлечения из него информации. Каждый период российской истории в плане форм и содержания исторических источников, а значит – и в отношении работы с ними, имеет свою специфику. Специфику на определенных временных этапах имеет и развитие самой исторической науки.

К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.

  • Ссылаясь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
  • Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.

Примите во внимание репутацию автора. В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).

Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.

  • Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
  • Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
  • Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
  • В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
  • Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).

    • Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
    • Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
    • Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
    • Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки (описана выше).
    • Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
  • Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.

    Отличайте научные и ненаучные публикации. Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.

    Используйте учебники только для получения справочной информации. Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.

    • Используйте информацию из учебников только в качестве справочной информации.
  • Учитывайте своевременность информации. Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.

  • Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.

    • Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
    • Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
    • Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
    • Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней.
  • Узнайте альтернативное мнение. Если вы студент, преподаватель, сотрудник или выпускник какого-либо учебного заведения, свяжитесь с профильной кафедрой этого учебного заведения, чтобы выяснить авторитетность того или иного источника информации. Зачастую сотрудники кафедры хорошо осведомлены об авторитетных авторах в их области знаний.

    • Всегда выясняйте альтернативное мнение до окончания проекта. Если авторитетность одного или нескольких источников информации, с которыми вы работаете, ставится под сомнение, то вы рискуете не успеть закончить проект в срок, так как будете искать другие источники информации.
  • Тема 8. АФРИКА

    БJIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

    Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

    тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

    дание (для удовольствия). по размерам территории.

    Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

    Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

    Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

    тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

    Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

    Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

    Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

    тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

    Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

    Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю­щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа­лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра­ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

    Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

    тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

    дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

    Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

    Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

    (творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также

    кое!). дополнительные источники информации.

    Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

    тельное за- устья. Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

    удовольствия).

    Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

    (творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

    Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

    тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. В каких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

    Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

    задание 9. ЮАР по некоторым показате­лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп­ределите черты сходства и различия. Оформите необ­ходимые данные в виде таблицы.

    2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

    Ответьте на вопросы:

    1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

    2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

    3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

    4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

    Правильны ли следующие утверждения:

    1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

    2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

    3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

    4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

    Выберите правильный ответ:

    2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

    3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

    4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

    Можете ли вы:

    1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим­бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

    2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най­роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

    3. Объяснить значение следующих понятий и терми­нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

    4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля­ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

    Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

    1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

    2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

    3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

    4. Страна, столицей которой является город Найроби.

    5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри­тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

    1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

    2. ... - крупнейший в Африке производитель и экс­портер нефти, член ОПЕК.

    3. ЮАР производит... всей продукции обрабатываю­щей промышленности Африки.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе­ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни­ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор­ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 8.

    Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри­канских народов, так и всего мирового сообщества.

    Главные научные знания темы 8:

    1. Характерные черты экономико-географического по­ложения, географии природных условий и ресурсов, насе­ления, промышленности, сельского хозяйства, природо­охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль­туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха­рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони­альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль­тура, 3) арабский тип города.

    Что нужно уметь

    1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до­бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу­ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги­онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан­ную тему.

    Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА




    БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

    Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

    (творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

    кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

    Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

    за­дание (для удовольст­вия).

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

    Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

    Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

    тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

    Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).

    Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

    Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?

    Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

    тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

    Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

    Сформулируйте и запишите выводы.

    Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

    Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

    (творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

    кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

    Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

    (творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

    кое!) выбору).

    Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

    тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

    дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

    Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

    (творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

    кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

    Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

    (итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

    Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

    2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

    3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Объясните почему:

    1. Северо-Восток США получил наименование «мас­терская нации».

    2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

    3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

    4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

    5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи­большее число туристов.

    6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил­ся интерес к освоению районов Севера.

    Какие проблемы возникают:

    1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и За­пада США?

    2. В связи с тем что экономика США начинает все бо­лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

    Согласны ли вы со следующими утверждениями:

    1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи­рованная зона в США?

    2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

    3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель­ского хозяйства?

    4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

    5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

    6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

    7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

    Можете ли вы:

    1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос­новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос­тока на запад?

    2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно­го», «хлопкового» штатов США?

    3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль­ний Запад, Калифорнию?

    4. Сказать, какой из приведенных ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

    5. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером?

    Используйте текст учебника и карты для ответа на во­просы:

    1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

    2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле­нии?

    3. Какие природные, социально-экономические и исто­рические причины способствовали развитию Северо-Вос­тока США?

    Представьте себе:

    1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.

    2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос­тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по­бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя­тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль­ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

    3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле­сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1. Экономической столицей США считается..., но с ним все более конкурирует... .

    2. Большая часть территории Среднего Запада выхо­дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

    3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится... .

    4. В канадской провинции... большинство жителей го­ворит по-французски.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче­ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима­та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео­графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 9:

    1. В результате распада мировой социалистической си­стемы и Советского Союза роль США в мировой поли­тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль­ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

    Главные научные знания темы 9:

    1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо­зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова­ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра­фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те­мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо­мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по­яс, 8) очаговый тип освоения территории.

    Что нужно уметь

    1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш­ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи­ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

    Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

    1. План характеристики отрасли промышленности стра­ны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При­родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структура отрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про­мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас­ли.

    2. План характеристики отдельной страны:

    1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при­родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро­изводства, структуры и размещения населения. 4. Общая характеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско­го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер­спективы развития.


    2.2. Массовые источники

    Для Нового и Новейшего времени массовые источники не специфичны, но в этот период растет их количество, что затрудняет (с технической точки зрения) их анализ. В связи с усложнением социальных процессов, а также включенностью в историческое действие новых слоев населения массовые источники начинают играть все более заметную роль в источниковой базе исследований. Роль массовых источников увеличивается не только по мере приближения предмета исследования к нашему времени, но и с развитием самой исторической науки, которая стремится не ограничиваться политической историей, а следовательно, повествованием о событиях, непосредственно описанных в исторических источниках, и все больше обращается к исследованию не отдельных фактов, а процессов, к многоаспектной реконструкции исторической реальности.

    В историографии существует несколько подходов к проблеме массовых источников. Сопоставление двух основных точек зрения – Б. Г. Литвака и И. Д. Ковальченко – не только имеет значение для лучшего понимания проблемы, но и позволяет еще раз прояснить различие научных подходов, базирующихся на разных определениях понятия «исторический источник».

    Б. Г. Литвак предлагает следующую систему признаков массовых источников: 1) ординарность обстоятельств происхождения; 2) однородность, аналогичность или повторяемость содержания; 3) «однотипность формы, тяготеющая к стандартизации»; наличие законодательно установленного, а также обычаем сложившегося или складывающегося формуляра.

    Сразу же отметим, что предлагаемые признаки представляют собой определенную систему: каждый последующий признак обусловлен предыдущим. Первый указывает на возникновение массовых источников в повседневной жизни, их принадлежность к первичному пласту информации, обычно не используемому историками. И дело здесь не только и не столько в том, что при обобщении первичных данных (например, в сфере делопроизводства) теряется часть информации, а в том, что информация субъективизируется. Аналогичность, повторяемость содержания не означает его идентичности (в этом смысле трамвайный билет не есть образец массовых источников). Для массовых источников при однородности объектов описания характерна различная мера их свойств. Например, в актах купли-продажи на землю фиксируются однотипные сделки, однако размеры участка и его стоимость в разных актах различны.

    И. Д. Ковальченко, в отличие от Б. Г. Литвака, предлагает при определении понятия «массовые источники» учитывать в первую очередь то, какие общественные явления они отражают. В предисловии к коллективной монографии «Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма» И. Д. Ковальченко пишет: «Массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а следовательно, строение, свойства и состояние самих систем».

    Вполне очевидно, что определение Б. Г. Литвака находится в пределах источниковедческой парадигмы, в основании которой лежит понимание исторического источника как произведения человека / продукта культуры. При таком подходе основное внимание уделяется обстоятельствам порождения массовых источников в обыденной жизни и информации, закладываемой в них в момент создания.

    Определение И. Д. Ковальченко практически не принимает во внимание природу массовых источников: ничего не говорится о природе самого источника, речь идет об особенностях отражаемых источником явлений. Это определение соответствует источниковедческой парадигме, в которой в качестве исторического источника понимается все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. Очевидно, что в этом определении ничего не говорится о субстанции исторического источника, а лишь указывается на функцию некоего неизвестного объекта. Именно поэтому остается не ясно, что должен представлять собой объект, чтобы он мог дать информацию об историческом событии. Точно так же дефиниция массовых источников, которую дает И. Д. Ковальченко, вызывает вопрос: какими должны быть источники для того, чтобы они давали информацию о массовых явлениях? Причем если при определении исторического источника ответ на этот вопрос обычно дается интуитивно, то при квалификации массовых источников такого не происходит.

    Здесь необходимо последовательное рассуждение. Его отсутствие ведет, в частности, к включению в число массовых источников статистических материалов, по-видимому, на том основании, что если в источнике приводится множество цифр, значит отражено массовое явление. То, что статистика может искажать явление до полной неузнаваемости, хорошо известно даже из обыденного опыта. Можно, конечно, возразить, что искаженное отражение – все равно отражение. Но в историографии описаны случаи, когда статистика вообще не отражает того явления, которое она, казалось бы, должна отражать. Приведем лишь один пример. Историки часто используют статистические сведения об урожаях, почерпнутые из приложений к губернаторским отчетам, правда, отмечая при этом неточность данных. Однако в 1964 г. В. К. Яцунский показал, что вся статистика урожаев возникает сразу же на уровне губернаторского отчета. По крайней мере, не обнаружены не то что первичные материалы, но и источники, содержащие поуездную информацию, а это означает, что статистика урожаев – плод творчества губернских чиновников. Подход Б. Г. Литвака исключает статистику из числа массовых источников уже потому, что она не отвечает первому признаку – не возникает в повседневной жизни. В частности, Б. Г. Литвак пишет: «Даже первичное статистическое наблюдение коренным образом отличается от первичного массового источника, так как последний не имеет никакой научно-статистической заданности, не имеет цели изучить данное явление или факт, а только регистрирует его или спонтанно возникает как часть этого факта».

    Выяснив таким образом различия этих определений, обратимся к имеющейся в историографии попытке их примирить. Естественно, что она обречена на неудачу. Основной аргумент в пользу объединения этих двух групп – возможность применить к ним методы математической статистики. Логика такова: если можно использовать единый метод, значит эти источники обладают существенной общностью признаков. Непредвзятый взгляд сразу же позволяет увидеть, что познавательная ситуация перевернута с ног на голову. Исследователи, придерживающиеся такой точки зрения, по сути, утверждают: не метод зависит от природы объекта, а природа объекта зависит от того метода, который мы используем. Даже при полном признании значения исследовательского инструментария в процессе исследования такая позиция, будучи доведенной до логического конца, представляется абсурдной. Почему же сами авторы этого не видят? Причина все та же: невнимание к природе исторического источника, его субстанции.

    Но возможны и иные возражения, кстати, более обоснованные. Ведь действительно и в том и в ином случае – и при обращении с массовыми источниками, и при работе со статистическими данными – применяются, и на первый взгляд успешно, методы математической статистики. Не тот ли это внешний признак, который должен заставить исследователя обратиться к поиску глубинной внутренней общности? Но методы математической статистики, как, впрочем, и иные, так называемые количественные методы, в их собственно математической составляющей, относятся к уровню не методики, а техники исследования, для которой, в отличие от методики, безразличны как методология исследования, так и природа исследуемого объекта.

    Адекватность использования той или иной техники для решения определенной исследовательской задачи также требует обоснования. И, как ни парадоксально, применение методов математической статистики к массовым источникам имеет меньше ограничений, чем к источникам статистическим.

    Таким образом, очевидно, что отнесение тех или иных исторических источников к массовым – их качественная, а не количественная характеристика. Массовость не тождественна множественности, понятие массовости противостоит понятию не единичности, но уникальности исторического источника. Поэтому и один или несколько исторических источников, дошедших до нашего времени, относятся к массовым, если они возникли в повседневной жизни, имеют однородное содержание и форму, тяготеющую к стандартизации. Как же узнать, обладает ли этими характеристиками единственный сохранившийся источник? Такие возможности дает исследование исторических источников других видов, чаще всего законодательных. Например, в XVIII в. законодательно был установлен порядок составления формулярных списков при всех перемещениях чиновников по службе, а с 1764 г. такие списки должны были составляться два раза в год. Обнаруживая в архиве единичные формулярные списки вплоть до начала 1780?х годов и каждый раз убеждаясь, что их составляли не по каким-то особым поводам, а именно в тех случаях, которые были предусмотрены законодательством, отнесем эти несколько списков к группе массовых источников.

    На это следует обратить особое внимание, поскольку неотработанность понятийного аппарата исторической науки, а также введение понятия «массовые источники» в научный оборот только в конце 1970?х годов приводят к тому, что определение «массовый» в научной и учебной литературе часто относится к тем источникам, которые сохранились в большом количестве. Например, можно встретить фразы типа: «В XIX в. мемуаристка становится массовым источником». Современный исследователь должен строго разграничивать обыденное употребление слова «массовый» и его терминологическое использование.

    Четкое отличение массовых источников от статистики заставляет нас включить в учебное пособие отдельную, хотя и небольшую, главу об учетной документации, которая наряду с актами представляет собой наиболее обширную группу массовых источников. Вернувшись к позиции Б. Г. Литвака, разграничивающего массовые источники и статистику, мы можем сказать, что учетная документация «регистрирует факт», а актовые источники «возникают как часть <…> факта». Вместе с тем учетная документация имеет тенденцию к перерастанию в статистические системы.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

    Массовые репрессии Закрытые и открытые процессы над лидерами партии и государства были лишь верхушкой страшного айсберга террора. Он состоял в массовых арестах, «упрощенном» судопроизводстве, ссылках, отправлении в лагеря, казнях не единиц, а сотен тысяч различных

    Из книги Вервольф. Осколки коричневой империи автора Рут Фрайгер

    Массовые репрессии Союзников Как видим, если «вервольфы» были задержаны с оружием в руках, то их либо расстреливали на месте, либо передавали военным судам. Сложнее дела обстояли, если им удавалось скрыться. Союзники всегда подозревали, что их укрывало местное население.

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    § 6. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ Утрата всеми слоями населения гражданских свобод не обязательно должна была обернуться взрывом возмущения. Этот процесс растянулся на жизнь нескольких поколений, а социальная память стирается довольно быстро. Фактически все социальные слои

    Из книги Собибор - Миф и Реальность автора Граф Юрген

    Глава 12. Массовые захоронения 1. Доклад «Комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше» (1947 год) В опубликованном в 1947 году докладе «Комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше» о человеческих останках на территории бывшего лагеря Собибор

    Из книги Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

    Массовые операции Приказ № 00447 был представлен на утверждение Политбюро 30 июля 1937 г. заместителем Ежова по НКВД М. П. Фриновским, назначенным ответственным за проведение операции. В зависимости от региона, операцию предписывалось начать с 5-15 августа и закончить в

    Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

    Массовые выступления В эти годы не обошлось без волнений, имевших место в Жинани и некоторых других южных округах. Предложение собрать в центральных областях 40 тысяч человек для подавления этих очагов возмущения встретило возражения Ли Гу. Этот шаг, полагал он, ослабит

    Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора

    3.3. Массовые убийства, приписываемые Жилю де Рэ, и массовые убийства, учиненные библейским Самсоном Жиля де Рэ обвиняли в массовых убийствах якобы детей и женщин. Не исключено, что на самом деле тут речь шла об убийствах во время военных кампаний, которых в биографии

    автора Уильямсон Гордон

    МАССОВЫЕ КАЗНИ В ПОЛЬШЕ Первые массовые казни польского населения имели место в Польше после ее захвата Вермахтом в сентябре 1939 г. Главными объектами экзекуций была польская интеллигенция и евреи. В произнесенной позднее речи Гиммлер сказал, что эта задача была трудной,

    Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

    МАССОВЫЕ КАЗНИ В ОРАДУРЕ На западе, однако, обе воюющие стороны при ведении боевых действий редко выходили за общепринятые рамки и не опускались до варварства, которое было нормой на востоке. Тем не менее имел место ряд инцидентов, которые запятнали репутацию даже

    Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    86. ТЕРРОР И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ 30-Х гг В начале 30-х гг. завершился процесс создания тоталитарной машины насилия. В условиях монополии государственной собственности и отчуждения работника от средств производства при острой нехватке капиталов возможность материального

    Из книги Пешки в чужой игре [Тайная история украинского национализма] автора Бердник Мирослава

    Массовые убийства евреев Особо кровавая страница в истории националистического движения - соучастие в истреблении евреев на Украине. Еще в решениях второго Великого Сбора ОУН-б в Кракове было сказано: «Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего

    Из книги Русский национализм и Российская империя [Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны] автора Лор Эрик

    Другие массовые операции Вражеские подданные, немецкие колонисты, имевшие российское подданство, и евреи вместе составляли большую часть населения, изолированного и насильственно депортированного во время войны, однако пострадали и другие категории российских

    Из книги Жертвы Черного Октября, 1993 автора Шевченко Валерий Анатольевич

    Массовые расстрелы Помимо обстрела здания парламента из танков, БМП, БТРов, автоматного и снайперского огня, который продолжался весь день, и в Белом доме, и вокруг него осуществлялись расстрелы, как непосредственных защитников парламента, так и граждан, случайно

    Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

    3.3. Массовые убийства, приписываемые Жилю де Рэ, и массовые убийства, учиненные библейским Самсоном Жиля де Рэ обвиняли В МАССОВЫХ УБИЙСТВАХ якобы детей и женщин. Не исключено, что на самом деле тут речь шла об убийствах во время военных кампаний, которых в биографии

    Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

    Из книги Партия расстрелянных автора Роговин Вадим Захарович

    I «Массовые операции» Одной из главных вех великой чистки явился июньский пленум ЦК 1937 года, подавивший всякое сопротивление сталинскому террору в Центральном Комитете партии. Этот пленум, предоставивший органам НКВД чрезвычайные полномочия, открыл серию так