Содержание курса информатики в начальной школе. Информатика в начальных классах

Пояснить сущность понятия «содержательная линия». Перечислить основные содержательные линии современного школьного курса информатики. Привести пример выстраивания содержания обучения информатике в основной школе на основе содержательной линии «Представление информации»

Содержательная линия - направление теоритического материала по определенной теме, использующееся во всех главах и разделах учебного пособия, курса, образовательной программы.

Основные содержательные линии курса информатики охватывают следующие группы вопросов:

Вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

Вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

Способы представления информации (условно «линия представления информации»),

Методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

Вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

Вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

Этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»). Линия информационных процессов Обязательный минимум содержания учебного материала:

Получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

Получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

Познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Линия представления информации Обязательный минимум содержания учебного материала:

Понять функции языка как способа представления информации;

Познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

Получить представление о типах величин;

Познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере. Алгоритмическая линия Обязательный минимум содержания учебного материала:

Уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

Освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

Получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

Получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач. Линия исполнителя (компьютера) Обязательный минимум содержания учебного материала:

Получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

Понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

Узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

Узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

Познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Линия формализации и моделирования Обязательный минимум содержания учебного материала:

Получить представление о моделировании как методе научного познания;

Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Линия информационных технологий Обязательный минимум содержания учебного материала:

Знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

Пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

Пользоваться простым графическим редактором;

Обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

Осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

Иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

Иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Приведем пример выстраивания содержания обучения информатике в основной школе на основе содержательной линии «Представление информации» в содержании курса информатики, построенного на основе идеи «от информационных процессов к информационным технологиям», чтобы она проявлялась как сквозная, системообразующая линия при построении содержания обучения информатике.

В основу предлагаемого подхода отражения сквозной линии «Представление информации» в содержании базового курса информатики, построенного на идее «от информационных процессов к информационным технологиям», положены три важнейших принципа:

1) единство в представлении информации, рассматриваемое с точки зрения возможности представления любой информации в некоторой универсальной форме (в двоичном представлении);

2) единство в методах и средствах преобразования информации, заключающееся в том, что представление любой сложной двоичной функции может быть сведено к использованию ограниченного набора элементарных операций;

3) построение информационных технологий на основе алгоритмов, обеспечивающих возможность автоматизации обработки информации.

При изучении раздела «Информация и информационные процессы» учащиеся должны понять, что информация - это не что иное, как модель окружающего мира, выраженная некоторым языком, а представить информацию - это значит построить информационную модель. Важно понимать, что информация не может существовать вне формы ее представления средствами какого-либо языка. В настоящее время существует большое разнообразие форм представления информации (не только текст или устная речь, но и рисунки, фотографии, таблицы, формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, пиктограммы, карты и т.д.). С о временем используются все новые формы представления информации, например, такие как списки, связанные списки, стек, очередь и др. Этот процесс появления новых форм представления информации продолжается. Поэтому важно научиться эффективно использовать их для представления информации, без чего не может быть обеспечено высокое качество информационной деятельности.

В разделе «Представление информации» подчеркивается, что форма в представлении информации играет не менее важную роль, чем ее содержание. Здесь дается характеристика наиболее часто употребляемых форм представления информации, показываются особенности приемов представления информации в этих формах, формируются умения переходить от одной формы представления информации к другой. Обращается внимание на то, что при решении конкретной задачи выбор формы неслучайный, он определяется целями работы с информацией, при этом разные виды работы с информацией требуют соответствующих форм ее представления. Приводятся примеры выбора эффективной и неэффективной формы представления информации. Поскольку существуют разные формы представления информации, возникает задача выбора формы наиболее целесообразной (адекватной) потребностям работы с информацией - на этом делается акцент в данном разделе.

В систему задач, предназначенной для эффективного освоения вопросов представления информации, целесообразно включение четырех типов задач:

1) задачи на формирование умений, навыков владеть конкретными (заданными) формами представления информации;

2) задачи, показывающие, что на изучаемый объект можно смотреть с разных точек зрения, которые требуют соответствующих форм представления информации;

3) задачи на выбор наиболее эффективной формы представления информации исходя из потребности оперирования с ней;

4) более сложные задачи, предусматривающие использование нескольких форм представления информации для достижения целей моделирования.

Решая задачи первого типа, ученики овладевают арсеналом форм представления информации (например, описывают внешний вид изучаемого объекта, представляют графически структуру изучаемого объекта, получают формулу, составляют таблицу). В задачах второго типа при рассмотрении объекта изучения требуется согласовать возможные цели моделирования с формами представления информации. Задачи третьего типа рассчитаны на то, чтобы при построении информационной модели рассматриваемого объекта, явления, процесса ученики научились выбирать эффективную форму представления информации. Решение задач четвертого типа (в том числе выполнение учебно-исследовательских проектов как решение неких личностно значимых, относительно масштабных проблем) предусматривает использование не одной, а нескольких форм представления информации, так как в этих задачах требуется изучение объекта, явления с разных сторон (при решении таких задач необходим чаще всего неоднократный переход от одной формы представления информации к другой). Решение такой системы задач ориентировано на овладение различными средствами представления информации, формирование умений выбирать оптимальную форму представления информации под те задачи, которые стоят перед ним, представлять информацию в выбранной форме, получать результаты, адекватные поставленным целям.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

Введение. Пропедевтический курс информатики должен изучаться (рекомендует-

ся) до 7 класса общеобразовательной школы. Однако естественно напрашивается разбие-

ние его на 2 составляющих: начальная школа и 5-7 классы. Это разбиение продиктовано

психолого-педагогическими особенностями развития младших школьников и уровнем их

компетенций.

Ситуация с преподаванием информатики в начальной школе «двойственная»: нор-

мативной базы не было, программных продуктов тоже, однако, благодаря энтузиастам накопилось большое число авторских методик преподавания информатики в начальной

школе. Обзору соответствующих курсов посвящена данная тема.

1. Информатика в начальной школе.

1.1 Нормативная база для преподавания информатики в начальной школе. Федераль-

ный эксперимент по реформе общего образования: статус информатики, место в

учебном плане, изменение содержания. Критерии отбора методик и программных

1.1.1.Основной документ: Письмо Министерства образования Российской Фе-

образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики

предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты

младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как от-

дельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою струк-

Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям на-

чальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных

представлений о свойствах информации, способах _______работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

􀂾 познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их

приемам организации информации и планирования деятельности, в частности

учебной, при решении поставленных задач;

􀂾 дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современ-

ных информационных и коммуникационных технологиях;

􀂾 дать школьникам представления о современном информационном обществе,

девтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразова-

нии информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение инфор-

мации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение,

звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация

деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства

алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникацион-

ных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Органи-

зация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно зна-

чимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об

информационной безопасности личности и государства.

Предмет “Информатика” реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении це-

лесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным

рабочие тетради по информатике:

4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 мо-

жет использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных заня-

тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета “Информатика” формируется из

задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обу-

чения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить дос-

туп к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса

в соответствии с уровнем оснащения школы.

1.1.3. Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляет-

ся учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в

интеграции с предметами

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, ритори-

ка, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения

возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в

рамках одного урока без деления на группы

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (на-

пример, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обу-

чения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использо-

вать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного ком-

пьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести не-

сколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним

компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может

быть использован как “электронная доска”.

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики шко-

лы в рамках одного урока При выборе школой формы обучения информатике с компью-

терной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 чай) учителя информатики школы

для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем началь-

ной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока про-

водится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать тре-

бования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, педагогико-

эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычисли-

тельной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования

(см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактиче-

скими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

ванием курса с помощью электронных средств учебною назначения, таких как:

􀀹 компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

􀀹 клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;

􀀹 компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

􀀹 компьютерные лабиринты для управления объектом;

􀀹 компьютерные мозаики;

􀀹 логические игры на компьютере;

􀀹 компьютерные энциклопедии, путешествия;

􀀹 компьютерные топологические схемы (например, района метро);

􀀹 компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по техни-

ке безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности ис-

пользования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;

􀀹 компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

􀀹 компьютерные синтезаторы звука;

􀀹 игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

􀀹 компьютерные среды управления исполнителем.

ко-эргономические и санитарно-гигиенические требования к проведению занятий

учащихся начальной школы в кабинете ВТ. Психолого-педагогические требования

к программным средствам.)

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего

образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика". (См. пись

мо Министерства образования от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопро

сам _______обучения информатике в начальной школе").

уроках информатики в начальной школе.

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обуче-

нии информатике во 2 классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно

организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предме-

тами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-ROM устройством, ау-

диосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный

компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без

деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть исполь-

зован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащих-

ся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для

этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экра-

ном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь

воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения,

иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой. При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы

по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому

обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать

компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информацион-

ном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 ком-

пьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой

кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с

помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора

А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных авто-

ром учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по

правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем

за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства

учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется

учителем или лаборантом.

тельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут

быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы зара-

нее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям

правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать са-

нитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организа-

ции рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом,

чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть обору-

дована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой

компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспре-

борантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке инфор-

матики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютер -

ного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя ) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час ) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут . Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут , а затем для 2 группы . Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2- й группы в течение 15 минут , а затем соответственно для 1- й группы .

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших

школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4- м ).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти

инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики , утвержденный директором школы . Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики .

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме : одно рабо -

чее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест , а также может использоваться

сервер для поддержки локальной школьной сети . Дополнительное оборудование : один

принтер , выход в Интернет , локальная сеть , сканер , медиа - проектор .

"Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в

начальной школе".

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (Сан -

ПиН 2.2.2.542-96 " Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам , персо -

нальным электронно - вычислительным машинам и организации работы ") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику , которая имеет санитарно - эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей . Санитарно - эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника ; но и та , которая находится в эксплуатации .

Помещение , где эксплуатируются компьютеры , должно иметь искусственное и ес -

тественное освещение . Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения , которые ориентированы на север и северо - восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа : жалюзи , занавесей , внешних козырьков и др . Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо . Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы , на которые имеются гигиенические заключения , подтверждающие их безопасность для здоровья детей . Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки , обладать антистатическим покрытием .

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв . м .

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном

классе . Компьютер лучше расположить так , . чтобы свет на экран падал слева . Несмотря на то , что экран светится , занятия должны проходить не в темном , а в хорошо освещенном помещении .

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромаг -

нитное поле с радиусом 1,5 м и более . Причем излучение идет не только от экрана , но и от задней и боковых стенок монитора . Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся , работающих за другими компьютерами . Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м .

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста

наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников . В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног .

Размер учебной мебели (стол и стул ) должен соответствовать росту ребенка . Убедиться в этом можно следующим образом : ноги и спина (а еще лучше и предплечья ) имеют опору , а линия взора приходится , примерно , на центр монитора или немного выше .

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк , а

экрана не более 200 лк .

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем , чтобы изображе -

ние на экране компьютера было четким и контрастным . Необходимо также исключить возможность засветки экрана , поскольку это снижает контрастность и яркость изображения .

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному

контрасту : темные знаки на светлом фоне .

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см . Одновре -

менно за компьютером должен заниматься один ребенок , так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются .

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие : темпе -

ратура -19-21° С , относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютер -

ные классы должны быть проветрены , что обеспечит улучшение качественного состава воздуха . Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно .

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопас -

ного пользования , которые должны соблюдаться не только в школе , но и дома .

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблю -

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для

учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут .

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на пер -

сональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз , которые выполняются сидя или стоя , отвернувшись от экрана , при ритмичном дыхании , с максимальной амплитудой движений глаз . Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме .

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть 086 аu1075 глаза , сильно напрягая глазные мышцы , на счет 1-4, затем раскрыть

глаза , расслабить мышцы глаз , посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз .

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза

не доводить . Затем открыть глаза , посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз .

3. Не поворачивая головы , посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет

1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения , но с фиксацией взгляда влево , вверх и вниз . Повторить 3-4 раза .

4. Перевести взгляд быстро по диагонали : направо вверх - налево вниз , потом

прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз .

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки . Ре -

гулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение .

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше , чем

через 1 час после окончания учебных занятий в школе . Это время следует отводить для

отдыха и приема пищи .

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютер -

ной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю . Продолжительность одного занятия - не более 60 минут . После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз .

Несомненно , что утомление во многом зависит от характера компьютерных заня -

тий . Наиболее утомительны для детей компьютерные игры , рассчитанные , главным образом , на быстроту реакции . Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия . Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы , нарушению сна , ухудшению самочувствия , утомлению глаз . Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр

только в конце занятия длительностью не более 10 минут .

РОЛЬ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бондарева Елена Николаевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Цели использование ИКТ в работе с младшими школьниками.

«О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки...если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом её культуры».

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

· повысить мотивацию обучения;

· повысить эффективность процесса обучения;

·способствовать активизации познавательной сферы

Обучающихся;

· совершенствовать методики проведения уроков;

· планировать и систематизировать свою работу;

· использовать, как средство самообразования;

· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Основные направления информатизации начального образования.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

· использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);

· введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;

· проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

· осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.

Возможности использование ИКТ в начальной школе.

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают мне как учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

· использование готовых программных продуктов;

·поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

·создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание тестовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде.

В современном мире на детей обрушивается огромный поток информации, не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное дети становятся невнимательными и более рассеянными. Как утверждают психологи: «Лучший способ стать внимательным - это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!»

Познавательная активность ребёнка организует внимание на исследуемом объекте достаточно долго, пока не иссякнет интерес. Следовательно, для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе.

Заключение

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.


А.Ю. Нимченко

И.И. Буренок

Нимченко Анна Юрьевна - студентка 4 курса факультета педагогики и психологии, направление «Педагогическое образование» профиль: «Начальное образование»

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : ya . nutick @ yandex . ru

Буренок Ирина Ивановна- доцент кафедры общей профессиональной педагогики

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : BurenokIrina @ mail . ru

Актуальность. Методика обучения компьютерной грамотности в начальной школе очень многообразна и важна. Во-первых, необходимо уже с раннего возраста иметь информационное образование. Во-вторых, информатизация образования остается только на школьном уровне. Из этого следует что, ученик должен усвоить информатику в рамках образовательной программы. В-третьих, требования, которые указаны во ФГОС НОО со­держания курса информатики и математики для младших школьников, не всегда выполняются. Поэтому педагог, который начинает обучение информатике в на­чальных классах, сталкивается с такими ситуациями и вопросами: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор наиболее результативных форм работы на уроке, особенности преподавания тем, организация дидактических игр на уроках информатики и т.д. В рамках методики преподавания компьютерной грамотности и, изучив журналы «Начальная школа» за последние 5 лет, встал вопрос о том, какие УМК по информатике рекомендованы на сегодняшний день.

Объект исследования: анализ учебно-методических комплектов по информатики для начальных классов.

Предмет исследования: методические условия для выбора учебно-методического комплекта по информатике.

Цель исследования: изучить все имеющиеся учебно-методические комплекты по информатике и выяснить, какие из них используются в школах.

Задачи исследования:

проанализировать УМК по информатике для начальных классов;

опросить учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 ст. Ольгинской, МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской, МБОУ СОШ №7 ст. Степной Приморско – Ахтарского района о том, какие УМК по информатике используются в данных школах;

исследовать полученные результаты опроса учителей.

В своем большинстве современные учебно-методические комплекты, которые предназначены для преподавания информатики, со­стоят из методического пособия для учителя, системы компьютерной поддержки уроков и рабочей тетради ученика.

В настоящий момент, для использования в началь­ном общем образовании, рекомендованы и утверждены следующие УМК по информатике:

Горячев А.В. Информатика и ИКТ;