Презентация проекта концепции модернизации иностранный язык. Концепция преподавания иностранных языков

О проекте научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные

языки»
Учебный предмет «Иностранный язык»,
«Второй иностранный язык»
Биболетова Мерем Забатовна,
канд.пед.наук., доцент, ст. научный сотрудник Института
стратегии развития образования РАО
2017

Работа над концепцией предметной области «Иностранные языки» ведется в рамках Исследований по созданию инновационного

Работа над концепцией предметной области «Иностранные языки»
ведется в рамках Исследований по созданию инновационного
образовательно-методического обеспечения в условиях реализации
концепций по предметным областям. Концепции по всем
предметам построены в единой логике.
В пакет по иностранному языку входят две концепции:

«Иностранный язык»
Проект научно-обоснованной концепции учебного предмета
«Второй иностранный язык»
Каждая концепция существует в развернутой и краткой форме.

Концепция представляет собой научно-обоснованную стратегию развития иноязычного образования в Российской Федерации, в которой

определены цели, задачи и основные
направления реализации данной стратегии на ближайшие
годы.
Целью Концепции является обеспечить соответствие
системы иноязычного образования современным
потребностям государства, общества и семьи

В проекте Концепции ИЯ отражены идеи и положения - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России, которая обеспечивает формирование
российской идентичности в условиях поликультурного мира,
- Программы развития универсальных учебных действий (УУД),
которая направлена на овладение ключевыми компетенциями как
основы для саморазвития и непрерывного образования
- Фундаментального ядра содержания ООО
- Федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования

Авторы Концепции видели свою задачу в том, чтобы - исследовать и описать причинно-следственные связи приводящие к

переосмыслению целей и содержания обучения ИЯ1 и ИЯ2, а также к
обновлению технологий обучения им;
- сформулировать цели обучения ИЯ, которые в полном объеме ни в ФГОС,
ни в примерных программах на сегодняшний день не обозначены.
Обосновать, что цели иноязычного образования становятся более сложными
по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и
прагматическом уровнях и соответственно воплощаются в личностных,
метапредметных и предметных результатах обучения. А иностранные языки
признаются средством общения и ценным ресурсом личности для
самореализации и социальной адаптации; инструментом развития умений
поиска, обработки и использования информации в познавательных целях.

Авторы Концепции видели свою задачу в том, чтобы - показать и обосновать, что потенциал иностранного языка как

общеобразовательного предмета позволяет в полной мере
решать задачи формирования ключевых компетенций личности,
обеспечивающих овладение социальным опытом, получать
навыки жизни и практической деятельности в обществе.
- зафиксировать хотя бы в минимальном объеме содержание
иноязычного образования (требования к коммуникативным
умениям и предметное содержание речи/тематику) как
основу для дальнейшего составления учебных программ

Авторы Концепции видели свою задачу в том, чтобы - сохранить и улучшить условия обучения ИЯ, позволяющие достичь заявленных

уровней владения ИЯ (допороговый/пороговый),
соотносимых с общеевропейскими компетенциями (А2,В1), а
именно: раннее начало обучения ИЯ, оптимальная учебная
нагрузка, возможность выбора уровня подготовки
(углубленный/базовый), возможность изучения ИЯ2 и др.
- выявить проблемы организации и реализации иноязычного
образования в школе и указать возможные пути их решения
- обозначить перспективу развития иноязычного образования на
ближайшие годы

Выделены три группы проблем: Проблемы методического характера - Недостаточное использование в пед. практике возможностей ИОС и

современных технологий ЛО и развивающего обучения (дифференцированное
/проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и др.)
- Недооценка важности формирования метапредметных умений: поиск и
анализ информации, планирование высказывания, рефлексия …
- Недостаток практико-ориентированных методических исследований об
обучении ИЯ в разноуровневых и разновозрастных группах, в полиэтнических
классах, с одаренными детьми, в условиях инклюзивного образования.
- Отсутствие обоснованных и четко сформулированных предметных
результатов во ФГОС и примерных программах как основы для создания
образовательных программ обр. организаций, для разработки КИМов и для
организации мониторинга уч. достижений на разных ступенях образования.
- Отсутствие апробации учебников перед их внедрением в практику школы

Проблемы организационного характера - Отсутствие баланса между изучаемыми в средней школе первыми иностранными языками:

доминирование АЯ в ущерб немецкому, французскому
и испанскому и другим ИЯ, которые становятся востребованными.
- Отсутствие деления класса на подгруппы. В настоящее время данная норма
не регулируется на государственном уровне. Для обеспечения достаточного
объема устной речевой практики для каждого обучающегося количество
учеников в подгруппе не должно превышать 12 человек.
- Недостаточное внимание к созданию необходимого уровня оснащения
кабинетов иностранного языка со стороны региональных органов управления
образованием, что существенно снижает эффективность образовательной
среды.

Проблемы кадрового характера - Несоответствие уровня предметной (языковой) подготовки ряда учителей иностранного языка

предъявляемым требованиям.
- Существенное сокращение учебного времени на языковую подготовку учителя ИЯ
в системе высшего образования.
- Допуск к преподаванию ИЯ кадров, не имеющих специального образования
и/или не подготовленных к педагогической деятельности.
- Коммерциализация системы повышения квалификации и переподготовки пед.
кадров; ее отставание от современной образовательной ситуации в России.
- Отсутствие системы консультирования учителей (особенно начинающих) по
методическим и организационным вопросам на муниципальном уровне.
- Недостаточная подготовка учителей ИЯ для работы в условиях инклюзивного
образования, с детьми с особыми образов. потребностями, с одаренными детьми,
а также в классах малой / большой наполняемости, в полиэтнических и
разноуровневых группах.

В расширенном проекте концепции представлено следующее: - описаны наиболее важные действующие нормативные документы, влияющие

на преподавание иностранного языка;
- дан анализ иноязычного образования, его роли и места в системе
знаний школьников о современном мире;
- сформулированы приоритетные направления и методы в
преподавании иностранного языка;
- описаны факторы, способствующие повышению качества
преподавания ИЯ, наиболее эффективные подходы к его
преподаванию, в том числе с учетом региональной специфики;

- сформулированы предложения по модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки» и

предложены структурные и организационные схемы их
внедрения
- описаны процессы нормативно-правового, научно-методического,
кадрового, материально-технического, программного и
информационно-ресурсного обеспечения образовательной
деятельности;
- описан порядок деятельности по реализации концепции и
механизмы мониторинга результатов внедрения концепции.

В оба варианта Концепции (развернутый и краткий) входит «Дорожная карта» по ее внедрению (на период до 2020 года). В «Дорожной

карте» предусматривается:
1. Нормативно-правовое обеспечение эффективной реализации
концепции предметной области «Иностранные языки»
2. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров,
участвующих в реализации концепции
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
реализации концепции предметной области «Иностранные языки»

1. Нормативно-правовое обеспечение реализации концепции - Условием реализации образовательной политики страны является

корректная нормативная база, понятная всем участникам
образовательного процесса, что предполагает
общественно-профессиональное обсуждение проекта концепции с
участием: ассоциаций учителей ИЯ, представителей органов
управления образованием и школ, работодателей, представителей
обществ. организаций, СМИ и и др.
- Далее последует внесение изменений в ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС СОО и в примерные программы общего образования.
Корректировка документов должна осуществляться на основе
выводов, сделанных в процессе общественно-профессионального
обсуждения данной Концепции и в соответствии с ней.

2. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, участвующих в реализации концепции подразумевает: - Разработку

вариативных программ иноязычной подготовки учителя
в соответствии с Концепцией ИЯ и с учетом региональной специфики
- Корректировку учебно-методических комплектов (УМК) в
соответствии с концепцией предметной области «Иностранные
языки» и последующее обучение учителей работе с ними
- совершенствование системы подготовки учителей ИЯ и повышения
их квалификации с учетом вариативных педагогических условий
обучения (в полиэтнических классах, в условиях инклюзивного
образования и др.)

- применение на практике современных пед. технологий позволяющих дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс,

построить индивидуальную образов. траекторию обучения
- организацию материально-технического обеспечения предметной
области «ИЯ»: моделирование комфортной ИОС
(в т. ч. оснащение традиционных кабинетов ИЯ современными
техническими средствами);
использование возможностей ИКТ (модульное образование,
сетевые системы обучения, дистанционное обучение и др.)
- создание системы методической и организационной поддержки
учителей ИЯ в рамках деятельности региональных предметных
ассоциаций.

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации концепции предметной области ИЯ подразумевает: -

Организацию мониторинга реализации данной концепции
- Совершенствование системы диагностики и контроля учебных
достижений обучающихся, включая обновление контрольных
измерительных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов по ИЯ (по
выбору обучающегося)

- Организацию и проведение исследовательских и сравнительных мероприятий по оценке качества образования, в т.ч. независимой

оценки, с
использованием как российского так и международного
инструментария, участие в НИКО и ВПР
- Организацию конкурсного и олимпиадного движения
школьников по ИЯ, Всероссийской олимпиады
По каждой из перечисленных позиций в «Дорожной
карте» указано время исполнения.

Приглашаем профессиональное сообщество учителей и преподавателей иностранного языка Красноярского края к активному обсуждению Проекта концепции преподавания предметной области «Иностранные языки».

  • #9

    Галкина Светлана Михайловна (Sunday, 10 December 2017 09:49 )

    6 декабря на заседании РМО учителей иностранных языков Свердловского района г.Красноярска прошло активное обсуждение концепции преподавания предметной области "Иностранные языки. С комментариями и предложениями можно ознакомиться ниже:
    сильные тезисы концепции находятся в её задачах:
    совершенствование системы подготовки учителя, поскольку без грамотного, высококвалифицированного специалиста достижение цели концепции невозможно.
    Выделены и сформулированы три группы проблем обучения ИЯ в школе. Будет более чётко определено предметное содержание программы.
    тезисы концепции, требующие доработки: что стоит изменить, уточнить, добавить или убрать:
    необходимо добавить раздел «Требования к уровню подготовки выпускников ВУЗов» и направить усилия на взаимодействие с преподавателями, методистами ВУЗов, т.к. молодые специалисты, идущие в профессию зачастую проф. непригодны в силу личностных качеств, не умеют работать с детьми, методически не подкованные, не умеют реализовывать рабочие программы, а уж тем более ФГОС. А в концепции больше ставится акцент на учителя и учащегося, нежели на студента, идущего в профессию. Учитель не может тратить все силы на индивидуальную переподготовку молодого специалиста, поскольку для этого и предназначен ВУЗ.
    Изучение иностранного языка требует определенных условий и способностей детей. В нашей стране нет пока такого опыта, когда с 5 ребенка направляют в ту школу, которая по профилю ближе к его будущей профессиональной деятельности. Не все дети готовы изучать второй иностранный язык. Некоторые учащиеся и первый иностранный не способны выучить на достаточном уровне.
    согласованность идей концепции и образовательного стандарта:
    результатом совместной кропотливой работы учащегося и учителя должна стать гармонично-развитая во всех направлениях личность учащегося, при этом (я сейчас не говорю о личностных результатах) результат его учебных достижений измеряется по средством государственной итоговой аттестации, при этом аттестация имеет узко-направленный формат. Понятно, что он (формат) таков, чтобы предоставить равные требования и шансы всем выпускникам, но тем не менее, та высокая цель, заявленная в начале документа, уходит на задний план, хотя в теории всё звучит верно, но на практике нам нужно стремиться закрывать именно проблемные места. Хотя сама проблема в задачах сформулирована: совершенствование системы контроля, обновление КИМов… Получается, что высокая цель сужена до банальной сдачи экзамена, ведь так измеряются результаты обучения.
    Концепция подчёркивает важность переосмысления целей и задач ИЯ в рамках нового образовательного стандарта.
    способна ли школа реализовать заявленные в концепции требования:
    в связи с «круговоротом» кадров (особенно молодых специалистов) в системе образования это сделать очень трудно. Учащиеся не имеют системы в работе, системы отслеживания их результатов и т.д.
    При отсутствии апробации новых УМК, нет уверенности в том, что учебники, которые нам предлагает Министерство Образования, могут в полной мере обеспечить подготовку учащихся к итоговой аттестации на должном уровне. Учителя не готовы работать с детьми с ОВЗ, ввиду отсутствия учебников для таких детей и переподготовки преподавателей.
    какие вопросы Вы бы адресовали разработчикам Концепции как учителя-практики:
    Возможно ли предусмотреть в концепции обязательства для методистов, авторов УМК и издательств обеспечить учителя иностранного языка методическим сопровождением (рабочие программы, дорожные карты, технологические карты к урокам УМК и т.д.) для полноценной реализации данного проекта.

  • #8

    В тексте концепции четко отражены ее цели и задачи. Обозначены запросы и ситуация в современном обществе, которую обязательно необходимо учитывать при разработке стратегии обучения иностранным языкам.
    Лаконично и понятно отражены современные подходы к обучению иностранным языкам: компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный.
    Четко выделена основная содержательная линия.
    Подробно расписаны проблемы изучения предметной области «Иностранные языки» и учебного предмета «Иностранный язык». Практически все проблемы реально актуальны на данный момент.
    Особенно стоит обратить внимание на вопрос языковой подготовки педагогов.
    В документе грамотно обозначены проблемы изучения предметной области «Иностранные языки» и открыто, сказано о том, что решением данных проблем должен заниматься в первую очередь не учитель. Должно проводиться комплексное решение имеющихся проблем.

  • #7

    В разделе V. Проблемы изучения предметной области "Иностранные языки" считаю важным следующие проблемы организационного характера:
    ➢ Отсутствие деления класса на подгруппы. Для обеспечения достаточного объема устной речевой практики для каждого обучающегося количество учеников в подгруппе не должно превышать 12 человек. В настоящее время данная норма не регулируется на государственном уровне.
    ➢ Недостаточное внимание к созданию необходимого уровня оснащения кабинетов иностранного языка со стороны региональных органов управления образованием, что существенно снижает эффективность образовательной среды.

  • #6

    Полностью согласна со всеми заявленными проблемами, особенно о переполненности групп, невозможно качественно обучать иностранному языку, когда в группе 18 человек и более. Также разделяю мнение Татьяны Васильевны о языковой подготовке педагога.

  • #5

    Очень важно понимать, что огромную роль играет не только методическая подготовка педагога, но и языковая! Очень сложно поддерживать высокий уровень языка, учитывая нагрузку в школе и безязыковую среду нашего края, где носителя языка найти - довольно сложно. Необходимы языковые курсы (онлайн или очные), которые помогут педагогам повышають свою языковую компетенцию по мере необходимости.

  • #4

    Грамотный документ, где, наконец-то, открыто говорят о проблеммах в нашей предметной области, а также о том, что решать их можно только комплексно.

  • #3

    В проекте концепции четко заявлены задачи, которые ставятся перед учителем

  • #2

    В разделе IV. «Методологические основы стратегии развития отечественного иноязычного образования» дан хороший обзор подходов. Но каждый абзац начинается не с определения/ описания подхода, а с того, как он отражается на обучении. Предлагаю дать емкое определение подхода.
    В разделе 5 перечислены и важные и значимые проблемы. Ответственность ложится на плечи не только учителя иностранного языка, но и на администрацию в части создания условий.

  • #1

    Четко, понятно, с новым видением роли иностранных языков прописано Значение иностранного языка в современной системе образования и дано всестороннее обоснование.

Актуальное обсуждение

Предлагаем на заседаниях ваших методических объединений обсудить вопросы концепции:

  • Какова роль иностранного языка для становления личности учащегося?
  • Какие задачи ставит Концепция перед учителем иностранного языка?
  • Как должен быть обустроен процесс обучения иностранному языку в соответствии с Концепцией?
  • Каковы основные подходы в обучении иностранному языку согласно Концепции?
  • Каковы основные виды и формы учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку?

o Если отвечать на вопрос: «Какие вопросы Вы бы адресовали разработчикам концепции как учителя-практики?» Я бы спросила: «Соотносится ли содержание концепции и действующих ФГОС». В последние годы появились документы, которым надо следовать буквально. Например, профессиональный стандарт, где требования у учителю очень высокие, но в процессе обучения не всё зависит от педагога. Образование – это процесс, куда вовлечена не только школа, но и семейное образование, и дополнительное».

  • #1

    Собственно формулировки цели обучения иностранным языкам в разделе III. Значение иностранного языка в современной системе образования. Цель предметной области «Иностранные языки» не дано, лишь её описание, уровни цели. Определение появляется в разделе 4.

  • Всероссийский семинар-совещание «Внедрение ФГОС: содержание, механизмы, результаты» 27.10.2017

    Презентации докладов и сообщений учителей и методистов на секции "Иностранный язык"

    «Концепция предметной области " Иностранный язык " как стратегия развития иностранных языков в школе» – Биболетова Мерем Забатовна , к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.

    «Обновленный курс «Enjoy English» Биболетова Мерем Забатовна , к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.

    «Корпорация "Российский учебник": Издательско-образовательная деятельность по обеспечению модернизации содержания и методов преподавания иностранных языков в школе» – Алексеева Ольга Владимировна, ведущий редактор Центра иностранных языков корпорации «Российский учебник»

    «Развитие познавательных и коммуникативных УУД на уроках английского языка » Решетнева Юлия Александровна, завуч по УВР «СШ № 7» г. Красноярск.

    «Формирование мета предметных умений через работу с текстом на уроках английского языка » Галкина Светлана Михайловна , учитель английского языка, руководитель МО учителей АЯ Свердловского р-на г. Красноярска.

    «Присвоение нового социального опыта в процессе формирования УУД через организацию внеурочной деятельности (на примере поточных мероприятий гимназии) » Яценко Ирина Александровна , учитель «КУГ № 1 – Универс», руководитель МО ОО г. Красноярска.

    «Обучение экстенсивному чтению – работа с художественным текстом на иностранном языке» – Предлагаем в этом разделе сайта размещать имеющиеся в крае ресурсы по результатам реализации ФГОС. Присылайте свои разработки на адрес [email protected]

    Выступление по теме: Научно-обоснованная концепция модернизации содержании и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Иностранный язык». Выполнила Сабирова А.Ф.

    Все указанные факторы, которые призваны повышать качество преподавания ИЯ в настоящий момент испытывают значительные несоответствия заданным Концепцией параметрам. Назову некоторые из них, с которыми встречаются практикующие учителя иностранного языка в современной общеобразовательной школе. По первому фактору это использование неполного комплекта УМК из за отсутствия того или иного компонента; отсутствие опробации учебников по иностранному языку перед тем как их внедрять в практику, в некоторых случаях отсутствие приемственности и непрерывности курса обучения. По второму фактору в первую очередь необходимо отметить, что далеко не у каждого учителя есть возможность работать в оборудованном техническими средствами кабинете, где он может использовать мультимедийные элементы, интерактивные ссылки, интернет ресурсы, проектор идр. И соответственно эти факторы не содествуют личностно-ориентированному образованию, предполагающему индивидуализации и дифференциации обучения. По третьему фактору необходимо сказать о том, что многие учителя не имеют подготовки для работы в классах с полиязычным составом и инклюзивного образования. Авторы Концепции модернизации содержания и технологий преподавания иностранного языка выявляют данные проблемы и указывают на конкретние пути их решения. Но в самом начале хотелось бы отметить, что несмотря на все современные технологии во главе угла стоит сам учитель, его прфоессиональная компетентность, творческий подход и заинтересованность в результатах своей деятельности. 1) Содержание курса УМК должно быть ориентированным на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, сотрудничеству и взаимодействию в решении проблем, умению представлять культуру своей страны, города, края…Используемые в практике обучения ИЯ учебники должны учитывать особенности речемышления россиян, для которых русский язык является либо первым либо вторым родным языком. Современный УМК это не только учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, книга для чтения, но и интернет-ресурсы: мультимедийные элементы, интерактивные ссылки др.компьтерные технологии: лингвопроекты, проекторы…Только комплексное использование всех компонетов УМК позволят решать задачи формирования и развития коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка. Составно частью УМК также является оборудованный всеми технологическими средствами кабинет и позволяет равный доступ всем обучающимся к современным технологиям и средствам обучения. 2) Дифференциация и индивидуализация обучения существовали всегда и становятся наиболее актуальными на современном этапе в связи разнородным этническим составом, присутствием детей-мигрантов, а также актуальным на сегодняшним день инклюзивным образованием. Процессам индивидуального и дифференцированного подхода способствуют те же УМК, проектная деятельность, модульное образование. Например проектная деятельность является действенным инструментом индивидуального развития личности, а именно его творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Проектная деятельность предполагает работу в группах, где каждый участник задействован в процессе, где дети учаться друг у друга и есть прямая мотивация у каждого участника быть вкладом в общий результат.3) В условиях полиязычного общества, работы с с обучающимися с особыми потребностями, инклюзивного образования, необходимы новые подходы в подготовке преподавательских кадров. Необходимо, чтобы учитель владел новыми технологиями (проектная деятельность, языковой портфель школьника, обучение в игре, в сотрудничестве…)в обучении детей проявлять творческую активность. Учитель должен осознавать ответственность за качество своей работы. Также учитель должен владеть методами и технологиями работы с детьми с особыми потребностями и организацией учебной среды, которая соответствует требованиям личностно ориентированной парадигмы образования.

    «Пособие по английскому» - Чукотско-камчатская семья. Австроазиатская семья. Кончилось время единого стабильного учебника. Афразийская семья. He is never well when museums are on the schedule. Ah! Генеалогическая классификация языков: Индоевропейская семья. What"s eating you, Jack? М.Я.Блоха, Н.А.Калевич, Л.И.Кравцовой; Под общей научн. ред.

    «Английский в начальной школе» - Знание языка – обязательное требование жизни в современном обществе. Проектная деятельность. Кружковая работа. Проблема – поиск - решение. Красота – первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Нашим детям - единство радости, добра и красоты. «Моделирование языковой среды при обучении английскому языку в начальной школе».

    «Урок иностранного языка» - Речевая направленность. Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Структура урока иностранного языка. Что такое урок? Индивидуализация -. План. Методическое содержание урока иностранного языка.

    «Использование ИКТ» - Позволяют быстро подобрать необходимую наглядность. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Глава 2. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Формирование умений самостоятельно пополнять знания. Новый вид познавательной активности обучаемого.

    «Программа по иностранному языку» - 2 класс. + Дополнительные программы. Формирование коммуникативной компетенции. Немецкий язык, 9 класс. экзамен/итог. + Дополнительные программы + программы спецкурсов. Основные компоненты комплексного перехода к обучению и воспитанию. Процент обученности. Распределение учебного материала по немецкому языку.


    "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".















    ЛОО Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает, с одной стороны, осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. С другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.


    Ц ЕЛЬ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Создание системы психолого- педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.















    Структура синквейна: 1. Первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное). 2. Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных). 3. Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (три глагола) 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.



    Ч ТО? Г ДЕ? К ОГДА? В 1996 году, Совет Европы представил компоненты образованности как компетенции. Предполагалось, что они должны быть сформированы у культурного человека, являться целями образования и параметрами оценки эффективности образовательных учреждений в формировании общей культуры личности и образованности.


    Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Компетентность - владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. И.А. Зимняя




    А КТУАЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ЗНАНИЕВО - ОРИЕНТИРОВАННОГО образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;


    В нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования; содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;











    Л ИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Акцент делается не на обучение частичкам языка и отдельным аспектам языка, а языку в целом. Учение идет от общего к частному, от конкретного к абстрактному, от знакомого к незнакомому и осуществляется через аутентичное чтение, письмо, говорение и аудирование. Обучение всем видам речевой деятельности осуществляется одновременно через обсуждение проблемных ситуаций реальной жизни, обмен мнениями, дискуссии по поводу прочитанных книг, написание сочинений и т.д. Знания языка используются функционально и целенаправленно в связи с потребностями учащихся, которые экспериментируют с языком, играют со словами и идеями и т. п.




    П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ понимание учителем того, что учащиеся овладевают знаниями лучше, если активно участвуют в учебном процессе при организации общения на занятии широко используется коллективная учебная деятельность учитель и учащиеся образуют сообщество, в котором учитель показывает пример активности в учебной деятельности, в поиске истины


    П ОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Д анный подход к обучению предполагает: - умение учителя отстаивать свое понимание того, как ребенок учится и развивается - использование своего профессионализм а, интеллект а и воображения в моделировании процесса обучения и принятии решений


    При обучении по технологии «Язык как целое» акцент делается не на усвоение единиц языка фонем, морфем, лексем и предложений, не на обучение отдельным аспектам языка, а на овладение иностранным языком в его целостном проявлении. В качестве системообразующей единицы рассматривается при этом целый текст. Языковые средства усваиваются не изолированно, а в связном контексте, причем обучение всем видам речевой деятельности – чтению, аудированию, говорению, письму – осуществляется параллельно.



    И НТЕРАКТИВНОСТЬ Интерактивность - взаимная, межсубъектная активность, активность в диалоговом режиме. Этим термином широко пользуются - в практике бизнес-тренингов, - в компьютерном образовании, - в теории и практике общения, - при описании современных инновационных технологий и т.д.


    И НТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащегося с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор познания.




    И НТЕРАКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивность проявляется в четырех плоскостях: - в плоскости взаимодействия с предметом деятельности, в том числе с компьютером, - в плоскости содержания обучения, - во взаимодействии всех видов речевой деятельности, - во взаимодействии участников общения.






    Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют ввиду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.


    Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности. Все эти новшества в образовательном процессе заставляют нас использовать новые подходы в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.