Проблема защиты отечества. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина Российской Федерации

Разделы: Общепедагогические технологии

  1. Создание условий для формирования знаний об обязанности гражданина РФ - “Защищать Отечество”; подвести учащихся к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
  2. Развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблем.
  3. Воспитание активной творческой личности, умеющей работать в нестандартных ситуациях на уроке.
  1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
  2. Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
  3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
  4. Проводить представление результатов работы в группе.

Оборудование урока:

Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Вид урока: проблемно-практический урок версионного характерас использованием технологии “мозговой штурм”

Проблемно-практический урок версионного характера предполагает:

  • решение проблемных ситуаций содержащих противоречия;
  • решение проблем в ходе групповой дискуссии с помощью логических аргументов;
  • поисковая деятельность учащихся по самостоятельному изучению источников с целью решения учебной проблемы;

Инновационный подход: предполагает организацию и управление деятельностью учащихся с опорой на активные методы обучения – технология “мозговой штурм”

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, практический;
  • проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
  • аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.

Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отражения агрессии.

Агрессия- незаконное применение силы одним государством против другого.

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ (ст.57-59)
  2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе”от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
  3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
  4. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.

Ход урока

1. Организационный этап.

  1. Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
  2. Мотивация учащихся:

Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.

4. Мотивация учащихся.

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Учитель. К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.

Презентация по теме, подготовленная учащимися класса (4 мин) . Слайды № 3-13

5. Работа со словарем урока.

Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные сил ы РФ.

6. Работа в группах.

Учитель. Инструктаж.

В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ.Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.

Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

Учитель. Наша задача сегодня назвать причины этого явления и предложить возможные варианты решения.

Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.

8. “Мозговой штурм”.

Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.

Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)

Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.

9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Предлагается учащимся предложить варианты изменения темы урока (можно переставить слова темы)

Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
Желтый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Наш урок хотелось бы закончить этими строками:

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Домашнее задание.

Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.

Беларусь даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса убедительно доказала способность противодействовать разносторонним вызовам современности. Об этом заявил глава государства Александр Лукашенко, выступая сегодня на приеме по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси, передает БЕЛТА.

Президент подчеркнул, что в Беларуси поставлен надежный заслон любым проявлениям экстремизма и антиконституционных действий.

Беларусь на протяжении многих лет олицетворяет собой пример политической и социальной стабильности, в чем немалая заслуга силовых структур. По словам главы государства, "обеспечено поддержание необходимого уровня боевой готовности войск, высокого морального духа военнослужащих". Взвешенный и конструктивный процесс военного строительства проверяется и регулируется в ходе крупномасштабных учений, которые красноречиво говорят о готовности белорусской армии эффективно выполнять поставленные перед ней задачи.

Александр Лукашенко отметил, что День защитников Отечества давно вышел за рамки профессионального праздника и стал поистине всеобщим. "Это не просто дань традиции, - добавил он. - Мы помним свою историю, свято чтим тех, кто с оружием в руках защищал от агрессоров нашу Родину. С глубоким уважением относимся к наследникам воинской доблести - людям в погонах".

"Как показывают социологические исследования, армия в нашем обществе пользуется высоким авторитетом и доверием у людей. Это значит, что молодое суверенное белорусское государство делает все, чтобы его Вооруженные Силы были надежной гарантией безопасности и спокойствия в нашей стране", - сказал Лукашенко.

На долю Беларуси в XX веке выпало немало суровых испытаний, но страна неизменно с достоинством выходила из трудных ситуаций потому, что народ и армия в едином строю вставали на ее защиту, проявляя доблесть и героизм. "Мы выстрадали Победу и осознали, что защита Родины - дело всенародное. Поэтому и сегодня вполне закономерно высокое чувство ответственности наших людей за сохранение мира и стабильности на белорусской земле. Первое десятилетие нового века показало, что проблема защиты своего Отечества не становится для нас менее актуальной", - отметил Президент.

По его словам, глобальный кризис, затронувший все страны, обостряет и геополитические проблемы человечества, существенно влияет на военную обстановку в самых разных регионах планеты. "Чаще для достижения корыстных целей пользуется неприкрытое давление. Растущую тревогу вызывает обострение конкурентной, не всегда добросовестной борьбы, активизация информационных атак, поощрение деструктивных сил из-за рубежа. Этим и другим угрозам надо умело и системно противостоять", - заявил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что Беларусь в таких непростых условиях успешно развивается и доказала свою способность противостоять вызовам современности.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Долг и обязанность

Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества - это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, - говорил писатель И. С. Тургенев (1818-1883), - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

    Путешествие в прошлое
    Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
    Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
    Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

    Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Памятник на Бородинском поле

    Тебе уже известно об одном из полей боевой славы - Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображённых на фотографиях монументах.

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Памятник на Прохоровском поле

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

В чём заключается военная служба

Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения возраста 17 лет. Он обязан состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате (военном комиссариате).

Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе. В чём она состоит?

На уроках истории ты узнаешь о войнах далёкого и недавнего прошлого, о воинской славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. По направлению военкомата ты сможешь получить ту или иную военно-учётную специальность. Многие ребята по собственному желанию ходят на занятия по военно-прикладным видам спорта (стрелковым, парашютным и т. п.).

Военная подготовка осуществляется также в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах. Это образовательные учреждения среднего (общего) образования с дополнительными образовательными программами, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству - Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

После принятия Военной присяги военнослужащий может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

Каковы общие обязанности военнослужащих? Вот некоторые из них:

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

Военнослужащие, занимающие различные должности, выполняют должностные обязанности (например, обязанности офицера).

Те военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий, а также действуют в других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности (например, обязанности часового).

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

Реактивная система залпового огня «Смерч».
Парад в честь 65-летия Победы. 2010 г.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба - обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Танк Т-90С, названный за высокую манёвренность летающим

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

Проверим себя

  1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина.
  2. Что такое военная служба?
  3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
  4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
  5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

В классе и дома

  1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?
    • «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    • «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    • «Дисциплина - мать победы».
    • «Солдат - не разбойник».
    • «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    • «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».
  2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?
  3. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.
  4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.
  5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.
  6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Учимся быть мужественными

Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

  • «Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
  • С детства учись быть верным слову. Верность слову - нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать...
  • Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым...
  • Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку...
  • Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество - это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
  • Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость - это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью...

Посвятить свою жизнь защите Отечества - честь юноши...»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом.

ТЕМА : «Защита Отечества, служба в Вооруженных силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации»

Дата : __________

Время : 1 час.

Место : комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требовани­ях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг(Долг — это обязанность. Обязанность перед об­ществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором тру­дишься. Обязанности перед семьей и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданской долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие » воинский долг» имеет глу­бинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это свя­тое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное су­ществование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и дру­гих народов нашего Отечества.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет преж­де всего о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг.

Воинский долг — это самая главная добродетель солдата, она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, избавляет его сердце от трепета перед возможной смертью или увечьем.

Совершенствовались оружие и боевая техника, соответственно претерпевали изменения тактика и стратегия. Но неизменными на протяжении веков оставались героизм русских войск, их стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге и воинско­му долгу.

За относительно короткий исторический период времени 18-19 вв.Россия прошла гигантский путь в своем развитии, став ве­ликой державой. Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века не были щедрым даром провидения. Они являлись ре­зультатом колоссального напряжения для всех материальных и духов­ных сил народа и страны. Царь Петр 1, полководец и дипломат, не только продолжил благие начинания своих предшественников, но и активной созидательной деятельностью способствовал тому, чтобы вывести страну на новые рубежи, сделать ее мировой державой.

Славными подвигами воинов российской армии был ознаменован этот период. В ходе Северной войны были освобождены русские земли в районе Финского залива, государство получило выход в Балтийское море, укрепило свои позиции на юго-востоке. Здесь в период русско-турецких войн определилось преобладание динамичной и растущей России над ее противниками.

Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы России, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу, выполняя свой воинский долг. Такова диалектика исторического развития. Российская армия этого периода была не только опорой политических устремлений ца­ризма, она способствовала осуществлению целей, носивших подлинно национальный характер.

«В службе честь»- вот наиглавнейший завет Петра 1, вошедший в плоть и кровь русской армии, впоследствии ставший основой военных законов в период правления Екатерины П.

Большое влияние на формирование сознательного отношения к во­инскому долгу, чести и высокому призванию воина оказали русские военачальники П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов, М.И.Куту­зов, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев, М.И.Драгомиров, И.В. Гурко и дру­гие полководцы и флотоводцы.

Суворовская «Наука побеждать» гласит «…Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» Именно этими словами можно было охарактеризовать облик солдата русской армии при выполнении воинского долга.

Войны с Францией и Турцией, которые пришлось вести русской армии в начале 19 века на деле подтвердили высокую степень осоз­нания русскими воинами своего долга перед Отечеством. Чудеса му­жества и героизма, отваги показал русский солдат в Отечественной войне 1812 года, а широко развернувшаяся партизанская война дока­зала живую и могучую силу патриотизма русского человека. Прошед­шие через горнило этой войны солдаты и офицеры вынесли мысль о необходимости защиты родной земли, как высшего проявления во­инского долга.

Главенствующую роль патриотизма и других нравственных цен­ностей в военном деле подтвердили и итоги крымской войны. П.С.На­химов докладывал адмиралу В.А.Корнилову о победе под Синопом: «Флагманы и капитаны выказали и знание своего дела и самую непо­колебимую храбрость, равно как и подчиненные им офицеры, нижние же чины дрались как львы». Благодаря личный состав за храбрость и мужество, он говорил: «С такими подчиненными я с гордостью встре­чусь с любым неприятельским европейским флотом».

Другой выдающийся военный деятель России М.И.Драгомиров го­ворил, что главное в личности солдата — чувство военного долга, идеи чести и честности. «Выше всего … стоит готовность страдать и умирать, т.е. самопожертвование… Оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви». Руководителю занятий необходимо подчеркнуть мысль о том, что невыполнение воинами сво­его долга всегда приводило к плохим результатам, а военное время, как правило, к бесславному поражению на поле брани.

К.Кузьминский, анализируя причины бесславного поражения в русско-японской войне, одной из основных назвал «безыдейность». Офицеры не были морально готовы к боевым действиям. Вся система их подготовки и службы в полках делала из них «не рыцарей без страха и упрека, а обыкновенных сереньких людей, … а солдат, не видя в своем начальнике героя, человека, за которым он готов идти в огонь и воду, не мог проявить свои природные качества героя». По мнению Кузьминского, «только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прош­лое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны».

Когда вчитываешься сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится очевидным, как от поколения к поколению пе­редавалось в русской армии понятие о долге и чести воинской во славу государства Российского, а сама воинская служба воспринима­лась как важнейшая обязанность каждого гражданина Отечества.

Лучшие традиции армии, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой дея­тельностью Вооруженных Сил государства, Пограничных войск. Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязан­ностью граждан России. В статье 67 Конституции РФ сказано: «Защи­та Отечества является долгом граждан Российской Федерации. Граж­дане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации опре­делен порядок призыва и прохождения военной службы.

Руководителю занятия целесообразно еще раз коротко ознако­мить слушателей с содержанием Законов Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О государственной границе Российской Федерации». В частности За­кон РФ «О воинской обязанности и военной службе» гласит:»Гражда­нин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию» (ст.1).

Создавая современную армию, мы должны по умному использовать все лучшее из опыта отечественного военного строительства: тради­ции и опыт как русской армии, так и Вооруженных Сил бывшего Сою­за. Никто не отрицает наличия в истории Советской Армии страниц, о которых сегодня нельзя не вспомнить без боли и стыда. Здесь и бесславная советско-финская война, и горечь первых поражений в Великой Отечественной войне, вмешательство армии, хотя и не по ее воле, во внутренние дела Венгрии, Чехословакии, Афганистана, дру­гих стран, ее участие в разрешении межнациональных конфликтов внутри СССР. Здесь и вопиющая бытовая неустроенность и социаль­но-правовая незащищенность военнослужащих и членов их семей и многие другие пороки. Несомненно, все это негативно влияет на нравственный потенциал военнослужащих.

Однако, несмотря ни на что, понятие «воинский долг» все же остается незыблимым. Нельзя вытравливать из памяти народа предс­тавления и воспоминания об огромной исторической эпохе, в которой жило, работало и защищало Отечество не одно поколение, в том чис­ле и героическое, вынесшее на своих плечах тяжесть великой Отече­ственной войны. А принизить значение воинского долга с честью вы­полненного этими людьми, начисто отказаться от их опыта и тради­ций, сформированных в Вооруженных Силах, значило бы оскорбить их и надругаться над их высокими чувствами и, в конечном итоге, про­тивопоставить тем, кто будет служить в новой российской армии.

Новая армия должна впитать в себя все лучшее, что было при­суще нашему воинству во все времена.

Армейские традиции и ценности требуют не только исторической памяти, но и осознания нравственных идеалов новыми поколениями. Ведь нельзя воспитывать в себе качества гражданина и патриота, не проникнувшись чувством ответственности за безопасность Отечества, готовности защищать его.

В бурном потоке современной жизни, политических и националь­ных распрей блекнут бывшие ценности. Но есть и такие, над которы­ми время не властно. И среди них воинский долг — святое понятие, незыблемое со дня рождения государства Российского и его армии.

Что же означает для воина сознательное и самоотверженное вы­полнение воинского долга? В чем оно должно проявляться?

Закон РФ «О статусе военнослужащих» определяет существо воин­ского долга, как «защита государственного суверенитета и террито­риальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопас­ности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».

Таким образом, во-первых, по своим задачам воинский долг вы­ражает самую высокую и почетную обязанность — быть готовым с ору­жием в руках защищать Отечество. Как уже подчеркивалось, это конституционная обязанность каждого гражданина Российской Федера­ции.

Во-вторых, воинский долг требует особой четкости, ответствен­ности и дисциплины. Суть воинского долга, обязанности по его вы­полнению выражены в военной присяге. Принимая ее, воин клянется мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Долг непосредственно связан с практической деятельностью. Он обязательно предполагает единство слова и дела и является тем ры­чагом, который превращает мысль в практику, идею добра и справед­ливости — в материальную силу, моральные принципы и нормы — в ре­альные свершения.

Верность долгу — вопрос чести и достоинства воина. Это могучая моральная сила, побуждающая его отдавать свои знания и энергию самоотверженному ратному труду и являющаяся высшей доб­лестью защитника Родины. Вступая в воинский строй, новые поколе­ния защитников Отечества становятся преемниками и продолжателями бессмертной славы наших Вооруженных Сил, Пограничных войск.

Руководителю занятий необходимо подчеркнуть, что воинская служба включает в себя сложный комплекс самых разнообразных видов ратного труда: охрану государственной границы, боевую и гумани­тарную подготовку, обслуживание и эксплуатацию военной техники и оружия и т.д. Все виды воинского труда подчинены поддержанию пос­тоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, ее Пог­раничных войск.

Ратный труд, организованный с соблюдением уставов, служебных инструкций и наставлений, приказов командиров и начальников, вос­питывает воинов, способствует развитию у них дисциплинированности и организованности, закаляет волю и характер.

Выполнение сложных и ответственных задач, направленных на на­дежную защиту рубежей Отечества, повышение боевой готовности под­разделений, частей, кораблей, является источником формирования у воинов высоких морально-боевых черт, способствующих достижению необходимых результатов в ратном труде. Достигнутые успехи, в свою очередь, влияют на развитие у военнослужащих чувства гордос­ти за выполнение своего долга, добросовестности, исполнительнос­ти, трудолюбия. Большое напряжение физических и духовных сил в процессе службы по охране границы, боевой подготовки, выполнения учебно-боевых задач формирует у личного состава такие качества, как смелость, мужество, настойчивость, стремление преодолеть лю­бые трудности.

Руководителю необходимо еще раз остановиться на том, что пер­востепеннейшая обязанность воинов — быть в постоянной боевой го­товности. Слушатели должны хорошо уяснить, что это требование и составляет суть воинского долга. Оно предполагает, чтобы каждый военнослужащий:

— имел ясное представление о смысле военной службы, о жизненно важном значении боевой готовности и необходимости ее повышения;

— дорожил боевой славой Вооруженных Сил, Пограничных войск, честью Боевого Знамени, своего воинского звания, приумножал бое­вые традиции войск, части, подразделения, корабля;

— формировал у себя устойчивую привычку неукоснительно выпол­нять требования уставов, безоговорочную исполнительность, дисцип­линированность;

— был непримиримым к любым нарушениям воинской дисциплины.

Начальник 5-го округа пограничной охраны России генерал-лей­тенант А.И.Вестерник писал о том, что российская погранохрана — «школа и при том, масса молодежи поступает в нее ежегодно не только для того, чтобы получить должное образование и воспитание, нужное ей как будущим воинам, но и для того, чтобы, пройдя эту школу и вернувшись домой, явиться тем оплотом среди населения, на который могло бы опереться правительство и твердо рассчитывать даже в самые тяжелые минуты общей смуты и разложения государс­твенного организма. А посему школа эта и впрямь должна быть ис­тинным проводником высокого патриотизма и долга, мужества, орга­низованности и порядка, нравственности и разумной дисциплины».

Специфика нашей пограничной службы способствует развитию нравственных начал в воинских коллективах, поэтому среди вои­нов-пограничников такое понятие, как верность долгу, несмотря ни на что, продолжает оставаться в цене.

Надежная охрана государственной границы связана с выполнением ответственных задач, когда малейшая неточность или невниматель­ность, не говоря уже о недисциплинированности, влечет за собой серьезные, а порой и опасные для нашей страны последствия. Погра­ничная служба по своей глубинной сути — служба государственного масштаба, поскольку ее прямым назначением является защита полити­ческих, экономических, военных и иных интересов России на госу­дарственной границе.

Значимость службы по охране границы определяется направления­ми служебно-боевой деятельности пограничных войск Российской Федерации:

— обеспечение на строгой правовой основе нерушимости госу­дарственной границы, территориальной целостности, политической независимости и суверенитета РФ;

— борьба с разведывательно-подрывной деятельностью зарубежных враждебных России организаций во всех ее проявлениях на государс­твенной границе;

— содействие обеспечению внешнеполитических интересов Рос­сийской Федерации, развитию деловых, добрососедских отношений с сопредельными странами, расширению экономических связей с ними;

— борьба совместно с органами государственного таможенного контроля с контрабандой и наркобизнесом;

— отражение вооруженных вторжений на территорию РФ бандформи­рований и диверсионно-разведывательных групп, пресечение воору­женных и иных провокаций на государственной границе и другими.

Сложность задач, стоящих перед пограничными войсками, требует от воинов безупречного профессионального мастерства, способности мгновенно ориентироваться и поступать по велению воинского долга в самых сложных, часто неожиданных ситуациях, граничащих с риском для жизни. Служба предъявляет высокие требования к погранич­нику, заставляет отдавать все силы, знания и умение ратному тру­ду.

Руководителю занятий необходимо заострить внимание слушателей на том, что нелегко на первых порах привыкать к суровым погранич­ным будням,. учиться рационально использовать каждую минуту для совершенствования боевого мастерства. Встав в ряды пограничных войск, юноша оказывается перед объективной необходимостью быть всегда начеку, бдительным и внимательным, собранным и дисциплини­рованным. Выполняя приказ по охране государственной границы нель­зя обойтись без таких качеств как мужество, решительность, сме­лость.

Руководителю группы нельзя не остановиться и на том, что пограничник срочной службы постоянно живет в воинском коллективе, сформированном из его сверстников — 18 — 20-летних юношей. Именно эта особенность воинской службы обязывает каждого пограничника проявлять такие качества, как войсковое товарищество, взаимопо­мощь и взаимовыручку, быть непримиримым к любым негативным прос­тупкам сослуживцев. Жгучий стыд охватывает, когда встречаешься с фактами недостойного поведения пограничников — неуставными взаи­моотношениями, пьянством, воровством и другими нарушениями воинс­кой дисциплины. Пожалуй, это, как ничто другое, разрушает автори­тет не только конкретного человека, но и в целом авторитет погра­ничных войск.

Раскрывая данный вопрос, руководителю необходимо привести конкретные примеры из жизни подразделения, части, войск округа, показывающие добросовестное выполнение пограничниками своего во­инского долга.

Подводя итоги по данному учебному вопросу, необходимо под­черкнуть, что применительно к жизни и службе воина-пограничника понятие «верность воинскому долгу» должно означать: постоянно от­давать свои силы и знания дальнейшему совершенствованию охраны государственной границы Российской Федерации, повышению боевой готовности войск, укреплению воинской дисциплины и организован­ности. Патриотическое отношение к своим обязанностям позволяет воинам до конца оставаться верным интересам России, стойко пере­носить все тяготы службы, повышать пограничное мастерство.

В порядке вывода по теме следует сказать, что воинский долг — это, прежде всего, выражение внутренней убежденности воинов Ар­мии, Флота Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность доб­ровольно выполнить воинский долг — дело чести и совести.

Технологическая карта урока обществознание «Защита Отечества»

Тема: Защита Отечества

Класс: 7

Цель: обучающийся осознает свою гражданскую ответственность перед отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите.

Задачи:

    Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.

    Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.

    Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.

    Проводить представление результатов работы в группе.

Оборудование урока:

Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Вид урока: урок - рассуждение

Методы обучения:

    словесный, наглядный, практический;

    проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;

    аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Словарь:

Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.

Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отр

Нормативные документы:

    Конституция РФ (ст.57-59)

    Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе”от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

    Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.

    Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.

Ход занятия

1. Организационный момент-построение, доклад, приветствие

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивационно-целевой

Задача:

вызвать интерес к теме урока, обеспечить психологический настрой учащихся, организовать рабочее место

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.

А что такое гражданин?

Выброс на доску:

Какое главное качество которое определяет понятие Гражданин?

(отдать жизнь за родину)

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын,-…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…

Н.А. Некрасов

Беседа: Какой смысл вкладывает Некрасов в понятие гражданин?

Какой вы вкладываете смысл в это понятие?

Каждому ли необходимо служить в армии?

Вопрос: Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?

Отчего зависит мощь нашего государства)

Играет ли роль участие одного человека в могуществе вооруженных сил? (во время войны освобождали от службы в армии ученых

Что нам поможет понять, что нам нужно узнать чтобы определиться: каждый ли гражданин должен служить в армии?

А как вы думаете с вашего класса все должны служить в армии?

Что нам нужно с вами понимать чтобы иметь убедительный ответ на этот вопрос?

Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?

Можно ли защитить родину не служив в армии?

Прогнозируемый результат: сейчас если мы с вами поговорим о воинском долге, что это вам даст?

К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.

Гражданин-человек, который имеет права и обязанности.

Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

правовой смысл

    соблюдает законы;

    имеет права и обязанности;

    пользуется защитой государства;

    участник общественной жизни;

    управление государством.

нравственный смысл

    любит и гордится Родиной;

    готов защищать Родину;

    ответственный перед государством;

    гражданский выбор.

Предполагаемые ответы

Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны

Да-нет.

(ответы: содержащие противоречивый характер с аргументами)

Понять должны: что такое гражданин, какова роль в армии, способна ли армия своими силами защитить государство в любой ситуации, что такое право, что такое долг, что такое вооруженные силы и какова их роль?

Чувством долга защищать отчество обладают люди волевые, мужественные.

2. Информационно-аналитический

Работа со словарем урока.

Брейнсторминг

Ребята в группах на листочках записывают как они понимают

Что такое такое долг?

Что такое право?

Что можете добавить из словаря. А что для вас самое важное?

Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:

Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.

Работа в группах.

Учитель. Инструктаж.

В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ.Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.

( Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)

Подведение итогов работы по первой части урока.

Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.

Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.

Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему

(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).

Совместный выбор варианта ().

Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.

Мозговой штурм”.

Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.

Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. ( )

Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.

9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.

    долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)

    право ” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)

    Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)

3. Рефлексивный

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

    Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

    Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Наш урок хотелось бы закончить этими строками:

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Тот кто не служит в армии он является защитником? (да, почему?)

Домашнее задание.

Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.

Учащиеся выбирают и прикрепляют на доску.