Городская промышленность сибири в xvii в. Русские в Сибири в XVII веке

Активность России на южных и западных границах одновременно сопровождалась менее заметным для иностранцев, но оттого не менее значимым проникновением русского влияния на восток, в Сибирь. Это было вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, сибирская пушнина была одним из главных источников пополнения казны. В условиях, когда пушной зверь был почти истреблен в районах его прежней добычи, богатства Сибири приобретали особое значение. Во-вторых, бегство на окраины, куда еще не дотягивалась тяжелая рука московских властей, было одним из следствий растущего социального гнета, также как городские восстания и волнения крестьян.

По этой причине освоение Сибири на начальном этапе было результатом не столько государственной колонизации, сколько делом рук вольных промышленников и казаков, на свой страх и риск отправлявшихся в дальние экспедиции по неизведанным землям. Это было делом крайне непростым. Единственными транспортными артериями в Сибири были реки и когда они покрывались льдом, путешественникам приходилось останавливаться и зимовать. На месте зимовок возникали поселения, постепенно превращавшиеся в города. Так в 1587 г. был основан Тобольск, ставший на долгое время столицей Сибири, почти одновременно возникли Тюмень, Сургут, Нарым, Томск. В устье Оби был построен город Мангазея, превратившийся в главный торговый и перевалочный пункт.

До прихода русских землепроходцев на территории Сибири жили разные, очень несхожие между собой, племена. По берегам Оби обитали ханты и манси (русские называли их остяки и вогулы), к северу от них ненцы (самоеды), далее на восток - эвенки (тунгусы). По течению реки Лены расселились якуты, а вокруг озера Байкал - буряты. Якуты и буряты занимались скотоводством, у них уже появилась племенная знать и князья - «нойоны». Другие же племена находились еще на стадии родового строя. Основным эвенков и других племен лесной зоны продолжала оставаться охота, ненцы и чукчи, населявшие крайнюю северо-восточную оконечность материка, занимались оленеводством.

Русское проникновение в Сибирь не всегда шло мирно. Коренное население принуждалось платить ясак - дань пушниной. Не раз сибирские племена поднимали восстания против пришельцев, но огнестрельное оружие казаков как правило обеспечивало им перевес. Все дальше и дальше на восток возникали города-крепости, становившиеся опорой русской власти. В 1628 г. был основан Красноярск, в 1632 г. Якутск, в 1652 г. на реке Ангаре было построено Иркутское зимовье, на месте которого позднее вырос город Иркутск.

Экспедиции промышленников и казаков-землепроходцев позволили нанести на карту огромные территории. В 1648 г. казаки под началом Федота Попова и Семена Дежнева шести кочах (легких судах) вышли в море из устья реки Колымы. Идя на север, они обогнули мыс, названный ими Большой Каменный Нос. Сейчас этот мыс - восточная точка Азиатского континента, носит имя Дежнева. В 1644 г. отряд Василия Пояркова, выйдя из Якутска, добрался до низовий Амура. Шесть лет спустя экспедиция Ерофея Хабарова положила начало освоению среднего Приамурья. Здесь были построены города Нерчинск и Албазин.

В Приамурье русские владения впрямую приблизились к границам Китая. Уже отряд Хабарова имел несколько стычек с китайцами. В последующие годы столкновения стали еще более частыми. Для того, чтобы снять напряженность на границе, в 1676 г. в Пекин было направлено русское посольство под началом Николая Спафария. Послы были приняты китайским императором, но урегулировать спорные вопросы им не удалось. Более того, в 1683 г. китайские солдаты напали на Албазин, взяли город и увели в плен оборонявших его казаков. Лишь в августе 1689 г. в Нерчинске был подписан договор между Россией и Китаем. По его условиям границей между двумя странами объявлялась река Амур. Русские обязались оставить Албазин, но сохранили за собой Нерчинск и другие поселения в этом районе.

Понадобилось менее столетия для присоединения к России огромной территории от Урала до Тихого океана. Конечно, Сибирь еще надолго осталась пустынным и слабозаселенным краем. Но присоединение земель на востоке имело очень важное значение для России. Помимо пушнины и огромных запасов земли, Сибирь была богата рудой и другими полезными ископаемыми. В окрестностях Нерчинска уже в конце XVII века стали добывать серебро. Освоение Сибири стало основой растущей российской мощи.

Освоение русскими первопроходцами Сибири в 17-м веке

Что такое Сибирь?

Под Сибирью, в широком смысле слова, понимается территория современной России от восточных склонов Уральских гор до побережья Тихого океана.

Боле точное определение Сибири не включает Челябинскую и Свердловскую области на западе и весь Дальневосточный Федеральный округ на востоке. То есть Амурская, Еврейская, Магаданская области, Хабаровский и Приморский края, Якутия, Чукотка, Камчатка и Сахалин – это не Сибирь.

Сибирь принято подразделять на Западную и Восточную Сибири. Западная Сибирь – это бассейн Оби. Восточная Сибирь – бассейны Енисея и Лены, а также Забайкалье.

Сибирь - примерно внутри красного пятиугольника

Что означает слово Сибирь?

Ничего не означает. Это просто топоним, такой же как Урал, Алтай, Таганай, Карелия, Волга и тд. Как у любого топонима, у Сибири есть несколько версий происхождения. По некоторым источникам (во время похода Ермака 1582-85 гг.) в районе впадения Тобола в Иртыш и далее до Оби обитала этническая группа, которая именовала себя «сыпыр». Одно из названий столицы хана Кучума было именно Сибыр (хотя историки придерживаются названия Искер).

Эта версия косвенно подтверждается тем, что Иван Грозный, после получения известия от Ермака о захвате столицы хана Кучума под названием Сибыр, включил эти земли в свой царский титул и после … царь Казанский, царь Астраханский добавил и царь Сибирский . Сначала приближенные царя, потом приказной люд, а потом и весь народ стали называть восточные земли за Каменным поясом Сибирью.

Слово «Сибирь» легко и прочно вошло в народную лексику еще и потому, что оно очень звонкое, благозвучное и легко произносимое.

Особенности освоения Сибири

Главный парадокс присоединения Сибири к Московскому государству состоит в том, что в отличие от других территорий, (Новгород, Казань, Астрахань…) здесь не было принудительного присоединения. Как, впрочем, не было и добровольного. Главной движущей силой была неорганизованная колонизация сибирских пространств русскими людьми. Пространства эти были крайне малонаселенные и земли хватало всем. Русские просто пришли и поселились тут.

Примерно в это же время шла активная колонизация Испанией, Португалией и Англией африканских и американских земель. Там изначально правительства руководили военным захватом новых территорий. При этом колонизация сопровождалась истреблением и порабощением местного населения.

В Сибири все было с точностью до наоборот. Сначала эти края открывали и осваивали «охочие люди», то есть добровольцы, устремившиеся сюда в основном за пушниной, ценными металлами и просто за лучшей долей. А уже вслед за ними шла московская администрация. По сути, вся Сибирь досталась Московским правителям «на халяву». Если не считать целенаправленного военного похода Ермака, то Сибирь «отдалась» Москве практически без боя. Столкновения казачьих отрядов, численностью 20-50 человек с местным населением, не желавшим платить ясак «крыше», находящейся за тысячи верст, нельзя расценивать как военное вторжение.

Казаки - первопроходцы в Сибири

В то время, как на западе Московии шли постоянные войны за крошечные кусочки территорий, отнимавшие все ресурсы казны и силы государства (литовцы, шведы, поляки, немцы, крымцы…) то на востоке, в течение примерно ста лет, были освоены и присоединены к Москве гигантские территории, превосходящие по площади как саму метрополию, так и всю остальную Европу. И именно сибирские земли по сей день являются главной кормушкой для страны.

Объективные предпосылки заселения Сибири русскими

Исследователи находят довольно логичные объяснения парадоксу бескровного присоединения сибирских просторов к Русскому государству.

Что привлекало русских в Сибири?

Пушнина, пушнина и еще раз пушнина, которую в те времена называли рухлядь . Первыми рвались на восток самые активные люди, которых называли промышленниками. Их главным промыслом и была пушнина. Она высоко ценилась как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Пушнина была предметом роскоши, за нее щедро платили как европейские монархи, так и азиатские правители со своими правящими кастами. Как в Азии, так и в Европе к тому времени своей пушнины уже давно не было.

Кроме того, пушнина (в отличие, например, от древесины или соли) была очень удобным товаром для индивидуальных предпринимателей того времени – весила мало, места занимала немного, хранилась долго, стоила дорого, расходов требовала мало. Рухлядь скупалась у местного населения за тряпки, ножи-топоры и водку, поэтому прибыль могла быть в тысячи процентов!

Кто заселял Сибирь?

Итак, первыми устремились «по пути Ермака» промышленники – охотники за пушниной. Это были, в основном, жители северных областей, и остатки новгородских купцов, которые с незапамятных времен промышляли в бассейнах Печоры, Вишеры, на Северном Урале и на Нижней Оби. Им было проще других адаптироваться к сибирским климатическим условиям. Кроме того в северных областях (Вологодской, Архангельской…) не было сильной крепостной зависимости, здесь жили свободные люди, привыкшие добывать свой хлеб в суровых климатических условиях.

Казаки

Следующим классом людей были казаки. Они тоже были людьми вольными. Промышлять разбоем и грабежом было сутью их существования. Поэтому их не пугали возможные стычки с местным населением. Это были боевые отряды, этакие отечественные конкистадоры .

Иноземцы

Еще одна небольшая прослойка – иностранцы-военнопленные. Им, видимо, разрешали заменить плен «добровольной» ссылкой в Сибирь и поселяться на новых землях.

Старообрядцы

Во второй половине 17 века, после церковной реформы Никона, многие ревнители старых церковных обрядов не пожелали покориться «новым церковным чинам» и «побежали» в Сибирь, подальше от официальной церкви с ее чужими греческими традициями.

Преступники

Ссылать каторжников в Сибирь московское правительство начало позднее, в 18-м столетии, когда уже худо-бедно сформировались остроги и появились зачатки административного устройства. А в веке 17-м преступники просто скрывались от правосудия на бескрайних восточных землях. Или присоединялись к казакам на правах «охочих людей».

Беглые крепостные

Усиление крепостного гнета при Иване Грозном и потом при Романовых понуждало крепостных крестьян бежать подальше от «правежа» бояр и помещиков. Люди предпочитали неизвестность новой жизни бесконечному рабскому труду.

Правительство же, кстати, смотрело сквозь пальцы на беглых в Сибирь. С одной стороны, оно не имело средств для их поимки и возвращения. С другой было довольно любому усилению русского присутствия в Сибири.

Воеводы и стрельцы

Правительство, в лице назначенных воевод, шло уже по пятам первопроходцев, устанавливая свою власть и законы на новых землях. Казаки строили укрепленные остроги, промышленники и вольные переселенцы селились под защиту этих укреплений, образуя новые города и населенные пункты. Из них казачьи экспедиции продолжали «прииск новых земель» по всем направлениям. А в острогах обосновывались назначенные правительством воеводы с регулярными военными отрядами, духовенством и приказными людьми.

Примерно так выглядели русские остроги в Сибири

(аналог им - американские колониальные форты)

Первые русские поселения – остроги в Сибири

Посмотрите список «населенных пунктов», которые основали русские казаки и переселенцы в конце 16-го и в 17-м столетии на территории Сибири, и которые впоследствии выросли в города областного и краевого значения.

1586 - Тюмень - первый русский город в Сибири

1587 - Тобольск на Иртыше

1593 - Берёзов (Тюменская область)

1594 - Сургут

1595 - Обдорск (с 1933 – Салехард)

1601 - Мангазея

1604 - Томск

1607 - Туруханск

1619 - Енисейск

1626 - Красноярск

1630 - Киренск на Лене.

1631 - Братский острог на Ангаре

1632 - Якутск

1653 - Чита и Нерчинск

1666 - Верхнеудинский острог (Улан-Удэ, Забайкалье)

Такова общая картина распространения русского "вторжения" в Сибирь в семнадцатом столетии.

Историю двигают вперед, как известно, личности неординарные. И их было достаточно среди русских первопроходцев. Имена Петра Бекетова, Ивана Москвитина, Ивана Реброва, Михаила Стадухина, Семена Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова прочно вошли в отечественную и мировую историю географических открытий.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство. Однако, спокойствие на южно-сибирской границах так и не установилось. В течение всего 17 века потомки Кучума продолжали беспокоить набегами русские селения и татарские улусы.

С конца 16 века в Прииртышье начинают проникать западно-монгольские племена (ойроты или черные калмыки), которые начинают требовать дань с барабинских татар. С 20 - х годов 17 века они начали вытеснять татар с р. Оми на север, громя их улусы. “В калмыцких степях, - писал Г. Н. Потанин, - много было рабов из барабинцев, которые по ходатайству русского пограничного начальства, сотнями возвращались калмыцким начальством на родину, в Сибирь”. В пограничных волостях постоянно “на бережении” находился отряд служилых людей из Тары.

В 1601 году к томским татарам был послан сын боярский В. Тырков, который установил отношения с местной знатью. В 1603 году В Москву прибыл князек Таян и просил поставить в Томской земле русский острог. В 1604 году руководитель отряда Писемский докладывал в Москву о том, что Томский острог построен. Томск стал военно-административным центром Томского уезда. Его гарнизон обеспечивал охрану города и население уезда. Русским властям стало известно, что оружие кочевникам поставляли шорцы “кузнецкие татары”, попавшие в вассальную зависимость от ойротских феодалов. По приказу Москвы в конце 1617 года сводный отряд под командованием О. Харламова двинулся из Томска к устью р. Кондомы. К маю 1618 года крепость Кузнецк была сооружена. Создание Кузнецка положило начало присоединению к России огромной территории на юге Западной Сибири от верховьем Иртыша на западе до верховьев Томи на востоке. Однако в тот момент русские не располагали достаточными силами для решительного отпора ордам кочевников и правительство предписывало местным властям всячески избегать конфликтов.

Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невозможным т.к. в 30-х годах 17 века западные монголы создали сильное государство Джунгарию. Верховный правитель Джунгарии - контайша стремился создать обширную империю, включающую в себя Монголию, Алтай, Казахстан и Среднюю Азию. Осторожная политика, проводимая Московским правительством, вызывала недовольство местного населения, вынужденного платить дань и русским и монголам. Из-за постоянной военной опасности территория нынешней Новосибирской области оставалась вне основной зоны расселения русских. Лишь в конце 17 века земледельческая колонизация подступила к границе новосибирского участка Приобья. Одни из первых кто, решился это сделать, был боярский сын Алексей Круглик, который в 1695 году основал пашню выше Уртамского острога на р. Иксе. Этот год можно считать датой основания д. Кругликовой Болотнинского района НСО. Почти одновременно зачернели запашки русских на р. Ояш, Иня и появились деревни Пашкова, Красулина, Гутово.

Однако из-за угрозы набегов кочевников владельцы пашни предпочитали постоянно жить вблизи острогов. Для обеспечения безопасности русских поселенцев в устье р. Умревы в 1703 году был, воздвигнут Умревенский острог. Вскоре после сооружения Умревинского острого возникает первое русское поселение на территории будущего Новосибирска, деревня Кривощековская. Свое название деревня получила по прозвищу служилого человека Федора Кривощека. Примерно в это же время появилось первое постоянное поселение на р. Бердь деревня Морозово. В 1709 году русские построили в устье рек Бии и Катуни Бикатунскую крепость, которая стала бельмом в глазу у правителей Джунгарии. Во время одного из набегов ойроты сожгли ее. Понимая, что только строительство комплекса укрепленных пунктов способно обезопасить мирное население томский комендант Трахиниотов в 1713 году велел дворянину Лаврентьеву подыскать место для строительства острога в устье р. Чаус. Лаврентьев признал целесообразным построить острог в новой поселенной Анисимовой деревни. Для несения службы в Чаусский острог перевели 30 казаков. Острог стал важным транспортным пунктом на Московско-Сибирском тракте. К 1720 году в округе Чаусского острога существовали д. Большая и Малая Ояшинские, Усть -Инская, Ярская, всего 11. В течении последующих 20 лет возникло 28 деревень (Бозойская, Крохалевская, Скалинская, Пичугова, Криводаново, Чиковская и др.) Население в большей степени состояло из беглых крестьян, ямщиков и разночинцев. В 20-х годах 18 века в округе поселилось много жителей г. Тары, которые отказались присягнуть Екатерине I, после ее коронации Петром I в 1722 году и, спасаясь от розыска, были вынуждены бежать. Казаки Чаусского гарнизона были беломестными казаками, т.е. жалования не получали, а служили “с земли и с травы”, т.е. им предоставлялись земельные наделы На них ложились многообразные повинности по несению караулов, содержанию зимовий, ремонту судов.

Безопасность более южных районов Новосибирского Приобья обеспечивал Бердский острог, построенный в 1710 году (мнение Н. А. Миненко). Были построены Белоярская и новая Бикатунская крепости в 1718 году. В итоге, к 1718 году междуречье Оби и Томи было прочно закреплено за Россией. Одновременно на Иртыше выросли: Омская (1716год), Железнинская (1717год), Семипалатинская (1718), Усть - Каменогорская (1720) крепости, что способствовало стабилизации обстановки на юге Западной Сибири, хотя внешняя опасность сохранялась и русская администрация мирилась с двоеданством барабинцев. В 1722 году в Барабе были построены еще три русских укрепления: Усть - Тартасское, при впадении р. Тартаса в Омь, Каинское при впадении р. Каинки в Омь и Убинское к юго-западу от озера Убинское. В крепостях жили казаки, оберегавшие улусы барабинских татар. В 1729 году казаки, присланные в Убинский форпост, подали томскому воеводе просьбу о переводе их на Каргат, где условия для жизни были лучше - так появился новый Каргатский форпост.

Вблизи форпостов возникали деревни, зимовья, где жили крестьяне, содержавшие лошадей для казенных разъездов.

Главным занятием было земледелие. Пахали деревянной сохой с железными наконечниками. Сеяли главным образом рожь, меньше овес, ячмень, пшеницу. На огородах выращивали различные овощи: лук, чеснок, морковь, капусту, репу, огурцы. Широко применялось переложная система земледелия, при которой после нескольких лет использования надолго бросали для “отдыха”. Удобрений не вносили, т.к. целинные земли давали относительно высокие урожаи. Зажиточные крестьяне немалую часть зерна продавали в сибирские города, крепости, расположенные на севере: Томск, Нарым, Сургут, Березов, где цены на него были высокие. К концу 17 века Томский уезд уже обходился своим хлебом. В Кузнецком уезде своего хлеба в этот период не хватало. В целом Сибирь к концу 17 века стала обходится своим хлебом, отказавшись от его завоза из Европейской России. В 1685 году с поморских городов была снята повинность поставлять в Сибирь хлеб. Теперь стояла задача перераспределения хлеба внутри Сибири от производящих районов к потребляющим. Местное население в единичных случаях пыталось вести земледелие по русскому образцу. Не привлекалось оно и к подневольному труду на государевых и монастырских запашках. Руками русского человека, его потом Сибирь превращалась в хлебородный край.

Важнейшей отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз. Это давало крестьянам тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью. Богатые крестьяне имели в своем хозяйстве большие табуны скота.

Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер: в нем изготовляли почти все предметы домашнего обихода. Земля, которая поила и кормила крестьянина не принадлежала ему. Она была государственной. За пользование ею крестьянин выполнял определенные повинности. Первоначально это были натуральный и денежный оброки, которыми облагался каждый двор, а с 1724 года подушная денежная подать с каждой мужской души. В пользу государства земледельцы выполняли и другие повинности: перевозили казенные грузы, строили дороги.

Присоединение Западной Сибири к России было не только политическим актом. Более существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом. С 90-х годов 16 века развернулся массовый приток переселенцев из европейской части страны в Сибирь. Подавляющая часть западносибирского населения слагалась из вольных поселенцев, бежавших от феодального гнета. Правительственная деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов. Несмотря на огромные трудности для новых поселенцев заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири в конце 16 века - начале 18 века развивалось успешно. Хозяйственная деятельность русских оказала благотворительное влияние и на совершенствование хозяйства аборигенов.

Схема государственного управления Сибирью в 1720-1760х.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Сибирь – регион в северной части Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока и севера – океанами (Тихим и Северным Ледовитым соответственно). Подразделяется на Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Иногда также выделяют Южную Сибирь. Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее оно стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.

Одним из славных дел, которыми и должен гордиться каждый россиянин, а уж тем более мы с вами, является освоение Сибири в феодальный период. Чтобы лучше представить жизнь русских в это время в огромном крае, надо знать какие дома они имели, как одевались, чем питались. Анализ материальной культуры русских крестьян Западной Сибири феодального периода важен в связи с обсуждением результатом присоединения Сибири к России в условиях освоения новых территорий. В данной работе особенности развития материальной культуры западно-сибирских крестьян за полтора столетия рассматриваются на примере жилых, хозяйственных и культурных построек, одежды, утвари всех категорий русского крестьянства разных природно-климатических зон региона с учетом влияния социально-экономических процессов, миграций, политики властей, контактов с аборигенным населением края.

1. Колонизация и освоение земель

Поход Ермака и поражение Кучума привели Сибирское ханство к развалу. Борьба с Кучумом продолжалась до конца 1590-х годов Русская администрация возводила опорные пункты (Тюмень – 1586; Тобольск – 1587; Пелым – 1593; Берёзов – 1593; Сургут – 1594, и др.). Вхождение Сибири в состав Росийского государства происходило на протяжении десятилетий по мере её освоения русскими переселенцами. Государственная власть, основывая в Сибири опорные пункты – остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным населением, привлекала земледельцев-новопоселенцев различными льготами. Такие опорные пункты обрастали деревнями, а затем слободами, которые в свою очередь становились центрами, объединяющими сельское население. Такие сельскохозяйственные районы постепенно сливались и образовывались более крупные районы русского заселения. Первым из таких районов в Западной Сибири был Верхотурско-Тобольский, сложившийся в 1630-х годах в Западной Сибири в бассейне реки Туры и её южных притоков. Самообеспечение Сибири хлебом в результате хозяйственной деятельности переселенцев стало возможно с 1680-х годов. К концу 17 веку основной житницей Сибири стали четыре западносибирских уезда – Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский. Более восточным районом сельскохозяйственного освоения русскими переселенцами Западной Сибири была территория между Томском и Кузнецком, основанными соответственно в 1604 и 1618.

Главные города, остроги и зимовья Сибири в XVII веке

Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. По мере освоения бассейна Енисея на его среднем течении вплоть до устья Ангары начал создаваться второй по значению хлебопроизводящий район, который простирался до основанного в 1628 Красноярска. Южнее до конца 17 века сельскохозяйственному освоению земель препятствовали монгольское государство Алтын-ханов, киргизские и ойратские владетели. Дальнейшее промысловое освоение Востока Сибири начало охватывать Якутию и Прибайкалье. В верховьях Лены и по Илиму создавался хлебопроизводящий район. На крупнейших реках – Индигирке, Колыме, Яне, Оленёке и особенно в устье Лены часть промышленников стала оседать на постоянное жительство, и там образовались локальные группы постоянного старожильческого русского населения.

Традиционно колонизацию Сибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную и вольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась в обеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природных ресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание в Сибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но и покрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Осознавая перспективность развития Сибири, государство не могло и не собиралось снижать контроль над ходом хозяйственного освоения. Пашенных крестьян правительство переселяло в Сибирь «по прибору» и «по приказу». Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Прибор крестьян осуществляла область в виде повинности. «В общей сложности не зависимо от источников формирования крестьянского сословия основными группами земледельцев Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне». Они выполняли феодальные повинности в пользу собственника земли – государства.

Для обработки государевой пашни необходимы были крестьянские руки и крестьянское хозяйство – тягловая сила, сельскохозяйственный инвентарь. «По указу» отобранные местной администрацией в черносошных уездах «переведенцы» направлялись с семьями, лошадьми, прочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, продовольствием и семенами для собственного посева на новое место жительства. На первых порах крестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь. Например, в 1590 году было велено в Сольвычегодске и в уезде прибрать в Сибирь пашенных крестьян 30 семей и чтобы у каждого человека было по три мерина добрых, по три коровы, по две козы, по три свиньи, по пять овец, по два гуся, по пять кур, по две утки, хлеба на год, соха для пашни, сани, телега и «всякая житейская рухлядь». Правительство заботилось о том, чтобы крестьяне переселялись в Сибирь с полным хозяйством.

Эффективной оказалась и такая мера правительства по заселению и земледельческому освоению Сибири, как устройство там крупных земледельческих поселений – слобод, сосредоточивших основную массу крестьянского населения, образовавшегося из бывших жителей европейской части страны, преимущественно поморцев. Строительство слобод получило в Сибири более широкое распространение, чем в Поморье и других областях страны. Инициатива в их создании поначалу принадлежала государству, а затем перешла к предприимчивым выходцам из народа – слободчикам. Слободчики порой встречали сопротивление со стороны воевод. Так случилось в 1639 г. при организации Мурзинской слободы. Слободчик Андрей Буженинов, получивший разрешение в Тобольске на организацию слободы, встретил резкое противодействие верхотурского воеводы В. Корсакова при наборе желающих переселиться в новое селение на правах оброчных крестьян с шестилетней льготой. Воевода запретил проводить вербовку на территории уезда и сообщил в Москву, что слободчик нарушает установленные правила вербовки, призывая не только детей от отцов, но и всю семью.

В наиболее заселенном Верхотурско-Тобольском уезде уже в 1674 году сосредоточивалось 3903 крестьянских двора, из них 2959 дворов пашенных крестьян и 944 двора хлебооброчных . К концу XVII в. количество крестьянских дворов там достигло 6765. На берегах р. Парабели в Нарымском уезде к началу XVIII в. жило 13 семей пашенных крестьян. Сохранялся небольшой очаг земледелия на р. Кети с 17 дворами пашенных крестьян. В пределах Томского уезда в 1703 г. расселялись 399 крестьянских семей, связанных с обработкой десятинной пашни, и 88 хлебооброчных дворов. В Кузнецком уезде проживало 96 семей пашенных крестьян.

В пределах Западной Сибири на рубеже XVII -XVIII вв. проживало 7378 семей пашенных и хлебооброчных крестьян. На территории Восточной Сибири жили в 5 уездах: в Енисейском – 917 семей, Красноярском – 102, Братском – 128, Иркутском – 338, Илимском – 225.

Складывание контингента пашенных и оброчных крестьян протекало по инициативе и под контролем воевод сибирских городов, систематически отчитывавшихся перед Сибирским приказом о состоянии и расширении казенных пашен, объеме и расходе полученного урожая.

Достижения русских поселенцев в Сибири объясняются спецификой этого процесса. Освоение Сибири происходило при участии крестьян, переселявшихся в Сибирь, и своим трудом возделывавших земли нового края. С самого начала в Сибирь пошла широкая волна крестьянской колонизации. К концу XVII в. крестьянское население Сибири составляло 44% от всего русского населения. Кроме того, большинство служилых и посадских людей по характеру своих занятий были земледельцами. Для некоторой части служилых людей земледелие было источником существования, другие, получая хлебное жалованье, тем не менее, занимались земледелием и имели более или менее значительную запашку, третьи, в качестве дополнения к своему денежному и соляному жалованью, распахивали землю. Государственные крестьяне за полученный земельный надел отбывали барщину на «десятинных пашнях». Первоначально каждый крестьянин обязан был пахать по 1 дес. государевой пашни. Это было вызвано стремлением быстрее увеличить государеву запашку, но приводило к тому, что крестьяне по несколько лет не могли распахать собинные пашни. Первые енисейские крестьяне даже на пятый год после их поселения не могли распахать собинные пашни, так как полностью были заняты на обработке государевой пашни. Постепенно размер десятинной пашни изменялся в зависимости от хозяйственных возможностей крестьянина от 0,25 до 1,5 десятины в поле. Основой ведения крестьянского хозяйства являлся «собинный» участок земли. Пользование этим участком оформлялось «данной грамотой». Собинный участок включал в себя пахотную и залежную землю, а также сенные покосы. Размер крестьянской «собинной пашни» находился в определенной пропорции с участком государственной пашни. К примеру, в Енисейском уезде обычным соотношением между крестьянской и государевой пашней считалось 4,5:1 т.е., за 4,5 десятины своей запашки крестьянин обязан был пахать 1 десятину государевой пашни. В Томском уезде на один крестьянский двор в среднем приходилось 1,8 десятины в поле собинной пашни. Отработочная рента была господствующей формой повинности всего XVII столетия. Появление денежной и продуктовой ренты имело большое значение, но в XVII в. они еще не стали господствующими.