История персонажа. Краткая характеристика аси в повести "ася" Ася описание аси

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

"Ася" Герои
Русские юноша и девушка встречаются за границей, в маленьком немецком городке. Южная Германия, берега Рейна славились красотою ландшафта, интересными туристическими маршрутами, заботливым обслуживанием модных отелей.

Господин Н.

Главный герой произведения, именно он рассказывает нам историю своего знакомство со странной девушкой Асей.
Герою 25 лет, он путешествует по Европе, наслаждаясь свободой, богатством и молодостью. Почти в каждом городке у него есть дама сердца
Перед встречей с Асей он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его
В одном германском городишке герой знакомится с Асей и Гагиным. Между ними завязываются добрые отношения, Н. становится желанным гостем в доме Аси и Гагина. Между Асей и Н. постепенно возникает сильное чувство. Героиня готова ради любви на все, но Н. испугался ответственности.
Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке. Достаточно хорошо узнав Н, Гагин и его сестра решили уехать, не дождавшись ответа. Они понимали, что господин Н еще не созрел для такого важного решения, и по проишествии времени он будет жалеть о нем.
В порыве чувства герой бросился догонять Асю, но судьба распорядилась так, чтобы он их не застал.
Он утешался мыслию, что он, вероятно, не был бы счастлив с такой женой". Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе.
Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в его душе.

Молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным.
окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...".
ради любви готова на все.
Она испытывает глубокое сильное чувство к господину Н.. А. признается ему в любви и говорит, что готова пойти за ним на край света.

Гагин
старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе.
Он мягок, добродушен и мил.
Это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»

Отец Аси и Гагина
был человек «весьма добрый, умный, образованный – и несчастливый». Рано потеряв жену, он всю любовь перенес на сына. Гагин-старший «сам занимался воспитанием и никогда бы не расстался» с единственным ребенком. Но столичные родственники убедили отца дать «приличное сыну» дворянское воспитание.

Главная героиня повести, младшая сестра Гагина, возлюбленная господина Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин.

Один из основных персонажей повести, старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н., которому было на тот момент 25 лет.

Главный герой произведения, повествователь, друг Гагиных. Этот герой Тургенева относится к «новому» поколению людей, пришедших на смену «лишних». Именно он повествует историю знакомства, произошедшую много лет тому назад в городке на берегу Рейна. Ему тогда было всего двадцать пять лет, и он хотел повидать мир.

Отец Гагиных

Был хороший человек, но в жизни ему не везло. Первая жена умерла рано, Гагину было всего 6 месяцев. Он уехал в деревню, где прожил двенадцать лет, никуда не выезжая. Через несколько лет после смерти жены сошёлся со служанкой Татьяной, от которой у него родилась Ася. Когда Асе было 9 лет, Татьяна умерла. Сам отец умер от тяжёлой болезни, когда Асе было 13 лет.

Татьяна

Мать Аси, гордая и строгая служанка матери Гагина. Сошлась с отцом Гагина и родила ему девочку Асю. Отец звал её замуж, но она отказалась. Жила отдельно от него вместе с дочкой. Умерла, когда Асе было 9 лет.

Дядя Гагина

Родной брат отца Гагина, который забрал его из деревни. Дядя увёз его в Петербург, где жил сам и был там довольно значительным.

Яков

Камердинер отца Гагина. Именно ему было поручено рассказать всю историю Аси Гагину.

Фрау Луизе

Старушка-немка, с которой подружилась Ася и она её также любила. Вдова бывшего местного бургомистра. Именно у неё назначила свидание Ася Н.Н., чтобы проститься. И именно она отдала прощальную записку Аси господину Н.

Хозяйка Гагиных

Эпизодический персонаж, хозяйка дома, где жили Гагины.

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

И снятого по мотивам этой книги фильма. Молодая девушка с неопределенным социальным положением. Дочь горничной, рожденная от барина. Воспитывается братом. Возлюбленная главного героя повести.

История создания

Иван Тургенев начал работать над повестью «Ася» летом 1857 года, а закончил текст в ноябре. Первая публикация состоялась в 1858 году, когда вышел первый номер литературного журнала «Современник». Ожидалось, что Тургенев намного раньше пришлет повесть в редакцию, однако работа шла медленно из-за болезни и общего утомленного состояния автора.

Идея повести родилась у писателя в Германии. В одном маленьком городе Тургенев стал случайным свидетелем сценки, которая подтолкнула его воображение. Молодая девушка смотрела из окна в верхних этажах дома, и в то же самое время из окна первого этажа выглядывала пожилая женщина. Иван Тургенев заинтересовался жизнью этих двух особ и попытался вообразить, что между ними происходит. Замысел повести «Ася» родился из этих размышлений.

В повести много автобиографических моментов. У самого Тургенева была незаконнорожденная дочь Полина, которая стала прототипом Аси. Как и героиня повести, Полина находилась, с точки зрения общества того времени, в странном положении. Мать девушки была крестьянкой, а отец, Иван Тургенев, – барином. Полина попала в общество дворян из крестьянского мира и чувствовала себя в новом окружении не в своей тарелке. У Тургенева была еще незаконнорожденная сестра Варвара, которая тоже могла стать прототипом Аси.


Иллюстрации к повести в разное время создавали художники Давид Боровский, Ксения Клементьева и Владимир Зельдес.

Сюжет

Место действия - некий маленький город на берегах Рейна. Главный герой попадает на шумный студенческий праздник с музыкой и там знакомится с двумя соотечественниками - девушкой Асей и ее братом, неким Гагиным, который собирается стать художником.

Асе 17 лет. Полное имя героини - Анна Николаевна Гагина. Это невысокая тонкая девушка с «мальчишеской» стрижкой до плеч, брюнетка с кудрявыми волосами, черными глазами и длинными ресницами. Носит широкополую соломенную шляпку, которая закрывает часть лица, кисейные шарфы и длинные шали.


У Аси часто случаются перепады настроения, девушка то грустит, то начинает шумно веселиться, эксцентрична и совершает неожиданные поступки. Может, к примеру, вскарабкаться на развалины старого замка, решив вдруг полить там цветы. Потихоньку до главного героя начинает доходить, что Ася, по всей вероятности, не сестра Гагину на самом деле.

Через несколько дней терпение главного героя лопается, и тот вызывает Гагина на откровенный разговор. Оказывается, Ася и впрямь не приходится Гагину родной сестрой. Сам Гагин в двенадцать лет уехал из дому в Петербург, в пансион. Отец героя жил в деревне и к моменту отъезда Гагина стал вдовцом.

Только после того как умер отец, Гагин выяснил, что у родителя был еще один побочный ребенок - девочка. Этим ребенком и была Ася, которую родила от барина горничная Татьяна, работавшая в доме Гагиных. До девяти лет девочка жила с матерью в избе и росла в простой деревенской среде, поэтому манерами мало походила на «барыню».


На девятом году Асиной жизни мать умерла, и девочка попала в дом отца-помещика. Там девочку стали перевоспитывать, пытаясь сделать из нее девицу благородного происхождения. На момент смерти отца Асе было уже тринадцать лет. Из родичей у девочки остался только сводный брат, на чьем попечении Ася и оказалась. Двадцатилетний Гагин в одиночку занимался воспитанием девочки.

Четыре года Ася провела в петербургском пансионе, куда героиню сдал брат. Там ей приходилось трудно. В пансионе девушку старались перевоспитать, однако «диковатый» характер Аси мало изменился. Героине попытались привить хорошие манеры и обучить французскому и немецкому языкам, а также научили танцевать вальс.

Потом Ася вместе с Гагиным уезжает за границу, где и происходит знакомство молодых людей с главным героем. Ася вызывает у героя глубокую жалость. Тот думает, что нервное состояние девушки вызвано шаткостью ее социального положения.


У Аси действительно много комплексов на почве собственного «непристойного» происхождения. Героиня стыдится собственной матери и хочет быть не хуже «благородных» девиц. Из-за этих комплексов поведение Аси часто выглядит неестественно - девушка выглядит напряженной, странно смеется, любит порисоваться и в обществе держит себя не слишком умело.

Ася привыкла озвучивать вслух все, что приходит в голову, не умеет врать, а природную робость маскирует развязным поведением. С героиней трудно поладить, несмотря на то, что сердце у Аси доброе. При этом девушка умна, энергична и подвижна, смешлива и не любит сидеть на месте.

Брат считает Асю капризной и избалованной девочкой. Героиня и впрямь склонна к шалостям и дерзкому поведению, любит свести знакомство с людьми более низкого круга. При этом Ася горда и никогда не жалуется, героине свойственно обостренное самолюбие и честолюбие.


Иллюстрация к повести Тургенева "Ася"

Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, и однажды Ася пишет герою письмо, где просит о свидании. У героя происходит серьезный разговор с братом Аси. Тот видит, какие чувства девушка испытывает к герою, и интересуется, собирается ли тот жениться на Асе. Главный герой колеблется и не испытывает уверенности в том, что в самом деле хочет жениться на этой женщине. В итоге договариваются до того, что при следующей встрече герой отвергнет чувства Аси, чтобы зря не обнадеживать девушку.

В следующий раз Ася встречает героя в доме, принадлежащем вдове бургомистра. Ася признается герою в собственных чувствах и бросается в его объятия, однако герой внезапно начинает выдвигать девушке претензии. Герою, оказывается, не понравилось то, что Ася доверилась брату и рассказала тому о собственных чувствах к герою. По мнению героя, это помешает им теперь быть вместе.


Наслушавшись всего этого и поняв, что ее любовь безответна, Ася убегает, и герою вместе с Гагиным приходится искать девушку. До главного героя наконец доходит, что у него все-таки есть желание жениться на Асе и некие чувства к девушке. Однако уже поздно. Герой собирается поговорить с Гагиным на следующий день, чтобы просить у того Асиной руки, но выясняется, что Ася вместе с братом уехали из города. Герою удается выяснить, что те отправились в Лондон, но там след Аси окончательно теряется. Дальнейшая биография героини остается неизвестной.

Ключевая тема произведения - проблема любви, которая не находит отклика. А также тема лишнего человека, героя с нерешительным складом характера, который не находит места в жизни и упускает счастливую возможность в любви.

Экранизации


В 1977 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-мелодрама «Ася» по мотивам повести Ивана Тургенева. Режиссером фильма и автором сценария стал Иосиф Хейфиц, в роли Аси снялась актриса . Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В роли Гагина выступил актер , а главного героя сыграл Вячеслав Езепов. В ролях персонажей второго плана снимались немецкие актеры.

Цитаты

«Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею - и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девический строгий облик».
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье».
«Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но с странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».