Василек теребовльский. Повесть об ослеплении Василька Теребовльского

Василько Ростиславич (?-после 1112)

Князь теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним Ростилавичам был дан Владимир-Волынский. После смерти Изяслава Ярославовича Киевского во Владимире княжил Ярополк Изяславович. В 1084 г. Василько с братом Рюриком, во время отсутствия Ярополка, захватили Владимир, но вынужден был его отдать, когда киевский великий князь Всеволод Ярославович послал на них своего сына Владимира. Уже в 1086 г. Рюрик княжил в Перемышле, и около того же времени, вероятно, Василько получил Теребовль.

Деятельность Василько до Любечкого съезда проходит в борьбе с Польшей. Он “сотворил много зла ляхом”, задумывал большой поход с помощью брата Володаря, владимирского князя Давыда Игоревича, торков, и печенегов. Один из таких походов отмечен летописью под 1092 г. Думает Василько и о половецком походе “за Русьскую землю”. Свою волость он хочет поднять при помощи переселения дунайских болгар. На Любечком съезде (1097) за Василько была утверждена его волость.

События последующих лет стали предметом особого сказания, включенного в летопись под 1097 г. и написанного еще при жизни Василько, но не ранее 1112 г. (смерть Давида Игоревича). Тотчас после съезда Давид Игоревич, по наговору “некоторых мужей”, заподозрил Василько в заключении союза с Владимиром Всеволодовичем против него и Святополка Изяславовича. Давид, обвиняя Василько в убийстве Ярополка, брата Святополка, уговаривает Святополка схватить Василько. Святополк приглашает Василько прийти, “да поцелуешь меня и посидим все с Давидом”. Василько едет, хотя встретившийся ему отрок предупреждал его, что его “хотят яти” (схватить). После приезда он был закован, а на следующий день Святополк созвал “бояр и Киян”, изложил им дело с точки зрения Давида, и они согласились на казнь Василько, если он виноват. Несмотря на заступничество духовенства, Василько был отвезен в Звенигород и здесь ослеплен. Его перевезли затем во Владимир.

Давид думал завоевать Теребовль, но у Бужска его встретил Володарь и вынудил его выпустить Василько, который сел опять в Теребовле. Братья мстят Давиду: берут Всеволож и “творят мщенье на людях неповинных”, приказав их иссечь; затем идут к Владимиру и требуют выдачи виновников ослепления Василько: двоих выдали (они были казнены), а третий убежал. Владимир Всеволодович (Мономах), узнав об ослеплении Василько, “ужасася и всплакася вельми” и вместе с Давидом и Олегом Святославичами (они “печална быста велми”) пошел на Святополка; Святополк, оправдываясь, указал на Давида как на виновника; тогда ему поручили “идти на Давыда”. Святополк нагнал Давида, но вспомнил, что волость Ростиславичей - “волость отца его и брата”, и решил занять ее. Оставив во Владимире сына Мстислава, Святополк послал другого сына - Ярослава - за помощью к венграм. А Давид обратился к половцам, которые помогли ему одолеть и венгров.

Последним актом борьбы явился Уветичевский съезд (1100), участники которого предложили Васильке уйти в Перемышль к брату или соглашались “кормить” его сами. Ростиславичи “не послушали сего ” и остались в своих волостях. Дальнейшая деятельность Василько нам неизвестна.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/

1125, Теребовль), князь теребовльский. Из династии Рюриковичей. Младший брат Володаря Ростиславича, правнук Ярослава Владимировича Мудрого. Впервые упоминается в «Повести временных лет» в 1084 году, когда вместе с братом Володарем и князем Давидом Игоревичем захватил Владимир-Волынский, откуда вскоре был вынужден бежать перед лицом войска, возглавляемого Владимиром Всеволодовичем Мономахом. В 1092 году вместе с половцами воевал против поляков. Не позднее 1093 года получил в держание Теребовль от киевского князя Всеволода Ярославича. Участник Любечского съезда 1097 года, решением которого Теребовль был закреплён за Василько Ростиславичем. Однако вскоре по навету Туряка, Лазаря и Василя (вероятно, владимиро-волынские бояре) владимиро-волынский князь Давид Игоревич обвинил Василько Ростиславича перед киевским князем Святополком Изяславичем в том, что он причастен к убийству Ярополка Изяславича в 1086 году, хотел захватить Туровское княжество и Погорынье, а также вступил в тайный союз с Владимиром Мономахом, чтобы самому занять Владимир-Волынский и помочь Мономаху занять Киев. Василько Ростиславич был завлечён в Киеве на княжеский двор Святополка, взят под стражу 5.11.1097. Затем его отвезли в Звенигород (по другим данным - в Белгород Киевский), где овчар Святополка Беренди ослепил его. Давид Игоревич предлагал оставшемуся у него в плену Василько Ростиславичу взять в правление Всеволож, Шеполь или Перемиль, однако Василько Ростиславич отказался. Попытка Давида Игоревича захватить владение Василько Ростиславича в начале 1098 года спровоцировала начало так называемой Волынской войны. Брат Василько Ростиславича Володарь осадил Давида в Бужске, заставив его выдать Василько Ростиславича в обмен на заключение мира. Весной 1098 года Василько Ростиславич и Володарь совершили поход против Давида и сожгли город Всеволож. Давид был принуждён выдать братьям оклеветавших Василько Ростиславича Василя и Лазаря, которых убили, стреляя из луков, «отроки» Василько Ростиславича. В том же году братья разгромили киевского князя Святополка Изяславича, захватившего Владимир-Волынский и пытавшегося совершить поход против них. Участники Уветичского съезда 1100 года (смотри Княжеские съезды) предприняли попытку лишить Василько Ростиславича Теребовля, однако он не подчинился этому решению, сохранив город за собой вплоть до смерти. В 1117 году Василько Ростиславич вместе с Володарем участвовал в успешном походе киевского князя Владимира Мономаха против Ярослава Святополчича на Владимир-Волынский. В 1123 году присоединился вместе с братом к неудачному походу Ярослава Святополчича на Владимир-Волынский.

Лит.: Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1998. Гл. 4; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб., 2001. Главный 2; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси в VI - первой трети XIII вв. СПб., 2003. Гл. 6.

Василько Ростиславич

князь Теребовльский, сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Великого. В. Р. вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, жили при отце в Тмутаракани, этом убежище обделенных князей. По смерти отца в 1066 г. братья изгнаны были из Тмутаракани, которою, впрочем, они опять овладели в 1080 г. Изгнанный оттуда вторично Олегом Святославичем, кн. Черниговским, В. один пошел пустошить в 1081 г. польскую Подолию. Вскоре Ростиславичи нашли убежище у дяди своего, Ярополка Изяславича, князя Владимира Волынского. Пользуясь отсутствием дяди, братья заняли силой Владимир Волынский, но, выгнанные оттуда Владимиром Мономахом, получили в 1084 году: Володарь - Перемышль, а Рюрик - Теребовль. В. Р. оставался при братьях без удела, и между тем как последние участвовали в ссорах князей, В. пустошил Польшу с половцами, которых и отвлек тем от опустошения Руси. По смерти брата своего Рюрика В. наследовал его удел. В 1097 г. он вместе с братом своим Володарем был на известном съезде в Любече, где князья клялись прекратить междоусобия и обратить совокупные силы на врагов Руси. После съезда Давид Игоревич Владимиро-Волынский, заехав к великому князю в Киев, оклеветал перед ним В. в коварных замыслах и убеждал схватить его. В это время В. через Киев заходил помолиться в Выдубицкий Михайловский монастырь. Святополк Изяславич колебался, но, наконец, послал просить В. к себе на именины. Тот отказался, так как спешил домой, готовясь к войне с поляками. Давид истолковал этот отказ в пользу своего доноса, и великий князь вторично пригласил В. хотя бы только проститься. Несмотря на предупреждение о грозящей ему опасности, В. явился к Святополку, который, ласково встретив его, вышел распорядиться насчет угощения гостя. В. дружески заговаривал с Давидом, но тот угрюмо молчал и, наконец, тоже вышел. Вслед за тем явились воины и заковали В. в двойные оковы. На следующий день великий князь собрал бояр и граждан и изложил им донос Давида. В. осудили на смерть, но духовенство, узнав об этом, требовало освобождения его. Бесхарактерный Святополк не устоял, однако, перед убеждениями Давида и выдал ему В.. Давид ночью выехал с несчастным Ростиславичем из Киева в Белгород; на дороге остановились около какой-то хижины ("истобка мала") и ввели в нее В., на глазах которого расстилали там ковер и точили нож. Несчастный князь догадывался, что его ожидает, и несмотря на то, что был скован, долго сопротивлялся злодеям; наконец, его повалили на ковер, на грудь положили доску, на которую сели двое из злодеев с такой силой, что в груди князя захрустели кости; затем святополков овчар, родом торчин, вырезал у несчастного князя глаза, которого после этой операции, бросив в телегу, повезли во Владимир, где Давид заключил его в темницу. Между тем, Владимир Всеволодович (Мономах) с Олегом и Давидом Святославичами, негодуя на коварство Игоревича и попустительство Святополка, осадили последнего в Киеве и требовали, чтобы он или схватил Давида, или выгнал его. Последний для предотвращения грозившей ему опасности подсылал к узнику некоего Василя с просьбой воздержать Владимира Всеволодовича от войны и обещанием дать ему за то либо Всеволож, либо Шеполь, либо Перемил. В. на первое предложение дал согласие, но на второе изъявил удивление, почему Давид дает ему свои города (когда он имеет свой удел)? Любопытны беседы В. в заключении с помянутым Василем (которому принадлежит вошедшее в летопись сказание об этом событии и которого считают продолжателем Нестора), в которых он объясняет, что Господь наказал его за гордость: он надменно думал, что с торками, берендеями, половцами и печенегами один завоюет Польшу, свою землю заселит пленниками из дунайских болгар, а потом будет проситься у Святополка и Владимира на половцев, чтобы или добыть славы, или голову свою положить за Русскую землю.

Ведя переговоры с узником, коварный Давид в то же время хотел уже присоединить Теребовль к своему уделу, но тут на него вооружился брат В. Володарь и осадил его в Бужске, куда тот скрылся. Давид вынужден был освободить В. и заключить с Володарем мир. Однако же, Ростиславичи в 1098 г., несмотря на мир, пошли на Давидову волость: сожгли г. Всеволож, избили жителей его, а затем, подступив ко Владимиру, требовали от граждан выдачи трех советников Давида, виновников Василькова ослепления. Боясь возмущения граждан, Давид приказал выдать только двоих: третий бежал в Киев. Теперь поднялся на Ростиславичей великий князь: он хотел лишить их уделов, но на Волыни разбит был Володарем. В битве участвовал и слепой Василько; держа в руках крест, он громко кричал Святополку: "Вот мститель твой!" Через год Давид потребовал нового съезда князей: он хотел оправдаться в своем злодействе. Ростиславичи отказались явиться на съезд несправедливых судей, но князья в 1101 г. все-таки постановили решение, выполнения которого требовали через послов: чтобы Теребовль отдан был Святополку, а В. Володарь взял бы к себе или отпустил бы к дядям, которые обязываются "кормить" его. Ростиславичи с негодованием отвергли это требования. Затем, под 1117 г., летописи отмечают поход В. к Владимиру Волынскому с Владимиром Мономахом, который ходил тогда на помощь сыну своему Андрею, осажденному во Владимире Ярославом, или "Ярославцем", сыном вел. кн. Святополка, - а под 1122 г. говорят о выкупе им за 20000 гривен серебра брата своего Володаря, взятого в плен поляками. Позже В. перешел на сторону "Ярославца", с которым осаждал Андрея Владимировича во Владимире в 1123 г.; но по убиении Святополкова сына возвратился в Теребовль и там в следующем 1124 г. скончался, оставив по себе двух сыновей, Ивана и Григория.

"Полное собрание росс. лет." (т. I, II, ΙΙI, VII под встречающимися в ст. годами и отчасти V).

А. Экземплярский.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Василько Ростиславич" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Василько. Василько Ростиславич (около 1066(1066) 1124) князь теребовльский с 1085. Младший, третий сын Ростислава Владимировича Тмутараканского. Содержание 1 Биография 2 … Википедия

    Князь теребовльский, сын Ростислава Владимировича, князя тмутараканского, правнук Ярослава Великого. В. Р. вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, жили при отце в Тмутаракани, этом убежище обделенных князей. По смерти отца в 1066 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (ум. 1124) князь теребовльский (примерно с 1084), сын Ростислава Владимировича. Вместе с братом Володарем Ростиславичем боролся за независимость Галичины от Киева, они часто воевали с Венгрией и Польшей, с к рыми заключил союз киевский кн.… … Советская историческая энциклопедия

В 1080-х годах Ростиславичи претендовали на Владимир-Волынский, в 1084 году завладели им, но киевский князь Всеволод Ярославич ( - , -) выгнал их оттуда, дав братьям-изгоям Перемышль , Теребовль и Звенигород . С этого момента и образовались Перемышльское , Звенигородское и Теребовлянское княжества .

Ослепление и война за западные волости

«В следующую ночь Василька повезли в оковах в Белгород, ввели в небольшую избу. Василько увидел, что ехавший с ним торчин стал точить нож, догадался в чём дело, начал кричать и взывать к Богу с плачем. Вошли двое конюхов: один Святополков, по имени Сновид Изечевич, другой Давидов - Дмитрий; они постлали ковёр и взялись за Василька, чтобы положить его на ковёр. Василько стал с ними бороться; он был силён; двое не могли с ним справиться; подоспели на помощь другие, связали его, повалили и, сняв с печи доску, положили на грудь; конюхи сели на эту доску, но Василько сбросил их с себя. Тогда подошли ещё двое людей, сняли с печи другую доску, навалили её на князя, сами сели на доску и придавили так, что у Василька затрещали кости на груди. Вслед за тем торчин Беренда, овчар Святополка, приступил к операции: намереваясь ударить ножом в глаз, он сначала промахнулся и порезал Васильку лицо, но потом уже удачно вынул у него оба глаза один за другим. Василько лишился чувств. Его взяли вместе с ковром, на котором он лежал, положили на воз и повезли дальше по дороге во Владимир».

Эти события послужили причиной очередной княжеской усобицы. Давыд попытался завладеть Теребовлем, но был встречен Володарем, осаждён им в Бужске и вынужден был выдать Василька. Затем весной 1098 года Ростиславичи осадили Владимир и заставили Давыда выдать клеветников, виновных в ослеплении. В том же году Владимир Мономах , Олег и Давыд Святославич подступили к Киеву и заставили Святополка объявить войну Давыду Игоревичу.

"Польский след"

Существует мнение, что Давыд Игоревич мог быть в сговоре с Польским Князем Владиславом , который и являлся главным инициатором ослепления Василька, узнав об амбициозных планах последнего в отношении польских земель и тем самым убрав его с геополитической арены. Один из дополнителей Повести временных лет, инок Василий, который в то время был лично посредником переговоров между Васильком и Давыдом, передает следующие слова Князя Требовльского:

"Слышу, что Давид мыслит отдать меня в руки Ляхам; он еще не сыт моею кровию: ему надобна остальная. Я мстил Ляхам за отечество и сделал им много зла... Зная, что идут ко мне союзные Торки, Берендеи, Половцы и Печенеги, я думал в своей надменности: "Теперь скажу брату Володарю и Давиду: дайте мне только свою младшую дружину; а сами пейте и веселитесь. Зимою выступлю, летом завоюю Польшу... достигну славы или положу голову за Русскую землю".

В пользу этой версии могут служить последующие события года, когда Давыд, преследуемый князьями, бежал в Польшу и искал защиты у Короля Польского, который, взяв 50 гривен золота, расположился станом на Буге. После переговоров с Великим Князем Святополком он советовал Давыду возвратиться в свою область, ручаясь за его безопасность.

Дети

В литературе

  • Одоевский, Александр Иванович . Поэма « » (1827-1830).

Напишите отзыв о статье "Василько Ростиславич"

Примечания

Литература

  • Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. М., «Наука», 1985 г.
  • Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях.- Луцьк: Вежа, 2000.
  • Корсакова В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.

Отрывок, характеризующий Василько Ростиславич

Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.

ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ

Князь теребовльский, сын Ростислава Владимировича, князя тмутараканского, правнук Ярослава Великого. В. Р. вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, жили при отце в Тмутаракани, этом убежище обделенных князей. По смерти отца в 1066 г. братья изгнаны были из Тмутаракани, которою, впрочем, они опять овладели в 1080 г. Изгнанный оттуда вторично Олегом Святославичем, кн. черниговским, В. один пошел пустошить в 1081 г. польскую Подолию. Вскоре Ростиславичи нашли убежище у дяди своего, Ярополка Изяславича, князя Владимира-Волынского. Пользуясь отсутствием дяди, братья заняли силой Владимир-Волынский, но, выгнанные оттуда Владимиром Мономахом, получили в 1084 году: Володарь? Перемышль, а Рюрик? Теребовль. В. Р. оставался при братьях без удела, и между тем как последние участвовали в ссорах князей, В. пустошил Польшу с половцами, которых и отвлек тем от опустошения Руси. По смерти брата своего Рюрика В. наследовал его удел. В 1097 г. он вместе с братом своим Володарем был на известном съезде в Любече, где князья клялись прекратить междоусобия и обратить совокупные силы на врагов Руси. После съезда Давид Игоревич владимиро-волынский, заехав к великому князю в Киев, оклеветал перед ним В. в коварных замыслах и убеждал схватить его. В это время В. через Киев заходил помолиться в Выдубицкий Михайловский монастырь. Святополк Изяславич колебался, но, наконец, послал просить В. к себе на именины. Тот отказался, так как спешил домой, готовясь к войне с поляками. Давид истолковал этот отказ в пользу своего доноса, и великий князь вторично пригласил В. хотя бы только проститься. Несмотря на предупреждение о грозящей ему опасности, В. явился к Святополку, который, ласково встретив его, вышел распорядиться насчет угощения гостя. В. дружески заговаривал с Давидом, но тот угрюмо молчал и, наконец, тоже вышел. Вслед за тем явились воины и заковали В. в двойные оковы. На следующий день великий князь собрал бояр и граждан и изложил им донос Давида. В. осудили на смерть, но духовенство, узнав об этом, требовало освобождения его. Бесхарактерный Святополк не устоял, однако, перед убеждениями Давида и выдал ему В. Давид ночью выехал с несчастным Ростиславичем из Киева в Белгород; на дороге остановились около какой-то хижины ("истобка мала") и ввели в нее В., на глазах которого расстилали там ковер и точили нож. Несчастный князь догадывался, что его ожидает, и, несмотря на то что был скован, долго сопротивлялся злодеям; наконец, его повалили на ковер, на грудь положили доску, на которую сели двое из злодеев с такой силой, что в груди князя захрустели кости; затем святополков овчар, родом торчин, вырезал у несчастного князя глаза, которого после этой операции, бросив в телегу, повезли во Владимир, где Давид заключил его в темницу. Между тем, Владимир Всеволодович (Мономах) с Олегом и Давидом Святославичами, негодуя на коварство Игоревича и попустительство Святополка, осадили последнего в Киеве и требовали, чтобы он или схватил Давида, или выгнал его. Последний для предотвращения грозившей ему опасности подсылал к узнику некоего Василя с просьбой воздержать Владимира Всеволодовича от войны и обещанием дать ему за то либо Всеволож, либо Шеполь, либо Перемил. В. на первое предложение дал согласие, но на второе изъявил удивление, почему Давид дает ему свои города (когда он имеет свой удел)? Любопытны беседы В. в заключении с помянутым Василем (которому принадлежит вошедшее в летопись сказание об этом событии и которого считают продолжателем Нестора), в которых он объясняет, что Господь наказал его за гордость: он надменно думал, что с торками, берендеями, половцами и печенегами один завоюет Польшу, свою землю заселит пленниками из дунайских болгар, а потом будет проситься у Святополка и Владимира на половцев, чтобы или добыть славы, или голову свою положить за Русскую землю.

Ведя переговоры с узником, коварный Давид в то же время хотел уже присоединить Теребовль к своему уделу, но тут на него вооружился брат В. Володарь и осадил его в Бужске, куда тот скрылся. Давид вынужден был освободить В. и заключить с Володарем мир. Однако же, Ростиславичи в 1098 г., несмотря на мир, пошли на Давидову волость: сожгли г. Всеволож, избили жителей его, а затем, подступив ко Владимиру, требовали от граждан выдачи трех советников Давида, виновников Василькова ослепления. Боясь возмущения граждан, Давид приказал выдать только двоих: третий бежал в Киев. Теперь поднялся на Ростиславичей великий князь: он хотел лишить их уделов, но на Волыни разбит был Володарем. В битве участвовал и слепой Василько; держа в руках крест, он громко кричал Святополку: "Вот мститель твой!" Через год Давид потребовал нового съезда князей: он хотел оправдаться в своем злодействе. Ростиславичи отказались явиться на съезд несправедливых судей, но князья в 1101 г. все-таки постановили решение, выполнения которого требовали через послов: чтобы Теребовль отдан был Святополку, а В. Володарь взял бы к себе или отпустил бы к дядям, которые обязываются "кормить" его. Ростиславичи с негодованием отвергли это требования. Затем, под 1117 г., летописи отмечают поход В. к Владимиру-Волынскому с Владимиром Мономахом, который ходил тогда на помощь сыну своему Андрею, осажденному во Владимире Ярославом, или "Ярославцем", сыном вел. кн. Святополка, ? а под 1122 г. говорят о выкупе им за 20000 гривен серебра брата своего Володаря, взятого в плен поляками. Позже В. перешел на сторону "Ярославца", с которым осаждал Андрея Владимировича во Владимире в 1123 г.; но по убиении Святополкова сына возвратился в Теребовль и там в следующем 1124 г. скончался, оставив по себе двух сыновей, Ивана и Григория.

"Полное собрание росс. лет." (т. I, II, III, VII под встречающимися в статье годами и отчасти V).

А. Экземплярский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ
    князь Теребовльский, сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Великого. В. Р. вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, жили …
  • ВАСИЛЬКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛЬКО Вас. Степ. (1893-1972), актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1944). На сцене с 1912. С 1926 в Одесском укр. т-ре …
  • ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Феодор Смоленский ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ЯРОПОЛК III РОСТИСЛАВИЧ
    Ярополк III Ростиславич - князь суздальский, племянник Андрея Боголюбского. В 1172 г., во время борьбы Андрея с Ростиславичами Смоленскими по …
  • ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ (ЧЕРНЫЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодор Ростиславич, по званию Черный - святой благоверный князь смоленский и ярославский, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женился на …
  • СВЯТОСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Святослав Ростиславич - князь, сын великого князя Ростислава, который, по восшествии своем на киевский престол (1159), дал ему Новгород. …
  • САВЕЛЬЕВ-РОСТИСЛАВИЧ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Савельев-Ростиславич (Николай Васильевич, умер в 1854 г.) - писатель. Его труды: "Славянский Сборник" (1845), "Дмитрий Иоаннович Донской, первоначальник русской славы" …
  • МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ ХРАБРЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мстислав Ростиславич Храбрый - князь Смоленский и Новгородский, сын князя Ростислава Мстиславича смоленского. В 1169 году М. принимал вместе с …
  • МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ БЕЗОКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мстислав Ростиславич Безокий - князь Новгородский, сын князя суздальского Ростислава Юрьевича. В 1169 году его выгнали новгородцы, поссорясь с посадившим …
  • ДАВИД РОСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Давид Ростиславич - князь смоленский (1140 - 1197), сын великого князя Ростислава Мстиславича. Отец оставлял его княжить в Новгороде …
  • ГЛЕБ РОСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Глеб Ростиславич - князь рязанский, сын Р. Ярославича, послан был отцом из Мурома на княжение в Рязань в 1145 г.; …
  • ВОЛОДАРЬ-ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Володарь-Владимир Ростиславич - князь Перемышльский, сын князя Тмутараканского Ростислава Владимировича, брат Василька, ослепленного Давидом Игоревичем. После ослепления Василька …
  • ВАСИЛЬКО ЯРОПОЛКОВИЧ (КНЯЗЬ МИХАЙЛОВСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Ярополкович - князь Михайловский (город Михайлов был около Киева), сын, надо думать, Ярополка II Владимировича, великого князя Киевского. …
  • ВАСИЛЬКО ЯРОПОЛКОВИЧ (КНЯЗЬ ИЗГОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Ярополкович - князь изгой - упоминается в летописях только один раз, под 1150 годом: в этом году он послан …
  • ВАСИЛЬКО ЯРОПОЛКОВИЧ (КНЯЗЬ БРЕСТСКО-ДРОГИЧИНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Ярополкович - князь Брестско-Дрогичинский, единственный сын Ярополка Изяславича, князя Бужско-Волынского (умер в 1167 году). Этот князь, неизвестный нашим …
  • ВАСИЛЬКО ЮРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Юрьевич - князь Суздальский, потом Поросский, сын Юрия Владимировича Долгорукого. Впервые упоминается в летописях в 1149 году, когда, …
  • ВАСИЛЬКО СВЯТОСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Святославич, князь Полоцкий - см. Василько Рогвольдович, князь …
  • ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Ростиславович - князь Теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним Ростилавичам был дан Владимир-Волынский. После смерти Изяслава Ярославовича …
  • ВАСИЛЬКО РОМАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Романович - князь Волынский, сын Романа Мстиславича, князя Галицкого. Когда в 1205 году умер князь Роман Мстиславович, Василько было …
  • ВАСИЛЬКО РОГВОЛЬДОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Рогвольдович - князь Полоцкий, один из тех пяти князей "кривских" (полоцких), которых великий князь Киевский Мстислав I Владимирович скованными …
  • ВАСИЛЬКО РОГВОЛОДОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Рогволодович - так Карамзин и некоторые другие, читая в летописном тексте вместо Василий - Василько, называют Василия Рогволодовича и …
  • ВАСИЛЬКО МСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Мстиславич - князь Слонимский (по летописи "Вослонимськой"), единственный сын М. Даниловича, князя Луцко-Волынского. Летописи передают только два факта из …
  • ВАСИЛЬКО КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Константинович - князь Ростовский, сын Владимирского великого князя Константина Всеволодовича. Родился в 1209 году. В 1218 году князь …
  • ВАСИЛЬКО БРЯЧИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Брячиславич - князь Витебский. В 1180 году вместе с другими князьями ходил к Друцку на помощь князю Черниговскому Святославу …
  • ВАСИЛЬКО БОРИСОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василько Борисович - князь Друцкий, старший из двух сыновей Василия Давидовича Друцкого. Князь этот известен нам только по истории Татищева …
  • ВАСИЛИЙ РОСТИСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий Ростиславич, великий князь Киевский. См. Рюрик-Василий Р …
  • ЯРОПОЛК III РОСТИСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. суздальский, племянник Андрея Боголюбского. В 1172 г., во время борьбы Андрея с Ростиславичами Смоленскими по смерти кн. Глеба Юрьевича, …
  • ГЛЕБ РОСТИСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. рязанский, с. Р. Ярославича, послан был отцом из Мурома на княжение в Рязань в 1145 г.; но в следующем …
  • ВАСИЛЬКО СВЯТОСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. Полоцкий — см. Василько Рогвольдович, кн. …
  • ВАСИЛЬКО РОМАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. Волынский, сын Романа Мстиславича, кн. Галицкого. По смерти Романа Мстиславича галицкие бояре, много потерпевшие от него притеснений, воспользовались малолетством …
  • ВАСИЛЬКО РОГВОЛЬДОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    кн. Полоцкий, сын Р. Всеславича Полоцкого. Этот князь был в числе тех пяти князей "Кривских" (Полоцких), которых великий князь Киевский …
  • ЯРОПОЛК III РОСТИСЛАВИЧ
    ? кн. суздальский, племянник Андрея Боголюбского. В 1172 г., во время борьбы Андрея с Ростиславичами Смоленскими по смерти кн. Глеба …
  • ГЛЕБ РОСТИСЛАВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? князь рязанский, сын Р. Ярославича, послан был отцом из Мурома на княжение в Рязань в 1145 г.; но в …
  • ВАСИЛЬКО РОМАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? князь волынский, сын Романа Мстиславича, князя галицкого. По смерти Романа Мстиславича галицкие бояре, много потерпевшие от него притеснений, воспользовались …
  • ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без …
  • ФЕОДОР СМОЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Ростиславич Черный (+ 1299), князь Смоленский и Ярославский, святой благоверный. Память 5 …
  • КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевское княжество - княжество …
  • ВАСИЛИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Василько) Константинович (1208 - 1238), князь Ростовский, святой благоверный, страстотерпец. Память …
  • СВЯТОПОЛК II ИЗЯСЛАВИЧ (МИХАИЛ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Святополк II (Михаил) Изяславич - сын Изяслава Ярославича, родился в 1050 г. В 1069 г. Изяслав выгнал из Полоцка …
  • РОМАНЫ в Краткой биографической энциклопедии:
    Романы - русские князья. Роман Васильевич, князь ярославский, участник Куликовской битвы, основатель г. Романова. Р. Владимирович - св. князь угличский …
  • ЗАХАРИЯ в Краткой биографической энциклопедии:
    Захария - новгородский посадник. Был избран посадником, когда урядились относительно новгородских стола и дел князья суздальский Андрей и смоленский Ростислав …
  • ДЕРЖАВИН ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Державин, Гавриил Романович - знаменитый поэт. Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский …
  • ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Даниил Романович - король галицкий, сын князя Романа Мстиславовича. Когда в 1205 г. был убит князь Роман, Даниилу было всего …