Раскройте определение понятия чистое искусство. Что же такое «чистое искусство»? Нравственно-эстетический идеал поэта в поэме «Сны»

Школа «чистого искусства» сложилась в 50-60-е гг. XIX в. Поэты этого направления концентрировали свое внимание на категории прекрасного и философского в жизни и старались не затрагивать в своих произведениях «наболевшие» темы политики, социальных конфликтов и проч. Крупнейшими представителями «чистого искусства» были Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

Эстетические взгляды Тютчева формировались под влиянием Пушкина, к памяти которого поэт относился очень трепетно: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет ». Отличительная черта поэзии Тютчева – в ее философичности. Тематика стихов Тютчева разнообразна, но доминантным мотивом является философское размышление автора – будь то интимная лирика или лирика о природе и др.

Природа представляется поэту категорией совершенной, идеальной, отсюда – гнев по отношению к равнодушным людям, неспособным увидеть естественность природы, познать ее язык: «Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик – // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык ». Тонкая наблюдательность, теплота, лиризм и даже исповедальность проявляются в стихах «Есть в осени первоначальной», «Тихо в озере струится» и др.

Природа тесно – незримыми связями – связана с человеком, «мыслящим тростником». Человек рассматривается поэтом как часть природы, сама же природа видится ему гармоничной бесконечностью Вселенной. Душа человека рассматривается как тайна, которую нужно уметь сберечь: «Лишь жить в самом себе умей, // Есть целый мир в душе твоей » («Silentium!»).

Любовь у Тютчева – это «поединок роковой», но в то же время – и величайшее счастье. Драматизм, гибельная страсть, буря чувств представлены в любовной лирике Тютчева: «О, как убийственно мы любим, // Как в буйной слепоте страстей // Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей! ».

Глубокая любовь к Е. Денисьевой – страстной женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию «денисьевского» цикла стихов, главные черты которого – исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.

Тютчевская любовь к Родине сродни любви лормонтовской – странное, противоречивое чувство. Для поэта Россия глубока и непознаваема, а душа ее – самобытна и иррациональна: «Умом Росию не понять, // Аршином общим не измерить: // У ней особенная стать – // В Россию можно только верить ».

Тема поэта и поэзии раскрывается Тютчевым специфически: поэт, по мнению автора, должен всегда быть в центре событий и только этой «сопричастностью» к великому может увековечить себя: «Счастлив, кто посетил сей мир // В его минуты роковые! // Его призвали всеблагие // Как собеседника на пир » («Цицерон»).

Идея быстротечности времени, рассуждения о жизни и смерти, о счастье человека являются доминирующими мотивами стихов Тютчева, подчеркивая глубину и многосторонность его поэзии: «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется, – // И нам сочувствие дается, // Как нам дается благодать ».

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Урок 1

Русская поэзия второй половины XIX века.

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет – школа чистого искусства

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. Но были авторы, кто совершенно по-другому видели своё место в литературе – безотносительно социальной проблематики, и в данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком". Сегодня мы поговорим о двух авторах, которые в своём творчестве отказались от злободневности, и вошли в литературу как поэты «чистого искусства» - это Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

Что же такое «чистое искусство»?

В XIX веке в Европе появляется теория провозглашающая идею «искусства ради искусства», то есть идею самостоятельности искусства, его независимость от политики, общественных требований, воспитания. В России в середине XIX века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Поэты этого направления – А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений, и избегали политики. Они противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин.

Следует сразу оговориться, что отказ от социальных проблем у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих авторов свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.



На прошлых парах мы с вами обсуждали творчество Н.А. Некрасова, скажите, что выделяет его из ряда других поэтов? Злободневность – стала залогом некрасовского успеха. Давайте вспомним, как Некрасов видел свою Музу. Она по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стиха «Вчерашний день…» - страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и тоске:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Ей, музе Некрасова, безразлично мироздание, и нет в ее жизни места увлечением и тонким чувством. В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают другое, небесное происхождение поэзии.



Ф.И. Тютчев. Поэзия

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре -

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Фет, что посвятил своей Музе несколько стихов, видит ее в небесной одежде:

А.А. Фет. Музе


Пришла и села. Счастлив и тревожен,

Ласкательный твой повторяю стих;

И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле,

В венце из звезд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.


По мнению Тютчева и Фета, поэзия, творчество – какое-то таинство, необъяснимо подвластное человеческой воле, ума. Поэт, как старательный ученик, слушает свой внутренний голос.

Постараемся выявить особенности поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Отличительная особенность лирики этих двух поэтов заключается в глубине анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

  1. Тема природы à пейзажная лирика,
  2. Философская тема à философская лирика,
  3. Тема любви à любовная лирика.

Пейзажная лирика. Оба поэта родом из Орловской губернии, оба с детства прониклись любовь к красоте русской природы. Строки их стихотворений, посвящённые родной природе вы всё знаете практически с начальной школы.

Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится


Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.


А теперь прочтём стихотворение А.А.Фета.

А.А. Фет. Пришла, - и тает всё вокруг


Пришла, - и тает всё вокруг,

Всё жаждет жизни отдаваться,

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томилось немо,

И вздохи неба принесло

Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозной деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей,

И с неба песня, как бывало;

Как будто говорится в ней:

Всё, что ковало, - миновало.

Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться,

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.


О чём оба стихотворения? Тема природы, приход весны

На основе какого приёма они построены? Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ , или прозопопея (греч. prosopopolia, от prosopon - лицо и poieo - делаю) - такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О. было связано в древности с анимическим мировоззрением и всевозможными верованиями (напр., О. в античной мифологии). О. как иносказание, стилистический термин - один из весьма распространенных художественных тропов

Словарь литературоведческих терминов.

Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974. 509 с.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=22

В поэзии Фета и Тютчева описания природы с одной стороны ценны сами по себе, а с другой призваны отражать переживания лирического героя. Природа сочувствует лирическому герою: описание внешнего мира природы плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

В этом отношении Тютчев и Фет продолжают традицию русской отождествления картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Тютчева неслучайно называют певцом родной природы, в своём творчестве он утверждает идею суверенности природы и направлено против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное и произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение её воле человека (вспомним Базарова).

Ф.И. Тютчев. Не то, что мните вы, природа


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!


В поэтическом мире Тютчева нет чёткой грани между миров природы и миром человека.

Ф.И. Тютчев. Волна и дума

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе, –

Тот же всё вечный прибой и отбой,

Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Философская лирика . Стихи о природе часто содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика приобретает философское содержание. Для него природа – загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, лучше всех понимающий лирического героя.

Ф.И. Тютчев. О чём ты воешь, верт ночной?


О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

То глухо-жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке-

И роешь, и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

О! страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О! бурь заснувших не буди-

Под ними хаос шевелится!..


Здесь описание стихии передаёт переживания героя. И у Фета описание природы передаёт состояние человека.

А.А. Фет. Какая грусть! Конец аллеи


На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.


Особенно трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества человека, наиболее глубоко она раскрыта в стихотворении Silentium.

Ф.И. Тютчев. SILENTIUM!


Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

1829, начало 1830-х годов


Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни. (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин).

А.А. Фет. Смерть”


"Я жить хочу!- кричит он, дерзновенный.

Пускай обман! О, дайте мне обман!"

И в мыслях нет, что это лед мгновенный,

А там, под ним - бездонный океан.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?

Опора где, чтоб руки к ней простерть?

Что ни расцвет живой, что ни улыбка,-

Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,

Доверясь чувств слепым поводырям;

Но если жизнь - базар крикливый Бога,

То только смерть - его бессмертный храм.


У Тютчева другое восприятие жизни и смерти:

Ф. И. Тютчев. «Когда дряхлеющие силы...»


Когда дряхлеющие силы

Нам начинают изменять

И мы должны, как старожилы,

Пришельцам новым место дать, –

Спаси тогда нас, добрый гений,

От малодушных укоризн,

От клеветы, от озлоблений

На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости

На обновляющийся мир,

Где новые садятся гости

За уготованный им пир;

От желчи горького сознанья,

Что нас поток уж не несет

И что другие есть призванья,

Другие вызваны вперед;

Ото всего, что тем задорней,

Чем глубже крылось с давних пор,

И старческой любви позорней

Сварливый старческий задор.

Начало сентября 1866

Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление


Любовная лирика . Любовь - это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

Оба поэта пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта. Чувство носит в их лирике трагический характер.

В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

Ф.И Тютчев. О, этот Юг, о, эта Ницца


О, этот Юг, о, эта Ницца!..

О, как их блеск меня тревожит!

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет - и не может...

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья,

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...


Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А.А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:

А.А. Фет. Старые письма


Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Не смоет этих строк и жгучая слеза.


Для того чтобы как-то развеять печально впечатление от трагического восприятия любви этими авторами, обратимся ещё к одному знаковому стихотворению, посвящённому этой теме.

А.А. Фет. Шёпот, робкое дыханье

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Стихотворение построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении - точную картину. Фет основывает описание любовных переживаний и воспоминаний на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных фрагментов, связать которые в единую картину должен сам читатель. В финале стихотворения описание чувств и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

И так мы постарались разобраться в особенностях творческого дарования Ф.И Тютчева и А.А. Фета. Их имена в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, то они современники, поэты одной эпохи, Некрасов тоже близкий им по времени творец, но его стихия – совсем другая поэзия.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Дизайн. Словарь терминов

Эстетика. Энциклопедический словарь

Чистое искусство

(«искусство для искусства»)

комплекс миросозерцательных установок, творческих принципов, эстетических представлений и вкусовых предпочтений, опирающихся на идеи самоценности искусства, его свободы от социальных запросов, общественных нужд, дисциплинарных назиданий морального, идеологического, политического характера и прочих нормативных факторов. Возникло в качестве целостной эстетической концепции во Франции в XIX в. До этого существовало в виде эпизодических умонастроений и частных творческих пристрастий отдельных художников. Различные аспекты этой художественноэстетической позиции рассматривались в трудах Г. Э. Лессинга («Лаокоон »), И. Канта («Критика способности суждения »), Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании »), Важную роль в теоретическом обосновании и публичной презентации концепции «чистого искусства» сыграл французский литератор Теофиль Готье. В предисловии к своему роману «Мадемуазель де Мопен» (1836) он сформулировал ее основные принципы, суть которых сводилась к тому, что цель, ради которой существует искусство, - это само искусство. Заметное место в комплексе идей и понятий, обслуживающих концепцию «искусства для искусства», занял смыслообраз «башни из слоновой кости», обозначающий позицию полной изолированности художника и от повседневной, приземленной житейской суеты.

ЧИСТОЕ ИСКУССТВО

См. " искусство для искусства "

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧИСТОЕ ИСКУССТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИСКУССТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 08:49:16 - = А = * А искусство? - Только игра, Подобная только жизни, подобная только …
  • ИСКУССТВО в Новейшем философском словаре:
    термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных …
  • ИСКУССТВО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) Один из универсальных …
  • ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие …
  • ЧИСТОЕ
    641134, Курганской, …
  • ЧИСТОЕ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    641008, Курганской, …
  • ЧИСТОЕ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    606559, Нижегородской, …
  • ЧИСТОЕ
    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ - показатель величины скорректированного валового национального продукта (ВНП) , получаемый вычитанием из него стоимостной оценки негативных факторов выпуска …
  • ЧИСТОЕ в Словаре экономических терминов:
    ХЕДЖИРОВАНИЕ - не очень распространенный вид хеджирования, применяется для снижения ценовых рисков и состоит в балансировании противоположных обязательств на рынках …
  • ЧИСТОЕ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ - 1) система плавающих курсов, при которой власти не пытаются воздействовать на рыночный спрос и предложение валюты; …
  • ЧИСТОЕ в Словаре экономических терминов:
    КРЕДИТОВАНИЕ - превышение или дефицит источников финансирования по сравнению с расходами на приобретение нефинансовых активов; на уровне национальной экономики показывает …
  • ЧИСТОЕ в Словаре экономических терминов:
    ИНКАССО - инкассо финансовых документов, когда они не сопровождаются коммерческим …
  • ИСКУССТВО в Высказываниях известных людей:
  • ИСКУССТВО в Словаре Одно предложение, определения:
    - посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Афоризмах и умных мыслях:
    посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ее формы, включая религию, науку и т. д. И. через своеобразное слияние …
  • ИСКУССТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, …
  • ЧИСТОЕ
    посёлок городского типа в Чкаловском районе Горьковской области РСФСР. Расположен в 34 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Заволжье (конечная …
  • ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. …
  • ИСКУССТВО
    художеств. и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. …
  • ИСКУССТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словарике:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. …
  • ИСКУССТВО
    "ИСЌУССТВО КИНО", ежемес. лит.-худ. и критико-публицистич. журнал, с 1931, Москва. Учредители (1998) - Гос. к-т РФ по кинематографии, Союз кинематографистов …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемес. иллюстрир. журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Об-вом поощрения художеств под ред. Н.П. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое иск-во"), назв. ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худ. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ. требований. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", журнал по вопросам изобр. иск-ва. Осн. в 1933 (в 1941-46 не выходил), Москва. Издавался как орган Мин-ва культуры СССР, …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", изд-во Гос. к-та по печати Рос. Федерации, Москва. Осн. в 1936. Лит-ра по истории и теории изобр. иск-ва и …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСЌУССТВО, худ. творчество в целом - лит-ра, архитектура, скульптура, живопись, графика, декор.-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности …
  • ИСКУССТВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иску"сство, иску"сства, иску"сства, иску"сств, иску"сству, иску"сствам, иску"сство, иску"сства, иску"сством, иску"сствами, иску"сстве, …
  • ИСКУССТВО в Словаре эпитетов:
    Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.), …
  • ИСКУССТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Художественное творчество в целом; отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Памятники искусства. Современное искусство. ...Самым лучшим памятником …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Словаре синонимов Абрамова:
    художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, …
  • ИСКУССТВО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: умение, …
  • ЧИСТОЕ
  • ИСКУССТВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    иск`усство, …
  • ИСКУССТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    самое дело, требующее такого умения, мастерства Военное и. искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах И. музыки. И. кино. …
  • ИСКУССТВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности …
  • ИСКУССТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Основные …
  • ЧИСТОЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    чистое ср. разг. То, что после стирки еще не было в …
  • ЧИСТОЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. разг. То, что после стирки еще не было в …
  • ЧИСТОЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. разг. То, что после стирки еще не было в …
  • АБРАМ ТЕРЦ в Словаре постмодернизма:
    - псевдоним и литературная ма-ска русского писателя, ученого-гуманитария, мысли-теля Синявского Андрея Донатовича (1925-1997). Творческую и научно-педагогическую деятельность А.Т. начинает в …
  • ПРЕМ 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Соломона. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • СТАЛЬ МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
  • СЕРЕБРО, В МЕТАЛЛУРГИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РАЗВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Первоначально человек заботился только о размножении одомашненных животных. Простор земли представлял возможность к безграничному расширению скотоводства. Большая численность животных, хотя …

«Искусство для искусства», «чистое искусство» это сложившееся во Франции в 19 веке условное название ряда эстетических предпочтений и концепций, общий внешний признак которых - утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. По существу же в разных условиях концепции «Искусства для искусства» различны как по социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Часто концепции «Искусства для искусства» являются реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, на попытки подчинения искусства политической власти или социальной доктрине. В подобных случаях защита оказывается самозащитой искусства от враждебных ему сил, отстаиванием его духовной специфики, его самостоятельности в ряду других форм сознания и деятельности. Стремление создать мир красоты вопреки некрасивой действительности исходит из преувеличенного представления о собственной мощи искусства в преображении жизни и часто приводит к эстетству. Впрочем, в реальной художественной практике провозглашение какого-либо художественного факта «чистым искусством» оказывается, как правило, сознательной или невольной мистификацией, часто прикрытием консервативной и иной непопулярной в данный момент тенденции (например, в России в период либеральной активности 1860-х, когда сторонники «Искусства для искусства» защищали свой общественный консерватизм, прибегая к авторитету А.С.Пушкина).

Стремление к отстаиванию «чистого искусства» наблюдается в воззрениях Древнего Востока, в греко-римской античности (в «александрийской» поэзии, в римской литературе последних веков империи), в период позднего Возрождения - в маньеризме, гонгоризме. Впервые понятие «Искусство для искусства» сформулировано в книге Г.Э.Лессинга «Лаокоон» (1766). Идеи оформляются в определенную теорию в 19 веке, во многом как реакция на крайности утилитаризма Просвещения. Учение И.Канта о практической незаинтересованности «суждения вкуса» (эстетических переживаний), отдельные формулы Ф.Шиллера об искусстве как об «игре» и об эстетической «видимости» (Шиллер Ф. Статьи по эстетике) послужили для романтиков не только подкреплением мыслей о свободе вдохновения, но, абсолютизированные, они стали теоретическим истоком концепции «Искусства для искусства». Век «железный» (Е.А.Баратынский) вызвал и расцвет социального анализа реализма, и ответную деятельность защитных сил искусства как такового. Их односторонность главенствует в эстетической мысли последователей романтизма. Характерное явление - школа «парнасцев» во Франции и ее мэтр Т.Готье (предисловие к роману «Мадемуазель де Мопен», 1835-36); их склонность к совершенной форме, стремление к выразительной пластике словесного изображения приводят к художественному эффекту; но это достигается ценою подчеркнутого игнорирования общественности и социальности. По словам Готье, сила Ш.Бодлера в том, что он «стоял за безусловную свободу искусства, он не допускал для поэзии иной цели, кроме поэзии» (Бодлер Ш. Цветы Зла). Характерное противоречие: защита абсолютной независимости искусства оборачивается фактической несвободой в выборе тем, запретом на гражданские проблемы. Убежденным защитником теории «Искусства для искусства» был О.Уайлд.

Разновидностью «Искусства для искусства» является, в сущности, и современная натуралистическая продукция. Социальная острота, присущая, в частности, лучшим произведениям братьев Гонкур или Г.Флобера, растворяется у эпигонов в самоцельном копировании явлений, причем искусство подчас прямо объявляется исключительным средством наслаждения (в романах Ж.К.Гюисманса). Оплотом «Искусства для искусства» в отрицательном значении этого понятия становятся и разные формы «академизма» в изобразительном искусстве; выступая в защиту вечных норм красоты, они нередко активно противоборствуют воспроизведению современной реальности как «грубой» (борьба «академизма» с «передвижничеством» в России). Формалистические тенденции, встречавшиеся у некоторых представителей раннего символизма (С.Малларме), разрастаются в программы и школы, вроде футуризма и многочисленных последующих форм эстетического экстремизма. Так, некогда прогрессивная концепция самозащиты искусства вырождается в практическую пропаганду его самоликвидации. Становясь все более непопулярными, идеи «Искусства для искусства» в близкую нам эпоху чаще входят лишь составной частью в эстетические построения, выступающие против крайностей социологизма. Идея «Искусства для искусства» неожиданно обнаруживается под покровом борьбы с «интуитивизмом» традиционного искусствознания. Так, формалисты в поэтическом произведении видели лишь «текст», подлежащий разложению на приемы.

«Искусство для искусства» в России

В русском искусстве лозунги «Искусства для искусства» стали по-настоящему воинствующими с 40-50-х 19 века, когда их полемически противопоставили натуральной школе или «гоголевскому направлению». Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» (1841) уверял: «Поэзия не имеет никакой цели вне себя, но сама себе есть цель». Позже в статье «Взгляд на русскую литературу 1847» под влиянием либерального окружения он изменил свой взгляд: «Мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало». Со второй половины 19 века наиболее острым предметом спора явились суждения Пушкина о свободе художника, высказанные в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830) и др. Противники «гоголевского направления» (А.В.Дружинин, С.С.Дудышкин, П.В.Анненков, отчасти «молодые» славянофилы) абсолютизировали отдельные лирические формулы поэта («Не для житейского волненья…» и т.д.), выдавая их за основной мотив пушкинской эстетики и обходя их конкретно-исторический смысл. Решительно отвергая «Искусство для искусства», Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов в силу известной своей ограниченности, метафизичности и полемической предвзятости не опровергли трактовки произведений Пушкина сторонниками теории «артистизма» и обратили свою критику против самого поэта, признавая его лишь великим мастером формы. Д.И.Писарев довершил низвержение Пушкина и закрепил недоразумение: отождествление собственно программы «Искусства для искусства» , эстетикой ее сути с требованием свободы вдохновения, внутренней независимости художника, а только это и отстаивал Пушкин. К школе «чистого искусства» в русской поэзии 19 века привычно относили ряд поэтов (А.А.Фет, А.Н.Майков отчасти Н.Ф.Щербина в «антологических» стихах), потому что в своей поэзии они иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики. Тенденции этой школы в пору общественной реакции 1880-х сказались в поэзии А.Н.Апухтина, А.А.Голенищева-Кутузова, К.М.Фофанова. Но, в отличие от прежней эпохи, подобная поэзия не столько избегала гражданственности, сколько выражала разочарование в иллюзиях «всеобщего блаженства» (говоря словами А.К.Толстого), свойственных умонастроению определенных слоев либеральной интеллигенции; очевидно, она не укладывается в рамки «Искусства для искусства». В литературных школах, возникших вслед за символизмом (эгофутуризм, имажинизм, отчасти акмеизм), идея «Искусства для искусства» себя в сущности исчерпала на русской почве. В.Я.Брюсов, А.Белый и, особенно, А.А.Блок с течением времени все настойчивее утверждали связь поэзии с жизнью общества, хотя и ставили искусство выше любой духовной деятельности.