Типы строя психики человека. Строй психики Типы психики коб

Разговор о структуре психики личности необходимо продолжить, перейдя из “плоскости” рассмотрения «сознание - бессознательные уровни психики» к другой “плоскости” рассмотрения.

Та психологическая наука, которая царит на кафедрах психологии вузов, в этом деле мало чем может помочь . Причина этого состоит в том, что разделение людей на «ипо­хондриков», «холериков» и т.п., словесные построения на основе фрейдовских бредней о «либидо», «Эдиповом комплексе» и «латентном гомосексуализме» весьма далёки от того, что реально происходит в психике подавляющего большинства людей. Вследствие этого педагогической, психиатрической, криминалистической практике почти что нечего взять из легитимной традиции общей “научной” психологии. Т.е. это - тот случай, когда от имеющихся научных теорий проку мало и надо обратиться к жизни общества, выявить проблемы и подумать о путях и средствах их разрешения.

Для того, чтобы рассмотреть взаимодействие реальных компонент в психике людей необходимо знать, что каждой особи вида «Человек разумный» свойственно всё то, что генетически свойственно подавляющему большинству достаточно высокоразвитых видов животных в биосфере Земли, а именно:

· Врождённые безусловные рефлексы разных иерархических уровней в организации его организма (уровня клеток, уровня органов, систем органов и организма в целом).

· Врождённые инстинкты , поведенческие программы которых относятся к уровню организации «организм в целом» и обеспечивают взаимодействие с окружающей средой в «авто­ма­тическом» режиме вне зависимости от персонального жизненного опыта той или иной определённой особи, нарабатываемого ею в течение всей своей жизни. И хотя инстинкты свойственны всем особям вида, но весь комплекс инстинктивно обусловленных поведенческих программ, обслуживает не жизнь той или иной особи, а жизнь вида (его популяций) в целом, поэтому главенствующий из них во всём комплексе - инстинкт продолжения рода, и его алгоритмика обладает своеобразием, отличающим друг от друга психику особей соответственно принадлежности каждой из них к одному из полóв.

· Однозначно не запрограммированный потенциал поведенческих способностей каждой особи в её взаимодействии со средой, включающий в себя как условные рефлексы и привычки, так и выработку тех или иных поведенческих программ на основе мышления в русле той или иной целесообразности.

У наиболее высокоразвитых видов животных (например у некоторых видов обезьян) последняя составляющая приводит даже к появлению некой «социальной организации» и «культуры» как набора поведенческих навыков, передаваемых от поколения к поколению на основе «социальной организации».



Кроме того у человека есть компоненты психики, которым нет места даже у высокоразвитых животных :

· Традиции культуры , стоящие над инстинктами.

· Его собственное ограниченное разумение .

· «Интуиция вообще » - то, что всплывает из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина.

· Водительство Божьим промыслом , на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости, как прямых вторжений извне в чужую психику, вопреки желанию её носителя.

В психике всякого индивида есть место всему этому.

Но что-то одно может преобладать над всеми прочими компонентами в поведении индивида.

Соответственно можно утверждать, что генетика вида «Человек разумный» допускает четыре типа строя психики каждого из его представителей, определяющих характер организации психической деятельности личности:

· Животный - когда поведение субъекта, принадлежащего к биологическому виду «Человек разумный», безусловно (т.е. вне зависимости от обстоятельств) подчинено врождённым инстинктам и безусловным рефлексам разного уровня организации в структуре его организма.

· «Зомби», биоробот - когда поведение субъекта, принадлежащего к биологическому виду «Человек разумный», безусловно подчинено поведенческим программам, взятым им из культуры общества или целенаправленно внедрённым в его психику извне их разработчиками.

· Демонический - когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», проявляет свою волю соответственно принципу «что хочу - то и ворочу», обособляясь от Бога на основе:

Ø неверия Ему

Ø либо на основе отрицания факта Его бытия

Ø или на основе отрицания благости Божиего Промысла и Вседержительности.

· Человечный - когда человек по своей воле на основе веры Богу старается жить в ладу с Богом, действуя осмысленно в русле Божиего Промысла.

Но есть и ещё одна возможность, осуществлённая самими людьми , не состоявшимися в качестве человеков - носителей человечного типа строя психики - и воспроизводимая культурой общества в преемственности многих поколений:

· Опущенный в противоестественность строй психики - когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному искажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопóля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением), характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя). Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего не отвечающего складывающимся обстоятельствам поведения оказывается худшим из животных. И за это нарушение им самим предопределённого для него статуса в биосфере Земли он неотвратимо получает воздаяние по Жизни.

При этом, если у субъекта возникает зависимость от дурманов, то он обретает стойкое искажение своего биополя . И соответственно, по параметрам своего духа он перестаёт принадлежать к биологическому виду «Человек разумный» .

Кроме того большинство дурманов являются генетическими ядами, т.е. они нарушают работу хромосомного аппарата и разрушают хромосомные структуры тех, кто их принимает в свои организмы. Дефективные хромосомные структуры передаются потомству, что так или иначе подрывает их здоровье, потенциал личностного развития и творчества. Это тем более имеет место, если зачатие происходит до того, как системы восстановления хромосомных структур, действующие в организме, успевают исправить повреждения. Но если генетические яды поступают в организм слишком часто и в таких количествах, что системы восстановления хромосомных структур организма не успевают исправлять все повреждения, то потомство просто обречено на вырождение.

Именно эти обстоятельства и позволяют назвать этот тип строя психики - порождённый самими людьми и воспроизводимый культурой общества - опущенным в противоестественность .

Каждый тип строя психики соответствует определённому “усреднено-совокупному” типу мировоззрения с присущими ему определёнными нравственными критериями. Каждый тип строя психики, выражаясь в поведении множества людей - его носителей - порождает качественно определённые субкультуры, совокупность которых и образует иерархически выстроенные культуры (духовные и вещественные) народов и человечества в целом в их историческом развитии.

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Все мы в какой-то мере анализируем мотивы поступков человека и его внутренний мир, то есть мы пытаемся понять природу психики индивида к самому себе и к его окружению. Так что же есть психика?
Психика (греч. psychikos – душевный) –
Согласно В.А.Жмурову психика это:
1. Термин, обозначающий «свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность».
2. Психика суть множество гипотетических мыслительных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приёмами для психологических данных.
3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида.
4. Психика есть совокупность процессов, таких как восприятие и познание.
5. Психика рассматривается как элемент мозга – позиция, которая восходит к У.Джемсу. Её можно переформулировать так: изучите мозг, и вы узнаете, что есть психика.
6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – выбивающейся, неожиданно возникающая в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности и организованной структуры.
7. Психика есть интеллект.
8. Психика – это характеристика или черта.
9. Психика есть особая субстанция.
Согласно Ассаджоли, существует шесть составляющих психики:
1. Самость высшая – своего рода «внутренний бог»;
2. Самость сознательная –Я – точка ясного сознания;
3. Поле сознания – анализируемые чувства, мысли побуждения;
4. Бессознательное высшее, или сверх сознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5. Бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, которые могут легко осознаваться;
6. Бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и т.п.
В.Б. Шапарь считает, что: «В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа психики: они должны иметь внутренне связанную структуру, в которой представлены свойства целого; способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксономического ряда и т.д.
На разных этапах развития психологии в качестве функций единиц анализа психики выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура – фон; поведенческий акт или навык; проба проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и др.
По З.Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем: бессознательного, предсознательного и сознания.
Мильтон Эриксон считал по-своему о бессознательном и сознании.
В книге Р.Хейвенс, К.Уолтерс "Гипнотерапевтические трансы" записано:
"«Бессознательное» Мильтон Эриксона – это не вытесненные воспоминания Фрейда и не мистическое коллективное бессознательное Юнга. Когда Эриксон говорит о бессознательном, он подразумевает процессы познания и восприятия, а так же эмоции, возникающие и протекающие автоматически, за пределами той области сознания, которая подконтрольная человеческому Эго. Термин «сознание» Эриксон использовал для обозначения того ограниченного количества информации, которое попадает в поле внимания среднестатического человека в его повседневной деятельности. Наблюдая за дихотомией сознания и бессознательного наткнули ученого на естественный вывод: люди пытаются руководствоваться своим сознанием и целиком и полностью полагаются на его возможности, в то время как у бессознательного не только больше таких возможностей, но и наиболее объективное чувство реальности.
Остается лишь поражаться бесчисленному множеству функций, которое берет на себя наше бессознательное. В любой момент, буквально «из неоткуда», как только того потребует ситуация, волшебным образом всплывают факты, давно забытые навыки или способность понять тот или иной феномен. Причем вне зависимости от того, хочет этого сознание или нет. <..> Сами того не замечая, мы расчесываем укус или наматываем прядь волос на палец. В сознании то и дело вплывают имена, даты, идеи… В самый неожиданный момент мы можем испытать прозрение или прилив вдохновения. Из глубины бессознательного всплывают «нелогичные» эмоции. <..> В повседневной жизни мы функционируем одновременно на нескольких уровнях восприятия, познания, реакции. Каждый этот уровень. В свою очередь, работает как автономное «мини-сознание» …и просто дуэт сознание/бессознательное.<..> Одной из самых масштабных и всеобъемлющих ошибок нашего сознательного мышления является его ложная, но непоколебимая уверенность в том, что оно отвечает за все мысли, возникающие в голове индивида, а так же за его поведение. На самом деле - основной функцией сознания является придумывание "сюжетов", которые помешают эго в центр личности и делают его ответственным за всё, что происходит в теле и голове человека. А между тем, осознанное мышление, как это ни странно, обладает довольно ограниченным набором функций и отвечает за весьма скромный перечень действий или творческих озарений. На самом деле его основной функцией является поиск рациональных объяснений тем действиям, которые совершает бессознательное. Именно бессознательное играет решающую роль в нашей повседневной жизни"(с.29-32).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Психика (от др. – греч.- «дыхание», «душа»):
1. Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
2. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
3. Субъективный внутренний мир человека, опосредованный/опосредующий взаимодействие человека с внешним миром.
Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики - сознание.
Формы психического отражения
В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

"Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды"(http://www.psychologos.ru/articles/view/psihika).

В данном видеоролике мы рассмотрим разные виды мотивации и поведения людей, после чего предложим вам разобрать несколько продуктов культуры на предмет соответствия героев данному описанию, чтобы сформировать устойчивый стереотип различения типов строя психики людей, в первую очередь для самодиагностики и личностного роста. Данная классификация не является попыткой разделить людей на страты или касты, а описывает этапы становления личности человека, обусловленные генетически и самое главное, даёт представление о некоем идеале Человечности для всех людей, которого каждый может и должен достигнуть, чтобы мирно сосуществовать разным народам на нашей планете.

Чтобы данная информация стала достоянием вашей психики, а не просто очередным видосом, который можно посмотреть и забыть, рекомендуем посмотреть видеозапись (или прочитать описание) несколько раз и выполнить задание, которое предлагается в конце фильма).

Итак. Принимаемые человеком решения зависят от нравственных установок, которые определяют, какими источниками информации мы руководствуемся в каждой конкретной ситуации.

В психике каждого человека, таких источников всего четыре:

  • врождённые инстинкты (безусловные рефлексы);
  • социальные установки, стереотипы поведения почерпнутые из культуры (условные рефлексы);
  • собственный разум, интеллект;
  • интуиция, понимаемая как всё то, что “всплывает” на уровень сознания из бессознательного.

Проявление каждой из этих компонент можно увидеть в своей собственной психике. Также их можно легко увидеть, рассмотрев наш собственный процесс взросления.

Во время просмотра, постарайтесь вспомнить, как взрослели вы сами и ваши дети, и соотнести полученную информацию со своим опытом.

Только родившийся малыш руководствуется исключительно своими инстинктами: хочет кушать — тянется к материнской груди; если его что-то беспокоит – плачет, чтобы привлечь внимание; хочет в туалет — “ходит” прямо на месте. Затем постепенно он начинает осваивать социальные установки из окружающего общества: терпит, чтобы сходить в туалет или покушать, не перебивает взрослых, ждёт пока они освободятся, и т.п..

В этот период времени, он начинает повторять всё, что видит вокруг: и слова, и действия. Ребёнком перенимается всё без разбору, и даже крайне разрушительные социальные программы поведения, например, матершина или установки на употребление различных наркотиков (алкоголь, табак, и др.). Далее наступает период, когда у ребёнка просыпается воля и разум, он осознаёт свои личные интересы и начинает действовать по принципу “что хочу — то и ворочу” без оглядки на окружающих. В этот период родители обычно выглядят в его глазах очень глупыми, и он делает всё вопреки им и в угоду себе. Однако, столкнувшись с тем, что его “хотелки” далеко не всегда осуществляются, что у Жизни есть свой ход помимо его желаний и интересов, ребёнок начинает понимать, что его собственные воля и разум весьма ограничены, и что возможно родители далеко не всегда так глупы как казалось ранее. В этот период он начинает задумываться и задавать вопросы о природе окружающего мира, вопросы философского характера, в особенности вопросы о природе добра и зла. Как писал В. Маяковский:

«Крошка сын к отцу пришёл,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?»

Причём, природу и происхождение этих вопросов ребёнок объяснить не может, они возникают как бы сами собой, интуитивно . Исходя из ответов на эти вопросы, взрослеющий ребёнок приходит к тому, что необходимо с неограниченным миром ладно выстраивать отношения. Если прохождение этого периода протекает нормально, то развивается своеобразная компонента интуиции — чувство Совести. Под совестью в данном случае подразумевается связь с Иерархически наивысшим всеобъемлющим управлением. И если по вступлению во взрослость личность устойчиво руководствуется своей Совестью, то её можно назвать состоявшимся Человеком (с большой буквы).

Таким образом, мы имеем четыре источника информации в психике каждой личности:

  • врождённые инстинкты (безусловные рефлексы);
  • социальные установки , стереотипы, почерпнутые из культуры (условные рефлексы);
  • собственный, ограниченный чувствами и памятью разум (интеллект) ;
  • Интуиция вообще : то, что непроизвольно всплывает из безсознательных уровней психики:

— проявления собственного чувства МѢры (чувства Божиего предопределения) и совести;
— не осознанные в их полноте результаты работы интеллекта личности на безсознательных уровнях психики;
— считывание информации и алгоритмики из эгрегоров (коллективной психики);
— наваждение или одержимость коллективным духом (эгрегором), в результате которых те или иные субъекты ретранслируют свойственную им информацию через того или иного человека. Иначе его называют эгрегориальное марево, действие которого приводит к тем или иным неприятностям, если индивид вовремя не одумается и не перестанет отрабатывать алгоритмику, являясь инструментом и батарейкой эгрегоров и их программистов;

  • Божие водительство в русле Промысла, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости.

Мы описали естественный ход развития каждого взрослеющего ребёнка. Прохождение этих этапов во время взросления — естественная часть в становлении личности. Однако современная культура такова, что буквально единицы успешно завершают этот процесс: по причине порочного воспитания. Многие останавливаются на одном из этапов до устойчивого становления в качестве Человека. В зависимости от того, как она прошла этот путь, взрослая личность может быть носителем одного из четырёх типов строя психики :

  • Если всё поведение личности подчинено удовлетворению инстинктов (инстинкт самосохранения, размножения, доминирования, территории и т.д.) не взирая на обстоятельства , то это животный строй психики . Как правило, он проявляется в том, что основной смысл жизни такого индивида — стремление к получению всевозможных удовольствий. Посмотрите вокруг, культура потребления и разврата беспощадно эксплуатирует два основных инстинкта (размножения, при этом культивируется секс без цели зачатия и самосохранения – как правило, это запаса жира на случай голодного периода)
  • Если всё поведение подчинено отработке социальных установок, стереотипов поведения даваемых культурой, то это — строй психики “зомби-биоробота” . Таким людям особенно свойственен конформизм — подчинение влиянию групп, установкам которые говорят “делай как все”/”делай как принято”. Одно из качеств личности с этим строем психики — неспособность к творчеству (если под творчеством понимать осознанное создание новых образов и алгоритмов поведения), а следовательно и неспособность к разрешению общественных проблем. Так «удобно» жить ничего не меняя, иметь традиции, ощущать поддержку и одобрение общества, сострадание близких даже в тех случаях, когда вы сами являетесь источником своих бед и жертвой заложенных в вас установок, например, выпивать по праздникам или наоборот с горя, снимать стрессы психотропной анастезией, что не решает проблем, а ведёт к их накоплению. Или вот ещё пример одной традиции: делать дорогие и частые подарки, проявляя знаки внимания или заглаживая свои проступки, что по сути своей является подкупом и приводит в дальнейшем к разочарованиям. Вы не задумывались, почему так много круглосуточных ларьков с цветами появилось на наших улицах, и кто является их постоянным покупателем?…
  • Если личность способна переступать через инстинкты и социальные установки, вырабатывать разумом новые алгоритмы поведения и имеет волю следовать им, но при этом руководствуется принципом «сначала мне, потом по росту», «есть моё мнение и неправильное», «что хочу, то и ворочу» отвергая при этом совесть, то такая личность обладает демоническим строем психики . Демоны способны к творчеству, однако обернётся это творчество добром или злом — зависит от их реальной нравственности.
    То есть демонизм может быть привержен добру, но такая приверженность будет больше декларативной, либо покрывать некое зло которое сам демон может и не осознавать. Как благонамеренные, так и злонамеренные демоны стремятся подчинить себе окружающих в угоду своим интересам, либо интересам некоего сообщества — корпорации им подобных демонов. Вспомните ситуации, когда вы что-то знали, но намеренно скрывали это от другого человека, с целью получить какую-то выгоду, либо вспомните своё злорадство, когда у кого-то (например, вашего конкурента) случилась беда или неприятности. Часто ли вы осознанно лжёте другим людям или преподносите информацию в выгодном для себя свете? Всё это является проявлениями демонизма.
  • Если личность способна переступить через инстинктивные позывы и социальные установки, вырабатывать своим разумом новые установки/алгоритмы поведения и имеет волю следовать им, и при этом подчиняет выбор линии поведения Совести, тогда эта личность обладает человечным строем психики . Совесть понимается как чувство объективного различия добра и зла в соответствии с замыслом Бога — Творца Вселенной. Под замыслом Бога понимается многовариантный сценарий развития Вселенной, в том числе биосферы Земли, и человечества как одного из биологических видов. Как и всякая система в Природе, человечество, и каждый человек как его часть, обладает потенциалом развития. Соответственно добро — это то, что направлено на раскрытие потенциала развития человека и человечества, а зло — это то, что направлено на препятствие раскрытию этого потенциала. Человечный строй психики выражается в искреннем стремлении выполнить свою миссию или долю в общем замысле развития человечества, как он сам этот замысел понимает, руководствуясь при этом Совестью и в каждом конкретном выборе “добро — зло” выбирая сторону добра.
    Обратные связи от Бога на человека замыкаются через внешние по отношению к человеку обстоятельства, реальные жизненные ситуации, которые поддерживают человека в его намерениях, либо указывают на ошибки.
    Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее, по-настоящему стоящее, но не из жалости и не из желания получить какую-то выгоду в будущем, а просто так, от щедрот души не требуя ничего взамен. Это и есть проявления человечности.
    Есть, однако, ещё один строй психики, порождённый порочной культурой человечества:
  • Если личность систематически употребляет наркотические вещества, искажающие работу психики и хромосомного аппарата, то по строю психики личность является опущенной в противоестественность . Это так поскольку в этом случае личность стоит на пути прямой физической и психической деградации.

Следует отметить, что все нечеловечные типы строя психики являются разновидностью и продолжением (развитием) животного типа строя психики, когда инстинкты одеваются в разные культурологические оболочки. Если при животном типе строя психики обслуживаются в основном программы самосохранения и продолжения рода «мням-мням – трах-трах – цап-хап», то при типе строя психики зомби-биоробата люди отрабатывают в основном инстинкт стадно-стайного поведения, получая комфорт от ощущения единения с остальными индивидами, ну а в демоническом типе строя психики наибольшее развитие получил инстинкт иерархии – вожака, который является нормой у животных, но для нашего биологического вида нужен был только в экстремальных условиях – для сохранения биологического вида на ранних этапах развития.

В определённый момент развития общества нашлись люди, которые заметили эти особенности психики и решили поддерживать, поощрять и даже эксплуатировать в людях те или иные проявления, от чего они получали какую-то выгоду, так мы получили моду, несовершенные технологии с эффектом запланированного устаревания, культуру гедонизма (погоня за наслаждениями), массмедиа и прочие средства развлечения и отвлечения людей от чего-то более важного…

Вы наверняка заметили, что названия строев психики имеют нравственную окраску, в которой человечный строй психики воспринимается скорее положительно, а остальные — отрицательно. Это имеет место, вследствии того, что человечный строй психики в данной модели понимается как норма, а остальные — как отступление от нормы.

Индивид может переходить от одного строя психики к другому с течением времени, даже в течении одного дня, и это движение может быть как прогрессивным — в сторону человечного — так и деградирующим — в сторону животного, зомби и опущенного. Строй психики определяется нравственными установками, и ответ на вопрос “как работать со своим строем психики?” прост: “нужно работать со своими нравственными установками” (подробнее нравственность мы рассмотрим в следующих видеороликах).

Строй психики проявляется в конкретных жизненных ситуациях, поступках. Конкретность ситуаций позволяет каждому ответить самому себе (если индивид способен быть честным с самим собой) на вопрос: «в каком строе психики я сейчас нахожусь?» либо “в каком строе психики я находился в такой-то ситуации?” Что давлеет или довлело в моей психике? какая была мотивация? или я тупо отрабатывал чью-то алгоритмику, заложенную в меня кем-то или чем-то?

На протяжении длительного промежутка времени, тип строя психики проявляется в том, какой из источников информации доминировал на этом промежутке. Доминирование какого-то одного источника не значит, что в этом промежутке времени индивид не совершал действий исходя из других источников информации (соответствующих другим строям психики). Например, средний обыватель, пребывающий большую часть жизни в строе психики животного или зомби, может в отдельные моменты жизни совершать человечные поступки по Совести. То есть никому не чуждо нечто человеческое, и потому все люди, независимо от строя психики, обладают равным человеческим достоинством в том смысле, что у каждого есть потенциал стать Человеком и ответственность за раскрытие этого потенциала ложится в детстве на родителей, а далее на самого человека. Мы можем лишь помочь осознать те или иные вопросы, но конечное решение лежит на самом индивиде.

Устойчиво человечный строй психики — это тот, при котором на протяжении длительного времени совесть доминирует в принятии решений. Необратимый человечный строй психики — это тот, где на протяжении длительного времени абсолютно все действия были исполнены в согласии с совестью, а возврат к другому строю психики невозможен.

При оценке собственного строя психики, самая большая ошибка — впасть в самонадеянность, т.е. быть нечестным с самим собой и оценить свой строй психики лучше, чем он есть на самом деле. Особенно опасно возомнить себя состоявшимся Человеком и впасть в мышление типа: “Я – лучше, чем другие, и потому имею право… а они должны то-то и то-то ” . Когда индивид с такими взглядами начинает заниматься, как он сам считает, “общественно полезной деятельностью”, то его деятельность выглядит не иначе как демоническая попытка “нанести добро и причинить пользу”. Такого рода поведение с Человечностью не имеет ничего общего, и хорошо характеризуется цитатой российского писателя Григория Померанца:

“Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело.”

То есть, при оценке собственного строя психики нужно быть предельно честным. Гораздо лучше просто признаться, что вы сейчас не можете честно определить свой строй психики, чем определить его неверно.

Пожалуй самый яркий признак жизни не по Человечески, при собственной убеждённости в обратном — это когда другим людям неуютно в вашем окружении, неприятно с вами общаться и иметь общих дел . Если-же, наоборот, люди к вам тянутся (и эти люди в своём большинстве честные), значит, ваша этика поведения больше соответствует Человечной.

Также одно из заблуждений, которое часто приходилось встречать в среде тех, кто пользуются моделью строев психики, это мнения типа “бросил пить, курить, правильно питаешься – значит, ты Человек”. Даже при очень здоровом образе жизни можно оставаться на уровне демона или зомби; здоровый образ жизни — необходимое, но недостаточное условие для человечного строя психики.

Знания, навыки, и социальный статус тоже не определяют строй психики, а являются лишь приданным к нему. Иными словами, даже очень большой профессионал в какой-то области может обладать строем психики зомби. При этом, профессионализм в конкретной общественно-полезной деятельности тоже необходимое условие для Человечности. Человечный строй психики не подразумевает отказ от всех социальных установок и стереотипов поведения культуры (полный физический “выход из системы”), не значит отказ от инстинктов, не значит отказ от разума и воли. Он подразумевает, что всё из перечисленного занимает своё место: для Человека нормально, когда интуиция подчинена Совести, разум подчинён интуиции, а инстинкты и установки подчинены разуму.

Чтобы понять, почему в тот или иной момент жизни вы застопорились в своём развитии и застряли в том или ином типе строя психики, вам необходимо вспомнить своё детство и юношество, те моменты, когда вы начинали осознавать происходящее и протестовать против сложившейся вокруг вас системы. Это бывало у каждого и это называют юношеским максимализмом или детской наивностью, идеализмом, но за этим явлением стояло и ваше внутреннее желание найти истину, понять, в чём смысл жизни, для чего вы здесь, в этом теле, на этой планете, кто вас сюда поместил и зачем, есть ли Бог, как он взаимодействует с вами, и т.д.

Скорее всего, после таких вопросов, вы увидели и осознали что-то важное, попытались об этом рассказать своим близким, но столкнулись с непреодолимой стеной непонимания и скептицизма, мол, у тебя это временно, скоро пройдёт. После чего вы, возможно, прекратили попытки установления связи с тем иерархически наивысшим всеобъемлющем управлением и постепенно начали жить по принципу «сам себе хозяин» или «буду как все», вспоминая о Творце и духовной сфере своей жизни лишь изредка, столкнувшись с серьёзными проблемами. Так вы выбрали путь страха и катастрофичности, отвергнув предложенную Свыше миссию сотворчества, путь Любви и попутный ветер Вседержительности. И с тех пор тип строя психики человечный стал для вас не отличим от демонического, т.к. свою волю вы согласовываете в только с другими людьми, равными вам по статусу.

Вот примеры того, как к человечному тсп относятся другие типы строя психики:

Но выход из этой ситуации есть, ведь Творец никогда не прекращал своего диалога с вами через ваши жизненные обстоятельства, которые подталкивают вас изменить те или иные свои качества. И посмотрев данный ролик или прочитав описание несколько раз и выполнив задание, вы сможете сформировать у себя навык (стереотип) распознавания компонент своей психики, начать слушать совесть и соотносить свою волю с Высшим Промыслом.

Ещё один вариант описания типов строя психики с позиции достаточно общей теории управления с которым мы так же рекомендуем ознакомиться для более глубокого понимания этой темы, смотрите ниже.

После столь обильной теоретической части, перейдём к заданию. Это задание поможет вам сформировать свои образы и стереотипы разных строев психики.

Задание:

Типы строя психики

Тем не менее, достаточно часто приходится видеть, как разум становится невольником и обслуживает животные инстинкты человека; как рассудочная деятельность превозносится над собой и пытается отрицать интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики; как все они вместе, пытаются отвергать Высший промысел , вследствие чего становятся жертвами непреодолимой ими самими ограниченности и одержимости , что находит своё выражение в нечеловеческом строе психики , который в зависимости от организации компонент психики индивида может быть нескольких видов:

Если разум отвергает интуицию или служит - как невольник - инстинктам, то это - не человеческий, а животный строй психики . При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации (включая и магию), по существу не будучи человеком.

Также и строй психики биоробота (зомби) отличается от человеческого тем, что в поведении утрачивается свобода в обращении с информацией, вследствие чего индивид автономно отрабатывает внедренную в его психику программу поведения (автономный робот-автомат) или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных навыков и качеств извне, т.е. другими по их произволу (дистанционно управляемый робот). Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на раздражители и выглядит человеком, в отличие от носителей животного строя психики, которые и не пытаются сдержать животное начало; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также между различными зомбирующими программами.

Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью

Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:

  • в одном случае к ошибкам, совершённым одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растёт и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнётом, либо же пока оно не начнёт порождать коллективную психическую деятельность второго вида.
  • во втором случае ошибки, совершённые одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.

Но кроме того, индивиды могут различаться и по взаимоотношениям их индивидуальной психики с порождаемой ими коллективной. При этом индивид:

  • либо подневолен коллективной психической деятельности и тогда это - стадность;
  • либо он свободный соучастник коллективной психической деятельности, но при этом по отношению к одной стадности он, возможно, выступает в качестве пастуха, будучи не свободным в каком-то ином качестве. Также следует иметь в виду, что и «стадность», и «коллективная свобода», в зависимости от характера информационных процессов в них, могут порождать как «лавину бедствий и ошибок», так и некоторое безошибочное функционирование коллектива в целом.

Образование и строй психики

Также следует понимать, что образование (как и всё в жизни людей) носит нравственно обусловленный характер, но во всяком варианте нравственности и этической ориентации человека, образование без взращивания чувства меры бессмысленно, поскольку не позволяет соотнести с текущей действительностью даже известное знание и освоенные навыки, что делает невозможным управление даже в стандартно разрешимых без ущерба ситуациях. Образование - как освоенные знания и навыки - всего лишь «приданое» к строю психики, вследствие чего при господстве животных инстинктов над прочими компонентами психики (разумом, интуицией и др.) образованный человек по организации его поведения неотличим от выдрессированного животного. Иными словами, человеческое достоинство выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе психики.

Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении всей своей жизни пребывают при одном каком-то строе их психики, но многие другие на протяжении жизни изменяют строй своей психики необратимо и неоднократно; также многочисленны и те, чей строй психики неоднократно, но обратимо изменяется даже на протяжении одного дня, а не то чтобы в течение их жизни.

Если различать в жизни строй психики индивида в ранее оговорённом смысле этого термина, в каждом из множества разсмотренных ранее вариантов, то под давлением выявляющихся обстоятельств, придётся отказаться от мнения о том, что все особи вида Человек разумный уже фактом принадлежности к этому биологическому виду состоялись в качестве людей.

Объективно лидерствующий тип психики

Непреклонная ориентация поведения на хронологически удалённые в будущее цели - выражение объективно лидерствующего типа психики. Среди мужчин он встречается статистически чаще, чем среди женщин, поскольку он невозможен без ориентации поведения на отдалённое будущее, хотя встречаются и женщины, которым свойственен этот тип психики .

Здесь и далее под объективно лидерствующим типом психики (для краткости лидерствующим типом) понимается не способность навязать окружающим свою волю и предписать стиль поведения, - это деспотизм, который может исходить как из сиюминутности, так и из дальновидности, а также и из времён каменного века; также понимается и не первенство человека над другими людьми по каким-то показателям, признанным обществом в качестве рекордных достижений; также понимается и не способность быть “заводилой”, формальным или неформальным лидером в неком коллективе.

Под объективно лидерствующим типом психики понимается устойчивая ориентация своего поведения на объективно возможное удалённое будущее (в его конкретно воображаемом виде) вне зависимости от того, последуют ли этой линии поведения окружающие или отвергнут её, останутся ли они безучастными зрителями или окажут ей противодействие, пытаясь её пресечь либо искоренить. Проще говоря, объективно лидерствующему типу психики во всех обстоятельствах свойственна верность определённой мечте и вера в её осуществимость в жизни.

Я всегда задумывалась над тем, а что же человеком движет, когда его поведение не входит «ни в тын, ни в ворота», а разум «зависает» в попытке понять человека? Почему одни люди человечные, душевные, правильные, а у других, как у животных, -одни инстинкты и такие же паттерны поведения. С этим не поспоришь, все люди разные, особенно это чувствуется сейчас, когда общество уже не формирует человека коммунистического будущего с чертами строителя коммунизма. А чтобы не растеряться во всех человеческих отличиях были созданы типологии личности, то есть характеристика обобщенных черт личности, чтобы определиться, в какой системе координат человек себя ведет, как он мыслит и действует. Тогда легче разобраться, кто есть кто. Поведение любого человека обусловлено: разумом, инстинктами, навыками поведения, привычками, привитыми родителями и приобретенными в жизни, а, также, интуицией. От этого необходимо отталкиваться, чтобы понять, в каком разрезе работает психика человека. Составляющие - разум, инстинкты, привычки, интуиция, функционирующие в разных пропорциях, позволяют выделить 4 основные типы психики:

1. Человечный тип психики.
2. Демонический тип психики.
3. Тип психики биоробота-зомби.
4. Животный тип психики.
Поскольку 2 и 3 типы психики чаще всего отталкиваются от животного типа, рассмотрим только 2 типа - Человеческий и Животный.
Название «Человеческий тип» говорит само за себя. Это тип человека-гуманиста, в котором собраны большинство человеческих качеств, таких, которые отличают человека от животного.Индивид этого типа чаще всего следует заповедям божьим, даже не задумываясь над этим, так как это его естество, его природа быть человечным и правильным с позиции общечеловеческих ценностей.

Животный тип психики
- когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства. Этот типаж великолепно передан в произведении Булгакова "Собачье сердце", только с перехлестом. Не стоит думать, что все обладатели животной психики бедны умом. Бывает даже наоборот, многие из них обладают хитростью, изворотливым умом и интеллектом.

В типаже животный строй психики есть подтип:скотский тип строя психики. Это подтип характеризуют пословицы и поговорки типа: «Хорошо быть кисою, хорошо собакою! Где хочу – пописаю, где хочу –покакаю!»; «волка ноги кормят». В скотском типе всё подчинено инстинктам. А индивид со скотским типом строя психики ориентирован на получение максимума физиологических удовольствий любой ценой.

При таком раскладе «на выходе» получается весьма агрессивный антисоциальный тип:
-ему все и всё должны, но он сам никому и ни чем не обязан и ничего не должен,
-нацелен на разрушение,
-одно из удовольствий для него - напакостить окружающим.
-может одурманивать себя различными психотропными веществами: алкоголем, табаком, «лёгкими» и тяжёлыми наркотиками,
-поведение индивида подчинено различным аддикциям, которым он не может противостоять - он может убить, изнасиловать, попасть в тюрьму.

Попробуйте своих родственников, друзей, знакомых протестировать мысленно и соотнести с характерными для них типом строя психики. Вы тут сделаете уйму открытий и скорее всего будете шокированы. Количество «сексуально-пищеварительных агрегатов» (6 метров кишок и метр кожи) с мечтами «жрать, пить, трахаться», «брать от жизни всё» и чтобы «всё было, как у людей», - вокруг вас окажется достаточно большим. Причём количество «зомби», «животных» год от года растёт. Почему? Это происходит потому, что культура, строй, в которой мы живём, целенаправленно формирует эти низменные типы строя психики и не позволяет формировать человечный строй психики. Задумайтесь хотя бы над тематикой фильмов, телепередач. Это – культивирование борьбы, насилия, культ еды, культ секса, прививание конкуренции даже на бытовом уровне, тотальный компромат на все и на всех, критиканство, недружелюбие, прививаются эгоцентризм и человеконенавистничество.
Также необходимо особо отметить, что конечная ответственность за то, при каком типе строя психики живёт и действует в то или иное время человек, - возлагается на него самого. Идти на поводу массовой культуры? Или переосмыслив то, что нам пытаются навязывать, - выстроить свое миропонимание, свою внутреннюю культуру и свою систему морально-этических ценностей.
(Написано по материалам интернета)