Сочинения. Григорий мелехов на военной службе Судьба григория мелехова переломные моменты его жизни

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного (Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»).

Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: «Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества».

А в 1935 году: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество».

А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только «известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом». В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее «в значительной степени индивидуальной». Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий – лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору – сын на плече – к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя – результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках – это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что «борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни».

Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в «Тихом Доне» по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.

Система образов

В романе действует большое количество персонажей, причём многие вообще не имеют собственного имени, но они действуют, влияют на развитие сюжета и взаимоотношения героев.

Действие сосредоточено вокруг Григория и его ближайшего окружения: Аксиньи, Пантелея Прокофьевича и остальной его семьи. Действует в романе и ряд подлинных исторических персонажей: казаки-революционеры Ф. Подтелков, белогвардейские генералы Каледин, Корнилов.

Критик Л. Якименко, выражающий советский взгляд на роман, выделял в романе 3 основные темы и, соответственно, 3 большие группы персонажей: судьба Григория Мелехова и семьи Мелеховых; донское казачество и революция; партия и революционный народ.

Образы женщин-казачек

Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи, жителей хутора Татарского.

Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых – Ильинична. Перед нами уже пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка, уже подросток. Одной из главных черт характера этой женщины можно назвать спокойную мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты она ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Ей присущи мудрость и спокойствие.

Наталья: О силе ее любви к Григорию говорит ее попытка самоубийства. Ей слишком многое пришлось испытать, ее сердце измучено постоянной борьбой. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. Полюбил он свою жену через детей.

В романе Наталье противостоит Аксинья, тоже глубоко несчастная героиня. Муж ее часто избивал. Со всем пылом своего неистраченного сердца она любит Григория, готова с ним беззаветно идти, куда бы он ее ни позвал. Аксинья умирает на руках любимого, что становиться еще одним страшным ударом для Григория, теперь «черное солнце» светит Григорию, он остался без теплого, нежного, солнечного света – любви Аксиньи.

Григорий Мелехов – один из центральных образов романа М. Шолохова «Тихий Дон». Трагедия судьбы Григория тесно связана с трагедией казачества на Руси. Писателю удалось реалистично передать судьбу героя и доказать объективную необходимость его поступков

Григорий - молодой казак. Он нравился людям за любовь к хозяйству и работе, за казацкую удаль. С первых страниц романа мы замечаем противоречивость характера Григория.

Проявляется она как в личных отношениях, так и в поступках на войне. Гришка водит связь с замужней Аксиньей, но разочарование отца в нем (Мелехов побил Гришку. «Женю! На дурочке женю!..» - кричал отец сыну.) тревожит казака и он прерывает свои отношения с девушкой не испытав душевных мук, но на свадьбе с Натальей, для которой он был не лучшим кандидатом в мужья, но все же имел везение быть выбранным ею, думал только об Аксинье. Его метания между двумя девушками продолжаются на протяжении большой части романа и ни у одной из них не складывается хорошая судьба: Наталья переживает попытку самоубийства, изгоняется своей семьей и живет в тоске по мужу, Аксинья и вовсе погибает.. .

Мелехов не понимает сам, что же ему нужно, он не может определиться в том, какую сторону принимать, с кем быть. Это же мы видим и в его отношении к войне, к революции. На войну Григорий шел с сильными убеждениями, однако война ломает его. Мы видим душевные переживания казака: "...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.." "...Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?.." Он черствеет и холоднеет, но человечность не покидает Григория. Однако казак мечтает вернуться на родину, его тянет земля, родной курень. Гришка смог пройти войну, попасть в госпиталь, дослужиться до офицера.Он выделялся в толпе казаков, Четыре Георгиевских креста и четыре медали тому показатель. Мелехов пытался понять суть красного и белого движения, но не смог. Он перешел на сторону красных, но увидел, что жестокость на каждой стороне равна, понял, что нет "хорошей" стороны и "плохой" стороны, что везде есть кровь, жестокость, несправедливость. В разговорах героя мы видим безысходность выбора: «– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.

– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.

– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером" Казак мечтает вернуться на родину, его тянет земля, родной курень. Вспоминаются слова, сказанные им еще в начале романа: "От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?"

Трагедия Григория - это трагедия противоречивости, трагедия личности, оказавшейся на распутье в эпоху переломных исторических событий, трагедия всего русского казачества. В конце повествования Григорий возвращается к земле. Никого близкого кроме сына у него не остается, но главное что казак находит себя, свое место в жизни.

Создавая образ Григория Мелехова, главного героя романа «Тихий

Дон», М. А. Шолохов добивается художественной цельности в изображении его поступков, мыслей и чувств, насколько бы ни были они разными и противоречивыми. Основа личности Григория – это совершенная правдивость перед самим собой, непосредственность, бескомпромиссность. Он не умеет скрывать своих чувств. И эта черта характера неоднократно приводит его к столкновению с окружающими. Но при всей своей сложности и противоречивости Григорий Мелехов остается цельным, верным самому себе, своим мыслям, идеям, убеждениям.

Писатель не обосабливает своего героя, не отделяет от остальных казаков. Хорошо зная историю донского казачества, Михаил Александрович показывает читателю быт и нравы этих людей. Донские казаки, не знавшие крепостного права, были особым типом крестьянства. Казаки отличались от крестьян не только тем, что с малых лет их готовили к военной службе, с детства воспитывали смелость, лихость, находчивость. Царское правительство культивировало среди казаков чувство сословной обособленности, презирая к «мужику» и «городскому» - рабочему. Из них воспитывали верных «царю, престолу и отечеству» слуг.

Казачья семья строилась на патриархальных началах. Отец был старшим в ней и полновластным хозяином в доме. По его просьбе сход мог публично выпороть непослушного сына. С детства казак должен был впитать боязнь ослушания. Послушание, почтение к старшим воспитывались не только в детстве, но внушались и на военной службе. Так, казакам старших годов службы давалось право наказывать молодых казаков.

Среда, которая воспитала и взрастила Григория Мелехова, всесторонне показана в «Тихом Доне». Это, прежде всего, конечно же, семья Мелеховых – дед Григорий Мелехов, который привез из Турции пленную турчанку. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые Мелеховы, а по-уличному – Турки.»

«…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хотя на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулиться Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.»

Как жила семья середняков Мелеховых, видно из слов её главы Пантелея Прокофьевича: «…у нас и без нынешнего урожая года на два хлеба хватит. У нас, слава богу, и в закромах его по ноздри, да ишо кое – где есть». Но Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, М. А. Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических повадках под крышей мелеховского куреня. Но, несмотря на то, что своенравный хозяин утверждал свою власть с помощью костыля, в семье царила атмосфера дружбы, взаимной заботливости, любви. В доме обитали фактически три семьи, но между ними не возникало столкновений, не вспыхивало ссор, которые разрушали бы семейные отношения.

Не только верностью патриархальному укладу, но и духом вольнолюбия, гордой непокорности были известны Мелеховы. У истоков повествования о них – овеянная романтикой трагическая история Прокофия, который не пожелал подчиняться хуторским порядкам и стал жертвой предрассудков. И Пантелей Прокофьевич, и его дети, и даже внуки изображаются как люди высокой человеческой полноценности.

Изображение трагической судьбы семьи Мелеховых – одно из

наибольших художественных достижений в романе Шолохова. История семьи Мелеховых - это, в сущности, история того, как разрушались устои социальной несправедливости в старой деревне. На тихом Дону пробудились и встретились непримиримые течения. Могучие удары сотрясают мелеховский дом. Чувствует Пантелей Прокофьевич, как неведомые и пугающие своей новизной силы рвут корни, навечно, казалось, соединившие казачество с монаршей, с атаманской властью. Бьется, не в силах вырваться из круга обступивших его противоречий, Григорий.

Во всей современной мировой литературе не найти фигуры столь же выразительной, сколь и противоречивой. Столь же приковывающей к себе взоры читателей и побуждающей их, оглядываясь вокруг, искать Григория Мелехова среди людей невымышленных, живущих.1

Григорий Мелехов рос в обстановке преклонения перед казачьими воинскими доблестями. В церковь, на станичный сход шли казаки в мундирах с погонами, при всех знаках отличия. Георгиевские кресты, медали вызывали почтение, глубокое уважение, и это почтительное отношение к званиям, царским наградам внушалось с детства.

«Ты служи, как полагается, - внушал отец Григорию, призванному перед империалистической войной в армию. За царем служба не пропадет». И подписывал письмо: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Отец был не просто отцом, но и старшим урядником. Это воинское звание, по глубокому убеждению Пантелея Прокофьевича, обязывало к дополнительному уважению.

Труд был потребностью Григория, он не мыслил свою жизнь вне работы. И не раз во время войны с глухой, хватающей за сердце тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В Григории с детства воспитывались человечность, любовь к земле, природе, животному миру. На покосе Григорий случайно перерезал надвое птенца, поднял его, «с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».

Григорий Мелехов до войны и революции, всколыхнувшей всю страну, не задумывался над социальными вопросами. Он любит свою семью, свой курень, привязан к родному хутору. У него никогда не возникало чувства неприятия того жизненного порядка, в котором он вырос. Даже разрыв с семьей и уход в батраки не отдалили Григория от хуторской жизни. А когда Аксинья предложила бросить все и уйти на рудники, на шахты, «далеко», Григорий

В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости, сознание достоинства своей человеческой личности, сильная, страстная любовь по всем неисчислимым проявлениям жизни. И естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко, мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру. У Григория рождается чувство неприятия империалистической войны, смутное сознание ее бесцельности, губительности…

Григорий, как и все казаки, человек земледельческого труда, наделен чувством нерасторжимо крепкой связи с окружающим миром жизни, он чутко восприимчив ко всему прекрасному. Свойственное Григорию чувство понимания человека раскрывается и в истории его отношений с Аксиньей и Натальей. Любовь к гордой Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, жизни С Натальей – прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой – матерью – помогают нам многое уловить, понять в Григории.

Григорий – человек сильных страстей, решительных поступков и действий. Его любовь к Аксинье, полная драматических превратностей, потрясает своей силой и глубиной. Вернувшись после ранения в отпуск из госпиталя, Григорий узнает, что Аксинья «спуталась» с молодым Лисницким… Страшно и жестоко избил Григорий, простой казак, пухлогрудого сотника, бросил Аксинью, вернулся на хутор, в родной курень. Но ни измена Аксиньи, ни жизнь с Натальей, ни дети не угасили сильного, страстного чувства. В долгие фронтовые ночи вспоминал он, тосковал об Аксинье.

Григория отличает развитое чувство собственного достоинства, сознание себя полноправным человеком. В классовом обществе, построенном на подчинении и угнетении одних другими, оно неизбежно должно было приводить и приводило к резким столкновениям.

Во время призыва группа офицеров осматривала снаряжение казаков – новобранцев. Офицеры – белоручки вызывают враждебное чувство у Григория. Пальцы его, «шероховатые и смуглые», прикоснулись к «белым, сахарным пальцам» одного из офицеров. Тот отдернул руку и, брезгливо морщась, вытер о подкладку шинели. Со злой улыбкой смотрит Григорий на офицера, и тот, столкнувшись взглядом, не выдержал, закричал: «Как смотришь? Как смотришь, казак?» Этот же Григорий, когда возле колодца налетел на него с кулаками вахмистр, со страшной силой ненависти говорит: «Вот что… ежели когда ты вдаришь меня – все одно убью! Понял?» И вахмистр поспешно отошел от Григория.

В серых буднях армейской службы Григорий остро чувствует «неперелазную немую стену» между собой и нарядными офицерами – бездельниками. Это чувство человека – труженика, который кормиться трудом рук своих и, не сознавая классового деления общества, тем не менее отчетливо понимает, что помещики, офицеры – люди другого мира, и презирает этот стоящий над ними мир тунеядцев и бездельников. Эти чувства будут расти в Григории и в годы гражданской войны не раз прорвутся тяжелой, опаляющей ненавистью к угнетателям и дармоедам.

Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека. Он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю, те связали его, пригрозили убить. И когда офицер на осмотре спросил, почему оторвана пуговица на его шинели, Григорий, вспомнив, что произошло в конюшне, впервые за долгий период времени едва не заплакал от стыда и сознания своего бессилия. Таким застает Григория Мелехова империалистическая война.

Кажется, многое мы узнали о Григории из той бытовой обстановки, В которой жили он и его семья, из тех сложных и запутанных отношений, которые сложились у него с Натальей и Аксиньей. Как живой стоит перед нами смуглый казак с угрюмым, звероватым взглядом, вспыльчивый до безрассудства, гордо оберегающий свое человеческое достоинство, решительный, резкий, нежный и грубый… Недюжинная сила ощущается в его сутуловатой фигуре, в быстром взгляде, а ловкой трудовой ухватке, в лихой казачьей посадке. И все же известная неполнота будет в наших представлениях о Григории Мелехове до тех пор, пока мы не уясним, что думал он о войне, с какими представлениями о характере ее смысле был ввергнут он в кровавую пучину боев.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат – большевик Гаранжа. Под пламенной силой и правдой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория. «Подгнили эти устои, ржавью подточила их чудовищная нелепица войны, и нужен был только толчок. Толчок был дан, проснулась мысль, она изнуряла, придавливала простой, бесхитростный ум Григория». Страшной показалась Григорию правда о ненужности войны, открытая ему Гаранжой. Сон уходит от него, Будит Григорий ночью Гаранжу, гневно и тревожно спрашивает: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Григорий бьется над вопросом: как же прекратить войну? «… Все вверх ногами надо поставить?.. А при новой власти куда денешь?.. Войне чем укорот дашь?..» На все отвечал Гаранжа. И Григорий, расставаясь с ним, взволнованно благодарил: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!»

Нельзя недооценивать значение первой политической школы Григория. В полной мере сказалась она в первые месяцы после Октябрьской революции, когда Григорий, став на сторону большевиков, повел за собой казаков против белогвардейцев.

Пусть недолго владела им правда, открытая Гаранжой, все же дала она сильнейший толчок небывалым размышлениям, чувствам…

Григорий едет на побывку домой. Недовольство войной, ярость против тех, кто гнал людей на убой, соединившись с оскорбленным личным чувством, прорвались в сцене жестокого избиения Листницкого. Семья, хутор, замаслили его растревоженное сердце, заласкали почетом, неприкрытой лестью. Как же, первый в хуторе георгиевский кавалер приехал на побывку! Старики беседовали с ним как с равным. Григорий ловил на себе почтительно – изумленные взгляды, на его поклон снимали шапки, не скрывали восхищения бабы и девушки. Внимательно, почти заискивая ухаживали за ним в семье. Гордо по дороге на майдан или в церковь вышагивал рядом с ним Пантелей Прокофьевич. Ну как было не закружиться бедной голове! Такой почет выпадал не каждому. В туманной дали воспоминаний меркла большая правда, открытая Гаранжой, забывалась суровая горечь его слов. Нерушимым казался порядок, установленный извечно, понятия о казачьей чести, воинской доблести, воспитанные всей жизнью, приобретали вновь свою волнующую первозданную ценность. «Пришел с фронта Григорий одним человеком, а ушел другим. Не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» И этот Григорий «ловил случай высказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны».

С началом такого исторического события, как война, чреватого самыми серьезными и неожиданными последствиями, в обстановке назревания революционного кризиса важно было выяснить, вывести на первый план социально – политические чувства Григория. М. А. Шолохов сталкивает Мелехова с людьми резко выраженных противоположных социальных симпатий и антипатий. Казак Чубатый и солдат Гаранжа, словно лакмусовые бумажки, способствуют проявлению разных черт в образе Мелехова.

С Чубатым свела Григория на фронте империалистическая война. Чубатый исповедует отвратительную и убогую философию ненависти и презрения к человеку. Вот уж в ком полно выразился тот идеал казака – рубаки, верного слуги «царя, престола и отечества», который был так люб господствующим классам царской России! Григория, который с обостренной болезненностью вспоминал убитого им австрийца, Чубатый цинично поучал: «Человека руби смело… Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, - а человека уничтожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба – поганки». Григорий поначалу враждебно относился к Чубатому. Он стреляет в Чубатого, когда тот ни за что ни про что срубил взятого в плен мадьяра. «Убил бы тебя – одним грехом на душе меньше стало», - прямо и открыто говорит Григорий впоследствии, когда Чубатый напомнил о стычке.

Тот бессознательный гуманизм, который был впитан с молоком матери – труженицы, побеждал в душе Григория разрушительную философию Чубатого. Очевидная бессмыслица войны побуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Тем самым писатель как бы подводит Григория к встрече с Гаранжой, к восприятию большой человеческой правды. Демократизм, гуманизм одерживают в Григории на какое - то время победу над собственническими и сословными предрассудками.

Начинаются напряженные поиски Григорием великой правды, пригодной для всего народа. Создавая этот образ мятущегося искателя правды, писатель раскрыл в нём сложную тему трагедии человека, которого искалечили силы прошлого, опутавшие и ослепившие его на трудном пути.1 Впоследствии он откажется от этих поисков как от наивных детских мечтаний и будет думать, искать правду, пригодную лишь для казаков. Домой из госпиталя Григорий едет твердо уверенным в том, что он знает, где, на какой стороне живет в мире правда.

После возвращения из дома, отдохнувший, пропитанный вновь своим, «казачьим», Григорий близко сходиться с Чубатым. Между ними больше не возникает стычек и ссор. Влияние Чубатого сказалось на психике и характере Григория. «Пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце Григория. И мы вдруг совершенно отчетливо ощущаем ту ужасную связь, которая существует между устоявшимся веками казачьим бытом и античеловеческой, вырожденческой философией Чубатого. Семья Мелеховых, обстоятельства их жизни и Чубатый чем–то весьма существенным соприкоснулись в читательском восприятии…

Писатель сравнительно мало освещает фронтовую жизнь Григория после возвращения из дома. Об этом сказано или в общих словах, или в воспоминаниях Григория. М. А. Шолохов сосредотачивает внимание на внутренних превращениях героя. «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства». Это как бы итог того, с чем Григорий – человек пришел к революции.

Но Гаранжа заронил живое семя в его душу. Не забылись слова умного, злого соседа по больничной палате. Григорий однажды изложил Чубатому

Поиск смысла жизни, своего пути

Великая Октябрьская революция, Гражданская война поставили перед Григорием Мелеховым, как и перед всем казачеством, вопрос: с кем идти и куда идти?

Большевики несли мир исстрадавшейся стране. Большинство казаков – фронтовиков, истомленных войной, стало на сторону большевиков. В их числе оказался и Григорий Мелехов.

Григорий пришел к революции со слабыми, неразвившимися симпатиями к большевикам. Твердых политических убеждений у него не было, не будет их и на всем протяжении гражданской войны. Но события, связанные с восстанием, имели определяющее значение для всей дальнейшей судьбы Григория. Необходимо было показать Мелехова со всех сторон: отношение к нему казаков, мучительные сомнения в правильности выбранного пути, поведение в бою матросов, любовь к Аксинье, горе после смерти Натальи… Самохарактеристики, выступающие на первый план в психологическом анализе, психологическая значимость событий должны были передать напряженную внутреннюю жизнь Григория, поиски им правильного пути.

Соединение казаков – повстанцев с белыми обостряет в Григории понимание несовместимости интересов казачества с целями контрреволюционного движения. Следует целый ряд сцен: стычка с Фицхалауровым, возмущение англичанином – офицером. В этой цепи событий писатель раскрывает нарастающую антипатию Григория к белогвардейцам, показывает глубокую связь стихийного патриотического чувства с трудовой природой Мелехова. Враждебное отношение к «кадетам» проявляется в самой резкой форме: отказ выполнять приказы Фицхалаурова, отмена боевой задачи Ермакова.

Дальнейшее пребывания Мелехова в белой армии становится неинтересным. И не случайно Шолохов почти ничего не говорит об этом периоде жизни Григория. С ним не связано ни одного события. Больного тифом его привозят домой накануне контрреволюционного движения. Фактически он уже не принимает участие в борьбе. Он следует вместе с отступающими не в составе воинской части, а сам по себе. Он как бы со стороны наблюдает разложение, развал армии. Ночью, в степи, вслушиваясь в старинную казачью песню, которую пел проходивший мимо кавалерийский полк, повторяя про себя ее слова, Григорий со щемящей тоской, со слезами переживает весь позор бесславной борьбы против русского народа. Это одно из тех событий, которые подготовили Григория к переходу на службу в Красную Армию.

Последовательность событий вскрывает внутреннюю логику поступков Мелехова, закономерность его судьбы. В соответствии с правдой бурной революционной эпохи писатель все время ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия. Всякий раз Григорию приходиться выбирать из двух: жизнь не даст ему возможностей уклониться от решений. Выжидать, прятаться он и сам не умел, да и не хотел. Создается цепь поступков, крепко связанных, обуславливающих друг друга. Внешне он попал в какой–то заколдованный круг: на войне стал офицером; за это красноармейцы одного из полков, вошедших в Татарский, едва не убили его; он бежал; затем вновь ему пришлось скрываться от ареста; примкнул к восстанию.

Последовательность поступков, их характер вскрывают сочетание объективных и субъективных факторов в судьбе Григория Мелехова. М. А. Шолохов достигает здесь полного слияния правды истории и правды характера. Именно в этом слиянии величайшая художественная убедительность и достоверность образа Григория Мелехова. Колебания его, перелеты с одной стороны на другую в годы гражданской войны были неизбежны. Мучительные поиски пути, по которому следует идти далее, продолжаются. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «… К кому же прислониться?»

Но жизнь не один раз давала Григорию возможность выбора. Перед казнью Подтёлкова он мог уйти в Красную Армию, не ушел и оказался в лагере белоказаков; в период восстания мог повиниться вовремя перед советской властью, не сделал этого и докатился с разбитой белой армией до моря; в Красной Армии мог дослужить до конца войны, но вернулся в хутор, в тяжелую обстановку назревшего антисоветского восстания, и оказался в банде Фомина. В критике была высказана мысль о том, что, приведя Григория Мелехова в банду Фомина, писатель казнил своего героя зрелищем кровавой пародии на идеалы, которые он некогда исповедовал и защищал с оружием в руках в дни вёшенского мятежа.1

Четвертый том «Тихого дона» - книга итогов. Каждая сцена, картина, деталь исполнены здесь глубокого смысла и значения. Они отобраны и оценены с той мерой художественного такта, целесообразности, которая не допускает ничего лишнего, ненужного. Шолохов держит читателя в предельном напряжении.

В восьмой части «Тихого дона» демобилизированный из Красной Армии Григорий возвращается домой. В бурной, поблекшей осенней степи вспоминает он далекое детство, мечтает о мирной жизни, о счастье с Аксиньей.

Мы его давно не видели. Простились мы с ним в Новороссийске, когда на встречу Григорию и его спутникам, тоже участникам Верхнедонского, выехал из–за угла разъезд красных конников. Со слов Прохора Зыкова мы узнали, что Григорий служил в Красной Армии, воевал с Врангелем с белополяками. Многие события совершились за это время в хуторе. Умерла мать Григория, так и не дождавшись своего «младшенького», «желанного».

Дуняша вышла замуж за Кошевого, который стал председателем Совета. Вернулась в свой курень Аксинья, выздоровевшая после тифа. Что же произошло с Григорием? Каким он стал теперь?

Как бы заново, после долгой разлуки, когда все перемены видятся резче, отчетливее, всматриваемся мы в Григория глазами его случайной спутницы–«зовутки». В таком выборе жизненной ситуации проявилось зрелое мастерство автора. Ведь Шолохов мог передать облик теперешнего Григория в самых различных обстоятельствах: при встрече с близкими людьми – Аксиньей,

Дуняшкой, Прохором, наконец, в объектевизированном авторском описании Шолохов дает облик Григория в восприятии случайной женщины–поводчицы. Авторскому портрету в этом месте не хватало бы непосредственности чувства; Аксинья, Дуняшка от волнения, радости встречи не смогли бы увидеть Григория так, как увидели его изучающие, любопытные, житейские опытные глаза «зовутки»: «Он не дюже старый, хоть и седой. И какой–то чудаковатый, - думала она. – Все глаза нахмуряет, чего их прижмуряет? Как, скажи, уж такой он уморенный, как, скажи, на нём воза возили… А он из себя ничего. Только седых волос много и усы вон почти седые. А так ничего из себя. Чего он все думает?»

Немудрая бабёнка как бы беседует сама с собой, тут даже разговорная интонация слышится. И этот увиденный ею «прижмуряющий глаза» Григорий, «уморенный, как, скажи, на нём воза возили», не только напоминает нам те семь лет войны, которые он «с коня не слазил». Этот Григорий будит жалость, щемящее – тоскливое предчувствие. Ох, не верится, что достиг он мирной семейной пристани! Много еще горя и утрат готовила ему жизнь…

Писатель нашел образ большой эмоциональной силы и выразительности, не только воссоздавший облик Григория, «уморенного» тяжкими заблуждениями, войной, напомнившей о его прошлом, но и образ, в котором звучит предчувствие трагического финала. Умение так видеть, чувствовать и волновать отличает совершенного мастера.

Критики о трагедии Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне» Кто же он: жертва ли заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? В критической литературе о Шолохове и его романе до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова. На первых порах преобладало мнение, что это трагедия отщепенца. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко:

«...трагедия Григория Мелехова в конечном счете -- именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам»1.

Но доктор филологических наук В. В. Агеносов опровергает эту точку зрения: «Отщепенец не вызывает сочувствия – над судьбой Григория плакали даже те, кто в рядах Красной Армии беспощадно расправлялся с реальными Мелеховыми. Не стал Григорий зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желания жить».

«Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения»,- данная точка зрения, восходя еще к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, в настоящее время наиболее остро и последовательно проводится А. Бритиковым и Н. Маслиным. Согласно этой теории, Григорий нёс в себе многие черты русского национального характера, русского крестьянства. «С этим нельзя не согласиться, но «блукает, как метель в степи» он не потому, что собственник, как всякий крестьянин, а потому, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом», - пишет В. В. Агеносов.

В. Гоффеншефер утверждал, что в восьмой части романа кончается история трагедии Григория как типичного представителя казачества и начинается повесть о несчастном, сломленном испытаниями человеке.2

Существует ещё и другой взгляд на этот вопрос. Г. А. Фролов, исследователь творчества М. А. Шолохова, пишет: «Истоки трагедии Григория Мелехова заключаются в том, что он типичнейший представитель донского казачества, ставшего жертвой революционного насилия. Судьба Григория в романе универсализируется, в ней актуализируется важная для XX века проблематика: человек - революция - власть - свобода. Через изломанную судьбу Григория, через крушение мелеховскои семьи Шолохов показал судьбу русского крестьян ства в переломную историческую эпоху, в его неприятии или противоречивом отношении к революции. И Григорий Мелехов, будучи одним из руководителей восстания, сражается не только за свой курень и надел земли. Это борьба против насилия, против бесчеловечного режима, против форм порабощения, борьба за свободный Дон, за идею свободы. И это истинно правильный "третий путь" шолоховского героя, выбранный в муках и сомнениях».

Много написано о романе Шолохова, о его героях спорят критики не один десяток лет, а характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ в его целостности.

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия донского да и всего русского казачества в целом. Вот что об этом говорил сам М. А. Шолохов корреспонденту «Советской России»: «Григорий, в моём мнении, является своеобразным символом середняцкого казачества. Те, кто знает историю гражданской войны на Дону, кто знает её ход, знают, что не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920года».1

А в беседе с В. Васильевым он заметил: «...в социальном облике Григория Мелехова воплощены черты, характерные не только для известного слоя казачества, но и для крестьянства вообще. Ведь то, что происходило в среде донского казачества в годы революции и гражданской войны, происходило в сходных формах и в среде уральского, кубанского, сибирского, семиреченского, забайкальского, терского казачества и среди русского крестьянства»2.

Давно уже стало бесспорным утверждение, что судьба Григория своеобразно преломляет путь исторических заблуждений казачества в годы гражданской войны. Если шаг за шагом пройти вслед за Григорием на всем его пути, от памятных встреч с Извариным и Подтёлковым до Новороссийска, до вступления в ряды конницы Буденного, то можно заметить удивительную общность его судьбы, созвучность настроений, родственность иллюзий с судьбой, настроениями и иллюзиями казачества.

Даже контур внешней судьбы Григория Мелехова во время вёшенского восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроениях казачьих масс

[Шолохову важнее показать, что не только внешняя судьба Григория совпадает с судьбами казачества в дни восстания, но и его мысли, настроения удивительно созвучны тем мыслям и настроениям, которыми были охвачены казаки. Писатель с поразительной последов Как будто и нехотя Григорий Мелехов втянулся в борьбу с красными, но постепенно и к нему пришло ожесточение. Но этими же настроениями были охвачены и казаки, которые тоже, поддавшись ожесточению, все реже брали в плен, все чаще занимались грабежами. Мысль об идеологической и нравственной общности Григория Мелехова с казацкой массой получает свое художественное претворение в композиционном строе, в логике развития сюжета.

Григорий Мелехов кровно связан с казацкой массой, олицетворяя ее разум и предрассудки, те черты казачества, которые складывались исторически и проявились в накаленной обстановке гражданской войны. Путь исторического заблуждения, выпавший казачеству, социальные корни, породившие «донскую Вандею», своеобразно определили и судьбу Григория Мелехова: он оказался участником движения реакционного, исторически обреченного. Но это было движение масс, разбуженных революцией, поэтому неизбежен был процесс преодоления предрассудков, разрушения иллюзий, которые толкнули людей на неправый путь борьбы с революцией. То были тяжкие уроки, ставшие поворотным пунктом в движении казачества к новой жизни.

Григорий Мелехов в полной мере познал и горечь крушения иллюзий и мучительное чувство позора. Однако тяжкие опыты поисков правды и для него не прошли бесследно. Стихийные порывы сменяются способностью к размышлению. Намечаются нравственно-психологические предпосылки эволюции характера в том направлении, которое нелегкой ценой было выстрадано массами казачества.

Шолохов м. а. - Трагедия григория мелехова в романе м. шолохова «тихий

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже

доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и

восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть

нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты

мощного народного духа. Григорий - молодой казак, удалец, человек с

большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в

подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине - Аксинье,

которую он не в силах побороть.

Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И

потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории

рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и

приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и

верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать

в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,

независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь

бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в

его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях

русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им

шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие,

от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не

позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать

в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта

эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить

непокорного, гордого казака.

Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он

не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей

среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком

наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать

окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в

Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки

прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого

На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за

спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре

Георгиевских креста и четыре медали - вот ценное свидетельство того, как

держал себя Мелехов на войне.

Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён

героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются

им холодным оружием, что значит - в равном бою. Он ещё долго себя упрекал

и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно

насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория -

любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает

Вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак,

удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком

матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и

предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между

тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми

и красными

Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую

безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей

«- Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы,

может, и не участвовал бы в восстании.

Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.

Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. На

чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной

хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь

истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их

в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных,

а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака

война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по

родному хутору.

С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в

конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане

исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в

истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет

последняя символическая картина - отец и сын, а кругом «весело зеленеет

молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки,

пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!