Что такое реконструкция история. Реконструкция как форма активизации исторической памяти

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 12:37 + в цитатник

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф...

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц...

Владимир Высоцкий

Так что ж это такое, военно-историческая реконструкция (сокращенно ВИР), движение, возникшее на просторах бывшего СССР еще в конце 80-х? Игра в солдатики не доигравших в детстве? Однако занимаются этим не только «книжные дети, не знавшие битв», но и зрелые мужи, многие из которых не только отслужили «срочную», но и отвоевали в горячих точках. Большинство обывателей, увидав на каком-либо празднике небольшое выступление реконструкторов (средневековье, наполеонистика, Первая и Вторая Мировые войны) считает их обычно чем-то вроде артистов или просто чудаками, дающими бесплатное представление. Некоторые, особо «обремененные» интеллектом, ничего кроме тупых реплик типа «О, фашысты пабяжали!..» выдавить из себя не могут. Увы, понятие «хобби» сводится в сознании населения к посещению диско-баров, обильному возлиянию в честь Бахуса, в лучшем случае к походам на охоту-рыбалку. Все выходящее за рамки привычного воспринимается подозрительно, иногда агрессивно. Наиболее четко, на мой взгляд, сущность военно-исторической реконструкции показана на сайте reibert.info.
«У человека, впервые увидевшего взрослых людей одетых в старую униформу, бегающих под взрывы пиротехники по "полю боя", пугая своим видом мирных селян и изображающих из себя храбрых вояк минувших эпох, сразу возникают похожие вопросы "Что они делают?" и чуть позже "Что это такое "реконструкция"?". Сейчас я постараюсь по порядку ответить на эти вопросы, что всё-таки заставляет этих людей самых разнообразных профессий, возрастов и национальностей одевать на себя форму давно уже не существующих армий и становиться под знамена некогда славных полков?

Если слово "реконструкция" понимать более широко, то её возникновение можно отнести ещё к далёкому XVII веку. В 1687 году английский король Яков II разыграл под Лондоном взятие Будапешта, где сражался его сын герцог Бервик, предварительно одев "воюющие стороны" в соответствующую разыгрываемому месту военную форму. Во времена наполеоновских войн полки британской милиции и регулярной армии проводили показательные учения в Гайд-Парке для развлечения публики. До гражданской войны (в 1850-х гг.) в США по всей стране ездили добровольческие и милицейские роты, которые разыгрывали перед заинтересованной публикой небольшие сценки из недавней войны с Мексикой. В Российской Империи также показывались небольшие эпизоды былых войн, обычно во времена народных праздников и гуляний. Эту традицию переняли и большевики, которые в 20-х годах довольно часто проводили целые спектакли, в основном имитирующие революционные события на их исторических местах. Самым знаменитым стал пошедший в 1920 году в Петрограде спектакль "Взятие Зимнего Дворца", в котором участвовало около 10 тысяч участников-стилистов и более 100 тысячи зрителей. Всё это вело к популяризации собственной армии и отдельных моментов отечественной истории.

Но, как правило, эти мероприятия проводились регулярной армией и конечно, это не являлось реконструкцией в чистом виде. В том смысле этого слова, к которому мы уже привыкли её понимать, реконструкция впервые появилась в США и Великобритании где-то в середине 1960-х годов. Тогда, в этих странах, практически одновременно появились первые клубы занимающиеся историей гражданских войн 1642-1651 гг. и 1861-1865 гг. В первых "сражениях" этих клубов участвовали всего несколько десятков человек в театральных или частично настоящих элементах униформы и экипировки. Сейчас же это самые большие, самые "точные и правильные" военно-исторические ассоциации в мире, - только в США "федералисты" и "конфедераты" вместе выставляют на поле боя более 15000 (!) солдат при 200 (!) орудиях (Антитам в 1997 году и Геттисбург 1998 году), а английские "армии" насчитывают еще около 6000 человек.

К середине 1980-х годов реконструкция уже охватила всю Европу и США, ежегодно стали организовываться сотни новых клубов, которые занимались реконструкцией самых разнообразных эпох и армий, начиная с римских легионов и заканчивая Фолклендской войной. А самыми популярными и многочисленными стали клубы занимающиеся такими эпохами, как Древний Рим и Греция, эпоха викингов, "Столетняя война", Бургундские войны, война Белой и Алой розы, наполеоновские войны, Гражданская война в США, Первая и Вторая Мировые войны, в этих клубах сейчас насчитываются тысячи и даже десятки тысяч человек по всему миру. Но встречаются и довольно "экзотические" клубы, например, Франко-Прусская война, Гражданская война в России, индийские войны XIX века, даже пираты XVII-XVIII веков и много других. Причем важно отметить, что национальность и место проживания не играют никакой роли для выбора эпохи и армии для реконструкции, уже давно существуют красноармейцы в Англии, французы в Индии, эсэсовцы в Техасе и даже Русская Освободительная Армия (РОА) в Японии! А былая смертельная вражда и предрассудки не мешают носить форму бывших заклятых врагов и быть патриотами своей Родины. А уж выбор эпохи для реконструкции и подавно ничем не ограничен, благо разнообразие мировой истории дает огромный выбор для изучения и воссоздания самых различных исторических периодов.

Реконструкция это не игра в войну для взрослых, хотя история мира это история войн, реконструкция это прежде всего попытка воссоздать с помощью одежды, предметов быта и даже собственного поведения небольшой кусочек прошлого, это попытка воссоздать исторический дух и колорит той или иной эпохи. Многие клубы вообще обходятся без "боевых действий", например в рамках исторического праздника или показа раритетной техники люди одевают соответствующую форму, разбивают и обживают лагерь согласно всем историческим канонам. А ведь реконструкция служит еще и благим целям просвещения и расширения кругозора, стоит ли даже говорить, что такие мероприятия с показом униформы уже не существующих армий, их вооружения, реальных предметов того времени и в окружении "людей той эпохи" служат куда более наглядным историческим пособием, чем картинки из затертого учебника истории.
Если самые первые клубы одевались в униформу лишь внешне напоминающую историческую и вооружались современным оружием "стреляющим" петардами, то сейчас это целая полнокровная индустрия, особенно на Западе. Историки ищут в музеях, архивах и частных коллекциях оригинальные предметы униформы, знаки различия и экипировку, затем целые фабрики занимаются изготовлением, полностью соответствующим оригинальным, кокард, ткани, нашивок и ремней, а уже частные мастерские занимаются пошивов униформы, обуви, головных уборов, снаряжения и т.д. Производство же реплик оружия на Западе уже давно стало процветающим бизнесом, делается практически всё, от кремневых пистолетов до автоматов Калашникова, всё оружие своим внешним видом на сто процентов соответствует оригинальному и "стреляет" специальными холостыми патронами. А совсем недавно появились фирмы, которые изготавливают даже реплики бронетехники и тяжелого вооружения Второй Мировой!
У нас реконструкция стала зарождаться где-то в середине 1980-х, когда в СССР ослаб "стальной занавес" и появилась "гласность", а вместе с ней появились и первые крохи информации по униформологии, истории вооружений и армий, которые конечно же вызвали огромный интерес к военной истории и истории военного костюма в частности. Естественно, что у некоторых особенно романтично настроенных граждан появилось желание купить или сделать самому, скажем головной убор какой-либо славной армии, а после того, как он был сделан (куплен) его, вместо того что бы повесить на стенку, конечно же хотелось сначала надеть. Когда есть головной убор, понятно что нужно уже надеть и всю униформу, когда и она уже была надета, появлялось откуда ни возьмись желание выйти в ней на улицу или в лес, чтоб почувствовать себя настоящим солдатом "тех лет". Эти люди и стали первыми пионерами реконструкции на одной шестой части суши... Приятно заметить, что сейчас военно-исторические клубы стран бывших республик СССР могут составить достойную конкуренцию своим западным коллегам и во многом, даже и "перещеголять" их.

Направления исторической реконструкции

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:
живая история ;
турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Раннее Средневековье, «эпоха викингов» (VII—XI век);
Высокое Средневековье (XII—XIII века);
Позднее Средневековье (XIV—XV века);
Эпоха Возрождения (XV—XVI века);
Наполеоника;
Первая мировая война.
Вторая мировая война.

В последнее время активно развиваются новые направления:
Начало XVIII века: Северная война
XVII век: Стрельцы
Середина XIX в.: Крымская война 1853—1856 гг.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы (иногда применяется сленговое «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевики также зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий на ролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы исторической реконструкции» (КИР), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф.Устинова

Кафедра истории

на тему: «Историческая реконструкция как экспериментальный метод исследования в истории»

Выполнил: Чаадаев Д.А.

Проверила: доцент Алексеева С.И.

Санкт-Петербург 2011

Введение

1. Значения термина «историческая реконструкция», его сущность

5.1 Любительское направление

6.1 «Живая история»

Заключение

Приложение

Введение

Обращение к теме исторической реконструкции не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента. Поэтому можно сказать, что данная тема вполне актуальна на данный момент в системе исторических наук.

У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории", "профанации" и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

При написании данной работы использовались различные интернет-источники, а также современные научно-популярные и научные статьи, монографии и энциклопедии различных авторов: Гуревича , Боярского , Гуляева , Сергеева , Семёнова , Коробейникова и других. Цель работы - как можно более полно описать с разных сторон историческую реконструкцию как экспериментальный метод изучения истории. С моей точки зрения, мной использованные источники имеют множество положительных сторон: они в целом информативны, содержательны, в достаточно полном объёме и с разных сторон раскрывают проблему исторической реконструкции. Однако, на мой взгляд, работы отдельных авторов (например, В.Н. Сергеева) страдают от перегруженности научной терминологией, сложности, а также некой односторонности изложения материала, акцентирования внимания лишь на некоторых особенностях поставленной проблемы. Касательно интернет-источников, хотелось бы отметить, что весьма доступно и разнообразно тема реконструкции описана в свободной энциклопедия "Википедия" (http://ru.wikipedia.org), а книги по данной теме доступны на официальном сайте российской государственной библиотеки (http://elibrary.rsl.ru), а так же на интернет-сервисе "Google books" (http://books.google.ru)

Данный реферат состоит из нескольких разделов: введения, основной части, включающей в себя 7 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

1. Значения термина "историческая реконструкция", его сущность

Что же такое историческая реконструкция? Вообще говоря, данное понятие весьма обширно и может рассматриваться в различных смыслах с нескольких точек зрения:

· Историческая реконструкция -- деятельность по воссозданию, восстановлению объектов материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников с целью научного анализа и исследований.

· Историческая реконструкция -- это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

· Историческая реконструкция -- довольно молодой вид молодёжного досуга, получивший распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством, включающий в себя несколько направлений.

Смысл идеи исторической реконструкции как научной деятельности заключается в том, что, применяя различные методологические процедуры, историк нацелен на восстановление прошлого в его изначальном виде. Иными словами, построения историка в значительной мере должны соответствовать прошлому. Идею реконструкции мы можем понимать, как минимум, двояко:

· Реконструкция как идеал - раскрытие большинства основных параметров прошлого. По словам И.Д. Ковальченко , "этот идеал поддерживается установкой на инвариантный, непроцессуальный характер прошлого (оно уже случилось и измениться не может). Однако логика развития исторической науки подсказывает, что усложнение методологии и гносеологии ведет к диверсификации исследований, дроблению предмета, т. е. речь идет о парадоксе - чем больше усложняется и совершенствуется историческая наука, тем дальше она от идеала реконструкции".

· Реконструкция как элемент исторического объяснения. Речь идет о том, что некое теоретическое построение, аргументированное фактами, может претендовать на «финальное» объяснение определенной проблемной области истории.

2. Особенности и сложности исторической реконструкции как научной деятельности

Сложности на пути реконструкции уже давно являются предметом рассмотрения историков-методологов. Например, А. Я. Гуревич отметил, что для исторической науки традиционен такой подход: «Под объектом принято подразумевать внеположный нашему сознанию фрагмент мира. Это историческое прошлое, “каким оно, собственно, было”... Восстановить картину того фрагмента прошлого, который мы исследуем, во всей полноте и бесконечном многообразии, во всех его бесчисленных связях и переплетениях нам не дано. То, что мы, историки, изучаем, есть именно предмет». Он же подчеркивает, что “историческая реконструкция есть конструкция историка, он возводит ее из сложного сплава сообщений источников и собственных представлений об историческом процессе”.

Особенно рельефно данная проблема проявляется в вопросе об объективности построений исторической науки. Невозможность непосредственного взаимодействия историка и исследуемого им объекта может вызвать сомнения в объективности исторического знания. Многие историки вынуждены констатировать двойственное положение собственной науки. Этот факт демонстрируют различные учёные, например, П.В. Боярский , А. Я. Гуревич , В.Н. Сергеев и другие, которые, с одной стороны, говорят о том, что история имеет право претендовать на объективность, а с другой - не могут избежать оговорки о роли личности историка в воссоздании прошлого. Столь явное противоречие лишь подчеркивает неоднозначность концепта «историческая реконструкция» в современной науке.

В самом упрощенном виде процесс построения реконструкции базируется на взаимодействии двух полюсов - исторической аксиоматики и исторической гипотетики.

Аксиоматику, в свою очередь, тоже можно рассмотреть двояко:

· К аксиоматике можно отнести набор тех посылок, которые историком в процессе исследования воспринимаются как сами собой разумеющиеся, не подлежащие сомнению. Более того, сами по себе эти посылки историком, как правило, критически не разбираются, а иногда находятся как бы за пределами видимости. Наиболее очевидными составляющими аксиоматики являются, во-первых, те познавательные установки, которые диктуются историку научной традицией, парадигмой, конкретно-историческими условиями, в рамках которых он находится. Сюда входят общие представления о том, что такое история, каковы ее движущие силы, в чем суть исторического процесса и т. д. В большинстве прикладных исторических исследований эти вопросы выступают как опора для исследователя в изучении конкретной темы. Например, для сторонников марксистской традиции история представляет вполне определенный процесс с известными смыслом и целями. Для последователей психоистории прошлое преломляется иным образом и т. д.

· Второй элемент исторической аксиоматики - та сумма фактов, которой оперирует историческая наука. И если мы не говорим об открытии принципиально новых событий, правомерность очень многих известных науке фактов тоже под сомнение не ставится.

Таким образом, как пишет В.Н. Сергеев , аксиоматикой является то, что историк в процессе своего исследования не «видит», но то, на что он опирается и из чего исходит как из отправной точки.

Вторым элементом, присутствующим в процессе исторической реконструкции событий, является набор гипотез и предположений. Приступая к изучению предмета, историк выдвигает гипотезы, удостоверяет их фактами. Он использует набор методов и т. д. Один из ведущих мотивов всей деятельности историка ¬ претензия на то, что его исследование является достаточно точным воспроизведением того, каким на самом деле была изучаемая им часть прошлого. Речь идет о репрезентации (понимаемой как отражение) прошлого в исторической реконструкции. В противном случае исследование теряет всякий смысл. В процессе создания реконструкции гипотетическая часть постепенно утрачивает свой сослагательный статус, поскольку научные предположения либо отбрасываются как неподтвержденные, либо, наоборот, обретают роль удостоверенного знания, непротиворечащего аксиоматике, и в дальнейшем могут перейти в разряд аксиом. Таким образом, появляется историческая реконструкция как результат.

Следует подчеркнуть, что до сравнительно недавнего времени историческая реконструкция вообще не являлась научной проблемой. Она фактически сама была аксиомой любого исследования. Да и в настоящее время ситуация изменилась не столь значительно, несмотря на появление многообразия подходов, противоречащих «традиционному».

3. История развития реконструкции

Какие бы сложности в проведении исторических реконструкций не возникали, попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию и можно назвать ряд известных ученых, считавших их неотъемлемой и серьезной составляющей частью научного исследования. Считается, что в рамках исторической науки впервые к методу реконструкции и эксперимента обратился немецкий ученый Андреас Альберт Роде (1682-1724.), изготовивший и испытавший копию кремневого топора и его соотечественник Якоб фон Меллент (1659-1743), занимавшийся реконструкцией древней керамики Северной Германии. Кроме того, до этого периода метод эксперимента уже был хорошо известен, постоянно совершенствовался и, начиная с эпохи Возрождения, широко применялся такими известными учеными как, например, Леонардо да Винчи, Галилей, Коперник, Бэкон или Меркати. Об этом говорила Р.А. Малинова .

С середины XIX в. экспериментальные методы в археологии и истории постепенно занимают достаточно устойчивые позиции, и их используют как отдельные исследователи, так и целые группы специалистов-экспериментаторов. Как описывал В.И. Гуляев , в 1874 г. во время археологической конференции в Копенгагене демонстрируется деревянная постройка, срубленная при помощи каменных орудий. В этот же период Отто Тишлер и его коллеги экспериментально доказывают возможность сверления каменных изделий при помощи деревянного сверла и подсыпаемого под него песка. До этого считалось, что подобная технологическая операция возможна лишь при использовании металлических инструментов. Своего рода сенсацией стало первое экспериментальное плавание через Атлантический океан на судне "Викинг", представлявшем копию драккара из Гокстада (IX в., Норвегия). Корабль за 40 дней благополучно достиг берегов "Винланда". Таким образом уже в 1883 г. была сделана попытка экспериментально доказать возможность открытия Америки за долго до плавания Христофора Колумба.

В ХХ в. была открыта новая страница в развитии данного метода исторических исследований. В 1922 г. возникает принципиально новая форма археологического эксперимента, сочетающая в себе достижения всей системы исторических наук. Это описано в работе А.В. Коробейникова . Техника и методика реконструкции значительно усложнились, исследования приобрели комплексный характер, а участники экспериментов предпочитали использовать так называемые методики "погружения в историческую эпоху", "слияния с историей" и т.п. Так, например, в Швейцарии на берегах Боденского озера реконструируются поселения каменного и бронзового веков, где усилиями экспериментаторов воссоздается жизнь людей далекого прошлого. Сейчас на этом месте находится один из крупнейших швейцарских музеев под открытым небом. В Польше подобный центр возник в Бискупине, где с высокой степенью точности было реконструировано городище эпохи железа. Начиная с 1936 г., на территории этого поселения исследуются различные архаичные хозяйственные процессы, исследователи живут в древних домах, готовят пищу, охотятся и обрабатывают землю при помощи древних орудий труда. Даже сам распорядок дня и повседневное поведение людей в коллективе со временем подвергается значительным изменениям. Одним из основных условий чистоты подобных экспериментов является по возможности полное ограничение воздействия со стороны современной цивилизации. Получают широкое распространение и признание долгосрочные проекты, проводящиеся на протяжении месяцев и даже лет. Многие добровольцы, по собственной воле оказавшиеся в той или иной "исторической эпохе", позже отмечали, что уже очень скоро они ощущали, как спадает "короста современной цивилизации" и пропадают различные порожденные ей мнимые ценности, в результате чего человек начинает гораздо лучше понимать себя, окружающих его близких людей и свое место в природе.

Новый мощный толчок к развитию экспериментальная археология получает в 50-е годы в СССР, где в рамках школы выдающегося ленинградского археолога С.А.Семенова разрабатываются новые методы научных исследований. В результате на свет появляется оригинальная методика определения и изучения функций орудий труда по характеру следов работы (трассеологический метод), благодаря которой, например, было доказано, что древние каменные топоры использовались для обработки древесины (это мнение подтверждалось и этнографами, изучавшими изолированные этнические группы папуасов Новой Гвинеи в ХIХ - ХХ вв.), а не для перекапывания земли, как считал немецкий археолог Бурхард Брентьес. При этом экспериментально было установлено, что эффективность рубки леса репликами каменных топоров всего в 3-4 раза ниже, чем при выполнении аналогичной работы современными топорами, сделанными из железа. Если же принять во внимание, что для древнего человека подобное занятие было вполне привычным, а экспериментаторы испытывали явное неудобство в работе, то разница в скорости рубки деревьев значительно уменьшается.

Всплеск общественного интереса к экспериментальным методам исторических исследований был тесно связан с именем отважного норвежского исследователя, путешественника и популяризатора методов исторической реконструкции Тура Хейердала, совершившего сенсационную экспедицию на бальсовом плоту "Кон-Тики" в 1947г. Он был построен на основании старинных испанских описаний плотов инков. Вслед за этим последовали плавания на камышовых судах "Ра I" и "Ра II", сконструированных на основе древнеегипетских изображений и копии тростниковой лодки шумеров, названной "Тигрис". В результате ряда серьезных исследований ему удалось сформулировать проблему и доказать необходимость комплексного и всестороннего исследования культурно-исторического значения Мирового Океана в истории человечества. Вслед за Хейердалом последовало множество исследователей, совершивших не менее важные и рискованные эксперименты. Следует отметить экспедиции на плотах "Таити-Нуи I-II", совершенных под руководством Эрика де Бишопа в 1956-1958 гг. (предполагаемый маршрут древних полинезийцев к побережью Южной Америки и обратно) и, конечно же, плавание Тимоти Северина на "Брендане". На основе исторических документов был разработан маршрут, проходящий через Исландию на Ньюфаундленд. В результате тщательного анализа ряда источников и последующей сложной комплексной историко-этнографической реконструкции удалось сделать реплику ирландской кожаной лодки VI в. Специально был подготовлен каркас из ясеня, льняные нитки ручной пряжи; кожа для оболочки судна пропитывалась особым дубовым экстрактом и смазывалась животным воском. Следуя логике исторического эксперимента, команда "Брендана" полностью отказалась от современных мореходных приборов, тем самым пытаясь достигнуть максимальной достоверности полученных данных. По свидетельству участников экспедиции, лодка показала отличные мореходные качества, кожаная оболочка корпуса постепенно огрубела, стала весьма прочной и не пропускала воды. Эксперимент проходил в условиях весьма близких к тем, в которых оказался аббат Брендан и 17 ирландских монахов 14 столетий назад и увенчался успехом. В настоящее время подобный вид реконструкции стал одним из наиболее распространенных и просторы Мирового Океана бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки и сотни других древних плавсредств.

4. Современное состояние исторической реконструкции

Со временем исторические эксперименты начинают привлекать к себе внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии (в первую очередь исследователей психологии группового поведения), экологии и ряда других наук. Таким образом уже сам процесс исторической реконструкции и участники различных экспериментов становятся объектом исследования. Другой отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и вузов. Более того, весьма часто они выступают в роли своеобразных координационных центров (например, Культурный центр "Лайкакота" в Боливии (Ла-Пас) или же "Норск Фольке музеум" и "Лилленхаммер" в Норвегии) в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической реконструкции более низкого ранга. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре (Дания). В 1972г. примеру датских коллег последовали английские археологи и в 24 км к северу от Портсмута в графстве Гэмпшир на холме Батсер возникло кельтское поселение эпохи раннего железа, где уже на протяжении нескольких десятков лет проводятся уникальные исследования в области сельскохозяйственной деятельности древних кельтов. Кроме этого группа английских исследователей занимается выведением новых видов домашнего скота путем обратного скрещивания, а также сельскохозяйственных культур и ведет постоянные записи ежедневных погодных условий, производя их сравнение с доступными палеоклиматическими данными. Крупнейшим немецким центром исторической реконструкции является комплекс германских и славянских поселений XIII в. в Дюппеле, где усилиями десятков экспериментаторов под руководством Адриана фон Мюллера воссоздается крестьянская жизнь эпохи средневековья. Экспериментаторы разводят овец, выращивают хлеб, изготавливают керамические изделия и разнообразную деревянную утварь, живут на основе натурального хозяйства. Вместе с тем представители центра в Дюппеле проводят постоянную работу по популяризации экспериментальной археологии и этнографии в школах, вузах и через средства массовой информации.

В США различные центры историко-этнографической реконструкции обычно тесно связаны с системой национальных парков, на территории которых помимо экологических, географических и биологических исследований проводятся также исторические эксперименты по жизни американских индейцев доколониального периода или первых колонистов XVI-XVIII вв. Кроме специалистов в области исторической реконструкции к подобной работе активно привлекаются представители коренного населения Америки, все еще сохраняющие память о традиционных формах ведения хозяйства, некоторых народных ремеслах, а также богатейшей духовной культуре своих предков. Подобная ситуация отмечается и в других странах, где для сотрудничества с центрами историко-этнографической реконструкции и музеями под открытым небом в первую очередь приглашаются люди, в определенной степени сохраняющие традиционную для своего народа культуру. Их практический опыт часто оказывает неоценимую помощь экспериментаторам в работе. В частности, еще в 1987 г. в Норвегии прошло совещание в рамках Международного движения за новое музееведение, на котором были выработаны следующие установки. Во-первых, стараться отражать в экспозициях не только быт, но и функции различных предметов, а также процессы и явления, характеризующие народную культуру. Во-вторых, серьезной и перспективной задачей является моделирование культурного ландшафта, содержание домашних животных, возрождение традиционных ремесел и народного прикладного искусства с целью "оживления" музейных экспозиций. Все это, по мнению одного докладчика, должно пробуждать в посетителях музеев искренний и глубокий интерес к истории, т.к. не секрет, что многие при виде, например, прялки совершенно не представляют себе сам процесс прядения. Это в равной степени относится к большинству традиционных ремесел, технике сельскохозяйственных работ, народным праздникам, фольклору и т.д. К сожалению, у большинства современных людей сформированы весьма приблизительные и искаженные представления об истории, а экспозиции ряда музеев, представляющие собой тематические наборы предметов с кратким описанием их происхождения и основных функций, по отмеченным выше причинам, не удовлетворяют в полной мере запросам рядового посетителя. Гораздо более сильное впечатление оставляют экспозиции музеев под открытым небом, где на фоне реконструированного культурного ландшафта можно стать свидетелем событий, которые вполне могли бы происходить в далеком прошлом. Вместе с тем подобный подход требует значительных финансовых затрат и весьма серьезного подхода к процессу и результатам реконструкции со стороны специалистов в этой области. Тем не менее за последнее время в этой области музееведения отмечается прогресс и возникает ряд историко-этнографических и археологических музеев, специализирующихся на различных видах реконструкции. Данное направление, развивающееся в рамках Международного совета музеев, получает общественное признание и всестороннюю поддержку во многих странах мира.

5.1 Любительское направление

Как уже отмечалось, современные центры исторической реконструкции не ограничиваются исключительно научной деятельностью. В них активно ведется музейная работа, проводятся общеобразовательные лекции и семинары, устраиваются так называемые "экскурсии в прошлое". Для желающих специально представлена возможность пройти различные курсы (для большинства центров характерно обучение ведению различных сельскохозяйственных работ, охоте, ткацкому делу, ковке металлов, производству керамики и некоторым другим ремеслам в зависимости от специфики реконструкции). Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются на практике. Кроме общеобразовательных курсов, доступных всем желающим, предусмотрены специальные углубленные занятия для учителей, студентов и научных работников, желающих повысить свою профессиональную подготовку. Некоторые слушатели специальных курсов со временем открывают собственные клубы и центры. По свидетельству многих, проходящих обучение в подобных центрах, они не являлись посторонними наблюдателями, а буквально жили историей. В результате формируется совершенно особое ощущение истории, основанное на собственном практическом опыте. Это состояние человека, оказавшегося участником исторического эксперимента, отлично охарактеризовал один экспериментатор из Лейре: "можно прочитать сотни исторических книг и считать, что ты понял как жили твои далекие предки, но настоящее понимание придет лишь тогда, когда вскопав землю плугом, и посадив семена, ты осознаешь, что твоя дальнейшая жизнь зависит от урожая, а от качества только что изготовленной одежды то, замерзнешь ли ты зимой или нет...".

5.2 Научное и музейно-образовательное направления

В связи с рассматриваемой темой, необходимо указать еще на одно широко распространенное направление исторической реконструкции, получившее толчок к развитию несколько десятков лет назад и со временем трансформировавшееся в мощное интернациональное движение. Самые известные и наиболее крупные ассоциации исторической реконструкции, существующие в настоящее время и объединяющие десятки и даже сотни более мелких однотипных организаций (военно-исторические, историко-этнографические клубы, фольклорные коллективы, культурные общества и т.д.), были основаны еще в 70-х годах. Большинство из них на данный момент уже прошли любительский уровень развития и превратились в крупные коммерческие организации, тесно сотрудничающие с шоу-бизнесом. При участии клубов исторической реконструкции снимается большинство современных художественных и научно-популярных исторических фильмов, устраиваются рыцарские турниры, проводятся знаменитые сражения древности, отмечаются праздники, пришедшие к нам из далекого прошлого. Кроме того, клубы ведут серьезные экспериментальные исследования, просветительскую и общеобразовательную работу. Среди всего многообразия направлений реконструкции в среде любительских и полу-профессиональных клубов особенно выделяются общества "индейцев-традиционалистов", " древних кельтов", "скандинавов эпохи викингов", "древних римлян" и некоторые другие организации.

Если рассматривать возникновение и функционирование клубов исторической реконструкции как своеобразное социальное явление, то они представляют несомненный интерес для этнологов, социологов и психологов. Необходимо отметить, что многие из них возникли на волне интереса к национальной культуре и истории отечества и со временем влились в радикальные националистические движения, при этом резко изменив свои изначальные цели и методы работы. Другие со временем превратились в солидные религиозные организации (например, многие современные неоязыческие секты в прошлом являлись культурными обществами или же клубами реконструкции). И, наконец, ряд клубов остался в стороне от политической и религиозной деятельности, и до сих пор продолжает заниматься исключительно различными формами исторической реконструкции.

В рамках любого клуба формируются определенные культурные традиции (обычаи, характер одежды, особые фольклорные произведения, этикет, вид субординации в рамках организации и т.п.), передающиеся от старших и более опытных членов к молодым, вырабатывается специфический стиль взаимоотношений, свод правил и законов, выполняющих регулирующие функции в коллективе. Со временем возникает оригинальный сплав из отдельных реконструированных элементов традиционной материальной и духовной культуры и различных инноваций, продиктованных современной социокультурной средой. Таким образом формируется специфическая субкультура, характерная именно для клубов исторической реконструкции. У большинства членов подобных организаций отмечаются значительные изменения в мировоззрении и самоидентификации, а некоторые из них открыто противопоставляют себя обществу (например, " иногда мне кажется, я родился на 10 столетий позже, в душе я ощущаю себя викингом, а здесь все чужое!", или так - " я всегда чувствовала особую внутреннюю связь с Южной Калифорнией, а теперь поняла, что мое место именно среди индейцев Северной Америки" и т.п.). Особенно остро это ощущается в среде тех обществ, которые сознательно живут в относительно изолированных условиях (например, многие алтайские группы "индейцев-традиционалистов") и значительно ограничивают поступление новых членов.

6. Виды исторических реконструкций

6.1 «Живая история»

исторический реконструкция научный турнир

«Живая история» -- разновидность реконструкции, находящаяся на пересечении таких исторических дисциплин, как экспериментальная археология и «музейная педагогика».

Живая история -- это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах.

Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки.

Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. Всё это уже было упомянуто и более подробно описано выше. Важно отметить, что данные реконструкции воссоздают именно быт мирного времени людей той или иной эпохи (см. пример на рис. 1 в приложении).

6.2 Турниры (бугурты, или сражения)

Турниры (бугурты, или сражения) -- сутью этого вида является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения (см. пример на рис. 2 в приложении).

7. Наиболее популярные эпохи исторических реконструкций

В плане периодизации исторические реконструкции охватывают практически все достоверно известные нам эпохи человеческой истории:

· Античность;

· Раннее Средневековье, (VII--XI век);

· Высокое Средневековье (XII--XIII века);

· Позднее Средневековье (XIV--XV века);

· Новое время (XVI--XVII века);

· Наполеоника;

· Первая мировая война;

· Вторая мировая война;

· Холодная война (военные конфликты 1946--1991).

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Заключение

Таким образом, хотя историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление, и, кроме того, традиционное, устоявшееся понимание исторической реконструкции подвергается на современном этапе достаточно существенным изменениям, ещё и учитывая её особенности и сложности как научной деятельности, в ней можно выделить три принципиально различных направления (научное, музейно-образовательное и любительское), отличающихся по отношению к целям работы и подходу к самому процессу реконструкции. Историческая реконструкция всячески развивается, совершенствуется и является весьма актуальной на данный момент. Любое из её направлений имеет право на существование и заслуживает отдельного исследования. При этом в большей степени это относится именно к любительской форме исторической реконструкции, ставшей в последнее время достаточно популярной и интересной весьма широкой публике, как к своеобразному социо-культурному явлению, в равной степени интересному для социологов, этнологов, психологов и ряда других ученых, занимающихся проблемами современного общества.

Список использованной литературы

1. Гуревич, А.Я. Территория историка. / А.Я. Гуревич. М., 2005.

2. Боярский, П.В. Введение в памятниковедение. / П.В. Боярский. М., 1990.

3. Гуляев, В.И. Доколумбовы плавания в Америку. / В.И. Гуляев. М., 1991.

4. Боярский, П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика. /П.В. Боярский. М., 1990.

5. Малинова, Р.А. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. / Р.А. Малинова, Я.К. Малина. М., 1988.

6. Семёнов, С.А. Изучение следов работ на каменных орудиях. / С.А. Семёнов. Л., 1940.

7. Семёнов, С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. М.-Л., 1963.

8. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования. / И.Д. Ковальченко. М., 1987. - [Электронный ресурс] - http://orel721.rsl.ru/pdf/600000108.pdf - Дата обращения: 11.11.2011.

9. Сергеев, В.Н. К вопросу о статусе концепта "историческая реконструкция". / В.Н. Сергеев. М.. 2005. [Электронный ресурс] - http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 11.11.2011.

10. Коробейников, А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В. Коробейников. М., 1990. - [Электронный ресурс] - http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 11.11.2011.

Приложение

рис. 1. Реконструкция быта Древней Руси.

рис 2. Сцена из реконструкции битвы под Берлином.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 08.06.2017

    Процесс воссоздания материальной и духовной культуры исторической эпохи с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Исследование реконструкторами исторических материалов об изготовлении оружия, предметов быта, артефактов.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Характеристика вооружения как исторического источника. Описание оружия воинов эпохи бронзы древних племен Западной Сибири. Анализ оружия воинов-кочевников Алтая. Особенности экспериментальной археологии и исторической реконструкции, их место в обществе.

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Русский пореформенный город второй половины XIX - начала XX в. как объект комплексной реконструкции в исторической урбанистике. Методика реконструкции социокультурной среды города: особенности использования источников, программное обеспечение, этапы работ

    реферат , добавлен 14.03.2012

    История Гражданской войны и Реконструкции в США. Переоценка деятельности радикальных республиканцев. Статьи профессора американской истории Г. Линдена. Голосование по вопросам о Юге, неграх и реконструкции. Исследование партийно-политических проблем.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Изучение истории движения сестер милосердия в западноевропейской и русской культурах. Реконструкция дневника сестры милосердия времен Крымской войны на основе ранее изученных воспоминаний Е.М. Бакуниной. Создание исторической реконструкции её костюма.

    реферат , добавлен 21.02.2016

    Историческая память граждан: понятие, сущность, структура. Современные направления изучения исторической памяти. Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Унификация исторического знания в 30-е годы ХХ в. Процесс политизации истории как науки. Влияние Сталина на историческую науку. Перестройка исторических учреждений и преподавания истории. Денационализация, тенденции фальсификации исторической реальности.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Изучение истории обнаружения и месторасположения древнего памятника Аркаима. Археологические исследования, раскопки и вещественные исторические источники. Описания жилых домов, мастерских и укреплений города. Реконструкции возможных жителей Аркаима.

    презентация , добавлен 20.01.2015

    Современная актуальность вопроса о точности исторических методов исследования и объективности выводов исторической науки, поднятого Ж. Боденом. Роль факторов природно-климатических условий для истории развития народов и их антропометрических признаков.

Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это — хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий — это только лишь развлечение или что-то еще? В данной статье мы попытались ответить на эти и другие вопросы, связанные с исторической реконструкцией.

Почему-то принято считать, что историческая реконструкция — это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именуемых себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так — корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее — то в античные времена. Хотя, конечно же, тогда это было вовсе не хобби, а скорее, профессия.

Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять — а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или материальную (впрочем, иногда и духовную) культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности.

Так вот, если реконструктор — это человек, воссоздающий события прошлого, то следует признать, что исторической реконструкцией занимались еще… в Древнем Риме. Как мы помним, римляне чрезвычайно любили гладиаторские бои. Так вот, время от времени эти состязания принимали вид сражений прошлого. Например, одну группу гладиаторов одевали как солдат Александра Македонского, другую — как персов Дария III Кодомана, и после этого они разыгрывали какой-нибудь эпизод из битвы при Гавгамелах.

Читайте также: Суперхобби: танки в масштабе 1:1

При этом бойцы старались следовать исторической правде во всех мелочах — отряды маневрировали так же, как и войска, участвовавшие в этой битве, предводители отрядов называли себя именами македонских и персидских полководцев и т.п. Так что подобное действо вполне можно считать военной реконструкцией. От современных аналогов оно отличалось лишь тем, что во время этой битвы бойцы умирали по-настоящему.

Итак, следует признать, что сначала появилась военная реконструкция, которая функционировала как элемент шоу (ибо бои гладиаторов были скорее древнеримскими шоу, нежели спортивными состязаниями). Позже, в эпоху Средневековья, она уже перестала быть столь кровавой, однако все-таки сохранилась. Во время всевозможных праздников при дворах монархов и аристократии часто разыгрывались фрагменты из битв прошлого, например, те же эпизоды сражений Александра Македонского.

Позже, с XVII-XVIII веков, начали возникать клубы любителей старины, которые стали прообразами объединений современных реконструкторов. Например, в Англии очень популярным увлечением была стрельба из средневекового "длинного" лука. Секретарь великого немецкого поэта Гете Иоганн Петер Эккерман писал, что: "Там (то есть в Англии. — Ред. ) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне — обычно это бывает уже под вечер — и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это все были рослые люди, и натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы".

Параллельно с этим развивалась и бытовая реконструкция, которая сначала была элементом городских карнавалов. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. А с начала XIX столетия в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью.

Пионерами этого движения следует считать двух шведов, Хенрика и Хьялмара Линги, которые, увлекаясь эпохой викингов, стремились точно воссоздавать не только оружие и доспехи этих бесстрашных воинов, но и домашнюю утварь той эпохи. Они ориентировались на сведения, полученные из скандинавских саг. Позже пример талантливых отца и сына вдохновил других любителей старины из Западной Европы, и изделия минувших эпох собственного изготовления на какое-то время стали чуть ли не обычным предметом интерьера.

В конце XIX века была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в Германии. По специальному распоряжению кайзеровского правительства, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий минувших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участники помогали историкам проводить некоторые исследования. Так, например, именно реконструкция битвы при Грюневальде помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения.

Опубликовано: 11.01.2018 Категория: Авторский очерк

На данный момент российское правительство так и не решило, чему посвятить наступивший год Желтой (Земляной) Собаки. А почему бы не приурочить его к такой замечательной вещи как «ожившая история». Ведь следующие 12 месяцев потрясут Отечество не только феноменом под названием «ЧМ мира 2018», но и другим – под именем «историческая реконструкция 2018». Ролевые мероприятия для многих россиян давно стали синонимом удачного отпуска. Разумеется, имеется в виду не только война, но и мирные занятия. Скорее, целый исторический комплекс. Да, история может оживать. Все в наших силах. В статье вы узнаете о фестивалях СНГ подробнее.

Что такое военно-историческая реконструкция

С 1979 года описываемое хобби – вид деятельности узкого круга лиц, увлеченных романтикой средневековых баталий, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Полномасштабно историческая реконструкция стала частью России лишь в 1990-е годы. Она касается восстановления (реконструкции) исторического комплекса, связанного с конкретным временем, конкретным местом и конкретным событием. В 90-х все начиналось не с исторических сражений, а с… фэнтезийных. Дело в том, что основным контингентом в организации такой акции, как фестиваль исторической реконструкции стали толкинисты, фанатеющие от мира, созданного английским писателем Д. Толкином. Некоторые из них до сих пор живут исключительно Средиземьем, часто разговаривая друг с другом на языке хоббитов или эльфов. Хотя большинство их идейных последователей переключились на Вестерос, созданный умами сценаристов «Игры престолов». «Ролевики» уже имели опыт «оживления» событий, хотя и не исторических. Они создавали костюмы, оружие, крепости и частоколы, писали постановочные сценарии.

Остается добавить, что за рубежом «воскрешение истории» (также как и все связанные с ней забавы) вошло в обиход значительных масс населения намного раньше. Дело в том, что процесс этот был прочно связан с общественным движением living history («живая история»), родившимся еще в середине прошлого столетия. На данный момент течение «переродилось» в некоторую разновидность школьных уроков, средневековые фестивали (в эпоху Средневековья многие города Запада были отдельными государствами – ныне население выносит на улицы их гербы), а также работу скансенов – музеев под открытым небом. Их работники полностью восстанавливают исторический комплекс определенной эпохи и связанные с ним традиции определенного этноса (костюм, орудия труда, архитектуру, быт, оружие и ритуалы). Фактически старинная жизнь предстает перед зрителем (учеником урока истории) во всех своих подробностях.

Итак, у нас тоже появились такое понятие как клуб исторической реконструкции (КИР). А совместная деятельность данных объединений энтузиастов (из разных уголков государства) соответственно «родила» глобальный интерактивный перфоманс, который принято именовать фестиваль исторической реконструкции (ФИР). Сейчас это – нечто значительнее того, что толкинисты 90-х называли «сделать игрушку». На фестиваль, как правило, съезжаются сразу несколько организаций «исторических ролевиков». Причем определенное событие стараются воссоздать в локации, где оно имело место быть.

Крупнейшие фестивали исторической реконструкции 2018

На просторах СНГ (в сотнях его городов и сельских поселений) регулярно проходят зрелища в рамках различных ФИР. Однако тысячи участников и зрителей, а также десятки журналистов собирает не каждый из них. В номинацию «крупнейший фестиваль исторической реконструкции» попали « » – глобальное действо, ежегодно происходящее в разных уголках Большой Москвы. Зародилось оно еще в 2011 году – в парке «Коломенское», имея целью представить широкой общественности события на Руси 9-11 веков. Однако в следующие годы оно обратилась к более поздним страницам биографии нашего Отечества, и не только нашего. В теущем году мероприятие придет под именем «Времена и эпохи. Собрание». Москва собирается удивить россиян и гостей ЧМ из других стран своеобразной машиной времени. С 12 по 23 июня на разных площадках соберется население разных стран и столетий, удивляя зевак своим облачением, ремеслом, блюдами, танцами и песнями! С «Временами» соперничает (по известности и вовлеченности людей) только «День Бородина» (о нем будет ниже).

Особую популярность имеют и так называемые средневековые фестивали. Часть мероприятий (в том числе эпизод регаты исторических судов) пройдет в рамках уже указанного зрелища «Времена и эпохи. Собрание». Об остальных расскажем ниже.

Древняя Русь и эпоха викингов

Средневековые фестивали в РФ имеют хронологическую рамку восстанавливаемых событий, начинающуюся с 9 века. Дело в том, что это столетие стало судьбоносным в истории восточнославянских народов. Имела место попытка их объединения в единое государство. Одновременно данное столетие являлось расцветом походов викингов.

В разных областях России 9 век стал основной тематикой деятельности исторических клубов. В этом году у таких объединений есть новый повод для встречи – «Русборг 2018» (он соберет почитателей первых русичей в мае, место пока неизвестно). «Русборг» «достает» из тьмы веков военные кампании, происходившие на территории нынешнего Северо-Западного федерального округа Российской Федерации – в 9-11 столетиях.

«Ладейное поле» и «Абалакское поле» – ФИРы, имеющие свою «изюминку». Их участники вынуждены передвигаться на больших деревянных лодках – ладьях, кноррах или драккарах. В новом году на «Ладейном поле» в качестве места действия будет выбрана Волга под Ярославлем. Планируется сплав (кое-где со стоянками) до самой Казани. Сибирский «Абалак» на 7-8 июля второй раз приглашает всех в Тобольск. Очередной сюжет этих «Полей» – морские бои с участием русичей, викингов, финских и балтских лучников, а также воинские состязания.

Последнее событие, о котором стоит упомянуть в данной связи – «Былинный берег». На этом «слете» не берется в расчет определенное событие. Это – серия бугуртов (полевых командных схваток), иллюстрирующих непростые отношения Киевской Руси со Скандинавией и другими соседями. Брендом фестиваля (помимо общих для таких мероприятий турниров на мечах и соревнований лучников) является состязание суличников (сулица – маховое оружие, имеющее сходство с булавой, отличается от нее конструкцией насадки). Новым былинным берегом 27-29 июля станет берег Волги у деревни Топорок (сельское поселение Федоровка, Кимрский район Тверской области).

Средневековые фестивали 2018

Мы всегда предрасположены к чему-то наиболее впечатляющему – к устрашающим железным доспехам, к лязгающим о них большим мечам или секирам, к сентиментально повязанному на копье рыцаря дамскому платочку... Через несколько месяцев все это снова повторится в разных русских городах! Средневековые фестивали 2018 это:

  • «Поле Куликово» (пройдет 13-16 сентября близ тульской деревни Татинка);
  • «Рыцарский турнир Святого Георгия» (прогремит с 30 апреля по 2 мая в Москве);
  • «Наследие веков» (конец июня, Беларусь);
  • «Рыцарский фест Мстиславля» (июль, Беларусь);
  • «Битва четырех эпох» (июль, парк «Сула», Беларусь);
  • «Генуэзский шлем» (Судак, август).

Начнем с «Поля Куликова». Это довольно популярная историческая реконструкция. 2018 год на Красном холме снова обещает нам грандиозные стычки и состязания лучников. Берег Дона у Татинки – место переправы войск Д. Донского перед битвой.

Схватки на мечах, свистящие стрелы – именно этим интригуют туристов средневековые фестивали. 2018-й год станет временем проведения нескольких «интерактивных спектаклей, связанных с Западной Европой. А большая часть из них будет посвящена не придворным балам, а полюбившимся людям нашей планеты рыцарским турнирам, а также полевым сражениям в полной экипировке. В среде самих участников последняя идиома больше употребляется в форме французского оригинала – «новое рождение» масштабной битвы называют словом «бугурт». Бугурты пройдут и на «Поле Куликовом», и на «Рыцарском турнире Святого Георгия» (в парке «Коломенское»). Приходите заранее.

Средневековые фестивали «Наследие веков», «Рыцарский фест Мстиславля» и «Битва четырех эпох» – яркое воплощение коллективных проектов исторических клубов России и Беларуси. Как всегда мероприятия пройдут на территории последнего из указанных государств. В последних числах июня замковый комплекс Мир (Гродненская область) станет местом слета средневековых музыкантов, конных удальцов и всяких рыцарей («Наследие веков»). В Мстиславле (Гродненская область) и в парке «Сула» любители средневековой культуры соберутся уже в июле. Три акции во всей красе покажут рыцарей-шляхтичей, «крылатых» гусаров Речи Посполитой, жалмеров, мушкетеров из стран Западной Европы, стрельцов и казаков. Фоном для фестиваля послужат старинные замки.

Очередное шоу с выбиванием противника из седла огромным копьем, боем на мечах и соревнованием лучников готовит нам летний Крым. Традиционно в августе в генуэзской крепости (той, которая находится в одном из прибрежных кварталов Судака) горожан и гостей города собирает «Генуэзский шлем» – фестиваль, вошедший в пятерку лучших рыцарских зрелищ Европы! Сюда съезжаются реконструкторы-медиевисты со всех стран.

Наполеоновские войны

В отличие от понятия «средневековые фестивали» концепция иных ролевых зрелищ не предполагает турниров. Здесь больше задействованы штурмы оборонительных сооружений, атаки, восстановление некоторых обстоятельств позиционной войны.

Историческая реконструкция более позднего времени традиционно (по вполне понятным причинам) имеет более расширенный состав участников. Ярким примером таковой служит «День Бородина» – реконструкция решающих этапов Отечественной войны на территории нынешних Калужской, Московской и Смоленской областей в 1812 году. В сентябре в заповедник «Бородинское поле» стекутся соотечественники со всей РФ.

Однако в наступающем году в центре внимания реконструкторов окажется и Краснинское сражение. У сегодняшнего поселка Красный русские бились с французами 4 дня и победили неприятеля. Все произойдет снова – у речки Лосьмины (на дороге Смоленск-Красный). Кстати, помимо россиян, в битве примут участие клубы из Беларуси.

В самой Беларуси войну 1812 года традиционно почтут масштабным действом «Березина». Под городом Борисовом, у Страхова леса (где найдены навершие знамени одного из русских полков и солдатский складень) пройдут костюмированные мемориальные церемонии, а также реконструкция одного их эпизодов преследования отступающих наполеоновских частей. Событие пройдет в конце ноября – к самой дате.

Реконструкции ВОВ

Крупный фестиваль исторической реконструкции, связанный, в том числе, и с Великой Отечественной войной, как всегда пройдет в Севастополе. На этот раз – 15-16 сентября. Акция, в рамках которой восстановят несколько эпизодов обороны города, носит название «Крымский военно-исторический фестиваль». Его открытие состоится на Историческом бульваре, который проложен на территории оборонительных сооружений 1-й Обороны. Кстати, фестиваль воскресит и события предшествующих эпох, связанные с этим местом.

2 февраля вся страна еще раз отметит Сталинградскую Победу. В этот день в городе-герое Волгограде помимо церемонии возложения венков и цветов к Вечному огню состоится и военно-историческая реконструкция. Одно из сражений Сталинградской битвы (прорыв советской 64-й армии уже реконструировано в Кировском районе города – 21 октября).

9 декабря на набережной реки Быстрая Сосна (город Елец) войска Юго-Западного фронта вновь «оживут», чтобы провести наступление первой половины декабря 1941 года. Жители этого города были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Яркая историческая реконструкция планируется к проведению на юге Воронежской области. 14 января под городком Россошь будут показаны подробности освобождения этого населенного пункта от гитлеровцев. Бои разгорятся в пойме Черной Калитвы. В них примут участие жители Воронежской, Белгородской, Ростовской, Волгоградской и Московской областей, а также исторические реконструкторы из Италии (в «роли» захороненных здесь соотечественников, воевавших на стороне Третьего Рейха). Зрители пообщаются с участниками реконструкции, краеведами, историками, увидят старую технику. Главная особенность – масштабное применение пиротехнических средств.

Клубы исторической реконструкции России

Обычно руководители творческих объединений, «оживляющих историю» – люди, так или иначе связанные с историей (занятые летом на раскопках, а в другое время – профессиональной деятельностью в вузах). Но есть много исключений. Ведь знание прошлого (не только российского) входит сейчас в моду. Члены КИР собираются в выделенных им помещениях для изготовления (или сбора) аутентичных «своей» эпохе предметов быта или костюмов. Они посещают уроки исторического фехтования или стрельбы (если организация реконструирует комплекс Нового или Новейшего времени). Участники реконструкций имеют даже возможность заработать. Они способны украсить «боевкой» или «церемониалом» связанное с «их» темой торжество. Реконструкторы часто снимаются в документальном (а сегодня чаще в художественном) кино, посвященном «делам давно минувших лет». КИР объединяют людей всех возрастов и профессий.

Теперь вы знаете, чему еще можно посвятить год 2018. Историческая реконструкция ждет вас и в качестве зрителя, и (по желанию) – в качестве участника. Ведущие КИР, как правило, имеют свой сетевой ресурс, где обозначена сумма взноса, выкройки исторических костюмов и место сбора. Там же можно получить много другой полезной для начинающего реконструктора информации. Нам очень польстит, если после прочтения этого обзора хоть один из читателей лично запишется в клуб исторической реконструкции. Посмотрите вокруг и поймете: сделать это не поздно в любом возрасте.

1

Исторические события, как правило,давно прошли. Но благодаря энтузиастам, которые участвуют в реконструкциях этих событий, ощутить сопричастность к этим событиям может каждый.

Актёры воссоздают события венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия. На снимке: венгерский гусар-гонвед.

Сражение мальтийцев и наполеоновской армии под Валлеттой. На снимке: солдат мальтийской гвардии стреляет из мушкета.

Мужчина в костюме воина-самурая, во время реконструкции битвы Каванакадзима, которая произошла в середине 16 века, в Fuefuki префектуры Яманаси северо-востоку от Токио, Япония.

Та же реконструкция.

Актёр стреляет из огнестрельного оружия в реконструкции битвы Каванакадзима.

Реконструкция римских игр в Ниме на юге Франции. В этом городе, во времена Рима существовал амфитеатр, на котором происходили гладиаторские бои и сражения людей с дикими животными.

Группа людей в костюмах древних римлян празднует праздник рождения Рима.

Средневековый рыцарский турнир, воссоздают актёры в дворце Eltham 16 июня 2013 года в Eltham, Англия.

Реконструкция событий, перехода армии Вашингтона через реку Делавэр, покрытую ледяными полями, чтобы совершить нападение на лагерь англичан в ночь с 25 на 26 декабря 1776 года.

Гоминьдановский самолёт взрывается во время реконструкции обороны Яньань в северо-западной провинции Шэньси в Китае, где проходила вооружённая борьба между войсками Мао и войскам Гоминьдана. Китай.

Реконструкция Китайско-Японской войны, в рамках которой, японский солдат издевается над китайским крестьянином. В провинции Шаньси, Китай.

События венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия.

Актеры в масках скачут на лошадях, на фестивале «Cavalhadas», Бразилия. Этот фестиваль был впервые проведён, в 1800-х годах португальским священником и с тех пор стал ежегодной традицией. Он посвящен победе рыцарей над маврами.

Перед началом реконструкции битвы за Берлин.

Во время реконструкции знаменитой битвы Наполеона под Аустерлицем вблизи южно-моравского городка Славков, Чехия.

Актеры принимают участие в реконструкции битвы при Аустерлице, чтобы отметить свое 207-ю годовщину её проведения, недалеко от города Брно, Чешская Республика, 1 декабря 2012 года.

Праздник Прибытия в Тринидад и Тобаго.

Актёр в костюме самурая стреляет из лука на демонстрации боевых искусств в парке Сумида в Токио, Япония.

Человек в костюме солдата Австро-Венгерской армии на реконструкции посвящённой Первой мировой войне. Деревня Фундата. Румыния.

Участники отдыхают перед реконструкцией битвы при Аустерлице. Близ Брно, Чехия.

Дети принимают участие в макете военного парада в парке развлечений в Пхеньяне, Северная Корея, по случаю Международного дня защиты детей.

Реконструкция вторжения союзных войск на Мальту 3 июля 1943 года. Захват Мальты имел стратегическое значение для вторжения в Италию 3 сентября 1943 года.

Актеры принимают участие в реконструкции Крестного пути, в память о распятии Иисуса Христа, во время Страстной пятницы во время торжества Православной Церкви в Бухаресте, Румыния. 3 мая 2013 года.

Изображая сатану, заключенный Сезар Ривера Агилар участвует в реконструкции Страстей Христовых в Страстную пятницу в тюрьме Reclusorio Oriente в Мехико, Мексика.

Реконструкция распятия в Страстную пятницу в деревне Сан-Хуан, города Сан-Фернандо, к северу от Манилы, Филиппины.

Выстрел огромной пушки Армстронга в форте Ринелла, Валлетта, Мальта.

Военно-историческая реконструкция Битвы при Кербеле, во время фестиваля Ашура в шиитском районе Садр-Сити в Багдаде, Ирак, 30 ноября 2012 года. Фестиваль Ашура в память о мученической смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда в битве при Кербеле, Ирак, в 680 году.

Реконструкция Войны за независимость США. На снимке: британские солдаты. Нью-Джерси, США.

Реконструкция зверств и издевательств, которые проводили в 70-х годах прошлого века «красные кхмеры». Ежегодно в Камбодже проводится «День Гнева», в рамках которого вспоминают зверства этого режима и посещают места массовых захоронений его жертв.

Люди, одетые в историческую форму императорской русской и французской армии принимают участие в инсценировке сражения 1812 года на Березине, в ознаменование 200-летия битвы, недалеко от деревни Bryli, около 115 км (71 милях) к востоку от Минска, 24 ноября 2012 года. Сражение между атакующей русской армии и отступающей армии Наполеона закончилась победой России и тяжелыми потерями для французов.

Инсценировка битвы за Берлин.

Историческая реконструкция битвы при Гастингсе, между саксонами и норманнами, Англия в 1066 года.

Актёры в костюмах норманнских солдат, в реконструкции битвы при Гастингсе.

Обязательный атрибут исторических реконструкций: переносные туалеты. Страшно представить, чем бы закончился сбор такого множества народа не будь их.