Представление о материи движении пространстве и времени. Атрибуты материи: движение, пространство, время

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит "бешеная пляска" электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняется неизменным. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. Покой - это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности.

Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые элементы (например, гниение) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для него условия, эта возможность реализуется. Происходит процесс развития желудя в дуб.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияниями электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека. Так, электромагнитные взаимодействия имеют постоянную величину, числовое значение которой У 137. Благодаря именно такому ее значению образуются атомы, молекулы и в итоге - человек. Малейшее изменение этой величины сделало бы нашу Вселенную иной. Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма движения есть космическое явление.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей . Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем . Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем "один час".

Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимо для гигиены умственного труда.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между материей, пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира , а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики.

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство - время. Четыре измерения (формула 3-4-1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть - определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Время органически связано с материей и движением макромира. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства - времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форме асимметрии (нарушение полного соответствия в расположении частей целого относительно какого-то центра) "левого" и "правого" в группировках атомов. Живые системы образуются только из тех молекул, в которых имеется "левосторонняя" группировка. В неживой природе нет различия между "правыми" и "левыми". Камню все равно, где лежать: слева или справа. Растения же четко различают эти свойства пространства, что особенно видно на вьющихся растениях, завивающих спирали-усики только справа налево.

Имеет свою специфику и временная организация живого. Растения меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды и т.д.

Свою специфику имеют пространство и время жизни общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу жизнедеятельности: изготавливать орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т.д. Рядом с неосвоенной природой появилась очеловеченная природа. Если в неживой и биологической формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни насчитывает всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени.

Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицы времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался бег времени, превышающий уровень биологического ритма человеческого организма и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негативно сказывается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, усмиряет бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти. материя субстанция пространство время

Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

  • материя независима от нашего сознания;
  • материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания не так просто обосновать, как это кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской религиозной философии относили первое суждение к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Так он постиг, что тяготенье тел
Есть внутренняя кривизна пространства,
И разум, исследивший все пути,
Наткнулся сам на собственные грани.
М Волошин

Какой опыт выявил противоречия с классическими представлениями? Какая теория изменила наши взгляды на пространство, время и материю? Что означает взаимосвязь пространства и времени и как она проявляется на опыте? Что означает влияние материальных тел на пространство и время и в каких опытах это проявляется?

Урок-лекция

КЛАССИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И МАТЕРИИ . Вспомним основные свойства пространства и времени:

  1. Мы живем в трехмерном пространстве. Это означает, что положение любой точки в некоторой выбранной системе отсчета можно задать тремя числами - координатами. Координаты точки зависят от выбора системы отсчета, но расстояния между двумя любыми точками одинаковы во всех системах отсчета.
  2. Пространство и время не связаны между собой. Это означает, что измерение времени не зависит от движения часов в пространстве, а измерение расстояния не зависит от того, в какой интервал времени оно выполняется.
  3. Измерение расстояния и времени не зависит от свойств тел, находящихся в области пространства, где производится измерение. Пространство и время не зависят от материи.

Точность научных опытов, подтверждающих эти свойства, была очень высока, поэтому до XX в. эти опытные факты, казавшиеся очевидными, не подвергались сомнению. В начале XX в. появилась теория, разработанная Альбертом Эйнштейном, в которой эти фундаментальные понятия оказались взаимосвязанными. Новая теория оказалась столь необычной, что с ней связывают революцию в естествознании, которая произошла на рубеже XIX-XX вв. Прочитав этот параграф, вы, конечно же, не сможете понять теорию относительности, однако понять, как она изменила взгляды ученых на пространство, время и материю, вполне возможно.

В КАКОЙ СИСТЕМЕ ОТСЧЕТА ИЗМЕРЯТЬ СКОРОСТЬ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН? Зависит ли скорость волны от выбора системы отсчета? Опыт, касающийся различных волн, давал утвердительный ответ. Так, например, скорость звука, равная 330 м/с, относительно неподвижного воздуха изменялась в соответствии с законом сложения скоростей при движении приемника звука относительно воздуха.

В результате развития теории электромагнетизма английским ученым Максвеллом было предсказано существование электромагнитных волн и вычислена скорость их распространения. Эта скорость (около 300 000 км/с) оказалась близка к скорости света, из чего был сделан вывод о том, что свет является электромагнитной волной. До некоторого времени оставался открытым вопрос, относительно чего теория предсказывает данную скорость электромагнитных волн. Дело в том, что все доступные для человека системы отсчета движутся со скоростями, много меньшими скорости света. Поэтому изменение скорости света при переходе из одной системы отсчета в другую ожидалось настолько малым, что экспериментальной точности не хватало для того, чтобы обнаружить это изменение. Даже Земля движется вокруг Солнца со скоростью, равной 1/10 000 от скорости света.

По аналогии со звуком, который распространяется со скоростью 330 м/с относительно воздуха, было сделано предположение о том, что свет распространяется со скоростью 300 000 км/с относительно некоторой субстанции, которую назвали эфиром . Мы и сейчас пользуемся этим словом, когда говорим, например, «в прямом эфире», «в эфире радиостанция...».

Гипотеза эфира, как и любая естественно-научная гипотеза, нуждалась в проверке опытом. При помощи очень сложной установки, основанной на свойствах интерференции света, ученые Майкельсон и Морли пытались обнаружить движение Земли сквозь эфир по изменению скорости света относительно Земли. Однако эксперимент дал ошеломляющий отрицательный результат: несмотря на достаточную точность приборов, движение Земли относительно эфира не было зафиксировано, поскольку скорость света относительно Земли в любое время суток и года оказывалось равной постоянной величине. Этот факт полностью противоречил классическим взглядам на свойства пространства и времени. Именно постоянство скорости света в любой системе отсчета было взято Эйнштейном за основу его теории.

Опыт свидетельствует, что скорость света постоянна во всех системах отсчета, что противоречит классическим представлениям о пространстве и времени.

НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ . В созданной Эйнштейном теории относительности пространство и время оказываются взаимосвязанными. Эта связь проявляется в том, что измерения промежутков времени и расстояний в пространстве оказываются зависящими от того, в какой системе отсчета производят измерения. При переходе из одной системы отсчета в другую временные (время между двумя событиями) и пространственные интервалы изменяются. Причем, если, например, временной интервал между событиями удлиняется, то пространственный - сокращается. Образно говоря, время и пространство могут переходить друг в друга. В связи с этим вводится представление о четырехмерном пространстве-времени .

Удлинение временных интервалов и сокращение расстояний оказываются пропорциональны коэффициенту

где v - скорость системы отсчета, а с - скорость света. В любых доступных человеку системах отсчета этот коэффициент оказывается очень близким к единице. Именно поэтому опыт, накопленный в период развития физики до XX в. (в том числе и ваш опыт), не позволял выявить данные свойства пространства и времени.

Новые представления о пространстве и времени, возникшие в результате создания теории относительности, связывают пространство и время. Следствием такой связи оказывается зависимость расстояний и времени от выбора системы отсчета, в которой производятся измерения,

Естественно, такие необычные свойства пространства и времени требовали опытного подтверждения. В настоящее время существует огромное число опытов по проверке теории относительности и не существует опытов, противоречащих ей.

МАТЕРИЯ ФОРМИРУЕТ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ . В наше время бурного развития космонавтики вряд ли кто-нибудь не слышал о состоянии невесомости, испытываемом космонавтами, и о перегрузках при старте ракеты. Состояние невесомости эквивалентно отсутствию силы тяжести, как будто бы все тяготеющие массы (Земля, Солнце) находятся очень далеко. Однако космические корабли движутся близко от Земли, и сила тяжести в космическом корабле примерно такая же, как и на поверхности Земли. Перегрузки эквивалентны таким перегрузкам, которые испытывал бы человек, находясь на планете с огромным тяготением, чего в действительности нет.

Проанализировав подобные факты (во времена Эйнштейна космонавтов еще не было), Эйнштейн взял за основу постулат, что никакими опытами, проведенными внутри некоторой системы отсчета, нельзя определить, чем вызвана сила тяжести (отсутствие силы тяжести) - гравитацией или движением системы отсчета с ускорением. Этот постулат был назван принципом эквивалентности и лег в основу так называемой общей теории относительности.

Следствием этой теории являлось утверждение о том, что материальные тела влияют на пространство, в котором они расположены, и на время в области пространства, где они расположены. Пространство искривляется вблизи материальных тел, а время замедляет свой ход. Эти следствия также были проверены опытом.

В частности, искривление пространства обусловливает искривление лучей света, проходящих вблизи тяготеющего тела (рис. 69).

Рис. 69. Искривление луча света вблизи тяготеющего тела

Подобное искривление траектории было обнаружено при астрономических наблюдениях прохождения луча света от звезды вблизи Солнца во время затмения Солнца в 1919 г.

Материя, пространство и время взаимосвязаны. Материальные объекты искривляют пространство, в котором они находятся, и замедляют ход времени вблизи них.

  • Противоречит ли теория относительности научным положениям, развитым до появления этой новой теории?
  • В чем проявляется взаимосвязь пространства, времени и материи?

Пространство и время - формы существования движущейся материи.

Сначала рассмотрим понятие пространства и понятие времени. (Этот момент требует особого внимания, т.к. связанные с этим вопросы не столь просты, как это может показаться. Однако в учебной литературе обычно нет определения и анализа данных понятий).Понятие пространства опирается на понятие протяженности. Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоот­ношение его частей. Обнаруживается протяженность благодаря конеч­ности скорости распространения взаимодействий - для “движения” с бесконечной скоростью любые расстояния одинаковы, а именно точечны. Протяженность, следовательно, обусловлена системной природой мате­рии, выражая ее многокачественность и многокомпонентность.

Понятие времени базируется на понятии длительности. Длительность выражает несотворимость и неуничтожимость системно организованной материи, последовательное пребывание материальных объектов и явле­ний в определенных состояниях.

Опираясь на сказанное и материалистически интерпретируя извест­ные положения Г.Лейбница, можно дать следующие определения:

пространство - это отношения взаимоположения объектов, сосуществую­щих в некоторый момент времени (при измерении пространственных раз­меров, обратим внимание, измеряемый объект совмещается с эталоном);

время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разно­местных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).

Для пояснения определения пространства рассмотрим вопрос: о ка­ких свойствах запечатленных на ней объектов позволяет судить фото­графия? Ответ очевиден: она отражает структуру, а потому и протя­женность (относительные размеры) этих объектов, их расположение от­носительно друг друга. Фотография, следовательно, фиксирует прост­ранственные свойства объектов, причем объектов (в данном случае это важно), сосуществующих в некоторый момент времени.

Для пояснения определения времени рассмотрим вопрос: почему мы имеем возможность, глядя на киноэкран, судить о временных характе­ристиках запечатленных на киноленте событий? Ответ очевиден: пото­му, что кадры сменяют друг друга на одном и том же экране, сосуществуя в этой “точке” пространства. Если же каждый кадр поместить на свой экран, то мы получим просто совокупность фотографий...

Пространство и время определены, отметим, через противопоставле­ние, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрица­нием времени; точка пространства, фигурирующая в определении време­ни, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.

Выделим два следствия из определений пространства и времени.

Во-первых, пространство и время объективны.

Во-вторых, пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того, пространство и время - это сто­роны движения. В самом деле: поскольку пространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времени объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемся от времени; поскольку время - это отношения объектов, сосуществующих в некото­рой точке пространства, постольку оно есть то, что остается от дви­жения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, прост­ранство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать: “...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”(1.51). Данный тезис, однако, еще нуждается в обосновании, как это станет ясным после рассмотрения основных подходов к пониманию природы пространства и времени, сложившихся в ходе развития науки.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Современное понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была борьба С- и Р-подходов к пониманию их сущности.

Первая из указанных концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно (вне и независимо от материи), предметно сущест­вующие, вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне дви­жения материальных объектов, как специфические отношения вещей, яв­лений, процессов. В свете изложенного выше С-концепция представля­ется явно несостоятельной. Дело, однако, в том, что приведенные вы­ше определения пространства и времени выражают, что очевидно, реля­ционную точку зрения и потому лишь после ее обоснования могут служить основой для критики С-понимания пространства и времени.

Исторически исходным (зародившимся еще в донаучном мышлении) был Р-взгляд на пространство и время,- когда пространственно-временные свойства вещей не отделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писал А.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психоло­гически более простое понятие места. Место есть прежде всего (ма­лая) часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо на­звание. Вещь, “место” которой определяется, есть “материальный пре­дмет”... Простой анализ показывает, что “место” является также группой материальных предметов”(2.125). С этой точки зрения “пространст­во (или место) есть вид порядка материальных объектов”; при этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”(2.125). Тако­во существо реляционной концепции пространства.

“Однако,- продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить иным образом. Мы можем поместить в какой-либо ящик определенное количество зерен риса или вишен и т.п. Встает вопрос о свойстве материального объек­та, “ящика”, которое должно быть признано “реальным” в том же смыс­ле, как реален и сам ящик. Это свойство можно назвать “пространст­вом” ящика. Могут существовать и другие ящики, которые в этом смыс­ле имеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство” приобретает смысл, который не зависит от связи с отдельным матери­альным предметом. Таким образом, путем естественного расширения по­нятия “пространство ящика” можно прийти к понятию независимого (аб­солютного) пространства, не ограниченного по протяженности, в кото­ром содержатся все материальные объекты. В этом случае материальный предмет, не расположенный в пространстве, просто непонятен; с дру­гой стороны, при таком образовании понятия вполне мыслимо существо­вание пустого пространства”*(2.125). Таково существо С-концепции.

Это понимание пространства было, вспомним, важным элементом фи­лософии Демокрита. Именно существованием абсолютной пустоты (пусто­го пространства) объяснялась в ней раздельность бытия атомов(Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющая частей частица) и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его под­ход, что важно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В естествознании С-концеп ция пространства и времени разрабатывалась прежде всего И.Ньютоном как важный элемент его механики (далее мы остановимся на этом).

Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в философии Демокрита содержится С-понимание времени.

Если говорить о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно, что выбор между его С- и Р-пониманием зависит от отве­та на вопрос: существует ли абсолютная пустота (пустое пространст­во)? Современное естествознание отрицательно отвечает на этот воп­рос. В пользу этого имеются и философские соображения.

Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она, следовательно, бесструктурна и потому не может обладать протя­женностью, т.е. быть пространством. Это означает, что пространство не обладает самостоятельным бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но, вместе с тем, пространство - это не вещь.

В связи с этим утверждением рассмотрим одно из рассуждений Зено­на Элейского. Допустим, предлагал он, что тезис “все существующее существует (находится) в пространстве” истинен. Тогда пространство, как нечто существующее, должно существовать (находиться) в некоем ином пространстве. Последнее, коль скоро оно существует, должно, в свою очередь, существовать (находиться) уже в третьем пространстве, и т.д. до бесконечности... Мысль Зенона можно представить (обозна­чив существующий объект как О и пространство как П) так:

О <-- П (= О) <-- П1 (= О) <-- П2 (= О) <-- ...

Это означает, что пространство либо вовсе не существует, либо, если оно и существует, то непознаваемо...

Аристотель указал: исходный тезис Зенона ложен, ибо отнюдь не все существующее существует (находится) в пространстве. Где, в са­мом деле, существует (находится) кентавр, например, и много ли мес­та он там занимает?! - В пространстве существуют (находятся) мате­риальные вещи, но не, в частности, понятия. Истинен тезис “все вещи существуют (находятся) в пространстве”. И “дурная” бесконечность возникает лишь тогда, когда пространство рассматривается как вещь. Эту ситуацию можно представить (обозначив вещь как В) так:

В <-- П (= В) <-- П1 (= В) <-- П2 (= В) <-- ...

Но трудность, обнаруженная Зеноном, исчезает, если не рассматривать пространство как вещь, не рассматривать его как существующее в том же смысле, что вещи. Иначе говоря, Зенон доказал “лишь” неприемле­мость демокритовского (субстанциального) понимания пространства.

Итак, пространство - это не пустота и не вещь. Поэтому Аристотель сделал вывод: пространство - это некие отношения материальных вещей, начав разработку Р-концепции пространства (и времени). Позднее выдающийся вклад в ее развитие внес Г.Лейбниц. Именно она явля­ется основой понимания пространства и времени в фундаментальных те­ориях современного естествознания (далее мы на этом остановимся).

Наконец, обратим внимание: при диалектико-материалистическом по­нимании материи как неисчерпаемой излишне понятие абсолютной пусто­ты, пустого пространства, и нет необходимости рассмат­ривать последнее как существующее в том же смысле, что и материаль­ные объекты. Таким образом, есть все основания для отказа от С-кон­цепции, абсолютизирующей известную самостоятельность пространства и времени и, соответственно, для утверждения: пространство и время

это всеобщие стороны, моменты движения материи (Р-концепция).

Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным быти­ем, как таковые они не могут быть даны в ощущении,- в ощущении даны объекты (обладающие атрибутом действия), имеющие пространственно- -временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени не означает их материальности в точном смысле последнего слова.

Из единства пространства, времени и движения материи следует не­допустимость как (1) отрыва пространства и времени от движения ма­терии (при этом материю станет невозможно рассматривать как систем­но организованную и способную к самодвижению, а пространству и вре­мени будет приписано субстанциальное бытие), так и (2) отождествле­ния пространства и времени с движущейся материей.

Эти крайности на деле (что характерно) тождественны. Ведь в слу­чае (2) пространство и время рассматриваются как некие “виды мате­рии” (рядом исследователей отстаивалась эта точка зрения), т.е. как обладающие предметным бытием (С-концепция). При этом (вспомним Зе­нона) придется искать некие иные пространство и время как формы су­ществования “исходных”, уходя в “дурную” бесконечность...

Основные свойства пространства и времени.

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только то, что пространство и время неразрывно связаны с движением материи, но и наличие субординации между ними: “Движение есть сущность времени и пространства”(3.231). Приведем два соображения в пользу этого тезиса.

Во-первых, пространство и время - это стороны движения материи.

То, что свойства пространства (и времени) в определенных преде­лах не зависят от отдельных объектов (явлений) еще не означает, подчеркнем, что эти свойства вообще не зависят от материи.

Во-вторых, если бы частицы вещества, образующие тело, обладали только притяжением или только отталкиванием, тело не могло бы иметь конечной протяженности (в одном случае имея нулевые размеры, в дру­гом - бесконечные)(На это указал И.Кант в “докритический” период своего творчества. Это еще раз подтверждает правильность положения, согласно которому ни один объект не может рассматриваться как носитель лишь какого-либо одного вида движения, взаимодействия.). Таким образом, протяженность (основной момент пространства) обусловлена характером движения, взаимодействия час­тиц материи, именно - единством присущих им отталкивания и притяже­ния. Ситуация с временем аналогична.

Поскольку сущность пространства и времени - это движение, пос­тольку

(а) наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи;

(в) понимание пространства и времени в главном определяется

пониманием движения, взаимодействия.

К всеобщим свойствам пространства и времени как атрибутов мате­рии прежде всего относятся: объективность, абсолютность (как уни­версальных форм бытия материи), необходимая связь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство прерывного и непрерыв­ного в структуре (на двух последних моментах далее мы остановимся).

Кратко рассмотрим, иллюстрируя тезис (а), проблему размерности пространства и времени.

Одномерность времени вытекает из его необратимости: преобразова­ние симметрии в n-мерном пространстве эквивалентно преобразованию поворота в n+1-мерном пространстве, поэтому обратимое время было бы двумерным. Что касается необратимости времени, то она связана с несимметричным характером взаимодействий и необратимостью причинно- -следственных связей. Утверждать, как это иногда делается в учебной (и не только) литературе, что необратимость времени обусловлена не­обратимостью причинно-следственных связей, нельзя: само различение причины и следствия включает в качестве необходимого признака пред­шествование причины следствию во времени, т.е. предположение о не­обратимости времени. Здесь важно учитывать, что в обратимом времени было бы невозможно существование познающего субъекта. Дело в том, что последний имеет общественную сущность, но общение как ее основа в обратимом времени невозможно: сообщение, адресованное некоторому субъекту, воспринималось бы им как направленное от него.

Трехмерность макроскопического пространства обусловлена(Это было выяснено “докритическим” И.Кантом) кулоновым характером господствующего в нем взаимодействия. Действитель­но, пусть мы имеем материальную точку (заряд) m1, порождающую центрально-симметричное силовое поле, m2 в котором находится материальная точка (заряд) m2. R Очевидно (при допущении однородности и изотропности пространства), что F - , где F - сила взаимо- m1 S

действия частиц, а S - величина геометрического места точек, равно-

удаленных с m2 от m1 - центра поля. В двумерном, например, пространстве, поскольку S = 2 R, мы имели бы F - . Но по закону Кулона

F --. Этому соответствует S R2, что имеет место только в трехмер­ном пространстве. Отметим, что только в последнем, как показано современной теоретической физикой, возможно устойчивое существова­ние атомов и планетных систем.

Поскольку размерность пространства определяется конкретным ха­рактером взаимодействия материальных объектов, нет оснований счи­тать трехмерность пространства его универсальным свойством. В усло­виях, где доминируют взаимодействия, отличные от кулоновых (микро­и мегамир), должна отличаться от трех и размерность пространства.

Очень важна и для философии, и для частнонаучного знания пробле­ма пространственной бесконечности и вечности материального мира. Эта проблема очень сложна. Так, рассмотрение на современном уровне бесконечности пространства требует выделения его метрических и то­пологических свойств, анализа их обусловленности и так далее. Поэ­тому совсем кратко выделим следующее. Поскольку абсолютно изолиро­ванных объектов не существует (существовать - значит взаимодейство­вать), постольку всякий материальный объект - это элемент некоторой материальной системы. Но наряду с материей как единой и единствен­ной субстанциальной основой мира вещей не существует ничего, что в каком-либо смысле могло ее ограничивать... Неисчерпаемость материи означает, подчеркнем, что пространственную бесконечность материаль­ного мира нельзя понимать как его “дурную” бесконечность. Что каса­ется вечности материального мира, то решающим аргументом здесь яв­ляется указание на несотворимость и неуничтожимость движущейся ма­терии (нечто не возникает из ничего и не превращается в ничто).

В пользу тезиса (в) свидетельствует вся история познания пространства и времени. Рассмотрим кратко основные этапы этого процесса.

Изучение механического движения макротел (с нерелятивистскими скоростями) привело к созданию механики Ньютона, в рамках которой пространство - однородно и изотропно (ибо при любом переносе, пово­вороте в нем изолированной системы как целого ее механические свойства не меняются);

бесконечно (тело сколь угодно долго сохраняет состо­яние равномерного движения при отсутствии взаимодействий);

время - однородно (ибо закон сохранения энергии означает, что тече­ние времени не меняет энергии изолированной системы);

пространство и время не связаны друг с другом (ибо в механике Нью­тона допускается существование бесконечной скорости передачи импульса, т.е. допускается существование вневременных про­цессов в пространстве).

Таким образом, рассмотрение движения как механического обуслови­ло субстанциальное понимание пространства и времени как неких не связанных друг с другом и с движением материи ее вместилищ, “ящиков без стенок”. В рамках С-концепции пространства и времени, отме­тим, неразрешимы два, как минимум, вопроса: (1) что означает протя­женность пустоты? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия?

Что касается механики Ньютона, то в ней была и специфическая трудность: закон тяготения необходимо (ввиду отсутствия понятия по­ля) совмещался с идеей дальнодействия, но почему же тогда сила тя­готения зависит от расстояния, если между телами - пустота?

Тем не менее ньютоново понимание пространства и времени было ос­новным в науке вплоть до создания теории относительности. Ведь без признания существования абсолютной пустоты, казалось, нельзя объяс­нить, в частности, отсутствие торможения в движении планет вокруг Солнца. Кроме того, понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, не связанных с материей, играли важную роль в концептуаль­ном каркасе классической механики. Дело в том, что законы Ньютона справедливы лишь для инерциальных систем отсчета. Но существуют ли такие системы? Ясно, что вполне инерциальной может быть лишь система отсчета, не подверженная возмущающему влиянию со стороны материальных объектов, т.е. система отсчета, связанная с чем-то, что существует независимо от материи. Функцию строго инерциальной системы отсчета и выполняли в механике Ньютона субстанциально понимаемые абсолютное пространство и абсолютное время.

Исследование электромагнитых взаимодействий привело в конечном счете к созданию теории относительности (СТО), в рамках которой пространство и время неразрывно связаны

друг с другом, ибо предельный характер скорости света, ограничи­вающей скорость передачи взаимодействий, указывает на невозмож­ность процессов в пространстве, не требующих времени;

с движением материи, ибо протяженность и длительность имеют смысл (определенное численное значение) лишь при указании системы от­счета, связываемой с телом отсчета.

Подчеркнем, что в СТО поле приобретает существенно новый статус, становясь важнейшим компонентом физической реальности.

Таким образом, в современной науке нет места абсолютно пустым пространству и времени, а потому и С-пониманию их сущности. Отметим также, что в области явлений, изучаемой СТО, идеализация абсолютно твердого тела уже не является оправданной, вследствие чего СТО от­казывается от нее введением постулата ограниченности скорости пере­дачи взаимодействий, что находит выражение во введении четырех­мерного пространственно-временного многообразия (элементом которого является событие), описывающегося псевдоэвклидовой геометрией.

В этом контексте в учебной (и не только) литературе иногда ут­верждается: “Теория относительности... выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время высту­пают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному рас­щепляется в зависимости от характера движения тел”(4.82).

Первая часть этого утверждения бесспорна лишь в таком виде: на естественнонаучном уровне СТО “выявила глубокую связь между прост­ранством и временем”. Ибо философия эту связь выявила и глубоко проанализировала задолго до СТО,- поэтому сводить дело к философс­ким выводам из СТО (как в процитированном учебнике) неправомерно.Согласиться же с тем, что “в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции”, нельзя. Эта идея Г.Минковского дав­но отвергнута современной наукой, как естествознанием (ее несостоя­тельность показал А.Эйнштейн), так и философией. Дело в том, что четырехмерное пространство-время - это концептуальное пространство- -время, на теоретическом уровне отражающее взаимоотношение реальных пространства и времени как качественно разных форм бытия материи. Исследование гравитационных взаимодействий привело к созданию общей теории относительности (ОТО), существенно обогатившей научные представления о движении материи и, соответственно, о пространстве и времени. ОТО доказала зависимость кривизны пространства от мате­рии - источника гравитационного поля. Развитие космологии, в основе которого лежит главным образом ОТО, позволило поставить и в опреде­ленной мере решить ряд вопросов, касающихся структуры пространства и времени в наблюдаемой части Вселенной. Установлено, в частности, ее расширение. При этом для описания движения материальных объек­тов, изучаемого ОТО, потребовалось не только использовать геометрию Римана, но и учитывать ее изменение во времени. ОТО выявила также изменение временного ритма процессов в сильных полях тяготения.

Исследование движения микрообъектов (квантовая механика) привело к представлению о дискретности пространства и времени. Дело в том, что при понимании последних как непрерывных ряд наиболее содержа­тельных физических величин (масса, заряд, энергия и др.), описыва­ющих изучаемые квантовой механикой объекты, в ее уравнениях теряют физический смысл ввиду своей расходимости (бесконечности значений). Разрешить проблему удалось лишь введением “фундаментальной длины” - некоего минимального расстояния (Rmin), чем исключаются из рассмот­рения взаимодействия на бесконечно малых расстояниях,- теория соот­ветствует опыту лишь тогда, когда взаимодействия элементарных частиц учитываются в ней на расстояниях, не превышающих Rmin97. Дискретность пространства, ввиду существования предельной скорости пе­редачи взаимодействий, влечет и дискретность времени.

Даже столь краткое рассмотрение показывает: развитие пространст­венно-временных представлений - результат углубления понимания дви­жения, взаимодействия материальных объектов. Это свидетельствует в пользу тезиса “движение есть сущность времени и пространства”.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Тема «Материя и движение, пространство и время» имеет важное значение для формирования мировоззрения студентов. Цель лекции - раскрыть взаимосвязь категорий материи, движения, пространства и времени.

Особое внимание уделяется проблеме движения и разных подходов его осмысления, а также научному обоснованию положений философии относительно пространства и времени.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Развитие представлений о связи материи и движения в истории философии

2. Понятие движения, его свойства, типы и формы

3. Проблемы источника движения

4. Пространство и время

1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЯЗИ МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности материи и движения. Материя не может существовать сама по себе как неизменное статичное образование. Она приобретает свой статус бытия и действенности только в связи с движением.

На протяжении всей истории философской мысли разрабатывалось мыслителями учение о движении.

Так, древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар считали движение атрибутом материи.

Однако, верно схватывая общий вид картины, представления древнегреческих философов о природе движения все же носили умозрительный характер (т.е. не имели естественнонаучного подтверждения).

Дальнейший шаг в изучении природы движения был сделан мыслителями XVII - XVIII в.в. Они придерживались двух противоположных взглядов на соотношение материи и движения. Первый рассматривал движение в исключительно механической форме (Декарт, Ньютон, Гоббс). В частности, по мнению Гоббса, движение - это перемена места, т.е. оставление одного места и достижение другого. Такое представление о движении не было случайным: в этот период получила преимущественное развитие наука механика. Поэтому среди ученых сложилось убеждение, что механическое перемещение есть единственная форма движения.

Данный подход невольно создавал представление о том, что движение может быть вызвано внешней силой (и содержал возможность теологического вывода о первотолчке, т.е. о Боге).

Второй взгляд исходил из принципа самодвижения материи, который был сформулирован еще античными диалектиками (Бруно, Бэкон, Спиноза).

Английский мыслитель Толанд вступает в полемику со Спинозой и всеми теми, кто считал материю бездейственной. По мнению Толанда, такой взгляд на материю мог укорениться потому, что пространственное движение отдельных вещей не отличалось философами от движущей силы (или активности материи). Первое есть только смена пространственного состояния вещи, и является результатом действия на вещь внешней силы. Вторая - активность материи - присуща материи, является ее внутренним атрибутом.

Признание атрибутивного характера движения требовало признания его несотворимости и неуничтожимости. Толанд не вмешивается в споры о несотворимости и неуничтожимости движения. Его единственная забота - доказать, что материя по необходимости такая же активная, как и протяженная. Поэтому те, кто считают материю созданной, могут верить в то, что Бог первоначально наделил ее активностью, как и протяженностью. Те же, кто считают ее вечной, могут думать, что она вечно деятельная. Но в любом случае, материя и движение, с точки зрения Толанда, не могут быть уничтожены.

Большое значение для развития учения о движении имели идеи выдающегося представителя немецкой классической философии Гегеля. Хотя он и отрицал развитие в природе (она лишь «разнообразится» в пространстве), но высказывал глубокие мысли о противоречии как источнике развития. Гегель открыл наиболее общие законы движения. Но поскольку он был идеалистом, то его диалектика носила мистический характер (речь шла о развитии Идеи, Мирового Духа).

Маркс и Энгельс известны как создатели материалистической диалектики. Основоположники марксизма соглашаются с Гегелем в том, что диалектика является философской методологией, которая требует рассматривать явления в системе присущих им связей и с учетом развития объектов. Однако их не устраивает идеалистический характер диалектики. Маркс и Энгельс справедливо подчеркивают оторванность гегелевской диалектики от реальных процессов природной и социальной действительности.

Заслугой Маркса и Энгельса является то, что они впервые в истории философии придали диалектике материалистический характер. Это позволило преодолеть ограниченность теории Гегеля, в которой диалектика останавливается только на анализе движения идей. Теперь в поле исследования оказались природные и социальные явления.

В диалектическом материализме понятие движения охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением. Энгельс отмечает, что движение не сводится только к пространственному перемещению. Движение в применении к материи - это изменение вообще. Согласно классикам марксизма, движение принадлежит материи в качестве ее атрибута и представляет собой самодвижение.

2. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКА ДВИЖЕНИЯ

Вопрос об источнике движения является фундаментальной проблемой философии, рассматриваемой с древних времен.

Экскурс в историю развития представлений о связи материи и движения позволяет выделить два подхода к данной проблеме, которые могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Первый источник связан с выводом о наличии у всякого движения внешнего источника.

Представители другого подхода разрабатывали идею самодвижения материи.

Многие исследователи считают, что идея самодвижения должна удовлетворять, прежде всего, материалистическому монизму: его принципу самоорганизации и самодезорганизации (под влиянием внутренних противоречий).

Под самоорганизацией имеется в виду процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин. Процессы самоорганизации носят спонтанный характер.

Большинство авторов учебников по философии придерживается данного направления мысли об источнике движения. На вопрос, каким образом происходит возникновение в мире новых систем, они ссылаются на синергетику: флуктуация (от лат. fluctuacio - колебание, случайное отклонение) - всеобщая форма изменения.

Один из основателей синергетики И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) считает, что возникновение жизни на Земле и многие социальные процессы укладываются в построение синергетики.

Другие объяснения, не удовлетворяющие принципу материалистического монизма, авторами учебной литературы ставятся под большое сомнение и не принимаются всерьез (концепция «творческой эволюции» и «эмерджентной эволюции». Так, А.Бергсон источник качественных изменений видел в «потребности творчества» сверхсознания. Представители концепции «эмерджентной эволюции» движущую силу качественных изменений видели в «низусе» (лат. nisis - порыв, устремление) - в стремлении к высшему началу.

Однако среди философов и ученых существуе мнение, что идея самодвижения материи (со ссылкой на синергетику) все же не приближает к поиску истины. Прежде всего не всех может удовлетворить расплывчатое утверждение о том, что причина движения материи в самом движении (она есть выражение ее внутренней активности, т.е. представляет собой самодвижение). Их позиция сводится к следующим утверждениям.

В духе всех языков мира материя продолжает оставаться тем, из чего состоят тела (другими словами, веществом). Развитие физики подтвердило: то из чего состоят тела, движется. В связи с этим некоторые из представителей науки и атеизма стали делать упор на то, что материя неотделима от движения.

Но в то же время движение характеризует и психическую жизнь.

Поэтому часть ученых и философов считает, что применительно к психической жизни более гибким и значительным понятием выступает понятие энергии.

Во все времена и на всех языках энегия есть то, что движет (сила). Что касается понятия движения, то оно само по себе бескачественно и может быть прилагаемо к чему угодно (движение стрелки циферблата, движение гонимого ветром песка, движение руки, движение электоронов, движение души и т.д.).

Разумеется, и все энергии (механическую, тепловую, атомную, элетромагнитную и др.) при желании можно свести к движению. В этом случае нейтральное слово “движение” нужно дополнять теми или иными оговорками ради избежания вопроса о его причине. Но вопроса все равно не избежать: движение должно иметь какую-то причину. Нет смысла прикрываться тавтологией: причина движения в самом движении (противоречия сами по себе как нечто безличное не снимают остроту вопроса).

Оставившие свой след в истории человечества философы, ученые, писатели, поэты видели и видят в природе не механические (случайные и спонтанные) комбинации вещества, а проявления жизни Вселенной. Вселенная в их представлении выступала не как некое бессмысленное вместилище для вечно движущейся материи, а как таинственное Целое, движимое духовным принципом или творческой энергией.

Таким образом, на протяжении веков и тысячелетий люди всегда стремились увидеть за “видимым” “невидимое”. Их догадки и рассуждения в явной и неявной форме содержали зачатки сложнейшей теории о психической энергии…

Идея, что духовный принцип, или Душа Мира, или Мировой Разум (или, как мы говорим, психическая энергия) существует наряду с материей-веществом, - идея старая и в истории философии повторяется бесчисленное множество раз. В этом сходятся самые разнообразные мыслители - и Платон, и Эпикур, и Пифагор, и Декарт, и Спиноза, и Дж. Бруно, и М.В. Ломоносов, и Вл. Соловьев, и А. Эйнштейн и др.

В книге «Основы миропонимания новой эпохи» А.К. Клизовский пишет: «Основная ошибка большинства мыслителей современного западного человечества состоит в том, что они считают Дух и Материю элементами разными, друг другу противоположными, между тем как Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента… Вся беспрерывность космического творчества, проявляющаяся в бесконечном разнообразии всевозможных форм жизни, заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающими разными вибрациями»1.

Сегодня в науке уже используется понятие «информационное поле Вселенной». Этот термин появился недавно и заменил старое понятие Мирового Разума2.

Вышеизложенное дает возможность сделать вывод о том, что психическая энергия - атрибут Вселенной…

Что касается первичного происхождения психической энергии, то оно теряется в космической неизвестности так же, как и происхождение всех энергий (в т.ч. и материи).

Психические явления отличаются от мира вещественного и подчиняются своим, особым законам. Вся сложность жизни человеческого тела находится в зависимости от психической энергии. В то же время между всеми энергиями, действующими в теле человека, существует тесная связь. Однако энергии человеческого организма не равноправны (у каждой - химической, тепловой, витальной, электромагнитной, психической - своя роль). Физико-химические энергии лежат в основе тела человека, но произвольными движениями командуют не они, а психическая энергия человека.

Есть все основания выделить психические феномены в особую энергию, находящуюся в тесной взаимосвязи с энергиями Вселенной.

Качественно психическая энергия не может быть ниже материи-вещества. Материя и сознание (дух) - это две стороны объективной реальности (Абсолюта).

В настоящее время мировая наука выходит на новый этап своего развития (за счет возникновения комплексных научных дисциплин, объединяющих в себе методы, понятия, теории и достижения нескольких наук и научных направлений). Примером их является не только синергетика. В частности, парапсихология концентрирует в себе узловые вопросы и проблемы психологии, медицины, физики, биологии, космогонии, философии1. Изучение всех этих вопросов синтезной наукой существенно изменит лицо современного естествознания, приведет к прогрессу в решении фундаментальных, методологических проблем науки, в том числе и к более глубокому пониманию сущности материи и движения, источника движения.

3. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ, ЕГО СВОЙСТВА, ТИПЫ И ФОРМЫ

Движение - это способ существования материи, ее всеобщий атрибут. В самом общем виде под движением понимают всякое изменение. Движение - это и обмен веществ в клетках организма, и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен деятельностью между людьми, и мышление.

Основными свойствами движения являются единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютности и относительности.

Любой объект материи существует благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, характеризующиеся, в свою очередь, определенным набором типов и форм движения.

В то же время обыденное сознание противопоставляет движение покою. Однако предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения. Так, наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землей и Солнцем он вращается вокруг центра нашей Галактики.

Далее. Если посмотреть на дом в электронный микроскоп, то обнаружится, что он находится в состоянии какого-то бурлящего движения, где одни частицы постоянно переходят в другие. И это можно сказать о любом объекте окружающего мира.

Однако при всех изменениях того или иного объекта сохраняется, воспроизводится во времени некоторый набор признаков, который позволяет говорить о нем как определенном объекте, отличном от других объектов.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность объекта, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно. Движение абсолютно, так как реализует процесс перехода вещей в качественно новые структурные образования.

Методологическое значение покоя заключается в том, что он выступает существенной функцией дифференциации материи, производит ее деление на конкретные предметные образования, имеющие свою внутреннюю определенность, позволяющую им отличаться друг от друга. Т.о., с покоем связана дискретность материальных образований.

В связи с вышеизложенным правомерно выделить два основных типа движения. Первый тип - это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют сложную систему.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Выделяют две разновидности развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

Примером первой разновидности развития является эволюция звезд, а примером второй - переход от неорганической природы к органической.

Изменения, происходящие с вещами и явлениями, качественно разнообразны и зависят от специфических видов (уровней) материи. Поэтому все бесконечное многообразие движений, реализующихся в мире, объединяют в определенные формы движения, понимая под последними способы изменения качественно определенных видов материи. Друг от друга все формы движения отличаются следующими признаками: 1) спецификой объекта (носителя движения и покоя); 2) своеобразием происходящих с ним изменений и способов его устойчивости; 3) наличием особых законов движения, характерных именно для данных объектов.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. Он выделил 5 форм движения: механическая (перемещение тел в пространстве), физическая (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы), химическая (взаимодействия атомов и молекул), биологическая (развитие и функционирование живых организмов), социальная (общественные явления и процессы).

В учении о формах движения Ф.Энгельс показывает, что каждая из них имеет свой определенный тип материального носителя. Формы движения материи различаются по степени сложности (одни из них являются высшими, другие - низшими). Высшие формы движения на основе низших, но не сводятся к ним.

Современная наука изучает ряд новых форм движущейся материи: минеральную, геологическую, планетарную, термоядерную и др. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: с одной стороны, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, а с другой стороны, является условием появления молекулярного-физического движения.

В новом свете предстала и проблема соотношения механического и физического движения. Если наука XIX в. рассматривала механические процессы как генетическую основу физической формы движения, то наука XX в. перестала рассматривать механическое движения как фундамент физических процессов (напротив, оно обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц). Более того, механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем материи. Это скорее аспект (срез), характеризующий взаимодействие нескольких уровней. При этом нужно различать квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов. И макромеханическое движение макротел.

Все формы движущейся материи связаны друг с другом. Однако высшие формы движения нельзя свести (редуцировать) целиком и полностью к низшим формам. Например, развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности (не принимая во внимание особенности социального развития и связи с Космосом).

Редукция сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. В то же время недопустимо игнорировать генетические связи между качественно различными формами движения.

Современная наука показывает, что мир, в котором мы живем, является только одним из возможных миров. Причем оказывается, что уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм движения… Человек и человеческое общество предстают как такая организация материи, которая обусловлена свойствами всей Метагалактики, фундаментальными характеристиками Космоса.

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Наряду с движением атрибутивными способами существования материи являются пространство и время. В мире нет материальных система, не обладающих пространственно-временными свойствами.

Пространство - это философская категория, которая характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - это философская категория, выражающая длительность существования различных форм бытия, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленял на предметы, которые в свою очередь не членились бы на элементы между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Также и понятие времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.

Следует оговориться, что в философии проблема пространства и времени разработана преимущественно по отношению к материальному бытию. Вопрос же о пространственно-временных параметрах духовных явлений весьма сложен и не имеет однозначного решения.

В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная.

Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные сущности, независимые в своем существовании от мира вещей (Демокрит, Ньютон). В этой концепции пространство - это огромное вместилище вещей и явлений. И если мир вдруг исчезнет, то от него останется все-таки некий пустой «ящик» - абсолютное, «чистое» пространство. Время же в этой концепции - непрерывная, «чистая» длительность. Время течет как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями.

В отличие от Ньютона, Лейбниц рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Эта концепция получила название реляционной (от лат. «релятивус» - относительный). Идея ее уже содержалась во взглядах Аристотеля. В рамках реляционной концепции пространство и время связаны со свойствами самих объектов.

Реляционная трактовка пространства и времени преобладает в современной науке. Тем не менее, нужно оговориться, что отрицание «ньютоновского» (вселенского, абсолютного) пространства имеет только научно-практическое значение, но неприемлемо для философии.

Если вместо «абсолютное» пространство и время сказать просто «пространство и время Вселенной», то станет очевидной правильность и логичность утверждения Ньютона. При этом не нужно считать их неподвижными и неизменными, как считали в прежние времена…

Точка зрения на субстанциальный или реляционный характер пространства и времени может разделяться как материалистами, так и идеалистами.

Значительным шагом в понимании природы пространства и времени было создание теории относительности А. Эйнштейна. Специальная теория относительности (1905 г.) доказала, что в реальном мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Теория относительности также показала, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместность (чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило; важно указать время, когда оно происходило).

Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие в общей теории относительности (1916 г.). Она показала, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Так, вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.

К важнейшим свойствам пространства и времени относятся: объективность, абсолютность, относительность, бесконечность (времени), безграничности (пространства).

Объективность пространства и времени выражается в том, что они существуют реально, как и сама материя, независимо от сознания и воли людей. Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Относительность пространства и времени выражается в том, что их характеристики определяются состоянием движущей материи, т.е. зависят от особенностей строения объектов (что подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Энштейна).

Общими для пространства и времени являются их метрические и топологические протяженностью материальных образований и временными отношениями, возникающими каждый раз между этими протяженностями.

Топологические свойства времени - это одномерность, необратимость, последовательность.

Топологические свойства пространства - трехмерность, обратимость свойства.

Метрические свойства пространства и времени характеризуются, непрерывность (континуальный порядок).

Специфические черты, существующие между пространством и временем: 1) пространство трехмерно, а время одномерно (оно течет от прошлого через настоящее к будущему); 2) пространство выражает протяженность материальных образований, а время - длительность их существования и последовательность развития; 3) пространство характеризуется симметрией и асимметрией, а время асимметрично.

Формы пространства и времени: реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время - это свойства и отношения этих форм в сфере объективно реальности. Перцептуальное пространство и время - это отражение в сознании реальных пространственно-временных характеристик. Концептуальное пространство и время - это их абстрактные модели и структуры, которые выступают средствами научного описания и познания реального и перцептуального пространства и времени.

В соответствии с основными сферами материального мира (неживая природа, жизнь и общество) различают пространство и время в неживой, живой и социально организованной материи.

В неживой материи пространственно-временные свойства неоднородны и отличаются между собой рядом особенностей на уровне мега-, макро- и микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашей Метагалактике. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени.

С появлением живой природы возникает особое, биологическое пространство-время, которое обладает особой молекулярной организацией, получившей название асимметрии «правого» и «левого». Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов. Причем форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя». В живых же системах составляющие их молекулы имеют лишь «левосторонние» формы.

Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Например, у животных имеется два основных измерения времени. Один врожденный, эндогенный, основанный на системе внутриклеточных часов и взаимодействии клеток. Второй - механизм условных рефлексов на время, позволяющий устанавливать временные связи со средой.

Социальное пространство - это форма общественного бытия, в которой локализуется деятельность человека по определенным сферам с точки зрения места ее проявления.

Социальное время - это форма общественного бытия, в которой осуществляется расчлененность человеческой деятельности с точки зрения ее продолжительности в рамках отдельных исторических периодов.

Социальное пространство и время имеют сложную структуру. Проблема полиструктурности социального пространства-времени является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, а изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи.

В связи с научно-техническим прогрессом человек все в большей степени покоряет земные и космические пространства. Расстояние уже не разделяет людей так, как раньше. Ускоряется также и темп жизни во всех областях. Современная наука постоянно расширяет наши представления о пространстве и времени. И нет сомнения, что последующие успехи ее приведут к раскрытию еще более удивительных свойств пространства и времени.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в философию: Учебник вузов. В 2-х ч. Ч. II. - М., 1990.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

3. Философия: Учебное пособия (Под ред. проф. В.Н. Лавриненко). - М., 1996.

4. Философия: Учебное пособие для студентов вузов (под общ. ред. проф. Ю.А. Харина). 3-е изд., доп. и исправл. - Минск, 2000г.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В. И. Ленин

  1. Понятие материи в истории философии и естествознания

Стремление понять, что есть окружающая нас объективная реальность, тянется еще от древних мыслителей, которые сводят ее до определенных первоначал: дао, Инь, Ян, пуруша.

Досократики, в частности Эмпедокл, выделяют конкретные вещественные первоначала: воду, огонь, землю, воздух или все их вместе. Последователь Эмпедокла (основатель научной медицины - Гиппократ) развивает учение о здоровье (ейкразію) и болезни (дискразію) как результат смешения четырех соков организма:

♦ крови - сангве - связанной с огнем (источник - сердце);

♦ слизи - флегмы - связанного с Землей (источник - мозг);

♦ желчи - схоле - связанной с воздухом (источник - печень);

♦ черной желчи - мелане схоле - связанной с водой (источник - селезенка).

Гиппократ был не только великим медиком, но и значительным философом. Он высказывал немало замечательных мыслей философского характера. В частности, Гиппократ понимал все объективно сущее как природу, что приближается к современному пониманию материи: «Все это - единая и не единая природа. Все это множество существ и одновременно одно естество» (Трактат «О еде» //Соч.- т. 2.- М. 1941.- С. 508)

Каждая из форм общественного сознания регулирует человеческую деятельность в некоторой области действительности с помощью присущих ей методов и средств.

У Платона же окружающий нас мир, воспринимаемый чувственно, носит вторичный, зависимый характер от высшего мира - мира абсолютных идей.

Но наибольшее влияние на последующую философию и всю науку имели взгляды Демокрита, по которому вся действительность состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов, движущихся в пустоте, соединяясь и разделяясь. Известный физик Г. Фейнман сказал в своей Нобелевской речи, что идея атомизме важнейшая во всем человеческом знании.

В Новое время разное понимание материи у материалистов и идеалистов. Объективный идеализм (Гегель) в общих чертах продолжает линию Платона, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считают понятие материи фикцией, ошибкой, поскольку в мире не существует ничего, кроме ощущений.

Самым распространенным в Новое время становится понимание материи (вслед за Демокритом) как атомов - то есть как вещества (слово «материя» переводится с латыни именно как вещество). Возникает также понятие количества материи - массы, которая понимается как количество атомов. Такое понимание оказывается достаточно удовлетворительным до конца XIX в., к ряду открытий, сделанных в физике.

Первоначально было предусмотрено, а впоследствии экспериментально установлено существование электрона. Было открыто явление радиоактивного распада атомов (Беккерель), что сделало невозможным возведение материи до атомов. Эта невозможность еще усиливается после предсказания (Максвел) и экспериментального установления (Фарадей) существование электромагнитных полей, а потом и такой их разновидности, как рентгеновское излучение.

Еще парадоксальнее становится ситуация после создания А. Эйнштейном специальной теории относительности (СТВ), в которой показана зависимость массы от скорости. При этом возникает (при понимании массы как количества атомов) возможность трактовки изменения как изменения массы количества атомов.

Все эти открытия приводят к изменению картины мира - научной революции, одним из составляющих элементов которой становится изменение понимания того, что есть материя. Возникает необходимость понимание материи не только атомов, но и как всей объективной реальности. Такие взгляды высказывались и ранее, но не были распространены. Так, французские просветители понимают Вселенную как подвижную материю (Гольбах), а материю - как общую причину наших ощущений. Аналогично этому Фейербах понимает природу как систему разнокачественных тел, а Ф. Энгельс пишет: «Материальное воспринимается и познается».

Такое понимание материи как всей объективной реальности, которая не зависит от человека и познается ею как непосредственно (через ощущения), так и опосредованно через приборы и научные теории), становится наиболее приемлемым.

Как структурные уровни организации материи (специфические формы ее существования) сегодня выделяют неорганическую (неживую природу), органическую материю (живую природу) и социальную материю (человеческое общество).

Неживая природа в зависимости от размера делится на микромир (мир атомов и элементарных частиц), макромир (мир предметов, окружающих человека) и мегамир (мир планет, звезд, галактик). Особый интерес вызывает вопрос о строении материи вглубь - о возможных путях развития физики микромира. С логической точки зрения возможны следующие ситуации:

♦ будут обнаружены першоцеглинки - неделимые далее частицы, настоящие атомы (сейчас на эту роль претендуют кварки);

♦ першоцеглинок не существует, и делимость частиц бесконечна (так называемая глупая, или блошина бесконечность);

♦ окажется взаємоскладеність одна в одной всех элементарных частиц (бутстрап);

♦ винайдеться смыкания микромира и мегамира (так, В. Брюсов сказал: «быть может, эти электроны - миры, где пять материков…»);

♦ появится новая возможность, которую сегодня невозможно предусмотреть. Последний путь считают наиболее вероятным.

  1. Движение

С древних времен и до настоящего времени философы считали важнейшим свойством материи движение, который рассматривался как способ ее существования.

Представление о всеобщность движения возникает одновременно с философией. Древнеиндийские Веды утверждали, что существование Вселенной - это дыхание Брахмы (при этом день Брахмы продолжается 2 160 000 000 лет). Древнекитайский философ Лао-цзы считал, что нет ничего постоянного, все меняется в мире.

В Древней Греции возникают две точки зрения о движении. Гераклит гласит известный принцип панта рей, а Парменид утверждает, что изменений не может быть вообще, то, что мы наблюдаем, - обманчивая видимость. Он понимает изменения как возникновение и уничтожение: то, что есть, существует, будет всегда, то, чего нет, не будет никогда. Они были правы. Действительно, в мире нет ничего абсолютно неподвижного, но с другой стороны, существуют законы сохранения, согласно которым энергия, вещество, количество движений не могут исчезать и возникать. Ситуацию ярко и глубоко отразил В. С. Пушкин:

— Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне производит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Соединить устойчивость и движение в определенной степени удается Демокриту, который считает, что атомы вечны и неизменные и всегда находятся в движении. Аристотель, как всегда, подходит к проблеме более дифференцированно и выделяет шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение качества, увеличение, уменьшение, перемещение. В Новое время материалисты, понимая материи как атомы, объясняли движение исключительно как механическое перемещение атомов.

Французские философы (Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций) признают и другие формы движения материи, однако считают, что все их можно свести к механической. При этом Толанд и Гольбах понимают движение как средство существование материи.

И только Гегель впервые преодолевает односторонний механицизм (сведение всех форм движения материи к механической) и формулирует основные законы движения (развития).

Начиная с конца XIX века. понимание движения материи как любого изменения приобретает все большее распространение (а впервые такая точка зрения встречается в работах Ф. Энгельса). За такого подхода согласно форм существования материи могут быть выделены основные формы движения:

♦ движение в неживой природе;

♦ движение в живой природе;

♦ движение в обществе (социальный).

Обсуждается вопрос о возможности выделения информационной, кибернетической формы.

В каждой из них есть свой специфический носитель и свои особые законы движения. При этом движение в неживой природе рассматривается как попроще (как низшая форма) по отношению до движения в живой природе, а последний рассматривается как низшая форма по отношению к социальной формы движения.

Возникает вопрос о взаимоотношении форм движения материи. Если считают, что явления высшей формы могут быть полностью объяснены законами низшей, то такая позиция имеет название редукционизма. Он существовал в истории науки в виде механицизма (сведение к механике) и фізикалізму (сведение к физике).

С противоположной точки зрения высшие формы движения материи настолько специфические, что законы низших ничего не могут дать в их познании. Эта точка зрения имеет название органіцизму, или витализма.

На самом деле, поскольку низшие формы движения входят в состав высших, то их закономерности действуют в высших и они в определенной степени позволяют изучить эти высшие формы, однако не полностью, поскольку последние имеют свою специфику. Такая точка зрения имеет название інтегратизму. Она позволяет использовать физические методы исследований для изучения медико-биологических явлений и предостерегает против абсолютизации этих методов.

Понятие движения является исходным для объяснения развития и прогресса.

Развитие понимают как движение, при котором происходит необратимая, направленная закономерна изменение, то есть развитие - это обязательно изменение качества. Любое развитие является изменением, но не каждое изменение является развитием.

Понятие прогресса, прогрессивного развития, явно или неявно носит антропоцентричный характер. То есть, мы считаем прогрессивным то, что способствует прогрессу человечества. Главным критерием прогресса и главной целью человечества Организация Объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила права и свободы личности.

— Движение вообще является изменением вообще.

Ф. Энгельс

— Основные критерии прогресса находятся в трех сферах материальной действительности: системно-структурный касается неорганической природы, функциональный - органическому миру и гуманитарный - общества.

П. В. Алексеев, А. В. Панин

— Все прогрессы реакционные, если рушится человек.

А. Вознесенский

— Духовное совершенствование индивиду - прогресс прогресів.

А. Швейцер

И движение, и развитие, и прогресс неразрывно связаны с пространством и временем.

Пространство и время

В повседневной практике человека формируется представление о пространстве (как взаиморасположение и протяженность тел) и время (как продолжительность существования тел и их состояний). Эти представления обобщаются в естествознании и философии и приводят к выводам о свойствах пространства и времени. Пространство считается бесконечным, трехмерным и обратным, а время - вечным, одномерным и не обратным.

В отношении пространства и времени в истории науки существовало два подхода: субстанциальный и реляционный.

Субстанциальный подход в древности развивали Демокрит и Эпикур, а в Новое время — Ньютон. Согласно им, пространство, время и материя - три субстанции, три вещи, которые могут существовать самостоятельно. Пространство (похож на ящик), в котором есть атомы, планеты, звезды (материя) и часы (время). Материю, ящик и часы можно разделить.

Элементы реляционного подхода были в перипатетика, в Новое время этот подход развивал Лейбниц, и он окончательно утвердился после работ Эйнштейна по теории относительности. В реляционном подходе пространство и время рассматриваются как отношение материальных объектов. Пространство - как взаєморозташувакня, их взаимная координация, а время - как координация их состояний. То есть, никакого пространства, никакого времени вне материальными объектами не существует. Размерность пространства и времени вытекает из неразрывной связи последних двух и представляется чотиримірною характеристикой единого пространственно-временного континуума.

Простейшие пространственно-временные модели Вселенной сейчас связывают с средней плотностью веществ в нем. При критической плотности (2 10 29 г/см 3) Вселенная должен быть конечным и стационарным (Вселенная Эйнштейна). Если она меньше критической, то Вселенная должна быть открытым и бесконечно расширяться (Вселенная Лобачевского-Фридмана), а если выше критической, то Вселенная должен быть непрерывный, пульсирующий (Вселенная Римана).

Сегодня этот вопрос остается не решенным, потому что открываются все новые и новые виды материи, которые вмещают в себе огромные массы, как черные дыры.

Формам существования и движения материи должно соответствовать, согласно реляційним подходом, свое пространство-время. То есть, движение неживой природы осуществляется в физическом пространстве-времени. А биологические объекты существуют не только в физическом, но и в своем собственном биологическом пространстве-времени. Элементами биологического пространства выступают индивидуальная территория, экологическая ниша и вся биосфера, биологического времени - возраст организма (а возможно, и вида), его внутренние биологические часы, который определяет физиологическое состояние организма, степень его старения.

В. И. Вернадский связывал биологическое время с высшим уровнем организации материи, когда наиболее четко и полно проявляются такие качественные признаки времени, как необратимость и однонаправленность, что является следствием непрерывной последовательной эволюции биосферы, и только с этого времени, считает он, становится возможным истинное вычисление и измерение биологического времени.

Социальное пространство - это пространство, которое охватывается и превращается человечеством, а социальный время - это его история.

Кроме того, могут быть выделены также психологическое пространство и время и, соответственно, психологический возраст организма, который имеет психику (прежде всего человека). Психологический возраст зависит от подвижности центральной нервной системы и определяется способностью человека адаптироваться в новых условиях, ее любознательностью и энергией, а психологическое старение связано, прежде всего, с ростом ригидности, жесткости потери гибкости нервной системой старого человека, что уменьшает ее адаптационные возможности. Психологический пространство понимают как определенную дистанцию между людьми в общении, вторжение в которую, кроме особых случаев вызывает психологический дискомфорт.

Конечно, все эти четыре времена взаимосвязаны, и психологический возраст зависит от биологического и физического. В то же время они относительно автономны, то есть люди одного физического возраста могут иметь различный биологический возраст (такое явление объясняется изношенностью организма). Аналогично и люди с одинаковым состоянием физиологического здоровья могут иметь разный психологический возраст, разные степени свежести восприятия и остроты мышления.

— Время - число движения.

Аристотель

— …пространство является бытием первично-протяжным … которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений… Материя - это бытие вторично-протяженное, или такое, что, кроме протяженности, имеет и физическое тело… материя является бытием в пространстве… Движение является изменением пространства… является ничем иным, как величиной движения… соотношением всех абстракций последовательности.

Г. В. Лейбниц

— Что же такое… время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, даже не колеблясь; но как только хочу дать ответ, я в полной безысходности. Тем временем осознаю, что если бы ничего не происходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не происходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени.

Августин

— Прошлое - это тоже вид бытия, и, пожалуй, наиболее надежный.

В. Франкл

— Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношение к чему-либо внешнему, протекает равномерно; по-другому он называется продолжительностью.

И. Ньютон

— …время - это абстракция, к которой мы приходим благодаря изменению предметов. У нас нет никакой определенной меры времени, потому что все связано между собой.

— …мы должны отказаться от описания атомных явлений как явлений в пространстве и времени…

А. Эйнштейн

— …время, четвероякий сквозняк открытости, позволяет отыскать себя как «наличие», что содержит бытие, т. е. присутствие.

М. Хайдеггер

Дальнейшее философское познание бытия осуществляется посредством философских категорий - основных понятий, философия вырабатывает и совершенствует на протяжении всего своего существования как для собственных целей (выполнения своих функций), так и для общенаучного использования.

Контрольные вопросы:

  1. Основные виды бытия.
  2. Структура человеческого бытия.
  3. Что такое практика?
  4. Формы и структура духовного бытия.
  5. В чем заключаются недостатки понимания материи как вещества?
  6. Основные структурные уровни (формы существования) материи.
  7. Возможные пути развития физики микромира.
  8. Главный критерий общественного прогресса.
  9. Субстанциальный и реляционная концепция пространства и времени.
  10. Основные модели Вселенной.
  11. Биологическое пространство и время.
  12. Социальное пространство и время.
  13. Психологическое пространство и время.