Основные свойства и закономерности ощущений в психологии. Закономерности ощущений

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

36. Закономерности ощущений

36. Закономерности ощущений

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии . Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии .

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

автора Резепов Ильдар Шамильевич

35. Виды ощущений Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

автора Теплов Б. М.

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

автора Лурия Александр Романович

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Систематическая классификация ощущений Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные.Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

Из книги Самогипноз автора Алман Брайан М

18. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ Боль, как сигнал тревоги, предупреждает нас об опасности. Острая боль говорит о повреждении тканей, и мы начинаем искать ее источник. Важно пройти тщательное медицинское обследование и курс необходимого лечения. Но когда причина ясна,

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Расширение спектра ощущений во сне В одном из снов я добился самоконтроля. Решив усовершенствовать свое чувственное восприятие я и для этой цели выбрал велосипедную прогулку. Я жал на педали, вызывая у себя разные ощущения: Слышать! И слышал свое тяжелое дыхание. Обонять!

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

автора Автор неизвестен

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ВНИМАНИЕ

1. Внимание как особое свойство психики.

a. Понятие внимания, физиологические основы

b. Виды внимания

c. Свойства внимания

2. Понятие об ощущениях

a. Значение, физиологические основы

b. их классификация

c. свойства ощущений

d. закономерности ощущений.

3. Восприятие, его основные виды и свойства.

4. Память, её виды и процессы. Условия эффективного запоминания.

5. Мышление как высший познавательный процесс.

6. Понятие интеллекта.

7. Воображение, его основные функции.

a. Виды воображения.

b. Приёмы творческой деятельности и фантазии.

8. Понятие речи.

a. Речь и язык.

b. Функции речи.

c. Виды речевой деятельности.

1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно или продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Среди всех раздражителей человек выбирает наиболее существенные, значимые для него, и отвечает на них. Это отделение, упорядочение психической деятельности и составляет функцию особого свойства психики – внимания.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание не является особым психическим процессом, но оно включено во все остальные психические процессы и неотделимо от них, обеспечивает их успешную и четкую работу.

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание. Пассивное, не связанное с целями и намерениями человека. Этот вид внимания есть и у животных.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей и выработалось в результате трудовых усилий. Его основная функция – активное регулирование психических процессов.

Причины произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется у ребенка в общении с взрослым. Произвольное внимание тесно связано с речью. Вначале ребенок подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослых, затем – собственной речевой инструкции.

Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание, подобно произвольному, носит целенаправленный характер, требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит в работу», интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Свойства внимания

1. Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивости противоположна отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

2. Сосредоточенность (концентрация) внимания проявляется в удержании внимания на одном объекте или на одних действиях при отвлечении от всего остального (сосредоточиться на чтении интересной книги и не замечать ничего вокруг). Противоположным сосредоточенности свойством внимания является рассеянность – неспособность человека сосредотачиваться на чем-то определенном в течение длительного времени..

3. Распределение внимания – способность человека рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий. К примеру, Юлий Цезарь мог одновременно выполнить семь несвязанных друг с другом дел. Ученик пишет диктант, слушает учителя и списывает у товарища.

4. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (средний – 5-9 единиц информации).

Магическое число Миллера – 7+-2

5. Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта, одного вида деятельности на другой. (водитель автобуса переключает внимание с приборов на светофор, затем на дорожные знаки). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.

2. Отражение человеком воздействий окружающего мира происходит посредством познавательных психических процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Простейшим из них является ощущение.

Ощущение – чувственное отражение объективной действительности при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Благодаря ощущениям отражается отдельное чувственное качества предмета или создаются недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего.

Имеют огромное значение, поскольку связывают человека с внешним миром и являются основным источником информации о нем, условием психического развития.

Классификация ощущений .

1) По модальности: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

2) Систематическая классификация (по Шеррингтону):

  • Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от внутренних органов (ощущения боли, температурные, химического состава жидкостей и т.д.)
  • Проприоцептивные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, о положении опорно-двигательного аппарата, регулируют движения. Сюда же относят ощущение равновесия (рецепторы в каналах внутреннего уха).
  • Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой. Их подразделяют на:

- контактные , вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание);

- дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).

Б.Г. Ананьев выделял 11 видов ощущений.

Закономерности ощущений.

1) Пороги ощущений

Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определённой величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. Нижний и верхний абсолютный пороги ощущений характеризуют абсолютную чувствительность.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером.

Разностная чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется разностным порогом , или порогом различения .

Абсолютная и относительная чувствительность наших органов чувств не остаётся неизменной, она может меняться в довольно больших пределах. Пороги чувствительности различны у разных людей.

2) Адаптация -- изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Достаточно быстро адаптируются к изменению условий среды обонятельный и тактильный анализатор. К ряду раздражителей полной адаптации не наступает.

Различают полную и неполную адаптацию. Последняя может проявляться как повышение или понижение чувствительности.

3) Взаимодействие (взаимовлияние) ощущений.

Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Выделяют три вида взаимодействия ощущений: сенсибилизация, синестезия и контраст.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст – изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Суть контрастасостоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Для ощущений характерна компенсация . Нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств.

3. Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ.

Понятия «ощущения» и «восприятие» тесно связаны между собой, однако между ними существуют и коренные отличия. Основным отличием восприятия от ощущений является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира во всей совокупности его свойств.

Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Однако было бы ошибкой считать сводить восприятие к простой сумме отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие является очень сложным процессом, требующим аналитико-синтетической деятельности.

Восприятие всегда требует активного участия сознания.

Основные виды восприятия:

· По модальности (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое).

· В зависимости от воспринимаемого объекта :

- восприятие пространства - восприятие времени, восприятие движения

По характеру произвольности:

Произвольное и непроизвольное

Рассмотрим свойства восприятия.

1) Предметность проявляется в том, что объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Наиболее ярко это проявляется при выделении фигуры из фона. Данное свойство означает адекватность, т.е. соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

2) Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое.

3) Структурность – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

4) Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий.

5) Осмысленность (категориальность ) означает, что перцептивные образы (образы восприятия) всегда имеют для человека определённое смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять объект – значит мысленно отнести его к определённой группе, классу, обобщить в слово.

6) Активность (избирательность ) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании.

7) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений). Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете.

Память

4. Под памятью понимается запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание индивидом его опыта. Образы прошлого опыта называются представлениями .

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Таким образом, память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, взаимосвязанных между собой.

Виды памяти

Процессы памяти

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим или логическим. Определим условия, способствующие прочному и осмысленному запоминанию.

1) Цель, установка на запоминание. В процессе усвоения учебного материала его надо не только понять, но и запомнить. Необходимо сформировать установку на специальное заучивание учебного материала (причём заучивание надолго, а не «до экзамена»).

2) Выделение главных целей, и составление плана (через 9 дней забывается 43 % новой информации, с планом – 25 %).

3) Сравнение изучаемого предмета, явления с уже изученными, систематизация материала. Основное правило эффективного запоминания: для того, чтобы запоминать любой материал правильно и надёжно, необходимо его каким-то образом организовать: сгруппировать, классифицировать, схематизировать, найти ассоциации и т.д.

4) Интерес к изучаемому предмету, эмоциональный настрой (страх вредит запоминанию).

5) Самостоятельность выполняемой работы.

6) Повторение. После прочтения необходимо повторить, не заглядывая в учебник. Основные правила и понятия должны повторяться регулярно.

7) Смена видов деятельности.

Необходимо учитывать такие законы памяти, как фактор края и эффект Зейгарник. Фактор края: лучше запоминаются начало и конец. На середину оказывает торможение предыдущий материал (проактивное) и последующий (ретроактивное), она запоминается хуже. Эффект Зейгарник: нерешенные задачи запоминаются лучше, чем решенные.

Сохранение зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности), от условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной обработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Воспроизведение включает три формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека на основе личных впечатлений (представления памяти) или словесных описаний (представления воображения). Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов. Узнавание бывает различным по степени точности и полноты (наименьшая – чувство знакомости, полное узнавание – человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место знакомства).

Примером мнимого узнавания (“deja vu” – «уже видел» (фр.) может быть приезд в незнакомый город или новая ситуация, когда кажется, что это уже было. Подводят здесь ассоциации – похоже только кое-что, а создаётся впечатление, что все повторяется.

Собственно воспроизведение осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала. Воспроизвести труднее, чем узнать.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, произвольное требует волевых усилий.

Забывание имеет позитивные характеристики. На наш мозг падает огромное число впечатлений и, благодаря забыванию, не происходит его перегрузки, в первую очередь, неприятными впечатлениями, поскольку они забываются быстрее.

Существуют две формы забывания: обратимая и необратимая. Наибольшая потеря материала идет сразу же после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. На забывание влияют следующие факторы.

1) возраст (к примеру, кратковременная память улучшается с 5 до 11 лет, затем сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, с 30 до 70 может улучшаться или медленно ухудшаться);

2) неиспользование информации (это практически не касается двигательных навыков) и её характер (быстрее забывается материал непонятный, неинтересный, трудный или большой по объёму);

3) интерференция – смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими;

4) вытеснение (связано с чувствами; вытесняется неприятная информация);

5) реминесценция – отсроченное непроизвольное воспроизведение. Суть реминесценции в том, что забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Ей особенно подвержены молодые люди.

Процессы памяти взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

Мышление – высший познавательный процесс, обобщенное и опосредствованное отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление всегда связано с действием. Человек познает действительность, воздействует на нее и изменяет ее. Всякий мыслительный процесс по своему внутреннему строению является актом деятельности, направленным на решение определенной задачи, и включает ряд операций. Основой и критерием истинности мышления является практика.

Виды мышления. Существует несколько подходов к классификации видов мышления.

· По степени развернутости выделяют дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление – поэтапно развёрнутый процесс; интуитивное мышление протекает быстро, чётко выраженные этапы отсутствуют; создаётся впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение.

· По характеру решаемых задач Р.С. Немов выделяет теоретическое мышление и практическое мышление. Теоретическое мышление в свою очередь подразделяется на:

- понятийное мышление (связано с использованием понятий; задача решается в уме, не предпринимаются практические действия; используется в научных исследованиях теоретического характера);

- образное мышление (материалом являются образы, которые преобразуются в ходе решения задачи; преобладает в работе писателей, художников, артистов).

Практическое мышление включает:

- наглядно-образное (процесс мышления связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может; характерно для дошкольников и младших школьников; преобладает в работе людей «операторных» профессий);

- наглядно-действенное (представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами; характерно для людей массовых рабочих профессий).

В одной и той же деятельности представлены все виды мышления, однако один является доминирующим. По степени сложности, по интеллектуальным требованиям все виды мышления не уступают друг другу.

В процессе мыслительной деятельности человек познаёт мир с помощью особых умственных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации и систематизации.

Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Может быть практическим или теоретическим.

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Не сводится к простой сумме частей, не является механическим их соединением.

Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочерёдно выходят на первый план.

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками. Может быть многосторонним и односторонним, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование: должно проводиться в одном отношении.

Сравнение является основой понимания. Для глубокого и точного познания действительности важно уметь находить различия в сходных предметах и сходство в различных.

Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений. Сущность его – в упрощении действительности путём отвлечения от деталей, создании символов действительности. Примеры – абстрактные понятия длины, количества, стоимости. Сокращение количества информации путём абстрагирования способствует более быстрому осмыслению возникшей ситуации.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Используется в том случае, если высказанная мысль непонятна другим или необходимо показать проявление общего в единичном (просьба уточнить, привести пример).

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. Однако не всякое общее свойство может быть существенным для группы объектов (так, несмотря на наличие хвоста и плавников, кит–это не рыба!).

Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям (пример – классификация видов памяти).

Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов, объектов (а не отдельных объектов, как при классификации). Примером систематизации являются разделы «личность», «познавательные процессы» в общей психологии.

6. Мышление и интеллект – понятия, близкие по содержанию, однако не тождественные. Мышление – это процесс, «обдумывание», а интеллект – это способность.

Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Д.Векслер). Таким образом, интеллект связан со способностью адаптироваться к окружающей среде.

Виды интеллекта:

1) «Жидкий» и «кристаллический» интеллект (Р.Кеттелл). «Жидкий» интеллект – врождённый, потенциальный, лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. «Кристаллический» интеллект состоит из различных знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе жизненного опыта (= ум, мудрость).

2) Конкретный (практический) интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами (включает также ассоциативные способности, позволяющие использовать информацию, хранящуюся в памяти). Абстрактный интеллект (академический, когнитивные способности) позволяет оперировать словами и понятиями. Соотношение этих двух уровней интеллекта определяется наследственными факторами.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации в ситуации, которая характеризуется неопределенностью и является необходимым условием творческой деятельности.

Воображение выполняет следующие функции.

1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи .

2) Регулирование психофизиологических процессов и эмоциональных состояний. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. На силе воображения основана система лечения многих болезней (эффект плацебо).

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов, человек может использовать воображение, чтобы представить себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это т.н. идеомоторные акты . Правильное представление движения нередко используется спортсменами. Тренеры рекомендуют проделать вначале упражнение в уме. Такое «проигрывание» улучшает выполнение самого упражнения.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга.

3) Произвольная регуляция познавательных процессов . К примеру, человек, вызывая определённый образ, обращает внимание на нужные события – это способствует произвольному управлению познавательными процессами. Благодаря воображению становится возможной абстракция, складываются такие свойства восприятия, как целостность и константность.

4) Формирование внутреннего плана действий (способности выполнять действия в уме, манипулировать образами).

5) Планирование и программирование деятельности, антиципация (т.е. опережающее отражение, представление результата деятельности).

На познание и преобразование действительности направлена фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (мифы, сказки, фантастика и т.д.). Сущность образов фантазии – найти образное объяснение явлениям.

По степени выраженности активности выделяют два вида воображения: пассивное и активное.

Для пассивного воображения характерно создание образов без внешних побудителей, без определённого намерения.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грёзы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, например, в полудремотном состоянии, во сне. Наиболее показательным его проявлением является галлюцинация, при которой человек воспринимает несуществующий искусственный объект (черти, чудовища).

Активное воображение может быть воссоздающим (на основе услышанного и увиденного) и творческим. Воссоздающее воображение создает те или иные образы соответственно описанию (при чтении литературы, изучении географических карт, со слов других людей). Творческое воображение создает новые, оригинальные образы, идеи. Различия между творческим и воссоздающим воображением относительны.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта может быть реальной и нереальной. В первом случае она тождественна цели деятельности, человек отчетливо представляет себе ее содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей ее реализации.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

1) Агглютинация (склеивание) – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.Агглютинация “помогает” и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон).

2) Акцентирование – аналитический процесс создания образов. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь, выделяется и особо подчеркивается, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Позволяет выделить самое существенное в образе.

3) Прием акцентирования может распространяться на весь объект. Существует два способа: увеличить объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшить (литола). Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета: многорукий Будда, одноглазый циклоп.

3) Схематизация (синтетический путь). Представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (национальный орнамент, образы “итальянца”, “китайца” – обобщенные схемы).

4) Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов, процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). Тип – индивидуальный образ, в котором соединены в единое целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

Понятие речи. Речь и язык. Функции речи. Речевая деятельность представляет собой особую форму коммуникативной деятельности (деятельности общения). Слово связано со всеми проявлениями психики человека. Структура языка накладывает отпечаток на структуру восприятия (задача восприятия может ставиться словесно. Представления памяти вызываются словом и тесно с ним связаны. Связь речи с чувствами: словом можно ободрить или уязвить, возвысить или унизить человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мышление существует и выражается в слове.

Следует отличать язык от речи. Язык – строго норматизированная система средств общения, а речь – практическое применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь – это язык в действии.

Язык включает в себя слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. И.М. Сеченов отмечал, что у всех народов речь имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через грамматические построения специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается неизменной, а языковые средства ее выражения изменяются. В языке нет мыслей – это набор разнообразных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи определенная система языковых средств – в ней будет высказана мысль.

Язык – объективное явление жизни общества, он един для всего народа, речь индивидуальна, в ней выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми. Язык отражает психологию всего народа, причем не только ныне живущих людей, но и тех, что жили раньше и говорили на этом языке.

В общении человек пользуется незначительной частью языкового богатства (так, язык включает несколько сот тысяч слов, у великих писателей – от 10 тыс. до 20 тыс. слов). Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность (в криминалистике), диагностировать некоторые болезни.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Психология изучает не язык, а процесс его применения, т.е. речь.

Речь выполняет следующие функции.

1. Сигнификативная . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет или явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных, который выражает в звуках лишь эмоциональное состояние, но никогда не обозначает звуками определенных предметов. Слово позволяет «удваивать» мир, т.е. благодаря слову человек может произвольно вызывать образ соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Речь выступает как форма существования мысли.

2. Обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков. слово позволяет относить предметы к определенной категории, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям называется значением слова. Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. И слова (понятия), и предложение (суждения) имеют разную степень обобщения. Например, автобус – менее общее понятие, чем «транспорт».

Обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее декодирования учениками. Декодирование – перевод воспринятых речевых знаков в систему образов или менее обобщенных понятий. Чтобы понять «От метро вы доедете до нас любым видом транспорта», необходимо декодировать слово «транспорт» в понятия «автобус», «троллейбус», «трамвай».

3. Коммуникативная функция (речь как средство общения) включает в себя три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление (средство воздействия).

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление у воспринимающего.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благодушно настроен. Эмоционально-выразительные компоненты проступают в ритме, паузах, интонациях. модуляциях голоса (устная речь), в ритме и расстановке слов (письменная речь). Можно сказать, что чем речь выразительнее, тем больше она речь, а не только язык, ведь чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется сам говорящий, его лицо. Учитель должен через речь передавать свое отношение к знаниям и поступкам учеников (для учащихся важнее не то, что говорит учитель, а как он это говорит).

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль и на чувства, на сознание других людей. Макаренко писал, что он не считал себя мастером-педагогом, пока не научился произносить одно и то же выражение «Иди сюда» с 20 различными оттенками. Речь является средством общения в первую очередь потому, что служит средством воздействия.

Функции речи включены в единство, внутри которого они определяют и опосредуют друг друга. Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная – формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

9. Виды речевой деятельности. Итак, речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения посредством языка. Речь является действием, направленным на тех, к кому она обращена. Для того, чтобы речь стала сознательным действием, говорящий должен четко осознать цель и задачи, которые должна разрешить его речь. Необходим также учет условий, в которых речь осуществляется; т.е. характера предмета, о котором идет речь и особенностей аудитории. В зависимости от цели и условий человек строит свою речь, избирая тот или иной вид речевой деятельности.

Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов - вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., - а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание - это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции.

С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений- например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы - можно считать внешне-внутренними.

К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию . Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные - по насыщенности и цветовому тону вкусовые - по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким). Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.


Пространственнаялокализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

Закономерности ощущений:

1. Пороги ощущений . Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины, определенной силы. Наименьшая величина раздражителя, вызывающая мало заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше (min) величина порога, тем выше (max) чувствительность. Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет). Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между 2-мя раздражителями, которое вызывает еле заметное различие ощущений. Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе надо к первоначальной величине отнять или добавить – 0,33 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 0,1; для зрительных - 0,01 первоначальной величины; что касается обонятельных анализаторов - человек может почувствовать мускус, если его содержится 1/100000000 часть. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: тренированности; интересов; характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); мотивов, отношения к задаче.

2. Компенсация. В области ощущений и восприятий психико-целостная система. Это единство при полной, либо частичной потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: в сложившейся ситуации сохранившиеся органы как бы частично принимают на себя функции утраченных. У слепых обостряется осязание, слух, обоняние.

3.Адаптация. Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от слабых к сильным раздражителям чувствительность снижается; при переходе от сильных к слабым - повышается. Сильная адаптация наблюдается в температурных (термических), тактильных, обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в болевых ощущениях, слуховых.

4.Взаимодействие ощущений. Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – ослаблять или, наоборот, усиливать ее. Это явление называется сенсибилизация. Так, например, чувствительность зрительного анализатора можно стимулировать: слабыми музыкальными звуками (резкие сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

5. Синестезия. Синестезия (от греческого synáisthesis) – это одновременное ощущение, совместное чувство, состоящее в том, что под влиянием раздражения одного анализатора, характерного для другого анализатора ощущения, создается впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, при этом оно сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Наиболее распространены зрительно-слуховые синестезии, когда у субъекта при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Известно, что такой способностью, как способность цветного слуха обладали такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков.

Ощущения характеризуются качеством.

Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движения материи и в совокупности ощущения человека отражают многообразие существующего материального мира. Вместе с тем каждый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качественные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения - по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений.

Все ощущения возникают в результате воздействий соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные импульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения возбуждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека.

Несмотря на то, что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.

Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена.

Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоятельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств снижают чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волнение, утомление, опьянение и др.)- На чувствительность оказывают влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др.

Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствительности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявляется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чувствительность к восприятию отдельных энергий - экстрасенсорные ощущения.

Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек может ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.

Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности того или иного органа чувств.

Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой тренировки, уровнем развития, эмоциональными состояниями человека, состоянием его психического и физического здоровья, степенью сосредоточенности внимания на восприятии действительности, особенностями развития соответствующих структур головного мозга.

Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобразный характер ощущений человека объективной и вполне определенной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практического опыта человека, степени развития его анализаторов.

Одной из закономерностей процесса ощущения и работы органов чувств является адаптация - способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность. Адаптация может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности анализатора.

Общеизвестно, что если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темноте. Это объясняется тем, что под влиянием света чувствительность глаз была понижена и оказалась недостаточной для того, чтобы видеть в темноте. Однако через некоторое время человек привыкает к темноте и начинает различать дорогу, предметы, особенности местности: происходит адаптация органов зрения к темноте через повышение их чувствительности.

Анализаторы имеют свои возможности адаптации по скорости и диапазону. Наиболее быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и особенно зрительный. Так, для полной адаптации зрения к темноте необходимо до 40 минут.

Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направлениях:

  • - повышение чувствительности органов чувств, порога различения;
  • - притупление, снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя;
  • - полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков).

В психологии установлено, что один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от предыдущих ощущений. Так, например, предшествующие слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим более сильным раздражителям, а сильные, наоборот, уменьшают чувствительность к более слабым. Эта зависимость получила название явления контраста, которое важно учитывать при осуществлении наблюдения.

В ощущениях наблюдается и такое явление, как последовательные образы. Суть его в следующем: после прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе того или иного органа исчезает не сразу, и потому соответствующее ощущение некоторое время продолжает участвовать в регуляции поведения и действий человека.

Отдельные анализаторы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на их чувствительность. При этом чувствительность взаимодействующих анализаторов повышается при слабых раздражителях и снижается при сильных.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Например, слабые звуковые раздражители повышают зрительную чувствительность, раздражение глаза красным светом - чувствительность аппарата черно-белого зрения.

Чувствительность и другие качественные характеристики органов чувств существенно зависят от тренировок, упражняемости. При постоянно и систематически действующем анализаторе его чувствительность повышается, а при длительной сенсорной депривации, недостаточности, сенсорном голоде - снижается.

Знание специалистом закономерностей и других особенностей ощущений позволяет более квалифицированно решать профессиональные задачи, например, при работе в ночное время, при выполнении точных и тонких функций, при сборе информации о том или ином происшествии и т.п.

Мы даже не задумываемся о том, насколько важны в нашей жизни . Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими.

Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств.

Закономерности

Есть шесть основных закономерностей ощущений:

  • порог чувствительности;
  • адаптация;
  • контраст;
  • взаимодействие;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

1. Порог чувствительности – это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается .

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.