Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Консультация "звуковая культура речи в доу" Понятие звуковая культура речи

Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории Шапошникова Наталья Владимировна Волжский 2016г.

От того, как ребенку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка –
грамматика и связанной с ней орфографией.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» - одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» относиться к сфере языковедения.

Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.

Сюда входят: - свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями) ;

  • быстрота включения в диалог
  • хорошая речевая оперативная память
  • языковая правильность речи
  • содержательность и логичность речи
  • точность, ясность речи
  • выразительность речи

Термин «звуковая культура речи «входит в понятие «культура речи» . Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты) , элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) , речевым слухом.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения.

  • Выразительность Четкая дикция
  • Поза-двигательные навыки в процессе разговора
  • Мимика
  • Общая тональность детской речи
  • Жесты

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедил меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах - это «Воспитание звуковой культуры речи»

Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива.

Большое внимание в своей работе я уделяю наблюдению за речью детей и её исправлению. Начала я свою работу по звуковой культуре речи с тщательного изучения специальной литературы, относящейся к этой тематике. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа.

Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В работе над произношением я наметила несколько этапов взаимосвязанных между собой:

  1. Обследование речи и произношения ребенка;
  2. Развитие правильной артикуляции;
  3. Закрепление правильного произношения в свободной речи;
  4. Развитие фонематического восприятия;
  5. Навыки звукового анализа предложения и слова.

Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей.

Прежде, чем начать эту работу с детьми я проконсультировалась с логопедом Н.А. Бреховой, которая ведет в нашем саду логопункт. Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3-4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок» , которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» - с комаром, звук «ж» - с большим жуком, звук «ш» - с сердитым гусем, звук «р» - с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие упражнения как «Вкусное варенье» , «Почистим зубы» , «Лошадки» , «Прятки» , «Веселый язычок» и др.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок - слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом.

Так же для закрепления звуков в речи я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ.

Так же использую на закрепление звуков в речи, стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи - это развитие речевого дыхания. Я использую такие упражнения:

а) сдуваем с руки бумажку-пушинку;

б) ватку (снежинку) ;

в) Дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года) ;

г) Летом дуем на одуванчики («Парашютики летят» ) .

Так же использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУУ - гудит пароход)

Для развития речевого дыхания, я ещё использую такие упражнения: дуют на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (игра «У кого дальше укатится» ) , дуют на находящиеся в тазу кораблики и т.д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3-5 слов) фразы.

Для развития слухового внимания, использую игры «Что ты слышишь?» - в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. Игра «Кто лучше слышит?» - предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них. Игра «Тихо-громко!» , «Кто это?» .

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующем порядке:

  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах) ;
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;
  3. Узнавание звука в слове;
  4. Определение места звука в славе (в начале, в конце, в середине)
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, рил) 6. Придумывание слов на определенный звук.

Для развития фонематического слуха использую игры «Слушай внимательно» - воспитывает учение выделять часто повторяющий звук в группах слов во фразах и т.п. Игра «Красный - белый» , «Где звук?» , «Кто больше» и др. В начале учебного года, наравне с тем материалом, который у меня есть, я изучила «Программу по развитию речи с элементами обучения грамоте для работы в дошкольной гимназии» - автор Т.С. Мельникова. Эта книга заинтересовала меня и я не замедлила включить её в свои занятия. И результата не заставил себя долго ждать. Дети с ещё большим удовольствием стали заниматься по этой методике. Занятия стали интереснее и разнообразнее. Что же изучает дошкольная гимназия конкретно по звуковой культуре речи. Во -первых,

Научить правильно произносить гласные и согласные звуки (а так же знакомство не только со звуком, но и с буквой.

Во - вторых,

  • Развивать фонематический слух путем различия на слух гласных в словах; В - третьих
  • Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний. В - четвертых
  • Учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) . И, в-пятых
  • Работать над интонацией и выразительностью речи.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки - здесь мы закрепляем ещё одну задачу - готовим детей к печатанию букв.

Мне в своей работе всегда хочется использовать что-то новое. Для этого я изучила методы работы М. Монтессори, и успешно применяю их в своей работе.

Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Основную нагрузку несёт индивидуальная и индивидуально-подгрупповая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Продолжительность занятий определяется санитарно- эпидемиологическими нормами, которые составляют: жизни - не более 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического дыхания и голоса, на изменение силу, высоту и тембр голоса, на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование выразительной речи.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий -не более 20 минут, длительность индивидуальных занятий 15-20 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Общая продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей детей. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Материально-технические средства:

  1. Зеркало для индивидуальной работы.
  2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.
  4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
  5. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного
  6. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
  7. Тематические альбомы
  8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
  9. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

Результатом успешной работы по данной

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой

ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
  • родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический встрой речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Публикация 2

Задачи по формированию и воспитанию «Звуковой культуры речи»

Одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей, а для того, чтобы ребенок правильно говорил, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок овладел звуковым строем языка, правильным произношением. В свою очередь понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение и т.д.) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп т.д.) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты и т.д.) , а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка, он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура» . Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т.е. различие звуков речи, а их произношением он овладевает потом. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:

  • Совершенствование движений артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика, которая проводится во 2-ой младшей, средней и старшей группах
  • Последовательная работа над произношением гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными буквами
  • Закрепление правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией проводится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со 2ой младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений) , а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятия по развитию речи.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением.

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует потребность выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок произносит все звуки, имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности и словопроизношения детей: в младшем возрасте - сокращение слов (весипед-велосипед; коричвенный - коричневый) , добавлением звуков (реблята - ребята, игруша - груша) . Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибку в словах детей. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения: коса - косу, кони - коней.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте у детей орфографические нормы исключительно практические, в силу подражания. Воспитатель должен представить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является основной частью обучения родному языку. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода.

Нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучить детей в групповой комнате говорить негромко; в спальне, в общественных местах в полголоса, шепотом. Дети, особенно младшие, склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, останавливаясь в конце фразы, заканчивая интонационную мысль, говорить ритмично.

6. Воспитание выразительности речи и культуры речевого общения.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения. В ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, свои отношения. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями - капризными, грубыми, плаксивыми. В программе подчеркивается: необходимо, чтобы дети умели говорить тихо, вежливо, без напоминания здороваться и т.д.

7. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание - одно из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания.

Работу по формированию правильного звукопроизношения следует проводить по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и кА они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление.

В работе по формированию правильного звукопроизношения я использую современные педагогические технологии, одна из них и самая главная – это здоровье сберегающая технология.

Фарида Гумерова
Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры .

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков , слов, громкость и скорость речевого высказывания , ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды , как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи .

В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям :

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха , включая его компоненты - фонематический, звуковысотный , ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи );

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания ) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков , четкой дикции и т. д.) .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях , но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи . Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука ; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры , например, с целью закрепления правильного произношения звуков , тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи . Высокая культура речи взрослых , постоянное общение с ребенком , организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи , с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом) .

Развитие восприятия речи

Восприятие речи , овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха (физического и речевого )

Физический слух - это способность слышать окружающие звуки .

Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи , то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой .

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука .

Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков . Под артикуляцией понимается деятельность органов речи - языка , губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти - в процессе воспроизведения звуков .

Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания .

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи , источником образования звуков , голоса.

Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением , нацеленная на преодоление этих недостатков.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются :

Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности : [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

Развивать моторику речедвигательного аппарата , слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание , уточнять и закреплять артикуляцию звуков . Вырабатывать правильный темп речи , интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются :

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков . Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и согласные звуки в следующей последовательности : [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с"] ; [з] - [з"]; [ц].

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук .

Совершенствовать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются :

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков : йотированные (Я, (Е, (Ё, (Ю) ; шипящие [ш] - [ж]; [ч"]; [щ"]; сонорные [л] - [л"], [р] - [р"].

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) .

Отрабатывать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются :

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш] ; [з] - [ж]; звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т"].

Отрабатывать дикцию : учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух : учить называть слова с определенным звуком , находить слова с этим звуком в предложении , определять место звука в слове .

Литература

Бородич A.M. Методика развития речи детей . - М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи

Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи . /В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи » .)

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

Звуковая культура речи - понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т,е, специфическое явление устной речи;

формирование выразительности речи - владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из самых важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Вообще, полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. Вообще в настоящее время актуальна и значима проблема формирования звуковой стороны речи. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком, следовательно, невозможно в дальнейшем успешное обучение в школе. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма[ с. 16.].

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным язы­ком общества. Язык является важнейшим средством чело­веческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматривают­ся несколько аспектов звуковой стороны речи: физичес­кий, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развити­ем этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои осо­бенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мяг­кость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в инто­национном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и.орфоэпичес­кую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слу­ха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппа­рата;

воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую сис­тему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХО­ДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специ­фическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударе­ния;

формирование выразительности речи - владение сред­ствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естествен­ной выразительностью речи, но нуждается в обучении про­извольной, осознанной выразительности при чтении сти­хов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произноше­ния каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части эти­кета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Боро­дач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культу­ру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа дол­жна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (арти­куляционного аппарата, голосового аппарата, речевого ды­хания) и на этой основе формирование произношения зву­ков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого явля­ются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы.языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (рас­положенные в линию, один за другим) звуковые еди­ницы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становит­ся словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют ли­нейные единицы и являются обязательным признаком уст­ной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа орга­нов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установ­ления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое раз­витие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение при­обретает при поступлении в школу. Одной из причин неус­певаемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить чис­ло звуков в слове, назвать их последовательность, затрудня­ются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Не­редко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и граммати­ческим строем речи и в последующие годы. Дети, не умею­щие различать и выделять звуки на слух и правильно их про­износить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раз­дела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20% детей поступа­ют в школу из детского сада с несовершенным произноше­нием звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками*

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми до­школьного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начи­нается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на осно­ве определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, на­чинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание об­ращенных к ребенку слов, с другой - первые самостоя­тельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового сред­ства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слома. С нача­ла второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные - шумным, глухие - звонким, твердые - мягким и т. д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных зву­ков.

Характерной особенностью становления звуков в началь­ном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном не­сколько раз подряд, на месте одного звука чередуется не­сколько звуковых вариантов 1 .

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависи­мости от артикуляционных особенностей звуков, состав­ляющих эти группы. Большинство звуков формиру­ется в правильном виде не сразу, а постепен­но, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заме­стителей». Процесс замещения звуков сложный и своеоб­разный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произ­ношении звуки в процессе развития речи замещаются дру­гими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Сис­тема замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже - по способу образования.

Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других сло­вах по-прежнему - субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал М. Е. Хватцев, дифференцируются постепен­но через переходные звуки, например с переходит в ш че­рез стадии: с - сь - ш.

Дети при переходе к правильному произношению зву­ков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных слу­чаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были за­местителями первых. Овладев произношением звука ш (рань­ше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражите­лем - доминантой и вследствие недостаточной еще диф­ференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем го­дам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с не­которыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

Для правильного решения проблемы воспитания звуко­вой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок ов­ладения правильным произношением звуков в дошколь­ном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложно­го анатомо-физиологического аппарата, состоящего из цен­трального и периферических органов. Все органы речи не­разрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, как извест­но, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования дея­тельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех зву­ков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слу­хового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чис­тым звукопроизношением в дошкольном возрасте являет­ся соответствующее развитие слухового анализатора и фо­нематического слуха, дополняемое особой восприимчиво­стью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольно­му возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается посте­пенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызыва­емыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное воспри­ятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Рау).

Одной из важных предпосылок формирования речи яв­ляется способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, по­вторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой под­ражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полуго­дии первого года жизни, особенно интенсивно оно разви­вается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое под­ражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение по­вторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способству­ют овладению звуковым составом речи и такие особеннос­ти ребенка-дошкольника, как высокая пластичность не­рвной системы, повышенная подражательность, особая вос­приимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста­новления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в воз­расте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Рау, необходимо рас­сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за про­изношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Причины речевых нарушений у детей можно классифи­цировать как:

Органические - прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрально­го отдела нервной системы, связанного с речевой функци­ей. Обратному развитию они не подлежат;

Функциональные - когда нет изменений анато­мических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости от локализации дефект нарушения де­лятся на:

Центральные - поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

Периферические - повреждение или врожден­ные аномалии периферического органа или нерва.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произ­ношения (при отсутствии органических нарушений) явля­ется недостаточное развитие речевого аппарата, как его цен­трального отдела, так и периферического. У детей недоста­точно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхатель­ная система, несовершенен артикуляционный аппарат (го­лосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т. д.). Здесь следует говорить о возраст­ных, функциональных несовершенствах речи детей.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объяс­няются педагогической запущенностью детей, отсутстви­ем надлежащего воспитания.

Несовершенное произношение закрепляется в резуль­тате неправильной речи окружающих, а также неблаго­приятной обстановки, среди которой живет ребенок в пе­риод развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тен­денций ребенка к усвоению речи окружающих» (не пока­зывается артикуляция звука, не вызывается интерес к пра­вильному произношению).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических меха­низмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

. § 3. Типичные фонетические возрастные особенности

речи детей и содержание обучения

К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна вфонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» - жук, «сюба» - шуба, «неть» - нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными - т, д («ту-толка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.

Значительная часть трехлетних детей не умеет произно­сить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.

Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (эли­зия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед); перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление зву­ков («реблята», «иржавая») и преждевременное произне­сение последующего звука (антиципация).

К началу четвертого года жизни ребенок при благопри­ятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими зву­ками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых наруше­ниях детей наблюдаются индивидуальные различия.

Заметим, в практике распространено мнение, что к че­тырем годам произношение детей соответствует возраст­ным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста при­нято рассматривать как возрастную закономерность, кото­рая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необхо­димости обучения в сфере формирования звуковой сторо­ны речи на этом этапе.

На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка.

Овладение правильным произношением в младшем до­школьном возрасте затрудняется недостаточным развити­ем моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершен­ствам своего произношения. Вместе с тем положительны ми факторами являются большая подражательность, стрем­ление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоци­ональность при восприятии звуков.

Особенности возраста определяют и содержание обуче­ния: преодоление обшей смягченности произношения; вос­питание правильной артикуляции и внятного произноше­ния гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в; свистящих звуков - с, з, ц; развитие у детей речевого дыха­ния, слухового внимания и фонематического слуха, мото­рики речевого аппарата; подготовка артикуляционного ап­парата к произношению шипящих и сонорных {л, р) зву­ков.

Дети среднего дошкольного возраста овладевают произ­ношением всех звуков родного языка, в том числе и труд­ными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неус­тойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом - непра­вильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупот­ребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук - «т/юн», «шобака»).

У части детей наблюдается несовершенное произноше­ние свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.

В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной сторо­ны - особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонемати­ческий слух; с другой стороны - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к арти­куляции.

В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения значи­тельная часть детей начинает правильно оценивать произ­ношение товарищей и свое собственное.

В программе детского сада стоит задача к пяти годам научить детей правильно произносить все звуки родного языка. Однако у части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипя­щих и сонорных (р, л) звуков. Вызывает беспокойство, что эти несовершенства присущи значительному числу детей пяти лет, несмотря на имеющиеся возможности для их преодоления.

Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков.

Звукопроизношение совершенствуется, но у части де­тей еще окончательно не сформированы трудные в арти­куляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправлен­ного систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и пе­реключения внимания на смысловое значение слов до не­которой степени угасает (со звуком ш дети подбирают сло­ва - шкаф, стол, сервант).

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей раз­виваются способность к самоконтролю, осознание несо­вершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный харак­тер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомо­щи - внимание к речи друг друга, желание помогать това­рищам.

К старшему дошкольному возрасту при правильной по­становке работы дети овладевают произношением всех зву­ков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыха­ние. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Ребенок начинает критически относиться к своему про­изношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать.

Из-за нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огуец», а огурчик). По той же причине они могут непра­вильно выполнять задание, заменяя нужные слова други­ми, сходными с первыми по значению (вместо лошадка - конь, вместо мишка - медведь, вместо машина - грузовик).

Стремление овладеть правильным произношением зву­ков, интерес к языку, самоконтроль по отношению к соб­ственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу.

Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошколь­ном возрасте направлено на совершенствование произноше­ния звуков, на выработку отчетливого произношения слов, умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, диффенцировать звуки с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р. В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, назы­вание слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произно­шения, умения правильно пользоваться ударениями, пау­зами, интонациями (выразительность речи), силой голо­са, темпом речи.

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии фор­мирования того или другого механизма на разных возраст­ных этапах. На ранних этапах происходит преимуществен­ное развитие речевого слуха и слухового внимания, вос­приятия и понимания устной речи окружающих (ее смыс­ла, звукового оформления, интонационной выразитель­ности и др.).

На четвертом году жизни осуществляются развитие ре­чевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (рав­нозначно), работа над дикцией, подготовка к произноше­нию трудных в артикуляционном отношении звуков.

На пятом году происходит становление всех звуков род­ного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит ре­чевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и чет­ким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают раз­вивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразитель­ность речи - развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной ин­тонации.

На седьмом году происходит преимущественное разви­тие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

I Деятельность как фактор развития
  • I. Концепция акцентуаций характера личности преступников
  • I. Понятие и виды отходов. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

  • Понятие звуковая культура речи.

    Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого обращения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

    Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

    Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью. Понятие звуковой культуры речи включает:

    1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее).

    2. Элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и другое), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты).

    3. Элементы культуры речевого обращения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки процессе разговора).

    Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

    Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением

    Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями.

    Мозг. Вследствие анатомо-физиологических особенностей мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонетических, возможностях; с другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них.

    Артикуляторный аппарат . Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги.Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет четкое произношение некоторых звуков, особенно свистящих. Постепенно к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.

    Дыхательный аппарат . Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У дошкольников наблюдаются несовершенства речевого дыхания.


    Голосовой аппарат . У дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса.

    Слуховой аппарат. Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка.

    Огромное значение в развитии звуковой культуры имеет подражание. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажая звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов.

    У детей следует различать биологический(«элементарный») слух - как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух- как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

    Особенности освоения детьми дошкольного возраста звукопроизношением.

    Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде (младший дошкольный возраст) является неустойчивость артикуляции при их произношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков. Ребенок в первую очередь воспринимает ударный слог в слышимом слове. Система замены одних звуков другими базируется главным образом на их артикуляционном родстве. Гиперкоррекция в звукопроизношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается, либо искажается.

    Средний дошкольный возраст. В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки: сначала они произносятся нечисто, но постепенно ребята вполне овладевают ими. Характерна неустойчивость произношения одного и того же слова: то правильное, то неправильное. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных: например, свистящие и одновременно шипящие, звуки «л» и «р».

    Старший дошкольный возраст . Дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.