Воинские звания на флоте по возрастанию. Звание капитан вмф, что означают первый, второй и третий ранги Умей учиться у матросов

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Степан Петрович Топорков был, как мы, курсанты, говорили, молодым и перспективным офицером – ему всего сорок пять лет, а он уже капитан третьего ранга! Командиром роты к нам он пришел из Нахимовского училища, где воспитывал пацанов. Его бывшие питомцы рассказывали, как он заходил к ним в казарму под утро и орал в мегафон: «Рота! Через пятнадцать минут подъем!!!». У нас в училище такими делами он не занимался, но его кредо можно было определить его же словами: «Надо делать людям плохо, чтобы потом им было хорошо!» и «Если надо - все в гроб ляжем, но пока такой необходимости не возникло!».

С первых же дней командования нами он получил кличку «Комбриг» (помните, в «Бумбараше»: комбриг Мэ Нэ Колун?), звание «капитан второго ранга» и начал портить нам кровь. Надо отдать должное – это он умел хорошо делать! Одни его публичные выступления перед строем роты чего стоят! Рекорд длительности такого выступления – сорок восемь минут. Причем следует отметить, что выступать он любил обычно после занятий, то бишь, перед обедом. Но поскольку распорядком дня не было предусмотрено такого рода выступлений, то обед начинался сразу после занятий, но не для нас! Мы, выслушав кучу перлов от Комбрига, шли в столовую есть холодный обед. Слава Богу, такое безобразие продолжалось не каждый день, изредка нам удавалось и горяченького покушать.

Та самая рекордная (48 минут) речь Комбрига была посвящена одному курсанту – Васе Уховертову. А началось все незадолго до того дня, после очередного похода на овощебазу. Нам частенько приходилось работать на овощебазах, к счастью, не только на картофельных. Если мы работали с яблоками, арбузами, виноградом и т.д., то, помимо того, что возвращались с полными животами витаминов, так еще и о товарищах не забывали – приносили с собой кто сколько сможет. Для этих целей у нас была специальная одежда: у старых списанных бушлатов, которые нам выдавали для работы, подрезалась подкладка так, что весь бушлат становился одним большим карманом, или, если хотите, мешком. В этих бушлатах мы и приносили в казарму фрукты. Надо отдать должное работникам овощебазы – они прекрасно знали, что мы уходим с полными бушлатами, но, жалея вечно голодных курсантов, позволяли нам и есть и выносить – не такой уж большой ущерб мы наносили нашему государству.

В тот раз мы работали с яблоками. Кстати, работали ударно: вагон яблок, а это шестьдесят тонн, разгружали впятером за пару часов. В казарму пришли, как обычно, с полными бушлатами. Накормили товарищей, еще и «для дома, для семьи» осталось: человек десять-двенадцать положили оставшиеся яблоки в рундуки, чтобы завтра во время увольнения разнести их по домам.

С утра мы пошли на занятия. А в казарму пришел Комбриг и сразу занялся любимым делом – проверкой тумбочек и рундуков. Обнаружив в нескольких из них значительное количество «неуставных» яблок, Комбриг вызвал дневального Васю и задал соответствующий вопрос:

А почему здесь делают яблоки?

Вася, уже привыкнув к косноязычию командира роты, ответил, что это – яблоки с овощебазы.

Возьмите вещевой мешок и соберите мне все яблоки, - приказал Комбриг дневальному.

А если все не войдут в один вещмешок? – поинтересовался Вася.

А зачем, товарищ командир?

После обеда понесем их на овощебазу сдавать и извиняться за воровство.

Так мы же не воровали, - попытался объяснить Вася. – Нам их так отдали.

Не могли вам их отдать, это не частная лавочка, а государственная овощебаза. Выполняйте приказание! - Комбриг начал нервничать - он не любил лишних вопросов.

Выполняя приказание, Вася собрал все яблоки в три вещевых мешка и поставил их возле тумбочки дневального. А перед обедом, идя в столовую проверять накрытие столов для роты, он решил внести коррективы в полученное приказание, тем более что, как он потом объяснял, «было сказано собрать яблоки, но не уточнено, куда их после сбора девать». В общем, Вася, идя в столовую, прихватил вещмешки с собой и разложил все яблоки по тарелкам, разделив поровну между курсантами роты. У Комбрига в столовой был свой отдельный столик рядом с нами. Этот столик остался без яблок. Когда Комбриг, приведя нас в столовую, обнаружил, что его обделили, он страшно возмутился, мол, кто так небрежно принимал столы? Почему на моем столе нет яблок? На что Вася спокойно ответил:

Так Вы же, товарищ командир, ворованные яблоки есть не будете.

Комбриг чуть не подавился от такой наглости:

Старшина роты! После обеда построить личный состав перед столовой!

Говорят, после обеда хорошо бы соснуть минуток сто, чтобы улеглось и переварилось. Нам же пришлось постоять минуток сорок с хвостиком. Речь командира роты была длинная и непонятная, а заканчивалась она словами:

За невыполнение приказания и проявленную беззубость в отношении яблок, курсанту Уховертову объявляю трое суток ареста!

…Утопив «Вильгельма Густлова», капитан третьего ранга Маринеско стал личным врагом фюрера. Арестовав Васю, капитан второго ранга Топорков стал личным врагом всей роты, а это почти сто человек. Фюрер был один, поэтому он не смог придумать достойную месть своему личному врагу. Не зря сам Топорков говорил, что «одна голова - хорошо, а два сапога – пара». Сто человек курсантов нашли способ отомстить Комбригу.

Следующий «культпоход» на овощебазу состоялся через неделю. Надо сказать, что в то время в Питере был «луковый голод» - репчатого лука в магазинах днем с огнем было не сыскать, что поделаешь – времена тотального дефицита! И надо же было так случиться, что на овощебазе нам пришлось разгружать целую фуру с репчатым луком!

Топорков всегда ходил на овощебазу с портфелем. Что он там носил – смену белья, пару бутербродов или томик Устава Внутренней службы, - сие тайна, покрытая мраком. Однако этот портфель и натолкнул нас на мысль, как напакостить Комбригу.

Когда он в очередной раз подошел к нашей фуре проверить, как мы работаем, один из нас предложил ему:

Товарищ командир, а давайте мы вам лучку положим для дома?

На что Комбриг ответил:

Да вы что, зачем это?

Так, товарищ командир, в Ленинграде же вообще лука нет в продаже. А когда еще этот поступит в магазины? И неизвестно, поступит ли вообще. А так вам жена спасибо скажет. Давайте, мы вам немножко в портфель насыпем.

Я бы на месте командира задумался, а чего это курсанты, всегда в открытую выражавшие не то чтобы ненависть, но, по крайней мере, сильную нелюбовь к нему, вдруг решили оказать услугу? Но Комбриг, растроганный до глубины души таким проявлением добрых чувств к нему со стороны подчиненных, потерял бдительность и протянул портфель, правда, со словами:

Ну что вы, не надо…

Продолжая проявлять «нежные чувства» к командиру роты, мы нагрузили портфель под завязку отборнейшими луковицами. Если бы ему удалось донести их до дома, жена была бы весьма тронута такой хозяйственностью мужа. Но… видно, не судьба была Комбригу получить благодарность от своей половины.

Перед самым построением для следования домой, на проходную был заслан «казачок» с заданием нашептать на ушко дамам-«ВОХРушкам», что готовится грандиозное ограбление овощебазы. Задание было выполнено успешно, так как, подойдя к воротам, мы обнаружили их закрытыми, хотя обычно их открывали еще до нашего подхода к ним. Строй встал. Ворота не открылись. Комбриг подождал - безрезультатно. Тогда он помахал воротам руками - тишина. Комбриг решительно направился в сторожку к охране. Как только он шагнул за дверь, ворота сразу распахнулись, можно было идти садиться в автобус. Однако, никто из нас не вышел за ворота – всем было интересно, чем закончится дело. Толпа курсантов сгрудилась у окон здания.

К сожалению, через закрытые окна ничего не было слышно. Нам пришлось наблюдать «немое кино». Сюжет развивался следующим образом. Комбриг, зайдя в сторожку, обнаружил там начальника ВОХР, двух ВОХРушек среднего возраста и пару дюжих хлопцев-грузчиков, видимо приглашённых для поддержки штанов доблестной охране. Судя по жестам Комбрига, он пытался добиться от охраны, чтобы они открыли ворота и выпустили строй к автобусу, при этом показывал на часы, мол, поздно уже.

Начальник охраны внимательно выслушал Комбрига, затем о чем-то спросил его, указывая на портфель. Комбриг покраснел, но активно замотал головой, прижимая портфель к себе обеими руками. Начальник охраны опять ткнул в портфель и что-то сказал. Комбриг, опустив одну руку с портфелем вниз, второй начал размахивать перед собой, тыча пальцем себе в погон, грозя охране пальцем и лупя себя кулаком в грудь. Закончил он свою речь
тем, что снял фуражку и опустил голову вниз, показав всем свою лысину и несколько раз похлопав по ней ладошкой (наверное, сочные шлепки раздавались при этом, жаль, что мы не слышали).

Думается, монолог Комбрига звучал так:

Да что вы себе позволяете? Я - капитан второго ранга Советского Союза (иногда он так себя называл…), награжден кучей орденов (маленькой кучкой юбилейных медалей…), да я вас сам всех тут построю-подравняю! Чтобы советский офицер-подводник (вообще-то, в прошлом - начальник гауптвахты и командир роты в училище…) мог что-то украсть? Да ни в жисть! Не позорьте мои седины подозрениями! (А зачем Васю арестовал?..) Что вы мне в портфель тычете? Там у меня смена белья и список личного состава, больше ничего нет. Вы не имеете права проводить обыск офицера! Я протестую!!!

Однако советскому офицеру было бесполезно спорить с советским ВОХРом. Кончилось тем, что Комбриг все-таки был вынужден вытряхнуть портфель на стол. Отборные дефицитные луковицы остались в сторожке, а Комбриг был выпущен на свободу. Мы к тому времени уже сидели в автобусе.

Все-таки Комбриг был умный человек. Он, конечно, всё понял, ибо первое и единственное, что он сказал, поднявшись в автобус, было:

И за что вы меня так не любите?..

Кстати, Вася так и не отсидел свои трое суток ареста: Ленинград – город большой, места на гауптвахте не хватило.

Капитан командор (также капитан бригадирского ранга с 1764 по 1798 гг.) чин в 1707 1732 и в 1751 1827 гг. на русском военном флоте. Введён в 1707 году в Табели о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр адмирала, но выше… … Википедия

Сущ., кол во синонимов: 2 кап два (2) капитан (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 3 кап раз (3) капераз (2) капитан (21) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 2 кап три (2) капитан (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Воинское звание старших офицеров в ВМФ и ВМС многих государств. Соответствует званию майор. В русском флоте существовало в 1713 1732 и 20 30 ч гг. 19 в. В ВМФ России введено в 1935. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Воинское звание старших офицеров в ВМФ и ВМС многих государств. Соответствует званию подполковник. В русском флоте существовало в 1713 1732 и 1751 1917. В ВМФ СССР введено в 1935. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Воинское звание старших офицеров в ВМФ и ВМС многих государств. Соответствует званию полковник. В русском флоте существовало в 1713 1732 и 1751 1917. В ВМФ СССР введено в 1935. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Повседневный погон капитана 3 го ранга Капитан 3 го ранга в ВМФ России воинское звание, соответствующее званию майора в сухопутных войсках и авиации. Иногда применяется сокращённое название «каптри». См. также Табель о рангах Воинское звание… … Википедия

Парадный погон для кителя капитана 2 го ранга Капитан 2 го ранга в ВМФ Российской Империи, СССР, Российской Федерации и некоторых других странах воинское звание, соответствующее званию подполковника в сухопутных войсках и авиации. Иногда… … Википедия

Книги

  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Алексей Силыч Новиков-Прибой известен как писатель-маринист ("Морские рассказы", повести "Море зовет", "Ералашный рейс", "Женщина в море", историческая эпопея "Цусима" и др.). Морской теме…
  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Огромный жизненный опыт автора, непрерываемая связь со множеством людей, в том числе с участниками трагического морского похода, его кропотливая длительная работас историческими источниками…

В восьмидесятых годах, в газете Боевая Вахта, была

напечатана статья капитана 1 ранга Дрожжезицкого И.И.,

бывшего СПНШ бригады. В конце этой статьи были

слова: “Кто служил в ОВРе - тот может всё.” Хотелось

бы чтобы эти слова стали девизом для всех поколений

ОВРавцев 47 бригады на долгие годы.

Случай с посредником

Корабль стоит в боевом дежурстве по ПВО. Экипаж, в том числе и стрельбовые расчёты, отработаны практически до совершенства, т.к. за последний период обучения выполнили три или четыре ракетные стрельбы по различным мишеням. На утреннем катере из г. Владивосток прибывает представитель ракетно-артиллерийского управления и вручает командиру корабля Боевое распоряжение: "Для проверки боеготовности корабля, в кратчайший срок, выйти в район БП и отразить нападение воздушного противника с фактическим выполнением зенитной ракетной стрельбы по имитированной воздушной цели".
После экстренного приготовления к бою и походу корабль снимается и следует в район БП. Заняв указанную точку, поизводим отражение атак воздушного противника с фактическим пуском ЗУР из боекомплекта. После расшифровки и анализа материалов контрольно-записывающей аппаратуры, докладываем посреднику, что стрельба выполнена успешно. Ну, а после успешной стрельбы, по традиции, прямо в море, накрывается стол. По какой-то причине горячительного оказалось недостаточно, и вот тогда, с разрешения старшего на бору, приходится вскрыть "НЗ"-- магнитный компас. В общем по приходу в базу наш посредник не совсем уверенно стоял на ногах, да ещё и жаловался на плохое самочуствие. И только утром следующего дня выяснилось, что командир БЧ-1 в состав спиртовой смеси, заливаемой в компас, перед уходом в отпуск, добавил формалин, чтобы исключить употребление жидкости личным составом. Дивизионный штурман, выходивший в море, об этом не знал. К счастью, учитывая "закалку" посредника, всё закончилось благополучно, а боеготовый корабль 47 бр овр ещё не один раз упоминался на всевозможных совещаниях.

г.Калининград 07.12.2009г.

Готовность к боевой службе.

Май 1986 года. МПК-81 поставлен к 33 причалу на контрольную проверку готовности к выходу в Камрань. Один из проверяющих БЧ-2 хочет удостовериться, что ЗРК настроен на необходимые частоты. Доводы, что комплекс готовили специалисты 50-го завода, были контрольные выходы в море и все цели прекрасно наблюдаются на экранах индикаторов, на него не действуют. Берём волномер, подключаем его к технологическому лючку, включаем высокое, и, - прибор ничего не показывает. Минут 10-15 пытаемся выяснить причину - безрезультатно. Чтобы закрыть этот вопрос приказывю командиру БЧ-2 включить "высокое" и по моей команде переключиться с "эквивалента" на "антенну". Сам же, понимая, что это нарушение мер безопасности, но не видя другого выхода из создавшегося положения, предварительно настроив волномер на нужную частоту, подношу его рукой прямо к центру антенны станции сопровождения целей и командую переключиться на "антенну". Секунды 3-4 показываю представителю штаба ТОФ, что необходимая частота на ЗРК установлена и Комплекс боеготов. На следующий день в технологическом отростке волновода обнаруживаем небольшое количество конденсата, который и препятствовал нам при проверке. Замечание устранено, к выходу готовы.

г.Калининград 07.12.2009г.

Замороженное масло.

В ноябре 1986 г. я был назначен флагманским артиллеристом 202 бр плк в б.Абрек. Корабли пр.159, пр.264а по возрасту гораздо старше наших «Альбатросов», но для меня они оказались новыми, с неизученной техникой.
В один из декабрьских дней, когда температура воздуха была градусов -12-15 (а если помните б.Абрек, то ветер там всю зиму дул в «трубу» с берега в залив Стрелок), во время проворачивания, захожу на один из кораблей пр.264а, и прямо на трапе слышу какой-то странный гул, а из-за броневой защиты кормовой АУ поднимается небольшой дымок. Под ложечкой засосало от предчув- ствия беды. «Взлетаю» на надстройку, заглядываю в артустановку.
Картина…
Молодой матрос южной национальности (почему-то комендоры МЗА на наши корабли в основном шли из Ташкентской школы ДОСААФ), закутанный в шинель, паяльной лампой разогревает бак гидропривода АУ. Останавливаю его работу, пытаюсь выяснить, что это за фокусы. Но кроме слов, что ему приказали греть, чтобы артустановка могла вращаться, больше вытянуть ничего не смог. В послед- ствии я разобрался, что на морозе масло в гидроприводе загустевало, т.к. не меня- лось года четыре. Забивался фильтр и АУ в режиме «Дистанционного наведения» прекращала работать.
Прямо как в том анекдоте про автомашину УАЗ: «…Чего только русские не приду- мают, только бы не строить хорошие дороги».

Седьмое чувство

В конце 80-х годов корабли пр.264 друг за другом исключались из боевого состава ВМФ и сдавались для разделки. Не помню точно какой именно, но мне кажется что
«Павлин Виноградов» готовился к этой печальной процедуре. Боезапас с корабля
был выгружен на пирс. Подходит ко мне командир и говорит, что не могут найти три
57-мм снаряда из состава НЗ. Осмотрев совместно с командиром все погреба и артустановки, идём к начальнику штаба бригады кап.2 ранга Воробьёву Василию
Валентиновичу и докладываем о недостаче. Задача ставиться - « Искать!».
И только в самом крайне случае было решено недостачу пополнить из состава текущего довольствия. В подсознании вертелась мысль, что боезапас с корабля исчезнуть не мог, поэтому решаю ещё раз спокойно, шаг за шагом, осмотреть всё заведование БЧ-2. Какого же было моё удивление, когда открыв верхнюю крышку люка элеватора подачи боезапаса из погреба на носовую АУ, увидел обойму из трёх вертикально стоящих артиллерийских выстрелов. Очевидно они там остались после последнего дежурства по ПВО.
Вздох облегчения, радостный доклад руководству. Вопрос был закрыт сам собой.
Вот вам и «седьмое чувство»!

г. Калининград 08.08.2009 г.

Командировка.

Конец декабря 1978 г. МПК-41, после недельного ожидания погоды в з. Владимира, наконец-то ошвартовался в пункте постоянного зимнего базирования на рейде Шкота. Меня срочно вызывают в штаб бригады и объявляют, что 3 января я должен быть в г.Кронштадт на курсах переподготовки специалистов ЗРК "Оса-М". 30 декабря, предновогодняя суета. Получаю в строевой командировочное предписание, ВПД, и утренним паромом убываю в аэропорт. Приобретя билет на вечерний рейс, вылетаю в г. Ленинград, в надежде хотя бы на сутки, до начала занятий, заскочить в г.Калининград к жене. Единственный раз в жизни встречал Новый Год в воздухе, по разным часовым поясам. Как это происходило, и мои приключения 1 января при переезде в г. Калининград и обратно - это отдельная история. В конечном итоге, опоздав на сутки, я всё-таки, последним паромом, добираюсь до Кронштадта. Времена были суровые, а пропускной режим почище, чем на о.Русский. В общем матрос, стоящий на КПП, проверяя моё командировочное удостоверение, заявляет, что оно оформлено неправильно и пропустить меня на территорию города не может. Растерянно оглядываюсь. Вижу за спиной урез воды и открытую аппарель парома. Время 23.30, январь месяц. Проверив всех пассажиров, ко мне подходит дежурный мичман и объясняет, что на командировочном нет углового штампа. Вот где мне мог бы пригодиться курс " Военной администрации", который проходили на первом курсе училища. Поговорив с дежурным минут пять, и убедив его в том, что вернуться во Владивосток на о.Русский для постановки углового штампа никак невозможно, под честное слово, прохожу за КПП.
На следующий день прихожу в комендатуру, и там объясняю комичность сложившейся ситуации. Мне идут навстречу, делают отметку, разрешающую посещать г. Кронштадт по командировочному, выданному в штабе бригады. В течение полутора месяцев учёбы, при выезде в г.Ленинград и возвращении обратно, приходилось объясняться на КПП, показывая разрешение комендатуры. Зато для себя извлёк определённый урок в правильности оформления воинских документов.

Гордость за ОВРу.

Проходя службу в должности дивизионного артиллериста, неоднократно участвовал в сборах флагманских специалистов ракетно-артиллерийской службы соединений и объединений ТОФ.
Как-то в ходе таких сборов, на одном из бпк пр.1134Б,под руководством заместителя начальника УРАВ ТОФ кап.1 ранга Леушина, проводилось показное практическое занятие по перестройке частот ЗРК Оса-М. Командиру батареи дают приказание принести из секретной части корабля "Таблицу по перестройке частот ЗРК". Он удивлённо переводит взгляд на своего командира БЧ-2, а потом на флагманского артиллериста, не понимая о каком таком документе идёт речь. В эти мгновения я испытал чувство гордости за своих подчинённых командиров БЧ и старшин команд. Ведь мы не только знали этот документ, но и постоянно им пользовались при проведении регламентных работ.
После этого случая я понял, что и на больших кораблях не такая уж отлаженная служба, а специалисты из ОВРы тоже кое что могут.

Ржавое "шило".

В один из летних месяцев, при проведении регламентных работ, на МПК-117 появилась необходимость перебрать токосъёмник станции обнаружения целей ЗРК. В результате, в каюте командира БЧ-2 л-та Кашанского оказалась "гора" текстолитовых колец, на каждом из которых нанесён узкий медный поясок. Так вот каждый из этих поясков необходимо было промыть спиртом. Но в целях экономии этой "драгоценной" жидкости, конечно же не без подсказки промышленности, было решено первичную обработку производить мягким белым ластиком, а потом уже- в соответствии с инструкцией. Для этих целей командир выдал литра полтора спирта. Но видимо его наливали из остатков, с примесями ржавчины. Прямо в каюте командира была организована фильтрация через ватку. В общем, я и Кашанский, вооружившись ластиками, очищаем кольца. Спирт фильтруется в каюте командира. Весь командный состав собран в штабе бригады. По кораблю разносится трель из невообразимого количества звонков. Считая, что это возвращается командир или комдив, а ютовый просто ошибся, продолжаем работать. Открывается дверь каюты, и, в коридоре видим 1-го зам.Ком.ТОФ вице-адмирала Ясакова в сопровождении дежурного по дивизиону. Почему командование соединения прибыло на корабль несколько позже - история умалчивает. Спросив у нас, чем занимаемся, получил ответ и усомнившись в том, что сами сможем сделать весь объём работ, продолжил экскурс по коридору. Секунд через 10-15 раздался его громкий, возмущённый голос это он увидел процесс очистки в каюте командира.
Через 30 минут, ещё до убытия адмирала из бригады, нам было выдано литра два чистейшего, может быть даже медицинского "шила", которое расходовалось на технику экономно и с большим сожалением.

"Отличились".

Как-то в районе главной базы п.Владивосток выполнялась зенитная стрельба по крылатой ракете-мишени РМ-5Д, стартуемой с борта ПЛ, находящейся в районе м.Гамов. Корабли 10-й ОпЭск и Пр.Фл., для большей вероятности поражения мишени, были расположены в несколько линий по курсу её полёта. От нашей бригады в стрельбе участвовал МПК-81. Обстановка напряжённая, все готовы к немедленным действиям. На индикаторах РЛС наблюдаем отметку от ПЛ. Проходит доклад "Старт". До рези в глазах всматриваемся в индикатор СОЦ. Есть! Один мазок, второй. Щёлкает затвор фотоаппарата объективного контроля. И всё+Больше цели не наблюдаем. Через несколько минут поступает команда "Дробь! Не наблюдать!". Приводим материальную часть в исходное. Корабли следуют в базу. Что произошло не знаем. На завтра в штабе 165 бр рка назначен разбор под руководством вице-адмирала Ясакова. Готовим объективный контроль, т.е. фотографии индикаторов, только несколько больших размеров, чем обычно, и размещаем их на стенде. Для разбора были собраны все участники вчерашнего выхода. В ходе предварительного обсуждения выясняем, что кроме МПК-81, никто злополучную мишень не наблюдал. Мы гордимся этим фактом.
Начинается разбор. Все расчёты построены у своих стендов и поочерёдно докладывают, что полёт мишени не наблюдали. И только командир БЧ-2 МПК-81 показывает свои фотографии с отметками от цели в ожидании похвалы. Но получаем обратный эффект вице-адмирал в своей манере, повышенным тоном устраивает разнос за низкую операторскую подготовку и невзятие цели на сопровождение. Хорошо, что обошлось без дисциплинарных взысканий.
Выйдя после разбора в расстроенных чувствах, делаем для себя вывод: " Не высовывайся, если нет конечного результата".

г. Калининград 19.07.2009 г.

Морская вода от всего лечит.

Лето 1978 года. МПК-117 идёт в б.Конюшкова для сдачи ракетного боезапаса. Для стажировки меня прикомандировывают дублёром командира БЧ-2 на этот корабль. С подходом к заливу Стрелок оперативный ВМБ «Стрелок» даёт информацию, что пирс в бухте занят и нашему кораблю необходимо оставаться на рейде, чтобы дождаться своей очереди. Старший на борту командир 11днплк капитан 2 ранга Глушак Борис Григорьевич приказывает командиру организовать купание личного состава, т.к. температура воздуха 25-28 градусов, и находится внутри просто невозможно. Звучит команда: "Личному составу построится на юте! Форма одежды-трусы, ботинки, бескозырка" (Кстати, в фото галерее есть подобная фотография)
Сто процентов личного состава свободного от вахты, включая офицеров и мичманов, построены. Комдив обходя строй, подходит ко мне и удивлённо смотрит. Я стою в брюках и синей куртке, держась рукой за щеку. Пытаюсь объяснить, что очень сильно болит зуб, и купаться не могу. А в ответ слышу мудрую фразу: "Товарищ лейтенант! Морская вода от всего лечит. Прыгайте за борт".
Пришлось выполнить приказание, а больной зуб лечить в условиях стационара через несколько дней.

Изучайте своё заведование.

После выхода из завода в 1978 году, МПК-41,отработав и сдав задачу К-1, готовился к приёмке боезапаса. На борт прибыл с проверкой офицер арт.отдела ВМБ «Стрелок» (надо сказать, что ещё год назад он был командиром БЧ-2 на одном из наших кораблей). Проверив документацию, решил осмотреть систему пожаротушения погребов. Подходим к выгородке в кубрике №1, открываем дверь и внимательно осматриваем всю исполнительную часть системы КАРАТ-М. Проверяющий задаёт вопрос "Пиропатроны на месте?" Отвечаю как и положено военнослужащему "Так точно!", хотя сам пока что не имею ни малейшего представления, где они должны стоять.(Система КАРАТ-М была передана из заведования БЧ-5 в заведование БЧ-2 после гибели бпк "Отважный" в 1974 году. В училище её не изучали, а на корабле ещё не дошли руки). Удовлетворённо кивнув головой, проверяющий сошёл с корабля. Я же вызвал к себе трюмного, с его помощью изучил расположение клапанов и вентилей параллельно узнав, что злополучные пиропатроны на штатных местах отсутствуют. Для себя сделал вывод: не иди проверять у своих подчинённых то, что сам не знаешь. В последующем, взяв комплект документации, с помощью командира БЧ-5 ст.л-та Титова досконально изучил всю систему пожаротушения погребов.

Логическая мысль.

После приёма дел и обязанностей, каллиграфическим почерком корабельного штурмана ст.л-та Валиуллина И.Г. в моём удостоверении личности, в разделе "занимаемая должность", была произведена запись "Командир ракетно-артиллерийской боевой части в/ч 49291",заверена подписью командира с постановкой корабельной печати.
Примерно через год, на одном из строевых смотров, проводимых штабом военно-морской базы Стрелок, один из проверяющих обратил внимание на вышеназванную запись и начал логически размышлять вслух: "Если лейтенант может быть командиром БЧ, то это на небольшом корабле. А ракетно-артиллерийские комплексы на небольших кораблях могут быть только на АЛЬБАТРОСАХ, которые соответственно базируются на о.Русский. Сразу же выясняется место службы лейтенанта, а это лазейка для шпионов. Вот так всё просто". Запись в удостоверении приказано заменить, что и было сделано во избежание дальнейших недоразумений.

Разрядочный выстрел.

В 70-80-е годы прошлого века наши противолодочные корабли ходили в море часто и по многу, как на всевозможные обеспечения, так и на отработку задач своей боевой подготовки. А штаб дивизиона только успевал пересаживаться с одного борта на другой. В один из таких выходов я оказался на борту МПК-114,который готовился выполнять артиллерийскую стрельбу. Уже в то время корабли этого проекта были не новыми и укомплектовывались экипажем мирного времени, т.е. частично сокращённым. Поэтому и приходилось дивизионным специалистам оказывать посильную помощь при выполнении боевых упражнений. Стрельба производилась из АУ АК-725(прямо скажу, что машина очень капризная). После третьего или четвёртого залпа, стрельба остановилась. В казённике остался артиллерийский выстрел. При попытке разрядить АУ извлекаем гильзу с пороховым зарядом, а сам снаряд остался в стволе. РАСПАТРОНИРОВАНИЕ. Редкий случай. По УКВ докладываем комбригу капитану 2 ранга Дубодел Н.Г. и флагарту капитану 3 ранга Капитанову В.А. о сложившейся ситуации и, своих дальнейших действиях в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Готовим разрядочный выстрел (специальная гильза с пороховым зарядом). При досылке в казённик разрядочный выстрел упорно не идёт на своё место. Производим две попытки безрезультатно. В полумраке башни, подсвечивая себе переноской, ещё раз внимательно осматриваю камору ствола и, к своему удивлению, обнаруживаю, что оставшийся снаряд лежит как- бы наискосок. Запустив руку выше локтя в казённик, пальцами нащупываю трассер снаряда, аккуратно, миллиметр за миллиметром, извлекаю его из ствола. Показав это "чудо" матросу, да и сам впервые увидел боевой снаряд с трассером, выбрасываю его за борт. В последствии неоднократно пытались повторить действия с разрядочным выстрелом, но положительного результата так и не достигли. По-видимому, в инструкции были неточности.
Дали информацию в арт.управление.
А мы ещё долго вспоминали как, держали в руках боевой осколочно-трассирующий снаряд с трассером.

Незаконченная стрельба.

Август месяц. Погода благодать. Накануне несколько кораблей ошвартовались у пирса после выхода на отработку курсовых задач с выполнением боевых упражнений. Подходит ко мне один из командиров БЧ-2 и тихонько докладывает, что в море не смогли разрядить арт.установку, никому об этом не доложили, т.к. надеялись успеть до прихода в базу. Естественно, реакция с моей стороны соответствующая, с произношением крепких русских слов. Докладываю командиру дивизиона капитан-лейтенанту Суслову А.В. В мой адрес аналогичная реакция. Ведь корабль необходимо выводить как минимум на внешний рейд, а то и за о. Скрыплёв, но это уже доклад ОД ТОФ и т.д. В общем, поразмыслив и осмотрев АУ, принимаем решение рискнуть и произвести все мероприятия у пирса, развернув АУ в носовые углы и опустив стволы до минимума, чтобы они смотрели в воду. В ходе осмотра АУ было выявлено, что часть корпуса люльки (это уже спец.термин) откололась, из-за чего и не могли в море отвести каретку досылателя для извлечения выстрела. Используя подручные средства, отколовшуюся часть закрепили. Я остался в башне один. Сначала медленно-медленно, каждое мгновение ожидая выстрела, а потом побыстрее, стал взводить злополучную каретку. Минут через десять работа по извлечению снаряда закончилась. Доложил комдиву, провёл разбор с комендорами и после этого "сняли" нервный стресс. Материальную часть восстанавливали при помощи специалистов пятидесятого завода.

Трое суток ареста

В 1982 году получилось так, что бригада на какое-то время осталась без флагманского артиллериста, и мне довелось исполнять сразу две должности.
Суббота. Ждём комиссию из штаба флотилии. На одном из МПК 204 проекта решили произвести осмотр и проверку оружия и технических средств (проворачивание). Накануне корабль сменился с несения боевого дежурства по ПВО. Ленту с боезапасом отвели с линии заряжания, но в погреб опустить не успели. Комендор совместно с радиометристом артиллерийским, развернув АУ, решают проверить срабатывание цепи стрельбы. Произведя несколько раз гидроперезарядку и спуск, не думая о том, что с каждым разом лента с боезапасом всё ближе к линии досылки, очередной раз замыкают цепь стрельбы и производят выстрел под углом градусов сорок. Несанкционированная стрельба. Производится доклад по всем инстанциям. Поступает приказание ОД ТОФ, что все виновные в стрельбе от матроса до флагманского в понедельник должны стоять на ковре у первого зам.Ком.ТОФ вице-адмирала Ясакова. За эти два дня было проведено расследование под руководством начальника арт.отдела флотилии капитана 1 ранга Корнаухова и начальника ПВО флотилии капитана 1 ранга Березовского. Матросы выучили свои книжки "Боевой номер" так, что я больше никогда в жизни не слышал доклад такого качества.
В понедельник в 06.00 мы, во главе с комбригом капитаном 2 ранга Дубодел Н.Г. ,были в приёмной Ясакова. Выслушав краткий доклад о причине стрельбы, вице-адмирал арестовал матросов на 10 суток, командира БЧ-2-3 л-та Медведева на 5 суток. Когда очередь дошла до меня, комбриг попытался объяснить адмиралу, что на соединении не остаётся артиллеристов. На что получил ответ: "Какие это артиллеристы, если по родной земле стреляют! Трое суток ареста!"
Отрабатывал я эти сутки, находясь на кораблях. До гауптвахты очередь не дошла. Но определённые выводы о проверке материальной части своих подчинённых, особенно на "малышах", для себя сделал.

Стрельба по парашютной мишени

В 80-х годах боевой подготовке уделялось максимум внимания. Личный состав готовился к действиям в экстремальных условиях обстановки. Расчёты ЗРК могли работать по любым целям, в том числе и скоростным.
Но однажды одному из МПК необходимо было выполнить стрельбу по парашютной мишени М-6, которая, сброшенная с самолёта ТУ-16 с высоты 10-12 км, могла находиться в воздухе до 15 минут. Расчёт ЗРК сработал на славу. Наблюдали на индикаторах самолёт-носитель, затем - отделение мишени. Произвели её захват, взяли на сопровождение и, после выработки сигнала " Цель в зоне", произвели пуск ЗУР. Первые несколько секунд наша ракета вела себя естественно, удаляясь по направлению к цели, но затем вдруг резко ушла вниз и нырнула в воду. Мишень осталась не обстрелянной. Несколько суток пытались выяснить причину завала стрельбы, в том числе и с помощью промышленности. Вся материальная часть в строю. И только досконально проанализировав данные контрольно-записывающей аппаратуры, пришли к выводу, что сработал условный рефлекс зенитчиков по моментальному отражению атак СВН. Конструкция мишени М-6 такова, что она находится в контейнере, который раскрывается после сбрасывания с самолёта, оставляя мишень на парашюте в воздухе, а сам свободно падает. Так вот наши операторы и захватили этот свободно падающий контейнер, который через несколько секунд ушёл под воду, уводя за собой ЗУР. А парашют ещё минут десять плавно раскачивался над кораблём. Был сделан вывод, что обстреливать нужно не только то, что быстро летает, а то,что может представлять для нас опасность.

Любопытные.

Очередная ракетная стрельба. На этот раз по радиоуправляемой мишени ЛА-17,которая запускалась с полигона в районе г.Находка и, маневрируя разными курсами и на разных высотах, подходила к кораблю, занимавшему определённую точку маневрирования милях в пятидесяти южнее о.Аскольд. Корабль и полигон поддерживали между собой связь, т.е момент старта мишени мы знали, а дальше было дело техники. Минут через 16-18 мишень должна появиться на экранах СОЦ в секторе 70-110 град. На дальности 40-45 км. Так оно и произошло, только пеленг был почему-то 120-130 град. В пылу стрельбы на это никто не обратил внимания, точно также как и на скорость уже сопровождаемой цели, которая была 100-110 м/с, а не 125-135 м/с. Доклад на ГКП:"Сопровождаю! Пеленг120, дальность 25 Подъём ПУ. ЗРК готов". Ждём выработки сигнала "Цель в зоне", чтобы произвести пуск ЗУР.
Вдруг с ГКП не команда, а крик " Дробь! Выключить цепь стрельбы! Снять с сопровождения!" Моментально выполняем команды.
Причиной всему вертолёт вероятного противника, взлетевший с корабля, находящегося где-то южнее нас. Очевидно, там услышали интенсивные радио переговоры и, невзирая на запрет полётов, который выдаётся по всем международным каналам, решили сфотографировать процесс стрельбы. А мишень просто не стартовала, но на корабль эта информация по каким-то причинам не дошла.

Ненормативная лексика.

Ещё одна зенитная стрельба. Старший на борту командующий флотилией контр-адмирал Лёгкий.

Я, как дивизионный артиллерист, нахожусь в ракетном посту. Душно, поэтому форма одежды брюки голый торс.
На предельной дальности обнаруживаем мишень, готовимся взять её на сопровождение и произвести пуск ЗУР. В это время взгляд выхватывает отсутствие сигнала "Готов ССЦ" и высокого ССЦ. В мозгу моментально всплывает причина неисправности. Успев крикнуть "Антенный пост не вращать!", хватаю сумку с предохранителями и через две балясины по трапам кубрика, ГКП, ходового под всеми высокими излучениями взлетаю на барбет антенного поста. Открываю крышку компрессора станции сопровождения целей (ССЦ), вижу сгоревший предохранитель, меняю его один раз, второй, третий! Опыт эксплуатации говорит, что под электропитанием заменить такой предохранитель невозможно, а в подсознании - вдруг успею. Не успел! Мишень на высоте метров 500-1000 пролетела над нами, оставляя за собой шлейф дыма, и ушла на вторую линию кораблей.
Снизу-вверх на меня смотрит Командующий и со словами "Ну, что дивизионный, обоср…сь?» Машет рукой и уходит на другое крыло мостика. Я, ещё не остыв от пережитого, в таком же тоне отвечаю ему, глядя сверху - вниз "Так точно товарищ адмирал! Обоср…сь».
Ответить больше было нечего.
Кстати говоря, эти компрессоры доставляли нам немало хлопот.
На более поздних комплексах ОСА-МА их убрали, найдя другое техническое решение.

И один в поле воин

Когда в одной должности находишься более пяти лет, и, в основном уже изучил все больные места техники и организации службы, начинаешь творчески перерабатывать полученный опыт.
Вот и я задался целью (правда с подсказки представителя Особого Отдела) а сможет ли один человек обеспечить боевую работу всего комплекса ОСА-М, уложившись при этом в норматив. Подумал, составил алгоритм своих действий, и решил поэкспериментировать.
По сигналу " Боевая тревога" прибегаю в ЦРП, запускаю оба преобразователя, подаю питание на приборы системы управления, переключатель управления ПУ ставлю в положение от местного пульта, и, бегом в ракетный погреб. Там поднимаю пусковую установку, перевожу четыре рычага на двух балках в боевое положение, опускаю ПУ, "накалывая" её на ЗУР. Перевожу управление от центрального поста и, бегом обратно в ЦРП. За это время все магнетроны прогрелись, СУ готова к боевой работе. Включаю: высокое СОЦ, ССЦ, автозахват по дальности и по углу места. Обнаруживаю цель, разворачиваю антенный пост по пеленгу обнаруженной цели, подвожу строб дальности к цели. Автозахват. Цель сопровождаю в автомате. Перемещаюсь к пульту управляющего огнём, поднимаю пусковую с ракетами, включается высокое СПК. Жду сигнал ЦЕЛЬ В ЗОНЕ. Произвожу пуск ЗУР. Всё!!! В норматив практически уложился. Работал за четверых.
Да, очень много специфики. Но, может быть, эти строки помогут кому-нибудь из молодого поколения ОВРовцев лучше освоить свою специальность.

г. Калининград 23.06. 2009 г.

Умей учиться у матросов.

Весной 1978 года МПК-41 после окончания ремонта в 92 СРЗ начинает проходить ходовые испытания. Первый выход. Минут через пятнадцать после начала приготовления к бою и походу в центральный ракетный пост вбегает электромеханик ст.м-с Молдокеримов и кричит, что топит ракетный погреб. Бегу туда. Вижу, что вода поступает из системы орошения переборок. Докладываю на ГКП. Останавливают пожарный насос. Выясняем, что после ремонта не закрыли клапан орошения переборок. На палубе погреба воды выше щиколотки. Слив через имеющийся шпигат не происходит. При осмотре шпигата выясняем, что он чем-то забит. Начинаем вручную, вёдрами, через два яруса, всей боевой частью, вычерпывать воду. Подходит трюмный и спрашивает, почему не включим клапан осушения? Услышав ответ, что забит шпигат, просит меня спустится в люк,ведущий в агрегатную БЧ-3, и там, прямо под подволоком, показывает на небольшой вентиль с надписью "Осушение помещения ПУ ЗИФ-122". Открывает этот вентиль, срабатывает заслонка, закрывающая шпигат. Поднявшись на верхнюю палубу, по левому борту наблюдаем на чистой глади Амурского залива ржавый след воды, убывающей из ракетного погреба. Через 2-3 минуты в погребе почти сухо.

Делаю для себя вывод: -умей учиться чему-то и у матросов.
В последствии, будучи дивизионным, каждому вновь прибывающему командиру БЧ-2 показывал и этот вентиль, и всю систему пожаротушения погребов.


Сгоревший предохранитель.

В июле 1978 года на МПК-41, во время генеральной репетиции морского парада в честь Дня ВМФ, при прохождении, прямо напротив трибун останавливается антенна станции обнаружения целей (СОЦ) ЗРК ОСА-М. Командир дивизиона капитан 2 ранга Глушак Борис Григорьевич вызывает меня на мостик.
-В чём дело?
-Пока не знаю! Отвечаю ему.
-Идите и ищите. В электронике две неисправности: плохой контакт или сгоревший предохранитель.
Вместе со старшиной команды мичманом Слепцовым В.Е. часа два изучаем схемы, находим в цепи питания двигателя антенны предохранитель. Пытаясь обнаружить его на материальной части, в течение суток осмотрели весь антенный пост, начали вскрывать подряд все лючки. О чудо! Под одним из них находим злополучный предохранитель. Он конечно же перегорел. Но самое интересное то, что на лючке есть стекло, чтобы можно было оценить состояние предохранителя, но оно закрашено толстым слоем шаровой краски. Как говорится:"На корабле главный враг это..... с кистью".

Неисправность устранена. А слова Бориса Григорьевича ещё не один раз подтверждались за долгие годы службы.

Перемирие.

В ходе ежедневного осмотра ОТС на приборе включения ЗРК ОСА-М загорелся сигнал,
говорящий о том, что отсутствует напряжение агрегата, вырабатывающего питание на предстартовую подготовку ЗУР. В ходе поиска неисправности выясняем, что в кабеле оборвана одна из жил. Место обрыва установить не удалось, поэтому просто заменили на запасную в этом же кабеле. Через два дня ситуация повторяется. Т.к. запасных жил больше нет, ищем место обрыва. Находим. Кабель-трасса проходит через переборку между агрегатной БЧ-2 и центральным постом ПЛО. И прямо в районе переборки наш кабель весь разлохмачен. Явно работала крыса. Сращиваем обрыв, изолируем. Матросы ставят в этом месте петлю. Ничего не помогает. Через какое то время опять обрыв на этом же месте. Ничего другого не остаётся, как буквально миллиметра на 3-4 расширить проделанный крысой проход. И только после этого наш кабель уже никто не трогал. Очевидно крыса осталась довольна оказанным ей вниманием и пошла на перемирие.


Резервный способ.

МПК-134 на одном из выходов должен выполнить арт.стрельбу по расстрелу плавающей мины из АУ АК-725.
Стрельба должна вестись от визирной колонки. Но в ходе окончательной подготовки выясняется, что от колонки не проходит цепь стрельбы, а у АРЛС МР-103 нет "высокого" и не работает телевизор, но цепь стрельбы проходит. Посовещавшись с командиром корабля капитаном 3 ранга Мосиенко Владимиром Васильевичем, решаем стрелять своим способом.
За борт бросают макет мины в виде бочки. Отходим от неё на 2-3 кабельтова. Командир в штурманский пеленгатор снимает пеленг на бочку в градусах, по связи передаёт мне в пост. Я перевожу градусы в артиллерийские угловые единицы ТД и, вручную разворачиваю "машинки" на МР-103, выполняя тем самым наведение арт.установки на скомандованный пеленг. Нажимаю педаль цепи стрельбы. Выстрел. Командир командует корректуру. Подворачиваю АУ. Ещё несколько выстрелов. Вот таким образом выполнили боевое упражнение. Правда оценка больше "удовлетворительно" быть не может. Но ведь стреляли вслепую и нигде не описанным способом.

г. Калининград 06.06.2009 г.

В 90-е годы мне довелось служить в штабе флотилии с незаурядным и творческим офицером, капитаном 2 ранга Ульяничем Владимиром (выходцем с ТАКР Минск). Думаю, что он не обидится, если покажу, на мой взгляд, очень хорошие его стихи о военных моряках:

Ты товарищ послушай, да чтоб я так жил!
Я не труженик суши, я флоту служил.
Мне судьбу разорвал на три части деля,
Симпатичный оскал моего корабля.

Опыт прошлых дней не отнимет ни кто.
Жизнь священна, но в ней были ПОСЛЕ и ДО+
И цепляясь за фалды, бредёт по пятам,
Что увидел однажды, что выстрадал сам.

Где суровый немножко железный уют,
Где живучие кошки недолго живут.
Где споткнувшись порой в перваментном бегу
О метал головой:"Всё к чертям! Не могу!"

Мир покатится в тьму, и у горла комок.
Но открыться кому упаси меня бог.
Знай и так, лучше нет от любых передряг,
Чем семейный портрет или песня "Варяг".

Я тебя утомил, но послушай ещё.
Я люблю этот мир, где подставят плечо.
Если сел на мели, тебе в след не плюют,
А помочь не смогли, так хотя бы нальют.

Не смотри недоверчиво, помнишь ли брат,
На Маврикии женщины - как шоколад,
То,что прожил однажды, вернёт разве сон.
Я не видел "Отважный ", но мне снится "Муссон"!

Нас ломали по разному, это пустяк.
Но куда деть оргазмы ракетных атак?
И не смоет вода, не запросит музей
Наши слёзы когда мы теряли друзей.

К жизни в новой стране я совсем не готов,
Как пощёчина мне оборвётся швартов.
Между флотом и мной начинается дрейф.
За меня ты, родной, всё же сильно не дрефь.

Голова на плечах, я одет и обут.
Но как бурно подчас душу кошки скребут.
Сердце мне леденя, разбросавши всего,
Флот ушёл от меня, или, я от него.

Не награды, не лесть мне не надо вдогон.
В сейфе золото есть офицерских погон.
Увернусь без труда от сомнительных благ.
Я мечту не предам, а тем более флаг!

Вышел с флотом роман, а не чувственный флирт
Ты плесни-ка в стакан мне технический спирт.
Знаю точно, что нам выпить нынче не грех
За детей и за мам, и, конечно за тех …

Скажем скромное слово, без вскренных фраз,
Мы за ЖЕНЩИН, что снова бы выбрали нас!
Пусть товарищ икнёт с кем когда-то служил!
За РОССИЮ!За ФЛОТ! Ну да чтоб я так жил.

(В.Ульянич 1995 г. п. Тихоокеанский)

Пожар в погребе

Лето 1983, либо 1984 года. МПК-36 обеспечивает боевую подготовку ПЛ. Море 3-4 балла. Что это такое для «Альбатроса» все представляют.
Доклад из ПЭЖа на ходовой мостик «На щите пожарной сигнализации загорелась
лампочка ПОЖАР В РАКЕТНОМ ПОГРЕБЕ».
Командир играет Боевую тревогу.
Визуально дым из погреба не наблюдается. Командиру БЧ-2 отдают приказ осмотреть
погреб. Т.к. палубу заливало водой, принимается решение осмотреть погреб через дверь, находящуюся в тамбуре схода в помещение малой холодильной машины и агрегатной БЧ-3.
В погребе возгорания не обнаружено. Командир БЧ-2 решает осмотреть центральный прибор системы КАРАТ-М, установленный палубой ниже в агрегатной БЧ-3. Спускаясь в очередной люк, сразу же до колена погружается в воду. Помещения агрегатной и МХМ-1 до подволока
заполнены забортной водой.
В ходе проведённого расследования выясняется, что трюмные разобрали клапан осушения
ракетного погреба, и через сливной шпигат, находящийся на уровне ватерлинии, забортная вода во время шторма медленно но уверенно затопила перечисленные выше помещения и приборы, вызвав короткое замыкание в центральном приборе КАРАТ-М, который и выработал
сигнал «ПОЖАР».
По приходу в базу была работа и у минёров, и у механиков, и у артиллеристов, в том числе у
дивизионного техника по «Карат-М» мичмана Брагинского, по промывке, просушке и замене своей техники.

Несошедшая ЗУР

1980 г. Ракетная стрельба на МПК-36.
При пуске зенитная ракета не сходит с направляющей балки. Выдержав положенные инструкцией интервалы времени командир БЧ-2 ст.л-нт Сафронов В. и я, как д ивизионный специалист, идём визуально осматривать ЗУР.
Выйдя на спардек, наблюдаем ракету, находящуюся на пусковой установке и не подающей
признаков жизни. Но одновременно с этим слышим свистящий звук, выходящего воздуха.
С ходового торопят с докладом, т.к. время нахождения в районе БП заканчивается, а корабль не может его покинуть, пока не разберёмся с этой ЗУР. Собрав всю силу воли вкулак, постоянно ожидая старта ракеты, медленно спускаемся на бак, подходим к ракете, ощупываем её со всех сторон. Ничего подозрительного нет, но свист продолжается. Оглядываясь по
сторонам, замечаем пожарный рожок, из-под крышки которого пробивается тонкая струйка воды и издаёт этот беспокоящий нас звук. Со вздохом облегчения докладываем на ходовой, что ракету можно опустить в погреб, вытирая при этом холодный пот со лба.
В последствии даже на технической базе оружия не смогли установить причину отказа ЗУР.

Мы из ОВРы

Осень 1978года. МПК-41 после обеспечения ПЛ зашёл в б.Абрек пирс №3 для пополнения запасов часа на 3-4.Суббота.Свободный от работ личный состав построен на юте для перехода в базовый матросский клуб на просмотр кинофильма. Форма одежды самая разнообразная: роба, бушлат, берет, бескозырка. Времени на переодевание в форму №3 нет совершенно. Старший - командир БЧ-2, т.е. я.
На мои попытки переодеть личный состав хотя бы в однообразную форму матросы подсказывают выход из положения….
Быстро идём в клуб. На входе стоит начальник клуба и удивлённо смотрит на нас.
-Вы куда в такой форме и после начала фильма?
Отвечаю:
- мы из ОВРы!
Обречённо махнув рукой, начальник клуба пропускает нас в зал.

Дайте личному составу пообедать

Лето 1979 года. МПК-41 обеспечивает работу ПЛ. Море 4, а может быть и все 5 баллов.
По кораблю с грохотом летает и сыпется всё, что не закреплено. Корабль ходит
галсами по волне или против, по другому просто нельзя. Время обеда. В проёме
люка, ведущего из ГКП на ходовой мостик появляется голова молодого матроса (очевидно бачкового), и с возгласом:
- остановите корабль! Дайте личному составу пообедать.
опять скрывается в люке.
На ходовом - немая сцена, а потом дружный хохот.

Заявка на торпеды

Эта история описана в книге Покровского «Расстрелять». Но произошла она лет за
пять до издания книги.
Капитан 2 ранга Куроедов В.И. - начальник штаба бригады, а начальник минно-торпедного управления ТОФ - капитан 1 ранга Курочкин.
Рубка оперативного дежурного бригады, откуда был прямой выход на коммутатор ТОФ «Люстру».
Дивизионный минёр 11 днплк старший лейтенант Классен Пётр Генрихович, человек резкий и решительный, минут пять разговаривает с дежурным по управлению, пытаясь выяснить, почему не готовы практические торпеды для одного из кораблей.
Вдруг раздаётся его громкий возглас:
-На вашего Курочкина у нас есть свой Куроедов!
И трубка телефона бросается на рычаг.
Оказалось, что начальник управления по какой-то причине запретил выдавать торпеду в ОВРу.
Этот разговор я слышал, стоя помощником оперативного бригады.

Принятие решения

1985 год. Штаб 11 днплк практически в полном составе принимает «Решение
командира дивизиона на комплексный выход в море» в кают-компании одного из
кораблей. Срок готовности решения шесть часов утра. Время - четыре часа. Ночь.
Работа на карте подходит к концу. Остались последние штрихи.
Заходит комдив капитан 3 ранга Воробьёв Василий Валентинович. Внимательно изучает карту. С возгласом:
-а это что за ерунда?
Взмахивает рукой, задевая при этом крышку от бутылочки с тушью.
Вся середина карты - одна большая клякса.
У нас из груди вырывается вопль …
К шести утра карта была восстановлена и комдив своевременно убывает в штаб флотилии для
доклада своего решения. А офицеры штаба падают на несколько часов, чтобы отоспаться.

Звание капитана принадлежит не только к сухопутным войскам, но еще и к корабельным. В армии России используется также и в военно-воздушных войсках, но свое распространение оно получило именно в военно-морском флоте.

Принимая во внимание иерархию в сухопутных войсках, можно провести соответствие их чинов и чинов корабельных. Однако новичкам это сделать достаточно сложно. Звание капитана в морских войсках относится к офицерскому составу старшего разряда, при этом оно еще подразделяется на ранги.

История происхождения звания

Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.

С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры. При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга». Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.

В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены. Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга. Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.

Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу. К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе. Прочим же военным отдавалось звание полковника.

Узнай: Главнокомандующий ВКС России Сергей Владимирович Суровикин

В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.

На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще. По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск. Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.

Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.

Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.

Капитан первого и второго ранга будет идти выше, чем майор в сухопутных войсках, а капитан третьего ранга по званию будет ему равен.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.

Узнай: Звание ефрейтор в армии РФ, история появления этого чина

Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.

Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:

  • на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
  • строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
  • диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
  • расстояние от края погона составляет 6 см;
  • данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.

Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:

  • капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
  • на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
  • между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.

Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:

  • на каждом погоне расположено три звезды;
  • диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
  • поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.

Узнай: Как правильно пришить и прикрепить погоны к рубашке