Жестяной барабан анализ. Сюжет романа Грасса «Жестяной барабан

В психиатрической больнице Данцига содержится душевно больной Оскар Мацерат, человек, никогда не разлучавшийся со своим единственным другом – жестяным барабаном. Ему он доверяет свои мысли и тайны. Однажды санитар клиники дает Оскару бумагу, и мужчина приступает к описанию жизни своей семьи.

Бабушка Оскара была по происхождению польской крестьянкой. Замужем бабушка была два раза: первый ее муж с момента их знакомства всю жизнь скрывался от полиции и в конце концов нашел смерть, убегая от жандармов. Потом бабушка снова вышла замуж. Второй муж был пьяница и бабуле пришлось самой зарабатывать на жизнь. Спустя время и второй муж, заболев гриппом, умер.

Овдовев, бабушка поселила у себя в доме племянника Яна, с которым у ее дочери Агнес случился страстный роман. В лазарете мать Оскара встретила Альфреда Мацерата и с ним обвенчалась. Роман же с Яном у Агнес длился всю жизнь. Оскар подозревал, что настоящим его отцом являлся любимый мужчина матери Ян.

Старший Мацерат мечтал, что его сын в будущем продолжит его торговое дело. Но маленький Оскар не принял эту идею, его жизнь с малолетства было тесно связана с обожаемым барабаном.

В три года мальчик упал в яму, незакрытую отцом, и с тех пор перестал расти, остановившись на росте не более метра. Это был некий протест против единовластных решений взрослых. Оскар рос неординарным ребенком и в один момент понял, что своим голосом может разбивать стеклянные вещи.

Родители определили Оскара в школу. На первом занятии учитель попросил мальчика положить барабан в шкафчик, но Оскар не терпел разлуки с другом и громко закричал. От его крика полопались оконные стекла, а очки учительницы разбились прямо на лице. На этом учеба в школе закончилась.

С детьми дружить у Оскара не получилось, они издевались над странностями мальчика, и он много времени стал проводить на чердаке, играя с жестяным другом.

Иногда мама брала Оскара на прогулку, они заходили в лавку игрушек старого еврея Маркуса, в котором покупали новый жестяной барабан взамен испорченного.

Однажды мальчик побывал в цирке, где познакомился с мудрым лилипутом, который посоветовал Оскару оставаться всегда с теми людьми, у которых есть власть.

Достигнув подросткового возраста, Оскар стал развлекаться, используя силу своего голоса. К радости прохожих, он разбивал витрины магазинов, а потом забавлялся, глядя, как они тащат приглянувшийся товар. Именно при таких обстоятельствах Яну досталось дорогое ожерелье, которое он подарил матери Оскара.

В один из дней, придя в местную церковь, Оскар решил повесить барабан на божественную статую. Ему казалось, что поскольку бог всемогущ, он сможет выбить дробь. Когда же ничего не случилось, юноша в ярости закричал, надеясь, что окна в церкви разобьются, но это не произошло. Оскар покинул собор, усомнившись в истинности веры.

Единственным другом среди людей у Оскар был портовый рабочий Герберт Тручински. Для него юноша был неким талисманом, и Оскар ему очень симпатизировал. Уволившись из порта, Герберт нашел работу в музее. Оскар регулярно навещал друга, но когда вдруг Оскара не впустили в помещение, Герберт от нервного потрясения скончался.

В стране в это время к власти пришли фашисты и жизнь людей поменялась. Многие из знакомых Оскару горожан погибли при погромах или были отправлены в тюрьмы. Оскар пытался бороться против режима с помощью верного барабана.

На улицах появилось много детей, которых война лишала всего. Оскар организовал из них группу, которая начала войну со злом старших, родителей, независимо от их партийной принадлежности. История эта закончилась для Оскара оправданием, но членов его группы казнили.

Друг за другом погибли Ян, которого юноша считал своим отцом, и Альфред Мацерат. Их гибель заставила Оскара задуматься о том, что вся его жизнь была безответственной. И на пороге своего тридцатого дня рождения молодой человек решает жить дальше, не боясь принимать на себя ответственность за других людей.

Картинка или рисунок Грасс - Жестяной барабан

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Салтыков-Щедрин Богатырь

    В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Дневник Фокса Микки Саша Черный
  • Краткое содержание Оперы Моцарта Дон Жуан

    Дон Жуан - богатый соблазнитель и обманщик женщин. У него есть слуга Лепорелло, который не одобряет похождений своего господина. Действие произведения происходит в Испании.

  • Краткое содержание Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина

    Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

Самое удивительное в этом романе – это совершенно новая идея воплощения главного героя.

Непривычная манера повествования порой разрывает на части, но затягивает в водоворот событий увлекательно и с неизменной внимательностью. Что не всегда присуще даже великим литературным гениям.


Ключевая фигура – юный Оскар Мацерат, родившийся на свет со стойким отвращением к окружающему миру. Еще в младенческом возрасте он принимает решение не участвовать в делах этого мира.


Его родители: мать, тайно бегающая к любовнику (являющегося к тому же дядей Оскара и даже его предполагаемым отцом) и отец, который в своей жизни научился выражать чувства только посредством приготовления различных блюд - занимаются торговлей колониальных товаров, и еще с колыбели пророчат сыну будущее в этом же русле.


В знак протеста против неаппетитной жизни взрослых Оскар осознанно перестает расти в три года.


Единственное, что примеряет его с жизнью, это подаренный матерью детский барабан. В барабанной дроби юный герой находит прибежище. Ему открывается истинное призвание всей жизни. Уже в три года Оскар обретает свой неповторимый и не соприкасающийся со взрослыми мир.


Яростно барабаня, он не покидает свою игрушку ни на миг. Ведь для Оскара это совсем не забава, а особый способ выразить своё мировоззрение, путем постукивания палочками по ударному инструменту. Все, что происходит вокруг, что слышит и видит, чувствует и мыслит, Оскар переносит в барабанную дробь.


На жестокость абсурдного мира он отвечает абсурдной жестокостью, на аморализм окружающих - отрицанием любых табу, низвержением любых авторитетов. "Тотальный инфантилизм" - маска, прикрывающая лицо обиженного и, по сути, несчастного человека.




Соло на барабане, отражающее историю Германии 20 века и герой, наблюдающий мир со своеобразной дистанции, снизу, "из-под трибун", - таят в себе безусловную оригинальность и эстетическую новизну художественной идеи.


Подобного изобразительного приема я еще не встречала, а вы?

Сам же Грасс личность уникальная: каменотес, джазист, график и скульптор, учившийся в Художественной академии Дюссельдорфа, а потом - в Институте изобразительных искусств Западного Берлина.

В 1959 году после нескольких лет пребывания в Париже издал в возрасте тридцати двух лет роман "Жестяной барабан".

Жестяной барабан сразу стал мишенью для ожесточенных критиков.

Наряду с признанием его редкого таланта, роман так же принес ему упреки и брань со стороны читателей и критиков, увидевших в нем "осквернителя святынь", "безбожника", "сочинителя порнографических мерзостей, совращающих немецкую молодежь".


Роман в пародийно-гротескном виде изображает нацизм и тех, кто его поддерживал. У людей, продолжающих вздыхать по «старым добрым временам», когда так славно жилось при Адольфе он мог вызвать только ненависть, которую они пытались прикрыть религиозными, эстетическими и псевдоморальными аргументами.


Ореол аморальности окружал его с того самого момента, как сенат города Бремена отказался присудить ему литературную премию из-за "безнравственности" его романа.


А в 1962 году на него подает в суд активный в те годы публицист Курт Цизель за распространение "развратных сочинений". В итоге противники Грасса, именовавшие его "монстром похабщины",

Спустя годы Грасс скажет об этом: "Для меня зло воплощалось не в судебном решении, а в молчании немецкой интеллектуальной общественности, с каким она встретила решение суда. Частично эта реакция, как я ее понял, означала: ну что ж, Грасс, получил по зубам; и только немногие, я думаю,

поняли, что тем самым и они получили по зубам... Я полагаю, - продолжал Грасс, - что такая нетолерантная, ханжеская позиция распространена в интеллектуальной среде так же широко, как и в обывательской".


Грасс яростно осуждал националистическое чванство, бредовые расовые идеи и кровопролитную войну. Эротические пассажи в его сочинениях уже через короткое время - на фоне сексуальной революции и молодежного движения на Западе, а также рядом с сочинениями многих других европейских и американских авторов - оказались скорее наивно-лукавыми и уж ни в коем случае не имеющими отношения к порнографии.




Именно за «Жестяной барабан» Грасс получил Нобелевскую премию. Позволю себе процитировать его речь с церемонии вручения:


"В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…

Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга - будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, - принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, - и все во имя рода человеческого."


Также снят одноименный фильм немецким кинорежиссером Фолькером Шлёндорфом в 1979 году.

Текст написан самостоятельно, с использованием материалов википедии и данных статьи Ирины Млечиной «Соло на барабане».

В конце концов 1959 года «Жестяной барабан» появился в печати и имел мировой успех. История возникновения романа начерчена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» - или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в собственном деле».

В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины, в сущности, до времени написания романа. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым способом в жизнеописаниях четырех поколений мещанской семьи, ее родственников, знакомых, соседей, т. е. круга лиц, которые сопровождают каждого в его жизни. Кто же он такой, тот, кто задает тон рассказу, смешивает краски, владеет искривленным зеркалом? Его зовут Оскар Мацерат, и его имя для почитателей литературы давно уже стало нарицательным. Наверное, этот литературный герой - наибольшее художественное открытие Грасса. Оскар наряду с Грегором Замза из «Преобразование» Ф. Кафки - наиболее приметная, особенно впечатляющая фигура во всей литературе Европы XX века.

Он карлик. По собственному желанию он перестал расти в трехлетнем возрасте. Он устроил это умно и хитро: упал в люк, который отец забыл затворить, скатился по ступенькам в подвал. Эта мучительная операция прекратила его дальнейший рост, он так и остается трехлетним с виду. Детский вид (необходимо еще не забыть о его белокурых кудрях и невинных голубых глазках) делают его особо опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает фальшивого ребенка серьезно, никто не скрывает от него всяческие непривлекательные детали своего существования. Для маленького наблюдателя Оскара с его фальшивой наивностью не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года он получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должны сказать или рассказать (конечно, с детства у него сменилось много таких барабанов). Ясно, что барабан в романе задуман как символ, аллегория, метафора. Он выступает как символ искусства, на котором непривычный хронист рассказывает историю своей семьи, свою собственную и своей отчизны.

Введение

Глава 2. Религиозные мотивы в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первый большой выход на литературную арену Г. Грасса и появление детальных рецензий и критических статей о писателе состоялись в 1959 году с выходом романа «Die Blechtrommel». X. Формвег в своей монографии "Gbnter Grass. In Selbstzeugnissen und Bilddokumenten" высказывает мнение, что огромная слава, неожиданно пришедшая к юному писателю в 31 год, могла навредить ему. Но отношение Грасса к успеху было идентично его собственному отношению к теме своей первой книги - детство и юность во времена нацизма Спор с до той поры всё ещё вытесняемым прошлым, каким его трактовал молодой рассказчик, обладал чем-то освобождающим, он давал надежду. Роман «Жестяной барабан» стал неким «фирменным знаком писателя» Этот роман создал, типизировал, сделал неким стереотипом портрет автора в глазах общественности.

И уже с этого момента самой обсуждаемой темой у критиков становится связь его писательской деятельности с политической и религиозной. Этой деятельностью его попрекают, открыто высказывая негодование. Но Г. Формвег справедливо отмечает, что эта деятельность была изначально неправильно оценена. Причина тому - традиционный, но все же сомнительный образ писателя, который Грасс «из добрых побуждений и с импонирующей готовностью к риску» пытался изменить. Политика осложнила написание книг, повлияла на его искусство, но никак не навредила ему. Поэтому для нас намного более значимы критические оценки именно литературного творчества Грасса, его писательского мировоззрения и отношения к действительности и истории, которое основной идеей проходят через всё его творчество.

Знаменитая фраза Грасса о том, что история является «абсурдным процессом», находит отражение во многих его произведениях и становится сразу же объектом жёсткой критики в Европе. Д. Штольц отмечает, что исторические события у Грасса затемняются абсурдностями, совершёнными людьми, которые не учатся на своих ошибках. Но, как справедливо указывает У. Брандес, именно такие романы и вселяют в нас больше самокритики, сознательности. Умение представить и обыграть временное пространство у Грасса отмечает В. Игнее.

He менее значимо для критиков то, на чём Грасс основывает свои произведения. Д. Штольц отмечает стремление Грасса «встречать каждое принципиальное мышление вопрошающим сомнением», «чисто абстрактные проекты проверять на чувственно узнаваемых образах». Поэтому логично, что исследователь Т. Пельстер определяет основу литературного-произведения Грасса в первую очередь историей жизни самого писателя. И это - история целого поколения, чьё детство и юность выпали на время национал-социалистической диктатуры. Это поколение пережило как вероисповедальный, так и национальный распад, это поколение осознает, какую вину осознанно и неосознанно накопил его народ, чей груз и ответственность его и грядущее поколение должно было нести. И главная задача писателя Грасса - не просто в гневе именовать это, но и постичь, объять необъятное, представить действительность целой эпохи с ее противоречиями в литературной форме. В этом процессе родной город писателя Данциг становится «показательным» пространством. Особенно наглядно оно представлено в «Данцигской трилогии», где заглавным является именно «Жестяной барабан».

любопытноечитатель «Жестяного барабана» должен вроде бы проникнуться идеей катастрофизма, уверовать в гибельность эволюции общества, что, с другой стороны, не мешает читателю видеть, насколько это скатывающееся в пропасть общество все же жизнеспособно, насколько оно может стать гуманным, как много в нем одушевленных и неодушевленных творений - особенно природных, - с которыми мы чувствуем глубокую связь, которым сострадаем. И в этом, вне всякого сомнения, высшее достижение романа Грасса: он учит нас понимать мир таким, каким он предстает перед простыми людьми - а ведь они и являются основными его персонажами, - учит, что жизнь, даже когда в ней царят ужас и безумие, стоит того, чтобы ее прожить.

Глава 1. «Жестяной барабан» - вершина творчества Г. Грасса

Когда «Жестяной барабан» вышел в Германии в 1959 году, невероятный успех его объясняли по-разному. Георг Щтайнер написал, что впервые после гибельного нацистского эксперимента хоть один из немецких писателей отважился непредвзято, трезво взглянуть на роковое прошлое своей страны, произвести вскрытие и подвергнуть увиденное жесткому критическому анализу. Высказывалось и другое мнение: благодаря своему языку - раскованному, дерзкому, искрящемуся выдумками, с привоями просторечий и варваризмов - роман воскрешал жизненную силу и свободу, которые немецкий язык утратил, двадцать лет вдыхая пары тоталитарного яда.

Оскар Мацерат - карлик по собственному почину. Его маленький рост и принятое в раннем детстве решение не расти и не говорить - выражение протеста, нежелание участвовать во взрослой жизни, своеобразный способ отстранения от действительности, который позволяет Оскару целиком сосредоточиться на своём искусстве. Маленький рост - преимущество для Мацерата, которое помогает герою проникать в самые опасные места, быть незаметным и оставаться невредимым. Оскар не принимает условия современной жизни, но и спасти мир, изменить его герой не пытается, так как понимает, что не в силах этого сделать. Поэтому Мацерат выбирает позицию созерцателя, наблюдает за событиями «из укрытия»: «Для маленьких людей.на самой переполненной трибуне найдётся местечко. А уж если не на трибуне, тогда под трибуной, но только не перед трибуной». Этот «взгляд из-под трибуны» раскрывает смысл происходящего, не видимый с других позиций, и обнаруживает массу весьма ярких, колоритных подробностей.

В жизни Оскара наступает момент, когда он решается выйти «из - под трибун». Герой начинает расти, у него появляется горб-метафора жизненного опыта Мацерата, тяжёлой непосильной ноши.

Своим искусством Оскар считает игру на барабане. Этим Мацерат выражает свой протест против жестокости мира, обличает религию, быт, общепринятые устои и традиции. Работу на барабане можно расценивать по - разному: и как призыв к борьбе, и как сигнал к отбою, как предвестник несчастья, так и победы. Но одно в барабанной дроби остаётся неизменным - это важность того события, к которому она призывает: «И человек бьёт в литавры, в тарелки, в барабаны, он ведёт разговоры о револьверах с барабаном о барабанной дроби выстрелов, барабанным боем человека вызывают, барабанным боем скликают по тревоге, барабанным боем провожают в могилу».

Жестяной барабан - многогранный символ. Он неотделим от Оскара, является частью творческой души. Мацерат воспринимает инструмент как собеседника. Барабан - один из персонажей романа, своеобразный рассказчик. Его тревожный ритм озвучивает историю жизни героя, передаёт тревожную атмосферу эпохи фашизма.

1 А. Воротникова Система образов-символов в романе Г. Грасса «Жестяной барабан» С реди выдающихся произведений немецкой литературы ХХ века роман лауреата Нобелевской премии писателя Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959) по праву занимает одно из центральных мест. Успех произведения был воистину ошеломляющим. Вчера еще малоизвестный автор нескольких стихотворений и пьес в одночасье стал общепризнанной знаменитостью. Полярность отзывов, даваемых «Жестяному барабану» читателями и критикой, не могла повлиять на главный вывод кризис немецкого романа кончился с приходом в большую литературу Гюнтера Грасса. Необходимо отметить, что и в творчестве самого писателя его первенец оказался вершинным произведением, в то время как последующие творения, несомненно претендующие на самые высокие оценки, являют собой более или менее удачные попытки автора приблизиться к созданному им же самим образцу. Говорить о причинах популярности «Жестяного барабана» можно бесконечно долго, однако было бы правильнее остановиться на важнейшей из них, заключающейся в двойственном наполнении идейно-образной системы романа. С первых же страниц читателя захлестывает стихия материального, подчас плотского бытия. Общеизвестна любовь Грасса к вещественной конкретике жизни, его повышенное внимание к реалиям. В представлении действительности писатель тяготеет к указанию точных дат, географических названий, настоящих имен политиков. Внешний мир предстает в «Жестяном барабане» во всей его полноте, осязаемости, фактологичности и вещности. Но на поверку за непосредственно данными образами и ситуациями скрывается второй, более значимый пласт бытия онтологическое, непреходящее содержание. Экзистенциальная проблематика неизменно прорастает сквозь быт. Потайной, глубинный смысл грассовских образов часто оказывается парадоксально-шокирующим, но без него невозможно постичь всей полноты авторского замысла, реконструировать его мировоззренческую парадигму. БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР 267

2 Созданию второго философского плана грассовского произведения служит система образов-символов. Одновременно она придает структурную четкость мозаичным эпизодам, на которые распадается «Жестяной барабан». Центральное место в системе романа принадлежит фигуре главного героя, к которой стягиваются и вокруг которой группируются все остальные образы. Деталь вещного мира, вмещающая в себя емкое символическое содержание, жестяной барабан выступает в роли неотъемлемого атрибута главного героя и позволяет многое прояснить в его характере. Младенец Оскар, наблюдающий бесцельно кружащегося вокруг электрической лампочки мотылька, улавливает в звуке трепещущих крылышек сходство с барабанным боем этой наиболее совершенной формой протеста против бессмысленности существования. Осознав с самого момента рождения, что жизнь ничего не значит, Оскар пытается наполнить ее «шумом и яростью», переложив свою историю на язык барабанного боя. Вербальные средства, изначально призванные упорядочить реальность, вместить ее в четкие понятийные рамки, обнаруживают свою беспомощность перед лицом абсурдного мира. Барабан служит выразителем правдоискательских устремлений амбивалентной натуры главного героя. Оскар, категорически отрицающий собственную принадлежность к движению Сопротивления, вопреки самому себе, своей обывательской позиции невмешательства, оказывается на какое-то время борцом против фашизма, когда, забравшись под трибуны, заглушает своим барабанным боем нацистскую пропаганду, увлекает за собой мелодиями Штрауса собравшихся на митинг. Нелицеприятную правду о мире жестяной барабан продолжает вещать и после войны. В обществе возрожденного бидермайера его дробь вызывает катарсис: посетители Лукового погребка, уважаемые бюргеры, привыкшие подавлять в себе естественные проявления натуры, становятся участниками затеянной Оскаром вакханалии, благовоспитанные старики и старушки впадают в детство, обретая вновь невинность и простоту. Выбор барабана в качестве символического атрибута неслучаен. Резкое звучание именно этого инструмента способно передать жестокость и бесчеловечность эпохи. Помимо выше обозначенных смыслов в символическом образе барабана чрезвычайно важна еще одна его ипостась а именно, его принадлежность игрушечному миру. Действительно, как бы громко ни стучали барабанные палочки Оскара, его любимый инструмент предназначен всего-навсего для детских забав. В связи с этим активная деятельность маленького барабанщика, его энергичный протест против действительности оборачиваются полной бессмыслицей. Барабан не единственный игрушечный образ в произведении Грасса. Примечательно, что все эти образы появляются, как правило, в мрачные, трагические моменты романного повествования. Так, Ян Бронски увлека- 268 БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР

3 ется перед расстрелом строительством карточных домиков, олицетворяющих хрупкость и беспомощность единичной жизни перед лицом злого рока. Грефф взвешивает собственный труп на хитроумно придуманных музыкальных весах. Герберт Тручински, друг и сосед Оскара, находит свою смерть, бросившись в порыве страсти на деревянную галионную фигуру Ниобеи. Торговец игрушками еврей Маркус кончает жизнь самоубийством в своей лавке среди разбросанных кукол, выпотрошенных плюшевых медведей, искореженных жестяных барабанов. Игрушки, окружающие погибших героев Грасса, призваны вызвать у читателя ощущение ужаса и абсурдности человеческого существования. Благодаря введению игрушечных образов не только жизнь, но и смерть обряжается в одежды фарса, буффонады, шутовства, утрачивая смысл, наполняясь призрачным, лживым содержанием. Рождается двуплановость происходящего, взаимоисключающие начала проникают друг в друга, жизнь и смерть утрачивают четкие границы. Трагизм их восприятия усиливается. Своего апогея он достигает в главе «Вера. Надежда. Любовь», рассказывающей о еврейских погромах в «хрустальную ночь». Это один из немногих эпизодов в романе, где происходит смена повествовательной перспективы: самоубийство Маркуса, близкого знакомого Оскара, хранителя жестяных барабанов, служит отправной точкой в размышлениях героя о преступлениях фашизма. Здесь исторический фон выходит на первый план, затемняя собой частное событие, единичный случай становится источником далеко простирающихся обобщений. Глава о хрустальной ночи написана в стилизованной под рождественскую сказку манере, что может рассматриваться как дальнейшее развитие темы игрушечного, «невсамделишного» мира. Благодаря стилизации возникает эффект очуждения читателя от описываемых роковых событий. Автор пытается таким образом не столько заставить читателя понять происходящее разумом (как то было у Брехта), сколько воссоздать зловещую атмосферу. Черная сказка о массовом уничтожении людей в газовых камерах звучит гораздо убедительнее, чем традиционное реалистическое описание. Ощущение кошмара нагнетается введением в повествование изначально светлых лучезарных образов Деда Мороза и Младенца Иисуса. В главе «Вера. Надежда. Любовь» можно говорить о возникновении символической ситуации. Основы христианской религии полностью дискредитируют себя в эпоху тотального уничтожения целых народов. Любовь оборачивается не чем иным, как эгоизмом, надежда сменяется безнадежностью, вера уступает место безверию. Спаситель Иисус и Дед Мороз главные персонажи рождественской мистерии сбрасывают маски и открывают свои истинные дьявольски-отпугивающие личины небесных газовщиков. Весь мир вокруг оказывается газовой камерой, которую приводит в действие Бог или некто, на кого наивно привык уповать читатель. БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР 269

4 Образ Христа, обнаруживая свою неоднозначность, оборачивается темной стороной, отождествляется с фигурой Черной кухарки. Автор приписывает Сыну Божьему слова: «Я спаситель этого мира, без меня вы не сможете стряпать» 1. Действительность в трактовке Оскара предстает гигантской кухней, на которой каждый стремится только к насыщению своего желудка, к удовлетворению естественных потребностей. Бог в этом биологическом миропорядке выступает антигуманным началом, бездушным экспериментатором, главным поваром, поддерживающим жизнь и лишающим ее. Из мира, где стряпает Господь, изгнана справедливость: в смерти доброго волшебника Маркуса повинен живодер Мейн нацист, убивающий своих четырех котов. Палач остается безнаказанным, жертва неотомщенной. Отсюда тотальный пессимизм, раздвигающий рамки конкретного временного периода и распространяющийся на всю историю человечества. Гибель Маркуса знаменует окончательную потерю Оскаром веры: «Он унес с собой все игрушки из этого мира» (252). Нигилизм и разочарование Оскара черты, конституирующие облик современного человека, в котором уживаются Бог и дьявол, Аполлон и Дионис, святой и грешник, художник и филистер. Образ главного героя воспринимается некоторыми критиками не только как символ целого поколения, но и как карикатура на него 2. Думается, если Оскар и выступает в подобной роли, то только в эпизодах его работы натурщиком в Академии художеств, в которых Г. Грасс высмеивает принципы экспрессионистского искусства, доводящего путем чрезмерной акцентуации те или иные черты до абсурда. В целом же образ Оскара представляется гораздо более сложным, чем простая карикатура на человечество. Он способен вызвать в читателе насмешку, но и жалость своей беззащитностью и ранимостью, тщательно скрываемой за злой иронией тягой к любви, которая остается невостребованной. Трагедия героя заключается в его глубоко скрываемом страхе перед изъявлением чувств, в вынужденном уповании на разум, а не на сердце в оценке действительности. По мнению В. Шварца, стержнем натуры Оскара является «высокомерие интеллекта», дающее ему основание претендовать на роль Мессии, готового указать человечеству истинный путь 3. На место грандиозной фигуры Спасителя заступает символический образ карлика. Цинизм автора, дерзнувшего на подобное кощунственное сопоставление, порожден горьким осознанием того факта, что для ныне живущих нет больше спасения. Роман построен в связи с этим как своеобразное новое евангелие, повествующее о рождении, взрослении, годах проповедничества и уходе из мира современного Иисуса. В текст романа вкраплены бесчисленные библейские аллюзии, призванные сформировать у читателя устойчивые ассоциации образа Оскара с Христом. Так, рождение героя сравнивается с сотворением Земли, образ матери Агнесс двоится, вмещая в себя черты распутницы и Девы Марии, 270 БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР

5 приспешники Оскара из банды чистильщиков напоминают апостолов, возраст грассовского барабанщика, покидающего общество людей, приближается к возрасту, в котором принял мученическую смерть Сын Божий. Все эти кощунственно звучащие параллели позволяют воспринимать роман как пародию на Священное Писание. Поэтому образ главного героя необходимо трактовать не как образ Мессии, а как Анти-Мессиии. На правомерность подобной интерпретации указывают многие детали в произведении. Это и языческое имя героя, и его дьявольские способности (голос, разбивающий стекло), и отношение к нему окружающих, которые склонны воспринимать его как представителя преисподней (Розвита осеняет Оскара крестом, сестра Доротея узнает в нем искусителя), и близость его преступному миру (участие в банде, совращение добропорядочных бюргеров на путь воровства). Само умение Оскара провидеть глубинную суть повседневных, привычных явлений роднит его скорее с дьяволом, чем с Богом, поскольку проницательность героя исключает всякое снисхождение к несовершенному миру. Уход Оскара из общества людей в сумасшедший дом несет особую смысловую нагрузку. Образы, составляющие эту символическую ситуацию, как это часто бывает у Грасса, двоятся, поворачиваются к читателю неожиданно новыми сторонами. Оскар предпочитает стать или, точнее, остаться дураком, хотя именно ему открывается истина. Не случайно безумию героя предшествует знакомство с неким Витларом, чей противоречивый образ ассоциируется со Змеем Искусителем, предлагающим Оскару райское яблоко с древа познания. В чем же состоит вновь обретенное знание героя? В конце жизни в людском обществе он приходит к тому же самому выводу, который был сделан им при рождении: цель существования возврат в эмбриональное состояние, то есть в ничто. Так круг замыкается, оставляя Оскара наедине с его тотальным одиночеством. Уход из большого мира знаменует для грассовского барабанщика внутреннее освобождение, ценность которого не умаляет тот факт, что он становится узником психиатрической лечебницы. Но микромир, в котором Оскар надеется обрести опору и оправдание своей многострадальной земной жизни, оказывается непрочным, о чем свидетельствует и неотступный кошмар героя демоническая фигура Черной кухарки, порожденная сном его разума. Это один из образов-лейтмотивов, который возникает впервые в песенке, повторяемой соседскими детьми. Последнее кажется неслучайным, поскольку мир детства, традиционно считающийся чистым и невинным, предстает в грассовском романе средоточием зла (вспомним хотя бы о том, что главный герой, в котором столь сильно сатанинское начало, навсегда остается ребенком). Именно детям, как носителям разрушительной энергии, открыта последняя истина БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР 271

6 о темной стороне бытия. Сами того не осознавая, маленькие «крещеные язычники» (99) взывают в разгар своих игр к Черной кухарке посланнице потустороннего хтонического мира. Постепенно этот образ наполняется новыми мрачными коннотациями, обрастает трагическими ассоциациями, возникая, как правило, в моменты наиболее тяжелых для героя потрясений. Критики связывают символический образ Черной кухарки с чувством вины, которое сводит Оскара с ума и не отпускает его даже в лечебнице 4. Оскар готов взять на себя ответственность за убийство двух своих отцов, смерть матери и гибель любовницы Розвиты, в которых он если и повинен, то только косвенно. Столь же недоказуемо убийство им сестры Доротеи. Однако во всех этих случаях речь идет не столько о конкретной вине юридического характера и даже не столько о вине целой немецкой нации (хотя такая трактовка не исключена), сколько о вине в ее широком экзистенциальном толковании. Это вина исконная, преследующая человека с самого его появления на свет и служащая в конечном счете причиной его ухода в мир иной. Вечный неискупленный грех человечества тяготит Оскара. Он берет его на себя и несет как крест, в связи с чем его образ приобретает черты великомученика, тесно переплетенные, как это часто бывает у Грасса, с известными ироническими коннотациями. Мысль о том, что Оскар в глубине души стремится к искуплению первородного греха человечества, воплощается художественно в символике цветов. В сне-фантазии, который привиделся прячущемуся в шкафу Оскару, возникает настоящий круговорот цветов. Красный, олицетворяющий жизнь страстей, моментально переходит в черный символ смерти, из чего можно сделать вывод об их близости и взаимопроникновении, поскольку их основанием служит общий закон биологического существования. Страсти, прежде всего любовные, предстают у Грасса исключительно в их плотской ипостаси. Любовь лишена в романе всякой духовности, оттого в ней отсутствует животворная, порождающая сила. Это позволяет автору поставить знак равенства между смертью и любовью, придав последней статус одного из звеньев биологического цикла. Следующий цвет, возникающий в видении Оскара, желтый ассоциируется с тлением и развивает тему смерти. Синий небесная краска символизирует надежду на загробную жизнь, но отвергается героем-нигилистом как цвет лжи, поскольку закон тления, воплощенный в желтом, всемогущ, а вечность и рай выдумка для верующих. Оскар принимает только зеленый цвет природы, настоящего мира, в котором он пасется, подобно агнцу божьему (еще одна библейская аллюзия). Но Оскар тут же уточняет функцию зеленого в этот цвет будет окрашен его гроб, из чего следует, что для главного героя реальностью об- 272 БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР

7 ладает только земная жизнь, после которой человек окончательно сольется с миром природы. Физическое, телесное существование это родина живых и мертвых, первый и последний приют, единственно в котором можно сохранить свою белизну, то есть невинность. Но невинность сродни бесплодной смерти черному цвету. Калейдоскопический круговорот, столь полно вобравший в себя мировоззрение Оскара, завершается возвратом к красному, а именно к красным крестам на халатах медсестер. Этот цвет оказывается универсальным, поэтому он символизирует медицину, отвечающую за поддержание жизни, но имеющую в то же время самое непосредственное отношение к смерти. Красный, черный, белый, варьируясь, бессчетное количество раз всплывают на страницах романа. Большинство критиков склонны придавать им более узкое значение, чем это было предложено выше 5. При этом они трактуют черный как символ вины, красный зла, а белый как тягу Оскара к чистоте. Ответ на вопрос, почему главный герой так до самого конца не может освободиться от собственной виновности, представляется очевидным. Не принимая существующий жестокий миропорядок, Оскар сам становится на сторону зла. Его методы противостояния бесчеловечному миру от этого же мира, потому все его попытки выполнить предначертанную ему с момента рождения роль пророка терпят крах. Особую смысловую нагрузку в связи с этим принимает на себя образ круга. Выше уже говорилось о круговороте цветов и замкнувшемся круге в движении авторской мысли. Лейтмотив круга возникает также в образах карусели и эскалатора, у которого отсутствует первая ступенька. Оскару, стоящему на эскалаторе, кажется, что он, подобно Данте, возносится из ада (читай: мира людей, который он должен наконец покинуть), но на верхней ступеньке его поджидает вовсе не представитель рая, а все та же Черная кухарка, исчадье преисподней, от которой он тщетно пытался спастись, живя в большом свете. На повествовательной плоскости в финале романа также происходит слияние настоящего времени, в котором пребывает Оскар, барабанящий о жизни, и прошедшего времени, о котором он повествует на своей жестянке. Не только личная жизнь героя, но и всемирная история движется по кругу, утверждая собой закон дурной повторяемости неизбывного в поколениях греха. На смену фашизму в общественной жизни Германии приходит торжество нового зла бездуховного общества потребления. Безверие Оскара в возможность поступательного прогрессивного развития отдельной личности и человечества в целом влечет его в убежище, БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР 273

8 которое ему удавалось обрести на короткие мгновения то в шкафу, то под столом, то под трибунами, то в подворотне, то под юбками бабки Анны, но которое он окончательно нашел только в психиатрической лечебнице. Страх Оскара перед открытым пространством бытия, по верному замечанию В. Шварца, порожден его глубинной связью с миром зла 6. Несчастье героя, стремящегося к замкнутости, изолированности, одиночеству, вызвано отсутствием у него светлых гуманистических идеалов, попранием им божественных принципов мироустройства, неумением любить, чрезмерной самонадеянностью. Прижизненное бегство в смерть, в убежище, где хозяйствует Черная кухарка, ставшая порождением и неотъемлемой частью больного сознания Оскара, воспринимается как закономерный итог пути главного героя романа Г. Грасса «Жестяной барабан». Романист прибегает к cимволическим образам как к активному средству художественного воплощения мировоззренческой концепции. Основанная на представлении общего, типичного через индивидуальное и единичное образная система произведения изображает гибельное состояние мира и человека в нем, проявляющееся в утрате веры (аллюзии, пародирующие библейские сказания), в иллюзорности и абсурдности жизни (сказочно-игрушечная символика), в ее обесценивании (фигура Черной кухарки и цветовые вариации), в отсутствии перспектив культурно-исторического развития (символ круга). Образ главного героя, притягивающий к себе разрозненные художественные компоненты, придающий концептуальную целостность картине распадающейся реальности, собирает ее осколки лишь для того, чтобы показать их трагическую несоединимость, ведущую к утрате смысла бытия. Хаос, царящий в душе Оскара, повторяет, как в зеркальном отражении, упадническое состояние внешней действительности. Так в романе «Жестяной барабан» создается грандиозная эпопея всеобщего апокалипсиса. 1 Грасс Г. Жестяной барабан. СПб: Азбука, С В дальнейшем произведение цитируется по этому изданию с указанием страниц в скобках. 2 См., напр.: Blöcker G. Kritisches Lesebuch. Hamburg, S Schwarz W.J. Der Erzähler Günter Grass. Bern; München: Francke Verlag, S Tank K.L. Günter Grass. Berlin: Сolloqium Verlag, Otto H. Hess, S. 72; Willson A.L. The Grotesque Everyman in Günter Grass s Die Blechtrommel // Monatshefte, LVIII, 2. P См., напр.: Willson A.L. Op. cit. 6 Schwarz W.J. Op. cit. S БАЛТИЙСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КУРЬЕР