Где работают политологи. Специальность "Политология" (бакалавриат) Политология обучение

Политолог - это специалист, который изучает политику как особую область жизни людей, связанную с властными отношениями, и анализирует события политической жизни. Профессия подходит тем, кого интересует история и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Политология (греч. πολιτικ?ς , πολ?της — гражданин; от греч. π?λις — город; от греч. λ?γος — учение, слово) - одна из наук о политике, область научного знания, изучающая политику, власть в обществе и политические отношения. Политика в общем смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Основу политики отражает конституция (нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства).

Профессия политолог имеет древнюю историю. Определение политики впервые сформировалось в Древней Греции примерно в V столетии до н. э. Мыслители Древней Греции и Древнего Рима трактовали государство как высочайшее воплощение разума. Философы, озабоченные проблемой “лучшей жизни”, пытались разрешить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Первыми мыслителями в этой сфере были выдающиеся умы Древней Греции - Платон и Аристотель. Политологами можно считать всех известных философов древности и многих теологов прошлого. Чёткое определение, объект и задачи этой науки были сформированы только в 1948 году и признаны почти всеми государствами мира.

В России традиция преподавания политических наук существует с 1755 года. Тогда по предложению М.В.Ломоносова (1711 - 1765) в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики. С 1804 по 1835 год в составе Московского университета существовал факультет нравственных и политических наук, выпускающий специалистов в области политики и политической экономии.

В наше время политолог - это, прежде всего, исследователь. Предметы, которые он рассматривает, затрагивают одну сферу жизни общества (политику), но при этом они многообразны: политическая система, отношения власти, государственный строй, политическая культура, политическое поведение. Все свои выводы политолог делает, опираясь на политические и правовые идеи прошлых лет, современности, отечественном опыте и опыте зарубежных стран. Для того чтобы делать какие-либо выводы, он обращается также к специальным методам политической науки. В то же время мир политики достаточно изменчив и какие-то научные инструменты не всегда могут дать стопроцентно правильный прогноз той или иной конкретной ситуации. Поэтому настоящий политолог-профессионал идет в ногу с текущей политикой, часто в своих оценках событий основывается на принципах логики и на своей эрудиции. Также для своих выводов он обращается к вопросам статистики и к результатам различных социологических опросов.

Благодаря комментариям политологов граждане четче представляют себе суть происходящих в стране процессов, получают представление о политических ценностях и нормах. В некоторых случаях это способствует смягчению социальной напряженности.

Понимание профессии политолог существует в трех аспектах: политолог - общественный эксперт, политолог-ученый и политолог - специалист в области практики политической жизни общества.

В первом случаем политолог - это признанный общественный эксперт в политической, социальной, политико-экономической сфере жизни общества, а также в других сферах общества (военной, обороны и безопасности, политико-правовой и т.д.), на которые активно воздействует власть, и которые являются областью политической борьбы, удержания и использования политической власти.

Политолог - учёный, дипломированный специалист в области политологии, научный эксперт в области политики, способный к трактовке и интерпретации политической жизни общества.

В третьем случае политолог - это не одна, а несколько достаточно разных профессий: политический аналитик, консультант, преподаватель политологии, политический журналист. Близкие, но самостоятельные профессии - политтехнолог и имиджмейкер. Эти специалисты занимаются организацией выборов и созданием имиджа политиков и политических партий.

Специализации

  • политический консультант;
  • политический эксперт;
  • политический обозреватель;
  • политический теоретик;
  • политический философ;
  • политтехнолог;
  • имиджмейкер;
  • спичрайтер.

Основные виды деятельности

  • изучение политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связей между прошлым, настоящим и будущим;
  • исследование зависимости политики, политических процессов от общества, экономических отношений, социальной структуры общества, идеологии и культуры;
  • определение значения политических явлений для общества и личности, их оценка с точки зрения общего блага, справедливости, уважения человеческого достоинства;
  • изучение зависимости между политическими явлениями в опыте и уровнем экономического развития, политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.д.;
  • исследование и анализ вербального, практического, осознанного и подсознательного поведения отдельных личностей и групп;
  • изучение и анализ деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партии, правительственные программы и т.д.);
  • исследование и выявление субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологической мотивации:
  • анализ политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач;
  • прогнозы по поводу политического будущего государства, партии, политики.

Необходимые профессиональные навыки и умения

  • глубокие теоретические знания предмета политологии и политических отношений;
  • постоянное наблюдение за событиями в отечественной и мировой политической жизни;
  • владение одним или несколькими иностранными языками;
  • эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук, например, история, социология, психология, правоведение).

Личные качества

  • наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно изъясняться);
  • ораторские способности (грамотное выражение мысли);
  • развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);
  • аналитический склад ума, желание строить гипотезы и делать прогнозы;
  • мобильность;
  • объективность;
  • развитое логическое мышление;
  • целеустремленность;
  • креативность;
  • пунктуальность, ответственность;
  • высокие моральные качества (принципиальность, убежденность, чуткость и внимательность к людям и т.д.);
  • любознательность;
  • тактичность (способность проявлять чувство меры);
  • гибкость, наличие развитой интуиции;
  • настойчивость, объективность;
  • самоконтроль, хладнокровие;
  • коммуникабельность, энергичность;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность;
  • стремление к самосовершенствованию.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • весьма низкая конкуренция на рынке труда (в связи с тем, что в настоящее время очень мало политологов, имеющих соответствующее профильное образование и диплом о получении политологического образования);
  • высокая зарплата политолога (зависит от места работы).

Минусы:

  • политологи стали менее востребованы в качестве независимых экспертов (в связи с отменой в России губернаторских выборов, увеличения проходного барьера в Госдуму и уменьшения ее политической роли).

Где учиться на политолога

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Чтобы стать политологом, нужно иметь высшее гуманитарное образование, желательно по специальности “Политология”.

Нередки случаи, когда значительных успехов в политологии достигают люди, не имеющие специального образования. Отличными профессионалами становятся выпускники исторических, философских и даже технических факультетов. Тем не менее, самый короткий путь в профессию - получить профильное образование (специальность "Политология"), например, факультет политологии и права в Российском экономическом университет имени Г.В.Плеханова.

Родственными профессиями для политолога являются: маркетолог, психолог, педагог, журналист, философ, теолог, издатель, социолог.

Ведущие вузы Москвы, где готовят политологов:

  • Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ);
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова(МГУ);
  • Московский государственный университет международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО);
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
  • Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ).

Место работы

  • политические и общественные организации;
  • государственные органы;
  • агентства, занимающиеся избирательными технологиями;
  • агентства, занимающиеся политическим консалтингом;
  • пресс-центры;
  • информационные агентства и СМИ;
  • научные учреждения.

Зарплата и карьера

Зарплата на 20.06.2019

Россия 15000—40000 ₽

Москва 40000—150000 ₽

Что касается финансового вопроса работы политолога, то здесь, как и в многих других специальностях, зарплата зависит в первую очередь от региона проживания политолога, специфики учреждения, в котором работает Политолог и политики предприятия касательно уровня заработной платы для сотрудников.

Независимые эксперты-политологи обычно начинают карьеру в информационных агентствах и журналах общественно-политической тематики. Это может быть должность корреспондента, аналитика, ассистента редактора. Зачастую, политологи совмещают эту профессию с работой журналиста, экономиста, преподавателя или частного предпринимателя.

Пик востребованности политтехнологов у нас в стране миновал, потому что количество предвыборных кампаний заметно сократилось. Тем не менее, разовую проектную работу на оставшихся выборах найти можно. На завидные доходы можно рассчитывать на должности PR-менеджера (от 100 тыс. руб.), но получить такую работу удастся только опытным специалистам, у которых налажены контакты в органах власти. Поэтому начинать карьеру стоит именно во властных структурах, на любых низших позициях — это даст и контакты среди чиновников и политиков, и знание внутренней кухни. С таким опытом можно потом идти в политконсультанты, эксперты, пиарщики. Средняя зарплата - от 30 тыс. рублей.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • География - по выбору вуза

Профильным испытанием всегда является история, абитуриенты сдают также русский язык. Вуз на свое усмотрение выбирает одно или два дополнительных теста по следующим предметам: иностранный язык, обществознание, всемирная география.

Сам термин «политика» образовался около 2,5 тыс. лет назад, когда древние греки попытались одним понятием дать название совокупности таких сфер жизни, как государственная деятельность, экономические события и общественная активность. Сейчас политологи изучают не только эти три направления, но еще углубляются в социологию, психологию, аналитическую историю и другие социологические дисциплины. Для тех, кто желает построить карьеру на ниве политики, получить знания и начальные практические навыки по этой программе просто необходимо.

Краткое описание специальности

Специализаций по направлению «Политология» несколько, среди них: госполитика и управление; регионалистика и политическая культура; политанализ и прогнозирование; теория политики. Полученные во время обучения на бакалавриате знания помогут не только собрать нужную информацию, провести ее анализ, но и спланировать либо спрогнозировать вероятность того или иного события. Эта специальность будет безумно интересной для тех, кого интересуют запутанные нити международных отношений, договоров и договоренностей, влияний одного события на другое, причины и значимость поступков того или иного политического деятеля.

Для политолога-консультанта всегда есть возможность заработать деньги, прогнозируя для клиента дальнейшие действия политического оппонента. Профессия на самом деле уникальная. Знания, полученные во время обучения, очень помогут в журналистской, предпринимательской, преподавательской деятельности, а также в процессе занятости на ниве пиара.

Крупные вузы в столице

Учебные заведения Москвы с наиболее высоким рейтингом, которые предлагают овладение специальностью «Политология» по программе бакалавриата:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • МГИМО МИД Российской Федерации;
  • Московский государственный университет лингвистики;
  • Финансовый университет при правительстве РФ;
  • РЭУ им. В.Г. Плеханова;
  • еще полтора десятка столичных учебных заведений.

Сроки и формы обучения

Учеба на бакалавриате займет 4 года при очной форме, и 5 лет при овладении специальностью заочно либо в смешанной форме (очно-заочной, когда занятия проводятся по вечерам в будние дни).

Предметы, изучаемые студентами

Помимо общеобразовательных дисциплин, программа по каждому из профилей обучения состоит из комплекса специализированных предметов. Среди важных дисциплин:

  • отечественная и зарубежная история политики, история политических направлений и течений;
  • политтеория;
  • аспекты современной государственной политики РФ;
  • традиционный и инновационный взгляд на международные отношения;
  • современная мировая политика;
  • политическая психология;
  • риторика и ораторское искусство.

Вузы считают необходимыми для студентов практические занятия и факультативы по коммуникации, разговорным и другим навыкам, а также практическую подготовку в действующих штабах политических партий, представительствах общественных организаций. Учащимся придется постоянно трудиться над расширением своего кругозора и совершенствованием интеллектуальных способностей.

Получаемые знания и навыки

Выпускники бакалавриата должны быть в курсе деятельности штаба политорганизации, уметь спланировать и организовать работу штаба, распределить обязанности и спланировать мероприятия согласно поставленным целям. Важные умения, которые постигают студенты в процессе обучения:

  • писать планы и тексты выступлений и докладов, презентовать доклад на публике;
  • разбираться в современных политических течениях и устройствах разных стран;
  • уметь прогнозировать развитие международных отношений, находить причины конфликтов и способы их решения;
  • организовывать общественные и презентационные мероприятия.

Кем работать

Наиболее желанная перспектива для студентов-политологов - стать экспертом в политологии, который ориентируется в текущей ситуации в РФ и за границей, может проконсультировать по профильным вопросам, а также разработать стратегию и управлять избирательной кампанией кандидата на выборные должности. После выпуска вчерашние студенты устраиваются на такие должности:

  • консультант по политическим вопросам;
  • организатор либо функционер предвыборного штаба;
  • специалист пресс-службы и других служб при муниципальной или другой администрации;
  • референт, помощник депутата;
  • организатор общественных мероприятий;
  • политтехнолог;
  • представитель общественной, молодежной либо другой организации;
  • специалист по корпоративной политике и PR организации;
  • консультант в консалтинговом агентстве, аналитик в государственном центре;
  • преподаватель на кафедре политологии, научный работник.

Уровень заработной платы зависит от места работы, региона страны и предыдущего опыта. Начальная зарплата на должности референта либо специалиста по пиару может составлять от 25-30 тыс. рублей. Аналитики и консультанты с наработанным опытом получают очень приличные деньги. В дополнение к основной занятости можно заниматься частным консультированием либо преподавательской деятельностью.

Продолжение обучения по специальности

Для многих бакалавров желаемым является обучение в магистратуре по аналогичной специализации. Поступать в магистратуру можно как сразу после окончания бакалавриата, так и по прошествии какого-то времени. Для работающих абитуриентов есть смешанная или заочная форма магистерского обучения. Дальнейшее образование заинтересует тех, кто планирует преподавательскую работу; карьеру аналитика либо ученого консультанта, для которой нужна подготовка и защита кандидатской диссертации.

Слово «политолог» дает понять, что этот специалист работает в сфере политики. Если говорить подробнее, то такие эксперты могут специализироваться на политической культуре, властных отношениях, политических системах и партиях. Кроме того, политолог может работать в государственных органах власти, органах муниципального управления, а также в крупном и среднем бизнесе.

Основные сферы работы политологов

Люди, получившие образование по специальности «Политология», часто пробуют свои силы в качестве политических аналитиков и консультантов. Более опытные специалисты становятся политтехнологами.

Политологи могут успешно применить свои знания при работе с депутатами - например, стать их помощниками или возглавить депутатский аппарат. Можно также работать в пресс-службе какой-либо политической организации или быть спичрайтером, т.е. тем человеком, который готовит тексты для публичных выступлений должностного лица.

Очень часто политологи находят свою нишу в журналистике. При этом их должность может быть разной: журналист, политический обозреватель, ассистент редактора и т.д. Задача таких сотрудников - освещать и анализировать политические события в стране и мире.

У политологов есть все возможности для работы в службах по связям с общественностью. Иными словами, такой человек может заниматься пиаром.

Все большую востребованность приобретает GR-менеджемент (сокращенно от Government Relations, что в переводе означает «взаимодействие с властью»). Говоря об этой сфере, стоит пояснить, что большинству организаций нужно согласовывать свои действия с различными государственными структурами. Подобные согласования могут занять длительное время, если ими занимается не вполне компетентный человек.

Справиться с задачей помогут GR-менеджеры. «Джиарщики», как их называют в профессиональной среде, защищают интересы своей компании в органах власти, организуют встречи с представителями государственных организаций и т.д.

Профессиональные качества политолога

Политолог решает достаточно сложные задачи и часто вынужден работать в напряженном графике. В связи с этим он должен обладать аналитическим складом ума, эрудицией и высокой работоспособностью. Помимо этого, политологу будет трудно найти свое место без дипломатичности, стрессоустойчивости и навыков самоорганизации. Если же специалист выступает на публике, ему обязательно понадобятся ораторские навыки.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 020200 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

_________________

В.Д. Шадриков

Номер государственной регистрации

49 гум./ сп.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020200 Политология

Квалификация - политолог

Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г

.
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
  • 020200 Политология

    1.1.Специальность утверждена

    приказом Министерства образования РФ от 02.03.2000 № 686.

    1.2. Квалификация выпускника -

    политолог

    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки политолога по специальности 020200 Политология при очной форме обучения – 5 лет.

    1.3. Квалификационная характеристика выпускника

    Специалисты политологи осуществляют профессиональную деятельность в следующих областях: в политической науке, в системе общего и специального образования, в практической политике. К объектам профессиональной деятельности специалиста-политолога относятся образовательные и научно-исследовательские институты, органы государственной власти и местного самоуправления, консультационные центры, общественно-политические организации. Специалист-политолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-политическую, консультационную и преподавательскую (в высшей школе).

    Возможности продолжения образования выпускника, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020200 Политология.

    Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

    2.1. Предшествующий уровень образования –

    среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

    3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки политолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. Основная образовательная программа подготовки политолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки политолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

    цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

    цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

    цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

    цикл ДС - дисциплины специализации;

    ФТД – факультативные дисциплины;

    Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки политолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПОЛИТОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    020200 Политология

    Наименование дисциплин и их основные

    разделы

    Всего часов

    Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Федеральный компонент

    Иностранный язык

    Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

    Физическая культура

    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

    Отечественная история

    Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

    Культурология

    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

    Правоведение

    Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

    Психология и педагогика

    П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид , личность, субъект , индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

    П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

    Русский язык и культура речи

    Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

    Социология

    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект . Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

    Философия

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

    Экономика

    Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

    Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.

    Общие математические и естественнонаучные дисциплины

    Федеральный компонент

    Математика и информатика

    Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности, основные понятия и методы защиты информации, компьютерный практикум.

    Концепции современного естествознания

    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; эволюция Земли и современные концепции развития геосферных оболочек; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

    Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО

    Экология

    Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Национально-региональный (вузовский) компонент

    Общепрофессиональные дисциплины специализации

    Федеральный компонент

    История политических учений

    Предмет, периодизация и методологические проблемы истории политических учений; политико-правовая традиция Древнего Востока и античности, Средних веков и Возрождения; политические учения Нового времени; основные школы и направления политической мысли ХХ века; российская политическая мысль; основные этапы возникновения и развития политологии; история политической науки в Северной Америке; основные этапы развития западноевропейской политологии; политическая наука восточноевропейских стран; политическая наука в афроазиатских странах ; политические науки в России и странах СНГ.

    Политическая история России

    Особенности российской политической традиции; основные факторы, этапы и характеристики становления и развития российской государственности; типология включения в состав России различных регионов и народов и исторические особенности развития страны как многонациональной державы; власть и собственность в отечественной политической традиции; реформы и контрреформы в политической истории России; народные движения, политическая борьба и политические идеологии в российской истории; советская модель общества в политической истории ХХ века

    Теория политики

    Предмет и метод политологии, теория власти и властных отношений, политическая жизнь, ее основные характеристики, политическая система, институциональные основания политики, политические отношения и процессы, субъекты политики (сущностная характеристика, типология, иерархия), политическое лидерство и политический стиль, политическая культура, политические идеологии, теория политических изменений.

    Сравнительная политология

    История, предмет, методология и понятийно-категориальный аппарат; основные школы и направления; типология политических систем и режимов; современные политические культуры (сравнительный анализ); модернизация в сравнительно-политологических исследованиях; политическая жизнь России в системе компаративистских измерений.

    Политическая философия

    Предмет и метод политической философии; политическая онтология; политическая антропология: характеристика человека политического; политическая эпистемология: специфика познания политических процессов; политическая праксеология.

    Политическая социология

    Методы концепции и понятийный аппарат политической социологии; специфика социологического анализа политической жизни; субъекты и формы проявления политической жизни; социологический анализ политической жизни; политические изменения: социологическая характеристика.

    Политическая психология

    Предмет и метод политической психологии, основные школы и концепции современнойполитической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др), формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ), политические процессы в политико-психологическом измерении, психологический фактор в технологиях политического действия

    Политические отношения и политический процесс в современной России

    Исторические предпосылки возникновения и особенности поли-тической системы современной России; политическая стратификация и политическая модернизация; развитие государственных институтов России; роль социальных, этнических и конфессиональных групп в политическом процессе России; политические партии, элиты и лидерство; механизм становления гражданского общества в России; политические идеологии современной России.

    Мировая политика и международные отношения

    Теоретические школы в исследовании международных отношений; соотношение внутренней и внешней политики; участники международных отношений; международные системы, международные взаимодействия (конфликты и сотрудничество), альтернативы нового мирового порядка; Россия в мировом политическом процессе.

    Политический анализ и прогнозирование

    Особенности методологии политического анализа. Методы политического анализа. Прогнозирование и моделирование политического процесса (специфика, технология, инструментарий). Политический маркетинг.

    Политический менеджмент

    Политический менеджмент: принятие и реализация политических решений, политическая социализация и мобилизация, политическое участие, политическая реклама, политическое консультирование, лоббирование, переговоры, технология избирательных кампаний.

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Национально-региональный (вузовский) компонент

    Дисциплины и курсы по выбору студентов,

    устанавливаемые вузом

    Дисциплины специализации

    Федеральный компонент

    Политическая конфликтология

    Конфликты как явление общественной жизни. Типология конфликтов. Особенности политических конфликтов. Причины политических конфликтов. Предупреждение политических конфликтов. Инициирование, регулирование и разрешение политических конфликтов: методология, методика и процедуры. Политические конфликты в современной России.

    Государственная политика и управление

    Государственная политика: сущность и виды; механизмы разработки государственной политики; политика и управление; власть и управление; теории государственного управления: административное государство, государственный менеджмент, неоинституциональное государственное управление; теории бюрократии, всеобщности административного управления; управление и самоуправление; соотношение государственного и муниципального управления; мировой опыт и российская специфика государственного и муниципального управления.

    Политическая регионалистика

    Предмет и метод политической регионалистики; субъекты ре-гиональной политики; федерализм (типология, принципы, на-циональные особенности); отраслевой и территориальный принципы управления и их отражение в политических системах; регионалистика и территориальные движения современности; подсистемы региональной политики: экономическая, демографическая, эко– , этно- и геополитика; политическая регионалистика в российском измерении.

    Этнополитология

    Предмет и метод этнополитологии, основные направления и концепции этнополитологии, этнополитологические измерения системы международных отношений, национализм в современном мире, этнополитические проблемы современной России.

    Национально-региональный (вузовский) компонет

    Факультативные дисциплины

    Военная подготовка

    Всего часов теоретического обучения: –8100 часов.

    5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    020200 Политология

    Срок освоения основной образовательной программы подготовки политолога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
    • теоретическое обучение,

    включая научно-исследовательскую работу студентов,

    научно-исследовательскую

    и производственную практики: 150 недель

    • экзаменационные сессии 36 недель
    • педагогическая практика: не менее 12 недель
    • итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту

    квалификационной работы: не менее 14 недель

    • каникулы

    (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 48 недель.

    Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки политолога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

    6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И

    УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки политолога

    6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки политолога на основе настоящего государственного образовательного стандарта, и рекомендаций УМО Университетов России по направлению 020200 Политология (в блок профессиональных дисциплин УМО рекомендует включить политическую антропологию, политическую этику, историю и теорию политических институтов, историю международных отношений).

    Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения

    студентом.

    Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

    Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

    В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

    6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

    изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

    формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

    Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут

    предусматриваться с учетом пожелания студентов;

    осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

    устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

    устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

    реализовывать основную образовательную программу подготовки политолога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.

    Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет

    . Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

    6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки политолога по специальности 020200 Политология

    , должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью;

    Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, входящим в федеральный компонент, должны читаться преподавателями, имеющими научную квалификацию, не ниже степени кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине. 20% преподавателей по этим дисциплинам должны иметь степень доктора наук.

    Реализация основной образовательной программы должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов, входящих в федеральный компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций

    6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы подготовки политолога включает в себя:

    • учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

    рабочие планы на каждый год обучения;

    • утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федеральной, национально-региональной компонент и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных курсов;
    • утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой работе, выпускной квалификационной работе политолога, государственном экзамене и педагогической практике, а также перечень тематики курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
    • наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;
    • наличие доступного для студентов выхода в систему Internet.
    • наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента;
    • наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой политической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также политологических журналов академических институтов, "Вестников" классических университетов (сер. – Политические науки) и региональных политологических журналов.

    6.4. Требования к материально техническому обеспечению

    учебного процесса

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу политолога, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.

    6.5. Требования к организации практик

    . Научно-исследовательская практика включает в себя:

    – написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

    – освоение работы с библиотечными каталогами;

    – обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

    – участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

    – освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем;

    . Производственная практика организуется после завершения третьего или в процессе четвертого года обучения и направлена на получение практических навыков в соответствии с видами предполагаемой профессиональной деятельности: организационной, управленческой, исследовательской. Завершается практика письменным отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики. По результатам практики выставляется зачет. Педагогическая практика организуется, как правило, на пятом курсе под руководством научного руководителя. Она включает предоставление возможности каждому студенту освоить соответствующую образовательно-профессиональную программу педагогического профиля, дающую возможность получить квалификацию "Преподаватель политических наук". Педагогическая практика может выражаться в проведении под контролем руководителя семинарских занятий, участии в подготовке методических материалов, в работе приемной комиссии и т.п. Практика заканчивается обсуждением на кафедре ее результатов и выставлением итоговой оценки.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности

    специалиста

    Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

    Выпускник должен:

    • уметь определять специфику политической среды и деятельности "человека политического", их влияние на развитие общества и отдельных его компонентов;
    • владеть пониманием мировоззренческого уровня политики, основ политической философии, взаимосвязи политики и идеологии, политики и культуры;
    • знать понятийно-категориальный аппарат и методологию политической науки, основных отраслей (направлений) политического знания, владеть инструментарием политического анализа и прогнозирования;
    • знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль политической науки в подготовке и обосновании политических решений;
    • уметь выделять инструментальные и внеинституциональные аспекты политики, рациональное и нерациональное в ней;
    • владеть методикой и техникой эмпирических политических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач.
    • знать основные разновидности современных политических систем и режимов;
    • владеть кругом проблем, относящихся к человеческому измерению политики, специфике политической социализации личности, политической этике, критериям и методам гуманизации политики, соотношению сущего и должного, общего блага и индивидуального интереса;
    • уметь работать в коллективе, принимать управленческие решения в условиях конфликтных ситуаций;
    • понимать специфику основных этапов политической истории России и мирового политического процесса; уметь использовать знание политической истории для анализа современной политической ситуации в стране и мире.
    • Иметь представление об основных теоретических концепциях мировой политики и международных отношений.
    • Уметь анализировать международные политические процессы, геополитическую обстановку, проблемы, относящиеся к месту и статусу России в современном мире;
    • Владеть знанием "о мире политического" в его соотнесенности с гражданским обществом, экономикой, социокультурной системой.

    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

    Итоговая государственная аттестация политолога включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

    Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности политолога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

    По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.

    Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

    Требования к дипломной работе специалиста.

    Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи. Она должна представлять собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам, а также на основе знаний по узкой специализации, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.

    Конкретные требования к содержанию, объему и структуре дипломной работе определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 020200 Политология и методических рекомендаций УМО по образованию в области Политологии

    Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляетдля специалиста не менее четырнадцати недель.

    Требования к государственному экзамену

    Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 020200 Политология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Политологии, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 020200 Политология.

    Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по политологии. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в цикл общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, входящих в федеральный компонент, настоящего государственного образовательного стандарта.

    СОСТАВИТЕЛИ:

    Учебно-методическое объединение по

    образованию в области философии,

    политологии и религиоведения

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 020200 Политология

    Председатель Совета УМО

    В.В. Миронов

    Заместитель председателя Совета УМО

    А.В. Иванов

    СОГЛАСОВАНО:

    Управление образовательных программ и

    стандартов высшего и среднего

    профессионального образования

    Г.К. Шестаков

    Начальник отдела гуманитарного образования

    Т.Э. Петрова

    Сотрудник,

    курирующий данное направление

    – в первый раз открыть сайт с вакансиями, и не обнаружить там ни одного подходящего предложения. Политология – закрытая сфера, в неё не попадают по объявлению, с улицы. Начать восхождение по карьерной лестнице придётся с самых низов, причём для этого даже не обязательно получать диплом о высшем образовании.

    Уже после школы или во время учёбы в университете узнайте, какие политические партии действуют в регионе, кто входит в состав парламента и органов местного самоуправления. Неплохо бы ознакомиться со штатным расписанием государственных учреждений: районных, городских и областных администраций, управлений, департаментов и ведомств. Есть ли , помощника, администратора? Конечно, это позволит заработать не больше 15-20 тысяч рублей на начальном этапе, но зато откроет перспективы карьерного роста, нового опыта, связей и знакомств.

    Не бойтесь сами предлагать свои услуги, методично обзванивайте организации из списка и не останавливайтесь после первых трёх отказов. Запишитесь на приём к и попробуйте попасть в число их помощников. В политических партиях часто требуется «человек на телефон» – ответственный, спокойный сотрудник, понимающий основы деятельности, но пока не обладающий глубокими познаниями для выполнения более серьёзной работы.

    Где найти работу по специальности

    В зависимости от портфолио, опыта работы и послужного списка зарплата профессионала-политолога достигает 150 тысяч рублей и больше. Но найти высокооплачиваемую должность по объявлениям точно не удастся, поэтому выигрывают в гонке за длинным рублём профи с широким кругозором и набором компетенций и обширной сетью профессиональных связей.

    Карьерный рост возможен как в политических партиях и органах местного самоуправления, так и у политологов-фрилансеров, в разных уголках страны и представляющих различные политические силы. В последнем случае суммы заработка внушительные, но разовые – от выборов до выборов.

    В поиске стабильного и престижного места поможет научная работа.

    Евгения Дорина

    Руководитель пресс-службы ГК «Фармконтракт»

    Учась в аспирантуре, ты не столько сидишь за книжками и постигаешь теорию, сколько ищешь интересные события, выступаешь с докладами – стремишься к саморазвитию, а не ждёшь, что придёт преподаватель и разложит по полочкам, как должна быть устроена государственная система, как должен функционировать бизнес. Включённость в процесс анализа политических событий наравне с именитыми профессорами (в том числе иностранными), бизнесменами, гуру политтехнологий и другими известными по учебникам лицами поднимает образование на новый уровень.

    Политолог – преподаватель

    Неожиданный вариант для тех, кто получил специальность политолога, но не реализует себя в этом направлении – . Базовое гуманитарное образование основано на обширном спектре изучаемых тем и интересов, направлений и предметов. Такой багаж позволит найти место работы в профильном вузе или общеобразовательной школе.

    Анна Новикова

    Политолог-эксперт компании «Мантрин Групп»

    С первых курсов учёбы в одном из московских вузов, я подрабатывала на избирательных кампаниях. Знания, как и уровень дохода, росли. Профессия политолога актуальна, спрос на специалистов большой. Но после получения диплома и внушительного гонорара за победу нашего кандидата на выборах, я пошла работать учителем истории и обществознания. Почему бы не преподавать в школе? Основной политический сезон всё равно летом, когда у школьников каникулы, а заниматься исследованиями и писать стратегии можно по вечерам, после проверки домашних работ.

    Решение о том, брать ли в штат специалиста без педагогического образования, принимают в каждом учебном заведении самостоятельно – опираясь на устав. Но при острой нехватке профильных кадров кандидат получит направление в вуз или колледж, где после заочного обучения станет полноценным учителем.

    Оплата труда во многом зависит от выбранного места работы. Частные школы готовы предложить учителю истории и обществознания до 50 тысяч рублей, государственные – 15-20 тысяч. Но после переезда за город зарплата увеличится в полтора-два раза даже в государственных крупных провинциальных школах.

    Политолог – аналитик

    Политолог – это универсальный солдат, которого в вузе готовят к многопрофильной работе. И если профессионал анализирует общественно-политическое положение в стране и мире, то почему бы ему не делать то же и в других сферах, например, в аналитических отделах компаний, консалтинговых агентствах, инвестиционном бизнесе или ритейле.

    Одним из главных плюсов такого выбора становится уровень доходов, потому что в коммерческом консалтинге он довольно высок. К минусам, пожалуй, относится необходимость постоянно быть в тонусе – развиваться, повышать уровень компетенций, осваивать новые технологии анализа и следить за тенденциями консалтингового рынка, чтобы не уступать конкурентам. Но человек, выбравший специальность политолога, обычно заранее готов к вечной гонке.

    Политолог – журналист

    Часто уже абитуриенты, решившие выбрать своей специальностью политологию, чётко определяются, что в будущем станут . Журналистика – профессия практическая, а на профильных факультетах учат общим дисциплинам, которые мало чем помогут в дальнейшей работе. Поэтому получение побочной специальности, которая поможет глубоко разобраться в узкоспециализированной теме – самый удачный шаг.

    Но сразу стать колумнистом или политическим обозревателем в федеральном издании не получится. Для начала придётся набраться опыта на должности «чернорабочего» – корреспондента или ассистента редактора: готовить отчёты с мероприятий, выпускать мелкие заметки и новостные материалы. Зарплата стартует от 15-20 тысяч рублей и может перевалить отметку 60 тысяч рублей у именитых журналистов.

    Дорасти до таких высот не так уж сложно: регулярное чтение тематических изданий и практическая работа помогут приобрести свой стиль письма, освоиться в профессии, но чтобы сделать из профессионала , понадобится заниматься самопродвижением, сотрудничать с различными изданиями, выступать в роли комментатора.

    Политолог в коммерческом PR и GR

    Продвижение политических партий, кандидатов на выборах, подготовка программ и проведение массовых мероприятий мало отличаются от подобной работы в коммерческих компаниях и корпорациях. Требуемые навыки и компетенции у профессиональных политологов и пиарщиков очень схожи, но заработать последним можно гораздо больше и быстрее.

    Арина Васильева

    PR-менеджер ICL Services

    Новоиспечённый политолог должен думать, на что он будет жить, так как на начальном этапе оплачивается такого рода деятельность крайне низко. Поэтому я выбрала смежную специализацию – PR. Несколько лет я была пиар-специалистом в крупном российском банке, сейчас работаю в IT-компании. Политологи – это универсальные специалисты, начитанные и умеющие донести свою точку зрения, быстро реагирующие на изменения и владеющие коммуникативными навыками, а также, что немаловажно, понимающие политический тренд страны и ситуации на мировой арене. Поэтому получить работу в пиаре под силу каждому хорошему политологу.

    Отдельное направление – взаимодействие с властными структурами, или Government Relations, GR. Лоббирование интересов коммерческих компаний, нахождение точек соприкосновения и возможностей влияния на органы власти – как раз та сфера, где политолог по максимуму проявит аналитические, организаторские и дипломатические способности. Причём чем больше у специалиста опыта и профессиональных связей в государственных и политических структурах, тем более востребован он будет на рынке труда. Конечно, такие вакансии тоже не найти на сайтах объявлений, но опытный эйчар найдёт подходящего кандидата и предложит достойные условия для смены рода занятий и компании.

    Секретари, продажники и все-все-все

    Эксперты по подбору персонала и выпускники профильных вузов в один голос отмечают, что около 60% политологов не устраиваются работать по специальности. На профессиональных форумах и в обсуждениях факультетов часто можно встретить негативные отзывы о профессии и жёсткую рекомендацию абитуриентам не получать слишком общее и непрактичное образование политолога.

    Специалисты с блестящим образованием пополняют ряды статистов: секретарей в государственных и коммерческих компаниях, администраторов офисов, менеджеров активных продаж, маркетологов и Словом, всех тех, для кого способности и опыт гораздо важнее вузовского диплома.

    Такая проблема возникает из-за недостаточности самообразования во время учёбы в вузе и неактивной позиции после его окончания. Вчерашние выпускники не наработали базу контактов и хотя бы минимальный опыт работы. Они ищут подходящие вакансии в газетах и на сайтах, но там их нет. Поэтому карьера политолога становится уж очень похожа на клад, который сначала нужно найти по карте, потом выкопать из земли, изрядно устав и испачкавшись, и лишь потом насладиться добычей.

    Если мы забыли упомянуть ещё о какой-нибудь перспективной сфере, где может применить свои знания политолог, мы будем рады услышать об этом от вас в комментариях!

    При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!