Интенсификация обучения. Интенсификация обучения и проблемное обучение Принцип интенсификации обучения

Управление образования мэрии г. Магадана

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (английская)»

Доклад

на педагогический совет по теме «Интенсификация образовательного процесса с целью повышения качества образования»

Лепешкина Л.Е., з аместитель директора по УВР, курирующая предметы

гуманитарного цикла

В статье 7 Конституции Российской Федерации определена цель политики социального государства: человек должен получить такое образование, которое позволит ему обеспечить достойную жизнь и свободное развитие. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач образования. Его основная стратегия заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Школа должна готовить своих учеников к переменам, изменениям, развивая в них такие личностные качества, как мобильность, динамизм, умение найти выход из сложной ситуации. Без современных подходов к обучению реализация этих задач невозможна. Главными направлениями модернизации обучения в современной школе остаются интенсификация и оптимизация учебного процесса.

Интенсификация обучения – это передача большого объема информации при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсификация обучения – это повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени. Основные параметры, способствующие интенсификации и оптимизации содержания учебной деятельности

1.рациональный отбор учебного материала с четким выделением главной и второстепенной его части;

2. перераспределение по времени учебного материала с целью изложения наиболее сложного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых наиболее активно;

3. экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени;

4.индивидуализация и дифференциация обучения;

5.совершенствование навыков педагогического общения, активизация форм и методов обучения;

6. развитие навыков труда учащихся;

7.оснащение учебного процесса современными техническими средствами, в том числе компьютерами и мультимедийным оборудованием.

Любой урок, будь то урок закрепления полученных знаний или урок изучения нового материала, мы обязательно начинаем с проектирования его целей. От того, насколько продуманными они будут, зависит, в первую очередь, интенсивность учебной деятельности учеников. Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

    Они должны быть ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать их высокую активность;

    цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно недостижимые цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач;

    цели достижения должны осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию;

    цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного ученического коллектива в зоне ближайшего его развития.

А вообще по функции обучения выделяют три вида целей:

1. образовательные (формирование знаний и практических умений);

2. воспитательные (формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности);

3.развивающие (развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности).

Наверное, далеко не к каждому уроку (а может быть, и вообще крайне редко) мы планируем все 3 вида целей. Но ведь эффективность урока зависит не только от того, насколько четко мы продумываем его содержание, отбираем необходимый материал, но в большей степени от того, насколько конкретно сформулированы цели и задачи, которые должны быть реализованы на учебном занятии. Все это хорошо известно, но, к сожалению, не всегда учитывается на практике. Как правило, учащийся выполняет то или иное задание только потому, что его нужно сделать по плану, не до конца осознавая, какими знаниями и умениями он может или должен овладеть в результате своего труда.

Мы, к сожалению, не всегда помним и о том, что результативность учебной деятельности напрямую зависит от мотивации учащихся, от стремления учителя сформировать интерес к предмету, ответственность учащихся за успехи в учении. Мы иногда в бессилии разводим руками и говорим, что не знаем, как заставить ребенка хорошо учиться, что испробовали уже все методы и формы воздействия, но что это не дает никаких результатов, что дела с учебой обстоят все хуже. И тогда мы используем последнее «оружие»: наказываем провинившегося ученика, выставляя ему большое количество двоек, при этом полагаем, что это заставит его изменить отношение к учению. Мы не отдаем себе отчета в том, что вызываем своими действиями у ученика негативные эмоции, формируем в нем равнодушие к результатам своего труда, уничтожаем доверие к себе. Вдумчивый, искренне заинтересованный учитель всегда глубоко осмысливает причины неудач, анализирует сложившуюся ситуацию и планирует те действия, которые будут способствовать скорейшему преодолению возникших трудностей.

Мотивация учащегося в достижении конкретных учебных целей – это, безусловно, мощный инструмент, который позволяет добиться нам серьезных результатов в обучении учащихся, но не менее важным в интенсификации учебного процесса является повышение информативной емкости содержания уроков. Чтобы добиться результативности, эффективности обучения при всё увеличивающемся объеме программных требований, при уменьшении количества часов на изучение конкретных тем, необходимо совершенствовать структуру содержания образования, учитывать следующие факторы:

1.практическую значимость учебного материала, его соответствие возрастным возможностям ученика;

2. взаимосвязь конкретного учебного материала с изученным ранее;

3. уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

Порой нам приходится жертвовать многим, чтобы не «отстать», уложиться в отведенные часы, выполнить требования программы: бегло (и, скорее всего, достаточно поверхностно) изучить объемный учебный материал на уроке или предложить его ученикам для самостоятельного изучения дома. Нынешняя перенасыщенность программ информацией заставляет учащихся испытывать серьезные перегрузки, и мы не можем этого не учитывать. За минимальное количество отведенных часов мы должны изучить огромный программный материал, вооружить учащихся необходимым багажом знаний, отработать основные практические умения и навыки. Сегодня, например, за 2 часа в неделю, отводимых программой на изучение литературы в 5 – 8 классах, когда закладывается основная база, формируются основные практические навыки, нужно изучить по 60 произведений в 5, 6 классах, около 70 произведений – в 7 классе (при нехитром подсчете получается по 1 произведению за урок) или за 5 часов в неделю 154 произведения в 10 гуманитарном классе (среди которых такие произведения, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Обломов» И.А Гончарова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и достаточно большое количество произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя) Известный современный филолог Евгений Сидоров, писатель, критик, автор книг и статей по проблемам литературы, сказал: «Судя по программам и учебникам, литература в школе преподается ужасно, в каком – то сокращенном, нищенском виде. Я преподаю у студентов. Ни Блока, ни Мандельштама нынешние молодые люди не знают, да и вся русская классика проходит мимо них» (конец цитаты). По мнению другого патриарха отечественной методики Г.И. Беленького, изучение литературы в школе остается «информпробежкой», когда учитель должен за один урок выдать массу материала, касающегося биографии писателя, содержания произведения, его художественных особенностей. Грустно, но эти выводы небеспочвенны. Учитель – словесник в современной школе поставлен в трудное положение: он должен «сеять разумное, доброе, вечное» в условиях, которые сложно назвать оптимальными. И эти проблемы касаются не только учителей русского языка и литературы. С подобными трудностями сталкиваются и другие учителя гуманитарного цикла - учителя истории и географии, когда практически на каждом уроке изучается новая тема (а то и две), и на тщательную отработку каждой из них просто нет времени, когда, например, на изучение объемного, труднейшего с точки зрения содержания курса всеобщей истории в 7 классе отводится всего около 30 часов (также обстоит дело и с всеобщей историей в 8 – 11 классах). И это при том, что в заданиях единого государственного экзамена по предмету, встречается достаточно большое количество вопросов именно по всеобщей истории.

Как в такой ситуации работать учителю, как добиться того, чтобы знание предмета, его понимание не подменялось информацией о предмете, не имеющей для ученика ни существенной образовательной ценности, ни личностного смысла? Какие меры необходимо предпринять, чтобы не превратить процесс обучения в процесс «вкладывания» в голову ученика массы различных фактов, сводов правил, определений? Что необходимо сделать, чтобы поддержать интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность ученика, побудив его не к бессмысленному «поглощению» информации, а к осмыслению полученных знаний, к творчеству, к желанию проявлять индивидуальность?

Ответ на этот вопрос только один. Нужно пересматривать подходы к обучению учащихся. От того, какими методами и приемами пользуется учитель на уроке при достижении определенной цели, зависит степень активизации учебно – познавательной деятельности ученика, его заинтересованность в получении глубоких знаний по предмету. Другими словами, от выбора способов интенсификации учебного процесса (когда за небольшой временной отрезок мы должны эффективно и качественно изучить объемный учебный материал) напрямую зависит исходный результат. Большую, неоценимую роль в этом играют проблемно – поисковые формы работы: учебные дискуссии, уроки – собеседования, уроки – конференции, проблемные семинары. Современная дидактика настойчиво рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта новые походы в работе с учениками. Это требует от учителя постоянного совершенствования, работы над методикой своих уроков, тщательного анализа своей деятельности. Без новых форм преподавания невозможна работа с детьми, учебные занятия в традиционном режиме, ориентированные на обученность, а не на обучаемость, кажутся им скучными и неинтересными. Но мы, к сожалению, об этом не всегда помним (об этом, например, говорит анализ посещенных уроков гуманитарного цикла). Нам удобнее вести работу с учениками по накатанному, уже много раз пройденному пути, планировать свои уроки так, что они зачастую, как близнецы, похожи друг на друга: закрепление изученного, объяснение нового материала, выполнение определенного набора заданий и упражнений. Но ведь одним из условий развития творческих способностей у учащихся выступает личность самого учителя, именно он является генератором и проводником новых идей. Чтобы быть интересным детям, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию. Творческая личность рождается в творческой атмосфере. Изречение древних гласит: «Лошадь можно подвести к воде, но заставить ее пить невозможно». Невозможно ученика заставить любить физику или литературу, химию или историю, устремленность школьников к знаниям, его интерес к предмету нужно будить, воспитывать на каждом уроке. Труд педагога должен носить творческий, исследовательский характер. Как сказал известный немецкий педагог А. Дистерверг, без стремления к этому, учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности.

Путь к новому качеству образования лежит через активное внедрение новейших технологий, в том числе и информационно - коммуникационных, только развитая информационная среда позволит организовать учебный процесс на современном методическом уровне. Школа рискует безнадежно устареть и утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, если не освоит новую социальную функцию – функцию координатора, проводника в мире современной культуры. Мы все понимаем, зачем нужна информатизация, насколько она облегчает, систематизирует и организует нашу деятельность. Мы понимаем, что наши дети – другие, они не похожи на тех, кого мы учили 5, 10 лет назад. Современные дети, представители «цифровой реальности», воспринимают мир по – другому, иначе мыслят, иначе учатся и иначе общаются, они давно ушли вперед. Но одного понимания здесь мало, нужно, чтобы сам учитель осознал, что если он продолжает мыслить прежними категориями, то он не может соответствовать требованиям, предъявляемым современному педагогу. Учителя используют привычные, ставшие давно традиционными формы и методы обучения. Конечно, можно назвать объективные причины такой пассивности: это и отсутствие необходимого объема знаний, опыта работы на компьютерном оборудовании, отсутствие необходимого количества установок мультимедийного оборудования и компьютерных классов в кабинетах, это и постоянная загруженность кабинетов, когда в небольшой перерыв невозможно успеть подготовить материалы к уроку, настроить оборудование. Стоит более активно принимать участие в обучении на дистанционных курсах повышения квалификации, организуемых, например, образовательным учреждением Педагогический университет «Первое сентября», тем более что подобный опыт в гимназии уже есть. Каждому методическому объединению нужно планировать и вести работу по обобщению накопленного в этом направлении опыта учителей, по изучению опыта работы коллег из других школ, по систематизации уже имеющихся и созданию собственных программных продуктов: презентаций, программ, сборников разноуровневых заданий, упражнений. В рамках этой работы необходимо проводить открытые уроки, на которых знакомить коллег с уже приобретенным опытом работы.

Но, стремясь активно использовать в своей работе технические средства обучения, мы не должны забывать о том, что их основное предназначение – оказать помощь ученику и учителю в достижении определенных учебных целей, решить задачу развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Мы должны помнить, что никакой компьютер не может заменить живого общения с учителем, что компьютерные технологии хорошо развивают логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, формируя их компетенции, но не развивают, например, в полной мере их диалогическую и монологическую речь. Это может сделать только педагог.

Мы должны помнить и о том, что успешность обучения ребенка в школе определяется не только уровнем его обученности работе на компьютере, количеством полученных им отличных оценок, занятых мест в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, на различных научных конференциях, не менее важный показатель - уровень его здоровья.

Современная наука валеология (от латинского «валео» - быть здоровым) настойчиво рекомендует особое внимание обращать на уровень психо – физического напряжения, которое испытывает ученик, находясь на учебном занятии. Ученые – валеологи предлагают планировать учебные занятия с учетом следующих требований, чтобы сделать пребывание ребенка на уроке наиболее комфортным:

1.осуществление жесткого отбора только необходимого программного материала, предназначенного для изучения и повторения на конкретном уроке;

2. подбор разнообразных, наиболее оптимальных (приносящих наибольшую пользу) видов деятельности, их чередование с перерывами для отдыха;

3. обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития учащегося, его потребностей и склонностей;

4. формирование у каждого ученика умений учиться, заботясь о своем здоровье;

Эти же ученые предлагают проводить самоанализ учебных занятий с количественно – качественными оценками по специальным критериям, чтобы, кроме вопросов обученности, решать в системе вопросы, касающиеся сохранения психического и физического здоровья детей. Вот эти критерии:

1.объем нового материала, распределение его на этапах урока, количество новых понятий, правил, теорем, законов;

2.насыщенность урока учебными действиями, количество видов деятельности: слушание, записывание, анализ, наблюдение, выполнение различных заданий, упражнений и т.д.;

3.характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, логические операции, умозаключения;

4.уровень эмоциональности учащихся и их учебного интереса: активное или пассивное участие в обсуждении изучаемого материала;

5. формы поддержания контакта с учащимися и общения с ними, способы контроля и оценивания (насколько последние корректны и объективны), отношение учащихся к оценкам и замечаниям;

6.проявление тревожности и утомления, признаки беспокойства, страха, причины такого нервозного состояния учащихся;

Проблемы сохранения здоровья детей не надуманные проблемы, об их актуальности говорят сегодня на всех уровнях. Наверное, далеко не случайно появился новый журнал «Здоровье для всех» (методика здорового образа жизни), он посвящен проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, его рубрики «Здоровье и учебный процесс», «Здоровье с ранних лет», «Детям о здоровье» содержат много практических советов, с которыми можно познакомить учащихся, например, на часе общения, родителей на родительском собрании.

И еще одна проблема, также напрямую связанная со здоровьем ученика, влияющая в целом на уровень его обучения, - это неумение продуктивно, результативно работать дома. Как показывает практика и опыт общения с родителями, есть большое количество детей, которые не научены правильному выполнению домашних заданий, испытывают большие затруднения при работе над параграфом учебника, решением задач, заучиванием правил, теорем, стихотворений. Родители жалуются на то, что их ребенок по несколько часов сидит за выполнением заданий по одному предмету, переутомляется, устает, но в результате не успевает выполнить все, что задали, поэтому получает в школе плохие оценки. К старшим классам эти проблемы усугубляются из – за увеличения общего количества учебных предметов, а соответственно и объема домашнего задания. Каковы же причины возникшей проблемы?

1. Невдумчивое, неосмысленное, механическое чтение текста изучаемого материала, неумение выделять главное и второстепенное, отсутствие самоконтроля (или неумение его делать) за усвоением полученных знаний;

2. неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, контроля за этим режимом (особенно в среднем звене и младших классах) со стороны родителей;

3.выполнение письменных заданий осуществляется зачастую без предварительного усвоения, повторения теоретического материала, в связи с этим учащиеся не только допускают ошибки при выполнении заданий, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Помочь ученику, да и, наверное, его родителям могли бы специально разработанные памятки. Вот, например, одна из них для школьников младших классов и среднего звена:

Памятка

Как выполнять устные задания

1.Вспомни тот материал, который изучался на уроке.

2.Читай текст параграфа внимательно, в случае необходимости пользуйся словарями, картами, схемами, дополнительными учебными пособиями.

3.Читай внимательно, стараясь запомнить главное.

4.Для лучшего запоминания записывай в тетрадь даты, названия, имена.

5.Закрой книгу и мысленно представь себе часть прочитанного, перескажи материал.

6.Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.

7.Воспроизведи прочитанное про себя;

8.Если учебный материал плохо запоминается, запиши кратко его план и пересказывай по нему.

9. Спустя некоторое время повтори то, что вызывало затруднение.

Примеры и образцы таких памяток можно составлять самим, а можно воспользоваться уже созданными, готовыми. И этот материал, на мой взгляд, очень заинтересовал бы родителей.

Подводя итоги, можно сказать, что такая многосторонняя, целенаправленная работа не только с учениками, но и с их родителями позволит добиваться решения поставленных задач, в целом повысить качество обучения учащихся. Не устарели слова известного педагога Ю.К. Бабанского, который утверждал, что учебно – воспитательный процесс в школе можно сравнить с сердцем школьной жизни. Как ритм биения сердца и наполненность пульса говорят о здоровье человека, так и качество педагогического процесса определяет в конечном счете все успехи школы (конец цитаты).

Работа педагога всегда была трудна. Как сохранить в себе силы, как не растерять, а преумножить творческий потенциал? Где черпать энергию? Конечно, в любви к детям. Настоящий учитель всегда был источником любви, излучал свет и душевное тепло. Вера учителя в силы своих учеников помогает им расправлять крылья и творить, каждому брать свою высоту, стремиться к самосовершенствованию. В этом, наверное, и заключается смысл нелегкого учительского труда: быть нужным детям, жить их жизнью, их интересами. Это, в конечном счете, и помогает нам преодолевать все возникающие проблемы и трудности, с оптимизмом смотреть вперед, в будущее.

Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практике надо иметь в виду разнообразие целей, выделяемых по различным основаниям.

Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Они должны быть достаточно напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать высокую активность.

2. Одновременно цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно завышенные цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач.

3. Цели обучения должны осознаваться учащимися; иначе они не становятся руководством к действию.

4. Цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного детского коллектива в зоне его ближайшего развития.

5. Цели должны быть пластичными, меняющимися с изменениями условий, возможностей для их достижения.

Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.

Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность учащихся за успехи в учении.

Интерес к учению значительно возрастает, если учитель обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности.

Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.

Мощное средство стимулирования познавательного интереса - учебно-познавательные игры.

Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.

Определенные изменения необходимо внести в содержание образования.

В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук, чтобы сделать более продуктивным.

В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденция подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале ученики усвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.

Длительные исследования показали, что обзорное изучение предметов в течении короткого времени - сообщение темы, погружение в нее, а затем двух- трехкратное изучение материала с постоянной ее конкретизацией дает ученикам общее представление о разделе, о связях между отдельными вопросами и позволяет затем более осознанно усваивать конкретный материал, видеть его место в целом предмете. Но эти же эксперименты показали, что такое структурирование учебного материала рационально преимущественно по предметам естественно-математического цикла, причем не по всем темам и только в старших классах.

Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний.

Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Учителю надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Наиболее важно реализовать решительное улучшение психолога, педагогического изучения школьников, выявление причин отставания в учебе. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценную информацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практику лучших школ «педагогические консилиумы», проводимые классным руководителем с участием всех учителей класса, школьного врача, актива родителей.

В современной школе применяются разнообразные формы обучения - уроки, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние задания.

Характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных учителей складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.

1

Сегодня производство в нашей стране испытывает серьезные кадровые проблемы. На рынке труда переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием. Предприятия остро нуждаются в людях, имеющих специальности среднего профессионального уровня. Доминирующий в обществе миф о престижности высшего образования привел к тому, что не только большинство выпускников школ, но и их родители и педагоги не ставят своей целью поступление в средние профессиональные учреждения. Безусловно, все это не могло не сказаться на кадровом вопросе производства. Переизбыток специалистов с высшим образованием в стране, потребности производства в специалистах со средним профессиональным образованием определяют необходимость изменить обучение в самой системе среднего профессионального образования таким образом, чтобы сделать его привлекательным для большого количества выпускников общеобразовательных учреждений. Как показывают многочисленные исследования, большинство выпускников школы хотели бы как можно раньше начать зарабатывать себе на жизнь, быть материально более самостоятельными. Средние профессиональные учреждения могли бы предоставить молодым людям именно то, в чем они нуждаются и решить насущные вопросы производства. Интенсификация учебного процесса дает возможность получить глубокие и серьезные знания за более короткий период, чем было раньше.

Однако, существующая в системе среднего профессионального образования нормативно-методическая база явно не соответствует современным требованиям к переходу на интенсификацию учебного процесса. Существующие сроки обучения, лекционно-экзаменационные сессии, недостаточное учебно-методическое обеспечение, традиционные средства и методы обучения не готовы к этому переходу.

На современном этапе наблюдается процесс усложнения педагогической деятельности, который неизбежно влечет за собой усложнения как содержания, так и технологии подготовки высококвалифицированных специалистов управленческой структуры. Существующие временные рамки уже не удовлетворяют качественной подготовке специалистов. Характер развития научно-технического прогресса таков, что эта тенденция будет усиливаться. Отсюда неизбежно возникает противоречие между существующими сроками подготовки кадров и предъявлением повышенных требований и существенными содержательно-структурными изменениями подготовки, продиктованными ускоренными темпами социально-экономического развития общества в целом.

Кроме того, возникла еще одна проблема, связанная с подготовкой специалистов среднего профессионального уровня. Традиционная подготовка специалистов в системе среднего профессиональной школы, как правило, была направлена на получение образования, стандартизированного на "среднего" специалиста, функционально расчлененное на усвоение знания отдельных учебных предметов.

Практика и опыт профессиональной школы показывают, что система образования все активнее переходит на личностно-ориентированную парадигму образования. Построение учебного процесса связано, в данном случае, с учетом способностей и потребностей личности в учебном процессе, ее развития с максимальной опорой на базовый природный потенциал, творческую самореализацию, создание возможности для творчества и нравственного выбора личности в общественной жизни.

Технологизация производства, появление компьютерной техники, автоматизация интеллектуальных процедур, возникновени новых средств связи и обработки информации привели к новым сложным кадровым проблемам: перестройка управленческой деятельности, в процессе которой используется машинная информация, анализ закономерностей порождения и обращения всей информации (устной, книжной, машинной), учет в автоматизированных системах и ЭВМ различных контекстов деятельности и мышления и др. В этой связи, в области профессиональной педагогики важнейшей новой задачей является обучение новым формам мышления и деятельности специалиста.

Основная задача средней профессиональной школы состояла в том, чтобы сообщить будущим специалистам определенную сумму знаний, подкрепленную практической подготовкой, которые впоследствии обеспечили бы деятельность специалиста, трансформируясь в систему профессиональных знаний, умений и навыков. В наши дни положение дел существенно меняется. Время разработки и внедрения новых технологий уже становится соизмеримым с периодом подготовки специалиста. По некоторым данным уже сегодня темп перемен в жизни в 6 раз выше тех, которые наблюдались в конце XIX века. В области техники и технологий этот показатель еще более высок.

Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, объективная потребность общества в дальнейшем развитии системы профессионального непрерывного образования, а с другой стороны, неразработанность ряда проблем, имеющих принципиальное теоретическое значение и большую практическую значимость в сфере среднего профессионального образования.

Решение данной проблемы продиктовано не только необходимостью поиска путей для снятия противоречий между интенсивным решением производственных задач и дефицитом квалифицированных специалистов; между увеличивающимся объемом знаний и неизменными сроками подготовки, но и реализацией одного из главных требований к обучению специалистов в системе непрерывного профессионального образования, производительных сил по отношению к их технологическому элементу, что является непременным условием прогресса промышленности и экономики.

Это не только оправдывает материальные затраты, гарантируя увеличение экономической отдачи, но и создает необходимые предпосылки активного, творческого участия специалистов в интенсификации общественного производства.

В последние десятилетия система образования характеризуется наличием весьма разнообразных и противоречивых тенденций. Традиционно существующий учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы характеризуется:

Линейным направлением в сообщении знаний, когда преподаватель в соответствии с программой ГОСа излагает для всех студентов один вариант содержания учебного материала, что не соответствует индивидуальным потребностям расширения эрудиции и развития способностей студентов;

Слабым использованием инновационных технологий управления;

Преобладанием фактора сообщения. Это приводит к формальному усвоению материала. Большие временные разрывы между актами сообщения и проверкой усвоения приводят к угасанию приобретенных знаний и "штурмовому" их восстановлению в период экзаменов, дублирующему повторению излагаемого материала;

Несогласованностью учебного процесса техникума с моделью будущего профессионала: слабой профессиональной направленностью обучающей деятельности;

Недостаточным вниманием к организации самостоятельной работы, профессиональному самообразованию студента;

Отсутствием целенаправленной профессиональной работы в преподавании содержания и методике любого из изучаемых студентом предметов;

Отсутствием систематической деятельности, нацеленной на развитие профессиональных качеств студента, неполным использованием внутренних личностных возможностей студента в становлении профессионала и т.д.

Выход из создавшегося положения не может быть быстрым и простым: нужно последовательное, эволюционная модернизация системы образования с учетом того, что формирование в стране нового социального, экономического укладов и государственно-политических реалий требует проведения достаточно радикальных преобразований в структуре, содержании, технологии управления.

К настоящему времени имеются концепции интенсификации подготовки в средней профессиональной школе.

Для того, чтобы правильно осуществлять интенсификацию учебного процесса, необходимо знать его психологические, педагогические и физиологические предпосылки. Поэтому проблему интенсификации учебного процесса необходимо рассматривать с точки зрения системного, личностно-деятельностного подходов, то есть с психолого-физиологических, педагогических и кибернетических позиций.

Педагогический подход к интенсификации технологии профессиональной подготовки специалиста рассматривает данную проблему с позиций: а) управленческих, дидактических, воспитательных принципов; б) основных этапов технологии; в) построения содержания, форм и методов обучения. Аспекты технологии включают: моделирование, диагностирование, проектирование, организацию, мотивацию, стимуляцию, контроль, анализ и оценки и т.д.

Психофизиологический подход к интенсификацию учебного процесса позволяет определить потенциальные возможности студентов для усвоения учебно-воспитательной информации, границы управления состоянием студентов в процессе их профессиональной подготовки, а также раскрывает возможности использования потенциальной психической активности. На основе этого подхода возник новый способ организации учебного процесса - суггестопедия.

С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия определяется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информации, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учебном процессе. Акмеология, как наука о возможностях человека, позволяет всесторонне оценить особенности предъявления полимодальной информации в условиях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.

Кибернетический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет обобщить опыт автоматизации отдельных элементов учебного процесса с использованием таких мощных средств как моделирование, обратная связь, формализация и фиксация на физическом носителе сигналов учебной информации и управления психофизиологическим состоянием. Можно выделить три основных класса технических средств обучения (Джугели Э.Б., Вейхвадзе Л.Л.): пассивные (линейные аудиовизуальные обучающие программы и технические средства их предъявления), активные (аудиовизуальные программы и программы ЭВМ разветвленного типа и технические средства их предъявления, включающие обратную связь с обучаемым), интерактивные (автоматизированные системы обучения с гибкой обучающей программой, формируемой адаптивно в процессе обучения). Наиболее совершенные средства обучения - автоматизированные системы на базе современных компьютеров в совокупности с современными средствами и аудиовизуальными обучающими программами.

Основными направлениями совершенствования структуры содержания обучения в условиях интенсификации управления учебного процесса в техникуме (колледже) могут быть: а) усиление направленности обучения на осуществление трех его основных функций - информационной, ориентационно-воспитательной, развивающей; б) повышение информационной емкости содержания при сохранении его доступности; в) подача материала укрупненными блоками, усиление роли обобщения в процессе изучения материала; в) расширение значимости теории в содержании образования; д) расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным; е) усиление межпредметных связей; ж) улучшение отбора педагогических ситуаций, задач и упражнений с тем, чтобы сформировать большой круг профессиональных умений; з) применение технологических указаний в процессе обучения; и) использование замкнутой телевизионной системы, аудиовизуальной техники, ТСО, компьютерных устройств; к) формирование общеучебных умений и навыков: конкретизации внимания на профессионально значимых блоках понятий, формирование умений и навыков, выделяемых в содержании обновленных учебных программ; л) приобщение технологии самостоятельного добывания знаний.

Таким образом, переход на интенсификацию учебного процесса в средней профессиональной школе означает необходимость поиска, создания и применения такой профессиограммы, квалификационных характеристик, содержания, форм, методов, приемов, средств, которые позволят ускорить и интенцифицировать учебный процесс за счет повышения производительности труда преподавателей и студентов.

Библиографическая ссылка

Безбородова С.В., Котляр Л.М. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12-2. – С. 352-354;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4243 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;

2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;

3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;

4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;

5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

1) повышение целенаправленности обучения;

2) усиление мотивации учения;

3) повышение информативной емкости содержания образования;

4) применение активных методов и форм обучения;

5) ускорение темпа учебных действий;

6) развитие навыков учебного труда;

7) использование компьютерных и других технических средств.

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

1) принцип мотивации;

2) принцип осознанности;

3) принцип программирования деятельности;

4) принцип оценки усвоения деятельности;

4) принцип самостоятельности в познании;

5) принцип активности.

X. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

4. Принципы конструирования процесса обучения

Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоение знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции. Для примера: на одном отрезке учебного процесса главная задача заключается в объяснении учителем, восприятии и понимании учащимися нового материала, на другом – анализ усвоения и оценка знаний учащихся. При правильной постановке проверки и оценки знаний все без исключения ученики, каждый из них мысленно воспроизводит необходимые знания, с допустимой критикой выслушивает ответ вызванного к доске, внимательно следит за выполнением опыта, сам в любой момент готов продолжить этот опыт. Из вышесказанного следует, что в каждом звене своеобразно сочетаются общие и специфические функции обучения.

Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:

1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков; применение знаний, умений и навыков;

4) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.

Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.