1 из 18
Презентация на тему: История земли Иркутской
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
1. ЭкономикаАграрная реформа 1861 г., отменившая зависимость крестьян от помещиков, привела к изменениям в составе населения губернии После реформы увеличился поток переселенцев в Сибирь. С 1861 по 1891 г. в Иркутскую губернию прибыло более 20 тыс. человек Большая часть из них стала заниматься земледелием, получая наделы из числа заброшенных земель или разрабатывая новые под зерновые и картофель Основными орудиями обработки земли оставались сохи-рогалюхи и колесухи
№ слайда 4
Описание слайда:
1. ЭкономикаПоявлялись и новые сохи, которые назывались «пермячки». Они почти полностью изготавливались из железа, поэтому были болеепрочными и производительными Вскоре появился и железный плуг, а старинная коса-горбуша была заменена косой-литовкой фабричного производства
№ слайда 5
Описание слайда:
1. ЭкономикаВ конце XIX в. стали появляться молотилки, веялки, сортировки. Все это позволяло увеличивать посевные площади Особенно это было заметно в Балаганском и Иркутском округах,где осело наибольшее число переселенцев. В 1895 г. в крестьянскиххозяйствах этих округов было 113 молотилок и 654 веялки Урожаи хлебов были различные, в среднем они колебались от 40 до 60 пудов с десятины, но были и более урожайные годы
№ слайда 6
Описание слайда:
1. ЭкономикаВторую отрасль сельского хозяйства губернии составляло скотоводство По количеству голов на первом месте были козы и овцы, на втором - крупный рогатый скот, на третьем - лошади. Разведение лошадей составляло солидную статью дохода в хозяйстве С развитием капиталистических отношений в деревне усилилось социальное расслоение. По данным подворной переписи 1887-1889 годов в Балаганском, Иркутском, Верхоленском и Нижнеудинском округах губернии бедняцкие хозяйства составляли 42 процента, средние - 34,3, а зажиточные - 23,7
№ слайда 7
Описание слайда:
1. ЭкономикаПоскольку в Иркутской губернии преобладала захватная форма владения землей, то отдельные хозяйства сумели распахать до300 десятин земли, они держали по нескольку десятков головкрупного рогатого скота и лошадей Бедняки зачастую отдавали свои земли в аренду, а порой бросали их и уходили в город или на «железку», так называли тогда железную дорогу
№ слайда 8
Описание слайда:
1. ЭкономикаКрестьянская реформа 1861 г. дала толчок развитию товарно-денежных отношений в деревне, углублению ее социального расслоения, усилила поток переселенцев, способствовалавовлечению в хозяйственный оборот свободных земель губернии С отменой крепостного права произошли изменения впромышленности губернии. Казенные заводы очень трудно приспосабливались к условиям свободного рынка наемного труда, так как на них в основном работали ссыльные и каторжные
№ слайда 9
Описание слайда:
1. ЭкономикаНо сохранились и такие предприятия, где наряду с каторжным трудом широко применялся и наемный труд. К таким относились Усольский солеваренный завод, золотые прииски Переход к наемному труду позволил повысить производительность труда на многих предприятиях
№ слайда 10
Описание слайда:
1. ЭкономикаНесмотря на усовершенствование технологии добычи золота, труд рабочих на приисках оставался тяжелым. Об этом свидетельствуют рассказы иркутского писателя М.В. Загоскина. В книге «Иркутск и Иркутская губерния», изданной в 1870 г., онписал: «Работы на приисках не легки. Рабочие встают с зарею и отправляются в разрезы, часто заполненные водой и наполненные грязью. Отдыха им дается не более трех часов в течение рабочего дня, который считается в 18 часов - с 3 часов утра до 9 часов вечера. Пища на приисках почти везде хорошая. Но тяжелые работы во всякую погоду и во всегдашней сырости производят гибельное влияние на здоровье. После 5-6 лет такой жизни рабочий становится если не калекой, то никуда негодным, кроме разве службы где-нибудь караульным»
№ слайда 11
Описание слайда:
1. ЭкономикаВ 1893 г. в Восточной Сибири было добыто 1822 пуда золота, что составляло 75 процентов его добычи во всей России Во второй половине XIX в. в губернии начинает развиваться угольная промышленность. Уголь был обнаружен на Гришевской заимке в 8 верстах от Черемхова, где еще в 50-е годы началасьего добыча
№ слайда 12
Описание слайда:
1. ЭкономикаОднако большая часть из них была кустарного или полукустарного типа с числом работающих от 10 до 50 человек. Особенно характерно это было для Иркутска В 1889 г. главными промышленными предприятиями города являлись три водочных завода, два мукомольных с паровыми мельницами, два пивоваренных и один дрожжевой, а также спичечная и табачная фабрики В пореформенный период в промышленности росло число частныхпредприятий и производств, увеличивалось количество наемных рабочих. Но промышленность развивалась медленнее, чем в Европейской части России. Это было связано с правительственнойполитикой: Сибирь по-прежнему оставалась кладовой ценных сырьевых ресурсов, а также обширным рынком для сбыта промышленных изделий и товаров центральных заводов и фабрик
Описание слайда:
2. Хозяйство коренного населенияВ их хозяйствах все больше появлялось плугов, косилок, конныхграблей, жнеек и молотилок. Все это привязывало бурятское население к постоянному месту жительства и внедрению отгонногоскотоводства С наступлением весны они перегоняли скот на летние пастбища,расположенные на большом расстоянии от зимников, то есть постоянных поселений бурят
№ слайда 15
Описание слайда:
2. Хозяйство коренного населенияВ конце августа, после окончания сенокоса и уборки сена, скот снова перегонялся с летних пастбищ в зимники, где до поздней осени кормился на выкошенных летом утугах и сенокосных лугах, а после уборки хлебов - на поляхС наступлением зимы скот переходил на стойловое содержание. Только табуны лошадей оставались на подножном корме. При больших снегах и лошадей подкармливали соломой, сеном и загоняли во дворы. Буряты строили крытые хотоны (стайки), в которых скот находился в ночное время В хозяйствах бурятских семей стали применять для удобрения почвы навоз, причем удобряли не только пашню, но и сенокосныелуга - утуги. Утуги обычно располагались около зимних жилищ, их охраняли от потрав, для чего обносили изгородью
№ слайда 16
Описание слайда:
2. Хозяйство коренного населенияНаряду с земледелием и скотоводством бурятское население продолжало заниматься традиционными промыслами - охотой, рыболовством, сбором в тайге грибов, ягод, орехов, различных трав и кореньев, изготовлением национальной одежды, обуви, украшений из кости, камня и металла, орудий промысла и охоты Во второй половине XIX в. происходили изменения в социальных отношениях бурят. С развитием торговли появился спрос на свободные руки, особенно в связи с развитием промышленности,земледелия, скотоводства. По данным подворовой переписи 1887-1897 годов, 21,7% бурятских хозяйств использовали годовой и сроковый наем работников
№ слайда 17
Описание слайда:
2. Хозяйство коренного населенияВ 80-е годы XIX в. были упразднены степные думы и созданы «инородные» управы Главу управы выбирали из местных жителей, как правило из молодых разбогатевших хозяев Так, Идинская степная дума была разделена на Боханскую, Бильчирскую, Укырскую, Улейскую, Молькинскую «инородные» управы Вместе с ними упразднялись должности тай-шей - главныхродоначальников, замещавшихся по наследству. За «инородческим» самоуправлением стали вести надзор крестьянские «инородческие» начальники, то есть представителицарской администрации
№ слайда 18
Описание слайда:
2. Хозяйство коренного населенияВ конце XIX столетия началась паспортизация коренного населения и определение мест постоянного проживания. Все буряты были обязаны иметь паспорт при устройстве на работу по найму Паспорт выдавался на год, а его продление зависело от того, как человек рассчитался с налогомИтак, с одной стороны, появилась выборность при формировании инородческого самоуправления, а с другой - усиливался административный контроль как за самоуправлением, так и за каждым коренным жителем
Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089
Структура документа.
Рабочая программа учебного предмета «История земли Иркутской» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Программное обеспечение:
Косых А.П., Рабецкая З.И. Программа курса история земли Иркутской. 2004 год
Учебник: Косых А.П., Рабецкая З.И. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 год.
Общая характеристика учебного предмета.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории. Курс «История земли Иркутской» даст обучающимся представление о развитии нашего края с древнейших времён до начала XX века. Обогатит культурный опыт в области исторического краеведения.
Место предмета в образовательном процессе
На изучение учебного предмета «История земли Иркутской» в 10 классе в региональном компоненте базисного учебного плана отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю, что соответствует авторской программе З.И.Рабецкой.
Ц е л ь к у р с а : содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой Родины.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда з а д а ч :
· Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;
· Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;
· Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;
· Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;
· Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать и понимать:
периодизацию истории родного края;
пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
значение и роль Иркутской земли в истории Отечества;
историческую обусловленность общественных проблем и конфликтов на территории родного края;
специфику исторического пути Иркутской области в истории России;
Учащиеся должны уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым проблемам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии;
Учащиеся должны использовать:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
использовать историческую информацию для критического анализа современности и возможности построения собственного алгоритма жизнедеятельности;
использовать историческую информацию- факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения для установления причинно-следственных связей между явлениями, пространственными и временными рамки изучаемых исторических процессов и явлений
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории края, смогут готовить и выступают с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, краеведческих конкурсах и конференциях. Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме презентации, творческого отчета, защиты проекта или творческой работы и пр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Количество |
||
Наш край в древности | ||
Прибайкалье в период средневековья | ||
Земля Иркутская в VIII веке | ||
Иркутская губерния в первой половине XIX века | ||
Иркутская губерния во второй половине XIX века | ||
Иркутская земля в начале XX века | ||
Между двумя революциями | ||
Революция и гражданская война | ||
Иркутская земля в 1921-1941 годах | ||
Великая Отечественная война и послевоенное строительство | ||
Иркутская область в 1961-1985 годах | ||
Иркутская область в 1986-2000 годах | ||
Повторение | ||
Итого |
Вводный урок
Иркутская область – часть Великой России. Место Восточной Сибири в истории человечества, в истории Отечества, общее и своеобразное в нашей истории. Народы Сибири, её историческая география: оценка этнических и природных факторов. Соотношение внутренних факторов и внешних воздействий в развитии России. Роль Иркутской области в геополитике. Основные понятия: геополитическое положение.
Раздел 1. Земля Иркутская в далёком прошлом
Тема 1. Наш край в древности.
Древнекаменный век : древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита (Буреть, Мальта). Исследования А. П.Окладникова. Новокаменный век : усовершенствование орудий труда; приручение животных; значение охоты и рыболовства. Стоянки неолита. Наскальные рисунки. Основные понятия: мезолит; неолит; петроглифы.
Меднобронзовый век : орудия труда из меди и бронзы, нефрита, кости и рога; связи с соседними племенами. Шаманство как своеобразное явление духовной культуры. Начало железного века (первое тысячелетие н. э.): орудия труда и оружие; кузнечное дело; приручение диких животных (лошадь, баран, бык); памятники железного века. Основные понятия: энеолит; шаманизм; жертвенники.
Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья.
Тема 1. Коренные жители Прибайкалья.
Курыканы. Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселение курыкан. Источники знаний о курыканах. Занятия: скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Жилища и культура. Полукочевой образ жизни. Письменность. Высокий уровень искусства. Курыканы – предки бурят. Основные понятия: Курыканы; кидани; тюрки; писаницы.
Буряты, эвенки, тофалары . Территория, занятия и общественный строй бурят. Формирование бурятской народности. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Кровная месть. Эвенки. Расселение эвенков, общественные отношения, жилище, одежда, быт эвенков. Тофалары – малая народность Восточной Сибири. Оленеводство и охота – основные занятия тофов, жилище. Суглан. Названия городов, деревень, географических мест произошедшие из языка бурят, тофов, эвенков.Основные понятия: тофалары, тофы (карагасы); баргуты; буряты; эвенки; этнос; суглан; шуленга, чум, юрта.
Тема 2. Продвижение русских в Сибирь.
Продвижение русских в Сибирь . Пути продвижения. Первые остроги: Илимский 1630 г., Усть - Кутский 1631 г., Братский 1634 г., Балаганский 1654 г.. Основание Иркутского острога в 1661 г., Я. Похабов. Илимское воеводство: развитие земледелия и промыслов. Начало Иркутского воеводства. Ясак. Значение присоединения Прибайкалья к России.
Первые христианские церкви и монастыри. Иннокентий Кульчинский. Развитие культуры. Описание земли Иркутской Семёном Ремезовым. Народные волнения 17 века. Основные понятия: землепроходцы; острог; ясак; волок; воеводство.
Раздел 3. Становление и развитие капиталистических отношений в Восточной Сибири.
Тема 1. Прибайкалье в 18 веке.
Социально – экономическое развитие края . Рост населения, его занятия. Московский тракт. Повинности трудового народа. Развитие промышленности и ремёсел. Тельминская мануфактура. Илгинский винокуренный завод. Первые предприниматели края. Иркутск – губернский город . Управление Иркутской землёй. Население. Иркутск – центр торговли и ремесла. Иркутское купечество. Основные понятия: мануфактура; торгово-промысловая компания; «ясачные иноземцы»; городская дума; наместничества.
Культура. Первые школы. Монастырские школы, «навигацкая школа», «гражданская школа». Духовная семинария. Иркутское главное народное училище. «Именитые» люди 18 века . Исследование Сибири. Камчатская экспедиция В. Беринга. Г. Ф.Миллер, И. Г.Гмелин, И. Георги, С. П.Крашенинников, Э. Г.Лаксман. А. Н.Радищев в Илимской ссылке. Г. И. Шелихов – «Колумб Российский». Основные понятия: «мунгальская школа»; духовная семинария; учительская семинария; навигацкая школа; этнография.
Тема 2. Иркутская губерния в первой половине 19 века.
Развитие экономики . Сельское хозяйство и крестьянство. Лесной промысел. Сельская община. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество. Города Прибайкалья. Городское общество. Участие населения в Отечественной войне 1812 года . Сбор средств для снаряжения добровольцев. Сибирские полки в военных действиях. Основные понятия: сельская община; «классы по состоянию»; прииски; «сельские» города; мещане.
Декабристы в Иркутской губернии .(2 часа) Имена декабристов и места их пребывания. М. С. Лунин, Ф. Б. Вольф, В. Ф. Раевский, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, братья Муравьёвы. Жёны декабристов и их участие в культурной жизни губернии. Вклад декабристов в развитие Сибири. Основные понятии: пересылочный пункт; поселенцы; политическая каторга; декабристские вечера.
Восточно–Сибирское генерал-губернаторство . Генерал-губернатор Сибири. М. М. Сперанский и его преобразования в управлении Сибирью. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв - Амурский. Айгунский и Пекинский договоры. Просвещение и образование в первой половине 19 века . Открытие учебных заведений. Иркутский сиропитальный дом Е. М. Медведковой. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. Архитектура Иркутска. Жизнь и быт иркутян. «Именитые» люди края: Г. С. Батеньков, П. И.Пежемский, Е. А. Авдеева - Полевая, М. И. Песков. Основные понятия: генерал – губернаторство; губерния; округа; волости.
Тема 3. Иркутская губерния во второй половине 19 века.
Экономика края. Поток переселенцев после реформы 1861 года. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда. Развитие капиталистических отношений в деревне, социальное расслоение. Захватная форма землевладения. Развитие промышленности. Формирование рабочего класса. Частный капитал. Добыча золота – наиболее доходная отрасль промышленности. Начало развития угольной промышленности. Хайтинская фарфоровая фабрика. Сибирь – кладовая ценных сырьевых ресурсов. Хозяйство коренного населения. Реорганизация управления. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие средств связи. Торговля и купечество. Торговые пути. Развитие торгового оборота. Известные иркутские купцы: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Белоголовые. Мещанство. Основные
Общественная жизнь . Иркутск – центр общественной жизни. М. В. Загоскин. В. И. Вагин. Роль политических ссыльных в общественной жизни края. А. П.Щапов. К. Г. Неустроев. Издание газет. Александровский централ. Польские ссыльные. Основные понятия: движение «областников»; колониальная политика; «Александровский централ»; петрашевцы; народники; марксисты; социал-демократы.
Культурная жизнь нашего края . Просвещение и образование. Открытие новых учебных заведений. Педагоги и организаторы народного образования. Научно – техническая жизнь в губернии. Литература. Публичная библиотека. Театральная и художественная жизнь. В. П. Сукачёв. Строительство в Иркутске, архитектура города. Изменения в архитектурном облике города после пожара 1879 года. Строительство в губернии. Памятники культуры Приангарья. Основные понятия: сиропитательный дом; меценат; ВСОРГО; эклектика; русское барокко; русско - византийский стиль.
Раздел 4. Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия.
Тема 1. Иркутская земля в начале 20 века.
Экономика края . Противоречивое влияние железной дороги на развитие территории. Уровень развития промышленности. Отношение правительства к развитию промышленности в Сибири. Монополизация производства. Положение рабочих на предприятиях губернии. Сельское хозяйство. Переселение в Сибирь. Вовлечение крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Расслоение крестьянства. Влияние Русско-японской войны на положение трудящегося населения Сибири. Основные понятия: монополистический капитализм; многоукладность экономики; классы; сословия; рыночные отношения.
Общественно- политическое развитие края в начале 20 века . Рабочее движение: рост стачечного движения; переход к политическим требованиям. Иркутская социал-демократия. Социалистические организации. Политические ссыльные Балаганского уезда (И. В.Сталин, П. П.Постышев). Революционные выступления в губернии в 1905-1907 годах. Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Революция и армия. Крестьянская борьба. Национальное движение. Спад революционной борьбы.
Основные понятия: оппозиция; революционеры; социал-демократы; стачка.
Тема 2. Между двумя революциями.
Экономическое положение губернии . Промышленность. Углубление монополизации производства и капитала, рост акционерного капитала. Сельское хозяйство. Аграрная политика правительства А. П. Столыпина. Крестьянское движение. Иркутское казачество. Дальнейшее расслоение крестьянства. Зажиточное сибирское хозяйство. Рабочее движение в Иркутской губернии . Напряжённость обстановки на Ленских приисках. Начало забастовки. Требования бастующих. Ленский расстрел 1912 года. Последствия Ленского расстрел. Общественно-политическая жизнь. Политические партии, общественные организации и общественные объединения. Периодическая печать. В годы первой мировой войны. Влияние войны на экономику Иркутской губернии. Обострение классовой борьбы. Голодные бунты, забастовки. Социально-политическая обстановка в крае накануне 1917 года. Основные понятия: переселенческая политика; аграрный вопрос; акционерный капитал; расслоение крестьянства; мировая война.
Культура губернии начала 20 века . Образование. Научная жизнь. В. А. Обручев, А. П. Щапов, Н. С. Романов, А. М.Сибиряков. Литература. Театр, музыка, кино. Художественная жизнь. Памятник императору Александру 111. Картинная галерея В. П.Сукачёва. Архитектура. Основные понятия: земские школы; коммерческие училища; архивная учёная комиссия.
Тема 3. Революция и гражданская война / 1917 – 1920 гг.
События 1917 года . Отношение к февральской революции населения губернии. Подъём национально - освободительного и общественного движения. Октябрь в Иркутске. Офицерско – юнкерское восстание в декабре 1917 года. Утверждение Советской власти. Основные понятии: альтернатива развития; буржуазно – демократическая революция; социалистическая революция; национально – освободительное движение; двоевластие.
В годы гражданской войны. Начало Гражданской войны и военная интервенция. Власть Временного сибирского правительства. Утверждение диктатуры А. В.Колчака. Партизанское движение. События Гражданской войны на территории Усть – Удинского и Балаганского районов. Разгром Колчака. Установление власти Советов. Основные понятия: гражданская война; военная интервенция; красный и белый террор; диктатура.
Тема 4. Иркутская земля в 1921 – 1941 годах.
Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Общественные организации и движения. Утверждение безраздельного господства в структурах власти большевиков. Централизация управления экономикой. Восстановление экономики. Положение в промышленности. Национализация. Положение в деревне: деятельность продотрядов; возрождение коммун; помощь голодающим Поволжья. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Торговля. Рост капиталистических отношений в деревне. Противоречия и трудности в период НЭПа. Итоги хозяйственной деятельности. Основные понятия: национализация; НЭП; продналог; конкуренция; потребкооперация; коммуны.
Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Начало индустриализации. Первенец индустрии – металлический завод (завод им. В. В.Куйбышева). Строительство авиационного завода. Социалистическое соревнование. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия. Коллективизация . Начало массовой коллективизации. Особенности коллективизации в Прибайкалье. Организация колхозной жизни. Коллективизация на территории Усть – Удинского района. Колхозы перед войной. Социально – политическая обстановка в 30 – 40-е годы. ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. «Враги народа». Основные понятия: модернизация; индустриализация; коллективизация; социалистическое соревнование; «кулак»; контрреволюционер; ГУЛАГ; репрессии; НКВД.
Перемены в сфере культуры. Борьба с неграмотностью. Школьное образование. Профессионально-техническое образование. Наука в 20 – 40-е годы. Культурно-просветительская жизнь: радио, печать, кино. Литература. И. Уткин, П. П.Петров, И. Молчанов-Сибирский, И. Гольдберг, Ин. Луговской, К. Седых и др. Театр. Н. П.Охлопков. Художественная жизнь. Художественный музей. Объединения художников. Основные понятия: Губграмчека; ликпункты.
Тема 5.
Передний край в глубоком тылу. Отечество в опасности. Перестройка экономики на военный лад. Подвиг на Сибирской ниве. Всенародная помощь фронту. Наука и культура на передовых позициях. Односельчане – труженики тыла. Иркутяне в боях за Родину. Героизм Иркутян на фронтах Великой Отечественной войны: разгром немецкой армии под Москвой (78-ая стрелковая дивизия дальневосточников под командованием А. П.Белобородова; 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия; 82-ая мотострелковая дивизия); участие в боях за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге; форсирование Днепра (герои устьудинцы С. В.Терещенко, В. К.Беломестных) ; освобождение Восточной Европы (уроженец с. Усть-Уда А. М. Андреев); Берлинская операция. Наши земляки – участники войны с Японией. Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Величие нашей победы. Основные понятия: отечественная война; мобилизация; эвакуация; гвардейская дивизия; вермахт; милитаристское государство; капитуляция;
Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) Состояние экономики в послевоенный период. Новый этап индустриального развития экономики. Строительство новых предприятий: Ангарский нефтехимический комбинат; Братская и Мамаканская ГЭС; Коршуновский горно-обогатительный комбинат; Иркутский алюминиевый завод; Иркутский телецентр; Байкальский целлюлозный завод; сибирские города. Начало БАМа. Трудности сельского хозяйства. Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области к 1960 г. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь. Послевоенные репрессии. «Ренессанс» иркутского ГУЛАГа. Усиление партийного диктата. Влияние 20 съезда КПСС на общественную жизнь области. Образование и наука. Литература. Г. Кунгуров, М. Сергеев, П. Маляревский, К. Седых, Г. Марков. Театр. Живопись. Города. Основные понятия: индустриализация; МТС; дефицит трудовых ресурсов; «целинный» район; репрессии; апогей сталинизма; реабилитация; всеобуч.
Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах.
Социально – экономическое развитие Иркутской области . Территориально – производственные комплексы (ТПК) – новая форма индустриального развития экономики. Братско – Илимский ТПК; Верхнее –Ленский ТПК; Ангаро – Усольский промышленный узел; Размах капитального строительства. Братская ГЭС; БРАЗ; Усть – Илимская ГЭС; Усть - Илимский лесопромышленный комбинат; мебельная фирма «Байкал»; БАМ; нефтеперерабатывающие комбинаты; обувная фирма «Ангара»; и др. Итоги и уроки нового этапа индустриализации области. Преобразования в аграрном секторе области. Укрупнение колхозов. Рост удельного веса государственных хозяйств. Углубление специализации производства. Причины отставания аграрного сектора. Основные понятия: ТПК; промышленный узел; целина; экологические проблемы.
Общественно – политическая жизнь. Ведущая роль партийных комитетов. Раскол общества на сталинистов и антисталинистов. Периодическая печать. Поддержка правозащитного движения. Противоречия общественной жизни и падение авторитета КПСС. Основные понятия: культ личности; «Оттепель»; неосталинизм; диссиденты; правозащитники; «Развитой социализм».
Культурная жизнь общества. Наука: формирование нового центра науки; строительство академического городка; Вычислительный центр; учёные области. Школа и образование. Реформа народного образования. Профессиональное образование. Литература и искусство. Писатель – земляк В. Г.Распутин. А. В.Вампилов. Проблемы культурной жизни. Коренное население области. Жизнь, быт, производственная деятельность, культура коренного населения. Административно-территориальное устройство: Тофалария; Усть – Ордынский бурятский автономный округ, Катангский район. Основные понятия: НТР; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; аймак; православие; буддизм; дацан; лама.
Урок изучения нового материала с элементами обобщения
Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах.
Политическая и культурная жизнь области. Шаги перестройки в области. Местная власть. Губернатор Ю. А. Ножиков. Законодательное собрание области. Городская дума. Б. А.Говорин. Экономические, политические, идеологические перемены. Губернатор А. Тишанин. Процесс объединения Усть – Ордынского бурятского округа и Иркутской области. Выборы в Государственную Думу в 2007г в области. Выборы Президента Р. Ф.. Основные понятия: Перестройка; гласность; Законодательное собрание; Городская дума; губернатор; референдум.
На пути экономических реформ. Переход к рынку. Кризис в экономике. Изменения в социальной структуре населения области. Падение уровня жизни. Безработица. Начало подъёма в экономике. Экономическое развитие области в 21 столетии. Перспективы развития. Международные связи. Основные понятия: ваучер; либерализация цен; приватизация; рынок; акционер; фермер; инфляция.
Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым старшеклассником своей личной связи с историей Родины.
Для реализации поставленных задач предполагается широкое привлечение местного материала и публикаций в СМИ.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, документами, а также путем научно – исследовательской работы.
На уроках предполагается использовать:
1. Для активизации мыслительной деятельности:
моделирование
ролевую игру
3.Для решения проблемных задач:
анализ событий
анализ условий
анализ развития
4.Для обратной связи и контроля:
контрольные работы
5.Для письменных работ:
6.ИКТ на уроке:
поиск информации
использование электронных учебников, иллюстраций
работа с тестами для контрольных заданий
учебные презентации
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, составлять логические и синхронистические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов;
Описывать исторические события;
Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию в одном или нескольких источниках;
Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретному народу и конкретной исторической эпохе;
Сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и обосновывать свою точку зрения, владея логическими приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале;
Приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своего края, овладение исследовательскими умениями;
Составлять тезисы, конспекты, писать реферат, доносить до аудитории свою информацию.
календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Тип урока | Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся | Контроль | Дата проведения |
|||
Наш край в древности – 1 час |
|||||||
Наш край в древности. | Урок- лекция | Познакомить обучающихся с особенностями развития Иркутской земли в глубокой древности | Знать: стоянки древнего человека на территории области периодов мезолита, неолита, палеолита. Уметь характеризовать особенности жизни древнего человека. | Конспект в тетради. | |||
Прибайкалье в период средневековья – 2 часа |
|||||||
Коренное население Иркутской губернии. | Изучение нового материала | Охарактеризовать особенности быта народов разных национальностей, проживающих на территории Иркутской области. | Знать особенности жизни курыкан, эвенков, бурят, тофаларов. | Сравнительная таблица. | |||
Присоединение «брацкой землицы». Первые христианские церкви и монастыри. Народные волнения. | Изучение нового материала | Рассмотреть особенности присоединения Сибири к России, выявить причины народных волнений. | Знать даты строительства острогов на территории Иркутской области. Уметь охарактеризовать причины народных волнений | Устный опрос | |||
Земля Иркутская в XVIII веке – 3 часа |
|||||||
Социально-экономическое развитие края в 18 веке. | Изучение нового материала | Охарактеризовать социальное и культурное развитие Иркутской земли в 18 веке. | Уметь охарактеризовать значение просвещения для развития губернии. | Конспект. | |||
Иркутск-губернский город. Первые школы. | Изучение нового материала | ||||||
Именитые люди 18 века. | Урок-семинар | Показать значение деятельности А.Н.Радищева, Г.И.Шелихова для развития земли Иркутской. | Знать имена учёных, побывавших в Иркутской губернии в 18 веке. Уметь охарактеризовать вклад.Н.Радищева, Г.И.Шелихова в развитие нашего края. | Презентации о Н.Радищеве и Г.И.Шелихове. | |||
Иркутская губерния в первой половине XIX века -3 часа |
|||||||
Иркутская губерния в первой половине 19 века: развитие экономики, участие населения в Отечественной войне 1812 года. | Изучение нового материала. | Охарактеризовать развитие экономики в первой половине 19 века. Показать значение сибиряков в Отечественной войне 1812 года. | Знать особенности хозяйственного развития Иркутской губернии в первой половине 19 века. | Устный опрос. | |||
Изучение нового материала. | Рассмотреть значение деятельности декабристов в Иркутской губернии. Охарактеризовать деятельность М.М.Сперанского. | Знать имена декабристов и вклад, который они внесли в развитие губернии. | Устный опрос. | ||||
Просвещение и образование в первой половине 19 века. Иркутск – административный и культурный центр. | Изучение нового материала | Охарактеризовать культурную жизнь Иркутской губернии в первой половине 19 века. | Знать особенности развития образования в первой половине 19 века. | Конспект. | |||
Иркутская губерния во второй половине XIX века -5 часов |
|||||||
Иркутская губерния во второй половине 19 века. Экономика и хозяйство коренного населения. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности экономического развития Иркутской губернии во второй половине 19 века. | Знать особенности развития экономики во второй половине 19 века. | Доклады обучающихся. | |||
Торговля и купечество в Иркутской губернии. Сибирская железная дорога и связь. | Изучение нового материала. | Выявить особенности развития торговли. Рассмотреть значение строительства железной дороги. | Знать государства, с которыми во второй половине 19 века были развиты торговые связи. | Устный опрос. | |||
Урок-семинар. | Рассмотреть деятельность общественных деятелей: В.И.Вагина, Н.М.Ядринцева, Г.Н.Потанина. | Значение деятельности Вагина на развитие губернии. | |||||
Польские ссыльные. Просвещение и образование. | Изучение нового материала. | Охарактеризовать причины и последствия польской ссылки. Описать развитие просвещения и образования. | Устный опрос. | ||||
Научно-техническая жизнь в губернии. Литературная и театральная жизнь. | Урок-семинар. | Рассмотреть особенности развития научно-технической и культурной жизни губернии. | Знать о деятельности ВСОРГО и ВСОРТО. Уметь охарактеризовать развитие культурной жизни губернии во второй половине 19 века. | Доклады, презентации. | |||
Иркутская земля в начале XX века – 3 часа |
|||||||
Иркутская земля в начале 20 века. Экономика | Изучение нового материала. | Охарактеризовать особенности развития экономики в начале 20 века. | Знать особенности развития сельского хозяйства и промышленности. | Устный опрос. | |||
Рабочее движение и иркутская социал-демократия накануне революции 1905-1907 годов. | Изучение нового материала. | Охарактеризовать деятельность социал-демократов накануне революции 1905-1907гг. | Знать положение рабочих на предприятиях губернии. | Конспект. | |||
Революционные выступления в губернии в 1905-1907 гг. | Урок-семинар. | Рассмотреть значение первой русской революции для Иркутской губернии. | Знать причины революции, политические организации, итоги революции. | Доклады, презентации. | |||
Между двумя революциями – 5 часов |
|||||||
Между двумя революциями. Крестьянство и казачество. | Изучение нового материала. | Охарактеризовать значение Столыпинской аграрной реформы для нашего края. | Знать причины переселения крестьян в Иркутскую губернию. Уметь охарактеризовать итоги Столыпинской аграрной реформы для нашего края. | Конспект. | |||
Экономическое положение губернии между двумя революциями. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития экономики. | Знать трудности рабочих и крестьян, приведших к Ленским событиям. | Конспект. | |||
Ленский расстрел 1912 года | Изучение нового материала. | Охарактеризовать события 1912 года. | Знать причины, ход событий Ленских волнений. Уметь назвать итоги Ленских выступлений. | Таблица «Ленский расстрел» | |||
Общественно – политическая жизнь и культура Иркутской губернии в начале 20 века. | Урок-семинар. | Рассмотреть особенности общественно-политической и культурной жизни губернии. | Знать положение политических партий после революции 1905=1907 гг. | Конспект. | |||
Иркутская область в годы первой мировой войны. | Изучение нового материала. | Рассмотреть вклад жителей Иркутской губернии в первую мировую войну. | Уметь охарактеризовать влияние Первой мировой войны на экономику Иркутской губернии. | Устный опрос. | |||
Революция и Гражданская война (1917-1920 гг.) – 1 час |
|||||||
Революция и гражданская война (1917 – 1920). 1917 год в Иркутской губернии. В годы гражданской войны. | Изучение нового материала. | Охарактеризовать подъём национально-освободительного движения в Иркутской губернии.Рассмотреть особенности развития губернии в годы Гражданской войны. | Знать основные события революционного движения в Иркутской губернии. Знать этапы Гражданской войны. | Устный опрос. | |||
Иркутская земля в 1921-1941 гг. – 4 часа |
|||||||
Иркутская земля в 1921 – 1941 годах. Социально-политическая обстановка после Гражданской войны | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития губернии в первые годы советской власти. | Знать особенности установления советской власти. | ||||
Восстановление экономики. Сельское хозяйство. Развитие промышленности: успехи и трудности. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности экономического развития губернии в 1021-1941 гг. | Знать принципы развития сельского хозяйства, промышленности | ||||
Коллективизация: как она проходила. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности проведения коллективизации в Иркутской губернии. | Знать этапы коллективизации и итоги. | Конспект. | |||
Социально-политическая обстановка в 30-40-е гг. Развитие культуры. | Изучение нового материала. | Рассмотреть влияние политических репрессий на жизнь области. Охарактеризовать особенности культурной жизни. | Знать итоги репрессий. | Вопросы на с. 244-245. | |||
Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941-1960гг.) – 2 часа. |
|||||||
Великая Отечественная война и послевоенное строительство. | Урок-семинар | Доклады, презентации. | |||||
Великая Отечественная война и послевоенное строительство. | Урок-семинар | Охарактеризовать вклад сибиряков в Победу в ВОВ. | Знать особенности развития области в годы ВОВ. Уметь охарактеризовать вклад иркутян в общую Победу. | Доклады, презентации. | |||
Иркутская область в 1961-1985 гг. – 3 часа |
|||||||
Территориально-производственные комплексы. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1961-1985 гг. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития экономики после ВОВ. | Знать этапы развития Иркутской области после ВОВ. | Конспект. | |||
Культурная жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг. | Урок-семинар. | Рассмотреть особенности развития культурной жизни после ВОВ. | Знать особенности развития культурной жизни после ВОВ. | ||||
Экономическая и общественно-политическая жизнь Иркутской области в 1961-1985 гг. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг. | Знать особенности развития Экономической и общественно-политической жизни области в1961-1985 гг. | Конспект. | |||
Иркутская область в 1986-2008 гг. – 2 часа. |
|||||||
Иркутская область в 1986 – 2008 годах. Политическая и культурная жизнь. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг. | Знать особенности развития политической и культурной жизни области в1986-2008гг. | ||||
Экономические реформы в Иркутской области в 1986-2008 гг. | Изучение нового материала. | Рассмотреть особенности развития экономики области в1986-2008гг. | Знать особенности экономики области в1986-2008гг. | ||||
Повторительно-обобщающий урок |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала.
Учебные пособия:
1.Косых А. П., Рабецкая З. И, Сверлик Г. И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
2. Фролова С. А. Исторический атлас. Иркутская область. Москва: ООО Издательство ДИК, при участии издательства «Дрофа». 2000.
Литература:
1. Аганбегян А., Ибрагимов З. Сибирь не понаслышке. М., 1881.
2. Килессо Г. Т. Улица имени… Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.
3. Кузнецов И. И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.
4. Кузнецов И. И., Кузнецова Т. П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.
5. Косых А. П., Панов В. Н., Тюкавкин В. Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.
6. Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. издательство, 1986
7. Сутормин А. Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.
8. Петров И. Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.
9. Хафизов Р. З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.
10. Шинкарёв Л. Сибирь. Откуда она пошла, и куда идёт. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1974.
Дополнительная литература:
Лежненко И. Мост между прошлым и будущим - Земля Иркутская.2000, №12.С.47-50
Хрестоматия по истории Иркутской области/под ред. А.П.Косых. Иркутск, 1969
Дулов А.В. Памятники истории и культуры Иркутска-Иркутск,1993
Ситников Л.А. Григорий Шелихов. Иркутск, 1990.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901гг. Иркутск,1993.
Колмаков Ю.П. Иркутская летопись1661-1940-Иркутск, 2003
Попов И.И. Забытые иркутские страницы- Иркутск,1989
Винокуров М.А.,Суходолов А.П.Экономика Сибири 1920-1928- Новосибирск 1996
Иркутск: три века. Иркутск,1986
Дулов В.И.Крестьянство Сибири в годы первой русской революции- Иркутск 1956
Бенгарова И. История народов, живущих вокруг Байкала- Иркутск,2007
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Слайд 2
Экономика. Хозяйство коренного населения
23.09.2016 Урок 10. История земли Иркутской
Слайд 3
23.09.2016 1. Экономика Аграрная реформа 1861 г., отменившая зависимость крестьян от помещиков, привела к изменениям в составе населения губернии После реформы увеличился поток переселенцев в Сибирь. С 1861 по 1891 г. в Иркутскую губернию прибыло более 20 тыс. человек Большая часть из них стала заниматься земледелием, получая наделы из числа заброшенных земель или разрабатывая новые под зерновые и картофель Основными орудиями обработки земли оставались сохи-рогалюхи и колесухи
Слайд 4
23.09.2016 1. Экономика Появлялись и новые сохи, которые назывались «пермячки». Они почти полностью изготавливались из железа, поэтому были более прочными и производительными Вскоре появился и железный плуг, а старинная коса-горбуша была заменена косой-литовкой фабричного производства Когда надо было скашивать хлеба, к косе приделывали грабельки, что значительно повышало производительность работы Тяговой силой, как и прежде, оставалась лошадь
Слайд 5
23.09.2016 1. Экономика В конце XIX в. стали появляться молотилки, веялки, сортировки. Все это позволяло увеличивать посевные площади Особенно это было заметно в Балаганском и Иркутском округах, где осело наибольшее число переселенцев. В 1895 г. в крестьянских хозяйствах этих округов было 113 молотилок и 654 веялки Урожаи хлебов были различные, в среднем они колебались от 40 до 60 пудов с десятины, но были и более урожайные годы Крестьянство старалось вырастить все больше хлеба на продажу. В Иркутском округе продавалось 25 процентов хлеба, в Нижнеудинском - 44, в Балаганском - 47. В то же время в В ерхоленском и Киренском округах своего хлеба не хватало и его приходилось завозить
Слайд 6
23.09.2016 1. Экономика Вторую отрасль сельского хозяйства губернии составляло скотоводство По количеству голов на первом месте были козы и овцы, на втором - крупный рогатый скот, на третьем - лошади. Разведение лошадей составляло солидную статью дохода в хозяйстве С развитием капиталистических отношений в деревне усилилось социальное расслоение. По данным подворной переписи 1887-1889 годов в Балаганском, Иркутском, Верхоленском и Нижнеудинском округах губернии бедняцкие хозяйства составляли 42 процента, средние - 34,3, а зажиточные - 23,7 Зажиточные и средние хозяйства стали нанимать работников как постоянно, так и на сезонные работы. Примерно 10% хозяйств применяли наемную силу. Это были крестьяне, которые не имели ни посевов, ни лошадей
Слайд 7
23.09.2016 1. Экономика Поскольку в Иркутской губернии преобладала захватная форма владения землей, то отдельные хозяйства сумели распахать до 300 десятин земли, они держали по нескольку десятков головкрупного рогатого скота и лошадей Бедняки зачастую отдавали свои земли в аренду, а порой бросали их и уходили в город или на «железку», так называли тогда железную дорогу Крестьяне платили денежные налоги и отрабатывали различного рода повинности: строили мосты, отсыпали дороги, давали лошадей для перевозки почты и чиновников. Они также платили хлебную ругу (долю) духовенству Подати взимались не с земельного надела, а с ревизской души мужского пола
Слайд 8
23.09.2016 1. Экономика Крестьянская реформа 1861 г. дала толчок развитию товарно-денежных отношений в деревне, углублению ее социального расслоения, усилила поток переселенцев, способствовала вовлечению в хозяйственный оборот свободных земель губернии С отменой крепостного права произошли изменения в промышленности губернии. Казенные заводы очень трудно приспосабливались к условиям свободного рынка наемного труда, так как на них в основном работали ссыльные и каторжные Поэтому ряд казенных предприятий переплел в частные руки. Частными стали Тельминская суконная фабрика, Усть-Кутский и Троицкий солеваренные заводы и ряд золотых приисков Был закрыт Александровский винокуренный завод. Его здания были использованы для устройства Александровского централа
Слайд 9
23.09.2016 1. Экономика Но сохранились и такие предприятия, где наряду с каторжным трудом широко применялся и наемный труд. К таким относились Усольский солеваренный завод, золотые прииски Переход к наемному труду позволил повысить производительность труда на многих предприятиях Особенно это было заметно на Николаевском железоделательном и чугуноплавильном заводе На заводе строили пароходы, изготавливали паровые котлы, прокатывали рельсы, выпускали мостовое железо Наиболее доходной отраслью являлась добыча золота. В 1859 г. в Восточной Сибири было 247 золотых приисков, на них добывалось до 1113 пудов золота в год. На всех золотых промыслах в этом году трудились 2 тыс. рабочих и служащих
Слайд 10
23.09.2016 1. Экономика Несмотря на усовершенствование технологии добычи золота, труд рабочих на приисках оставался тяжелым. Об этом свидетельствуют рассказы иркутского писателя М.В. Загоскина. В книге «Иркутск и Иркутская губерния», изданной в 1870 г., он писал: «Работы на приисках не легки. Рабочие встают с зарею и отправляются в разрезы, часто заполненные водой и наполненные грязью. Отдыха им дается не более трех часов в течение рабочего дня, который считается в 18 часов - с 3 часов утра до 9 часов вечера. Пища на приисках почти везде хорошая. Но тяжелые работы во всякую погоду и во всегдашней сырости производят гибельное влияние на здоровье. После 5-6 лет такой жизни рабочий становится если не калекой, то никуда негодным, кроме разве службы где-нибудь караульным»
Слайд 11
23.09.2016 1. Экономика В 1893 г. в Восточной Сибири было добыто 1822 пуда золота, что составляло 75 процентов его добычи во всей России Во второй половине XIX в. в губернии начинает развиваться угольная промышленность. Уголь был обнаружен на Гришевской заимке в 8 верстах от Черемхова, где еще в 50-е годы началась его добыча В 1869 г. в селе Хаита на реке Белой зажиточным крестьянином В.Д. Переваловым была открыта фарфоровая фабрика, где выпускали чайную посуду, изоляторы для телеграфных столбов В губернии развивались и другие отрасли промышленности, строились новые предприятия. Их количество за полвека увеличилось почти в три раза
Слайд 12
23.09.2016 1. Экономика Однако большая часть из них была кустарного или полукустарного типа с числом работающих от 10 до 50 человек. Особенно характерно это было для Иркутска В 1889 г. главными промышленными предприятиями города являлись три водочных завода, два мукомольных с паровыми мельницами, два пивоваренных и один дрожжевой, а также спичечная и табачная фабрики В пореформенный период в промышленности росло число частных предприятий и производств, увеличивалось количество наемных рабочих. Но промышленность развивалась медленнее, чем в Европейской части России. Это было связано с правительственной политикой: Сибирь по-прежнему оставалась кладовой ценных сырьевых ресурсов, а также обширным рынком для сбыта промышленных изделий и товаров центральных заводов и фабрик
Слайд 13
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения Основную массу коренного населения, жившего на территории современной Иркутской области, составляли буряты В бассейне реки Уды жили тофалары. Поселения эвенков, якутов и хантов находились на Лене и ее притоках Во второй половине XIX в. все большее распространение у бурят получало земледелие. По данным переписи 1897 г., скотоводство было главным занятием половины бурятского населения, а земледелием занималось 46,8 процента С 1867 по 1888 г. посевные площади у коренного населения губернии возросли на 42,5 процента. На 100 душ бурятского населения приходилось 209 десятин пашни Буряты придерживались такой же системы земледелия, которую вели русские, живущие в губернии, одинаковые у них были и орудия земледелия
Слайд 14
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения В их хозяйствах все больше появлялось плугов, косилок, конных граблей, жнеек и молотилок. Все это привязывало бурятское население к постоянному месту жительства и внедрению отгонного скотоводства С наступлением весны они перегоняли скот на летние пастбища,расположенные на большом расстоянии от зимников, то есть постоянных поселений бурят Для летних пастбищ использовались степные пространства с хорошими травами. Перекочевка из зимников в летники проходила одновременно всем улусом В районах летних пастбищ сооружались восьмиугольные деревянные юрты, а для скота огораживали места загона
Слайд 15
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения В конце августа, после окончания сенокоса и уборки сена, скот снова перегонялся с летних пастбищ в зимники, где до поздней осени кормился на выкошенных летом утугах и сенокосных лугах, а после уборки хлебов - на полях С наступлением зимы скот переходил на стойловое содержание. Только табуны лошадей оставались на подножном корме. При больших снегах и лошадей подкармливали соломой, сеном и загоняли во дворы. Буряты строили крытые хотоны (стайки), в которых скот находился в ночное время В хозяйствах бурятских семей стали применять для удобрения почвы навоз, причем удобряли не только пашню, но и сенокосные луга - утуги. Утуги обычно располагались около зимних жилищ, их охраняли от потрав, для чего обносили изгородью
Слайд 16
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения Наряду с земледелием и скотоводством бурятское население продолжало заниматься традиционными промыслами - охотой, рыболовством, сбором в тайге грибов, ягод, орехов, различных трав и кореньев, изготовлением национальной одежды, обуви, украшений из кости, камня и металла, орудий промысла и охоты Во второй половине XIX в. происходили изменения в социальных отношениях бурят. С развитием торговли появился спрос на свободные руки, особенно в связи с развитием промышленности, земледелия, скотоводства. По данным подворовой переписи 1887-1897 годов, 21,7% бурятских хозяйств использовали годовой и сроковый наем работников Под влиянием товарно-денежных отношений усилилось социальное расслоение. Появились богатые бурятские хозяйства, которые умело сочетали земледелие и скотоводство
Слайд 17
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения В 80-е годы XIX в. были упразднены степные думы и созданы «инородные» управы Главу управы выбирали из местных жителей, как правило из молодых разбогатевших хозяев Так, Идинская степная дума была разделена на Боханскую, Бильчирскую, Укырскую, Улейскую, Молькинскую «инородные» управы Вместе с ними упразднялись должности тай-шей - главных родоначальников, замещавшихся по наследству. За «инородческим» самоуправлением стали вести надзор крестьянские «инородческие» начальники, то есть представители царской администрации
Слайд 18
23.09.2016 2. Хозяйство коренного населения В конце XIX столетия началась паспортизация коренного населения и определение мест постоянного проживания. Все буряты были обязаны иметь паспорт при устройстве на работу по найму Паспорт выдавался на год, а его продление зависело от того, как человек рассчитался с налогом Итак, с одной стороны, появилась выборность при формировании инородческого самоуправления, а с другой - усиливался административный контроль как за самоуправлением, так и за каждым коренным жителем
Посмотреть все слайды