Миф о "конституции пилипа орлика". Миф о "конституции орлика" Миф о "Конституции Пилипа Орлика"

1.

Одним из мифов, созданных украинскими националистами, является миф о так называемой «Конституции Пилипа Орлика».

Вкратце напомним предысторию. Пилип, а если по-русски - Филипп Орлик (1672-1742), после того как гетман Мазепа уничтожил Василия Кочубея, стал одним из самых влиятельных людей в Украине. Он занимал пост генерального писаря. Это сейчас, во времена всеобщей грамотности, работа писаря не кажется престижной. А в те годы писарь и особенно генеральный был очень важным человеком.

Орлик был в курсе всех дел Ивана Мазепы. Знал он среди прочего и о том, что гетман задумал предать царя Петра и перейти на сторону шведских захватчиков. Когда из этого ничего хорошего не вышло, Пилип вместе с Мазепой и небольшой группой верных им казаков бежали в земли, принадлежавшие Османской империи. Они обосновались возле города Бендеры, где Мазепа и умер 22 сентября 1709 года. То есть менее чем через три месяца после разгрома под Полтавой. А уже 5 апреля 1710 года, состоялось комическое действо, когда кучка беглецов избирала преемника Мазепы, гетмана Украины (Войска Запорожского), которая им никак не принадлежала. Гетманом был избран Пилип Орлик.

Нелегитимность этого избрания вытекает хотя бы из того, что на полтора года раньше гетманом стал Иван Скоропадский, который в отличие от Орлика был избран старшиной, представлявшим большую часть Украины, и был реальным правителем. Во время избрания Пилипа Орлика гетманом им был подписан так называемый «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» договор о взаимоотношениях гетмана с казачьей старшиной, который в современной Украине называют не иначе как «первой в истории человечества конституцией». Этот документ и будет объектом исторического расследования, изложенного в нашей статье.

Причём, обратите внимание, документ был составлен на двух языках. На староукраинском и латинском, который в то время был в Западной Европе языком науки. Что касается Орлика, то он окончил свои дни в эмиграции, до конца жизни надеясь получить власть в Украине и подбивая иностранные государства к вмешательству в её внутренние дела.

2.

Так бы и был забыт незадачливый самозваный гетман, если бы через много лет после его смерти украинские националисты не извлекли из архивов «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» и не объявили этот документ первой конституцией мира, дав ему задним числом пышное название - «Конституция Пилипа Орлика».

Вот что говорил об этом Виктор Ющенко, бывший в 2005-2010 годах президентом Украины: "Когда речь идет об украинской Конституции, я вспоминаю Пилипа Орлика, знаменитого гетмана, который первым в истории человечества в 1710 году выписал первую конституцию. Она на девяносто лет старше Конституции Польши и на семьдесят лет Конституции Америки. Это была первая украинская Конституция, поэтому мы - европейцы, мы в центре Европы, мы - сердце Европы, мы диктовали демократию Европе ". Из приведённого ниже текста следует, что Ющенко даже не знает времени появления конституций, о которых говорит: США (17 сентября 1787 года) и Польши (3 мая 1791 года), принятых с интервалом в 4 года.

В высказываниях и статьях многих националистов можно найти подобные заявления о том, что именно соратники Мазепы, изгнанные с Украины после того как они переметнулись на сторону шведов, создали первую в мире (!) конституцию. Такие бредовые утверждения в другое время вызвали бы просто смех, но их на полном серьёзе навязывают жителям целой страны, их изучают в школах и вузах. Более того, именно Пилипа Орлика украинские националисты объявили создателем теории разделения властей, столь популярной на Западе.

Судья Конституционного Суда Украины Виктор Шишкин заявил, что даже идею разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную француз Монтескье мог заимствовать у Орлика!

В этом ключе вспоминаются писания некоторых совсем уж «продвинутых» националистов, которые утверждают, что предки украинцев, древние укры, самые первые люди на Земле, появились миллионы лет назад, изобрели колесо и телегу, а Христос был гуцулом. Конечно, никто в мире не обращает внимания на этот бред, вызванный исключительно комплексом неполноценности украинских националистов. Так 3 мая 2011 года поляки отметили 120-летие своей конституции 1791 года, заявляя, что она первая в Европе. Да и американцы не отказываются от утверждения, что именно их Конституция первая в мире, так как она принята в 1787 году. Но почему же украинским детям должны прививаться безумные идеи националистов!?

Уж не потому ли, что и при новой, далеко не «оранжевой», власти продуцируется все тот же миф украинских националистов о легендарной конституции Орлика. В 2010 году вновь избранный президент Украины Виктор Янукович в своем обращении к украинскому народу по случаю Дня Конституции заявил, что современная Конституция Украины опирается в т.ч. на Конституцию Пилипа Орлика, «которая, по мнению историков, является первым европейским конституционным актом в современном понимании и которой исполнилось 300 лет».

Так, может быть, и на самом деле «непросвещенная» Европа училась у Пилипа Орлика азам демократии?

3.

Давайте рассмотрим акт Орлика детальнее . Вначале проанализируем внешний аспект, не касаясь сути документа. Жила ли Украина по нормам «Конституции Пилипа Орлика»? Нет, не жила. Когда был провозглашен текст этой «конституции», в Украине были совсем другие власти, а приняли её несколько сотен изгнанников. Правда, под прикрытием турок и шведов шайки недобитых мазепинцев ненадолго вторгались на территорию Украины. В связи с чем некоторые националисты заявили, что «Конституция Орлика» действовала вплоть до 1714 года.

Но эти утверждения были настолько смешными, что даже национально ориентированные учёные не поддержали сей посыл. Более того, кумир украинских националистов историк М.С.Грушевский сожалел, что постановления, принятые под Бендерами, не были осуществлены, так как Орлику и его соратникам не удалось возглавить Украину. Любому здравомыслящему человеку ясно, что шайки мародёров, разоряющие хутора и сёла, мало похожи на конституционалистов, озабоченных соблюдением прав человека. Таким образом, акт Орлика нельзя рассматривать как действующий нормативный документ и тем более называть его первой в мире конституцией.

4.

Теперь перейдём к названию. Когда я набрал в поисковике Интернета латинское название «Конституции Пилипа Орлика» - «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis», то оказалось, что переводят эти слова очень странно. Практически на 99 процентов сайтов, включая «Википедию», приведён следующий перевод - «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского».

Перевод явно невнятен. Давайте сами проделаем работу переводчика, заглянув в соответствующий словарь. Итак, если переводить буквально, то первое слово обозначает «договор», слово «еt» переводится как «и», слово «cоnstitutiones» от латинского «cоnstitutio» - «установление, учреждение, организация, постановление». Причём первое и третье слово во множественном числе. «Legum» можно перевести как «закон, норма, правило, право». «Libertatumge» от «liberto» - «освобождать», переводится как «свобода» или «вольность». «Ехercitus», это «обученное войско, армия». Слова «Zaporoviensis» в справочнике не оказалось, но и так ясно, что здесь речь идёт о «запорожцах», то есть о запорожских казаках. Значит, грамотный перевод словосочетания «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis» будет выглядеть так - «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского». Точнее «Договоры и постановления, обеспечивающие права и свободы Войска Запорожского».

В документе 16 пунктов, не считая преамбулы и присяги гетмана. Пункты - это и есть «договоры и постановления». А раз их 16, а не один, то используется множественное число.

В те времена слова понимали буквальнее, чем теперь. То есть старшины ДОГОВОРИЛИСЬ с новоизбранным гетманом - заключили с ним пакт. И ПОСТАНОВИЛИ, как он будет обеспечивать их права и вольности. А гетман принёс присягу в том, что он будет это выполнять. К тому же в гаранты взяли того, кто в данный момент был повелителем казаков-изменников - шведского короля Карла ХІІ.

Тем, кто пишет о «Конституции Пилипа Орлика», особенно в научных изданиях или на исторических интернет-сайтах, я бы рекомендовал использовать правильный перевод этого документа - «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского». Потому что в переводе, который с подачи украинских националистов заполонил Интернет, ощущается мелкое жульничество. Ведь переводили так только для того, чтобы в названии осталось слово «конституция». То есть подтасовывали перевод для того, чтобы потом доказывать, что изменники мазепинцы и есть авторы первой в мире конституции. Ведь фраза «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского» составлена из двух частей - первая часть оставлена практически без перевода, вторая переведена.

Раз не перевели слова «пакт» и «конституция», то почему же перевели остальные? Надо было и их оставить без перевода. Тогда название документа выглядело бы так - «Пакты и Конституции легумов и либертатум эксерцитума Запорожского». А на жульничество пошли потому, что слово «конституция» можно выудить лишь из латинской версии, оставив его без перевода, вернее переведя неправильно. Слова «конституция» нет в оригинале на староукраинском. О том, что махинация готовилось давно, свидетельствует украиноязычный текст «Конституции Пилипа Орлика», с которым я работал, готовя эту статью. Его выпустило издательство «ВЕСЕЛКА» ещё в 1994 году. Издание называется так - «Перша Конституція України гетьмана Пилипа Орлика. 1710 р.».

В выходных данных было сказано, что перевод выполнен Мирославом Трончуком. Выполнен с латыни, а не со староукраинского языка. Здесь название «Конституции Пилипа Орлика» переведено так: «Правовий уклад та конституції відносно прав і вольностей війська запорозького». То есть непереведённым осталось всего ОДНО слово. И это слово «соnstitutiones». А если точнее, то оно переведено неправильно, как и в вышеупомянутых переводах.

Вместо того, чтобы перевести его как «постанова», М.Трончук перевёл его как «конституция», которое у современного читателя вызывает ассоциацию с основным законом государства. Вот так, благодаря мошенничеству с переводом, и родилась легенда о «Конституции Пилипа Орлика», первой конституции в мире.

5.

То, что это так, подтверждает и староукраинский оригинал документа. До недавних пор он был известен лишь в копиях. Только в самом конце 2008 года документ был обнаружен в российских архивах, куда его передали в 1800 году. До того с ним ознакомилась императрица Екатерина ІІ, благодаря своему фавориту Платону Зубову, которому, в свою очередь, документ передали в 1792 году запорожские казаки. Дело в том, что многие из тех запорожцев, кто бежал в пределы Османской империи вместе с Мазепой, через 20 с лишним лет всё же вернулись на родину. По-видимому, они и привезли с собой оригинал «Конституции Пилипа Орлика». Кстати, снять копии с оригинала удалось из-за бюрократической волокиты только в конце 2009, и совсем недавно он появился в печати.

Вот как в оригинале выглядит заглавие «Конституции Пилипа Орлика». «Договоры и постановления правъ и волностей войсковыхъ межи ясневелможнымъ его милостю паномъ Филиппомъ Орликомъ новоизбраннымъ войска Запорожского гетманомъ, и межи енеральними особами, полковниками и тимъ же войском Запорожским ». Как видите, никаких «конституций» здесь нет и близко. Вообще сам документ читать поучительно. Оказывается, староукраинский язык, на котором он составлен, очень близок к русскому, вернее к тому языку, на котором говорили тогда в России. И Орлика, оказывается, тогдашние украинцы называли вовсе не Пилипом, а вполне по-русски - Филиппом. Это на заметку тем, кто доказывает, что между украинцами и русскими нет никакого родства.

6.

Вернёмся к латинской версии. Может быть, слова «cоnstitutio», «cоnstitutiones» не встречались в официальных документах до того, как Орлик подписал договор с казаками, и на этом основании украинские националисты назвали его первой конституцией мира? Да нет же! Встречались сплошь и рядом. Приведём хотя бы знаменитую «Каролину», уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи», которое было принято в 1532 году и получило своё название от имени императора Карла V. На латинском этот документ называется «Constitutio Criminalis Carolina». Причём в немецком переводе слово «cоnstitutio», как и следовало ожидать, отсутствует.

Титульная страница оригинальной версии конституции Филиппа Орлика, написанной на западнорусском языке в Бендерах в апреле 1710

Конституция Филиппа Орлика

Конституция Филиппа Орлика

Конституция Филиппа Орлика - договор гетмана Войска Запорожского Филиппа Орлика со старшиной и казачеством Войска (от всей старшины и казачества конституцию Орлика подписал кошевой атаман Кость Гордиенко), определявший права и обязанности всех членов Войска.

Был заключен в 1710 году. Утвержден шведским королем Карлом XII. Написан на латыни и староукраинском. Состоит из преамбулы и 16 статей. Памятник украинской политико-философской и правовой мысли. По оценке украинских историков является одной из первых европейских конституций нового времени. В силу не вступил, поскольку был написан в условиях изгнания.

Полное название документа - "Договор и Установление прав и вольностей Войска Запорожского и всего свободного народа Малороссийского между Ясновельможным гетманом Филиппом Орликом и между Генеральной старшиной, полковниками, а также названным Войском Запорожским, что по старинному обычаю и по военным правилам одобрены обеими сторонами свободным голосованием и скреплены ясным гетманом торжественной присягой". Современное распространенное название происходит от сокращенного латинского названия - Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis (Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского).

Очень драматична история написания этого документа. После поражения в битве под Полтавой гетман Иван Мазепа со своими ближайшими сторонниками из числа казацкой старшины вместе с остатками украинско-шведской армии оказались на территории Османской империи, спасаясь от русской армии. Здесь, не выдержав больших потрясений года, умер Иван Мазепа. Наиболее вероятным преемником был близкий к гетману генеральный писарь - Филипп Орлик. При его избрании на совете старшин был принят документ, определяющий права и обязанности гетмана. Таким образом, конституция была принята 5 (16) апреля 1710 года на собрании казачества у городка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название - Бендеры, ныне это территория Молдовы). Поэтому ее иногда называют еще Бендерской конституцией.

В тексте документа его авторы называют Украинское государство Украиной, Малой Русью, Войском Запорожским. Законодательная власть предоставляется Генеральному Совету, выполняющему роль парламента, в который входят генеральные старшины, гражданские полковники от городов, генеральные советники (делегаты от полков из людей рассудительных и заслуженных), полковые старшины, сотники и представители от Запорожской Сечи.

Генеральному Совету предстояло работать сессионно, трижды в год - в январе (на Рождество Христово), апреле (на Пасху) и октябре (на Покрову). На своем собрании Генеральная Рада рассматривает вопрос о безопасности государства, общем благе, других общественных делах, заслушивает отчеты гетмана, решает вопрос о недоверии ему, по представлению гетмана избирает генеральную старшину.

Высшую исполнительную власть имел гетман, власть которого была пожизненной. В период между сессионными собраниями Генерального Совета он выполнял ее полномочия. Возможности гетмана и его властные полномочия были значительно ограничены статьями 6, 7 и 8. Согласно этим положениям гетман не имел права распоряжаться государственным сокровищем и землями, проводить собственную кадровую политику, вести самостоятельную внешнюю политику. Ему также было запрещено создавать некую собственную администрацию, он не мог применять наказание к виновным. Для удовлетворения материальных потребностей гетману выделялись определенные ранговые имения с четко определенными доходами, однако только на время его пребывания в должности.

9 апреля 2010 в Бендерах был открыт памятник Конституции, установленный в честь ее 300-летия. Памятный знак сооружен в виде книги, на которой высечена информация об истории написания Конституции и ее полное название на украинском и латинском языках.

Что же такое «Pacta et Constitutiones legum libertatumqe Exercitus Zaporoviensis», в переводе с латыни «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», больше известные как «Конституция Пилипа Орлика»? Некий историко-юридический парадокс, сбор законов православного украинского общества, написанный на территории Османской империи и составленный чехо-литовцем, происходившим из католической семьи? Или же это действительно первая в мире конституция, реально вступившая в силу за восемь десятилетий до того, как подобные документы были приняты в США, Франции и Польше? И кто же является родоначальниками всемирного конституционализма - Франклин, Вашингтон, Джефферсон и Адамс, составители принятой в 1787 году американской «Великой хартии вольностей», или же гетман Войска Запорожского Пилип Орлик?

Мы не сможем дать однозначные ответы на поставленные выше вопросы. Слишком уж противоречивой является и сама Конституция, и личность ее составителя, и вся история Украины начала XVIII столетия. Но в любом случае «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского» - интереснейший исторический документ, и рассказ об истории его создания, безусловно, достоин появления на страницах этой книги.

Но прежде всего расскажем о том, кто же такой Пилип Орлик и почему именно он волею судьбы оказался автором украинской конституции. Пилип (Филипп) Орлик - одна из интереснейших фигур в украинской истории. Прежде всего потому, что в человеке, который искренне любил Украину и ее народ, всеми силами боролся за независимость Украины, от рождения было очень мало украинского. Родился он в 1672 году в селе Косути Ошмянского повета, что неподалеку от Вильно, современного Вильнюса. Отец его был наследником старинного рода чешских баронов Орликов, некогда владевших обширными территориями в Чехии и Моравии, а затем перебравшихся в Литву. Мать Пилипа происходила из родовитого белорусско-литовского шляхетского рода. Правда, некоторые источники указывают, что Ирина Орлик - по происхождению украинка из рода Малаховских и еще при рождении окрестила сына в православном обряде. Что, похоже, вряд ли соответствует действительности, поскольку достоверно известно, что Пилип учился в иезуитском коллегиуме в Вильно.

Пилипу не было еще и года, когда его отец погиб под Хотином в битве между польскими и турецкими войсками. Не легко пришлось Пилипу в детстве - хоть род его и был знатным, но без отцовской поддержки ему трудно было пробиться в люди. Возможно, именно поэтому он однажды решил искать счастья в Украине. После окончания иезуитской школы он поступил в Киево-Могилянский коллегиум, который вскоре получил статус академии. Как отмечали его биографы, «в академии Пилип Орлик особенно интересовался философско-богословскими проблемами и, как подавляющее большинство студентов, прекрасно владел латынью, а также пышным красноречием, присущим стилю барокко. Он научился в логичной и ясной форме писать письма, мемориалы, обращения, манифесты и прочие документы. Он, без сомнения, был одарен от Бога писательским талантом».

Способный и одновременно усердный студент (а такое сочетание было достаточно редким как в XVII, так и в XVІІI веке) обратил на себя внимание одного из самых известных преподавателей академии Стефана Яворского. По его протекции Орлик после окончания Киево-Могилянской академии получил должность кафедрального писаря Киевской митрополии, а затем стал писарем в Генеральной канцелярии Войска Запорожского. И вновь способности Пилипа Орлика обращают на себя внимание, на сей раз не кого-нибудь, а самого гетмана Ивана Мазепы. С тех пор карьера Орлика стремительно идет вверх. Он становится одним из ближайших помощников гетмана, занимает пост старшего канцеляриста, затем управляющего делами генеральной войсковой канцелярии и наконец в 1706 году становится генеральным писарем Войска Запорожского.

Между гетманом и генеральным писарем устанавливается полное доверие и взаимопонимание. Мазепа посвящает Орлика в свои самые сокровенные планы, а именно планы антироссийского восстания и перехода на сторону шведского короля Карла XII. Надо сказать, что в тот момент жизнь гетмана Мазепы была фактически в руках Орлика. Достаточно было генеральному писарю только шепнуть, только намекнуть, что готовят казаки, и тогда… Тогда многих ждала бы неминуемая и страшная смерть, а самого Орлика - расположение царя Петра, почести, имения и деньги. Но генеральный писарь не нарушил клятву, данную своему патрону. Перед тем как начать дело, Мазепа и Орлик поклялись друг другу: «Как я присягнул, так и ты присягни мне на этом животворящем кресте, что будешь верным мне до конца и не выдашь наших секретов». И оба шли до конца, положили на алтарь дела борьбы за независимость Украины все, что у них было, - счастье свое и своих семей.

Не оставил Орлик гетмана Мазепу и после поражения под Полтавой. Вместе с Иваном Мазепой в эмиграцию в Османскую империю ушли 50 казацких старшин и около 4500 казаков. Вместе с Мазепой и Орликом в Бендерах, где нашли приют казаки, поселился племянник гетмана Андрей Войнаровский, генеральные бунчужные Иван Максимович и Федор Мирович, кошевой атаман Кость Гордиенко, генеральный обозный Иван Ломиковский. Гетман Мазепа тяжело переживал полтавское поражение и вынужденную эмиграцию. К тому же часть казаков после тяжкого поражения не видела смысла в продолжении борьбы, потеряла веру в дело независимости Украины. Не все стойко переносили тяготы, лишения и преследования со стороны подручных царя Петра. В стане казаков, точнее среди казацкой старшины, назрел бунт. До открытого противостояния дело все-таки не дошло, но значительная часть казацкой старшины покинула Мазепу и перебралась в Яссы. И только смерть Ивана Мазепы, не выдержавшего свалившихся на него и на его родину невзгод, помогла хотя бы частично объединить казаков.

22 сентября 1709 года гетман Иван Мазепа скончался в Бендерах. Видимо, тогда-то большинство казаков поняли, что дальнейший разброд в их стане будет только на руку врагам Украины. Перед казацкой радой встали два вопроса: кто будет следующим гетманом и кто унаследует немалые богатства покойного. Поначалу казалось, что на эти два вопроса будет один ответ - Андрей Войнаровский, любимый племянник Мазепы, прошедший вместе с гетманом нелегкий путь от Полтавы до Бендер. Однако молодой человек, предпочитавший государственной работе светскую жизнь, предпочел лишь вступить в наследство, а от претензий на гетманство отказался. После чего остался только один человек, которому казаки могли доверить гетманскую булаву, - генеральный писарь Пилип Орлик.

Избрание Пилипа Орлика гетманом состоялось 5 апреля 1710 года. И в этот же день казацкой раде были представлены «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», договор между новоизбранным гетманом, казаками и всем украинским народом. Как вспоминал сам новоизбранный гетман, «Я один составил большую часть Договора [то есть Конституции. - Авт. ] и отредактировал весь Договор. Я составил его по первому плану… Среди особ, которые обдумывали положения этого документа, были Войнаровский, Гордиенко, Ломиковский, Максимович, Иваненко, Карпенко и еще некоторые, чьих имен я не припоминаю…»

Что же представляли собой «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского»? Документ состоял из преамбулы и 16 статей. Конечно, мы не будем приводить весь текст достаточно обширного документа, однако же на основных, самых значительных моментах Конституции, безусловно, остановимся.

В преамбуле гетман, скажем так, несколько иначе, чем это было принято, трактовал историю и путь становления Киевской Руси, а в дальнейшем Украины. А именно: «Удивления достойный и непостижимый Бог в своих приговорах, милосердный и беспредельно терпеливый, справедливый в наказаниях. Испокон века, еще от создания этого видимого мира, Он одним державам и народам воздает на праведных весах Своего промысла, а других покоряет за грехи и беззаконие, одних неволит - других освобождает, одних возвеличивает - других повергает. Так и воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и вечною славой. Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, аи самую Восточную империю [Византию. - Авт. ] потрясал таким страхом, что восточный император, стремя жить с ним в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой - нарек своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…» То есть, согласно «Пактам», казакам, а не Владимиру Великому принадлежит главенствующая роль в христианизации Киевской Руси.

Наверное, такая трактовка истории может показаться по меньшей мере странной. Возможно, и так, хотя история уже много раз опровергала самые, как казалось, непреложные истины. Да и не в тексте преамбулы заключается смысл Конституции, составленной Пилипом Орликом. Впервые в истории был заключен договор между властью и народом, а не между властью и другой властью. Важнейшими для понимания демократического духа «Пактов» являются шестой и седьмой параграфы, где заложены принципы раздела власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Прежде всего здесь признаются ошибки, совершенные не кем-нибудь, а самой гетманской властью: «Кое-кто из гетманов Войска Запорожского присваивали себе неограниченную власть, растоптавши при этом равенство и обычаи, и своевольно устанавливали тот самый закон: „Так хочу - так повелеваю“. Из-за этого не присущего гетманской власти самоуправства в Отчизне нашей и Войске Запорожском возникал разлад, несоблюдение прав и вольностей, ущемление посполитых и насильственный раздел войсковых должностей. Оттого росло неуважение к генеральной старшине полковников и всего нашего товарищества».

Далее предусматривались меры по предотвращению ошибок и самодержавности: «С генеральными старшинами, полковниками и генеральными советниками должен нынешний ясновельможный гетман, а также его преемники, советоваться и заботиться о безопасности Отчизны, об общем благе и всех делах общества, и не имеет права ничего решать, начинать и делать своею волей без их предварительного рассмотрения и одобрения». И наконец, самое главное - Конституцией предусматривалось участие в Раде не только властной верхушки казацкого государства, но и представителей народа. «На эти сессии должны прибыть не только полковники со своею старшиной и сотниками, не только генеральные советники со всех полков, но и также послы от Низового Войска Запорожского для участия и совета».

Немаловажным было и положение, по которому войсковая старшина могла, в случае необходимости, высказать свое неудовольствие действиями гетмана. «Если в действиях ясновельможного гетмана будет обнаружено нечто, идущее противу справедливости, нарушающее права и вольности или зловредного Отчизне нашей, то генеральные старшины, полковники и генеральные советники вольны использовать свободу голоса, чтобы лично - если того будут требовать неотложные обстоятельства - публично на совете высказать обвинение его ясновельможности и решительно предотвратить неуважение прав и вольностей».

Очень четко в Конституции проводилось разграничение между судебной властью и полномочиями гетмана: «Если провинился кто из генеральной старшины, полковников, генеральных советников, иных чиновников, а также из рядовых казаков… то ясновельможный гетман не может карать виновника любыми способами своей власти и единолично назначать ему наказание. Такое дело - криминальное или другое - должно быть передано на рассмотрение Генерального суда. И какое бы решение суд не принял, ему должен каждый правонарушитель покориться».

Что касается регулирования имущественных отношений между людьми, то некоторые пункты Конституции прямо-таки просятся в нашу сегодняшнюю жизнь. Когда Пилип Орлик еще занимал пост генерального писаря, то неоднократно получал жалобы простых украинцев на притеснения со стороны облеченных властью людей. И потому пытался предотвратить взяточничество и поборы: «Стократ убогие люди кричат и жалуются, как индуктари и их факторы, так и выездные ярмарочные совершают многочисленные свыше обычая и неисчислимые вымогательства, из-за которых вообще невозможно убогому человеку появиться на ярмарке и продать какую-нибудь вещь для покрытия убожества своего или на домовую потребность купить без ярмарочного платежа, а не дай Боже вину какую-нибудь, хоть самую малую, совершат, так будут ободраны с ног до головы. И потому пусть индуктари и их факторы отбирают в воинскую казну столько товаров, и такие эксакции, эвекты и индукты, сколько начислено будет в интерцигах, но ничего лишнего от купцов не требуя и людям верным убогим не совершая наименьшего вымогательства».

В самом конце документа приводилась клятва, которую должен был произнести гетман перед казаками в момент принятия гетманской булавы:

«Неизменно осуществлять во всех разделах, отрывках, понятиях и клаузулах представленные здесь уклад прав и конституции между мной и Войском Запорожским, единодушно одобренные, узаконенные и упроченные на нынешней раде;

До последнего быть преданным и верным нашей Отчизне и ревностно заботиться об общественном благе и соборности Матери нашей Малороссии;

Укреплять, сколько будет возможности, дарования, права и вольности Войска Запорожского;

Не входить ни в какие заговоры с чужими государствами и народами, а также в границах Отчизны, которые замышляли бы ей погибель или какое-то бедствие;

Разоблачать генеральной старшине, полковникам и всем, кто имеет на то полномочие, тайные иноземные подступы, недоброжелательные Отчизне, ее правам и вольностям;

Уважать достойных и в особенности заслуженных перед Отчизной и проявлять, как велит обычай, благосклонность всему - значительному и меньшему - обществу побратимов;

Осуществлять наказание причастных к преступлениям в соответствии с буквой закона и во всякое время соблюдать справедливость.

В этом мне, Господи, пусть помогут Святое Евангелие и невинные страдания Христовы».

Конечно, у Конституции Пилипа Орлика было множество недостатков. Не всем нравилось и нравится то, что «Пактами» признавался протекторат над Украиной «светлейшего короля шведского». Однако же в тех условиях, в которых оказалась Украина, иного выхода попросту не было, без поддержки извне дело борьбы за независимость было изначально обречено на провал. С точки зрения современной толерантности и веротерпимости, весьма неприглядно выглядел пункт, по которому предусматривалось «не давать дозволения на проживание в Украине последователям чужой веры, особенного лживого иудаизма». Но самое главное - Конституция оказалась, по сути дела, мертворожденной. Ведь как ни пытался гетман с помощью шведского короля и турецкого паши (помимо них, Орлик обращался за поддержкой к государям Англии, Австрии, Германии, Польши и даже к Папе Римскому) организовать поход против Москвы, Украина так и не получила свободу. Так что если кто-то и следовал законам первой Конституции Украины, то только лишь несколько тысяч украинцев, находившихся в вынужденной эмиграции на территории Османской империи.

И все же - «дорогу осилит идущий». Гетман Пилип Орлик положил начало конституционному процессу на Украине. Очень нелегкому, порою мучительному. После этого было еще несколько попыток принять Конституцию Украины, но все они оказывались неудачными. По одной причине - Украина оставалась несвободной. И все-таки наконец свершилось - Украина обрела независимость, а с ней и Конституцию.

После смерти Мазепы 16 апреля 1710 под Бендерами состоялась казацкая рада. На ней был избран новый гетмана - ближайшего сподвижника Ивана Мазепы, генерального писаря его правительства Пилипа Орлика (1672-1742). Он возглавил первую украинскую политическую эмиграцию в Западной Европе и правительство в изгнании (эмиграции).

Филипп Орлик происходил из древнего чешского рода. Его отец погиб в Хотинской войне. Учился сначала в иезуитской коллегии в Вильно, а затем в Киево Могилянской коллегии. Был образованным человеком, знал несколько европейских языков. Занимал должности в Генеральной военной канцелярии, впоследствии стал генеральным войсковым писарем и ближайшим советником гетмана Мазепы.

Во время казацкой Рады 16 апреля было принято написанное им документ "Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского" (позже этот документ получил название "Конституция Пилипа Орлика", или "Бендерская Конституция"), это было соглашение между старшиной и запорожскими казаками, с одной стороны, и гетманом с другой.

Именно это отличало принятый документ от традиционных гетманских статей, которые основывались на соглашениях между гетманом и монархом-протектором. Впервые новоизбранный гетман заключал со своими избирателями официальное соглашение, где четко указывались условия, при которых он получал власть.

Документ состоял из вступления и 16 статей. В нем провозглашалась независимость Украины от Московского государства и Речи Посполитой; обосновывалась протекция шведского короля и союз с Крымским ханством; территория Украины определялась Зборовский договору 1649 г.; казакам возвращались их традиционные территории в Поднипровии; при гетмане образовывалась Генеральный совет с законодательной властью, которая состояла из генеральной старшины, полковников, выборных депутатов от каждого полка и из делегатов от запорожцев; совет собирался три раза в год - на Рождество, Покров, Пасха; дела о несправедливости гетмана и вины старшины рассматривал Генеральный суд, в который гетман не имел права вмешиваться; государственная казна и имущество подчинялись генеральному казначея, на содержание гетмана назначались отдельные земли; устанавливалась выборность полковников, сотников с последующим их утверждением гетманом; специальная комиссия должна была осуществлять ревизию государственных земель, которыми пользовалась старшина, а также повинностей населения; гетман должен был защищать казачество и все население от чрезмерных налогов и повинностей, помогать казацким вдовам и сиротам.

Таким образом, провозгласив фактически республиканский политический строй Украинского государства, «Конституция Пилипа Орлика" стала высшей ступенью тогдашней политической мысли не только в Украине, но и вообще в Европе. Ни одна из стран в то время не имела подобных документов. Конституция ограничивала права гетмана, предусматривала создание представительного органа - Генерального совета. В ней были заложены основы принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, внедрялась выборность должностей.

Дальнейшие действия Филиппа Орлика были направлены на создание коалиции для освобождения Украины из-под российской власти. Он заключил соглашение с крымским ханом Девлет-Гиреем, шведским королем Карлом XII, сторонниками свергнутого польского короля Станислава Лещинского. Соглашения предусматривали совместное освобождения Гетманщины и Слобожанщины. К этой коалиции присоединилась Турция, которая 20 ноября 1710 объявила войну России. По общему плану союзников предполагалось осуществить военную экспедицию по освобождению Правобережной Украины.

Объединенные силы крымского хана, поляков и казаков во главе с Орликом имели заставить московские войска отойти с Правобережья. Завершить операцию имела турецкая армия.

В начале 1711 Орлик с 5 тыс. Запорожцев, 20-30-тысячной татарской ордой и отрядом поляков двинулся на Правобережье. Он получил Немиров, Брацлав, Винницу и взял в осаду Белую Церковь. К нему присоединилось около 11 тыс. Местных казаков. Однако, когда пришло известие о приближении русских войск, татары прекратили осаду и начали брать полон. Местные казаки оставили гетмана и бросились спасать своих близких. С Орликом мало кто остался, он был вынужден прекратить поход и с небольшим отрядом сторонников вернулся в Бендеры.

Летом 1711 Петр I начал военную кампанию против Османской империи. Российская армия отправилась на Молдавию, где ее обладатель поднял антитурецкое восстания.

8-9 июля 1711 состоялась решающая битва над Прутом. Армия Петра и была окружена турецким войском, и ей грозила капитуляция. Петр вырвался из окружения лишь благодаря подкупу и большим политическим уступкам.

По Прутским мирному договору 1711, российская сторона возвращала Турции Азов, уничтожала свои крепости, недавно построенные на Запорожье, и обязывалась не вмешиваться в проблемы Речи Посполитой.

Отдельный пункт касался украинских земель, от которых Россия должна была отказаться и вернуться под протекторат Крымского ханства и Турции. Однако его сформулировали очень нечетко, и было непонятно, речь идет о Запорожье, Правобережье или всю Гетманщина.

Россия с выполнением условий договора медлила. В конце концов в конце 1711 Турция выдвинула российской стороне требование передать всю Надднепрянскую Украины с Киевом под ее протекторат, согласно условиям Прутского мира. Россия от этого отказалась. В результате переговоров при содействии английского и голландского послов была достигнута договоренность, что россияне отказываются от Правобережья (кроме Киева с окрестностями) и западной части Запорожье (земли на правом берегу Днепра с Кодаком), а турки - не выдвигают претензий на другие запорожские земли и Левобережную Украина. Эти договоренности были зафиксированы в российско-турецком договоре, подписанном в апреле 1712 и Адрианопольскому договоре 1713 Они стали тяжелым ударом для Орлика и его сподвижников. Ведь Украина оставалась опять разделенной. Власть же Орлика над Правобережной Украины, полученная согласно султана указом, была недолгой.

В апреле 1714 между Турцией и Польшей был заключен договор, по которому Правобережная Украина оставалась за Польшей. Таким образом, надежды Орлика относительно быстрого освобождения Украины оказались невыполнимыми. В июне 1714 Орлик выехал из Бендер в путешествие в страны Европы, где пытался создать новую антироссийскую коалицию.

По приглашению Карла XII Филипп Орлик со своими сторонниками прибыл в Швецию. В 1720 г.. Переехал в Германию, а затем во Францию.

Однако политической поддержки своих планов у правителей европейских государств Орлик не нашел. Европа устала от войн, бушевавших на континенте с начала XVIII в. После подписания российско-шведского Ништадского мирного договора 1721 на пребывание украинских политических эмигрантов во всех европейских столицах смотрели как на нежелательное.

В 1722 г.. Орлик был вынужден переехать на территорию Турции, где и прожил 20 последних лет. Все его дипломатические усилия оказались напрасными. Появление нового государства на карте Европы не входила в планы тогдашних властителей Европы. Однако благодаря его деятельности в европейских дипломатических кругах стали лучше представлять сложности политической ситуации на украинских землях и стремление украинский.

Отношение к личности Пилипа (Филиппа) Орлика в украинской и российской историографии крайне неоднозначное. Если в украинской истории его личность стоит в одном ряду с такими символами, как Аскольдова могила, Киево-Печерская лавра, крещение Киевской Руси, Запорожская Сечь, то в российской истории его имя тесно связано с именем одиозного для многих гетмана Украины - Ивана Мазепы и теми событиями, которые выпали на его судьбу: верная двадцатилетняя служба российскому престолу, борьба за полную независимость Украины, предательство по отношению к русскому царю Петру I, подстрекательство украинского казачества к измене, бегство в Турцию, бесславная кончина, длительное забвение.

Как бы там ни было, но Пилип Степанович Орлик - одна из интереснейших фигур в украинской истории. Родился он в 1672 г. в селе Косути Ошмянского повета, что недалеко от Вильно. Отец его был наследником старинного рода чешских баронов, мать же происходила из известного белорусско-литовского дворянского рода. Пилипу еще не было и года, когда его отец погиб под Хотином, и Орлику пришлось в жизни добиваться всего своим собственным трудом.

После окончания иезуитской школы в Вильно он поступил в Киево-Могилянский коллегиум, который вскоре получил статус академии. Как отмечали его биографы, в академии Пилип Орлик особенно интересовался философско-богословскими проблемами и, как подавляющее большинство студентов, прекрасно владел латынью, также свободно разговаривал на многих европейских языках - польском, шведском, французском, болгарском, сербском, итальянском, немецком и греческом; обладал пышным красноречием, присущим стилю барокко; умел в ясной и логичной форме писать письма, мемориалы, обращения, манифесты и прочие документы. Как тогда говорили, он от Бога был одарен писательским талантом.

По окончании академии образованного и грамотного студента сразу заметили и по протекции преподавателей учебного учреждения взяли на должность кафедрального писаря Киевской митрополии. Впоследствии он становится писарем в Генеральной канцелярии войска Запорожского. На способности Орлика обращает внимание гетман Украины Иван Мазепа, и с этого момента карьера Орлика стремительно идет вверх. Он становится одним из ближайших помощников гетмана, занимает пост старшего канцеляриста, а затем управляющего делами генеральной войсковой канцелярии и, наконец, в 1706 г. становится генеральным писарем войска Запорожского. Далее Орлик, как и опальный гетман И. Мазепа, попадает в вихрь военных и личных потрясений. В 1709 г. после поражения в Полтавской битве Пилип Орлик вместе с остатками шведской армии и запорожскими казаками прибывает в город Бендеры, где в 1710 г., после смерти Мазепы, выбирается гетманом Украины и остается им фактически в изгнании до конца своих дней. 5 апреля 1710 г. П. Орлик все поставил на карту - свое будущее, будущее своей семьи, жены и пятерых детей, свое имущество, обрек себя на вечные злоключения и лишения.

Имя Орлика не забыто в Украине: учреждена премия имени Пилипа Орлика, Государственный банк Украины выпустил монету с его изображением. В 1993 г. в Киеве одна из улиц названа его именем. В 1997 г. выпущена марка с изображением Орлика, она издана в серии, посвященной гетманам Украины. В 2006 г. Орлику был заложен памятник. В Белоруссии, в селе, где он родился, установлена памятная плита, открыт посвященный ему музей-часовня.

5 апреля 1710 г., у стен Бендерской крепости (по одной из версий во втором лагере Карла XII - в излучине Днестра), в присутствии шведских военачальников и турецкого гарнизона крепости, казацкой старшиной Пилип Орлик был объявлен гетманом Украины. После окончания церемонии он изложил текст документа, известного в истории как "Пакты" или "Бендерская конституция", на самом деле озаглавленного как "Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского". По своей сути этот документ являлся договором между монархом-гетманом и свободным украинским казачеством. По своему духу и демократизму в ту эпоху, когда даже в самых прогрессивных европейских странах главным принципом государственного устройства являлась абсолютная монархия, конституцию Орлика можно назвать уникальной. Уникальна она, в первую очередь, тем, что идея разделения власти на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную) была сформулирована не известными европейскими философами, а достаточно молодым новоизбранным гетманом малоизвестной Малороссии.

По утверждению украинских историков, конституция Пилипа Орлика явилась первой в мире писаной конституцией, которая на 77 лет опередила конституцию США и на 81 год - конституцию Франции, гораздо позже появились конституции Польши и Испании. К слову сказать, конституция в России появилась только в советский период ее истории.

Непросто сложились судьбы и самого Орлика и его детища, которое дошло до нас в двух вариантах - на латыни и на староукраинском языке. В настоящее время оригинал латинского варианта конституции хранится в историческом архиве Швеции.

Сам Орлик, если оценивать объективно, гораздо больше сделал или, по крайней мере, попытался сделать для независимости Украины, чем его учитель Иван Мазепа, которому в современной Украине отдается намного больше почестей. Нельзя забывать о том, что и Мазепа, и Орлик всегда будут спорными фигурами во взаимоотношениях официальных властей Украины и России, так как в истории двух этих государств существуют как бы две версии совместных исторических связей.

Первая, наиболее широко трактуемая - это версия развития Украины под крылом старшего брата - России, т. е. того брата, который спас "Окраину" славянского православного мира от поглощения ее католическими Польшей и Литвой, а также мусульманской Турцией. И по этой версии, Малороссия вынуждена была исторически стать автономией России и впоследствии одной из ее неотъемлемых частей. Возможно, эта версия и является наиболее подтвержденной временем и фактическими данными и, возможно, именно такое развитие событий определило само существование современной Украины. Но нельзя игнорировать вторую версию, которая в настоящее время широко и подробно представлена в украинской историографии: несмотря на помощь братского народа России, Украина всегда стремилась к полной независимости не только от Польши, Литвы или Турции, но и от соседней России. Исходя из этого оцениваются поступки того же Пилипа Орлика.

Начиная с 1708 г., когда усилилось российское давление на гетманщину и стали известны планы Петра I по ликвидации и закрепощению украинского казачества и передачи всей Малороссии в вотчину князю Меншикову, Пилип Орлик становится одним из активных участников создания украинско-шведского союза. После поражения шведов в Полтавской битве, бегства в турецкие Бендеры и уже после того, как Орлик был избран гетманом правобережной Украины, помимо конституции он еще огласил подписанную им присягу, в которой обязался все силы положить на борьбу за независимость Украины от иноземного ига, подразумевая, в том числе, и петровскую Московию. Именно этим и объясняются его дальнейшие поступки.

Находясь в Бендерах, Орлик, опираясь на поддержку запорожцев и союз со шведским королем Карлом XII, подтвержденный соответствующим дипломом от 10 мая 1710 г., заключил украинско-крымский союзный договор 1711 г. и украинско-турецкий договор 1712 г., на основе которых попытался организовать антимосковскую коалицию с участием также донских казаков-булавинцев, казанских татар и башкир. После неудачного похода на Белую Церковь и изгнания шведского короля из Бендер, в 1714 г., по просьбе Карла Орлик перебирается в Швецию, а в 1720 г. - в Германию. Инкогнито он некоторое время проживает в Польше и Франции, а уже с 1722 г. и до своей смерти на территории Османской империи - в Греции, Буджаке, Молдове. Всю свою эмигрантскую жизнь Орлик искал поддержки во Франции, Швеции, Польше, Саксонии, Британии, Ганновере, Голштинии, Ватикане в разрешении политического вопроса признания Украины независимым от Московии государством. Даже попытался сформировать собственные вооруженные силы и поднять против Российской империи Новую Сечь. Однако все его попытки потерпели неудачу, т. е. несмотря на все свои неимоверные усилия, перенесенные в эмиграции лишения и невзгоды, загубленные судьбы своих близких, Пи-лип Степанович Орлик никакого реального вреда Российской империи не причинил. Видимо, поэтому на его имя не так болезненно реагируют в России, как на имя "официального" предателя Ивана Мазепы. К чести Орлика, несмотря на все, клятвы, данной им под стенами Бендерской крепости 5 апреля 1710 г. в присутствии своих единомышленников, он ни разу не нарушил.

Конституция Орлика создавала возможность компромисса трех основных политических сил, что соревновались между собой на Украине и теперь, после поражения в войне с Москвой, в эмиграции. Это гетманат как основной институт власти; старшина как ее ведущий слой; Запорожье как единственная военная сила. Противоречивые интересы сторон были гармонично согласованы в этом государственно-правовом акте, который должен был быть конституцией Украины и вместе с тем манифестом государственной воли украинской нации перед всем цивилизованным миром. С этой точки зрения Бендерская конституция 1710 г. была творением коллективной украинской политической мысли, итогом тех обсуждений и дискуссий, которые осуществлялись в изгнании зимой 1709-1710 гг., а может, еще и при жизни Мазепы. Есть все основания думать, что главным редактором Бендерской конституции был все же сам Пилип Орлик.

Текст Бендерской конституции состоит из вступления (преамбулы) и 16 пактов. Преамбула являет собой интересный историко-политический трактат, в котором выражена идея исконного тяготения к украинской государственности, пересказывается история украинско-московских отношений, начиная с Переяславского соглашения 1654 г. и кончая "революцией" Мазепы.

Конституция определяет независимое государство "Войска Запорожского и Народа Русского" как сословную выборную гетманскую монархию парламентского типа и определяет его границы. Бендерская конституция обеспечивала государственно-территориальные, военно-политические и экономические права, а также интересы Запорожья. Гетманская власть принимала на себя основные обязательства по защите рубежей государства, а также очищению городов Украины от московских гарнизонов и различных внешних налогов.

Главное внимание в Бендерской конституции уделено было обеспечению политических интересов большой старшины ("годных и заслуженных в Войску Запорожском особ"), т. е. своеобразного парламента, выступавшего против гетманского абсолютизма, что отмечено уже в преамбуле к конституции, где осуждена практика "прежних гетманов Войска Запорожского", которые шли на союз с Московией.

Парламент должен был собираться "у резиденции гетманской" трижды в год: на Рождество, Пасху и Покров. На эти советы приглашались не только господа полковники со старшиной своей и сотниками, не только ото всех полков генеральные советники, но и от Войска Запорожского Низового депутаты.

Каждый из постоянных членов Генерального совета должен был уважать гетмана, а гетман, соответственно, членов парламента, т. е. "держать их за общество, а не за прислугу". Конституция ограничивала также права гетмана в области судопроизводства, расширяла компетенцию генерального Военного Суда. Финансы, землевладение - все передавалось в управление Генерального совета, при этом решительно запрещалась любая коррупция. Гетман имел право "довольствоваться своими оброками и приходами, на булаву и лицо его гетманскую належачими...", т. е. гетману запрещалось получать доход с других земель, помимо своих вотчинных.

Бендерская конституция уделила внимание также положению широких народных масс и вообще социально-экономическим проблемам той Украины-Гетманщины. Гетман был обязан "не делать тяжести, налоги, утеменженья и здырства" для простого казачества. Вообще обещано было облегчить положение казаков и посполитых - "людей убогих".

Таково основное содержание Бендерской конституции 1710 г. Она не стала государственным законом Украины-Гетманщины. Дальнейшее развитие исторических событий не позволило осуществиться планам и мечтам авторов этого эпохального документа, который стал синтезом государственного политического творчества мазепинских единомышленников, но влияние Бендерской конституции на украинскую политическую идеологию XVIII в. бесспорно. Гетман Пилип Орлик и другие лидеры украинской эмиграции всегда, до конца своей жизни, признавали основные принципы этой конституции законом для себя и своей политической деятельности. Последний, кто остался в живых, член мазепинского правительства Федор Мирович писал Григорию Орлику, что "древние права Казацкой нации утверждены в Бендерах при выборе Вашего славного отца, были и в дальнейшем остаются наивысшим законом украинской государственности".

Изучая современные критические публикации, посвященные Конституции Орлика, приходишь к выводу, что этот документ критики однозначно оценивают с современных позиций, т. е. берут за основу современное конституционное право, положение и структуру современных конституций. Однако событие это произошло 300 лет назад и рассматривать его нужно с позиций тех времен и тех политических и исторических реалий, которые существенно отличались от современных.

9 апреля 2010 г. на территории Бендерской крепости, у восточной стены Цитадели торжественно открыт памятник, изготовленный в виде книги, посвященный 300-летию подписания Конституции Орлика. На мероприятии присутствовали представители руководства Приднестровской Молдавской Республики, руководство Верховной Рады Украины, представители многочисленных общественных организаций Украины и Приднестровья. В музее крепости хранится фотокопия оригинала Конституции Орлика, сделанная в Киеве во время экспозиции музеев и библиотек Швеции, посвященной "полтавскому" периоду шведской истории.

Интересна в этом контексте и сама история Бендерской крепости, в стенах которой переплелись судьбы исторических персонажей Турции, Украины, России и других государств. Постепенно в ее стенах вырастает мемориальный ансамбль, посвященный военачальникам Русской императорской армии, оказавшим влияние на судьбы города и крепости или же сложивших свои головы у ее стен. Планируется строительство небольшого мемориального ансамбля, посвященного турецким строителям крепости, шведскому королю Карлу XII, украинскому казачеству.

Конечно же, не той малой части казачества, которое пришло под стены Бендерской крепости после поражения шведской армии под Полтавой, а той большой части, которая оказала существенное влияние на развитие истории приднестровского края, которая впервые, задолго до П.И. Панина, штурмовала турецкую крепость вместе с молдавскими отрядами, той части, которая в составе многочисленных малороссийских и кампанейских полков в составе русской армии, в 1770 г. приняла участие в штурме крепости и отдала свои жизни за ее освобождение от турецкого владычества.