В чем сущность парламентаризма. Понятие парламентаризм Как устроен парламент

Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия ), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства (представительная демократия ). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств.

Исходной формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах в древней Греции (Афинская демократия), и некоторых древних городах на Руси. Критика демократии (в её античных формах) имеется уже в теории государства Платона (диалог «Государство»), одним из главных недостатков демократии у которого выступает её крайне низкая обороноспособность. При этом во многом анализ Платона относится и к современным формам демократии, хотя многие современные авторы надеются на то, что технический прогресс делает демократию значительно более жизнеспособной. Существуют и многочисленные примеры более современной критики демократии, основывающиеся на различных теоретических подходах. Впоследствии, с усложнением решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В настоящее время демократическое правление обычно носит форму западной европейской представительной демократии, получившей название «либеральная демократия». Среди её теоретических основоположников были Жан Жак Руссо (1712-1778), Джон Локк (1632-1704) и Монтескьё (1689-1755). Развитие средств массовой коммуникации, автоматической обработки информации, теории искусственного интеллекта с инженерией знаний, с учетом нарастающих сложностей с реализацией представительной демократии, возродило интерес к её прямым формам.

Современные теории демократии: Партисипационная, Плебисцитарная демократия, Плюралистическая, Рыночная, Социалистическая, Полиархия, Информационная, Электронная демократия, Делиберативная демократия.

39. Происхождение и признаки парламентаризма.

Парламентаризм - система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Основная особенность парламентаризма - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.

Парламентаризм как конституционно-правовое явление опирается на ряд общих принципов - разделение властей, непосредственную и представительную демократию, правовой характер государства, обеспечивающий верховенство закона, законность - являющихся основами конституционного строя. Одновременно, парламентаризм непосредственно проявляется в определенном положении, функциях и компетенции парламента, коллегиальных, гласных процедурах работы, правовом и социальном статусе депутатов. Более широкое понимание парламентаризма требует выделения фундаментальных блоков института парламентаризма, выявления основных признаков парламентаризма.

Признаки парламентаризма:

    наличие парламента как представительного органа власти, наделенного исключительным правом принимать законы;

    демократизм в формировании и деятельности парламента;

    подотчетность и подконтрольность парламента народу;

    уровень правовой культуры общества включает осознание и уважение ценностей представительной демократии.

Становление парламентаризма.

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801-1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Парламентаризм как политическая категория - сложное, многомерное явление. При определении парламентаризма как предмета исследования возникает ряд проблем методологического характера. Несмотря на то, что в последнее время политологи часто используют понятие "парламентаризм", тем не менее, в отношении его содержательной характеристики остается много неясностей и вопросов.

В научных исследованиях проблемы парламентаризма возникали разнообразные теории как отклик на тот или иной период развития общества. В современной политической науке можно говорить о двух основных подходах в трактовке феномена парламентаризма. Первый подход условно можно назвать "государствоведческим", в рамках которого, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления. С древнейших времен под формами правления понимали способ реализации власти через правление или многих (политая), или одного лица (монархия), или группы лиц (аристократия), или народа (демократия). Парламенты существовали и существуют при различных формах правления. Парламентаризм можно толковать как способ организации государственной власти в рамках той или иной формы правления, но не как самостоятельную форму правления.

С политологической точки зрения, парламентаризм - многоплановая, сложная структура. Поэтому неудивительно, что по вопросу сущности и принципов парламентаризма существует достаточно широкий спектр мнений. Так, например, немецкий исследователь Г. Еллинек, который считает парламент сердцевиной парламентаризма, не относит парламент к числу важнейших органов государства. Парламент по его мнению, - это один из таких второстепенных органов, появление, существование и исчезновение которых не влечет за собой дезорганизации или коренного видоизменения государства. Парламент не является самостоятельным органом, так как его волевой акт непосредственного воздействия на государство и на подвластных государству лиц не оказывает.

Совершенно другой точки зрения придерживается английский исследователь А. Дайси. "Парламентаризм, - писал он, - имеет при английском государственном устройстве право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни лица, ни учреждения, за которым английский закон признавал бы право преступать или не исполнять законодательные акты парламента. Права парламента ограничены лишь двумя факторами: нравственным законом и общественным мнением".

Из вышеприведенного определения, как мы видим, на первый план выходит подход к парламентаризму, как к проявлению общественного мнения.

В отечественной политической науке понятие "парламентаризм" также трактуется по-разному, хотя, в общем, речь идет о парламентской системе организации и функционирования верховной государственной власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле - его существенная роль, то есть нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями. Представляется справедливым суждение о парламентаризме как "способности представительного органа свободно обсуждать и принимать политические решения в виде законов". Причем подразумевается, что речь идет о демократически легитимированном народном представительном органе, действующем в системе разделения властей.

Термин "парламентаризм" начал входить в обиход российской политической теории и практики с появлением в стране первого парламентского учреждения. В дореволюционной литературе парламентаризм определяется как "система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной". Как следует из определения, парламент воспринимался как орган верховного контроля над исполнительной властью, имеющий право не только требовать с правительства отчета о его деятельности, но и привлекать министров к ответственности.

На современном этапе общественного развития существует множество определений, в той или иной мере отражающих сущность понятия "парламентаризм". Некоторые авторы оценивают парламентаризм исключительно как государственный режим, главной отличительной чертой которого является политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой за свою деятельность.

Расширенную трактовку парламентаризма дает профессор О.О. Миронов. Он определяет его как "сложный и многогранный феномен, некую шкалу социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой".

Парламентаризм также рассматривается как "представительное начало в управлении" и "форма деятельности представительных государственных органов и их взаимодействие с другими органами государственной власти".

Вышеприведенные определения позволяют выделить принципы парламентаризма, среди которых важными являются: выражение и защита интересов всех социальных групп населения; приоритет законодательных органов власти перед остальными; подчиненность и подконтрольность парламента народу; взаимодействие парламентов с другими органами власти.

При толковании понятия "парламентаризм" употребляются различные характеристики: система управления обществом; форма представительной демократии; демократический механизм реализации интересов определенных групп населения и др. На наш взгляд, парламентаризм целесообразно рассматривать как целостную систему организации и функционирования государственной власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества.

С точки зрения политической теории, парламентаризм является одной из форм представительной демократии.

Подлинный парламентаризм возможен только при демократии, когда парламент, как отмечают Д. Олсон и М. Мезей, находится "ближе, чем другие институты, к тому месту, где происходит слияние теории демократии и демократической практики", и не формально, а на деле выступает в качестве высшего представительного органа власти. Он включает в себя сам парламент и, кроме того, целую систему политических, правовых и моральных факторов различного уровня, с помощью которых регулируется жизнь общества. Нет сомнений в том, что демократизация невозможна без развития и совершенствования представительных форм осуществления власти различными социальными слоями общества, то есть без парламентской демократии. Но, с другой стороны, нет сомнения в том, что свобода граждан может быть обеспечена только в том государстве, где законодательная, исполнительная и судебная власти действуют в строго определенной области и взаимно ограничивают друг друга.

В современной политологической литературе среди главных принципов, раскрывающих сущность демократии, выделяют:

1) основание государства на принципе разделения властей;

2) наличие высшего политического законодательного органа, избираемого народом; наличие, кроме законодательного органа и других избираемых органов власти и управления, вплоть до самоуправления;

3) всеобщее, равное, свободное избирательное право;

4) определение исхода дискуссий при принятии решений по большинству и т.д.

Из вышеприведенных признаков видно, что одной из основных ценностей демократии (наряду с такими, как парламентаризм, демократический процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления, принцип верховенства закона) является принцип разделения властей, с которым неразрывно связан парламентаризм.

Принцип разделения властей - один из основополагающих принципов демократической политической системы. Ее неотъемлемые элементы и формы это: непосредственное выражение власти - народом (референдум, выборы, органы местного самоуправления); горизонтальное разделение на три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная); вертикальное - на власть центральную и власть субъектов; наличие системы гарантий, сдержек и противовесов; разграничение полномочий каждого института власти; выборность; представительность; подотчетность народу.

Возникнув как идея, концепция разделения, властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств.

Выяснение сущности парламентаризма требует и рассмотрения соотношения парламентаризма и форм государственного правления. На этот счет имеются разные точки зрения. В научных работах довольно часто употребляются такие выражения, как "президентская форма правления", "парламентская форма правления".

В зависимости от того, что является формальным источником власти, способа организации государственной власти и правового положения главы государства различаются две основные формы правления: монархическая и республиканская. В рамках этих двух форм правления на основании тех же критериев выделяют разновидности форм правления. В монархиях - абсолютная, дуалистическая, парламентская форма; в республиках - президентская, парламентская, президентско-парламентская и премьерско-президентская формы правления.

Понимание парламентаризма только как разновидности форм правления явно недостаточно. Парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Парламентаризм характеризует и организацию общественной жизни, достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, то есть степень демократизации общества. Следовательно, о парламентаризме следует говорить лишь в связи с демократическим правлением, хотя парламент может существовать и в авторитарных режимах (например, в Уганде, Индонезии). Но сводить парламентаризм только к одной из форм правления, характеризуемой уровнем подчинения друг другу парламента, правительства и главы государства, явно недостаточно. Хотя допустимо, что парламентаризм, обладая некой универсальностью, способен обретать различные формы в зависимости от характера государственности, социально-политических и экономических условий.

Для выяснения сущности понятия "парламентаризм" необходимо расставить акценты и в цепочке "парламентаризм - парламент". Иной раз под парламентаризмом понимают теорию и практику функционирования парламента. Хотя достаточно часто можно встретить и расширенное толкование парламентаризма, его отождествление с представительной демократией в целом, его трактовку как "способности представительного органа государственной власти свободно обсуждать и принимать политические решения в форме законов". Можно соглашаться или оспаривать это суждение, однако бесспорно одно: не бывает демократии без парламентаризма, а парламентаризм не существует без парламента.

Парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки главы государства. Таким образом, правомерно говорить о парламентаризме в том случае, если помимо парламента существует такая система управления обществом, в которой, по меньшей мере, имеется:

а) четкое распределение законодательных и исполнительных функций;

б) доминирующее (привилегированное) положение представительного (законодательного) органа - парламента по отношению к другим органам государственной власти.

Однако следует полностью согласиться с мнением современных российских политологов о том, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает существования парламентаризма на прочных основах, то есть для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить:

1) избрание депутатов парламента на свободных всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа;

2) самостоятельность и независимость в системе разделения властей;

3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления и. в процессе законотворчества.

Парламент необходимо рассматривать как основу парламентаризма - особой демократической системы организации и функционирования высшей государственной власти, базирующейся на принципах разделения властей и верховенства права, в которой парламент с его законодательной, представительной и контрольной прерогативами занимает ведущее положение в политической системе.

Понятие "парламентаризм" весьма объемно. Только при наличии в органическом единстве таких характеристик и условий, как наличие института представительной (законодательной) власти, формируемого на основе свободных выборов с участием политических партий и выражающего интересы всего общества; конституционно закрепленный принцип разделения властей; господство принципа верховенства права; наличие гражданского общества, характеризующегося демократизмом и высокой политико-правовой культурой граждан, - можно говорить о наличии парламентаризма как о "состоянии солидарности между парламентом - представителем общества, народа и исполнительной властью", в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

При определении парламентаризма многие современные исследователи особо подчеркивают приоритет демократических ценностей. Некоторые прямо заявляют, что парламентаризм есть ни что иное, как "система представлений об общедемократических, общецивилизованных ценностях государственно-организованного общества".

Таким образом, среди важнейших элементов парламентаризма мы выделяем:

соблюдение принципа разделения властей;

безусловное верховенство права;

наличие в обществе законодательного и представительного учреждения - парламента;

наличие системы политических партий парламентского типа;

демократический процесс формирования парламента и его публичность.

Становление органов народного представительства в политической системе современной России имеет многовековую историю – от вече, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков, получившие впоследствии название Земских соборов. Соборы созывались для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Первый из них состоялся в 1549 г. и получил название «Собора примирения». На Земских соборах избирались цари, решались вопросы объявления войны и заключения мира, установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653 г., решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией.

В России после Земских соборов в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти.

Определенным отголоском деятельности Земских соборов стала при Екатерине II работа Уложенной комиссии – собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ». В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье «О духе законов».

По мнению историков, данный документ был достаточно прогрессивным для своего времени. Так, «Наказ» предполагал равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности. «Наказ» оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни. Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

Проект двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, был разработан в начале XIX века выдающимся государственным деятелем, одним из основателей российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилом Михайловичем Сперанским. В указанном проекте – «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Единственным результатом реализации планов М.М.Сперанского явилось учреждение Государственного совета в январе 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором (первый председатель – граф Николай Петрович Румянцев). Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете – высшем законосовещательном учреждении Российской империи.

При Александре II создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания, ставшие школой кадров для будущих парламентских учреждений. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, предполагал развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов.

Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.

В первые годы XX века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной думы, то есть сверху, в ответ на социальные выступления масс. Манифест был продублирован законом «О создании Государственной думы», они были изданы одновременно 6 августа 1905 г.

В Манифесте 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» царь обещал ввести некоторые политические свободы: свободу совести, свободу слова, свободу собрания и свободу формирования объединений. Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905 г., учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Манифестом 20 февраля 1906 г. император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, мечта многих поколений о создании общероссийского законосовещательного и представительного органа воплотилась в жизнь: на фоне бурных политических событий начала XIX века был создан первый двухпалатный российский парламент.

Государственная дума избиралась непрямыми выборами по четырем избирательным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Выборы не были всеобщими. Избирательным правом не обладали женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы, значительная часть рабочих. В выборах рабочей курии участвовали лишь те рабочие, которые трудились на предприятиях с числом работающих не менее пятидесяти человек. Выборы являлись не равными. В землевладельческой курии один выборщик избирался от 2 тысяч ее избирателей, в городской - от 4 тысяч, в крестьянской - от 30, в рабочей - от 90 тысяч, т.е. один голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были многостепенными. Для рабочих была установлена трехстепенная, для крестьян - четырехстепенная, для остальных - двухстепенная подача голосов.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Государственный совет – вторая палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина – избиралась частично по территориальному, частично по сословно-корпоративному принципу.

27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума (в этот день отмечается 105-летие парламентаризма в России). Современники назвали ее «Думой народных надежд на мирный путь». Председателем I Думы был избран кадет Сергей Александрович Муромцев, профессор Петербургского университета. Дума предложила программу демократизации России, предусматривающую введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию.

Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.). Председатель – кадет Федор Александрович Головин. Центральным был аграрный вопрос. Предлагаемые депутатами пути его решения оказались неприемлемы для правительства П.А.Столыпина. Просуществовав 102 дня, Дума была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

III Государственная дума (ноябрь 1907 г. – июнь 1912 г.), единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок. Председателями Думы III-го созыва были октябристы Николай Алексеевич Хомяков, Александр Иванович Гучков, Михаил Владимирович Родзянко.

Острые споры в Думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России.

IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. – октябрь 1917 г.) - последняя в истории дореволюционной России. Председателем Думы IV-го созыва весь период работы был крупный землевладелец Михаил Владимирович Родзянко. Внешнеполитическая ситуация не позволила Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе, однако она сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Таким образом, история дореволюционных Дум – это целая веха в становлении российского парламентаризма. Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияла на весь механизм государственной власти, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство. Особое место уделялось делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите от произвола центральных и местных чиновников. Этот опыт, безусловно, востребован и сегодня.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы. Советская модель власти при всех ее недостатках вовлекла в политический процесс, в процесс участия в делах государства и общества миллионы и миллионы людей. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и др.) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.

Значительным этапом в эволюции российского парламентаризма стало образование в соответствии с Конституцией России (12 декабря 1993 г.) Федерального Собрания Российской Федерации. Этот этап предполагает не только возрождение парламентских традиций, но и формирование всех структурных компонентов: системы парламентаризма, включая гражданское общество, правовое государство, многопартийность, демократическую правовую культуру, политический плюрализм.

Одной из главных функций Федерального Собрания является рассмотрение и принятие законов. Как законодательный орган Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством принятия федерального бюджета и утверждения отчетов о его исполнении, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их формирования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Порядок формирования обеих палат устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий Президента Российской Федерации; для заслушивания посланий Конституционного Суда; для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Анализ двуединой природы Государственной Думы как представительного и законодательного органа власти показывает, что нижняя палата российского парламента – единственный институт, способный через депутатов обеспечить представительство российского общества во всем многообразии составляющих его социальных групп и слоев.

Верхняя палата, состоящая из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, призвана добиваться интеграции и консолидации интересов регионов, а также оптимального сочетания региональных интересов с общегосударственными. Вместе с тем, вопрос поиска оптимального принципа формирования Совета Федерации с повестки дня не снят. Верхняя палата российского парламента должна обеспечивать свое основополагающее предназначение – выражать и отстаивать интересы регионов в увязке с интересами всего государства.

История российского парламентаризма будет не полной без включения в нее истории парламентаризма ее отдельных народов.

Конституция Российской Федерации 1993 г. обеспечила гарантии, условия развития субъектов Федерации, и очертила то конституционное пространство, в котором должно было происходить совершенствование их государственности.

Обратимся к истории становления парламентаризма Республики Адыгея. Основы парламентаризма у адыгов имеют многовековую историю. Все важнейшие общественно-политические вопросы издревле решались на всеобщем Совете (Хасэ), куда входили наиболее мудрые и уважаемые люди. Общечеркесские законодательные собрания представляли все слои населения и все территории Черкесии. Право вето было у каждого депутата, и принимаемые решения носили консолидированный характер. Подобное социальное устройство отвечало необходимости политических свобод и полного равенства перед законом. Недаром слово «Хасэ» присутствует в названии нынешнего Парламента Республики Адыгея.

Республиканская система законодательства остается надежным гарантом прав и свобод гражданина, развития языков и культур народов республики, социально-политической стабильности в обществе, слаженной и эффективной работы всех ветвей государственной власти Республики Адыгея.

5 октября 1990 г. внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. Курс на самостоятельное развитие Адыгеи был закреплен принятием 28 июня 1991 г. V сессией областного Совета народных депутатов Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея.

3 июля 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР».

22 декабря 1991 г. состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. 5 января 1992 г. был избран первый Президент Республики Адыгея Аслан Алиевич Джаримов

Главной задачей I сессии Верховного Совета (17-24 марта 1992г.) было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти. Председателем Верховного Совета был избран Адам Хусейнович Тлеуж.

23 марта 1992 г. I сессия Верховного Совета приняла закон об изменении наименования республики, вместо Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея.

10 ноября 1993 г. X сессия Верховного Совета Республики Адыгея приняла закон «О представительном и законодательном органе власти Республики Адыгея на переходный период», которым было сформировано Законодательное Собрание (Хасэ) – Парламент Республики Адыгея.

Первоочередными задачами представительного органа республики явились разработка и принятие Конституции Республики Адыгея (10 марта 1995 г.), законов «О выборах в Законодательное Собрание Республики Адыгея (Хасэ)», «О системе органов местного самоуправления в Республике Адыгея», «О выборах в органы местного самоуправления Республики Адыгея», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О туризме», «Об освобождении общеобразовательных учреждений от налогов», «О языках народов Республики Адыгея».

С января 1996 г. начал работать новый состав парламента – Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, избранный 17 декабря 1995 г. Его Председателем был избран Евгений Иванович Салов.

К числу наиболее значимых законов, принятых за период работы парламента второго созыва, можно отнести: Законы Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея», «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея», «О репатриантах», «Об охране труда», «Об организации работы по опеке и попечительству», «О культуре», «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях».

Существенное развитие получило межпарламентское сотрудничество. Важное значение для укрепления мира на Кавказе имело создание Межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, договор об образовании которого был подписан 25 июля 1997 г.

4 марта 2001 г. состоялись выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея третьего созыва. На основе Конституционного закона Республики Адыгея от 12 ноября 2000 г. № 205 «О поправках в главу 4 Конституции Республики Адыгея» создан двухпалатный законодательный орган.

Председателем Совета Республики был избран Мухарбий Хаджиретович Тхаркахов, Председателем Совета Представителей – Татьяна Михайловна Петрова.

В сфере реализации бюджетной политики важную роль сыграли республиканские законы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея», «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства в Республике Адыгея», принят в новой редакции Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении».

В 2001 году Адыгея поддержала вопрос об образовании в рамках Ассоциации «Северный Кавказ» Южно-Российской Парламентской Ассоциации, для содействия «развитию правового государства, демократии и российского парламентаризма; выработки совместных подходов к проведению политических, экономических и социальных реформ, обеспечения политической стабильности в обществе».

Выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва состоялись 12 марта 2006 г. Законодательная база формирования Парламента Республики Адыгея была пересмотрена: на основе Конституционного закона Республики Адыгея от 16 июля 2003 г. №161 «О поправках в главу 4, статьи 101, и 110 Конституции Республики Адыгея» вместо двухпалатного Парламента в республике был избран однопалатный законодательный орган.

Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея стал Руслан Гиссович Хаджебиеков. В связи с избранием его 2 декабря 2007 г. депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на XXV внеочередном заседании Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея депутат Анатолий Георгиевич Иванов был избран Председателем.

С первых дней своей деятельности новый парламент продолжил работу по совершенствованию правовой базы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике. Создан институт Уполномоченного по правам человека, сформирована Общественная палата Республики Адыгея, приняты важные законы в области государственного строительства, сформировано республиканское законодательство по противодействию коррупции, завершено проведение реформы местного самоуправления.

За время работы депутатов четвертого созыва принят большой блок нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патриотическое воспитание подрастающего поколения и поддержку молодежи, малообеспеченных слоев населения. Пристальное внимание уделялось вопросам экологии, эффективному использованию природных ресурсов.

К числу основных событий следует отнести создание 24 мая 2006 г. Молодежного парламента при Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея, который получил большую поддержку среди молодежи и общественности Адыгеи.

13 марта 2011 г. в Адыгее состоялись очередные выборы депутатов республиканского парламента. 30 марта 2011 г. состоялось первое организационное заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва. Председателем Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея избран Федорко Федор Петрович.

По итогам голосования большинство мест в Госсовете заняла ВПП «Единая Россия», набравшая 58,04 % голосов и получившая 41 мандат из 54-х. Коммунистическая партия Российской Федерации получила 6 мандатов, Либерально-демократическая партия России - 3, «Справедливая Россия» - 2 (последние две партии впервые преодолели семипроцентный барьер). Два депутата избраны из числа кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.

Таким образом, итогом многолетней работы Парламента Республики Адыгея стала современная система законодательства, обеспечивающая регулирование различных сфер государственной, хозяйственной и социальной жизни жителей Республики Адыгея. Накопленный опыт законодательного решения поставленных задач способствует определению основных направлений дальнейшего развития законодательства республики как целостной функционирующей системы и выявлению проблем правового регулирования.

Законотворческая деятельность осуществляется, как правило, по направлениям, обозначенным федеральным законодателем. Федеральное законодательство определяет содержание законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, но не предопределяет его полностью и тем более не подменяет его. Такая практика способствует сохранению единства правового пространства страны.

Сегодня в общественном мнении и в научной среде сталкиваются различные точки зрения на роль парламента в системе государства, его отношений с обществом и различными социальными слоями. Очевидно одно: благодаря деятельности парламента в стране заложен правовой фундамент экономических, социальных и политических преобразований.

Вместе с тем, действующее законодательство страдает серьезными недостатками – противоречивостью правовых норм, несоответствием многих «узаконенных» стандартов новым реалиям и потребностям людей, слабостью экономического обоснования законов и т.д. В законотворчестве порой сказывается поспешность, которая усиливает нестабильность законодательства. Принято немало законов, которые не выполняются или выполняются частично.

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

В современной истории явление парламентаризма представляет собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов.

Парламент (англ. parliament, от французского parlier- «говорить») - представительное высшее государственное законодательное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов: 1,2- М.: Остожье. 1998г.

Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII-XVIII веке. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдиссон. Смысл идеи разделения властей состоит в ограничении возможности сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. Мишин А.А. Барабашев Г.В. М. Юрид.лит.1989 г.

В современной юридической и политической практике представление о демократии и правовом государстве не отделимы от принципа разделения властей. Идея разделения властей законодательно закреплена в Конституции Российской Федерации.

Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Во Франции, к примеру, подобный орган до 1789 года представлял собой высшее судебное учреждение страны, то есть некое подобие верховного суда. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.

В современном историческом периоде его развития для большинства промышленно развитых государств можно отметить усиление исполнительной и президентской власти. Парламенты зарубежных стран. Справочник. М., Политиздат. 1968, 384 с.

Признаки и принципы парламента Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ, в отличие от высших представительных органов государственной власти РСФСР и СССР является учреждением парламентского типа. В Конституции РФ 1993 г. впервые прямо закреплено, что Федеральное Собрание -- это парламент Российской Федерации (ст. 94).

Как и полагается парламентскому учреждению, Федеральное Собрание «встроено» в механизм «разделения властей» в РФ. Это означает, что Федеральное Собрание, в отличие от Верховных Советов и Съездов Советов не наделяется статусом «высшего», либо «верховного» органа государственной власти. Оно не обладает монополией в осуществлении верховной государственной власти, не располагает всей полнотой высшей государственной власти Козлова А.Е. Конституционное право М.1997г.

Двухпалатность Федерального Собрания РФ является фактической. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума. Каждая из Палат имеет только своего Председателя Палаты, его заместителей, комиссии и комитеты Палаты. В отличие от палат бывшего Верховного Совета, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания России не имеют общих руководящих (координирующих, вспомогательных) административных органов, не имеют общих должностных лиц. Исключение составляют лишь два «совместных» органа Палат. Имеется ввиду, что обе палаты двусторонними усилиями вправе создавать такой орган временного характера, как согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процесса (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.); кроме того, Палаты Федерального Собрания на паритетной основе формируют Счетную палату -- орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

Совет Федерации и Государственная Дума различным образом формируются (об этом будет сказано ниже). Организационное обособление Палат Российского Парламента (в модели 1993 г.) проявляется и в том, что они функционируют в режиме раздельных заседаний. Согласно Конституции РФ 1993 г., Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п. 3 ст. 100).

Палаты Федерального Собрания РФ разграничиваются также по их компетенции. Круг вопросов, решаемых Советом Федерации, не совпадает с вопросами ведения Государственной Думы. Перечни полномочий Совета Федерации и Государственной Думы изложены в разных статьях Конституции РФ (ст. ст. 102, 103 Конституции РФ). Анализ этих полномочий будет дан ниже, здесь же отметим, что суть специализаций компетенции Совета Федерации и Государственной Думы в осуществлении парламентской власти заключается в следующем. Государственная Дума является основным законодательным органом РФ. Роль же Совета Федерации в законодательном процессе в том, что он «одобряет» либо «не одобряет» законы, принятые Государственной Думой. Что же касается «специализации» в осуществлении иных парламентских полномочий, то она выглядит следующим образом. Для статуса Государственной Думы характерна большая ориентации его полномочий на процедуры назначений важнейших должностных лиц исполнительной и контрольной власти, от которых зависит решение финансовых и социально-экономических вопросов; на решение вопросов, связанных с оценкой деятельности Правительства. Условно можно даже сказать, что конституционный статус Государственной Думы является «проправительственным» в смысле определенного «сдерживания» Правительства Государственной Думой. Однако «сдержки», исходящие к Правительству от Государственной Думы не столь сильны. А статус Совета Федерации в большей степени ориентирован на решение проблем, касающихся системы обеспечения безопасности и правопорядка, конституционной законности в РФ; на решение вопросов, касающихся федеративного устройства. Совет Федерации в большей мере смоделирован как «пропрезидентское» учреждение -- но ни в коем случае не в смысле его подчиненности Президенту РФ. Напротив, Совет Федерации осуществляет «сдержки» президентской власти -- в этом одна из его специализаций. Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат./Общая редакция и вступительное слово В. Н. Лысенко - М.: ИСП. 2000 - 272 с.

7). Как и иные органы парламентского типа, Федеральное собрание, в отличие от Верховных Советов советского периода -- это коллегия профессиональных политиков, средоточие политической элиты страны. Члены Федерального Собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой. В том числе это характерно не только для Государственной Думы, но и Совета Федерации, после принятия Закона о новом механизме формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (от 5 августа 2000г.) В действующей Конституции и законодательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с иными видами оплачиваемой деятельности -- за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности. Таким образом, будучи избранным в состав Федерального Собрания, депутат обязан прекратить служебные (трудовые) правоотношения по месту прежней работы (службы) -- с гарантией сохранения трудовых прав.

Формирование парламента Российской Федерации

Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:

Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако, с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.

При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).

Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.

Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, то которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.

4. Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. Одиннадцать членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел. Парламенты зарубежных стран. Справочник. М., Политиздат. 1968, 384 с.

Парламентаризм - это особая система государственного устройства. В ней четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти. При этом ключевую роль занимает парламент. При такой форме правления правительство формируется из числа членов партий, победивших на выборах.

Что такое парламентаризм?

Парламентаризм - это особый тип государственного устройства верховной власти в стране. При таком варианте во главе находится государственный орган, избираемый населением с определенной периодичностью. Он принимает основные решения в форме законов.

Главная особенность, которой обладает парламентаризм, - это существование всеобщего представительного органа власти, который работает на постоянной основе. При этом формы парламентаризма могут быть различными (слушания, расследования, заседания и сессии).

В наше время парламентаризм существует в парламентских республиках, например в Италии, Австрии и Германии, либо в парламентских монархиях. Это Великобритания, Нидерланды, Бельгия.

История парламентаризма

Парламентаризм - это форма государственного устройства, известная еще с древних времен. Органы народного представительства существовали еще в Древнем Риме. Это был сенат. В различных государствах они назывались по-разному. Народное собрание, вече, курултай - все это разновидности парламента.

В Средние века большой популярностью пользовалась сословно-представительная система. Именно она составляла основу парламентов.

Становление парламентаризма произошло в Англии. Первый прообраз этого органа власти появился еще в XIII веке при короле Иоанне Безземельном. Правитель подписал хартию вольностей, которая ограничивала его права. Например, он не мог вводить новые налоги без одобрения королевского совета. Англия стала первым государством, где парламент получил всю власть в свои руки.

Главная функция парламента в Средние века - предоставить обществу возможность быть во власти.

Парламентские выборы

В современной демократической системе хотя бы одна из палат парламента должна выбираться населением. Это обязательное условие.

Развитие парламентаризма помогает понять настроения в обществе, в зависимости от того, какая из партий получает власть в результате выборов. Партия, набравшая большинство голосов, или коалиция союзнических сил, как правило, формируют правительство. Происходит распределение министерских портфелей.

В наши дни существует два вида парламентских выборов. Они могут проходить по пропорциональной системе, когда избиратели голосуют за конкретные партии, либо по мажоритарной, когда борьбу ведут кандидаты в округах. Чаще всего выборы проходят раз в 4 или 5 лет.

Члены парламента

В большинстве стран парламент состоит из двух палат. В верхней заседают сенаторы, в нижней - депутаты. Парламентаризм в России построен именно по такому принципу. Он состоит из Совета Федерации и Государственной думы. При этом верхняя палата обычно формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Членами парламента являются от 300 до 500 человек. В отдельных случаях их может быть несколько десятков и даже несколько тысяч. Разделять парламент на две палаты нужно для того, чтобы законопроекты, принимаемые нижней палатой, поддерживались и верхней, которая занимает близкие к правительству позиции.

В составе парламента работают комиссии и комитеты, которые рассматривают определенные вопросы. В их обязанности входит подготовка законопроектов по соответствующим направлениям.

Также в парламентах создаются фракции, формируемые по партийному, политическому принципу. Также существуют депутатские группы, объединяющие членов парламента, не вошедших ни в одну из фракций.

История парламента в России

Российский парламентаризм зародился в 1905 году. Дума была учреждена императором Николаем II манифестом 6 августа. В Российской империи всего были четыре созыва Государственной думы. В эти годы происходило становление российского парламентаризма. В думских созывах работала партия РСДРП, эсеры, народны социалисты, трудовики, прогрессивная партия кадеты, автономисты, октябристы, националисты, правые. Если в первом созыве заседали 511 депутатов, то в последнем - 442. Дума была упразднена после Февральской революции, в 1917 году.

В СССР высшим законодательным органом власти был Верховный Совет, просуществовавший до 1993 года. После распада Советского Союза масштабную конституционную реформу начал президент России Борис Ельцин. Ее результатом стало учреждение Государственной думы. Первые выборы в нижнюю палату российского парламента состоялись в декабре 1993 года.

Государственная дума РФ

Становление российского парламентаризма происходило в неспокойные 90-е годы. На первых выборах победу одержала партия ЛДПР. Также депутатские кабинеты получили ЛДПР, блок "Выбор России", КПРФ, "Женщины России", "Аграрная партия России", "Яблоко", ПРЕС и "Демократическая партия России".

Дума состоит из 450 депутатов. Парламентаризм в России сегодня основа демократического строя. Ведь половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина по партийным спискам. В настоящее время для попадания в думу необходимо пройти 5-процентный барьер.

С 2007 по 2011 год правила были несколько ужесточены. Проходной барьер был увеличен до 7 %, однако в 2016 году вернули прежнюю схему.

К кандидату в депутаты предъявляют определенные требования. Это должен быть гражданин России старше 21 года.

Седьмой созыв

Последние выборы в Государственную думу состоялись в 2016 году. Российский парламентаризм продемонстрировал настроения в обществе, то, чего хотят большинство избирателей.

Уверенную победу на выборах одержала политическая партия "Единая Россия", набравшая почти 50 % голосов. Ее поддержали около 28 с половиной миллионов россиян. Эта политическая сила во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым и сформировала нынешнее правительство.

Второе место заняла Коммунистическая партия РФ. За ее многолетнего лидера и его сторонников проголосовали чуть больше 7 миллионов человек. Чуть меньше голосов оказалось у либерал-демократов, которыми руководит еще один отечественный политический долгожитель Владимир Жириновский.

Последней партией, преодолевшей 5-процентный барьер, стала "Справедливая Россия". Она получила чуть больше 6 % голосов.

Всего в выборах участвовали 14 партий. Не смогли попасть в парламент "Коммунисты России", "Яблоко", "Российская партия пенсионеров за справедливость", "Родина", "Партия Роста", "Зеленые", "Парнас", "Патриоты России", "Гражданская платформа" и "Гражданская сила".

При этом явка составила почти 48 % избирателей. Это достаточно низкий показатель для федеральных парламентских выборов, который говорит о том, что общество в последние годы становится все более аполитичным.

«Российский парламентаризм» - Права парламентария вне палаты. Обязанности парламентария вне палаты. Принятый федеральный закон. Основные признаки парламентаризма. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Формирование Государственной Думы. Контрольная функция. Принятие закона и передача в СФ. Компетенция Совета палаты (СФ). Законодательный (законотворческий) процесс.

«Парламентский урок» - 2010 г. – «Я.Закон. 2008 г. – «Выборы депутата». Цель Парламентского урока - формирование гражданского общества. 2011 г. – «Закон и законодатели». Парламентский урок. Парламентский урок: итог. Формы Парламентского урока. Нельзя создать репутацию на том, что вы только собираетесь сделать. (Генри Форд).

«Русский парламент» - Система беспарламентской демократии. Период становления Советов. Период практического строительства. Возможность роспуска Думы. Период действия Конституции РСФСР. Время СССР. Политическая система России. Становление парламентаризма в России. Состояние парламентаризма. Сценарии развития парламентаризма.

«Власть в РФ» - Основания для досрочного прекращения полномочий ЗАКС. Модели региональной исполнительной власти. Система исполнительной власти. Законодательная власть. Основные функции и полномочия главы субъекта РФ. Модель. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Нет высшего должностного лица.

«История власти в России» - Государственное и региональное управление. Введение. Общинное самоуправление. Восстановление системы промышленных министерств. Альбом наглядных пособий дает. Судебная власть Российской Федерации. Вооруженное противостояние. Присоединение к Москве Новгорода Великого. Система государственного и местного самоуправления.

«Современный парламентаризм» - Деятельность Собрания депутатов. Председатель. Депутатами. Принятие законов регионального уровня. Современный парламентаризм. Элементы парламентаризма. Современная Российская государственность. Значимость региональных парламентов. Роль законадательных (представительных) органов. Комиссия по социальным вопросам.

Всего в теме 17 презентаций