Предметом экологии является изучение взаимоотношений. Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Предмет экологического права. В правовых науках предметов считаются общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм. В предмет правового регулирования могут входить следующие общественные отношения:

Имеющие волевой характер, т.е. выражающиеся в том, что возникновение, изменение и прекращение данных общественных отношений возможно и зависит от воли людей;

Складывающиеся по поводу объектов природы и их экологических связей (связанные с изъятием веществ и энергии из природной среды;

Использованием полезных качеств природной среды; привнесением в природную среду веществ или энергии, не существовавших ранее в природе либо существовавших в незначительных количествах; в связи с преобразованием используемого природного объекта);

Входящие в сферу действия эколого-правовых норм.

Поскольку под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, на которые направлено действие правовых норм, сам предмет определяется не по «норме-руководителю», а по «норме-исполнителю». Так, лесорубочные работы осуществляются лесохозяйственной организацией в соответствии с ее уставом. Рабочие лесхоза, вырубая ельник, выполняют условия трудового договора, но, тем не менее, отношение по рубке леса (непосредственное лесопользование) входит в предмет не гражданского, не трудового, а экологического права, поскольку процесс данного лесопользования урегулирован нормами лесного законодательства, являющимися нормами «исполнителям.

Предмет экологического права отличается от природно-ресурсного права – более широким кругом общественных отношений, иным их качеством;

от гражданского права - отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, даже если последние и являются материальными ценностями; в отсутствием товарных отношений в сфере природопользования, хотя законом и предусмотрена платность природопользования, это не дает природопользователям права продавать и покупать природные объекты в связи с исключением их из товарных отношений и гражданского оборота;

от аграрного права - отличием предмета права (предметом аграрного права являются общественные отношения по организации сельскохозяйственного производства, а предметом экологического права - отношения по непосредственной эксплуатации природных объектов).

Основаниями экологических правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты, подразделяемые на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.


В экологическом праве как отрасли права фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов. В форме правовой нормы, однако, в полном виде ни один из законов природы не установлен. Право не закрепляет непосредственно какие-либо научные концепции в сфере экологии, в известном смысле опережающие его развитие. Научные концепции о взаимодействии общества и природы воздействуют на формирование экологического права опосредованно. Вместе с тем, знания других наук в области экологии трансформируются в юриспруденцию. По мере осознания необходимости, они используются для формирования и развития экологического права как отрасли права.

б) Экологическое право как отрасль права включает в себя систему правовых норм, регулирующих общественные отношения:

по изучению, сохранению и воспроизводству окружающей среды, включая предупреждение и устранение последствий хозяйственной дея­тельности человека (природоохранительное право);

по рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологических прав природопользователей (объединяет нормы таких самостоятельных природно-ресурсных отраслей права, как земельное, водное, лесное, недренное (горное) и др.). Экологическое право включает в себя также экологазированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного).

Выделяют три формы проявления экологического права как отрасли права: правовую концепцию (идеологию), нормы права и правоотношения.

Идеология в экологическом праве служит формой концептуальной политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику Государства в обязательных правилах поведения физических лиц, правилах осуществления деятельности юридическими лицами и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны природной среды.

В своей совокупности эколого-правовые нормы составляют систему правовых норм, устанавливающих правовую основу реализации экологических общественных отношений.

В свою очередь, экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения - юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется. Без правоотношений как формы проявления экологического права, оно не действует.

в) Экологическое право как учебная дисциплина

Экологическое право как учебная дисциплина представляет систему знаний, выражающих основные положения экологического права как отрасли науки, права и законодательства, сформулированных, преподаваемых и изучаемых в определенной логической последовательности для наилучшего изучения и усвоения этих знаний.

Система курса экологического права не воспроизводит полностью экологическое право как отрасль права, законодательства и науки в силу различного их понимания.

В предмет науки экологического права входят, например, разделы знаний об истории развития, о способах междисциплинарного взаимодействия с другими науками, о зарубежном законодательстве и опыте в сфере правовой экологии и иные разделы, не охватываемые рамками экологического права как отрасли права.

В то же время учебный курс экологического права не может полностью посвящаться только действующему экологическому законодательству. Основная цель обучения экологическому праву заключается в подготовке профессиональных юристов, способных эффективно работать в сфере экологических отношений, регулируемых правом. При этом учитывается необходимость четкой ориентации их на быстрое изменение содержания и форм правового регулирования экологических общественных отношений в условиях организации современной хозяйственной деятельности. Учебный курс экологического права должен обеспечивать подготовку юристов, знающих экологическое и иное экологизированное законодательство, соблюдающих и обеспечивающих его соблюдение.

Обучение экологическому праву призвано формировать у обучаемого знания и потребности использования возможностей права для обеспечения корректного поведения природопользователей. сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения возобновляемых естественных ресурсов.

Быстротечность, крупномасштабность, подчас непредвиденность и научная непредсказуемость последствий антропогенного воздействия на природную среду вызывает необходимость осуществлять эколого-правовое образование постоянно.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Предметом экологического права является совокупность правовых норм, регулирующих общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. На современном этапе развития общественных отношений, возникающих в среде взаимодействия человечества и природы, меняется методологический подход их правового регулирования. За основу принимается экология. Объектом правоотношений выступает "природа" в целом как комплекс объектов и ресурсов, характеризующихся тесными связями, обусловливающими взаимозависимость объектов. Интересы общества связаны с сохранением качества всей окружающей природной среды, поэтому любые правоотношения, возникающими с отдельными природными ресурсами должны быть подчинены этой цели. Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании способны умножить богатства человеческого общества.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками:

1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека.

2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи.

3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:

1) носят исторический характер. Особенности современного периода:

а) нерациональное природоиспользование.

б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.

2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.

3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа.

4) наряду с эксплуатационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов.

Как объект правового регулирования выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. или можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды. В экологическом праве в качестве предмета традиционно выделяются две группы общественных отношений - по рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Эти две группы отношений образуют по оценкам юристов-экологов, исключительный предмет отрасли. Эта позиция отражена также в природноресурсном законодательстве. Так, в соответствии со ст.11 Водного Кодекса РФ "Органы государственного управления водами", говорится, что государственное управление водами в РФ осуществляют Правительство РФ, местные исполнительные органы, государственные органы управления водными ресурсами, а также иные специальные уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции.

Названные две группы отношений общепризнанные, они и образуют предмет права окружающей среды. Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного права окружающей среды образуют отношения:

собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию;

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основными средствами производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требования эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, граждане и общественные объединения. Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и др. Поэтому должны и обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Введение. Предмет экологии.

1. Экология, предмет, содержание, проблемы.

2. Структура современной экологии.

3. История развития экологии.

4. Взаимосвязь экологии с другими науками

5. Основные проблемы современной экологии.

1. Термин экология (от греческого "oicos" - дом, убежище , "logos" - наука, учение ) был впервые введен в 1866 г. немецким ученым Эрнстом Геккелем. В современном понимании экология - это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей неживой (косной) природой .

Если ранее этот термин употребляли лишь ученые, то теперь термины "экология", "экологические факторы", "экологические проблемы" и другие настолько часто употребляются, что вместо интереса вызывают подчас обратную реакцию. Распространенной ошибкой стало сведение предмета экологии как науки к предмету охраны природы. Современная экология выполняет функции гораздо более широкие. Основными задачами экологии можно считать следующие:

· исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы;

· создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов;

· прогнозирование изменений в природе, возникающих под влиянием хозяйственной деятельности человека;

· определение допустимых пределов воздействия человека на окружающую среду;

· сохранение среды обитания живых организмов, в том числе и человека;

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

Предметом экологии является совокупность, или структура, связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно – видовой уровень), и биосферы в целом. (Коробкин, Передельский 2006).

2.Экология как наука сложна и многогранна. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему. В ней условно выделяют крупные направления: биоэкология (общая экология), геоэкология, прикладная экология, экология человека и социальная экология. (Шамилева И.А., 2004).



Экологические знания разнообразны, образуют комплекс наук, рассматривающих различные стороны взаимодействия всех компонентов природы и человеческого общества.

Структура современной экологии

Глобальная (всеобщая) экология рассматривает особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара, в том числе глобальные экологические проблемы (потепление климата планеты, сокращение площади лесов, опустынивание, загрязнение среды обитания живых организмов и т. п.).

Классическая (биологическая) экология исследует связи между живыми системами (организмами, популяциями, сообществами) и условиями их обитания, как в настоящее время, так и в прошлом (палеоэкология). Различные разделы биологической экологии изучают разные живые системы: аутэкология - экологию организмов, популяционная экология - экологию популяций, синэкология - экологию сообществ.

Прикладная экология определяет нормы (пределы) использования природных богатств, рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии.

Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой.

Такое подразделение экологии происходит на предметной основе (в зависимости от предмета исследования). Кроме того, выделяют также региональную экологию . Она раскрывает особенности взаимного влияния природной среды и деятельности человека в конкретных условиях отдельных территорий, в административных или природных границах.

3. Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях, животных. Как и другие области знания, экология развивалась, непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Еще в 6-11 веках до н.э. в древнеиндийских сказаниях Махабхарата даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменении численности некоторых из них. В китайских хрониках 4-11 вв. до н.э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

В трудах ученых античного мира – Гераклита, Гиппократа, Аристотеля и др. – были сделаны обобщения экологических фактов.

Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития науки. Теофраст Эрезийский описал влияние почвы и климата на структуру растений. Впервые было предложено разделить покрытосеменные растений на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием.

Началом новых веяний в период позднего средневековья яв-ся труды Альберта Великого – в своих трудах о растениях он придает большое внимание условиям их местообитания, где помимо почвы уделяет особое внимание солнечному теплу. Известный английский химик Бойль первым осуществил экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения влияние низкого атмосферного давления на различных животных. Антон ван Левенгук был пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов. На основании путешествий по неизведанным краям России в 18 в Крашенинниковым, Лепехиным, Палласом указывалось на взаимосвязанные изменения климата, растений и животных в различных частях обширной страны. О влиянии среды на организм высказывал и Ломоносов,Болотов, Бюффон(перерождение видов), Жан Б.Ламарк

Второй этап развития науки связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе. Основоположником экологии растений считают Гумбольта (влиян. Климат. Усл. На распрост.растений), немецкий зоолог Глогер (на животных), Фабер (особенности северных птиц), Бергман. Рус. Ученый Эверсман делит на абиотичес. И биотичес. Приводит примеры борьбы и конкуренции между видами. Экологическое направление в зоологии было сформулировано рус.ученым Рулье,Северцовым, Бекетовым. Таким образом ученые 19 века анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Дальнейшее развитие экологии произошло на базе эволюционного учения Дарвина, который по праву считается пионером в экологии. В книге происхождение видов им показано, что борьба за существование в природе приводит к естественному отбору, т.е. яв-ся движущим фактором эволюции.

Победа эволюционного учения в биологии открыла т.о. третий этап в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экол.исследованиям. Экология в конце 19 века превратилась в науку об адаптациях организмов. Сам термин был предложен в 1866 г. Геккелем, Нем.гидробиолог Мебиус обосновал представление о биоценозе как закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. К этому периоду относится деятельность ученых Коржинского, Докучаева.По предложению ботаника Шретера экология особей названа аутэкология, а сообщества синэкологией. В 1913-1920 гг. были организованы науч.эколог.общества, основаны журналы, стали экологию преподавать в университетах. В эти годы большой вклад внесли ученые Кожевников, Бородит.

Четвертый этап развития экологии сформировался к 30-м годам 20 века определились основные теоретические направления в области биоценологии, о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности саморегуляции этих систем. Проблему взаимодействия живых орг-мов с неживой природой разработал Вернадский. Большой вклад в фитоценологические исследования внесли Сукачев, Келлер, Алехин, Раменский, Шенников, в развитие общей экологии большой вклад внес Кашкаров. В развиитие популяционной экологии внесли вклад Северцев, Синская, Серебряков, Гиляров, Наумов, Викторова, Уранова, Шварц. В начале 40-х Гаузе сформулировал принцип конкурентного исключения. Англ.ученый Тенсли предложил термин Экосистема, Сукачев – обосновал представление о биогеоценозе, амер.уч. Линдеман изложил методы расчета энергетического баланса экол-х систем, Вернадский определил современную науку о биосфере. Реймерс внес вклад в изучение взаимоотношений человека и природы (природопользование

В конце 20 века происходит экологизация науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и воздействует на нее отрицательно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.

4. Экология тесно взаимодействует с другими науками: как биологическими, так и других областей знаний.

На стыке экологии и других биологических наук возникли:

экоморфология - выясняет, как условия среды формируют строение организмов;

экофизиология - изучает физиологические адаптации организмов к факторам среды;

экоэтология - исследует зависимость поведения организмов от условий их жизни;

генетика популяций - изучает реакции особей с разным генотипом на условия среды обитания;

биогеография - изучает закономерности размещения организмов в пространстве.

Экология взаимодействует и с географическими науками: геологией, физической и экономической географией, климатологией, почвоведением, гидрологией; другими естественными науками (химией, физикой). Она неотделима от морали, права, экономики и т. д.

5. В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастают. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов в связи с резко негативными последствиями научно – технического прогресса.

Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.

Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные задачи экологии.

2. Что является главным объектом науки экология?

3. Охарактеризуйте структуру современной экологии.

4. Что сделано на первом этапе развития экологии?

5. С какими науками тесно связана экология?

6. Охарактеризуйте проблемы современной экологии

Литература:

2. Экология. И.А.Шамилева., Москва, 2004г.

3. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика. – Алматы, 1997 г.

4. Степановских А.С. Экология. Москва, 2003 г.

5. Радкевич В.А. Экология. Минск, Высшая школа, 1997 г.

ЭКОЛОГИЯ ОСОБЕЙ (аутэкология)

1. Приспособление организмов к среде обитания.

2. Экологические факторы и их классификация.

3. Основные закономерности действия экологических факторов.

4. Понятие о лимитирующих факторах

1. Среда обитания – это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Приспособления организмов к среде носят название адаптаций. Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни вообще, т.к. обеспечивает самую возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на самых разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообщества и экологических систем. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции.

Адаптации можно разделить на три типа: Морфологические, физиологические и этологические (морфологические сопровождаются изменением в строении организма, например, видоизменение листьев у растений пустынь; Физиологические изменения в физиологии организмов, например способность верблюда обеспечивать организм влагой путем окисления запасов жира; этологические – изменения в поведении, например, сезонные миграции животных и птиц, впадение в спячку в зимний период).

2. Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на три большие группы: абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают физические, химические и эдафические.

Физические факторы – это те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура, если она высокая, вызовет ожог, если очень низкая – обморожение. Н а действие температуры могут повлиять и другие факторы: в воде – течение, на суше – ветер и влажность, и т.п.

Но есть и физические факторы глобального воздействия на организмы, к которым относятся естественные геофизические поля Земли (Трофимов, Зилинг,2002).

Химические факторы – это те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды. Если она высокая, жизнь в водоеме может вовсе отсутствовать (Мертвое море), но в то же время в пресной воде не могут жить большинство морских организмов. От достаточности содержания кислорода зависит жизнь животных на суше и в воде, и т.п.

Эдафические факторы, т.е. почвенные, - это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, т.е. те, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений.

Классификация экологических факторов (Шамилева И.А., 2004).

Экологические факторы
Абиотические Биотические
Свет, температура, влага, ветер, воздух, давление, течение, долгота дня и т.д. Механический состав почвы, ее прони-цаемость, влагоемкость. Содержание в почве и воде элементов питания, газовый состав, соленость воды. Влияние растений на других членов биоценоза. Влияние животных на других членов биоценоза. Антропогенные факторы, возникающие в результате деятельности человека.
По времени По периодичности По очередности
Эволюционный Исторический Периодический Непериодический Первичный Вторичный
По происхождению По среде возникновения
Космический Абиотический Биогенный Биотический Природно-антропогенный Антропогенный (в т.ч. техногенный) Атмосферный Водный (влажность) Геоморфологический Эдафический Физиологический Генетический Популяционный Биоценотический Экосистемный Биосферный

Изменения факторов среды могут быть периодическими и непериодическими. Периодические факторы регулярно повторяются во времени (например, изменение температуры воздуха и освещенности в течение суток или года). Непериодическиефакторы не имеют периодичности (например, извержение вулкана, ураганы, нападение хищника). Периодические факторы делят на первичные и вторичные. Первичные периодические факторы связаны с космическими причинами (освещенность, приливы, отливы и др.). Вторичные периодические факторы возникают как следствие действия первичных (температура, количество осадков, биомасса, продуктивность).

Экологические факторы оказывают на организмы различные воздействия: ограничивающее, раздражающее, модифицирующее, сигнальное. Ограничивающее воздействие делает невозможным существование в данных условиях. Раздражительное действие вызывает биохимические и физиологические адаптации. Модификационное воздействие вызывает морфологические и анатомические изменения организмов. Сигнальное воздействие информирует об изменениях других факторов среды.

В природе экологические факторы действуют совместно, т.е. комплексно. Комплекс факторов, под действием которых осуществляются все основные жизненные процессы организмов, включая нормальное развитие и размножение, называются условиями жизни. Условия, в которых размножения не происходит, называются условиями существования.

3. Основные закономерности действия экологических факторов

Факторы среды имеют количественное выражение. По отношению к каждому фактору можно выделить зону оптимума (зону нормальной жизнедеятельности), зону пессимума (зону угнетения) и пределы выносливости организма. Оптимум – такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов максимальна. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов угнетена. За пределами выносливости существование организма невозможно. Различают верхний и нижний предел выносливости.

Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени называетсяэкологической валентностью (толерантностью, устойчивостью и пластичностью). Значения экологического фактора между верхним и нижним пределами выносливости называется зоной толерантности. Виды с широкой зоной толерантности называются эврибионтными, с узкой стенобионтными. Организмы, переносящие значительные колебания температуры, называется эвритермными, а приспособленные к узкому интервалу температур – стенотермными.

4. Фактор, уровень которого в качественном и количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется лимитирующим или ограничивающим. Ограничивающее действие фактора будет проявляться и в том случае, когда другие факторы среды благоприятны или даже оптимальны. Понятие о лимитирующих факторах было введено в 1840 г. химиком Ю.Либихом. Изучая влияние на рост растений содержания различных химических элементов в почве, он сформулировал принцип: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Этот принцип известен под названием правила, или закона минимума Либиха. В качестве наглядной иллюстрации закона минимума часто изображают бочку, у которой образующие боковую поверхность доски имеют разную высоту. Длина самой короткой доски определяет уровень до которого можно наполнить бочку водой. Следовательно, длина этой доски – лимитирующий фактор для количества воды, которую можно налить в бочку. Длина других досок уже не имеет значения.

Лимитирующим фактором может быть не только недостаток, на что указывал Либих, но и избыток таких факторов, как например, тепло, свет и вода. Представление о лимитирующем влиянии максимума наравне с минимумом ввел В.Шелфорд (1913), сформулировавший закон толерантности: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком (в качественном и количественном смысле) или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам переносимого данным организмом.

После 1910 года в «экологии толерантности» были проведены многочисленные исследования, благодаря которым стали известны пределы существования для многих растений и животных.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные среды обитания.

2. Какими бывают экологические факторы

3. Как действуют факторы?

4. Что такое экологическая валентность?

5. Какие бывают организмы в зависимости от зоны толерантности?

6. В чем сущность закона минимума Либиха?

7. В чем сущность закона толерантности Шелфорда?

Литература:

1. Экология. В.И.Коробкин, Л.В. Передельский., Ростов-на-Дону 2006г.

2. Экология. И.А.Шамилева. Москва, 2004г.

3. Основы экологии и охрана окружающей среды. А.Г. Банников, А.А.Вакулин, А.К.Рустамов. Москва, 1999г.

4. Экологические основы природопользования. С.И.Колесников. Москва, 2005г.

5. Степановских А.С. Экология. Москва, 2003 г.

Предмет экологии ее структура задачи экологии 2. История экологии 3. Основные понятия экологии 4. Предмет экологии ее структура задачи экологии Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу используя и приспосабливая её для своих нужд.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 1

2. История экологии

3. Основные понятия экологии

4. Актуальность экологического образования.

5. Глобальные экологические проблемы.

1. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии

Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу, используя и приспосабливая её для своих нужд. Сегодня, благодаря развитию науки и техники, человек способен вторгаться во все микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Тем самым он вызывает нежелательные изменения и не видит последствий. Если до некоторых пор срабатывали механизмы саморегуляции и они компенсировали антропогенное воздействие, то сегодня человеческая деятельность достигла таких размеров, которые сопоставимы с масштабами природных явлений.

Например, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками.

Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые принято называть экологическими. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология.

В 1866 немецкий биолог Эрнст Геккель ввёл в науку термин экология (oikos – дом, жилище, logos – учение, наука), т.е. учение о доме. Геккель назвал термином экология новый раздел биологии, изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды, который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную науку.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения экологии – экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, биотических сообществ и биосферы в целом. Иерархия экологических уровней и область изучения экологии представлена на рис.1. Экология изучает главным образом те системы, которые расположены в верхней части спектра, то есть выше уровня организма.

Рис. 1. Иерархия экологических уровней:

Структура экологии

Общие закономерности взаимодействия любых живых существ, включая и человека как биологическое существо, изучает наука – общая экология , в состав которой входят следующие разделы:

Аутэкология – исследующая индивидуальные связи отдельного организма (особи) с окружающей средой;

Популяционная экология (демэкология) – изучающая структуру и динамику популяций отдельных видов

Синэкология (биоценология) – изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем.

Экология также классифицируется:

  1. По среде обитания :
    • Экология пресных вод
    • Экология моря
    • Экология суши
    • Экология океана
  2. По объектам исследования :
    • растений
    • позвоночных
    • микроорганизмов
    • человека

В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. В связи с обострением экологической обстановки наблюдается «экологизация» всех наук и отраслей народного хозяйства, т. е. обязательному учету законов и требований экологии при осуществлении любой деятельности.

В таком качестве экологию разделяют на 2 части – теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни в экосистемах и самой биосфере как глобальной экосистеме Земли, на основе законов общей экологии, учения о биосфере и положений экологии человека. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального природопользования на основе законов, правил и принципов теоретической экологи..

В 20 веке экология возведена в ранг обобщающих наук, которая обобщает экологические направления самых разных наук: права, экономики, геологии, биологии, математики, географии, социологии, медицины и др.

Основные задачи экологии

  1. Исследование закономерностей организации жизни в природных системах, в том числе при антропогенном воздействии на эти системы.
  2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменения природы в результате деятельности человека, управление процессами, протекающими в биосфере.
  3. Регуляция численности популяций.
  4. Восстановление нарушенных природных систем и сохранение эталонных участков биосферы
  5. Формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали
  6. Оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государтства.

2. История экологии.

Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира . Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Аристотель классифицировал животных по образу жизни и способу питания. В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма.

Толчком к развитию наук о природе послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения .

18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды. Создание Вернадским учения о биосфере и ноосфере.

Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.

3. Основные понятия экологии.

Вид – совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками, занимающих свою область обитания, способных в природных условиях скрещиваться друг с другом.

Популяция – совокупность особей одного вида, объединённых общими условиями существования.

Популяция характеризуется рядом признаков:

плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура, распределение в пространстве, кривая роста и т.п.

Количественно популяция может быть оценена числом особей, пpиходящихся на аpеал (площадь ее pаспpостpанения). Так обычно оцениваются популяции животных, в частности - пpомысловых. Другим паpаметpом является плотность популяции, котоpая может быть, в зависимости от целей, определена количеством особей или биомассой (или эквивалентной ей энергией) данного вида на единицу площади

Её обычно измеряют и выражают числом особей или биомассой популяции на единицу площади или объёма (500 деревьев на 1 га или 200 кг рыбы на 1 га поверхности водоёма).

Плотность популяции, являясь важнейшей ее хаpактеpистикой, но не дает исчерпывающего представления о благополучии популяции, динамики и тенденции ее развития. Эти данные могут быть получены из анализа динамики численности популяции, т.е. изучения pождаемости, смеpтности и возpастной структуры.

Рождаемость – способность популяции к увеличению численности.

Смертность – гибель особей в популяции.

Для исследования возpастных стpуктуp популяций используют гpафические пpиемы, напpимеp возpастные пиpамиды популяции, шиpоко используемые в демогpафических исследованиях (рис.2). Возрастной состав популяции – соотношение разных возрастных групп. В быстрорастущих популяциях значительную долю составляют молодые особи, в популяциях, находящихся в стабильном состоянии, возрастное распределение равномерно, а в отмирающих содержится большая доля старых особей.


Рис. 2 . Возрастные пирамиды популяции.
А - массовое размножение, В - стабильная популяция, С - сокращающаяся популяция

Исследования численности популяций и опpеделяющих ее фактоpов позволяет оценить последние и в отдельных случаях обеспечить ее биологическое pегулиpование.

Несколько популяций образуют сообщества – биоценозы.

Биоценоз – совокупность популяций, которая функционирует в определённом пространстве абиотической среды – биотопе. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.

Экосистема – совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Примером экосистемы могут быть лес, луг, озеро. Термин предложен А.Тенсли. для экосистемы характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между организмами и окружающей средой. Очень близко по смыслу к понятию «экосистема» понятие «биогеоценоз». Термин предложен академиком В,Н. Сукачевым («биос» - жизнь, «Гео» - земля, «ценоз» - сообщество)

Биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира, и мира микроорганизмов), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы.

Понятие экосистема и биогеоценоз не синонимы. По определению Тенсли экосистема – это безразмерные устойчивые системы живого и неживого, в которых совещается обмен веществ и энергии. Таким образом, экосистема – это капля воды с микроорганизмами, лес, горшок, биологические очистные сооружения, космический корабль, но при этом биогеоценозом они не являются. Экосистема может включать несколько биогеоценозов. Т. о. понятие «экосистема» шире, чем биогеоценоз, т.е. любой биогеоценоз является экосистемой, но не любая экосистема может считаться биогеоценозом, причем биогеоценозы – это сугубо наземные образования, имеющие свои четкие границы.

Биосфера – (bios – жизнь, spharia – шар) – это сумма экосистем, включающая все живые организмы, взаимосвязанные с физической средой Земли. Оболочка Земли, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих поверхность суши, почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. В своей основе биосфера представляет собой результат взаимодействия живой и неживой материи. Впервые этот термин ввёл в 1875 году австрийский учёный Э. Зюсс.

Но впервые обратил внимание на огромную роль живого вещества в жизни нашей планеты и вложил в это понятие более глубокий смысл выдающийся русский учёный Вернадский. Он является основоположником современных представлений о биосфере.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10641. Предмет, задачи, цели, содержание экологии 76.59 KB
Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos – жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология – это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология – это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и...
1936. ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ 495.77 KB
Термин “экология” образован греческими корнями “ойкос” – дом, непосредственное окружение человека и “логос” – наука. Поэтому в буквальном смысле экология – это наука об организмах, в том числе о человеке, наблюдаемых в пределах своего дома, причем особое внимание уделяется характеру связей между организмами и окружающей их средой.
10815. Основы факториальной экологии (аутэкологии) 392.84 KB
Различают также природную среду сочетание естественных и измененных деятельностью человека факторов живой и неживой природы которые проявляют эффект воздействия на организм среду абиотическую все силы и явления природы происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов и среду биотическую силы и явления природы которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды выражающееся в изменении их внешних и...
1078. Социология как основа развития социальной экологии 22.82 KB
Социология как основа развития социальной экологии Социальная экология –наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Социальная экология молодая научная дисциплина начала формироваться на стыке естественных общественных и технических дисциплин. Первоначально экология была разделом биологии термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г. Для социальной экологии термин экология означает особую точку зрения особое мировоззрение особую систему ценностей и...
19439. Фундаментальные законы природы и основные понятия экологии 32.6 KB
Закон сохранения энергии. Закон сохранения энергии В процессе развития физики как естественной науки выявился целый ряд противоречий между причинно-следственными связями в различных явлениях материального мира. Наиболее фундаментальным и разработанным законом природы является закон сохранения и превращения энергии. Закон сохранения энергии свидетельствует о неуничтожимости движения и материи существовании взаимных превращений между видами энергии и движения невозможности создания чего-либо из ничего.
1939. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОЙ ЭКОЛОГИИ. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ 568.9 KB
Ее главная функция – выработка и систематизация объективных представлений об окружающей человека действительности. В этой работе академик Вернадский отмечал несколько равноправных источников формирования мировоззрения каждого человека: научный метод познания религиозная и философская практики искусство социальная и личная жизнь. Глобальные экологические проблемы Согласно современным представлениям состояние природы продолжает ухудшаться под давлением хозяйственной деятельности человека. Поэтому главной задачей человека является...
19445. Международное сотрудничество в экологии и экологическая политика России 16.62 KB
Это модель неустойчивого развития характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы что делает нецелесообразным движение развивающихся стран в том числе и России по пути которым пришли к благополучию развитые страны. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии Как правопреемник Советского Союза Россия приняла к исполнению около 50 договоров соглашений конвенций протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР...
11406. Изучение экологии внутрисемейных отношений методами соционической типологии 3.1 MB
Создательница соционики Аушра Аугустинавичюте отмечает: не многие знают, что за этим понятием скрывается. Но если прислушаться, попытаться прочитать ещё раз СО-ЦИ-О-НИ-КА
819. 36.99 KB
Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся технические аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера.
10475. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТКИ. СИМПЛАСТЫ И СИНТИЦИИ. СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА 18.83 KB
Гук который при помощи сконструированного им примитивного микроскопа увидел в срезе пробкового дерева клетки 1665 год.Пуркинье обнаружил в клетке цитоплазму в 1833 году Броун увидел в клетке ядро в 1838 году Шванн пришел к заключению что клетки различных организмов имеют сходное строение в 1858 году Вирхов установил что новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.

?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности